Факторы, обуславливающие возникновение и развитие адаптивного спорта — КиберПедия


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Факторы, обуславливающие возникновение и развитие адаптивного спорта



ри изучении какого-либо явления в природе или обществе основополагающим является вопрос о при­чинах его появления, регулировании его функцио­нирования в настоящее время и развития в будущем, поэто­му структуру системы знаний об адаптивном спорте следует идентифицировать со структурой и особенностями генезиса этого социального явления.

Например, современная наука об олимпийском спорте [Платонов, Гуськов, 1994] - закономерный результат про­должительной аналитической познавательной деятельности начиная с истории Олимпийских игр Древней Греции, воз­рождения Олимпийских игр и развития современного олим­пийского движения, целостная система знаний об истоках олимпийского спорта, его сути, понятиях, месте и функцио­нировании в обществе, содержании и формах соревнователь­ной деятельности и спортивной подготовки и т.д.

Определение же побуждения человека к двигательной ак­тивности и соотношение в этом явлении личного, биологиче­ского и социального является одним из основных положений, способствующих пониманию сути физического воспитания [Теория и методика ФВ, 2003].Ведущей является мысль о том, что главными двигателями и регуляторами функцио-


нирования физической культуры являются потребности общества, классовые и идеологические интересы. Будучи составляющей общественной культуры, физическое воспи­тание находится в определенных связях, взаимоотношениях с другими социальными подсистемами - общекультурными, политическими и социально-экономическими условиями жизни общества; физическое воспитание, будучи подсисте­мой общественной культуры, формируется и изменяется под воздействием общекультурных, материальных и социаль­ных условий жизни и потребностей общества, а в процессе функционирования влияет на социально-демографические группы. Воздействие условий жизни общества на физиче­ское воспитание включает несколько групп факторов: об­щекультурные и социально-экономические условия, демо­графические, национальные (традиции), состав населения, географические и климатические условия регионов, бюд­жет времени населения, личностные факторы, связанные с потребностями и мотивами деятельности человека и т.д.

Общественное (социальное) явление «адаптивный спорт» -составляющая физической культуры как части общей культу­ры общества и международного олимпийского движения как наибольшего социального движения современной эпохи -также возникает и функционирует под воздействием разно­образных социальных факторов и, в свою очередь, осущест­вляет значительное воздействие на общество. Такими фак­торами являются социально-культурные, идеологические и социально-политические, социально-экономические и лич­ностные.



Социальные системы и социально-культурные факторы.Отношение к болезням и инвалидности существенно изменя­лось с развитием общества. В античном мире социальная по­зиция по отношению к инвалидности и болезням была нега­тивной, они считались наказанием за грехи. Однако в Древней Греции (в Спарте) бывшие воины, которые стали инвалидами, пользовались поддержкой и материальным обеспечением, не­смотря на отрицательное отношение к слабости, немощности в целом.

С возникновением христианства происходят изменения в отношении к обездоленным, в том числе инвалидам. Еван­гелие предлагало каждому исцеление слепоты, немоты, глу­хоты, повреждений опорно-двигательного аппарата, психи-



Адаптивный спорт


Раздел 2


 


ческих расстройств и т.д., после чего исцеленные бывшие инвалиды включались в активную жизнь [Чудна, 2003].

В дальнейшем, монастыри опекали и лиц с психофизи­ческими нарушениями, в приютах и церквях вместе со здо­ровыми детьми воспитывались дети с психофизическими нарушениями [Чудна, 2003]. В XIX в. возникли первые спе­циализированные воспитательные учреждения для детей с недостатками слуха, речи и зрения, умственной отсталостью и т.д. В конце XIX в. появился первый спортивный клуб глу­хих (Берлин, 1888 г.).

После I Мировой войны, которая стала причиной значи­тельного увеличения количества инвалидов, возросла со­циальная потребность в их общественной адаптации и воз­никли государственные программы и системы социальной защиты инвалидов.

Социальная система физического воспитания и адаптив­ного спорта, в отличие от систем физического воспитания, возникла не как средство военной подготовки, обеспечения потребностей армии в хорошо подготовленных новобранцах, а, первоначально, как средство социальной и физической реабилитации. Так, Людвиг Гуттманн утверждал, что про­водя первые соревнования инвалидов в Сток-Мандевильском госпитале, он имел целью физическое развитие и избавление больных от скуки больничной жизни.



Вместе с тем в XX в. с бурным развитием олимпийского спорта и возрастанием социального значения спорта в целом спортивные приоритеты появились и в социальной реаби­литации инвалидов. С 1924 г. проводятся Международные игры глухих (с 1967 г. - Всемирные игры глухих, с 2001 г. -Сурдлимпийские игры), с 1952 г. - Международные Сток-Мандевильские игры, которые в 1960 г. превратились в совре­менные Паралимпийские игры, с 1968 г. - Международные игры Специальных олимпиад (с 1991 г. - Всемирные игры Специальных олимпиад).

Социально-политические и идеологические факторы.Несмотря на ярко выраженную гуманистическую направ­ленность, спортивному движению инвалидов не удалось из­бежать отрицательного воздействия попыток его использова­ния в политическом противостоянии.

Так, в 1980 г. VI Паралимпийские игры состоялись в Ар-неме (Нидерланды), а не в Москве, в связи с тем, что СССР


отказался принимать их, несмотря на участие советских спортсменов с поражением слуха в Международных играх глухих начиная с 1957 г.; политические и организационные противоречия стали причиной раздельного проведения VII Паралимпийских игр 1984 г. в Нью-Йорке и Сток-Мандевиле и т.д. Только положение о возможности участия в Играх Олимпиад стран, принимающих участие в паралимпийском движении [Теория и организация АФК, 2002], заставило СССР обратить внимание на развитие адаптивного спорта.

В настоящее время адаптивный спорт сам становится од­ним из важных условий общественной и политической жиз­ни. Организация Объединенных Наций провозгласила 1986 г. Международным годом Специальных олимпиад; в 1995 г. Папа Римский Иоанн Павел II издал первый за всю 2000-лет­нюю историю христианства Папский Декрет в поддержку спортивных соревнований, отмечая победу человека над фа­тальными событиями; ежегодно отмечается Международный день инвалидов и т.д.

Социально-экономические факторы.Социально-эконо­мические факторы адаптивного спорта следует дифференци­ровать на личностные и собственно общественные. Так, для лиц с ПОДА использование систематических нагрузок спо­собствует развитию компенсаторных механизмов и возмож­ности социально полезной трудовой деятельности. Професси­ональная деятельность и социальная активность инвалидов в значительной степени определяется физическим состояни­ем и функциональными возможностями организма. Поэтому физкультурно-спортивные мероприятия являются очень важ­ными как для самого инвалида и его семьи, так и для общества в целом, так как эффективная спортивно-оздоровительная ра­бота непосредственно связана с экономической рентабельно­стью, повышением трудоспособности, уменьшением заболе­ваемости, активизацией общественной и профессиональной деятельности инвалидов, улучшением качества их жизни как полноправных членов общества.

Личностные факторы.С одной стороны, воздействие личностных факторов на развитие адаптивного спорта обу­словлено стремлением инвалида к собственной физической и социальной реабилитации, компенсации сенсорных, дви­гательных нарушений и т.д. и созданием предпосылок для профессионального обучения и переобучения, улучшением


Адаптивный спорт


Раздел 2


 


коммуникативных возможностей и т.д., т.е. социализации личности средствами спорта. С другой стороны, собственно возникновение и развитие адаптивного спорта в XX в. связа­но с деятельностью выдающихся личностей - в первую оче­редь основателей соответствующих спортивных движений инвалидов - Эжена Рубен-Алке, Людвига Гуттманна и Юнис Кеннеди-Шрайвер. Эжена Рубен-Алке и Людвига Гуттманна даже сравнивали с основателем современного олимпийско­го движения бароном Пьером де Кубертеном. Так, в 1960г., увидев на площади перед собором Святого Петра в Ватикане 400 атлетов на колясках, представлявших 23 страны, Папа Римский Иоанн XXIII воскликнул: «Доктор Гуттманн, Вы -Кубертен парализованных!» [Чудная, 2000]. Личная позиция Людвига Гуттманна была основой для формирования про­грамм Паралимпийских игр, на его деятельности основыва­лось полинозологическое единство паралимпийского движе­ния, едва не утраченное после его смерти в 1980 г. Личная трагедия семьи Кеннеди - отставание в умственном развитии и неудачное оперативное лечение Розмари Кеннеди - стала причиной самопосвящения Юнис Кеннеди-Шрайвер помощи людям, семьи которых постигла та же судьба и созданию ор­ганизации Специальных олимпиад.

Личностные факторы играют роль и в современной дея­тельности организационных структур адаптивного спорта, впервую очередь Международного паралимпийского коми­тета, президентом которого с 2001 г. является известный спортсмен с последствиями повреждения спинного мозга Ф. Крейвен, и Международной организации Специальных олимпиад, которая фактически остается в семейном управле­нии Кеннеди-Шрайвер.






Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.