Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Топ:
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2017-07-09 | 269 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
1. Transformation of identity. Forms of transformation. 51
2. Post-traumatic Stress Disorder 52
3. Borderline Personality Disorder 62
4. Developmental crises 85
5. Factors of identity of transformation 93
IV. Self – conception and identity 105
V. Models of identity 125
1. Transcultural model 132
2. Psychodynamic model 147
VI. Conclusion 169
VII. References 171
ВВЕДЕНИЕ
Введение и последующее оперирование понятием идентичность отражает формирование социопсохологической парадигмы в современной психиатрии. В то же время, данное понятие способствует формированию нового психологического языка у психиатров, усиливает их интерес к гуманистическим аспектам психологии личности и психиатрии.
Термин и понятие «идентичность» практически не упоминаются в психиатрии бывшего СССР и современной России. Сложившаяся ситуация не является случайной, а связана с рядом обстоятельств. К числу последних можно отнести затруднение, возникающее при определении самого понятия идентичности, неоднозначность трактовок, сложности, возникающие при попытках оперировать термином в рамках принятой в психиатрии биомедицинской парадигмы. В России до настоящего времени имеет значение существующее предубеждение относительно использования понятий, с которыми связывается, так называемая, “психологизация в психиатрии”. Тем не менее, практика последнего десятилетия продемонстрировала необходимость использования психиатрией других парадигм, в частности, социопсихологической, динамической, религиозной.
Это положение, в определенной степени характерно и для психиатрии других стран. Например, только в DSM–IV (1994) появляется отдельная классификационная единица “диссоциативное нарушение идентичности”. В предшествующей классификации DSM–III-R вместо этого термина употреблялся термин “множественное расстройство личности”, а нарушение идентичности, как неспособность к интеграции Self’а и неуверенность в отношении установления длительных целей, описывалось только в разделах. “Другие нарушения младенчества, детства и подросткового периода” и “Нарушения половой идентичности”. Повышение интереса к проблеме идентичности находит отражение в том, что при выделении диагностических признаков, характерных для пограничного личностного расстройства, критерий нарушения идентичности перенесен с шестого места в DSM-III-R на третье в DSM –IV.
|
Используемый в психиатрии термин “деперсонализация”, не является эквивалентным нарушению идентичности, так как несёт более узкую смысловую нагрузку, включая, например, расстройство схемы тела органического происхождения; или ощущение “отчуждения” и изменения себя, с потерей прежних интересов (Korzeniowski, Puzynski, 1978, 1986), что может вызывать ассоциации с шизофренией. В то же время, в DSM –IV деперсонализационное расстройство выделяется в качестве нозологической формы, где деперсонализация понимается как “нарушение восприятия или переживания себя, при котором обычное чувство собственной реальности временно потеряно или изменено”. Выделяются такие проявления, как чувство отстранения и нахождения вне своего тела или вне “своих психических процессов”; ощущение себя автоматом или находящимся во сне. Подчеркивается, что деперсонализация – частое явление, и диагноз деперсонализационного расстройства может устанавливаться только в тех случаях, когда симптомы достаточно тяжелы, чтобы вызвать отчетливый дистресс или нарушение функционирования. Добровольно вызванные деперсонализационные переживания входят в содержание медитативных практик и трансов в различных религиях и культурах, и должны дифференцироваться с деперсонализационным расстройством.
Нарастающее колличество психических нарушений непсихотического уровня, затрагивающих большую часть популяции, связано с переходом во многих регионах мира от традиционных к современным структурам общества. Воздействие нарастающих неблагоприятных социально-психологических факторов требует разработки новых подходов, ориентированных на современные психологические теории, учета данных социальной науки и др. Используя исключительно биомедицинскую модель в психиатрии, невозможно сколько-нибудь эффективно решать проблемы отклоняющегося поведения, личностных расстройств, посттравматического стрессового расстройства и ряда других, широко представленных в популяции, состояний.
|
В условиях трансформации российского общества, когда социальные кризисы становятся индукторами личностных кризисов, перед современной психиатрией возникает ряд новых задач, связанных с осмыслением проблемы личности в современном обществе в условиях социальной нестабильности. Это способствует актуализации интереса к психологическим проблемам, ранее находившимся на периферии научного анализа, в частности, к проблеме идентичности. Изменения, происходящие в современном обществе (изменение системы ценностей, ломка социальных стереотипов, размывание социально –ролевой структуры общества), способствуют росту состояний, связанных с трансформацией идентичности. Эти процессы вызывают изменение личности человека, приводят к нарушениям его поведения и социальной адаптации.
Несмотря на то, что глубокий кризис диагностируется далеко не у всех, те или иные проблемы, связанные с поиском утраченной стабильной идентичности, возникают практически перед каждым. Особенно уязвимы оказываются люди с негативно трансформированной идентичностью (при пограничном личностном расстройстве, посттравматическом стрессовом растройстве), число которых имеет тенденцию к росту.
Одна из проблем, стоящих перед современным человеком, - построение образа «Я», конструирование собственной идентичности. В связи с разрушением стереотипов, ценностей и норм поведения, лежащих в основе идентичности, проблема выбора норм, ценностей и самоопределения становится актуальной.
Несмотря на имеющиеся исследования, проблема формирования и трансформации идентичности в психологии, а тем более в психиатрии, требует дальнейшего изучения. Различные психологические концепции не дают однозначного ответа на вопросы о природе, закономерностях и механизмах формирования идентичности, нет единства взглядов на феноменологию, классификацию, аспекты, структуру и состояния идентичности. Имеют место значительные затруднения в объяснении механизмов трансформации идентичности.
|
Настоящая книга является одной из первых попыток привлечения внимания специалистов в области психического здоровья к проблеме идентичности и её значению в современных условиях.
ФЕНОМЕН ИДЕНТИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ
Определения. Развитие понятия идентичности.
Понятие "идентичность" имеет в литературе различные интерпретации. Терминологическая неопределенность затрудняет научное общение и выработку единой концепции исследования идентичности. Вебстерский энциклопедический словарь английского языка (Webster’s Encyclopedic Unabridged Dictionary of the English Language, 1983) определяет идентичность как “самотождественность личности или вещи в течение времени и при различных обстоятельствах”; “факт, что человек есть то, что он есть, а не что-либо иное”. Отдельно, рассматривается идентичность, как условие или факт того, что человек остаётся самим собой в течение времени, в течение различных фаз своего существования, как непрерывность личности, её постоянство.
Психологические англоязычные психологические словари дают близкие определения. Так, например, Stone в американском психиатрическом глоссарии (American Psychiatric Glossary, American Psychiatric Association, 1988) определяет идентичность, как “глобальную роль человека в жизни и восприятие им своего чувства Self”. Согласно Drever (1956), личностная идентичность - это чувство бытия самотождественным, основанное на общем чувстве непрерывности целей и памяти.
William James в свое время писал о “Self’e среди Self’ов”, имея в виду центральный Self как интегральную, последовательную и непрерывную структуру, которая формируется постепенно в процессе воспитания.
Юнг (1933) считал, что существует архетипная предрасположенность формирования чувства единого, интегрированного Self’a. Один из авторов психологии Self – Kohut (1971) считает, что стремление к организации и сохранению интегрированного чувства Self, является первичной и важнейшей мотивацией. Согласно Self-психологии, осуществление жизненно важных социальных контактов возможно лишь при условии первоначального формирования собственной истинной идентичности, “ядра субьективности”. Такой же точки зрения придерживается Winnicott (1960).
|
Эти авторы подчеркивают наличие основной идентичности, независимой от времени и сохраняющейся при переходе от одного субьективного состояния к другому. Это чувство идентичности остается даже в таких состояниях, когда человек находится “вне себя”, так как и здесь он продолжает ассоциировать себя с предшествующими периодами жизни. В то же время, человеку свойственно формирование различных способов поведения, которые зависят от разных социальных требований и обстоятельств. Это приводит к формированию различных, достаточно сложных, имеющих самостоятельное развитие типов ролевого поведения, необходимого для эффективного социального приспособления. Человек может настолько глубоко “вживаться”, погружаться в ролевое поведение, что перестает быть самим собой. Если такое ролевое функционирование происходит достаточно долго, связь с основной идентичностью может более или менее значительно ослабевать. Это дает возможность некоторым авторам постулировать наличие множественной идентичности, выдвигать концепцию о том, что психика организована таким образом, что она может продуцировать различные Self’ы (Mitchell, 1993; Foster, 1992 и др.).
Sullivan (1938) подчеркивает, что один и тот же человек может быть совершенно различным, вступая в контакт с различными людьми. В различных обстоятельствах, даже с одним и тем же человеком, паттерны отношений могут резко отличаться друг от друга. Автор считает, что единая идентичность, уникальная личностная индивидуальность является нарцисстической иллюзией, а Self выступает как множественный феномен; несмотря на то, что человеку кажется, что он остаётся таким же в отношениях с различными людьми и в разное время, в реальности он использует разные Self-структуры. Имееется специальная литература (Hoffman, 1981; Hinshelwood, 1979), анализирующая ситуации, в которых агрегации различных Self’ов сталкиваются в разных контекстах.
В этом контексте интересно, что представители Британского психоанализа стараются выделить идентичность и чувство Self”а из сферы межличностных интеракций, подчеркивая глубокую интимность переживания Self”а (Winnicott, 1963; Khan, 1963). Enid Balint (1991) относит идентичность, чувство Self”а к наиболее глубоким формам переживаний, которые невозможно выразить в языке. Такое переживание может обостряться, когда человек находится в одиночестве и имеет возможность погрузиться в себя.
|
Представление об идентичности как о непротиворечивости и постоянстве проявлений личности получило своё развитие в работах ряда авторов. Erikson (1980) определил идентичность как внутреннее постоянство и тождественность личности. Habermas (1979), Haberlin, Niclaus (1976) считают, что исторически первой социально-психологической концепцией идентичности следует считать концепцию "Я", предложенную Mead (1975). Согласно, этой концепции, идентичность связана со способностью человека относиться к себе рефлексивно. Это становится возможным, так как взаимодействующий субъект предвосхищает установку партнёра и может воспринять себя с его точки зрения.
Определения идентичности, данные Erikson (1980), являются эмпирическими, основанными на опыте как на единственном источнике познания. Автор пишет: "Одно время она (идентичность) кажется относящейся к сознательному чувству индивидуальной уникальности, в другое - к бессознательному стремлению к непрерывности опыта, в третье - к солидарности с групповыми идеалами". Автор выделил некоторые элементы идентичности на уровне индивидуального опыта, прежде всего, это чувство идентичности или чувство личностного тождества и исторической непрерывности личности, а также, сознательное чувство личностной идентичности. Оно основано на восприятии себя, своего существования во времени и пространстве, с одной стороны, и восприятии того факта, что другие признают моё тождество и непрерывность, с другой. Переживание идентичности, по утверждению Erikson, с возрастом и по мере развития личности, усиливается: человек ощущает возрастающую непрерывность между всем тем, что он пережил и тем, что он предполагает в будущем, между тем, кем он хочет быть и тем, как воспринимает ожидания других по отношению к себе.
Рассматривая форму и содержание идентичности, Erikson (1960) даёт следующее определение: "это конфигурация, которая возникает путём успешного Эго-синтеза и ресинтеза в течение детства. Эта конфигурация постепенно объединяет конституциональные задатки, базовые потребности, способности, значимые идентификации, эффективные защиты, успешные сублимации и постоянные роли". Таким образом, идентичность рассматривается как некая структура, переживаемая субъективно как чувство тождественности и постоянства собственной личности при восприятии других, признающих это тождество. Чувство идентичности сопровождается ощущением целенаправленности и осмысленности своей жизни и уверенности во внешнем одобрении.
Последователи Erikson, осознающие необходимость эмпирического исследования идентичности, занялись поиском более строгого и операционального её определения. Получил известность подход Marcia (1970, 1980), который определил идентичность как структуру Эго, то есть, “как внутреннюю самосоздающуюся, динамичную организацию потребностей, способностей, убеждений и индивидуальную историю". Для операционализации понятия идентичности автор выдвинул предположение о том, что данная гипотетическая структура проявляется феноменологически через наблюдаемые паттерны решения проблем. Решение каждой жизненной проблемы вносит вклад в достижение идентичности. Например, подросток для достижения идентичности должен решить такие проблемы как: идти учиться или работать, какую выбрать работу, вести ли половую жизнь и т.п. По мере принятия все более разнообразных решений относительно себя и своей жизни развивается структура идентичности, повышается осознание своих сильных и слабых сторон, направленности и осмысленности своей жизни. Автор подчеркивает, что идентичность может включать многие другие аспекты, но его модель базируется именно на аспекте решения проблем.
В исследованиях Waterman (1982) в большей степени акцентируется ценностно-волевой аспект идентичности. Автор считает, что идентичность связана с наличием у человека четкого самоопределения, которое включает выбор целей, ценностей и убеждений, которыми он руководствуется в жизни. Цели, ценности и убеждения Waterman считает элементами идентичности. Они могут меняться в период её кризиса и являются основанием для определения жизненной направленности. Автор рассматривает идентичность с динамической и содержательной сторон:
1) процесс формирования идентичности зависит от средств, с помощью которых человек идентифицирует, оценивает и отбирает ценности, цели и убеждения, которые впоследствии станут элементами его идентичности;
2) идентичность невозможно рассматривать без учета содержательной специфики целей, ценностей и убеждений, выбираемых человеком.
Каждый выбранный элемент относится к какой-либо сфере человеческой жизни. Waterman выделяет четыре сферы жизни, наиболее значимые для формирования идентичности:
1/ сфера выбора профессии и профессионального пути;
2/ сфера принятия и переоценки религиозных и моральных убеждений;
З/ сфера выработки политических взглядов;
4/ сфера принятия социальных ролей, включая половые роли и ожидания в отношении супружества и родительства.
Автор подчеркивает необходимость исследования идентичности в единстве динамической и содержательной её сторон.
Большинство характеристик и свойств, образующих идентичность, культурально обусловлены. В некоторых культурах допускается возможность сочетания несочетаемых признаков. Bharati (1985) утверждает, что вполне образованный индус не видит противоречий в высказываниях типа: "Я вегетарианец и я ем мясо". Имеется в виду, что он может быть в своей среде вегетарианцем, и есть мясо, когда находится среди иностранцев. При этом эмпирические "Я" могут быть противоположными, но не вести к когнитивному диссонансу и не нарушать целостности личности.
Mead (1975) понимает под идентичностью способность человека воспринимать своё поведение и жизнь в целом, как связанное, единое целое. Автор рассматривает "Я" как продукт социальногo взаимодействия: индивидуум воспринимает себя не прямо и непосредственно, а посредством частных точек зрения на него других людей или при помощи обобщённой точки зрения на него своей группы. В настоящее время, взгляды автора развиваются в работах Habermas (1976), Haeberlin, Niclaus (1978).
Breakwell (1986), Tajfel, Turner (1979) – когнитивно ориентированные психологи, понимают идентичность как когнитивную систему, выполняющую роль регуляции поведения в соответствующих условиях. Cогласно Breakwell (1986), о наличии угрозы идентичности можно говорить тогда, когда человек чувствует разрушение целостности своей личности. Turner (1985) вводит понятие самокатегоризации - отнесения себя к той или иной категории, в результате чего формируются элементы идентичности.
|
|
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!