Методика «Переплетенные линии» — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Методика «Переплетенные линии»

2017-07-01 617
Методика «Переплетенные линии» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Примеры таких заданий.

· Игра «Какая осень (зима, погода, собака и т.д.)». при регулярном проведении таких упражнений отмечается значительный подъем в развитии воссоздающего воображения у детей. Так, например, объем подобранных определений к заданному слову у детей значительно увеличивается уже через несколько недель. Подбирая определения, дети используют, кроме традиционных в данном случае прилагательных, достаточно оригинальные варианты (осень-нежная, красная, сонная, солнечная, ветреная, унылая, нарядная, плачущая, приснившаяся, поэтичная, дрожащая, трепещущая и др.).

· Игра «Что общего между?..». Ребенку предлагается найти в двух объектах общие признаки. Начинать лучше со сравнения предметов, имеющих много общего, например, что общего между апельсином и лимоном? Сочные, кислые, имеют запах, покрыты кожурой, состоят из долек и т.д. постепенно следует предлагать для сравнения предметы, внешне непохожие. Приведем примеры вариантов детских ответов в игре «Что общего между мухомором и пожарной машиной?»: они могут быть мокрыми от дождя; красными; приснившимися; нарисованными; вылепленными из пластилина; воспетыми в стихах; испорченными; пыльными и т.д.

· Упражнение «Что можно сделать из?..». ребенку предлагается придумать множество вариантов использования хорошо знакомого предмета (газеты, консервной банки, фольги и др.), а также комбинировать и сочетать в одном предмете свойства и признаки других предметов.

· Задание «Придумай и изобрази». Рисование фантастических предметов и несуществующих животных. Например, ребенку зачитываются характеристики необычных сказочных персонажей («Звугр», «Велень», «Хражда», «Милея» и др.) и предлагается представить и изобразить их. Затем можно обыграть действия нарисованных героев, вырезать их, поставить небольшие сценки, придумать сюжет и создать для этого специальную среду, используя имеющие предметы и разнообразные материалы для декораций, придумать и записать историю о фантастическом герое.

· Придумывание сказок. По предложенному взрослыми началу изменять заимствованные из сказок ситуации, выделять последовательность событий сказки, представлять события в последовательности их развития, наделять реальных героев фантастическими свойствами, моделировать действия героев, изменять их поступки, придумывать новое окончание знакомой сказки. Затем ребенку можно предложить составлять сказки на самостоятельно выбранную тему, видоизменять, преобразовывать, комбинировать имеющиеся представления о предметах по памяти, создавая на этой основе относительно новые образы и ситуации, представлять событие в определенной последовательности его развития, устанавливать зависимость между отдельными событиями.

· Придумывание новых игрушек, транспорта, построек. Ребенку предлагается произвести изменение предметов, выделяя и улучшая их функциональные качества; предположить изменения живых существ в связи с изменениями окружающей среды, необходимостью защиты и выработки условий выживания. Например, предложить представить, как будет выглядеть игрушечный медвежонок, если он изготовлен из различных материалов (меха, стекла, дерева, пластмассы, бумаги, пластилина и др.), определить и сформулировать возможность и целесообразность его использования в зависимости от материала (например, бумажный медвежонок-это хорошо, потому что его можно сделать самому, его легко переносить и можно раскрасить, но он может порваться, испачкаться, его нельзя мыть и т.д.).

· Игра «Хорошо-плохо», в которой ребенка знакомят с тем, что любой предмет, явление, система-это набор противоречивых свойств, которые находятся в определенных взаимосвязях, учат видеть, формулировать и различать противоречия на элементарном уровне. Например, ребенку предлагается, выбрав хорошо знакомый объект, выделить позитивные и негативные проявления его существования. Приведем примеры детских ответов.

«Дерево»

Хорошо: из него можно сделать деревянную посуду, мебель, построить дом, лодку, сделать бумагу, коробку для телевизора, раму для картины, карандаши, шкатулки, игрушки и др.

Плохо: дерево умирает, без него становится хуже воздух. Деревянные дом и мебель могут сгореть, деревянные игрушки сгнить.

«Цыплята»

Хорошо: мягкие, пушистые, не кусаются, когда вырастают-несут яйца, петушки охраняют своих курочек от чужих.

Плохо: в огороде клюют клубнику, огурцы, когда вырастут, могут клюнуть человека.

 

«Кошка»

Хорошо: ласковая, красивая, послушная, умная, теплая, игривая, ловит мышей.

Плохо: линяет, грязная на даче, приносит мышей бабушке, которая их боится.

· Знакомство с понятием «ресурсы» как неиспользованными возможностями. Ребенка учат видеть и различать вспомогательные средства самого предмета или окружения, выявлять ресурсы пространства и времени, размера, качества, энергии, формы, главного ресурса человека-его мысли. Для этого можно использовать путешествие на машине времени, приемы уменьшения-увеличения и т.п. Например, ребенку предлагается определить последствия уменьшения собственного роста до 5 см и ответить на ряд вопросов: а) что произойдет, когда ты попадешь домой? б) что подумают твои родители? В) как ты будешь есть? г) как сможешь воспользоваться бытовыми приборами? И др. составление таких рассказов обычно очень увлекает детей, и они продолжают задавать себе и другим аналогичные сюжеты (представь, что будет, если твоя кошка вырастет до 3-х метров, и др.)

· Упражнение «На что похоже?». Ребенку предлагается узнавать и называть в неопределенных графических формах (чернильные пятна, кляксы, каракули) различные знакомые предметы.

· Отгадывание загадок. Ребенку предлагается узнавать предмет по словесному описанию свойств и признаков, а также возможных действий с ним. Для этого можно использовать любые загадки. Но не стоит подсказывать ответ, если ребенок испытывает затруднение. Лучше дать ему возможность самостоятельно решить задачу, поддерживая к ней интерес. А затем можно предложить ребенку самому придумывать загадки.

ВНИМАНИЕ

Методики для изучения

Различных свойств внимания

Методика «Кольца»

Оценка устойчивости, распределения и пере-

ключения внимания

Для проведения теста необходима таблица с изображением колец, имеющих разрывы в разных частях (желательно, чтобы кольца были примерно равны строчным буквам в букваре).

Для оценки устойчивости внимания ребенка просят как можно быстрее находить и зачеркивать кольца с разрывом в строго определенном месте (например, справа).

За 2 минуты ребенок 6-7 лет просматривает 10-11 строк. Но при первой попытке делает много ошибок. При дальнейшей тренировке ошибок становится все меньше и меньше, а продуктивность деятельности улучшается.

 

3. Методика «Цифровая таблица»

Определение объема внимания, скорости его распределения

И переключения (используется при владении счетом)

Покажите ребенку таблицу с набором цифр от 1 до 25, которые располагаются в произвольном порядке. Убедитесь, знает ли ребенок все эти цифры. Затем дайте ему инструкцию: «Постарайся как можно быстрее находить, показывать и называть вслух цифры от 1 до 25».

Фиксируйте время выполнения всего задания, а также количество ошибок.

Большинство детей 6-7 лет выполняют это задание за 1.5-2 минуты и почти без ошибок.

 

ВОСПРИЯТИЕ

Методика «Узнай, кто это».

Сначала детям объясняют, что им покажут части, фрагменты рисунка, по которым ему необходимо будет определить то целое, к которому эти части относятся, т.е. по части или фрагменту восстановить целый рисунок.

Ребенку показывают рисунок, на котором листом бумаги прикрыты все фрагменты за исключением а. Предлагается по этому фрагменту сказать, к какому общему рисунку принадлежат эти детали.

На решение задачи отводится 15 секунд. Если ребенок не дал правильный ответ, то на 10 секунд ему показывают следующий, более полный фрагмент б т.д., до тех пор, пока ребенок не догадается, что изображено на рисунке.

В основном дети 5-6 лет справляются с заданием уже по фрагменту б за 20 секунд.

 

МЫШЛЕНИЕ

МЕТОДИКА «Нелепицы»

Оценка образно-логического мышления

 

Покажите ребенку картинку, на которой изображены разные нелепицы, попросите его внимательно рассмотреть рисунки, а затем сказать, что нарисовано неправильно, почему и как должно быть правильно.

На все задания отводится 2 минуты.

Если ребенок обнаружит более 8 нелепиц-то хороший результат.

 

Найди лишнюю картинку».

 

Подберите серию рисунков, среди которых каждые три рисунка можно объединить в группу по общему признаку, а четвертый-лишний.

Предложите ребенку первые четыре рисунка и попросите один лишний убрать. Спросите: «Почему ты так думаешь? Чем похожи те рисунки, которые ты оставил?»

Отметьте, выделяет ли ребенок существенные признаки, правильно ли группирует предметы.

Если вы видите, что детям трудно дается эта операция, то продолжайте терпеливо заниматься с ними, подбирая другие серии подобных рисунков. Помимо рисунков можно использовать и предметы. Главное-заинтересовать ребенка игровой формой задания.

 

Игра «Говори наоборот»

 

Предложите ребенку игру: я буду говорить слово, ты тоже говори, но только наоборот, например: большой-маленький. Можно использовать следующие пары слов:

ВЕСЕЛЫЙ - ГРУСТНЫЙ

БЫСТРЫЙ - МЕДЛЕННЫЙ

КРАСИВЫЙ - БЕЗОБРАЗНЫЙ

ПУСТОЙ - ПОЛНЫЙ

ХУДОЙ - ТОЛЬСТЫЙ

УМНЫЙ - ГЛУПЫЙ

ТРУДОЛЮБИВЫЙ - ЛЕНИВЫЙ

ТЯЖЕЛЫЙ - ЛЕГКИЙ

ТРУСЛИВЫЙ - ХРАБРЫЙ

БЕЛЫЙ - ЧЕРНЫЙ

ЬВЕРДЫЙ - МЯГКИЙ

ШЕРШАВЙ - ГЛАДКИЙ

 

Игра «Бывает-не бывает»

Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если нет, то мяч ловит не нужно.

Например: вы говорите: «Кошка варит кашу»-и бросаете ребенку мяч. Он не ловит его. Затем сам ребенок придумывает что-нибудь и бросает мяч вам. И так далее.

Ситуации можно предлагать разные:

Папа ушел на работу.

Поезд летит по небу.

Кошка хочет есть.

Человек вьет гнездо.

Почтальон принес письмо.

Зайчик пошел в школу.

Яблоко соленое.

Бегемот залез на дерево.

Шапочка резиновая.

Дом пошел гулять.

Туфли стеклянные.

На березе выросли шишки.

Волк бродит по лесу.

Волк сидит на дереве.

В кастрюле варится чашка.

Кошка гуляет по крыше.

Собака гуляет по крыше.

Лодка плывет по небу.

Девочка рисует домик.

Домик рисует девочку.

Ночью светит солнце.

Зимой идет снег.

Зимой гремит гром.

Рыба поет песни.

Корова жует траву.

Мальчик виляет хвостом.

Хвост бежит за собакой.

Кошка бежит за мышкой.

Петух играет на скрипке.

Ветер качает деревья.

Деревья водят хоровод.

Писатели пишут книги.

Строитель строит дом.

Водитель ведет троллейбус.

 

ПАМЯТЬ.

Методика «Картинки»

Оценка зрительной памяти-кратковременной и долговременной.

Подберите и покажите ребенку по очереди 10 картинок, на каждой из которых изображен знакомый предмет. Время демонстрации каждой картинки 1-2 секунды. После знакомства ребенка со всеми десятью картинками попросите назвать предметы, которые он запомнил. Порядок не имеет значения.

Учитывается, сколько предметов от их общего числа названо ребенком по памяти; повторы не учитываются, так же как и названные предметы, которых на картинках не было. Покажите ребенку те картинки, которые он забыл. Попросите снова вспомнить все картинки через 10 минут. Снова отметьте результат. Затем предложите вспомнить все картинки через 1 час.

Обычно ребенок 6-7 лет воспроизводит с вашей помощью 7-8 предметов из 10.

 

Методика «Запомни фразы»

 

Оценка смысловой памяти.

 

Прочитайте ребенку фразы, такие, например:

1. осенью идут дожди.

2. дети любят играть.

3. в саду растут яблони и груши.

4. в небе летит самолет.

5. мальчик помогает своей бабушке.

Попросите ребенка повторить те фразы, которые ему удалось запомнить. При этом главное – передать смысл каждой фразы, дословно повторять совсем не обязательно. Если с первого раза ребенок не смог повторить все фразы, прочитайте их еще раз.

Ребенок 6-7 лет обычно справляется с этим заданием после 2-й или 3-й попытки.

 

Методика «Запомни рисунки»

 

Оценка объема кратковременной зрительной памяти.

 

Ребенку показывают картинку с изображением разных фигур, просят его рассмотреть этот рисунок очень внимательно и запомнить фигуры (их всего 9).

Время демонстрации первого рисунка 30 секунд. Затем эту картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее показывают вторую картинку, где есть 9 изображений из первой картинки и еще 6 других, и просят ребенка показать все 9 изображений из первой картинки.

Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все фигуры, но не дольше 1.5 минуты. В среднем дети 6-7 лет узнают не менее 6-8 изображений за 1 минуту.

 

Игра «Я фотоаппарат».

Предложите ребенку представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любой предмет, ситуацию, человека и т.д.

Например, ребенок в течении нескольких секунд внимательно рассматривает все предметы, находящиеся на письменном столе. Затем открывает глаза и перечисляет все, что ему удалось запомнить.

Так можно развивать у детей не только память, но и внимание.

Помните: всегда лучше запоминается то, что интересно ребенку. Поэтому старайтесь придумывать разные игры. Например, играйте с ребенком в Шерлока Холмса или в разведчика.

 

ВООБРАЖЕНИЕ

Методика «Комбинирование»

 

Ребенка просят придумать и нарисовать как можно больше предметов, используя геометрические фигуры, круг, полукруг, треугольник, прямоугольник, квадрат.

Каждую фигуру можно использовать многократно, какую-то фигуру не использовать вообще. Размеры фигур можно менять. Основное условие-нельзя добавлять произвольные фигуры.

Примеры таких заданий.

· Игра «Какая осень (зима, погода, собака и т.д.)». при регулярном проведении таких упражнений отмечается значительный подъем в развитии воссоздающего воображения у детей. Так, например, объем подобранных определений к заданному слову у детей значительно увеличивается уже через несколько недель. Подбирая определения, дети используют, кроме традиционных в данном случае прилагательных, достаточно оригинальные варианты (осень-нежная, красная, сонная, солнечная, ветреная, унылая, нарядная, плачущая, приснившаяся, поэтичная, дрожащая, трепещущая и др.).

· Игра «Что общего между?..». Ребенку предлагается найти в двух объектах общие признаки. Начинать лучше со сравнения предметов, имеющих много общего, например, что общего между апельсином и лимоном? Сочные, кислые, имеют запах, покрыты кожурой, состоят из долек и т.д. постепенно следует предлагать для сравнения предметы, внешне непохожие. Приведем примеры вариантов детских ответов в игре «Что общего между мухомором и пожарной машиной?»: они могут быть мокрыми от дождя; красными; приснившимися; нарисованными; вылепленными из пластилина; воспетыми в стихах; испорченными; пыльными и т.д.

· Упражнение «Что можно сделать из?..». ребенку предлагается придумать множество вариантов использования хорошо знакомого предмета (газеты, консервной банки, фольги и др.), а также комбинировать и сочетать в одном предмете свойства и признаки других предметов.

· Задание «Придумай и изобрази». Рисование фантастических предметов и несуществующих животных. Например, ребенку зачитываются характеристики необычных сказочных персонажей («Звугр», «Велень», «Хражда», «Милея» и др.) и предлагается представить и изобразить их. Затем можно обыграть действия нарисованных героев, вырезать их, поставить небольшие сценки, придумать сюжет и создать для этого специальную среду, используя имеющие предметы и разнообразные материалы для декораций, придумать и записать историю о фантастическом герое.

· Придумывание сказок. По предложенному взрослыми началу изменять заимствованные из сказок ситуации, выделять последовательность событий сказки, представлять события в последовательности их развития, наделять реальных героев фантастическими свойствами, моделировать действия героев, изменять их поступки, придумывать новое окончание знакомой сказки. Затем ребенку можно предложить составлять сказки на самостоятельно выбранную тему, видоизменять, преобразовывать, комбинировать имеющиеся представления о предметах по памяти, создавая на этой основе относительно новые образы и ситуации, представлять событие в определенной последовательности его развития, устанавливать зависимость между отдельными событиями.

· Придумывание новых игрушек, транспорта, построек. Ребенку предлагается произвести изменение предметов, выделяя и улучшая их функциональные качества; предположить изменения живых существ в связи с изменениями окружающей среды, необходимостью защиты и выработки условий выживания. Например, предложить представить, как будет выглядеть игрушечный медвежонок, если он изготовлен из различных материалов (меха, стекла, дерева, пластмассы, бумаги, пластилина и др.), определить и сформулировать возможность и целесообразность его использования в зависимости от материала (например, бумажный медвежонок-это хорошо, потому что его можно сделать самому, его легко переносить и можно раскрасить, но он может порваться, испачкаться, его нельзя мыть и т.д.).

· Игра «Хорошо-плохо», в которой ребенка знакомят с тем, что любой предмет, явление, система-это набор противоречивых свойств, которые находятся в определенных взаимосвязях, учат видеть, формулировать и различать противоречия на элементарном уровне. Например, ребенку предлагается, выбрав хорошо знакомый объект, выделить позитивные и негативные проявления его существования. Приведем примеры детских ответов.

«Дерево»

Хорошо: из него можно сделать деревянную посуду, мебель, построить дом, лодку, сделать бумагу, коробку для телевизора, раму для картины, карандаши, шкатулки, игрушки и др.

Плохо: дерево умирает, без него становится хуже воздух. Деревянные дом и мебель могут сгореть, деревянные игрушки сгнить.

«Цыплята»

Хорошо: мягкие, пушистые, не кусаются, когда вырастают-несут яйца, петушки охраняют своих курочек от чужих.

Плохо: в огороде клюют клубнику, огурцы, когда вырастут, могут клюнуть человека.

 

«Кошка»

Хорошо: ласковая, красивая, послушная, умная, теплая, игривая, ловит мышей.

Плохо: линяет, грязная на даче, приносит мышей бабушке, которая их боится.

· Знакомство с понятием «ресурсы» как неиспользованными возможностями. Ребенка учат видеть и различать вспомогательные средства самого предмета или окружения, выявлять ресурсы пространства и времени, размера, качества, энергии, формы, главного ресурса человека-его мысли. Для этого можно использовать путешествие на машине времени, приемы уменьшения-увеличения и т.п. Например, ребенку предлагается определить последствия уменьшения собственного роста до 5 см и ответить на ряд вопросов: а) что произойдет, когда ты попадешь домой? б) что подумают твои родители? В) как ты будешь есть? г) как сможешь воспользоваться бытовыми приборами? И др. составление таких рассказов обычно очень увлекает детей, и они продолжают задавать себе и другим аналогичные сюжеты (представь, что будет, если твоя кошка вырастет до 3-х метров, и др.)

· Упражнение «На что похоже?». Ребенку предлагается узнавать и называть в неопределенных графических формах (чернильные пятна, кляксы, каракули) различные знакомые предметы.

· Отгадывание загадок. Ребенку предлагается узнавать предмет по словесному описанию свойств и признаков, а также возможных действий с ним. Для этого можно использовать любые загадки. Но не стоит подсказывать ответ, если ребенок испытывает затруднение. Лучше дать ему возможность самостоятельно решить задачу, поддерживая к ней интерес. А затем можно предложить ребенку самому придумывать загадки.

ВНИМАНИЕ

Методики для изучения

Различных свойств внимания

Методика «Переплетенные линии»

Оценка устойчивости внимания

Предложите ребенку рисунок, на котором изображены 10 переплетенных линий. Каждая линия имеет свой номер у начала (слева) и у конца (справа). Однако эти номера не совпадают.

Попросите ребенка внимательно проследить за каждой линией о ее начала до конца. При этом нельзя пользоваться ручкой, карандашом или пальцем. Ребенок вслух называет номер линии слева и затем номер этой линии справа.

Фиксируйте время выполнения всего задания, ошибки, сбои в работе и т.д. Большинство детей 6-7 лет справляются с этим заданием за 1-2 минуты и практически без ошибок.

Методика «Кольца»

Оценка устойчивости, распределения и пере-

ключения внимания

Для проведения теста необходима таблица с изображением колец, имеющих разрывы в разных частях (желательно, чтобы кольца были примерно равны строчным буквам в букваре).

Для оценки устойчивости внимания ребенка просят как можно быстрее находить и зачеркивать кольца с разрывом в строго определенном месте (например, справа).

За 2 минуты ребенок 6-7 лет просматривает 10-11 строк. Но при первой попытке делает много ошибок. При дальнейшей тренировке ошибок становится все меньше и меньше, а продуктивность деятельности улучшается.

 

3. Методика «Цифровая таблица»

Определение объема внимания, скорости его распределения

И переключения (используется при владении счетом)

Покажите ребенку таблицу с набором цифр от 1 до 25, которые располагаются в произвольном порядке. Убедитесь, знает ли ребенок все эти цифры. Затем дайте ему инструкцию: «Постарайся как можно быстрее находить, показывать и называть вслух цифры от 1 до 25».

Фиксируйте время выполнения всего задания, а также количество ошибок.

Большинство детей 6-7 лет выполняют это задание за 1.5-2 минуты и почти без ошибок.

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.089 с.