Вопрос № 1 Языкознание в системе наук. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Вопрос № 1 Языкознание в системе наук.

2017-06-29 621
Вопрос № 1 Языкознание в системе наук. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопрос № 3 Сущность, структура, функции языка.

Язык – это средство выражения мыслей и желаний людей. С помощью языка люди также выражают свои чувства. Обмен подобной информацией между людьми называется общением.

Язык – это «стихийно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система дискретных (членораздельных) звуковых знаков, предназначенных для целей коммуникации и способная выразить всю совокупность знаний и представлений человека о мире».

Структура языка – это совокупность закономерных связей и отношений между языковыми единицами, зависящих от природы и определяющих качественное своеобразие языковой системы в целом и характер ее функционирования.

Отношение – результат сопоставления двух или более единиц яыка по какому-либо общему основанию или признаку.

Иерархические
Оппозитивные


Уровни языка:
1) Фонетический (фонемный), или уровень фонем

2) Морфемный (морфологический), или уровень морфем

3) Лексический, или уровень слов, лексем

4) Синтаксический, или уровень предложений

Структура языка выступает как закон связи единиц языка в пределах определенной системы.

Системообразующие оси языковой структуры

Синтагматические отношения – все виды отношений между языковыми единицами в речевой цепи. Они реализуют коммуникативную функцию языка.

Парадигматические отношения – ассоциативно-смысловые отношения однородных единиц, в результате которых языковые единицы объединяются в классы, группы, разряды, то есть в парадигмы.

 

Функция языка

Номинативная
Мыслеформирующая
Внутриструктурные функции связанны с мышлением человека и его отношением к действительности

 

Аккумулятивная Язык служит средством накопления общественного опыта и знаний, средством формирования и развития материальной и духовной культуры
Социальные/общественные функции

Коммуникативная Язык выступает универсальным средством общения людей


Частные функции:

Экспрессивная – функция выражения настроений и эмоций говорящего

Контактоустанавливающая – функция создания и поддержания контакта между собеседниками, когда необходимость передачи сколько-нибудь существенной информации отсутствует (обмен репликами о погоде, о здоровье и т.д.)

Эстетическая – функция эстетического воздействия на личность с помощью языка (литература, театр, кино и т.д.)

Апеллятивная – функция призыва, побуждения к тем или иным действиями и некоторые другие.

 

Вопрос № 5 Язык и речь.

Следует различать два тесно связанных понятия - язык и речь. Язык - орудие, средство общения. Это система знаков, средств и правил говорения, общая для всех членов данного общества. Это явление постоянное для данного периода времени. Речь - проявление и функционирование языка, сам процесс общения; она единична для каждого носителя языка. Это явление переменное в зависимости от говорящего лица.

Язык и речь - две стороны одного и того же явления. Язык присущ любому человеку, а речь - конкретному человеку. Речь и язык можно сравнить с ручкой и текстом. Язык - ручка, а речь - текст, который записан этой ручкой.

Язык - система знаков любой физической природы, служащая средством осуществления человеческого общения, мышления; в собственном смысле язык слов – социально-психологическое явление, общественно необходимое и исторически обусловленное. Одним из непосредственных проявлений речи является речь как звуко - словесное общение.

Речь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Речевое общение осуществляется по законам данного языка, кот представляет собой систему фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения. Речь и язык составляют сложное диалектическое единство. Речь осуществляется по правилам языка, и вместе с ем под действием ряда факторов (требований, общественной практики, развития науки, взаимных влияний, языков и др.) она изменяет и совершенствует язык.

Речь и язык современного человека результат исторического развития. Ребенок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится пользоваться им в речи.

Благодаря речи (особенно в ее письменном виде) осуществляется историческая преемственность опыта людей. Будучи средством выражения мыслей людей в процессе их общения Р становится основным механизмом их мышления.

Высшее абстрактно-понятийное мышление невозможно без речи. Речевая деятельность имеет существенное значение для развития и др форм мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного). Речь тесно связана и со всеми др психическими процессами. Включаясь в процесс восприятия, она делает его более обобщенным и дифференцированным; вербализация запоминаемого материала способствует осмысленности запоминания и воспроизведения; существенна роль речи в воображении, при осознавании своих эмоций, при регулировании своего поведения и т д.

Акт речевого общения включает взаимосвязанные между собой процессы - произнесение речи, ее восприятие и понимание.

Собственно отличия:

Язык – система, на основе которой строится речь. Речь не может существовать все языка, тогда как язык без речи может существовать, хотя и будет функционально ограничен при этом.

Язык, скорее всего, появился раньше речи.

Язык – понятие гораздо более объёмное и сложное, нежели речь. Язык, например, имеет больше функций. Язык отличается от речи тем, что последняя – лишь форма существования языка.

Язык Речь Речевая деятельность
Абстрактен Идеален Социален Объективен Абстрактна Объективна Конкретна Неповторима Материальна Субъективна

 

Теория звукоподражания

Теория звукоподражания идет от одного из распространенных и влиятельных направлений древнегреческой философии - стоицизма. Она получила поддержку и развитие вXIXвеке. Суть этой теории заключается в том, что слова возникли из стремления человека к подражанию звукам окружавшего его мира - шуму ветра, крику птиц, реву зверей и т.д. Любой язык имеет некоторое количество звукоподражательных слов типа русскихку-ку, кря-кря, гав-гав, хрю-хрю, мяу-мяу, кап-кап, дзинь-дзинь, бац, апчхи и производных от них:куковать, крякать, гавкать, хрюкать, мяукать, капать и т.п.; бел.кi-гiк- кiгiкаць, кур-няў -курняўкаць, туп-туп-туп - тупацъ, га-га-га - гагатацъ и др. Звукоподражания только приблизительно передают звуки окружающего мира. При этом в разных языках подражание звуками одному и тому же предмету, явлению или живому существу происходит по-разному. Так, в русском языке крик петуха передается какку-ка-ре-ку, во французском каккирико-ко, в армянском -кук-ли-ку, в английском -кок-э-дудль-ду и т.д.

Отрицать звукоподражательные слова в языке нельзя, однако таких слов в языках относительно немного. Наиболее употребительные слова не обнаруживают сходства с подражанием каким-либо звукам окружающего мира: ср. рус. вода, земля, небо, солнце, мать, отец, рука, ходить, писать и т.д.; бел.дзед, зяць, вока, нага, карова, балота, ты, вы и т.д. Правда, еще стоики полагали, что для предметов и явлений, которые не звучат, имеет значение то, как они воздействуют на чувства- мягко, жестко, грубо и т.п. Согласие ощущения вещи с ощущением звука, по мнению стоиков, является как бы колыбелью слов. Вместе с тем, для подражания сочетаниями звуков звукам окружающей природы нужно иметь очень гибкую речь, что предполагает ее длительное предшествующее развитие.

В XVIIIв. звукоподражательную теорию поддержал знаменитый немецкий ученый В. Лейбниц (1646-1716). Он считал, что образование слов - результат соединения нескольких факторов: звучания окружающих вещей, предметов и явлений; психических и душевных впечатлений от вещей и их звучания; подражания звучанию. По Лейбницу, есть звуки сильные и шумные, мягкие и тихие, вызывающие соответствующие представления. Представление как бы формирует для себя звуковую оболочку слова. Так, звук r в немецком языке вызывает сильное движение и шум, поэтому употребляется в словах, вызывающих соответствующие ассоциации (нем.Riss'разрыв'); звук / может выражать и нечто мягкое(leben - жить,lieben - любить,liegen - лежать), и нечто совсем другое, так как словаlion - лев,lynx - рысь,loup - волк отнюдь не означают чего-то нежного. Здесь обнаруживается связь с иным качеством, а именно скоростью(Lauf), которая заставляет людей бояться и принуждает бежать. Современные же слова в результате случайных искажений отошли от их первоначального звучания и оригинального значения. Придание звукам символического характера проходит через всю историю лингвистики, начиная с ее самых ранних этапов.

 

Междометная теория

Эта теория берет свое начало от эпикурейцев, противников стоиков, и в более сложных вариантах она находит отзвуки в науке о языке и доныне. Ее суть состоит в том, что слово возникло как выражение душевных состояний человека. Эпикур (341-270 до н.э.) и эпикурейцы считали, что человеческая речь в своем возникновении прошла некоторый предварительный, физиологический этап - этап эмоциональных выкриков, которые связывались с впечатлениями, получаемыми от окружающих вещей, и становились их обозначениями. Первобытные люди инстинктивные выкрики превратили в естественные звуки - междометия, сопровождающие эмоции, откуда якобы произошли и все иные слова.

Первоначально междометия выступали как обозначения всплесков эмоций и воли человека: типа рус. ах, ох, ой, ух, брр, гм, тьфу, и-и-их, у-у-у и др.; бел.мм, шш, уф, фу, фэ, гэй, але, о-ё-ёй и др. Затем появились образования от них типа рус.ахать, охать, ойкать, ухать и т.д.; бел.мыкаць, шыкацъ, уфкаць, фу-кацъ, фэкацъ и т.д. Позднее слова стали развиваться из междометных звуков по законам словообразования. Причем связь между звучанием слова и эмоциональным состоянием человека стала лишь косвенной. Слова стали выражать не только всплески эмоций и воли человека, но и другие впечатления, которые вызывались в душе человека окружающим миром. Так звучание слов, связываясь с впечатлениями от вещей, заменяло непосредственное созерцание предметов и явлений. Впечатления древних людей, считает Эпикур, зависели от окружающих вещей и местности, в которой проживало племя. Прежде, чем племена установили обозначения вещей, у них развились особые способы выдыхания воздуха, обусловленные особенностями впечатлений, испытываемых различными племенами. Это привело впоследствии, по мнению Эпикура, к появлению различных языков.

В XVIIIв. междометная теория происхождения языка получает свое дальнейшее развитие у И. Гердера. В истории языкознания она получила название теории рефлексий. Первую стадию возникновения языка И. Гердер рассматривает в традиционном для междометной теории ключе: язык - это естественные крики души, проявление инстинктов. Такие выкрики вызывают у других существ с родственной душой сочувствующие ощущения. Поэтому язык первых людей - это язык ощущений. Настоящий человеческий язык еще очень далеко отстоит от него. Благодаря разуму человек может наблюдать самого себя, анализировать свой внутренний мир. Способность человека к рефлексии породила сначала внутренний, а затем внешний человеческий язык.

Рефлексия создает отличительные признаки образа предмета и формирует отчетливые понятия о нем - "слово души". "Словом души" становится наиболее яркий для нее и повторяемый признак предмета. Например, для белого, кроткого ягненка таким признаком будет "блеять". При повторных встречах с ягненком душа воскликнет: "А, это ты, блеющий!" Звук блеяния соединился с признаком ягненка и в результате рефлексии сделался названием овцы. Звук, признак предмета и его идея, по Гердеру, могут соединяться в душе и сами по себе, естественно, даже если человек и не будет пытаться произносить имя.

В XIXв. теория междометий получает свое дальнейшее развитие под названием ономатопоэтической (от греч.onomatopoiia- производство названий) теории в работах немецкого психолога и лингвиста Г. Штейнталя, А.А. Потебни, Я. Гримма и др.

Штейнталь считал, что становление языка происходило стихийно, вместе с развитием человека и его сознания. Первоначально слова возникали во время игры, развлечения или отдыха первобытных людей. В одной из этих ситуаций кто-то произносил набор звуков, который использовался ранее как сигнал для совместных действий, например, при охоте на диких животных. Этот набор звуков остальные участники в момент игры повторяют, закрепляя его таким образом в коллективном сознании уже как обозначение определенного предмета, явления или действия. Здесь Штейнталь подчеркивает три момента: 1)язык возникает из сигнала, поданного вне ситуации, когда сигнал употребляется; 2) язык возникает как повтор привычных звуков; 3) язык возникает при потребности у человека в эмоциональной экспрессии, напоминающей экспрессию художественную.

Если в теории звукоподражания толчком для возникновения языка был внешний мир, то междометная теория стимулом для появления слов считала внутренний мир человека, его эмоции. Общим для обеих теорий является то, что они изучают происхождение механизма говорения как основу для становления языка.

 

Теория трудовых выкриков

В XIXв. в трудах вульгарных материалистов - французского философа Л. Нуаре (1829-1889) и немецкого ученого К. Бюхера (1847-1930) - была выдвинута теория происхождения языка из трудовых выкриков. Ее основная суть сводилась к тому, что язык возник из выкриков, сопровождавших коллективный труд. Л. Нуаре подчеркивал, что мышление и действие были первоначально неразрывны. Выкрики и возгласы при совместной деятельности облегчали и организовывали действия первобытных людей.

Трудовая деятельность первых людей осуществлялась с помощью естественных предметов. Затем люди научились изготовлять орудия труда, которые способствовали его ритмизации. Процесс трудовой деятельности стал сопровождаться более или менее ритмическими возгласами. Эти возгласы постепенно превратились в символы трудовых процессов. Таким образом, первоначальный язык был набором глагольных корней. Теория трудовых выкриков является, по сути, вариантом междометной теории.

 

Трудовая теория

В более сложном виде в последней трети XIXв. Ф. Энгельсом (1820-1895) была сформулирована трудовая теория происхождения языка. Общий процесс развития человека и общества Энгельс представляет в ней как взаимодействие труда, сознания и языка. Труд, язык и мысль формировались одновременно, в единстве и взаимодействии. Развитие орудий труда, обогащение трудовых навыков заставляло интенсивнее работать человеческую мысль, совершенствовало сознание человека. Усиление деятельности мысли, совершенствование сознания оказывали влияние и на развитие языка. В свою очередь развитие сознания, мышления и речи оказывало воздействие на труд, вело к созданию новых орудий труда и технологий, к изменению сферы материального производства. Таким образом на протяжении всей истории человечества осуществлялось взаимостимулирующее влияние труда, мысли и языка.

Таковы вкратце основные теории происхождения языка, представляющие собой более или менее вероятные гипотезы, традиционно носящие в языкознании название теорий. Наиболее сильное рациональное обоснование с опорой на актуальное научное знание имеет логосическая теория происхождения языка.

 

Вопрос №8 Образование языков

Выделяют три основных пути образования национальных литературных языков: развитие уже готового материала, концентрация диалектов, скрещивание языков и диалектов. Удельный вес каждого пути в разных языках различен, и вместе с тем нет такого языка, где был бы отмечен лишь один из путей.

Образование национального французского литературного языка может служить примером первого пути - развития уже готового материала. Скрещивание народной латыни с кельтскими диалектами на территории Галлии (Франции) происходило еще в донациональную эпоху, после ее завоевания в V в. до н.э. римлянами. В конце V в. н.э. Галлия была завоевана западногерманскими племенами - франками, которые ассимилировались с местным галло-римским населением, передав стране и свое имя {франки - Франция). К X веку во Франции складываются основные наречия старофранцузского языка. К эпохе Возрождения первенствующее значение получает диалект с центром в Париже. В 1539 г. этот диалект был объявлен французским национальным языком и введен как единственный государственный язык. Такое решение французского короля было направлено, с одной стороны, против латыни, а с другой - против местных диалектов.

Примером второго пути образования национального литературного языка – концентрация диалектов - служит русский литературный язык. Он сложился в XVI-XVII вв. вместе с образованием Московского государства и получил нормализацию в XVIII веке. В основе русского литературного языка лежит московский говор, представляющий собой переходной говор, в котором на северную основу наложены черты южных говоров.

Примером третьего пути образования национальных языков - из с крещивания языков и диалектов - может служить английский язык. В V-VI вв. кельтская Британия была завоевана германскими племенами англов, саксов, ютов и фризов, которые оттеснили туземное кельтское население в горы и к морю. В VII-X вв. сложилась англосаксонская народность, которая впитала кельтские элементы. В IX-X вв. датчане и норвежцы покоряли англосаксов и частично слились с ними. В XI в. Англия была завоевана норманнами - офранцузившимися викингами. Победители говорили по-французски, а побежденные англосаксы имели язык германской группы. Борьба этих двух языков завершилась победой англосаксонского языка, который впитал в себя значительное количество элементов французского языка. После завершения периода скрещивания национальный язык сложился на базе лондонского диалекта.

 

Вопрос №10 Родство языков

Два языка называются родственными, когда они оба являются результатом двух различных эволюций одного и того же языка бывшего в употреблении ранее. Из этого определенияя естественным образом вытекает концепция генеологического древа языков и языковой дивергенции.

Внешние сходства каких-либо знаков (слова, морфемы, фонемы) в 2-х или более языках м. быть обусловлено различными причинами:

- случайными совпадениями,

- заимствования,

- общее происхождение.

Сходства, независимо возникшие в результате приспособления к одинаковым условиям, в лингвистике, в отличие от биологии, исключаются - поскольку языковой знак произволен - означаемое связано с означающим лишь в силу традиции.

Родственные языки - это разные временнЫе и пространственные варианты одной и той же непрерывной лингвистической традиции.

Если бы язык развивался в полной изоляции, не имел контактов с другими языками, можно было бы ожидать, что его раннее праязыковое состояние и А и более позднее состояние В будут связаны системой правил:

1.Все фонемы B выводятся из фонем А |B| < |*A|

2.Все морфемы B выводятся из морфем А

3.Все лексемы языка B происходят из лексем языка А

4.Все грамматические и синтаксические правила языка B выводятся из грамматических и синтаксических правил языка А

На практике эти условия никогда не выполняется - из-за контактов с другими языками. Фонемы, морфемы, лексемы неизбежно теряются, взамен них возникают новые, и, например, в результате разнообразных заимствований, грамматическая система перестраивается.

Лексические изменения

Неологизмы (греч. neos «новый» и logos «слово») – это слова или словосочетания, обозначающие новую реалию (предмет или понятие), появившееся в языке недавно (например, роуминг, хакер и т.д.).

Основным способом обогащения словарного состава языка на протяжении всей истории его развития является образование новых слов по существующим в языке словообразовательным моделям, на базе имеющегося в языке строительного материала (например, компьютерщик, компьютеромания и т.д.).

 

В лексико-семантической структуре многозначных слов возможны следующие типы изменений:

1) многозначные слова могут стать однозначными (например, слово отрок в древнерусском языке имело такие значения «дитя», «подросток», «юноша», «отрок княжеский», «дружинник», «воин», «слуга», «раб», «работник», «служитель»; в современном русском языке слово устарело и имеет только одно значение «мальчик-подросток»);

2) меняется состав значений многозначного слова (например, слово правда в древнерусском языке имело значения «свод правил», «законы», «договор», «право», «суд», «подтверждение, доказательство», «доброе имя», «присяга», «повеление», «заповедь»; в современном литературном языке из всех значений сохраняются значения «истина, справедливость»);

3) основное значение слова делается второстепенным, а второстепенное основным (например, основным значением слова город в древнерусском языке было «ограда, забор», затем «огороженное место» - «крепость» - «населённый пункт»; в настоящее время основное значение - «населённый пункт»);

4) старое основное значение совсем выходит из употребления, а основным делается второстепенное значение (например, основным значением слова порох в древнерусском языке было «мелкие частицы вещества, пыль», с появлением огнестрельного оружия это слово получает новое значение «взрывчатое вещество»; в современном русском языке данное слово употребляется только во втором значении);

5) значение слова меняется на противоположное под влиянием эмоционально-оценочных моментов (например, слово прелесть в письменных памятниках XVII-XVIII вв. употреблено в значении «обман, заблуждение, коварство», а в сочинениях А.С. Пушкина - в значении «нечто красивое, привлекательное»; последнее значение закреплено в современном русском языке).

 

Другим источником пополнения словарного состава языка являются заимствования.

В разные исторические эпохи характер заимствований, их тематическая принадлежность, интенсивность проникновения в лексический фонд того или иного языка были неодинаковы (например, заимствования в русском языке в древнюю эпоху XII-XIV вв. - в основном тюркизмы, относящиеся к быту и коневодству: деньги, казна, карман, сундук, лошадь и другие, в XVIII в. – из французского, бытового характера: пальто, манто, общественно-политические, военные термины: батальон, атака, искусства и науки: вальс, балет, тире, романс, нюанс, в современном русском языке – англицизмы и американизмы из сферы экономики и политики: дилер, маркетинг, брокер).

Заимствоваться могут не только слова, но и словообразовательная структура слова, вследствие чего в язык появляются кальки – слова, состоящие из материала родного языка, но построенные по иноязычной словообразовательной модели (например, поморфемный перевод латинского in-sec-t-um «на-сек-ом-ое»).

Пополнение словарного состава языка может происходить и за счет привлечения просторечных и разговорных элементов, диалектизмов. Диалектизмы – это слова, составляющие принадлежность диалектов того или иного языка. Иногда такие слова переходят в общенародную лексическую систему (например, ушанка, расческа, нудный – бывшие диалектизмы).

Утрата стилистической окрашенности слова также способствует расширению лексического фонда языка (например, бывшие в 20-е годы просторечными – ребята, зря, учеба, нехватка и другие). Наряду с процессами, ведущими к обогащению словарного состав, в языке протекают и противоположные процессы, связанные с переходом ряда слов из активного словарного состава в пассивный.

Устаревание слов связано с выходом из обихода реалий (предметов или явлений окружающей действительности), данными словами обозначаемых. Такие слова называются историзмами ( например, боярин, алтын и др. ).

Некоторые слова, называющие существующие реалии, вытесняются из активного запаса синонимическими лексическими единицами. Их называют архаизмами ( греч. archaios «древний» ), например, выя- совр. шея, сей – совр. этот, стяг – совр. знамя и т.д.

Вопрос № 1 Языкознание в системе наук.

Языкознание, или лингвистика, - это наука о языке, его общественной природе и функциях, его внутренней структуре, о закономерностях его функционирования и исторического развития и классификации конкретных языков. Язык является важнейшим средством человеческого общения; нет и не может быть человеческого общества и народа, которые не имели бы языка. нет и самого человека без языка. язык как средство общении я и как систему знаков изучают многие науки.

Язык связан со всей совокупностью чувственного и мыслительного поведения человека, с его организацией как живого существа, с его бытом, с обществом, в котором он живет, с его творчеством – техническим, умственным, художественным, с историей человеческого общества, поэтому и наука о языке, языкознание, связана с очень многими науками: точными, естественными и гуманитарными.

Языкознание и история. Языкознание связано с историей, поскольку история языка является частью истории народа. Исторические данные обеспечивают историческое рассмотрение изменений языка. Данные языкознания являются одним из источников при изучении таких исторических вопросов, как происхождение народа, развитие культуры народа на разных этапах истории, контакты между народами.

Языкознание и этнография. Языкознание тесно соприкасается с этнографией (наука о быте и культуре народов) при изучении диалектного словаря: названия крестьянских построек, утвари и одежды, предметов и орудий сельского хозяйства, ремёсел. Связь языкознания с этнографией проявляется и при классификации языков и народов, при исследовании отражения в языке народного самосознания. Это направление исследований получило название этнолингвистика. Язык в этом случае рассматривается как выражение представлений народа о мире.

Языкознание и психология. Языкознание связано также с психологией. Психологическое направление в языкознании изучает мыслительные и прочие психологические процессы и их отражение в речи, в категориях языка.

Языкознание и физиология. Теория Павлова о первой и второй сигнальной системах представляет особое значение для языкознания. «Первая сигнальная система действительности, общая у нас с животными» – это впечатления, ощущения, и представления от окружающей внешней среды как общеприродной. Вторая сигнальная система связана с абстрактным мышлением, образованием общих понятий.

Языкознание и антропология. Антропология- наука о происхождении человека и человеческих рас, об изменчивости строения человека во времени и пространстве. В данном случае языкознание связано с антропологией при изучении вопроса о происхождении речи.

Языкознание и философия. Философия способствует выработке принципов и методов анализа в языкознании.

Языкознание и семиотика. Так как язык является знаковой системой, то он тесно связан с семиотикой – наукой об общей теории знаков. Семиотика призвана исследовать любые знаковые системы как средства обозначения и передачи значения. Семиотика изучает все знаковые системы: как простейшие типа кодов (телеграфный код, приемы морской и воздушной сигнализации), так и более сложные (сигнализация животных, различные приемы письменности и шифров, знаковая природа географических карт, чертежей, а также пальцевая техника глухонемых) и, наконец, знаковую систему языка.

Языкознание и социология. Социология – это наука о строении общества, его функционировании, эволюции и развитии. Языкознание связано с социологией при решении вопросов как тот или иной язык используется различными социальными объединениями (классами, представителями различных социальных прослоек, профессиональных групп), как отражается на языке разделение и объединение социальных общностей, переселение племен и народов, образование территориально-социальных групп в пределах одного языка (диалекты) или между разными языками.

Языкознание и логика. Язык неразрывно связан с мышлением, следовательно, сама наука о языке связана с логикой – наукой о мышлении и законах, которому подчиняется мышление. Вопрос о соотношении мышления и языка возник еще в античной философии. Язык рассматривается как гибкий инструмент для выражения мысли, соответственно языковая система считается своего рода представлением мыслительной системы.

Языкознание и литературоведение. Языкознание связано с литературоведением, которое видит в языке средство формирования и выражения и форму существования художественного содержания произведений литературы. Литературоведение и языкознание составляют общую науку – филологию, предметом которой является текст. Языкознание анализирует языковые средства в речи, стиль текста.

Кратко обо всех:

с гуманитарными науками, изучающими человека и человеческое общество:

философия – проблемы «сущность языка», язык и общество, язык и сознание, язык и культура и т.д.

филология- языкознание как часть филологии наряду с литературоведением изучает структуру и функционирование языков;

логика – соотношение лексических форм мышления с языковыми средствами выражения.

история – влияние различных социальных изменений на развитии языка, культуры, литературы и искусства.

психология – психические процессы, связанные с порождением и восприятием речи.

социология – соотношение языка и общества, языка и нации, социальная дифференциация языка, языковой политики, общественных функций языка, двуязычия и многоязычия.

антропология – происхождение речи у первобытных людей.

религия – язык в истории религий, толкование Слова, переводы Библии на национальные языки.

семиотика – язык как знаковая система.

герменевтика – расшифровка и чтение текстов.

грамматология – происхождение письма и алфавитов, основных этапов их развития и т.д.

с естественными науками:

биология – сходство генетического кода и естественного языка;

география – территориальное распределение языков и диалектов, отдельных языковых явлений, изучение влияния географических факторов на численность носителей языков и на широту языковых контактов, а также географических названий;

физиология – образование звуков речи в речевом аппарате, восприятие речевого потока органами слуха;

медицина – при изучении зоны и функции центральной нервной системы;

психиатрия – анализ бессознательных речевых ошибок; патопсихолингвистических речевых нарушений и отклонений;

неврология – языковое поведение человека не только в норме, но и в патологии; изучение всевозможных речевых расстройств, афазий;

с математическими и техническими науками:

физика – изучение структурных связей между языком, мозгом, сознанием человека, объектами микромира и макромира;

акустика – технические задачи экспериментальной фонетики при изучении звуков речи на акустической основе;

математика – создание частотных словарей, проведение количественных исследований языковых явлений, моделирование процессов порождения и восприятия речи, применение математических идей в осмыслении языка как системы;

информатика – создание и работа информационно-поисковых систем и автоматизированных систем управления;

кибернетика – изучение языка в его отношении к компьютерам, машинная обработка текстов, создание анализаторов и синтезаторов человеческого голоса;

математическая логика – использует язык как естественную знаковую систему, которая может дать материал для решения формально-логических задач.

 

Образование новых научных дисциплин на стыке наук:

психолингвистика – изучает процессы порождения и восприятия речи в их соотнесенности с системой языка;

социолингвистика – изучает вопросы общественного существования языка и общественные условия его развития;

математическая лингвистика – использование алгебраических, теоретико-множественных и логико-математических методов исследования языка;

нейролингвистика – изучает мозговые механизмы речевой деятельности и те изменения в речевых процессах, которые возникают при локальных порожениях мозга;

этнопсихолингвистика – изучает взаимодействие языковых, этнокультурных и этнопсихологических факторов в функционировании и развитии языка и т.д.

лингвосемиотика – (лингвистика и семиотика) изучает общее в строении и функционировании различных знаковых (семиотических) систем, хранящих и передающих информацию.

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.091 с.