Важнейшие элементы управленческого процесса. Объект и субъект управления — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Важнейшие элементы управленческого процесса. Объект и субъект управления

2017-07-01 609
Важнейшие элементы управленческого процесса. Объект и субъект управления 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Управление любой системой в простейшем виде может быть рассмотрено в виде контура управления, как совокупность двух взаимодействующих подсистем - субъекта управления (управляющей подсистемы) и объекта управления (управляемой подсистемы).

В самом общем виде управление предстает как определенный тип взаимодействия, существующий между двумя субъектами, один из которых в этом взаимодействии находится в позиции субъекта управления (СУ), а второй - в позиции объекта управления. Данное взаимодействие характеризуется следующими моментами:

· субъект управления направляет объекту управления импульсы воздействия, которые содержат в себе информацию относительно того, как должен функционировать в дальнейшем объект управления. Данные импульсы будем называть управленческими командами;

· объект управления получает управленческие команды и функционирует в соответствии с содержанием данных команд.

Об управленческом взаимодействии можно говорить как о реально существующем только в случае, если объект управления выполняет команды СУ. Для того чтобы это выполнялось, необходимо, во-первых, наличие у СУ потребности и возможности управлять ОУ, вырабатывая для этого соответствующие управленческие команды, и, во-вторых, наличие у ОУ готовности и возможности эти команды выполнять. Данные условия являются необходимыми и достаточными для того, чтобы СУ осуществлял управление ОУ. Движущим началом управления является противоречие между управляющим и управляемым субъектами, порождающее, с одной стороны, необходимость управления, и разрешаемое, с другой стороны, в процессе осуществления управления. То есть рассматривать вопросы эффективного управления необходимо с позиций взаимодействия субъекта и объекта управления.

Когда реализуется управленческое взаимодействие, можно говорить, что между двумя субъектами существует управленческая связь, суть которой состоит в том, что один из них заинтересован в определенного вида функционировании второго и генерирует управленческие команды, задающие желательное для него поведение этого второго субъекта, а второй в силу определенных причин ведет себя соответственно управленческим командам первого.

Для того чтобы между двумя субъектами существовала управленческая связь и соответственно осуществлялось управленческое взаимодействие, необходимо, чтобы между этими субъектами существовали отношения управления. Они являются основой возможности осуществления управления, так как именно они задают возможность вырабатывать управленческие команды и готовность эти команды выполнять. Отношения управления не являются изначальными отношениями, а базируются на более глубинных отношениях, таких как экономические либо морально-этические отношения.

Управление

Управление - процесс воздействия субъекта на объект в целях перевода его в новое качественное состояние или поддержания в установленном режиме.

Уровень руководства - это место менеджера в иерархической системе управления. На высшем уровне руководства находятся первые лица - руководители организации (top-managers - топ-менеджеры). Это - верхушка иерархии. У них нет непосредственных начальников, зато есть подчиненные-управленцы (т.е. руководители, менеджеры). Примерами являются директор завода и главный инженер.

К нижнему уровню руководства относятся линейные менеджеры, руководящие непосредственными исполнителями. У линейных менеджеров есть непосредственные начальники, но среди их подчиненных менеджеров нет. Примеры - бригадир и мастер на одном из участков завода.

Менеджеры среднего уровня руководства подчиняются менеджерам более высокого уровня управленческой иерархии и сами имеют в подчинении менеджеров. Начальник участка и начальник цеха, в который входят несколько участков - руководители среднего звена.

Норма управляемости (диапазон контроля) - число работников, которыми может эффективно управлять руководитель. На высшем уровне руководства - это 3-5 человек. На среднем - 10-12 человек. На низшем - до 25-30 человек. Норма управляемости определяется содержанием работ и уровнем управления. Она влияет на число нижестоящих подразделений и число дальнейших уровней управления.

Так, узкой специализации работ в организации соответствует низкая норма управляемости. Соответственно организация имеет «высокую» организационную структуру, управленческая иерархия имеет много уровней (руководитель организации - руководитель управления - руководитель отдела - исполнитель).

Широкой специализации работ в организации соответствует высокая норма управляемости и соответственно «плоская» организационная структура (руководитель организации - специалисты и исполнители).

Субъекты управления

Субъект управления направляет объекту управления импульсы воздействия, которые содержат в себе информацию относительно того, как должен функционировать в дальнейшем объект управления. Данные импульсы будем называть управленческими командами.

Для того чтобы между двумя субъектами существовала управленческая связь и соответственно осуществлялось управленческое взаимодействие, необходимо, чтобы между этими субъектами существовали отношения управления. Они являются основой возможности осуществления управления, так как именно они задают возможность вырабатывать управленческие команды и готовность эти команды выполнять. Отношения управления не являются изначальными отношениями, а базируются на более глубинных отношениях, таких как экономические либо морально-этические отношения.

Важным моментом является то, какие мотивы побуждают субъекта управления к руководству, какие цели он при этом преследует. В том случае, когда цели управления (желаемое состояние объекта или желаемый результат его функционирования) совпадают с целями, преследуемыми субъектом управления, последний ориентирован на наиболее эффективное управление. Для того чтобы это существовало, необходимо соблюдение двух условий:

1) субъект управления не должен иметь возможности достижения своих целей за счет управленческой деятельности в независимости от достижения целей управления;

2) степень достижения субъектом управления своих целей за счет управленческой деятельности должна находиться в прямой зависимости от степени достижения целей управления.

Полная привязка потребности субъекта управления управлять к результатам функционирования объекта управления наблюдается в том случае, когда субъектом управления является субъект собственности. Если субъектом управления является не собственник, а исполнитель, призванный реализовывать функцию управления, потребность управлять у субъекта управления объективно не связана непосредственно со стремлением получения наилучшего конечного результата. Более того, эта потребность зачастую связана со стремлением субъекта управления удовлетворять свои исходные потребности, используя управление, но не ориентируясь при этом на конечные результаты, а в определенных случаях и во вред конечным результатам.

Объекты управления

Объект управления получает управленческие команды и функционирует в соответствии с содержанием данных команд.

Необходимым является наличие у субъекта управления рычагов воздействия (мотивации) на ОУ, с помощью которых можно побуждать его выполнять управленческие команды (это условие определяет принципиальную возможность или невозможность субъекта управления осуществлять управление). Для того чтобы механизм мотивирования приводил к достижению поставленных целей, необходимо выполнять следующие требования:

1) он должен обладать действенностью на протяжении всего времени функционирования ОУ и не ослабевать по мере удовлетворения потребностей объекта управления. Этого можно добиться за счет комплексного использования рычагов воздействия, периодического чередования методов мотивирования ориентации, стимулирующих воздействий на удовлетворение стабильных долгосрочных потребностей;

2) механизм стимулирования должен увязывать уровень стимулирования со степенью достижения конечных целей.

В настоящее время в мировой практике управления разработан и широко применяется достаточно большой арсенал средств стимулирования, отвечающих данным требованиям. Формирование механизма мотивирования должно строиться преимущественно на ситуационной основе.

Информационный подход к процессам управления различными системами представляется в виде системы с управлением, включающей три подсистемы: управляющую систему (систему управления), объект управления и систему связи.

Согласно информационному подходу, управление рассматривается прежде всего как процесс преобразования информации: информация об объекте управления воспринимается управляющей системой, перерабатывается в соответствии с той или иной целью управления и в виде управляющих воздействий передается на объект управления. Процессы получения информации, ее хранения и передачи в этом случае отождествляются с понятием связь. Переработка воспринятой информации в сигналы, направляющие деятельность в объекте, отождествляется с понятием управление. Если системы способны воспринимать и использовать информацию о результатах своего функционирования, то говорят, что они обладают обратной связью. Обратная связь создает возможность эффективного управления в изменяющихся условиях функционирования объекта управления даже в тех случаях, когда возмущающие воздействия не могут быть измерены или когда их влияние заранее не известно.

Системы с управлением, или целенаправленные, называются кибернетическими. К ним относятся технические, биологические, организационные, социальные, экономические системы и др.

 

Управленческая деятельность

Управленческая деятельность, это тип профессиональной деятельности,
спицифика которого определяется ее основной и наиболее общей задачей –
необходимостью соорганизации деятельности других людей в направлении
достижения общих целей, а также опорой при этом на принцип иерархии.
Управление как особая разновидность профессионального труда возникло и
развивалось вместе с эволюцией оргонизации, постепенно выделяясь в
самостоятельный тип. Поэтому понять истоки и природу этой деятельности
можно, лишь обратившись к феномену управления как общесоциальному
явлению.

Управление как социальное явление и как сфера человеческой практики
возникло до того, как оно стало предметом социальных исследований.
Присуще людям потребность и способность работать вместе, в соорганизации
друг с другом требуют координации индивидуальных действий, их согласия,
кооперации, иначе говоря, управления совместной деятельностью. Поэтому
принято считать, что ”управление старо как мир”. Оно зарождается вместе
с цивилизацией, развивается в ходе ее эволюции и является из ее
важнейших факторов.

Возникновение вначале примитивных, а затем все более сложных организаций
древнего мира и их развитие требовали постоянного совершенствования
практики управления.

Итак, возникновение теории управления - это сложный и противоречивый
процесс, в котором взаимодействуют многие факторы как позитивного, так и
негативного плана, причины объективного и субъективного порядка. И все
же объективная необходимость рано или поздно должна была проявиться и
привести к прорыву в этой области - к оформлению теории управления, к
осознанию ее роли как важной и самостоятельной производительной силы. И
это произошло в 1911г., когда Ф.Тейлор, считающийся основателем научного
управления, опубликовал книгу “Принципы научного управления”.
“Предыстория” науки об управление заканчивается, начинается ее история.
Наука об управлении переходит с претеоретической стадии существования на
стадию собственно теоретического развития. Как отмечает М.Мескон и др.,
“появление и оформление управления как науки, как области научных
исследований частично было ответом на потребности большого бизнеса,
частично - попыткой воспользоваться преимуществами техники, созданной в
период промышленной революции, а частично – достижением небольшой
группы, горстки любознательных людей, имеющих горячее желание открыть
самые эффективные способы выполнения работы”.

С момента появления науки управления эволюция ее как самостоятельной
дисциплины является не строгой последовательностью некоторых основных
этапов, а развитием ряда подходов, которые частично совпадали по
времени. Выделяют четыре основных подхода в развитии теории управления:
подход с точки зрения основных школ в управлении, процессный, системный
и ситуационный подходы. Существует четыре школы управления;-

-школа научного управления (1885-1920)

-административная (“классическая”) школа в управлении (1920-1950)

-школа “человеческих отношений” (1930-1950); подход с точки зрения науки
о повидении (1950г. – по настоящее время)

-школа “количественных методов в управлении” (1950г.- по настоящее
время).

Прежде чем перейти к систематическому рассмотрению основных
управленческих функций, необходимо охарактеризовать тот
общеорганизационный контекст, в котором они реализуются. Им является
структура организации в целом, содержание процессов ее функционирования.
Различия в структуре организации, в особенности их функционирования
накладывают очень существенный отпечаток на управленческую деятельность,
а в ряде случаев и оказывают на нее определяющее влияние. Кроме того,
деятельность руководителя, ее психологические особенности зависят не
только от типа организационной структуры, но и от его иерархического
места в этой структуре. В связи с этим необходимо определить, каковы
основные типы организационных структур управления, какими понятиями они
характеризуются и как они влияют на управленческую деятельность. Понятие
организации имеет два основных значения. Во-первых, это процесс
согласования множества индивидуальных деятельностей в плане достижения
определенных общегрупповых целей; это – сама деятельность управления.
Во-вторых, организация это одновременно и определенная структура,
“каркас”, состоящая из ряда основных компонентов и устойчивых,
стабильных связей между ними. В этом плане она является и результатом
управленческой деятельности, и одновременно основой ее осуществления.

В основе построения любой организации лежит сочетание двух основных
принципов – иерархического (субординационного, “вертикального”) и
координационного (паритетного, “горизонтального”).

Важнейшей организационной характеристикой строения системы управления
производством, является структура системы управления производством. По
особенности строения различают: линейную, функциональную, штабную,
матричную.

Наибелее известной разновидностью иерархического типа структуры,
является – линейно-функциональная организация управления. Основу
линейно-функциональных структур составляет так называемый шахтный
принцип построения. Согласно ему, организация разделяется по
функциональному признаку, т.е. по специализированным видам работ внутри
нее (например, производству, финансам, персоналу, маркетингу и др.).
Далее по каждому из них формируется иерархия служб (“шахта”),
пронизывающая всю организацию сверху донизу. По этим вертикальным линиям
передаются управленческие полномочия. Но у данной структуры есть свои
недостатки – удлиняется процесс выработки команд управления; возникает
несогласованность в деятельности работников функциональных подразделений
на предприятии, т.к. ответственность за один и тот же объект
производства дробится между различными подразделениями, что приводит к
дополнительным взаимным согласованиям, а следовательно, и к удлинению
процесса выработки и принятия решения.

Проектная организация – это временная структура, созданная для решения
конкретной задачи и объединяющая наиболее квалификационных сотрудников
организации для максимально эффективного ее решения. Она, конечно, не
предназначена для построения организации в цедом, однако существенно
облегчает решение многих и притом наиболее сложных внутриорганизационных
задач, а тем самым и содействует деятельности организации в целом.
Главные ее преимущества – концентрация лучших сил на каком – либо
участке работы, задачах, создание “ориентированной-на-цель команды”.

Матричная организация - самый, пожалуй, известный вариант проектной
организации и всего класса адаптивных структур, получивший наибольшее
распространение.Она имеет форму таблицы и разграничения обязанностей и
прав в аппарате управления. Порядок разработки матричной организации
состоит в следующем: специальная группа организационного проектирования
с привлечением работников аппарата управления определяет функции
управления, составляющие содержание процесса управления. Далее по каждой
функции управления определяется круг работ, перечень должностных лиц и
структурных подразделений (звеньев).Главная черта матречной
организации – это двойное подчинение проектной группы. Эти группы
подчиняются одновременно и руководителю проекта и руководителю того
функционального отдела, в котором они работают постоянно. Руководитель
проекта обладает так называемыми проектными полномочиями, а руководители
функциональных служб сохраняют свои линейные полномочия.

Матричные структуры в целом более гибки, используют преимущества
функциональных и дивизиональных структур в сочетании с преимуществами
свободных структур, открывают большие возможности для координации работ.
Однако им присущи и недостатки, главный из которых – их сложность и, как
следствие, трудная для руководителя и непонятная для исполнителя форма
организации. Большие проблемы возникают из-за наложения вертикальных и
горизонтальных полномочий, что не вполне отвечает фундаментальному
принципу управления – принципу единоначалия. Это, в частности, является
источником конфликтов как между линейными и проектными руководителями,
так и между членами проектных групп. Менее зримым и измеримым становится
результат работы каждого исполнителя, затрудняется его оценка.
Дополнительные трудности возникают и в налаживании межличностных
отношений. Особо необходимо подчеркнуть, что в собственно
психологическом плане матричная структура ставит исполнителей в “двойное
подчинение”, т.е. вынуждает подчиняться одновременно двум системам
требований, которые далеко не всегда согласуются между собой, и даже
могут противоречить друг другу.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.