Методика развития представлений о труде взрослых у детей шестого года жизни в процессе проведения экскурсий. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Методика развития представлений о труде взрослых у детей шестого года жизни в процессе проведения экскурсий.

2017-07-01 612
Методика развития представлений о труде взрослых у детей шестого года жизни в процессе проведения экскурсий. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы по проблеме использования экскурсий с целью познавательного развития дошкольников, а также результатов констатирующего изучения состояния работы по данной проблеме в ДОУ, мы пришли к заключению, что развитие представлений о труде взрослых требует специальной организации работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, с использованием различных средств, к числу которых можно отнести и экскурсии.

Эксперимент проведен на базе МДОУ № 4 г. Великие Луки в старшей группе. Перед экспериментом было проведено родительское собрание, целью которого было подключить родителей к совместной деятельности.

Количество детей в экспериментальной группе 18 человек. В основу методики формирующего эксперимента легли следующие принципы:

- комплексного воздействия на эмоциональную, интеллектуальную и деятельностно–практическую сферы личности в развития представлений у дошкольников;

- поддержка эмоционально – положительного отношения к экскурсиям;

- стимулирование интереса детей к труду взрослых через включение художественной литературы, изобразительной деятельности, занимательных заданий.

Этапы формирующего эксперимента:

1. Развитие представлений о труде взрослых у детей в процессе экскурсий.

2. Закрепление представлений о труде взрослых в блоке совместной деятельности с педагогом.

Основным средством развития представлений являлись экскурсии, доступные детям по содержанию. При этом мы опирались на положения Поддъякова Н. Н., Осокиной Т. И. о том, что познавательное развитие будет успешнее при воздействии на личность в целом, т. е. на эмоциональную, интеллектуальную и деятельностно–практическую сферы.

Учитывая особенности жизни малого районного города, а также желания и интересы детей, выделили следующие виды экскурсий:

1. Труд работника почты.

2. Труд работника ГИБДД (регулировщик).

3. Труд продавца книжного магазина.

4. Труд парикмахера.

5.Труд водителя (автобуса).

В экспериментальной работе были выделены три направления педагогической работы с детьми:

1) разработка экскурсий, направленных на знакомство с трудом взрослых, организационной стороны их проведения;

2) подготовка детей к экскурсии и их проведение;

3) закрепление полученных на экскурсии представлений в совместной деятельности педагога с детьми.

Первый этап включал в себя реализацию первого и второго направления экспериментальной работы. Большое внимание уделялось разработке содержания и процессуальной стороны экскурсий. Для этого были разработаны схемы, служащие алгоритмами описания экскурсий:

-внешний вид в контексте профессиональной деятельности: среда, окружающая обстановка;

-профессиональные действия;

-орудия труда: окружающие предметы, их использование;

-беседа с представителем данной профессии;

-трудовые действия с орудиями труда.

Все выделенные виды проводились дважды. При первичном проведении экскурсий целью являлось вызвать эмоциональный отклик, эмоциональное восприятие представителей профессий, первоначальное знакомство с особенностями той или иной профессии. Основное место занимало наблюдение за деятельностью людей той или иной профессии.

Повторное проведение экскурсий осуществлялось с целью акцентирования внимания детей на внешнем виде работников, орудиях труда, процессе организации труда, последовательности выполнения трудовых действий, показать значимость труда, его результаты.

Важное место освободилось раскрытию социальной и эстетической стороны.

Помимо наблюдения использовали фрагментарное подключение детей к выполнению отдельных трудовых действий, общение представителя той или иной профессии с детьми.

На заключительном этапе осуществлялось закрепление и обобщение полученных представлений детей о труде взрослого с использованием художественного слова, изобразительной деятельности.

I этап включал в себя в себя реализацию первого и второго направления экспериментальной работы.

I.Почта.

-Осмотреть здание почты, окна, вывеску, чем отличаются окна от окон квартир, почему на вывеске написано «отделение связи».

-Войти в зал, осмотреть стенды на стенах, на которых написаны правила отправления писем, телеграмм, находятся образцы газет и журналов, которые можно выписать на почте; и тогда почтальон принесет нужную газету прямо домой и положит в почтовый ящик, который находится в подъезде дома.

-Рассмотреть, какие у работников почты находятся аппараты: компьютер, касса, большой стол, на котором заворачивают и завязывают посылки, сургуч, на котором получается печать.

- Наблюдение за действиями работника, его общением с посетителями.

-Беседа с работником почты, в которой он показывает свои орудия труда, рассказывает о трудовых действиях.

Предложить детям наклеить марки на конверты, купить открытку.

II.Труд работника ГИБДД (регулировщика).

-Рассмотреть место работы регулировщика – пост ГИБДД. Обратить внимание детей на форму регулировщика, она зависит от времени года.

-Обратить внимание детей на четкие движения регулировщика, как уверенно он работает, как реагируют на его жесты, знаки водители машин.

-Понаблюдать за тем, как регулировщик, орудуя жезлом, управляет движением большого количества машин.

-Побеседовать с напарником регулировщика (договоренность должна быть заранее о важности их работы, попросить объяснить детям, что означают те или иные положения рук и жезла).

-Дать детям подержать в руках жезл, попробовать поработать с ним, как регулировщик.

III.Продавец книжного магазина.

-Рассмотреть внешний вид магазина, витрины, по которым сразу можно понять, что в этом магазине продают книги. Войти в зал, посмотреть, как много книг, которые стоят на стеллажах, загадать загадку о книге.

-Понаблюдать за работой продавца, как он вежливо общается с покупателями, показывает им книги, советует.

-Обратить внимание детей, что в любом магазине есть касса, за ней работает кассир, он принимает деньги за покупку и дает чек. Для того, чтобы товар лежал удобно, есть не только стеллажи, но и прилавки, витрины.

-Побеседовать с продавцом о его работе, чем она ему нравится.

-Предложить детям попросить продавца показать им книгу о животных или насекомых, выбрать понравившуюся и купить ее.

IV.Труд парикмахера.

-Рассмотреть внешний вид парикмахерской, есть ли витрина, вывеска, как можно догадаться, что это именно парикмахерская. Войти в зал, обратить внимание детей на то, как много зеркал, вращающихся кресел, как украшены стены фотографиями с моделями причесок, много коробочек с флаконами для окрашивания волос, обратить внимание детей на внешний вид парикмахера.

-Понаблюдать за работой парикмахера, как быстро и ловко работают его руки, создавая красивую прическу или стрижку, как осуществляется окраска волос, укладка и т. д.

-Обратить внимание на орудия труда парикмахера: ножницы, разные виды расчесок и т. д., которые в руках настоящего мастера становятся орудиями труда, создающими красоту.

-Организовать беседу с парикмахером, во время которой дети узнают и о других орудиях труда парикмахера: фен, бритва, бигуди. Предложить детям задать интересующие их вопросы.

-Спросить, кто хочет воспользоваться услугами парикмахера, подправить свою прическу (воспитатель заранее проводит работу с родителями и получает их разрешение на стрижку ребенка). Понаблюдать, как желающего усаживают в кресло, накрывают пеньюаром, как стригут. Полюбоваться, какой опрятный вид приобрела прическа.

V.Труд водителя (автобуса).

-Стоя на тротуаре, понаблюдать за движением пассажирского транспорта, как замедляет движение и останавливается автобус около остановки. Рассмотреть остановочный павильон, вывеску, как входят и выходят пассажиры. Сесть с детьми в автобус и проехать несколько остановок. Рассмотреть салон, сиденья, поручни. Обратить внимание детей на то, как важно поддерживать чистоту в транспорте и не портить сиденья.

-Стоя около кабины водителя, понаблюдать за его работой. Как поворачивает руль, переключает рычагом скорость, нажимает на кнопку, чтобы открыть дверь. В боковое зеркало водитель наблюдает за посадкой и высадкой пассажиров. Каким внимательным должен быть водитель, чтобы одновременно управлять автобусом, следить за движением машин, сигналами светофора.

-На остановке задать водителю несколько вопросов о его работе, чем она ему нравится, объяснить детям, что долго разговаривать мы с водителем не можем, т. к. его ждут на другой остановке люди, а отвлекать водителя во время движения нельзя.

Перед проведением экскурсии заранее посещалось место, заранее организовывались беседы с работниками той или иной профессии. Их знакомили с вопросами, которые им будут задавать, предлагалось подготовить ответы, доступные детскому пониманию. Перед экскурсией воспитатель подбирал варианты художественных предложений, обеспечивающих осознание детьми значимости той или иной профессии в ярких, эмоционально-насыщенных образах, продумывал содержание беседы, вопросы, отбирал предметы, на которых будет акцентироваться внимание детей. Тем самым определялся объем информации, который должен быть передан детям на каждом этапе проводимых экскурсий. Рассказ воспитателя должен быть не только познавательным, но и эмоционально насыщенным, что позволит заинтересовать детей спецификой труда взрослых, развить ценностное отношение к профессии.

Подготовка детей к экскурсии заключалась в повторении правил поведения на улице и в общественных местах, готовились пособия к проведению экскурсий, атрибуты (флажки). Детям сообщалась:

-тема экскурсии;

-давались установочные вопросы с целью создания настроя на предстоящую экскурсию, вызвать желание участвовать в экскурсии;

-создать необходимую базу для проведения: сориентировать на соответствующую одежду, обувь, посещение туалета перед выходом из детского сада.

Таким образом, первый этап опытно – экспериментальной работы включал в себя проведение экскурсий, направленных на повышение уровня информированности детей о труде взрослых. Для активизации интереса детей к труду взрослых и закрепления развитых представлений был проведен второй этап.

На втором этапе осуществлялось закрепление представлений о труде посредством использования рисования, художественной литературы, разных видов игр. Всего было проведено 5 бесед с включением рисования. Во время их проведения детям задавались вопросы, акцентирующие внимание на трудовых действиях («Почему ты закрыл дверь, не посадив всех пассажиров?», «Какое действие будет следующим?»), создавались проблемные словесные ситуации («Вспомните стихотворение, которое подходит к этой профессии», «Придумай загадку о профессии парикмахера, других профессиях»), визуальные («Что нужно изменить на этой картинке?», «Что здесь не так?»).

Беседы с детьми проводились по следующему плану.

I. Беседа о труде работника почты.

1.Какое название можно прочитать на вывеске «почта»? (Отделение связи).

2.Почему почту еще называют отделением связи? (Потому что письма, телеграммы, посылки связывают людей).

3.Какую работу выполняют работники почты? (Приклеивают марки на конверты, заворачивают и взвешивают посылки, грузят их на машину, которая отвозит почту на вокзал, выдают пришедшие из другого города посылки адресату, продают газеты, журналы, открытки).

4.Какое значение имеет почта в жизни людей? (Помогает людям общаться с родными и друзьями, которые живут в других городах).

II. Беседа о работнике автоинспекции.

1. Где можно встретить работника автоинспекции? (На улицах города).

2. Как мы можем его узнать? (На машинах – синие полосы, мигалки, работник – в специальной форме).

3. В чем заключается работа автоинспектора? (Следит за выполнением правил дорожного движения водителями и пешеходами).

4. Какие правила должны выполнять пешеходы? (Переходить дорогу на зеленый сигнал светофора, не перебегать дорогу перед идущим транспортом, обращать внимание на сигналы машин – в какую сторону они поворачивают).

5. Что может произойти, если водители не будут соблюдать правила дорожного движения? (Будет беспорядок на дорогах, ездить будет трудно, опасно, может увеличиться количество аварий).

III. Беседа о продавце книжного магазина.

1. Зачем человеку нужны книги? (Из них можно узнать много полезного и интересного о животных, о человеке, о природе, о жизни разных людей).

2. Где можно купить книги? (В магазине).

3. Кто помогает выбрать книги? (Продавец, он раскладывает книги на витрины и стеллажи, показывает их покупателям).

4. Каким должен быть продавец? (Должен быть вежливым, внимательным, много знать о книгах, которые находятся в магазине).

5. Какую книгу (о чем) вы хотели бы купить в магазине?

IV. Беседа о труде парикмахера.

1.Отличаются ли волосы у людей? (Могут быть длинные, короткие, вьющиеся, прямые, разные по цвету).

2.Как надо ухаживать за волосами? (Мыть, аккуратно расчесывать).

3.Что должен делать хороший парикмахер? (Подобрать и сделать прическу, которая подходит клиенту).

4.Какими инструментами пользуется парикмахер? (Разные ножницы, расчески, щетки, фен, щипцы).

5.Как ведет себя парикмахер с клиентом? (Вежливо, выслушивает его пожелания, какую он хочет прическу, дает советы).

6.Зачем человек ходит к парикмахеру? (Чтобы выглядеть аккуратно, сделать праздничную прическу).

V. Беседа о труде водителя.

1. Зачем людям нужен транспорт? (Чтобы быстро добраться до нужного места).

2. Должен ли водитель знать устройство своей машины? (Должен, чтобы правильно ею пользоваться, ухаживать за ней, устранять мелкие поломки).

3. Какие правила должен очень хорошо знать водитель? (Правила дорожного движения).

4. Зачем нужно выполнять правила дорожного движения? (Чтобы езда была безопасной, чтобы был порядок на дорогах).

5. Надо ли наказывать водителей, которые не выполняют правила дорожного движения? (Надо, ведь от их невыполнения могут погибнуть люди).

6. Какими качествами должен обладать водитель пассажирского транспорта? (Быть очень внимательным и аккуратным, потому что он перевозит много людей, быть вежливым).

На втором этапе экспериментальной работы уделялось внимание также обогащению игровой деятельности детей. Для этого пополнили предметную среду таким образом, чтобы дети могли передать в игре действия, характерные для представителей соответствующих профессий, подключали к их изготовлению и детей.

Предметно – игровая среда была пополнена следующими атрибутами: жезл и фуражка регулировщика, фен и бигуди для парикмахера, таблички – остановки и др., кроме того предложили дополнительный материал (картон, бумагу, дощечки) для самостоятельного использования в сюжетно – ролевых играх.

Например, Витя вырезал вывески для остановок автобусов, написал на них номер рейса и время его отправления, а Катя Л. нарисовала витрину парикмахерской – расческу, фен и прикрепила на ширме. Уголок книги в группе часто превращался в книжный отдел магазина, в котором на столах – прилавках продавались книги. Ролевое поведение детей экспериментальной группы положительно отличалось от других детей. Содержание игр стало богаче, расширился словарь за счет профессиональных слов.

К работе были привлечены и родители. На родительском собрании воспитатель рассказывала о работе с детьми по ознакомлению с трудом взрослых, попросила принять в ней участие. Папа Димы К. работает водителем продуктового фургона, он рассказал на занятии об особенностях своей работы, как тяжелы дальние рейсы. Мама Оли К. рассказала о своей работе – продавца детской одежды. А мама Вали – парикмахер рассказала, как важно правильно расчесывать волосы, чтобы клиенты остались довольны, научила девочек делать прическу из хвостиков. В заключении рассказов всех родителей воспитатель подводила итог, заостряла внимание детей на важности и социальной значимости каждой профессии.

На этом этапе исследования также использовалась изобразительная деятельность детей, привлекали к рисованию на тему труда взрослых. Детям было предложено нарисовать представителей одной из профессий: регулировщик, продавец, водитель, парикмахер, работник почты. Дети сами выбирали ту профессию, которую они хотят нарисовать. Важное место отводилось беседам по рисунку. Для этого использовали вопросы:

- Почему ты изобразил таким регулировщика?

- Какое действие выполняет парикмахер?

- Где стоит продавец магазина?

Практиковалась организация выставок. Так во время проведения экспериментальной работы было оформлено три выставки на темы «Профессии всякие важны», «Люди нашего города», «Мы на экскурсии». Каждую выставку посещали родители, при этом каждый ребенок являлся экскурсоводом, показывая своим родителям содержательную сторону данной выставки, комментируя каждое изображение.

Таким образом, формирующий эксперимент включал в себя два этапа, проведение повторного учитывало следующие условия:

- комплексного воздействия на эмоциональную, интеллектуальную и деятельностно–практическую сферы личности в развития представлений у дошкольников;

- создание эмоционально – положительного фона через использование художественной литературы и занимательных заданий;

-осуществление целенаправленной работы по отражению полученных впечатлений в изобразительной и игровой деятельностях.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.054 с.