Глава 1. Формирование рынка мёда — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Глава 1. Формирование рынка мёда

2017-07-01 4377
Глава 1. Формирование рынка мёда 4.50 из 5.00 4 оценки
Заказать работу

 

По мнению экспертов, российские пчеловоды способны получать 1 млн. т меда в год. Однако ограниченность внутреннего рынка и отсутствие экспорта сдерживают развитие промышленного производства отечественного меда.

За последние годы производство меда в России выросло почти в 3 раза. Если в 1999 г. в стране его собрали 37 тыс. т, то в 2010 г., по разным оценкам, — от 90,9 до 104,5 тыс. т. Согласно данным Союза пчеловодов России, сейчас в стране на душу населения в год приходится 700-750 г
меда и 32 кг сахара. А в Германии каждый житель потребляет от 4,5 до 6 кг меда, в Японии — 4 кг, в Скандинавии — 3 кг. При этом Германия самостоятельно может обеспечить себя медом лишь на 20%, недостающий мед закупает за границей.

Сегодня объем импорта меда в Россию превышает экспорт в 55 раз. В 2010 г. В нашу страну было завезено более 5,3 тыс.т. меда на сумму почти 15,9 млн. долл. США. В общем объеме рынка доля импорта невелика — 5-6%. Но, во-первых, это официальные (и, скорее всего, заниженные)
данные; во-вторых, для отечественного пчеловодства и такой «кусочек» — потеря своей доли на рынке. Ввозная пошлина на иностранный мед сейчас составляет 15%. В Латвии по просьбе пчеловодов она увеличена до 91%, в США — до 100% от таможенной стоимости. Кроме того, основным поставщиком меда в Россию остается Украина (свыше 68% поставок в натуральном выражении), а с этой страной у нас установлен режим беспошлинной торговли.

По данным маркетингового агентства Step by Step, в 2010 г. в мире было произведено 1,5 млн. т меда (в 2009 г. — 1,3 млн. т). Основным экспортером его долгое время был Китай. В конце прошлого десятилетия на эту страну приходилось 30% мирового производства данного продукта. Но Европа отказалась от китайского меда — слишком велико в нем содержание антибиотиков, а в другие страны, в том числе в Россию, китайский мед по-прежнему поставляется. По оценкам компании «Медовый дом», сегодня мировым лидером по объемам производства и продаж меда является Аргентина. Наиболее крупные импортеры меда — США, Германия, Япония и страны Евросоюза. Россия осуществляет минимальные экспортно-импортные операции с медом. В то же время Евросоюз за счет интеграции отрасли постепенно превращается в крупного экспортера меда.

Продажа российского меда за рубеж ежегодно сокращается. Если в 2003 г., по данным исследовательской компании Global Reach Consulting, за границу было продано в общей сложности 347 т меда, то в 2008 г. — только 121 т. В 2011 г. Наша страна отправила на экспорт лишь 94,9 т меда на 613,1 тыс. долл. США (в роли основного покупателя российского меда выступают США, в эту страну экспортируется 61,5% продукции нашего пчеловодства в натуральном выражении).

После распада СССР и развала колхозов пчеловодство преимущественно перешло в частный сектор. Сегодня российский рынок меда представлен в основном небольшими пасеками. Число пчелиных семей сократилось с 10 до 5 млн. По оценкам маркетингового агентства Step by Step, в 2010 г. на частных пасеках было произведено 85,7-99,3 тыс. т меда (94-95% от общего объема). При этом число хозяйств, серьезно занимающихся пчеловодством, неуклонно сокращается: сегодня в России их насчитывается не более 5-6 тыс. Формально пчеловодство относится к ведению Министерства сельского хозяйства РФ, но фактически оно отрасль не курирует.

В нашей стране принято покупать мед не в магазине, а у «своего» продавца на рынке или прямо на пасеке. Люди обоснованно боятся подделок. На разного рода суррогаты приходится не менее 20% рынка. Основным местом, где можно приобрести качественный мед, в больших городах остаются ярмарки. Однако региональные ярмарки не обеспечивают необходимого объема продаж. В этих условиях большинство товаропроизводителей выходит на рынок через посредников, в карманах которых оседает значительный объем полученной прибыли, что снижает эффективность производства продукции.

Например, в Москве в 2011 г. свежий башкирский мед продавали по 600 руб./кг, а натуральный мед с личной пасеки, расположенной в экологически чистом месте, — по 5 тыс. руб./л. Почему так сильно отличались цены? Дело в том, что натуральный мед найти почти невозможно.

Сегодня практически для всех пчеловодов главное — прибыль, из-за чего покупателю трудно купить натуральный мед. На прилавках магазинов и рынков полно псевдопродукта с красочными этикетками «Натуральный мед». И этим якобы медом компании и частные предприниматели торгуют большими партиями — по 10-25 т, в том числе и через Интернет. В данных условиях большинство пчеловодов отдают львиную долю наценки посредникам. Причем малые пасеки из регионов, поставляющие действительно натуральный мед, получают меньше всего прибыли. Бороться с этим можно только одним путем — создавать союзы и ассоциации пчеловодов-товаропроизводителей и в их рамках конструктивно решать вопрос о выходе продукции на рынки. Необходимо организовывать централизованный сбыт, продвигать законотворческие проекты по регулированию медового рынка.

Рынок продукции пчеловодства многогранен и имеет следующие принципиальные особенности.

· Большое количество равноценных продавцов и покупателей (рынок совершенной конкуренции). Влияние каждого участника на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь. В условиях однородности продукции, ее свободного входа и выхода на рынок отдельное пчеловодное предприятие не может влиять на цены. Оно вынуждено принимать правила игры и реализовывать продукцию только по текущей рыночной цене. Попытка некоторых товаропроизводителей повысить цены может привести к приостановке реализации их продукции. Влиять на цену можно только в рамках союзов и ассоциаций пчеловодов-товаропроизводителей.

· Однородность продукции. Все пчеловоды продают по сути одно и то же – мед (конкуренция монополистическая и внутриотраслевая). Такая ситуация характеризуется сравнительно большим числом предприятий, производящих дифференцированный продукт, и сравнительно свободным входом на рынок. Борясь с однородностью продукции, производители стремятся ее дифференцировать, придать своему товару уникальные свойства. Другими словами, они пытаются специализироваться на узком сегменте, то есть производить уникальный товар (например, замечательных маток, монофлорный мед). В результате определенные группы покупателей начинают предпочитать продукцию конкретного предприятия. Создавая уникальный вариант товара, предприятие приобретает ограниченную монополию и, соответственно, ограниченное влияние на цену. Однако эта монополия весьма лимитирована и неустойчива из-за схожести продукции у конкурентов. Для этого типа конкуренции характерно жесткое неценовое соперничество, особенно рекламы и упаковки.

Не обязательно производить мед, которого ни у кого больше нет. Но если хорошо разрекламировать мед от Иванова или мед из деревни Иваново, а покупатели запомнят и полюбят эту продукцию, то продавец получит определенное влияние на цену реализации и сбыт.

В условиях рынка меда приемы неценовой конкуренции (контроль качества продукции, упаковка, реклама и др.) имеют решающее значение. Прошли те времена, когда можно было встать на углу и за день-два распродать свой мед. Каждому пчеловоду необходимо изучать инструменты продвижения товара, задумываться над тем, какие преимущества имеет именно его продукция по сравнению с другой, доносить это до покупателей с помощью современной рекламы. Важно заниматься позиционированием собственной продукции, создавать товарные бренды, например «мед из деревни Иваново». Тогда процесс продажи перестанет быть хаотичным, пчеловоды сами будут управлять им.

Экономическая эффективность производства продукции пчеловодства существенно зависит от организации ее сбыта, выбора каналов реализации. Особенно это касается пыльцы, воска, прополиса, перги и т.д. Рекламой именно этих продуктов надо заниматься постоянно.

В условиях рыночной экономики сбыт продукции пчеловодства должен происходить на основе маркетинга, позволяющего изучить конъюнктуру и ориентировать производителей на создание товара, пользующегося спросом. Маркетинговая служба оправдывает себя в рамках крупных пчеловодных предприятий, союзов и ассоциаций, реализующих продукцию за пределами своего региона.

Маркетинг призван установить, какая продукция и в каком объеме требуется на рынке, найти конкретных потребителей и заключить с ними сделки на максимально выгодных для хозяйства условиях. Пчеловоды должны иметь возможность получить консультацию по продвижению и продажам продукции, помощь в работе с посредниками.

Рынок пчеловодной продукции в России находится на стадии становления. Эффективность его работы в значительной степени будет зависеть от государственной поддержки. Она нужна и для гарантированного сбыта продукции под определенные договоры и программы для формирования отечественного продовольственного рынка. Пока, к сожалению, отрасль с огромным потенциалом представляет собой разрозненные удельные княжества.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.