Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Топ:
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2017-07-09 | 1772 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Мнения и представления разных авторов о видах,типах и структуре идентичности достаточно многообразны и претерпели исторические изменения. В частности Erikson еще в 1968 году выделял:
а/ Эго-идентичность;
б/ позитивную идентичность;
в/ негативную идентичность.
De Levita различает следующие формы идентичности:
1. Базисная. Она определяется такими условиями, как принадлежность к определённой расе, группе населения, полу. Эти социальные характнристики формируют соответствующие элементы идентичности.
2. Приобретённая. Эта идентичность возникает на основе собственных профессиональных достижений, связей и ориентаций.
3. Ролевая. Под этим видом идентичности понимают выполнение ролей, усвоенных в ходе развития. Они могут быть заимствованы у кого-либо или быть обусловленными ожиданиями окружающих.
Miller (1981) представляет структуру идентичности, как состоящую из различных взаимодействующих областей и уровней, находящихся в иерархическом или временном соотношениях. К ним относятся:
1) центральная идентичность;
2) периферическая идентичность;
3) различные субидентичности.
Glasser (1991), подчеркивая связь идентичности и самооценки, считает, что любовь и самоуважение - два основных пути, ведущих к осознанию идентичности. Основываясь на данной точке зрения, автор выделяет позитивную и негативную идентичности. Строятся и более сложные модели (Fogelson, 1982), в которых выделяют:
1. актуальную идентичность;
2. потенциальную идентичность;
3. идеальную идентичность.
Для построения своей модели идентичности Marcia (1980) использовал два параметра:
I/ наличие или отсутствие кризиса, то есть, состояния поиска идентичности;
2/ наличие или отсутствие составляющих идентичности, то есть, личностно значимых целей, ценностей, убеждений, принятых решений относительно себя и своей жизни.
|
В разработанной модели Marcia выделяет четыре статуса идентичности:
1. Достигнутая идентичность – возникает у человека, который прошёл связанный с кризисом период самоанализа и в результате приобрел определённую систему ценностей и убеждений. Он знает, кто он, к чему стремится, что следует делать. Таким людям обычно свойственно чувство доверия, оптимизм в отношении будущего, а осознание трудностей не уменьшает стремления придерживаться избранного направления. Свои цели, ценности и убеждения такой человек рассматривает как личностно значимые, обеспечивающие ему чувство смысла жизни.
2. Мораторий. Этот термин используется Marcia по отношению к человеку, находящемуся в состоянии кризиса идентичности и пытающемуся его разрешить, исследуя возможные альтернативы. Такой человек находится в активном поиске информации, необходимой для разрешения кризиса. Для ранних этапов поиска особенно характерны чувства радости, ожидания и любопытства.
3.Идентичность, формирование которой преждевременно остановилось (identity forecclosure). Marcia таким образом обозначает состояние идентичности человека, который принял на себя обязательства, без достаточного исследования альтернативных возможностей, часто просто акцептируя выбор предложенный родителями. По содержанию его система ценностей и убеждений может совпасть с таковой у лиц с “достигнутой идентичностью”, но, тем не менее, процесс их формирования различен. Составляющие данной идентичности возникают не в результате самостоятельного поиска и выбора, не через переживание кризиса, а, в основном, вследствие идентификации с родителями или другими авторитетными лицами. Принятые таким образом цели, ценности и убеждения сходны с родительскими, отражая их ожидания.
Преждевременная остановка формирования идентичности является нежелательным исходом развития, она может оказаться окончательным тупиком или, в более благоприятном случае, носить временный характер. В последнем случае, мораторий, сопровождающий исследование, выбирается позднее на пути к достижению идентичности.
|
4. Диффузия идентичности. Это состояние характерно для людей, не имеющих сформированных ценностей и убеждений. Они или никогда не были в состоянии кризиса, или оказались неспособными конструктивно решить возникшие проблемы. При отсутствии ясного чувства идентичности обнаруживаются такие негативные состояния, как пессимизм, апатия, свободно плавающая злоба, отчуждение, тревога, чувство беспомощности и безнадёжности. Диффузная идентичность может сопровождаться чувством выраженного психологического дискомфорта, страхом, желанием смерти. Часто возникает пренебрежительное отношение ко всем принятым в обществе культуральным ценностям, при неспособности выработать собственные.
Raphael, Xelowski (1980) предлагают два параметра оценки идентичности - "открытость альтернативам" и "наличие решений". На основе этих двух параметров они выделяют следующие типы идентичности:
Ø открытый тип – связанный с наличием альтернативы;
Ø закрытый тип – характеризующийся согласием с имеющимися планами решений, без восприятия каких-либо альтернатив;
Ø диффузный тип – связанный с неосознанностью наличия альтернатив и отсутствием решений.
Авторы считают, что человек, который был какое-то время закрыт для восприятия альтернатив, может однажды их осознать (перейти в открытый тип), а в дальнейшем может вновь стать закрытым, ограничив себя уже принятыми решениями.
Mead (1975), рассматривая проблему соотношения социальной детерминации и свободы личности, выделяет: 1)несознаваемую и 2)осознаваемую идентичность. Неосознаваемая идентичность базируется на неосознанно принятых нормах, привычках. Это усвоенный комплекс ожиданий, поступающих от той социальной группы, к которой человек принадлежит. Осознаваемая идентичность возникает тогда, когда человек начинает размышлять о себе, о своём поведении. Таким образом, подчеркивается значение когнитивных процессов, поскольку переход от неосознаваемой к осознаваемой идентичности возможен только при наличии рефлексии. Человек осознаёт свою идентичность, когда начинает размышлять о себе с помощью приобретённого в социальном взаимодействии языка. Следовательно, осознаваемая идентичность не означает автономии личности от социума: она формируется при помощи категорий, выработанных в языке. В то же время наличие осознаваемой идентичности означает момент относительной свободы личности, так как человек перестает следовать ритуализированному развёртыванию действий и начинает думать о цели и тактике своего поведения.
|
Mead решает соотношение между социальной детерминацией и самодетерминацией личности через разделение идентичности на аспекты " I " и "Ме ". "Mе " описывает человека как существо, детерминированное социально заданными условностями и привычками. Это как бы представитель общества в индивидууме, который состоит из интернализованных "генерализованных других". " I " описывает человека как существо, которое способно реагировать на социальную ситуацию своим индивидуальным, неповторимым образом. При интерпретации человеческого поведения необходимо учитывать оба аспекта идентичности.
Goffman (1963,1964) развивал идеи Mead, интерпретируя поведение человека как осознаваемую или неосознаваемую стратегию решения им своих проблем, связанных с идентичностью. Он выделил три вида идентичности:
I/ социальная идентичность - типизация личности другими людьми на основе атрибутов социальной группы, к которой она принадлежит;
2/ личностная идентичность - здесь речь идёт об индивидуальных признаках человека и уникальной комбинации фактов его жизни;
З/ Я-идентичность - субъективное ощущение индивидом своей жизненной ситуации, своего своеобразия.
Личностная идентичность также является социальным феноменом: восприятие личностной идентичности происходит при условии, что информация о фактах жизни человека известна его партнёру по взаимодействию.
Анализируя взаимодействия, Goffman вводит понятие знака. Знак - это любой признак человека, который используется им для подчеркивания некоторых своих качеств, своего отличия от других. Для понимания процесса означивания Goffman вводит различение между: a)актуальной и b)виртуальной социальной идентичностью. Актуальная социальная идентичность - типизация личности на основе атрибутов, которые легко доказуемы, очевидны. Виртуальная социальная идентичность - типизация личности на основе атрибутов, которые только можно предположить.
|
Влияние человека на информацию о себе, идущую на социальное окружение, автор называет "политикой идентичности". Для осуществления такого влияния используются разные типы техник. "Техники избегания" направлены на то, чтобы принять меры изоляции от того человека, который мог бы открыть нежелательные знаки. "Техники компенсации" включают меры, с помощью которых информация о себе искажается или фальсифицируется. Возможны также техники "деидентификации", которые изменяют интерпретацию признаков виртуальной идентичности в желательном направлении.
Представлениям Goffman близка модель "борьбы идентичностей" Fogelson (1982). В этой модели выделяются четыре компонента:
1. реальная идентичность - подразумевает самоотчёт индивида о себе, его самоописание "я сегодня";
2. идеальная идентичность - позитивная идентичность, к которой индивид стремится, каким ему хотелось бы себя видеть;
3. негативная идентичность - "вызывающая страх" идентичность, которой индивид стремится избегать, это то, каким он не хотел бы себя видеть;
4. предъявляемая идентичность - набор образов, которые индивид транслирует другим людям с тем, чтобы повлиять на оценку ими своей личности.
Конфликт строится на том, что индивид старается приблизить реальную идентичность к идеальной и максимизировать дистанцию между реальной и негативной идентичностью. Это достигается путём манипулирования предъявляемой идентичностью с помощью "работы идентичности", процесса, аналогичного "политике идентичности" у Goffman.
Поддерживая точку зрения Goffman, Habermas (1976) считает, что Я-идентичность образуется из совокупности личностной и социальной идентичностей. Он понимает личностную и социальную идентичности как два измерения, в которых реализуется балансирующая Я–идентичность (концепция баланса идентичности).Вертикальное измерение - личностная идентичность - обеспечивает связь истории и жизни человека. Горизонтальное измерение - социальная идентичность - обеспечивает возможность выполнять различные требования всех ролевых систем, к которым принадлежит человек. Я - идентичность возникает в балансе между личностной и социальной идентичностями. Установление и поддерживание этого баланса происходит с помощью техник взаимодействия. Во взаимодействии человек проясняет свою идентичность, стремясь соответствовать нормативным ожиданиям партнера. В тоже время, человек стремится к выражению своей неповторимости.
|
Идея о наличии двух аспектов идентичности – ориентированного на социально-нормативную среду и ориентированного на уникальность проявлений человека - наиболее полно воплотилась в концепциях когнитивно ориентированных авторов (Tajfel, 1979; Turner, 1985; Habermas, 1976).
В теории социальной идентичности Tajfel (1974,1979) и Turner (1985) идентичность, или "Я-концепция", представляется как когнитивная система, регулирующая поведение. Она включает в себя две подсистемы: личностную идентичность и социальную идентичность. Первая относится к самоопределению, выражающемуся в физических, интеллектуальных и нравственных личностных чертах. Вторая складывается из отдельных идентификаций и определяется принадлежностью человека к различным социальным категориям: расе, национальности, полу и т.д. По мнению Tajfel, личностная и социальная идентичность представляют собой два полюса единого биполярного континуума. На одном полюсе - поведение, полностью определяющееся социальной идентичностью, на другом полностью личностной. Более типичным является поведение, находящееся между этими полюсами.
Turner (1985) выделял три уровня самокатегоризации:
1) самокатегоризация себя как человеческого существа (“человеческая” идентичность);
2) групповая самокатегоризация - социальная идентичность;
3) личностная самокатегоризация - личностная идентичность.
Между выраженностью одного уровня самокатегоризации и другими уровнями существует функциональный антагонизм: с позиции личностной идентичности человек не видит сходства между группами, с позиции групповой идентичности не различает индивидуальных характеристик отдельных членов группы. Любые факторы, усиливающие выраженность групповой самокатегоризации, ведут к увеличению воспринимаемого тождества между собой и членами иной группы и, таким образом, деперсонализируют индивидуальное самовосприятие (концепция деперсонализации). Деперсонализация относится к процессам «самостереотипизации», посредством которых люди воспринимают себя как взаимозаменяемые экземпляры социальной категории, а не как уникальные личности.
Теория Tajfel (1974,1979) и Turner (1985) представляет собой попытку преодоления дихотомии личностного и безличностного начал в человеке: социальную самокатегоризацию они рассматривают как более высокий уровень по сравнению с личностной и концентрируют на ней основное внимание. Для гуманистически и психоаналитически ориентированных авторов более характерно именно противопоставление личности как разумного, ответственного, сознательного начала и массы как начала иррационального, деструктивного (Лебон, Фромм, Фрейд и др.) и отсюда - противопоставление личностной и социальной идентичности. Фромм (1990) пишет: "Кризис идентичности - это кризис современного общества, вызванный тем фактом, что члены его стали безликими инструментами, чувство идентичности которых зиждется на участии в деятельности корпораций или иных гигантских бюрократических организаций".
Фромм подчеркивает, что человеку, в силу его одиночества, экзистенциальной раздвоенности (осознание своей изолированности, с одной стороны - и потребность в эмоциональных связях с миром, с другой), свойственно стремление к установлению единства с самим собой и природным и социальным миром вокруг себя. Но существуют два пути установления этой связи: "Он может любить других людей - для этого он должен сам быть независимой и творческой личностью, или он может установить некие симбиотические связи, стать частью какой-то группы или сделать группу людей частью своего Я" (Фромм,1994). "Спасаясь от экзистенциальной раздвоенности, человек идентифицирует себя со своей социальной организацией, и забывает про то, что он личность. Таким образом, человек перестаёт быть личностью и превращается в некое "оно" (Фромм, 1994).
Агеев (1990) утверждает, что социальная идентичность складывается из отдельных идентификаций и определяется принадлежностью человека к различным социальным категориям: расе, национальности, классу, полу и т.д. Наряду с личностной идентичностью социальная идентичность оказывается важным регулятором самосознания и социального поведения.
Основываясь на важнейших положениях теории социальной идентичности, сформулированных Tajfel (1974), Tajfel и Turner (1979), Turner (1985). Агеев (1990) делает ряд взаимосвязанных заключений, одно из которых касается этнической идентичности. К положениям теории социальной идентичности относятся следующие:
1. Социальная идентичность складывается из тех аспектов образа «Я», которые вытекают из восприятия человеком себя как члена определенных социальных групп (или категорий, как предпочитают обозначать их Tajfel и Turner). Например, в «Я-образ» может входить осознание себя как мужчины, европейца, англичанина, студента, представителя средних слоев общества, члена спортивной команды, молодежной организации и т.д.
2. Люди стремятся к сохранению или повышению своей самооценки, то есть стремятся к положительному образу себя.
3. Социальные группы (или категории) и членство в них связаны с сопутствующей им положительной или отрицательной оценкой, существующей в обществе, следовательно, социальная идентичность может быть положительной или отрицательной. Например, на протяжении столетий принадлежность к мужскому полу ценилась выше, чем к женскому; аристократические слои общества - выше плебейских и т.д. В условиях современной Англии, где деление на классы в школе осуществляется по успехам в учебе и «способностям», восприятие себя учеником слабо успевающего класса создает предпосылки для формирования негативной социальной идентичности.
4. Оценка собственной группы индивидом определяется взаимоотношениями с некоторыми другими группами через социальное сравнение ценностно-значимых качеств и характеристик. Сравнение, результатом которого становится положительное отличие своей группы от чужой - порождает высокий престиж, отрицательное - низкий.
Этническая идентичность рассматривается многими авторами как условие целостности и саморазвития личности. Романова (1994), Гозман, Кроз (1987), Эткинд (1983) считают, что этническая идентичность, для поддержания и повышения самооценки личности, может менять свою направленность и содержание в зависимости от социокультурной ситуации. Таким образом, идентичность предстаёт как динамичная, изменяющаяся в соответствии с изменениями социальной ситуации, структура.
Формирование идентичности.
Erikson (1981) понимает развитие и формирование идентичности, как процесс взаимодействия биологических, социальных и Эго-процессов. Автор выделяет различные стадии развития идентичности с характерными особенностями, касающимися общения с родителями и близкими людьми, относительной независимости, познания окружающего мира, самоопределения, самоактуализации, творчества.
Процесс развития идентичности продолжается всю жизнь и не является линейным. Он проходит через кризисы идентичности – периоды жизни, когда возникает конфликт между сложившейся к данному моменту структурой идентичности и требованиями личностного развития. Для выхода из кризиса человеку необходимо приложить усилия для реализации новых целей, усвоения новых ценностей. При определенных, неблагоприятных обстоятельствах процесс формирования идентичности может задерживаться или может происходить возвращение к более ранним, примитивным её формам.
По мнению Erikson (1980), в процессе формирования идентичности, одной из центральных функций Эго является интеграция биологического и социального процессов. Результатом интегративной работы Эго, или Эго-синтеза, на каждом этапе развития является конфигурация элементов идентичности. Эта гипотетическая конфигурация обеспечивает чувство идентичности.
К этапам становления Эго Erikson относит:
I/ раннее детство - действуют механизмы интроекции и проекции, готовя основу для будущих идентификаций;
2/ детство – основным механизмом формирования идентичности является идентификация со значимыми людьми;
З/ юношеский возраст - собственно формирование идентичности, которое начинается тогда, когда действенность идентификаций как механизма формирования Эго исчерпывается. Происходит переструктурирование совокупности детских идентификаций в новую конфигурацию путём отказа от некоторых из них и принятия других.
В эпигенетической диаграмме Erikson (1960) выделяется несколько этапов развития идентичности, в каждом из которых решается своя задача, при этом каждое из новообразований связано с остальными и существует в некоторой форме ещё до того, как достигнет критической стадии в развитии жизненного цикла.
Erikson (1980) описывает процесс развития идентичности как процесс интеграции и дифференциации различных взаимосвязанных элементов (идентификаций). Для каждого человека эти элементы образуют уникальную форму. Интегрирующая работа Эго необходима каждый раз, когда возникают какие-либо изменения - биологические или социальные. Идентичность сохраняется за счет изменения её структуры и ценности элементов для личности.
Процесс формирования идентичности не заканчивается в юношеском возрасте. Формирование идентичности - процесс всей жизни человека, причём во многом неосознаваемый им самим.
Marcia (1970), подчёркивая что идентичность развивается на протяжении всей жизни человека, различает два пути достижения идентичности:
1/ присваемая идентичность - элементы которой человек постепенно осознаёт в процессе жизни и развития (имя, навыки, способности, гражданство);
2/ конструируемая идентичность - когда человек сам принимает решения о том, кем и каким ему быть.
Множество людей "имеют" идентичность, присваивая в основном путём пассивного осознания то, что им дано извне, и немногие создают свою идентичность, накладывая на данное им средой собственные решения.
Все люди обладают различной способностью меняться. Человек, который стремится к риску (иметь неопределённость, “размытую” идентичность, экспериментировать, ошибаться), может измениться сильно, но тот, кто избегает подобного риска, проявит соответственно меньшие изменения. Marcia (1970) даже называл статусы идентичности типами личности, основанными на характеристике стиля принятия решений, уровня когнитивной сложности, отношения к родительским запретам и желаниям, стиле интерперсональных отношений.
С точки зрения Marcia (1966), полное развитие идентичности возникает, если индивидуум пережил кризис и вышел из него, приняв на себя “разумно твердое обязательство” по отношению к профессиональной деятельности и/или идеологии. Такой зрелый исход Marcia называет достижением идентичности. Возможны также три менее зрелых исхода: диффузия идентичности (Marcia оставил более ранний термин Erikson’a “диффузия”, поскольку он уже использовался в разработанных шкалах), при которой ни кризис, ни принятие на себя обязательств не были пережиты; мораторий – во время которого кризис переживается, но обязательства еще не приняты; преждевременная остановка формирования идентичности – при которой обязательство было принято без переживания кризиса и без сколько-нибудь значительного исследования альтернатив, часто просто следуя родительскому выбору.
Mellory (1989), развивая статусную теорию идентичности, описывает прототипические особенности лиц, связанные с определенными статусами идентичности: “достигающей” идентичности – человеку достигающему идентичности присуще личностное постоянство, продуктивность, ясность поведения; человеку находящемуся в состоянии моратория свойственны – философская озабоченность, нонконформизм, оппозиционизм. Для диффузии идентичности присущи такие личностные черты, как непредсказуемость, непродуманность действий. Для преждевременной остановки формирования идентичности свойственны – морализм, тривиальность, однообразие.
При проведении психологического тестирования обнаруживается, что лица с высокими показателями Эго-идентичности функционируют лучше при разных трудных обстоятельствах (Marcia, 1966), показывают лучшие оценки при обучении (Cross, Allen, 1970). Им свойственно более высокое мнение о себе (Lobel, Winch, 1988), более высокая способность к моральным оценкам (Podd, 1972). Они проявляют лучшую память на прошедшие события (Neimeyer, Rareshide, 1991), их ранние воспоминания связаны с более зрелыми темами (Orlofsky, Frank, 1986). Лица в стадии моратория проявляют более высокую тревожность, что отражается на их результативности (Podd, Marcia, Rubin, 1970). Лица с преждевременной остановкой формирования идентичности более авторитарны (Marcia, 1967) и импульсивны (Cella et al., 1987). Студенты с низким скоррингом идентичности хуже справляются с ситуациями требующими интимности (Sperling, 1987), они не способны в достаточной степени оценить социальную поддержку.
Вместе с тем, Marcia (1970) отмечал, что человек имеет смешанное состояние идентичности в каждый момент времени, чисто диффузная или чисто достигнутая идентичности довольно редки. Кризис идентичности, как правило, не охватывает всей жизни человека, а фокусируется на относительно ограниченном числе проблем определённых жизненных сфер (профессиональный выбор, семейная жизнь и др.). Такие проблемы, как правило, взаимосвязаны, и решение одной из них может повлечь определённые сдвиги в отношении других, ещё не решенных. Прогрессивное усиление чувства идентичности на основе решения значимых проблем происходит на протяжении всей жизни.
Matteson (1975) ввёл понятие «многофазового кризиса». Автор обнаружил, что в разных областях, или сферах жизни, идентичность развивается неодинаково: если в профессиональной области наблюдается движение к более высоким статусам (к достигнутой идентичности), то в идеологической сфере - к более низким, вплоть до диффузного. Кроме того, он показал, что разные проблемы возникают в различные характерные для них периоды. Эти идеи развиваются также в фокальной теории Coleman (1974, 1985). Согласно данной теории, разным возрастам соответствуют специфичные проблемы и взаимоотношения. При этом возрастные проблематики могут перекрываться, что допускает возможность самых разнообразных индивидуальных вариантов. Теория Coleman характеризуется следующими главными моментами:
I/ решение одной проблемы не служит обязательной предпосылкой для перехода к следующей. Не исключено одновременное столкновение с несколькими проблемами, что может привести к декомпенсации;
2/ в фокальной теории нет твёрдых границ между отдельными ступенями развития. Это означает, что определённый круг проблем или задач не связан только с каким-то определённым возрастом;
3/ последовательность задач развития и, следовательно, проблематик также не является необратимой. Как и другие последователи данной традиции, автор интерпретировал пик интереса или проблематичности данной сферы жизни, (что выражается, в частности, в частоте обсуждения этих сфер с другими людьми) как показатель наличия кризиса в этой сфере.
Таким образом, человеческая жизнь предстаёт как путь преодоления различных по содержанию кризисов идентичности. Переживая кризис в определённой сфере жизни, человек невольно помещает эту сферу в центр своих интересов.
Waterman (1982) также считает, что формирование идентичности - не единичный акт, а серия отдельных взаимосвязанных выборов, с помощью которых индивидуум определяет свои личные цели, ценности, убеждения. Согласно предлагаемой автором модели, развитие идентичности не является линейным, более того, оно иногда возвращается к более раннему состоянию. Даже имея достигнутую идентичность, человек может в кризисной ситуации “войти” в состояние спутанной идентичности. Чувство достижения идентичности разрушается по мере того, как цели, ценности и убеждения теряют свою жизненность, перестают соответствовать изменившейся жизни. Если при этом стимулируется процесс, способствующий решению кризиса, у человека есть шанс вновь достичь прежней, временно потерянной, идентичности. Однако, если он не хочет замечать происходящих изменений и затрачивать усилия на личностные поиски, существует опасность погружения в спутанное состояние.
В то же время, Waterman считает, что человек, однажды побывавший в состоянии кризиса, не может больше вернуться в состояние первоначальной идентичности, так как сам процесс решения проблем в период кризиса изменяет качество всех принимаемых впоследствии решений.
Для нахождения путей эмпирического изучения идентичности, следует ответить на вопрос: является ли идентичность и процессы её формирования осознаваемыми. С одной стороны, необходимо признать наличие множества неосознаваемых элементов идентичности (идентификации раннего детства), с другой стороны, такие компоненты сложно эмпирически выявить.
Изучая эту проблему, Erikson (1960) отмечал, что чувство идентичности проявляется на двух уровнях. Первый уровень - осознаваемый, когда человек явно озабочен своим "Я", что часто наблюдается в юности. То есть, человек осознаёт свою идентичность, когда входит в состояние кризиса и начинает ощущать вторжение неопределённости, или же когда он близок к достижению идентичности и открытию чего-то нового в себе. Тем не менее, идентичность переживается также на пресознательном уровне как чувство психосоциального благополучия. "Наиболее очевидные его корреляты, - пишет Erikson (1960),- чувство бытия как дома в своём теле, чувство целенаправленности жизни и внутренняя уверенность в признании со стороны значимых других".
Представители символического интеракционизма подчеркивали социальное происхождение идентичности. Mead (1975) считал, что при рождении человек не обладает идентичностью, она возникает как результат его социального опыта, взаимодействия с другими людьми. При этом исключительное значение придаётся символической коммуникации, как вербальной, так и невербальной. Согласно Mead, развитие идентичности идёт по направлению от неосознаваемой к осознаваемой. Аспекты "I" и "Ме" рассматриваются автором также как фазы развития идентичности. Когда человек достигает осознаваемой идентичности, "I" и "Ме " образуют вместе единую идентичность.
Krappman (1969) систематизировал идеи Mead об осознаваемой идентичности. Автор рассматривал условия социальной ситуации, при которых идентичность остаётся сохранной, и назвал ряд способностей, необходимых человеку для поддержания своей идентичности в ситуации взаимодействия. Krappman утверждает, что представления принимающих участие во взаимодействии партнёров о значении одних и тех же символов различны, часто противоречивы. Постоянно подступающая в процессе взаимодействия новая информация должна перерабатываться индивидуумом так, чтобы привести её в соответствие с уже накопленным опытом. Успех поддержания идентичности зависит от наличия у человека таких способностей, как эмпатия, толерантность к противоречиям, способность к ролевому дистанцированию и успешной самопрезентации.
С точки зрения Strauss (1968), идентичность также формируется в основном во взаимодействии с социальным окружением. При восприятии себя человек учитывает, как могут реагировать на него люди, с которыми он взаимодействует. Strauss заимствует у Кули термин "зеркальное Я", считая, что идентичность формируется на основе рефлексии своего многократного "отражения в других". Изменение идентичности также происходит в процессе интеракций. Оно проходит через ряд трансформаций в рамках обязательных институализированных статусов (например, невеста – супруга – мать - воспитательница). Следуя Erikson, Strauss подчеркивает значение перехода от одной идентичности к другой (от Юноши к Взрослому) и необходимость сохранения непрерывности при трансформировании идентичности. Автор считает, что "стабильность личности" зависит от стабильности окружения, "социальной истории" субъекта.
Tajfel (1974) предположил, что достижение идентичности возможно как посредством актуализации личностной, так и через формирование социальной идентичности. В целях приспособления к различным ситуациям Я-концепция регулирует поведение человека, делая более выраженным осознание либо социального, либо личностного аспектов. Один и тот же человек будет действовать как личность при актуализации в Я-концепции личностной идентичности, и как член социальной группы - при актуализации социальной идентичности.
Breakwell (1986), подчеркивая социальное происхождение идентичности, считает личностную идентичность вторичной по отношению к социальной. Во взаимодействии с социальным миром человек активно усваивает понятия, с помощью которых познаёт себя. Усвоенные им категории социальной идентичности и социальных ролей обеспечивают: а/ формирование содержательной структуры личностной идентичности (набора характеристик, используемых для самоописания); б/ оценку элементов содержательной структуры (моральные и социальные нормы, задаваемые референтной группой). Таким образом, личностная идентичность изначально является продуктом социальной идентичности, но, будучи сформированной, начинает активно влиять на последнюю.
Эволюция идентичности человека – это процесс непрерывного взаимодействия между личностной и социальной идентичностями. Структура идентичности развивается на протяжении всей жизни человека, в соответствии с изменениями социального контекста. Содержательное и оценочное измерения расширяются в течение жизни. Однако это расширение не обязательно сопровождается усложнением и разработанностью структурной организации идентичности. Можно было бы сказать, что люди с простой структурой идентичности имеют незрелую идентичность, однако, Breakwell считает, что для этого нет оснований, так как нет оснований полагать, что иметь идентичность с более дифференцированной структурой "лучше", чем с простой структурой. И содержательное, и оценочное измерения идентичности развиваются в соответствии с особенностями социального опыта индивидуума. Если разнообразие опыта ограничено, может сформироваться простая структура идентичности. Тем не менее, даже при полном прекращении изменений во внешнем мире (если такое можно себе представить) изменения в структуре идентичности не прекращаются, обеспечиваясь взаимодействием между её внутренними элементами.
По Breakwell (1986) развитие идентичности осуществляется с помощью двух основных процессов:
1/ ассимиляции и аккомодации новых компонентов в структуру идентичности, а затем приспособление структуры к этим компонентам;
2/ оценки - определения значения и ценности как новых, так и старых содержаний идентичности.
Эти процессы взаимосвязаны: процесс оценивания может влиять на отбор содержания для ассимиляции и на форму аккомодации. С другой стороны, ассимилируются также ценности, которые задают критерии оценки. Взаимодействие этих процессов во времени приводит к формированию содержательного и оценочного измерений идентичности.
Так как социальные изменения практически постоянны, ассимиляция сталкивается с постоянно меняющейся информацией. Для поддержания идентичности человек может какое-то время не воспринимать эти изменения, используя различные стратегии защиты идентичности. Стратегией защиты идентичности Breakwell называет любое действие или мысль, которые воспринимаются индивидуумом как способные уничтожить угрозу его идентичности. Впрочем, автор признаёт и возможность неосознаваемой защиты.
Угроза идентичности возникает, когда процессы ассимиляции-аккомодации и оценивания, по каким-либо причинам, перестают поддерживать целостность личности. Угроза может иметь как внешние, так и внутренние источники. Внешние источники угрозы нарушения идентичности – это изменения социального контекста; внутренние источники появляются, когда индивид начинает стремиться к изменению своей позиции в социальной структуре, к изменению своего группового членства или системы межличностных отношений.
Возможно длительное пребывание человека в потенциально угрожающей ситуации, но угроза идентичности, вызываемая ею, недолговечна, так как, как только ситуация осознаётся, индивидуум инициирует стратегии защиты, призванные уничтожить угрозу. С этим, очевидно, связана сравнительная редкость нарушения идентичности при длительных стрессовых ситуациях.
Если же стратегия защиты оказывается неэффективной, переживание угрозы идентичности возвращается. Периодические рецидивы состояний угрозы нарушения идентичности объясняют непостоянство стиля поведения, переключение с одной стратегии защиты на другую. Когда снижение эффективности одной стратегии становится очевидным, разрабатывается новая тактика, которая или замещает старую, или используется совместно с ней. Следовательно, стратегии защиты не являются взаимоисключающими и могут быть использованы совместно.
Breakwell выделяет 3 основные группы стратегий защиты:
1) Интрапсихические стратегии - основаны на модификации процессов ассимиляции-аккомодации и оценивания: отклонение информации, фантазии, реинтерпретация занимаемой позиции, переоценка содержания идент<
|
|
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!