Основные функции философии и их характеристика — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Основные функции философии и их характеристика

2017-07-01 2755
Основные функции философии и их характеристика 4.83 из 5.00 6 оценок
Заказать работу

Функции философии - наиболее важные направления подобной науки, которые позволяют применять ее для реализации различных целей и задач.

Специфика философии проявляется в ее функциях. Основными функциями философии являются:

· Мировоззренческая - главная функция философии, так как она совпадает с ее основным содержанием; заключается в формировании, систематизации, обосновании мировоззренческого знания той или иной эпохи, того или иного периода; в возможности через философское образование формировать мировоззрение людей.

· Гносеологическая (теоретико-познавательная) функция включает в себя изучение закономерностей и возможностей познания, отношения знания к объективной реальности, исследование ступени и формы процесса познания, условия и критерии его достоверности и истинности. Цель: разрабатывать и обосновывать основные подходы и принципы нравственной, эстетической, научной, социополитической ориентации.

· Методологическая функция выступает как общее учение о методе и вырабатывает совокупность наиболее общих методов познания и освоения мира человеком.

· Прогностическая функция философии состоит в том, что она обращена не только к прошлому и настоящему, но и к будущему. Философия осмысливает стратегические направления развития человечества, его исторические перспективы и его культуру.

· Социокультурная функция призвана объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы, а также она анализирует, критикует и оценивает состояние культуры и прогнозирует перспективы ее развития в будущем. Философия определяет главные тенденции, общий характер и основные направления развития культуры, общества и человека.

· Интеграционная функция состоит в том, что с помощью философии осуществляется органическое соединение всех компонентов содержания человеческой культуры - онтологического, гносеологического, логического, этического, эстетического, аксиологического, жизненно-практического. Именно с помощью философии человек вырабатывает всеобщие принципы понимания и объяснения природы человека и мира в целом, создает предельно обобщенные идеи и представления о бытии. Философия объединяет всю духовную культуру в некое целостное единство в рамках данной исторической эпохи.

· Интерпретационная функция философии состоит в том, что она служит исходной интеллектуальной базой для понимания природы еще не познанных явлений внешнего мира, общества и мышления. Всякий раз. когда человек сталкивается с новым явлением - таинственным, загадочным, парадоксальным, он обращается к философии и именно в ней ищет рациональное истолкование еще не познанных предметов и процессов. Философия выступает как бы последней инстанцией интеллекта человека, именно в философии человек получает отправные основания для Духовного постижения непознанного во всем сущем.

· Коммуникативная функция проявляется в том, что через философское размышление происходит связь времен, культурное развитие человечества осуществляется как диалог.

· Критическая функция философии состоит в том, что она критически осмысливает существующую культуру и то состояние, в котором находится общество и личность. Философия помогает осознать и освободиться от иллюзий, заблуждений, предрассудков, ошибок своей эпохи. Философия чутко улавливает отживающие формы жизни, готовит общественное сознание к необходимости перемен, пытается ответить на коренные вопросы бытия.

· Эвристическая функция философии состоит в том, что она ориентирует человеческую мысль на открытие новых истин, побуждает к познанию, к формированию оригинальных истолкований познаваемых явлений.

· Гуманистическая функция философии актуализируется в «смутные времена», то есть в переломные моменты истории, ибо она постоянно обращается к человечному в человеку, с особенной остротой поднимая проблемы гуманизма в периоды политической реакции, войн, значительных социальных конфликтов. Именно этим объясняется трагичность судеб многих философов и то, что такое мыслители, как Сократ, Д. Бруно, А. Швейцер, Ф. Достоевский и целый ряд других, стали символами гуманизма в истории мировой культуры.

· Логическая функция. Содержанием ее является анализ понятий, суждений, теорий с точки зрения их соответствия законам логики.

· Онтологическая функция является учением о бытии, его формах и способах.

4. Философия Древней Индии: основные школы и течения

Философия формируется практически одновременно в середине первого тысячелетия до н.э. сразу в трёх очагах древней цивилизации: Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции. Две первые культуры объединяются под именем восточной философии, а Древнюю Грецию относят к философии западной.

В целом восточная философия: религиозная, мистическая, духовно-практическая, малосистемная, интуитивная, интровертная – обращённая к внутреннему миру человека, ориентированная на его духовное самосовершенствование. То есть для восточной философии более характерно самопознание, нежели попытка выработать универсальные методы познания, как в философии западной.

В отличие от европейской и восточной философии Индии присущи следующие основные черты:

· Отсутствие преемственности и связи между философскими школами;

· Отсутствие ориентации на естественные науки;

· Ориентация на национальные традиции;

· Четкая направленность философских исканий на познание самого себя и своего внутреннего мира.

По мнению большинства религиозных и философских течений все сущее состоит сложных энергетических связях:

• все существующее является частью единого целого;

• приходящее в материальный мир не исчезает со смертью;

• рождение и смерть является двумя порталами перехода основной энергетической составляющей;

• единая энергетическая единица имеет возможность проходить множественные циклы перерождения для достижения вселенской истины;

• все существующее заключено в единый цикл стремления к идеальной гармонии;

• выход из цикла осуществляется только после достижения окончательного просветления.

История древнеиндийской философии условно делится на два крупных периода:

Ведийский период (примерно с X поV в.в.до н.э.);

Классический или брахмано – буддистский (с V в.до н.э. по X в. н.э.).

В первый, ведийский период, философские воззрения ещё не существовали отдельно от религиозных и мифологических. Начало философского мышления в Индии было связано с брахманизмом, который основывался на Ведах (здесь и далее другие понятия в переводе с санскрита – «знание») – священных книгах брахманов (священников, жрецов).

Поскольку основным критерием классификации выступает отношение к Ведам, то эти школы принято делить на два основных течения:

неортодоксальные (отвергающие авторитет Вед), к которым относятся материалистическая локаята или чарвака, буддизм и джайнизм;

ортодоксальные (базирующиеся на Ведах), к которым относятся веданта, миманса, санкхъя, йога, ньяя и вайшешика.

Ортодоксальные школы (астика — неист) остались верны философии «Вед». К ним относились такие, как Веданта, Санхья, Ньяя, Миманса, Иога и Вайшешика. Приверженцами этих течений считаются те, кто верит в продолжение жизни после ухода в иной мир. Интересно рассмотреть каждое направление ортодоксальных школ подробнее.

1. Веданта или завершение вед, школа делится на два направления «адванта» и «вишишты- адванта». Философский смысл первого направления — нет ничего, кроме бога, все остальное лишь иллюзия. Второе направление — вишишта-адвайты, проповедует три реальности из которых состоит мир — это бог, душа и материя.

2. Санхья — эта школа учит признанию материального и духовного начал. Материальные ценности находятся в постоянном развитии, духовное начало — вечно. Материальное уходит вместе со смертью человека, духовное же начало продолжает жизнь.

3. Ньяя — школа, высшим духовным наставником которой является бог Ишвара. Учение школы — это вывод из ощущения, аналогии и свидетельства окружающих.

4. Миманса — школа основана на принципах логики, разумного объяснения, оно признает духовное и материальное существование.

5. Вайшешика — эта школа основывает свои принципы на знании того, что все окружающие человека, как и он сам, состоит из неделимых частиц, которые имеют вечное существование и управляются мировой душой, т.е. богом.

6. Йога — это самое известное направление из всех школ. Она основана на принципах бесстрастия, созерцания и отрешённости от материального. К достижению гармоничного освобождения от страданий и воссоединения с богом, ведут медитации. Йога лояльно относится ко всем существующим школам и к их учениям.

Неортодоксальные школы (настика — атеист), не берущие древние «Веды» за основу своей философии. К ним относятся Буддизм, Чарвака-Локаята, Вед-Джайнизм. Приверженцы данной школы считаются атеистами, но джайская и буддийская школа все-таки исповедуют астику, так как верят в продолжение жизни после смерти.

1. Буддизм — философия этой школы провозглашена официальной религией. Основатель — Сиддхартха, которого прозвали Буддой, т.е. просветленный. В основе философии школы лежит путь просветления, достижение нирваны. Это состояние полного покоя и невозмутимости, освобождение от причин возникновения страданий и боли, от внешнего мира и мыслей, с ним связанных.

2. Чарвака (Локаята) — школа основана на мудрости учений о том, что все сущее состоит из воздуха, воды, огня и земли, т.е. четырех стихий, в различном сочетании. После смерти, при распадении этих элементов, они присоединяются к своим собратья в природе. Школа отрицает существование любого другого мира, кроме материального.

3. Джайнизм — название школа получила по прозвищу своего основателя — Джина, жившего в IVв до н.э. Главный тезис заключается в вере в Таттва. Это сущность, материал для создания всего строения мира — душа (джива) и все, что ей не является (аджива) — материальное окружающее человека. Душа вечна, и у нее нет создателя, она существовала всегда и она всемогуща. Цель учения — образ жизни человека, отказавшегося от низменных страстей — полный аскетизм и послушание учителю, победившему собственные страсти и способному научить этому других.

7. Древнекитайская философия

Хотя китайские классические тексты описывают период «ста философских школ», которым приписывается зарождение философии в Китае, исторические и лингвистические данные свидетельствуют о том, что в реальности этих школ было значительно меньше, причём учения Конфуция возникло первым в VI-V в.в. до н.э., а остальные школы, самые известные из которых - даосизм и легизм, зарождались и развивались, формулируя свои учения уже по отношению к конфуцианству. В частности, тексты легендарного основателя даосизма Лао-цзы возникли после Конфуция.

Отличительной особенностью китайской философии является абсолютное преобладание в ней практической философии, в особенности этики и политической философии. Китайские философы в первую очередь задавались вопросами, каким должен быть идеальный гражданин и идеальный правитель, что требуется для поддержания гармонии и порядка в государстве и обществе, а полемика между различными школами вращалась вокруг истинного источника гармонии в мире и обществе. По большому счёту это связано, с одной стороны, с тем, что китайское общество этого периода только что пережило ряд политических потрясений и старалось переосмыслить политическую конфигурацию государства, а с другой стороны, с тем, что грамотность, а как следствие, и возможность заниматься философией находилась в Китае в зависимости от строгой иерархии общества. Философы, таким образом, оказывались приближёнными к политикам и чиновникам, но изолированными от других слоёв общества.

Основные школы:

- Школа служилых людей – конфуцианство. Его основоположник – Конфуций (551-479 до н.э.), взгляды которого отражены в книге «Лунь-юй». Главная для него категория – небо = синоним судьбы и силы, обеспечивающей порядок в природе. В человеческих же отношениях этот порядок обеспечивает традиция, религиозный ритуал, этикет – «ли», т.е.нормы общественного поведения. Поэтому воспитание благородных мужей означает приобщение к «Жень» - человечности («не делай другим того, чего не желаешь себе» и другие нравственные правила Конфуция). Главной основой жень выступает сяо – сыновняя почтительность, уважение к родителям и старшим, в том числе, по положению.

- Даосизм. Основателем считается легендарный мыслитель Лао-цзы (VI-V в.в. до н.э.). В центре его учения – категория дао – первоначало мира безличный мировой закон, путь, по которому следует вся природа и человек. Путь – Дао = беспредельный и непознаваемый исток бытия, одновременно и пустой, и неисчерпаемый, и безымянный и обладающий именем, и бездействующий, и делающий всё и т.д. Так действует Дао, обеспечивая постоянное взаимодействие противоположностей и их переход друг в друга.

Моизм – по имени основателя Мо-цзы (около 475-395 до н.э.). Критикуя Конфуция в зрелый период творчества, он утверждал: в противовес покорной воле Неба, люди должны стремиться улучшить существующий порядок, утверждая нормы человеколюбия, долга и взаимной выгоды.

Легизм (от лат.-закон) – школа законников (Шан-Ян, Шень Бухай и др.). В борьбе с кнфуцианством они утверждали: политика несовместима с нравственностью; поддерживая порядок в стране, нужно исходить не из нравственных качеств людей, а из законов, а вместо убеждения применять силу принуждения, ибо людьми движет эгоизм и противостоящие друг другу интересы.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.