Нормирование труда. Нормы труда. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Нормирование труда. Нормы труда.

2017-07-09 295
Нормирование труда. Нормы труда. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Нормирование труда – один из важнейших элементов организации труда и участия государства в разработке системного подхода к нормированию труда.

Применение систем нормирования труда определяется работодателем. Поскольку нормы труда относятся к числу его условий, очень важно участие представительного органа работников в их установлении и применении. Закон гарантирует работникам применение только тех систем нормирования труда, которые были определены работодателем с учетом мнения представительного органа работников или установлены коллективным договором.

В Трудовом кодексе указываются основные виды норм труда – это нормы выработки, времени, нормативы численности и другие нормы.

Обязанность работника выполнять установленные нормы труда закреплена в ст.21 ТК РФ. Этой обязанности работника корреспондирует право работодателя требовать от работника выполнения норм выработки, норм времени, норматива численности. В случае невыполнения работником без уважительных причин установленных норм труда к нему могут быть применены меры дисциплинарного взыскания или иного воздействия. При невыполнении норм труда по уважительным причинам закон предусматривает определенные гарантии, о которых говорилось выше при рассмотрении вопроса об оплате труда в условиях, отклоняющихся от нормальных.

Нормы выработки – это количество продукции надлежащего качества, которое работник (группа работников) определенной квалификации должен произвести в единицу времени в данных технических условиях.

Нормы времени – это количество рабочего времени (в часах, минутах), которое должен затратить работник (группа работников) определенной квалификации на производство единицы продукции (операций) в определенных организационно-технических условиях.

Нормативы численности – это количество работников соответствующего профессионально-квалификационного состава, необходимое для выполнения определенного объема работ (производственной, управленческой функции).

Введение, замена и пересмотр норм труда производятся в локальном порядке и, как уже было сказано, с учетом мнения представительного органа работников. В связи с этим проекты норм труда с необходимым обоснованием предварительно направляются в этот орган с соблюдением сроков и порядка учета его мнения (ст. 372 ТК РФ).

Закон предусматривает важную гарантию: о введении новых норм труда работники должны быть извещены не позднее чем за два месяца (ст. 162 ТК РФ). Каждый работник, которого касаются новые нормы, должен быть официально извещен работодателем.

Важной гарантией является также возложение на работодателя юридической обязанности по обеспечению нормальных условий для выполнения норм выработки. К таким условиям относятся: исправное состояние помещений, сооружений, машин, технологической оснастки и оборудования; своевременное обеспечение технической и иной документации, необходимой для работы; надлежащее качество материалов, инструментов, иных средств и предметов, необходимых для выполнения работы, их своевременное представление работнику; условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства. Невыполнение работодателем обязанности, указанной в ст.163 ТК РФ, может стать причиной невыполнения работником норм труда и даже простоя. В этих случаях у работника возникает право на соответствующие гарантии, предусмотренные законом для оплаты труда при выполнении его в условиях, отклоняющихся от нормальных. Указанные гарантии будут предоставлены также работнику, отказавшемуся от выполнения работы, представляющей угрозу его здоровью в связи с необеспечением работодателем условий труда, отвечающим требованиям охраны труда и безопасности производства.


2. Урегулирование коллективных трудовых споров.

В соответствии с ч. 1 ст. 398 ТК коллективными трудовыми спорами признаются неурегулированные разногласия между сторонами по определенным этой же статьей вопросам. Разногласия становятся спором, если стороны (их представители) не достигли соглашения путем непосредственных переговоров, и у работников (их представителей) возникла необходимость обратиться в предусмотренные ТК РФ органы по разрешению коллективных трудовых споров.

Таким образом, характерными признаками коллективного трудового спора являются:

а) неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда, включая заработную плату. Такие неурегулированные разногласия могут иметь место вне зависимости от заключения, изменения либо выполнения коллективного договора, соглашения;

б) неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу заключения, изменения либо выполнения коллективного договора, соглашений.

Трудовой кодекс РФ (ч. 1 ст. 6) относит установление порядка разрешения коллективных трудовых споров к компетенции федеральных органов.

Не признаются коллективными трудовыми спорами и разногласия по поводу задержки выплаты заработной платы, если ее регулярность и конкретные сроки выплаты предусмотрены коллективным договором. Работодатель в этом случае нарушает не коллективный договор, а нормы ТК РФ, предусматривающие обязанность работодателя выплачивать работнику заработную плату (ст. 56) и соблюдать порядок, место и сроки ее выплаты (ст. 136). Коллективный договор в данной ситуации лишь уточняет трудовое законодательство, определяет размер и конкретную дату выплаты заработной платы. Сами же обязательства работодателя вытекают из соответствующих норм ТКРФ и факта заключения трудового договора с работником. Такой спор должен рассматриваться в порядке, предусмотренном законом для разрешения индивидуальных трудовых споров.

Основным критерием отграничения коллективных трудовых споров от индивидуальных, но так или иначе связанных с содержанием коллективного договора, должен служить факт установления конкретной обязанности работодателя в законе либо в коллективно-договорном акте.

В ТК РФ (ст.ст. 29-31, часть 5 ст. 40, ст. 399) четко обозначено понятие сторон коллективного трудового спора, к которым относятся не только работники и работодатели, но и их представители.

Органы по примирению, создаваемые на смешанной основе, например примирительная комиссия, должны включать равное число представителей и работодателей, и работников. Примирительная процедура является бесплатной и оперативной: сроки рассмотрения должны сводиться к минимуму.

Все соглашения, достигнутые в ходе переговоров по примирению, составляются в письменной форме и имеют равную силу с иными договорами и соглашениями сторон, например коллективными договорами.

ТК РФ принял три этапа разрешения коллективного трудового спора: примирительная комиссия, посредник, трудовой арбитраж. Суд не назван в числе органов, рассматривающих коллективные трудовые споры. К его компетенции относится лишь рассмотрение вопросов о законности проведения забастовки.

Процедурные правила рассмотрения разногласий между сторонами коллективного трудового спора устанавливаются сторонами спора и могут различаться в зависимости от специфики взаимоотношений между ними, характера рассматриваемых разногласия и иных обстоятельств.

В трудовом праве признано, что коллективные трудовые споры урегулируются на основе следующих принципов:

1) равноправие сторон спора;

2) урегулирование спора по соглашению сторон;

3) непосредственность и полномочность представительства сторон спора

в органах, рассматривающих трудовой спор;

1) обязательность соглашения, достигнутого в ходе урегулирования коллективного трудового спора;

2) реальность обеспечения обязательств, принимаемых в ходе урегулирования коллективного трудового спора;

3) минимальный характер регулирования процессуальных правил

разрешения коллективного трудового спора.

Возможны два варианта возникновения момента начала коллективного трудового спора:

1) день сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей);

2) несообщение работодателем (его представителем) в соответствии со ст. 400 ТК РФ своего решения.

В коллективных трудовых спорах в большинстве случаев эта динамика начинается с оформления требований работников к работодателю, означающих, что у сторон есть разногласия по социально-трудовым вопросам, в частности по вопросам улучшения условий труда и быта работников.

Требования работников и их представителей на уровне организации могут выдвигаться:

- по поводу установления и изменения условий труда, включая заработную плату;

- при заключении, изменении и выполнении коллективного договора;

- в связи с заключением, изменением и выполнением соглашений;

- в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.

Право выдвижения указанных требований имеют представительные органы работников, уполномоченные ими на разрешение коллективного трудового спора. Требования должны быть письменно сформулированы и утверждены соответствующим собранием (конференцией) работников организации или ее обособленного структурного подразделения, а также индивидуального предпринимателя.

Собрание считается правомочным, если на нем присутствует более половины работников организации, а конференция - если на ней присутствует более двух третей избранных делегатов.

При невозможности проведения собрания (созыва конференции) работников представительный орган работников имеет право утвердить свое решение, собрав подписи более половины работников в поддержку выдвинутых им требований.

В соответствии со ст. 377 ТК РФ за работодателем закреплена обязанность создать условия для представительных органов работников, уполномоченных ими на разрешение коллективного трудового спора, а именно: для проведения собрания (конференции) предоставить помещение и не препятствовать их проведению.

Принятые и утвержденные на собрании (конференции) требования в письменной форме направляются работодателю, который обязан принять требования и в письменной форме в течение двух рабочих дней со дня получения требования сообщить представительному органу о принятом решении (ст. 400 ТК РФ). То же самое обязаны сделать и представители работодателей (объединений работодателей), но срок для их ответа установлен в течение трех недель со дня получения требований.

При положительном ответе работодателя не возникает коллективного трудового спора. Если же ответ является отрицательным или он не получен в установленный срок, то с определенного момента начинается коллективный трудовой спор.

Письменная форма изложения требований работников является обязательным условием для процедуры коллективного трудового спора. Эта форма может быть любой, главное - зафиксировать факт получения работодателем этих требований в письменной форме.

Уклонение работодателя или его представителя от получения требований работников рассматривается как административное правонарушение и наказывается в соответствии со ст. 5.28 КоАП РФ.

Исковых сроков по коллективным трудовым спорам закон не предусматривает. Их заменяет указание ст. 402 ТК РФ о том, что примирительная комиссия создается в течение трех рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора.

Копия требований может быть направлена в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров, правовое положение, компетенция и права работников закреплены в ст. 407 ТК РФ.

Сам указанный государственный орган не является органом, рассматривающим коллективные трудовые споры и выносящим обязательные для сторон этого спора решения. Он призван содействовать решению таких споров путем организации примирительных процедур. Это основная задача государственного органа.

Примирительные процедуры и этапы рассмотрения коллективных трудовых споров.

Примирительные процедуры: рассмотрение коллективного трудового спора в целях его разрешения примирительной комиссией, с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

Ни одна из сторон коллективного трудового спора не имеет права уклоняться от участия в примирительных процедурах.

Принципиальным в части разрешения коллективного трудового спора с использованием примирительных процедур является положение о том, что рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией является обязательным этапом.

Проведение в определенной последовательности ряда примирительных процедур, а именно:

- рассмотрение коллективного спора с целью его разрешения примирительной комиссией. Прохождение этой процедуры обязательно. Миновать ее и обратиться к помощи посредника или в трудовой арбитраж недопустимо;

сторонами с участием посредника. Инициатором передачи коллективного трудового спора здесь выступают работники (их представители), так как они в большей мере заинтересованы в разрешении спора с работодателем, побуждении работодателя удовлетворить их требования;

- в трудовом арбитраже, который может состояться как после примирительной комиссии, с участием посредника, так и минуя этот второй этап, если стороны решили перейти к рассмотрению спора, не решенного примирительной комиссией, в трудовом арбитраже.

Таким образом, коллективный трудовой спор мирными процедурами может быть решен в один первый этап в примирительной комиссии, в два этапа - с участием посредника или, минуя его, - в трудовом арбитраже и в три этапа - когда его рассмотрение проходят стороны в примирительной комиссии, а если он не решен, то с помощью посредника, и если с его участием спор не решен, то - трудовом арбитраже.

Любая из сторон в любой момент с начала коллективного трудового спора вправе обратиться для уведомительной регистрации спора в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров, которая призвана помогать сторонам в мирном урегулировании спора. Это право может быть использовано в тех случаях, когда одна из сторон коллективного трудового спора нуждается в услугах указанного органа, а именно - методической помощи, разъяснении действующего законодательства или вопросов по поводу полномочности представителей другой стороны спора.

Все юрисдикционные органы по рассмотрению и разрешению коллективных трудовых споров (примирительная комиссия, посредник, трудовой арбитраж, государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров) и представители сторон обязаны использовать все предоставленные законодательством возможности для решения коллективного трудового спора.

Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией.

Примирительная комиссия является первым органом по рассмотрению коллективного трудового спора. Это временный (до разрешения возникшего коллективного трудового спора) совместный орган спорящих сторон (работники организации или их представители, работодатель или его представители), созданный ими на паритетных (равных) началах в течение до двух рабочих дней со дня начала коллективного трудового спора, а в случае возникновения коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства - в срок до трех рабочих дней со дня начала коллективного трудового спора.

Трудовое законодательство (часть 1 ст. 406 ТК РФ) устанавливает правило, согласно которому при уклонении одной из сторон коллективного трудового спора от участия в создании или работе примирительной комиссии коллективный трудовой спор передается на рассмотрение в трудовой арбитраж.

Цель создания примирительной комиссии - принять решение по коллективному трудовому спору, которое удовлетворяло бы интересы работников и работодателя, и тем самым обеспечить согласие между ними.

Принципом формирования примирительной комиссии является равноправие сторон, которое на практике выражается в создании комиссии из равного числа представителей той и другой стороны. Установление такого принципа в полной мере соответствует международным стандартам. Так, согласно п. 2 Рекомендации МОТ N 92 "О добровольном примирении и арбитраже" (1951 г.) в каждый орган по добровольному примирению, создаваемый на смешанной основе, должно входить равное число представителей от предпринимателей и трудящихся.

Решение о создании примирительной комиссии оформляется двумя актами:

- приказом работодателя, по которому она создается, и в нее выделяются представители работодателя;

- решением выборного профсоюзного органа организации или иного представителя работников, которым в комиссию выделяются представители работников.

Члены примирительной комиссии имеют право:

а) запрашивать и получать от сторон необходимые документы и сведения по существу коллективного трудового спора;

б) в период рассмотрения коллективного трудового спора проводить совместные или раздельные заседания сторон;

в) предлагать собственные возможные варианты разрешения трудового спора;

г) подписывать решения, принятые сторонами спора при их участии.

Основной принцип ведения переговоров - добровольность принятия сторонами решений. Примирительная комиссия не должна оказывать давление на стороны при принятии того или иного решения. Рассмотрение в ней разногласий призвано предоставлять сторонам дополнительные возможности для его мирного разрешения. Комиссия также должна быть готова дать предложения и альтернативы по процедуре и существу переговорного процесса для того, чтобы помочь успешному ходу переговоров.

Заседания комиссии должны проводиться в полном составе. Из своего состава комиссия выбирает открытым голосованием председателя и секретаря, которые должны представлять разные стороны.

Процедура разрешения коллективного трудового спора в примирительной комиссии трудовым законодательством не предусмотрена. Она устанавливается самой комиссией.

Заседания примирительной комиссии, как правило, проводятся в рабочее время, для чего члены комиссии освобождаются от работы.

Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон и оформляется протоколом, который помимо председателя и секретаря должен быть подписан представителями сторон. Протокол имеет для работников и работодателя обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, установленные решением комиссии.

В Рекомендации МОТ N 92 "О добровольном примирении и арбитраже" (1951 г.) подчеркивается, что все соглашения, достигнутые сторонами в ходе переговоров по примирению, имеют равную силу с договорами, заключаемыми в обычном порядке, то есть коллективными договорами, соглашениями. Следовательно, и решение примирительной комиссии, поскольку оно представляет собой соглашение сторон, обязательно как для работников, так и для работодателя.

Если согласие по разрешению коллективного трудового спора не достигнуто, то в протоколе следует четко отразить существо разногласий и позицию сторон, их намерение продолжить примирительные процедуры с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

Решение примирительной комиссии должно выполняться добровольно.

При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора приступают к переговорам о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника - второй этап мирных процедур разрешения спора самими спорящими сторонами (их представителями), но с помощью третьего лица.

Посредник - нейтральное лицо по отношению к спорящим сторонам. Он призван постепенным снятием их разногласий оказать помощь сторонам достигнуть соглашения по разрешению трудового спора.

Посредник привлекается к рассмотрению коллективного трудового спора по соглашению сторон при недостижении ими согласия в примирительной комиссии.

Особенность рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника заключается в том, что к разрешению спора привлекается независимое от сторон лицо, которое предлагает участникам спора варианты разрешения возникшего спора. Эти варианты обсуждаются сторонами спора на совместных или раздельных заседаниях представителей сторон и служат основой последующего соглашения о разрешении коллективного трудового спора.

Главная функция посредника - оказание помощи в поисках взаимоприемлемого решения по урегулированию коллективного трудового спора на основе конструктивного диалога. Посредник не должен оказывать давление на стороны при принятии того или иного решения. Его участие направлено на предоставление сторонам дополнительных возможностей для урегулирования спора.

Кандидатуру посредника стороны коллективного трудового спора могут выбрать самостоятельно (при взаимном согласии по его кандидатуре) или же обратиться в соответствующий орган по урегулированию коллективных трудовых споров с просьбой дать рекомендации по кандидатуре посредника.

Лица, привлеченные в качестве посредников, освобождаются от основной работы с сохранением им среднего заработка на период рассмотрения коллективного трудового спора.

В соответствии с частью 4 ст. 403 ТК РФ рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется на локальном уровне социального партнерства в срок до пяти рабочих дней, а на иных уровнях социального партнерства - в срок до пяти рабочих дней со дня приглашения (назначения) посредника и завершается принятием сторонами коллективного трудового спора составленного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника может окончиться одним из двух вариантов:

- либо принятием сторонами спора согласованного решения, обязательного для исполнения;

- либо составлением протокола разногласий.

Если составлен протокол разногласий, стороны переходят к следующей стадии разрешения коллективного трудового спора - передают спор на рассмотрение трудового арбитража.

Участие посредника при рассмотрении коллективного трудового спора не является обязательной процедурой.

Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

Трудовой арбитраж – это временно действующий орган, создаваемый в установленном порядке для рассмотрения конкретного коллективного трудового спора в случае, если стороны использовали другие процедуры (примирительная комиссия и (или) посредник) и не достигли соглашения.

Трудовой арбитраж, как и все остальные формы примирительных процедур, носит, как правило, добровольный характер, поскольку создается при наличии двух условий:

а) согласия сторон на рассмотрение спора в трудовом арбитраже;

б) наличия соглашения сторон в письменной форме об обязательном

выполнении решений арбитража.

Если работодатель уклоняется от создания трудового арбитража, рассмотрения спора в нем, а также от выполнения его решений, то закон предоставил право работникам в этих случаях приступить к проведению забастовки.

Трудовой арбитраж создается сторонами спора. В создании и функционировании трудового арбитража активную роль играет соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров, который на этапе разрешения коллективного трудового спора на равных со сторонами спора участвует как в создании трудового арбитража, так и в определении его состава, выработке регламента разрешения спора, определении полномочий.

Трудовой арбитраж состоит, как правило, из трех трудовых арбитров, рекомендованных соответствующим государственным органом по разрешению коллективных трудовых споров или предложенных сторонами спора. В качестве трудовых арбитров могут быть избраны любые независимые специалисты по выбору сторон трудового спора.

Если стороны не приходят к соглашению о создании трудового арбитража, его составе, регламенте и полномочиях, то решение по этим вопросам принимает соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров.

В состав трудового арбитража не должны включаться представители сторон спора.

Трудовой арбитраж рассматривает спор с участием представителей его сторон и может заседать не один раз. Он рассматривает обращение сторон, получает необходимые документы и сведения, касающиеся коллективного трудового спора, в случае необходимости информирует соответствующие государственные органы по разрешению коллективных трудовых споров и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях спора.

По окончании рассмотрения спора трудовой арбитраж принимает решение по существу спора большинством голосов арбитров. Решение оформляется протоколом, в котором указываются присутствующие на заседании арбитры, представители сторон спора, перечень мер, которые желательно осуществить для разрешения разногласий.

Решение трудового арбитража передается сторонам коллективного трудового спора и имеет для них обязательную силу в соответствии с заключенным соглашением об их выполнении. Контроль за исполнением решения трудового арбитража осуществляют стороны коллективного трудового спора (ст. 408 ТК РФ).

 

 

Билет 5

o 1. Основания прекращения ТД, их классификация.

o

· Статья 77 ТК РФ.

· Перечень не носит исчерпывающий характер. Трудовой договор может быть прекращен и по другим основаниям, предусмотренным ТК и иными ФЗ (статья 71 – по результатам испытания).

· Основаниями прекращения трудового договора являются:

· 1) соглашение сторон (статья 78 настоящего Кодекса);

· 2) истечение срока трудового договора (статья 79 настоящего Кодекса), за исключением случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения;

· 3) расторжение трудового договора по инициативе работника (статья 80 настоящего Кодекса);

· 4) расторжение трудового договора по инициативе работодателя (статьи 71 и 81 настоящего Кодекса);

· 5) перевод работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю или переход на выборную работу (должность);

· 6) отказ работника от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации, с изменением подведомственности (подчиненности) организации либо ее реорганизацией (статья 75 настоящего Кодекса);

· 7) отказ работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора (часть четвертая статьи 74 настоящего Кодекса);

· 8) отказ работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо отсутствие у работодателя соответствующей работы (части третья и четвертая статьи 73 настоящего Кодекса);

· 9) отказ работника от перевода на работу в другую местность вместе с работодателем (часть первая статьи 72.1 настоящего Кодекса);

· 10) обстоятельства, не зависящие от воли сторон (статья 83 настоящего Кодекса);

· 11) нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (статья 84 настоящего Кодекса).

· Классификации - по субъекту (по соглашению, по инициативе работника, по инициативе работодателя), по наступлению определенных юридических фактов (события действия)


2. Судебный порядок разрешения ИТС.

 

В случае, если индивидуальный трудовой спор не рассмотрен КТС в 10-дневный срок, работник имеет право перенести его рассмотрение в суд.

Работник или работодатель при несогласии с решением КТС может обжаловать это решение в суд в 10-дневный срок со дня вручения копии указанного решения. В случае пропуска установленного срока в силу уважи­тельности причин суд может его восстановить и рассмотреть индивидуаль­ный трудовой спор по существу.

 

Непосредственно в судах рассматриваются индивидуальные трудо­вые споры по заявлениям:

- работника - о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора; об изменении даты и формулировки при­чины увольнения; о переводе на другую работу; об оплате за время вынуж­денного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время вы­полнения нижеоплачиваемой работы; о неправомерных действиях (бездействии) работодателя при обработке и защите персональных данных работника;

- работодателя о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Непосредственно в судах рассматриваются также индивидуальные трудовые споры:

- об отказе в приеме на работу;

- лиц, работающих по трудовому договору у работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, и работников религиозных орг-ций;

- лиц, считающих, что они подверглись дискриминации (ст. 391 ТК).

 

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в суде регулируется гражданским процессуальным законодательством и частично ТК (ст. 390-397). Индивидуальные трудовые споры рассматриваются в порядке искового про-ва. Рассмотрению индивидуальных трудовых споров свойст­венны некоторые процессуальные особенности. Прежде всего, это указан­ный вопрос по определению подведомственности индивидуальных трудо­вых споров, которые рассматриваются в КТС, а после этого могут рассматриваться в суде и непосредственно разрешаются в суде, минуя КТС в порядке, установленном ст. 391 ТК. Для обращения в суд с заявлением (иском) по индивидуальным трудовым спорам установлены определенные сроки:

1) по делам об увольнении - месячный срок со дня вручения работ­нику копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки;

2) по остальным трудовым спорам3-месячный срок со дня, когда ра­ботник узнал или должен был узнать о нарушении своего права;

3) в 10-дневный срок со дня вручения копий решения КТС, если работник или работодатель обжалует это решение;

4) по спорам о возмещении работни­ком вреда, причиненного имуществу работодателя (организации), устанав­ливается срок в 1 год со дня обнаружения причиненного работником ущерба. При пропуске срока обращения суд, признав уважительность при­чины пропуска, может восстановить этот срок, принять заявление и рас­смотреть спор по существу.

По общему правилу граждане могут лично осуществлять свои про­цессуальные права при наличии у них процессуальной дееспособности, кото­рая наступает в полном объеме с 18-летнего возраста. Особенность трудовых споров заключается в том, что стороной этого спора может быть лицо, наде­ленное трудовой право-дееспособностью, возникающей у работника с 16-летнего возраста, а в установленных законом случаях - с 15 и с 14 лет (ст. 63 ТК).

В суд может обратиться не только работник, но и профессиональный союз, защищающий интересы работника, если он не согласен с решением КТС. При соблюдении процедуры, связанной с учетом мотивированного мне­ния выборного органа первичной профсоюзной орг-ции при расторжении трудового договора с работником (в соответствии с п. 2, подп. "б" п. 3 и п. 5 ст. 81 ТК), как работ­ник, так и представляющий его интересы выборный орган первичной профсоюзной орг-ции впра­ве обжаловать увольнение непосредственно в суд (ч. 4 ст. 373 ТК).

При обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из тру­довых правоотношений, работники освобождаются от оплаты пошлин и су­дебных расходов.

С учетом всех обстоятельств дела и на основании закона орган, рас­сматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает обоснованное и мотивированное решение, в котором содержится вывод об удовлетворении иска или отказе в иске. По денежным требованиям указывается конкретная сумма, подлежащая удовлетворению в пользу работника, либо сумма, взы­скиваемая с работника в возмещение ущерба, нанесенного имуществу рабо­тодателя (организации).

Районный суд рассматривает дела о: восстановлении на работе, о признании забастовки незаконной (?). Все остальные дела рассматриваются мировым судьёй (п.7 ч.1ст. 23 ГПК – дела, возникающие из труд. отн-ий, за искл. дел о восст-ии на работе и дел о разрешении коллект. труд. споров)

 

По заявлению работника орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, может принять решение об изменении формулировки осно­вания увольнения на увольнение по собственному желанию. Если формули­ровка увольнения будет признана неправильной или несоответствующей закону, суд изменяет ее и указывает в решении причину и основание увольнения в точном соответствии с формулировкой ТК или иного ФЗ.

Если неправильная формулировка причины увольнения в трудовой книжке препятствовала поступлению на другую работу, то суд принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденно­го прогула.

По денежным требованиям, признанным обоснованными, орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, выносит решение о вы­плате работнику причитающихся сумм.

Обоснованные денежные требования работника удовлетво­ряются в полном объеме без всякого ограничения.

В случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу суд может по требованию работника вынести решение о взыскании в пользу работника денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом.

 

Решение органа по трудовому спору приводится в исполнение по общему правилу после вступления его в законную силу. Но решение суда о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного на дру­гую работу работника подлежит немедленному исполнению. При задержке работодателем исполнения такого решения суд, принявший решение, выно­сит определение о выплате работнику среднего заработка или разницы в заработке за все время за­держки исполнения решения суда (ст. 396 ТК).

Если работнику по решению органа по рассмотрению индивидуальных трудовых споров выплачена опре­деленная сумма, а в дальнейшем указанное решение было отменено в поряд­ке надзора, то обратное взыскание выплаченных ему сумм допускается только в случаях, когда отмененное решение было основано на сообщенных работником ложных сведениях или представленных им подложных доку­ментах (ст. 397 ТК).

 

 

Билет 6

§ 1)статус безработного

§ 2)юридическая ответственность в сфере тп

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.099 с.