Кризисы подросткового возраста — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Кризисы подросткового возраста

2017-07-01 324
Кризисы подросткового возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

с

/■обственно подростковый (пубертатный) возраст связывают с физиологическими изменениями в орга­низме, которые определяются половым созреванием — совокупностью биологических и психологических изме­нений. Пубертатный период заканчивается, когда поло­вой аппарат становится полностью готовым к функцио­нированию.

В настоящем справочнике подростковый возраст подразделяется на два периода:

• пубертатный (или младший подростковый),
11-12-14-15 лет;

• юношеский (ювенильный), 16—20 лет.

2.1. ВОЗРАСТНЫЕ ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ

Задачи развития пубертатного периода (Кэррел, 2002).

Сепарация и индивидуация — самые важные задачи подросткового возраста.

Развитие самоопределения. Узнавание самого себя, развитие устойчивого ощущения собственного «Я» процесс болезненный, даже для самого уравновешенно­го подростка.


Кризисы подросткового возраста

Определение референтной группы. Перед подростком встает и другой вопрос, не менее важный, чем вопрос «Кто я?». Это вопрос «С кем я?». Принятие сверстника­ми и идентификация с группой — самая насущная про­блема в отрочестве. Для подростков потребность в при­нятии сверстниками значительно превышает потреб­ность в самоуважении. Таким образом, основная задача для подростка — сформировать удовлетворяющую его референтную группу.

Развитие половой идентификации. Половая идентифи­
кация происходит еще в детстве. Девушки-подростки
уже имеют представление о том, что значит быть жен­
щиной. Точно так же мальчики-подростки осведомле­
ны о том, что они принадлежат к мужскому полу, и о
том, что это такое. Но выражение сексуальности начи­
нается только в отрочестве. Для некоторых подростков
открытие своей собственной сексуальности и интерес к
противоположному полу так же естественны, как и
рост. Для других становление половой идентификации
может смущать, а сфера сексуального казаться далекой
и пугающей. |

Развитие личной системы ценностей. До подростко­вого возраста ребенок принимает систему ценностей своих родителей, но затем как будто срывается с цепи. Uh готов пересмотреть все ранее усвоенные обычаи, Ценности и стандарты. Это не значит, что все и вся обязательно будет меняться, но все прежние установки будут подвергнуты сомнению.

Формирование жизненных целей. Большинство детей определяются с будущей профессией только в позднем


 




Глава 2


Кризисы подросткового возраста


 


отрочестве. Тем не менее наша образовательная система подталкивает подростков к постановке конкретных профессиональных целей до того, как они перейдут в среднюю школу.

Пять точек амбивалентности подростка:

1. Бунт против контроля со стороны взрослых — по­
требность в руководстве.

Правильные решения приходят с опытом; опыт — по­рождение неверных решений. Взрослые должны быть рядом, когда подростки принимают неправильное ре­шение, и помогать им учиться на собственных ошиб­ках. В то же время у подростков должно быть достаточ­но свободы, чтобы иметь возможность на неправильные решения.

2. Желание близости — страх интимности.
Подросткам хотелось бы иметь близкие отношения

с другими, как со сверстниками, так и с авторитетными взрослыми, но они подозрительны. Действительно ли другие интересуются ими искренне? Поймут и примут ли они? Что требуется от них при близких личных от­ношениях?

3. Испытание и проверка на прочность внешних
границ — поддержка и забота со стороны взрослых.

Структура или система (семья, школа, церковь, по­рядки в закрытом учебном' заведении и т. д.) должны быть крепче, чем подростки, проверяющие их на проч­ность. Это основная составляющая безопасного взрос­ления.

4. Мысли о будущем — ориентация на настоящее.
Подростки, готовящиеся к поступлению в институт,

прекрасно знают, что для этого нужно много занимать-


ся, а не висеть часами на телефоне, но часто ничего не могут с собой поделать.

5. Сексуальное созревание — психическая неподго­товленность к сексуальному опыту: подростки активно интересуются всем, что касается сексуальной сферы, но вступать в сексуальные отношения слишком рано не следует. Для этого есть много причин, но главной явля­ется то, что подростки эмоционально не готовы к раз­рыву отношений, который весьма возможен.

ЗАДАЧИ *"

РАЗВИТИЯ В ЮНОСТИ г

В этот период заканчивается переход от почти взрослого ребенка к почти зрелому взрослому. Много­численные задачи, которые за это время необходимо решить для развития полноценной личности, можно свести к двум основным проблемам — формирования социальной зрелости и самосознания.

Достижение социальной зрелости. Поскольку в пери-ЗД молодости человек впервы£ непосредственно вступа-ет в контакт с обществом, главной задачей его стано­вится решение социальных задач: приобретение профес-сии, определенного социального статуса, создание семьи. Таким образом, в отличие от подростка, моло­дой человек не только в своем сознании включает себя Во взРослую жизнь, но и начинает принимать в ней ре­альное участие. Поэтому под достижением социальной зрелости нужно понимать, с одной стороны, возмож­ность выполнения социальных обязанностей, с другой — при-


Глава 2


Кризисы подросткового возраста


 


нятие ответственности за собственную жизнь, решения и поступки на самого себя. Субъективно достижение социальной зрелости переживается появлением у моло­дого человека чувства взрослости. Понятно, что для достижения социальной зрелости молодому человеку нужно разрешить проблему личностного самоопределе­ния — основную задачу развития в юности.

Формирование самосознания и собственного мировоз­зрения. Этап принятия ответственных решений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными. Ста­новление самосознания происходит по нескольким на­правлениям:

т • Открытие своего внутреннего мира. Человек на-" чинает воспринимать свои эмоции не как произ-:' водные от внешних событий, а как состояние сво­его «Я», появляется чувство своей особенности, непохожести на других, порой появляется и чув­ство одиночества («Другие люди меня не понима­ют, я одинок»).

• Осознание необратимости времени, понимание конечности своего существования. Именно пони­мание неизбежности смерти заставляет человека всерьез задуматься о смысле жизни, своих пер­спективах, своем будущем, своих целях. Посте­пенно из мечты, где все возможно, и идеала, как абстрактного, но часто недосягаемого образца, начинают вырисовываться несколько более или менее реалистичных планов деятельности, между которыми предстоит выбирать. Жизненный план


охватывает всю сферу личного самоопределения: моральный облик, стиль жизни, уровень притяза­ний, выбор профессии и своего места в жизни. Осознание своих целей, жизненных устремлений, выработка жизненного плана — важный элемент самосознания.

• Формирование целостного представления о са­
мом себе, отношения к себе. Вначале человек
осознает и оценивает особенности своего тела,
внешности, привлекательности, а затем — мо--
рально-психологичес'кие, интеллектуальные, во­
левые качества. Юношеские самооценки часто
бывают противоречивы («я — гений плюс ничто­
жество»). На основе анализа результатов, достиг­
нутых в разных видах деятельности, учета мне­
ний других людей о себе и самонаблюдения, са­
моанализа своих качеств и способностей
формируется самоуважение — обобщенное отно­
шение к себе.

• Осознание и формирование отношения к зарож­
дающейся сексуальности. Хотя девушки раньше
созревают физиологически, у них на первых по­
рах сильнее выражена потребность в нежности,
ласке, эмоциональном тепле и понимании, чем в
физической близости. У юношей, наоборот, в
большинстве случаев раньше появляется чувст­
венно-сексуальное влечение к физической близо­
сти и значительно позднее возникает потребность
в духовной близости, взаимопонимании.


Глава 2


Кризисы подросткового возраста


 


Приведенные ниже возрастные задачи сформулирова­ны на основе публикаций следующих авторов: Achenbach (1990), Waters, Sroufe (1983), Masten, Braswell (1991), Selman (1980) и De Geus (1995) (цит. по: Шульга и др., 2001).

1. Освобождение от зависимости, приобретение ав­
тономии — умение становиться менее зависимым
от родителей и определять свое место в семье и
обществе при изменяющихся взаимоотношениях:

• уметь строить бесконфликтные отношения, дого­
вариваться с родителями и другими взрослыми,
со сверстниками (13—15 лет);

• найти свое место в семье, формальных и нефор­
мальных коллективах, определить свои отноше­
ния с родителями и другими взрослыми, со свер­
стниками, уметь решать проблемы без конфлик­
тов (16-18 лет).

2. Здоровье и внешность — умение избегать излиш­
него риска, заботиться о своем физическом со­
стоянии, внешнем виде, хорошем питании и:

• самостоятельно следить за своим весом, физиче­
ским состоянием и развитием (13—15 лет);

• вести здоровый образ жизни, уметь отказаться от
вредных привычек или вовремя остановиться, ес-

. ли не удалось избежать соблазна (16—18 лет).

3. Свободное время — умение полноценно прово­
дить время, свободное от обязанностей:


 

• уметь выбирать для свободного времени нужные,
полезные дела, приносящие удовольствие, и раз­
влечения, не приносящие вреда (13—15 лет);

• полноценно проводить свободное время, само­
стоятельно устраивать интересные мероприятия
(16-18 лет).

4. Интимность и сексуальность — освоение сферы
интимных и сексуальных отношений:

• открытие для себя телесных изменений, сексуаль­
ности (13—15 лет);

• окончание процесса полрвой идентификации, вы­
бор партнера для любви, установление и продол­
жение интимных отношений в форме, соответст­
вующей культурным, этническим и другим соци­
альным нормам (16—18 лет).

5. Учеба или работа — приобретение знаний и уме­
ний, дающих возможность выбирать себе работу
и впоследствии хорошо справляться с профессио­
нальными обязанностями:

• учеба, направленная на выбор профессии (13—15 лет);

• самостоятельность в учеба, выбор будущей про­
фессии, приобретение необходимых для ее приоб­
ретения знаний и навыков (16—18 лет).

6- Социальные контакты и дружба — умение уста­навливать и поддерживать контакты, оценить, что могут дать контакты с другими, готовность к дружбе, умение доверять другому и вызывать до­верие к себе, принятие друг друга:

• готовность к дружбе, умение показывать свои
чувства и видеть, как другие реагируют на твои
чувства (13-15 лет);

И. Малкина-Пых fie


Глава 2


Кризисы подросткового возраста


 


• умение оценить другого, установить контакты с
другими, выражать свои чувства, заботиться о
других и т. д.; постоянство чувств (16—18 лет).

7. Авторитет и инстанции — принятие того, что оп­
ределенные лица и организации поставлены над
тобой, и, в то же время, умение постоять за себя
в рамках действующих правил и законов:

• неподчинение авторитетам, протест против их
требований (13—15 лет);

• осознание необходимости подчинения требовани­
ям законов и принятых в обществе, семье, школе и
т. д. норм (16—18 лет).

8. Жилищные условия — умение взаимодейство­
вать с домашними и соседями, поддержание по­
рядка в собственном жилом пространстве и квар­
тире или доме в целом, приобретение навыков
для будущего поиска или приобретения собствен­
ного жилья:

• уметь подчиняться правилам, установленным там,
где живешь (13—15 лет);

о, • уметь самостоятельно строить взаимоотношения с д- теми, с кем живешь (16—18 лет).

ОСОБЕННОСТИ

ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ

ПУБЕРТАТНЫЙ ПЕРИОД

Младший подростковый возраст является одним из ключевых этапов в процессе становления эмоциональ­но-волевой регуляции личности.


Переживания в этот период становятся глубже, по­являются более стойкие чувства, эмоциональное отно­шение к ряду явлений жизни делается более постоян­ным и устойчивым. Значительно более широкий круг явлений социальной действительности становится не­безразличным подростку и порождает у него различные эмоции (Мухина, 2003).

Младший подростковый возраст представляет собой период, когда влияние эмоций на духовную жизнь ста­новится наиболее очевидным. Для него характерна лег­кая возбудимость, резкая смена настроений и пережи­ваний. Подросток лучше управляет выражением своих чувств, чем младший школьник. В определенных ситуа­циях (плохая отметка, выговор за плохое поведение) он может скрывать под маской безразличия тревогу, вол­нение, огорчение. Но при определенных обстоятельст­вах (конфликт с родителями, учителями, товарищами) подросток может проявить большую импульсивность в поведении. Иногда от тяжело переживаемой обиды он способен на бегство из дома и даже на попытку само­убийства (Якобсон, 1981).»

"езко выраженные псююлогические особенности подросткового возраста получили название «подростко­вого комплекса».

Он включает в себя перепады настроения, от безу­держного веселья к унынию и обратно, а также попере­менное (и даже одновременное) проявление ряда по­лярных эмоциональных реакций. Причем достаточных, значимых причин для подобной смены настроения под-Ростка зачастую просто не существует.

Так, чувствительность к оценке посторонними сво-


 


Глава 2

ей внешности, способностей, умений сочетается у под­ростков с излишней самонадеянностью и безапелляци­онными суждениями в отношении окружающих. Сен­тиментальность порой уживается с поразительной черст­востью, болезненная застенчивость — с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими — с показной независимостью, борьба с авторитетами, об­щепринятыми правилами и распространенными идеа­лами — с обожествлением всеобщих кумиров, а чувст­венное фантазирование — с сухим мудрствованием (Личко, 1985).

Формирование личности подростка, расширение круга его интересов, развитие самосознания, новый опыт общения со сверстниками, как правило, ведут к интен­сивному росту социально ценных побуждений и пере­живаний. Подросток острее испытывает сочувствие при виде горя других людей, ему свойственно стремление бескорыстно отказаться от чего-то ценного для него ра­ди блага другого человека. В подростковом возрасте больше, чем в любом другом, отмечается захваченность растущего человека переживаниями, связанными с доб­ром, сочувствием, со способностью жертвовать своими запросами, потребностями ради других людей (Якоб­сон, 1981).

Большинство подростков в ответ на вопрос о том, как они принимают решения в повседневной жизни, утверждают, что испытывают трудности, общаясь с ро­дителями, часто конфликтуют с ними. Желание снять эмоциональную зависимость от родителей гораздо боль­ше выражено у мальчиков, чем у девочек (Клайн, 1991).

Основной сложностью подросткового возраста явля-

/4R


Кризисы подросткового возраста

ется быстрый темп изменений, как физических, так и психологических. Подросток постоянно попадает в си­туацию дискомфорта, испытывает фрустрацию; нега­тивные переживания часто вызывают тревожность. Это состояние характеризуется субъективными ощущения­ми напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий, а с точки зрения физиологии — активизацией вегета­тивной нервной системы. Тревожность возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и мо­жет быть разной по интенсивности и динамичной во времени. Определенный уровень тревожности — естест­венная и обязательная характеристика активной дея­тельности. Тревога обычно обусловлена ожиданием не­удач в социальном взаимодействии и невозможностью идентифицировать источник опасности. Она может проявляться как беспомощность, неуверенность в себе, ощущение бессилия перед внешними факторами, вы­званного преувеличением их угрожающего характера и значимости. Устойчивая личностная тревожность воз­никает у подростков с повышенными ранимостью, впе­чатлительностью, мнительностью.

ЮНОШЕСКИЙ ПЕРИОД

В юности по сравнению с подростковым возрастом эмоциональные реакции более устойчивы и осознанны. Кроме того, можно отметить большую дифференциро-ванность эмоциональных состояний и способов их вы­ражения, повышение самоконтроля и саморегуляции, юношеском возрасте, как правило, происходит фор-ирование общей эмоциональной направленности лич-


Глава2


Кризисы подросткового возраста


 


ности, то есть закрепление собственной иерархии цен­ности тех или иных переживаний.

В этом возрасте у юношей и девушек возникает и более точное регулирование эмоций, в частности более совершенное владение выражением своих чувств и на­строений. Если подросток может скрывать свои пере­живания под личиной безразличия, то юноша умеет не только скрывать испытываемые им чувства, но и мас­кировать их. Так, взволнованность от встречи с небез­различным человеком он может маскировать ирониче­ским смехом, застенчивость — развязными манерами и самоуверенным тоном, грусть — напускной веселостью. Юношеский возраст чрезвьиайно значим для развития эмоциональной сферы человека. Можно сказать, что это критический возраст, поскольку в это время закла­дываются основы эмоциональной жизни человека, ко­торые станут фундаментом его эмоциональности в зре­лые годы.

Юность — возраст специфической эмоциональной сенситивности. В этот период интенсивно реализуются и расцветают при благоприятных условиях все эмоцио­нальные возможности человека, заложенные в его нату­ре. «Юношеская горячность», «юношеская пылкость» — не случайные слова, а выразительная характеристика особенностей эмоциональной жизни молодых людей в эти годы.

Для эмоциональной жизни юности характерно не только переживание предметных чувств (направленных на определенное событие, лицо, явление), но и форми­рование чувств обобщенных (чувство прекрасного, чув­ство трагического, чувство юмора и т. д.). Эти чувства


выражают уже общие, более или менее устойчивые ми­ровоззренческие установки личности (Якобсон, 1981).

Возникновение и развитие предметных чувств выра­жает формирование у молодых людей устойчивых эмо­циональных отношений, своеобразных «эмоциональ­ных констант» (Леонтьев, 1971).

Одним из существенных моментов становится фор­мирование чувства взрослости, причем взрослости не вообще, а именно мужской и женской. Для ранней юности типична идеализация друзей и самой дружбы. Нуждаясь в сильных эмоциональных привязанностях, молодые люди подчас *не замечают реальных свойств партнера. Юношеская потребность в самораскрытии часто перевешивает интерес к раскрытию внутреннего мира другого, побуждая не столько выбирать друга, сколько придумывать его (Кон, 1989).

Эмоциональное голодание в период юности — столь же реальное явление, каким бывает голод в общеприня­том, бытовом смысле. Оно часто выражается в форме скуки и тоски. Потребность человека в эмоциональном насыщении удовлетворяется главным образом в про­цессе достижения самых разных целей, которые он ста­вит перед собой.

Юношеская мечта о любви выражает, прежде всего, потребность молодого человека в эмоциональном кон­такте, понимании, душевной близости. Потребность в самораскрытии, интимной человеческой близости и чув­ственно-эротические желания очень часто не совпадают и могут быть направлены на разных партнеров: «маль­чик не любит женщину, к которой его влечет, и его не ечет к женщине, которую он любит». Появление лю-


Глава 2


Кризисы подросткового возраста


 


бимой девушки снижает эмоциональный накал однопо­лой дружбы, и друг становится скорее добрым товари­щем. С другой стороны, любовь предполагает большую степень интимности, чем дружба, она как бы включает в себя дружбу (Кон, 1984).


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.05 с.