Основные тенденции развития стран Запада с 1945 до конца 50-х гг. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Основные тенденции развития стран Запада с 1945 до конца 50-х гг.

2017-06-29 460
Основные тенденции развития стран Запада с 1945 до конца 50-х гг. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Послевоенное урегулирование

Основные направления послевоенного мирного урегулирования были намечены во время войны ведущими державами ан­тифашистской коалиции. На конференци­ях руководителей СССР. США и Велико­британии в Тегеране. Ялте н Потсдаме, а также на совещании руководителей США. Великобритании н Китая в Каире были согласованы вопросы о территориальных изменениях, об отношении к побежден­ным фашистским государствам и наказа­нии военных преступников, о создании специальной международной организации для поддержания международного мирз н безопасности. Союзные державы решили оккупировать Германию, Италию и Япо­нию с целью искоренения милитаризма и фашизма. Территориальные захваты Германии, Италии, Японии и их союзников, осуществленные в 1930-егоды и в период второй мировой войны, аннули­ровались СССР. США и Англия заявили, что необходимо восстановить независимость Австрии и Чехословакии, вернуть Северную Трансильванню Румынии. Границу между Германией и Польшей союзники договорились провести по ли­нии рек Одер и Нейсе (Одра и Нисса) Восточная граница Польши должна была проходить по границе с Западной Украи­ной и Западной Белоруссией, вдоль линии Керзон;) Город Кенигсберг и прилегаю­щие к нему районы передавались Совет­скому Союзу. Более 6 миллионов немцев н венгров проживавших на территориях отошедших к Польше. Чехословакии и СССР, выселили с прежнего места жи­тельства. Германия и ее союзники должны были уплатить репараций странам став­шим жертвами фашистской агрессии. Великобритания США и СССР реши­ли освободить из под власти Японии вес территории, «которые она захватила при помощи силы и ограничить японский суверенитет четырьмя главными острова­ми. Многие согласованные между СССР, США и Англией меры были проведены в ж и нь еще в холе войны при заключении перемирий с бывшими союзниками Гер­мании - Италией. Румынией. Болгарией, Венгрией и Финляндией, - а также в ре­зультате безоговорочной капитуляции Германии и Японии Их полное осуществ­ление предполагало послевоенное сотруд­ничество между тремя великими держава­ми антифашистской коалиции - Советским Союзом, США н Великобританией, одна­ко после окончания войны и ликвидации опасности со стороны фашистского блока противоречия между ними значительно обострились.Сталинское руководство Советского Союза, исходившее из идеи о неизбежно­сти грядущей победы социализма над ка­питализмом, рассчитывало установить свой контроль в странах, освобожденных Советской армией, постепенно ликвиди­ровать зам капиталис1ические порядки и. таким образом, нанести мощный удар ми­ровой капиталистической системе.В свою очередь, американские правя­щие круги намеревались. - как заявил пре­зидент США Г. Трумэн в послании кон­грессу 19 декабря 1945 г.. «сохранить свою роль руководителя всех наций» В первые послевоенные голы совмест­ные решения держав антифашистский коалиции еще проводились в жизнь но отношения между Советским Союзом, Ве­ликобританией и США быстро ухудша­лись, постепенно превращаясь и< союзни­ческих во враждебные.Была образована Организация Объединенных Нации (ООН), главной за­дачей которой являлось поддержание ме­ждународного мира и безопасности, раз­витие сотрудничества между народами и государствами. Согласно Уставу, руководящими орга­нами ООН являются Генеральная Ассамб­лея и Совет Безопасности Генеральная Ассамблея, т.е. собрание всех членов ООН. где каждая страна имеет одни голос. периодически собирается на сессии, кото­рые рассматривают общие принципы ме­ждународного сотрудничества и пробле­мы, связанные с поддержанием междуна­родного миря и безопасности Решения Генеральной Ассамблеи носят не обяза­тельный, а рекомендательный характер, но обладают высоким международным авто­ритетом Совет Безопасности, на который возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности, принимает решения, обяза­тельные для членов ООН.

 

2. Особенности экономических и структурных кризисов 70-х - начала 90-х гг.
Экономическое положение в капиталистическом мире в 70-е и начале 80-х годов характеризовалось внутренней неустойчивостью и общим замедлением темпов рос­та Капиталистическое мировое хозяйство испытало глубокие экономические кризи­сы 1974-1975 и 1980-1982 гг в сочетании с глобальными структурными кризисами -энергетическим, сырьевым, продовольст­венным валютно-финансовым экологиче­ским Каждый и них имел свои особенно­сти.

Кризис 1974-1975 гг. занял особое место. Впервые за послево­енные десятилетия кризис охватит одновременно все развитые капиталистические государства. Темпы экономического роста в тот период были относительно ве­лики, а безработица оставалась на низком уровне Экономический кризис 1974 -1975 гг. изменил ситуацию. Он подвел черту под тридцатилетним послевоенным периодом развития капиталистического общества. Особенностью кризиса 1974-1975 гг. было также то. что он про исходил в условиях заметного падения объема внешней торговли в масштабе все­го мирового капиталистического хозяйст­ва Существенное сокращение внешнетор­гового оборота осложняло рассасывание товарного перепроизводства. Другой важной особенностью эконо­мического кризиса середины 70-х годов явилось сочетание паления производства с инфляционными процессами и массовой безработицей Это своеобразное явление получило название «стагфляции». Такие особенности экономического кризиса 1974-1975 гг. объяснялись тем, что он не был обычным конъюнктурным спадом производства, а имел черты бо­лее комплексного и глубокого структурно­го кризиса. Падение производства совпало и было связано с энергетическим сырье­вым, валютно-финансовым кризисами и в большей мере вызывалось резким ростом издержек производства в новых условиях, чем просто падением спроса. Потому и произошло удорожании продукции с соответствующей инфляцией при сокращении объемов производства. Во время кризиса 1974-1975 гг. во всех развитых капиталистических странах без­работица приняла массовый характер. По­сле кризиса она стала хронической. В 1980 г. наступил новый спал производства, которому были присуши многие чер­ты предшествующего кризиса. Но он имел и свои особенности. Прежде всего, он раз­вивался неравномерно, были как бы две волны в его ходе. Первые признаки этого кризиса были отмечены в первом квартале 1980 г., а максимальное падение произ­водства последовало в середине того же года. Вновь все развитые капиталистиче­ские страны оказались охваченными кри­зисом. Осенью 1980 г, казалось, наступило ослабление кризиса, но в августе 1981 г. в США началась вторая волна свертывания промышленного производства. Перепро­изводство обозначилось не только в про­мышленности, но и в сельском хозяйстве. Доходы фермеров резко снизились.Вскоре вторая волна спада обозначи­лась и в Западной Европе.Кризис сопро­вождался расстройством финансово-кредитной сферы, ростом банкротств. Важной особенностью экономических кризисов 70-х - начала 80-х голов явилось переплетение их со структурными кризисами международного масштаба, прежде всего энергетическим и сырьевым В структурных кризисах проявилось относи­тельно длительное сохранение диспропор­ций между производством и потреблением в мировом масштабе, что привело к нару­шению механизма связей между постав­щиками продукции и се потребителями затруднило нормальный ход экспортно-импортных потоков и международных финансово-кредитных отношений и оказа­ло неблагоприятное влияние на движение мировых цен.

 

Холодная война.

В обстановке послевоенных потрясений, на­родно-демократических и национально-освободительных революций стали быст­ро нарастать разногласия между западны­ми странами во главе с США и объеди­нившимися вокруг Советского Союза на­родно-демократическими государствами. Постепенно сформировались два идеоло­гических и военно-политических блока, которые вступили в противоборство друг с другом. Наступил период резкого обост­рения международных отношений, во­шедший в историю под названием «хо­лодной войны».Одним из первых пропагандистских актов «холодной войны» стала речь быв­шего премьер-министра Великобритании Черчилля, произнесенная им 5 марта 1946 г. в присутствии президента США Трумэ­на в американском городе Фултоне. В этой речи, заранее согласованной с Тру­мэном, Черчилль сказал, что Советский Союз разделил Европу «железным занаве­сом», установил в своей сфере влияния то­талитарный контроль и хочет «безгранич­ного распространения своей силы и своих доктрин». Черчилль призвал сдерживать «экспансионистские тенденции» СССР «всей силой стран, говорящих на англий­ском языке» и обладающих атомным ору­жием.В свою очередь советское руководство, возглавляемое И.В. Сталиным, развернуло политическую и пропагандистскую кам­панию против англо-американских «под­жигателей войны». В докладах к 32 го­довщине Октябрьской революции (1949) и в отчетном докладе ЦК КПСС XIX съезду партии (1952) советские руководители ут­верждали, что правящие круги США буд­то бы стремятся «превратить весь мир в колонию американских империалистов, низвести суверенные народы до положе­ния рабов», установить «зверский фаши­стский режим не только в США, но и в других странах».Опасаясь атомного нападения, Совет­ский Союз форсировал работы по созда­нию ядерного оружия, которые возглавил академик И.В.Курчатов. 29 августа 1949 г. состоялось первое испытание советской атомной бомбы. Создание советского ракетно-ядерного оружия покончило с атомной монополией Соединенных Штатов Америки, но не ос­тановило гонку вооружений. Конфронтация Восток - Запад продолжалась и усили­валась.Наряду с «атомной дипломатией», важной составной частью американской доктрины «сдерживания коммунизма» яв­лялась экономическая и военная помощь другим капиталистическим странам. Особое внимание правящие круги США уделяли странам Западной Европы, где, по их мнению, в результате войны и послевоенного кризиса возникла «угроза коммунизма». Американское правительст­во разработало специальный план помощи странам Европы (план Маршалла). Советское правительство усмотрело в плане Маршалла «план закабаления Евро­пы», имеющий целью «реставрировать власть капитализма в странах новой демо­кратии», укрепить империализм и фа­шизм, подготовить новую империалисти­ческую войну. Исходя их таких представ­лений, Советский Союз отказался участ­вовать в плане Маршалла, даже не обсуж­дая его конкретных условий. Под нажимом СССР план Маршалла отвергли все страны Народной демократии, а также Финляндия. 16 капиталистических стран, в том числе та­кие крупные, как Англия, Италия и Фран­ция, выразили готовность получать аме­риканскую помощь и создали для этой це­ли специальную постоянную международную Организацию европейского эко­номического сотрудничества (ОЕЭС). В про­цессе «холодной войны» постепенно сформировались две противостоящие друг другу военно-политические коалиции, возглавляемые соответственно Советским Союзом и Соединенными Штатами Аме­рики. Европейские страны Народной де­мократии (за исключением Югославии) были связаны с СССР и друг с другом до­говорами о дружбе, сотрудничестве и вза­имной помощи. Параллельно создавался блок западных стран под эгидой США. В 1947 г. государ­ства американского континента заключи­ли Межамериканский «договор о взаим­ной помощи», членами которого стали все американские государства, за исключени­ем Канады. В Европе главными инициаторами формирования обособленных военно-политических блоков были правящие кру­ги Англии и Франции. В условиях «холодной войны» развернулась активная борьба миролюбивых сил за разоружение и смягчение международной напряженности. Ряд важных инициатив в этом направлении предпринял Советский Союз. По инициативе СССР Генеральная Ассамблея ООН 14 декабря 1946 г. приняла резолюцию, призывающую все государства запретить атомное оружие, сократить так называемые обычные вооружения и вывести иностранные войска с территорий всех государств -членов ООН. В 1948 г. СССР предложил, чтобы пять постоянных членов Совета Безопасности - США, Советский Союз, Англия, Франция и Китай - в качестве первого шага к общему сокращению вооружений сократили в течение года свои сухопутные, морские и воздушные силы на одну треть.В сентябре 1949 г. Советский Союз внес в ООН предложение заключить Пакт мира между пятью великими державами -постоянными членами Совета Безопасно­сти. Генеральная Ассамблея ООН приняла советское предложение запретить пропа­ганду войны. Она осудила все формы про­паганды, которые могут провоцировать или поощрять угрозу миру или акты аг­рессии.В 1951 г. в Советском Союзе был при­нят закон о защите мира, который объявил пропаганду войны, в какой бы форме она ни велась, тягчайшим преступлением. Аналогичные законы приняли и другие социалистические страны. Все эти и мно­гие другие аналогичные действия были направлены на смягчение международной напряженности, но, как правило, они но­сили пропагандистский характер и не мог­ли положить конец «холодной войне».

 

4. Кризис кейнсианства и утверждение неоконсервативного варианта социально-экономической политики.

 

Кризисные явления в экономике кап. Стран на рубеже 1970-х гг. выявили неэффективность в новых условиях модели экономич. роста, сложившейся в первые послевоенные годы. Неокейнсианство подверглось фронтальной критике со стороны приверженцев неоклассической политэкономии - эконо­мического либерализма и монетаристских концепций. предписывающих лечение кризисной ситуации посредством ослабле­ния государственного регулирования со­кращения социальных расходов, ограни­чения денежной массы, находящейся в обращении, и более энергичного исполь­зования рыночного механизма. Ведущую роль в теоретическом обос­новании подобных подходов к экономиче­ской политике сыграли идеологи свобод­ного рынка (М Фридмсн. Ф фон Хайск) а также сторонники так называемой «тео­рии предложения» (А Лэффер и др) Важнейшим отличием этого варианта от нсоксйисианских рецептов явилась иная направленность государственных расхо­дов Если нсокейнсианский курс роста го­сударственных расходов имел своими целями стабилизировать экономический цикл и обеспечить полную занятость, под­нять доходы населения и соответственно спрос и тем стимулировать производство. то концепции экономического либерализ­ма и монетаризма делали ставк> иа уменьшение государственных расходов. идущих на цели конъюнктурного регули­рования и на социальную политику. С этим была связана и иная политика в области налогообложения проводилось снижение налогов на корпорации и высо­кодоходные группы населения с целью стимулировать накопления, чтобы расши­рить возможности для увеличения капита­ловложений и роста производства в усло­виях его удорожания. Таким образом, если неокейнсианство исходило из стимулиро­вания потребительского спроса как пред­посылки роста производства, то последо­ватели экономического либерализма, на­против, держали курс на стимулирование факторов, обеспечивающих рост предло­жения товаров. В области кредитно-денежной полити­ки либеральный экономический курс опи­рался на монетаристские рецепты жесткой политики контроля над денежным обра­щением Он имея своей целью прежде всего ограничение инфляции. Сторонники экономического либера­лизма по-иному определяли и соотноше­ние государственного регулирования и рыночного механизма Приоритетное значение они придавали конкуренции рынку Вмешательство государства непосредст­венно в процесс производства и перерас­пределения должно было стать минималь­ным. Такой вариант экономической полити­ки разными авторами и в разных странах определяется то как «неолиберализм», то как «неоконсерватизм», то как «правый консерватизм» хотя речь шла в основном об одном и том же явлении. Поскольку имеется в виду как бы возврат в новых условиях к классическим идеям экономи­ческого либерализма эпохи раннего капи­тализма, то правомерно называть этот ва­риант «экономическим нсолиберализмом» или просто «нсолиберализмом» как его определяют экономисты. С точки же зре­ния социально-политической подобный курс можно определить как «неоконсерва­тизм» или «правый консерватизм» по­скольку его инициаторами и проводника­ми явились в первую очередь правые, кон­сервативные политические силы. Неоконсерватизм (экономический неолиберализм) в политике первоначально связывался с именем М Тэтчер, сформировавшей правительство Великобритании после выборов в палату общин в 1979 г. С приходом в Белый дом правительства Р. Рейгана в результате его победы на выбо­рах 19X0 г начал осущсствтяться амери­канский вариант аналогичной политики в области экономики и социальных отноше­ний «Тэтчсрнзм» и «рсиганомика» как раз и стали ассоциироваться с новым, прл-воконсервативным направлением в поли­тике государственного регулирования в странах Запада. В 80-е годы в Великобритании и ряде других стран началась широкая распрода­жа государственной собственности, кото­рая имела целью не только обеспечить большую эффективность работы предпри­ятий. усилить позиции частных компании в экономике, но и существенно сократить дефицит государственных бюджетов. ■

Приватизация имела свое политическое обоснование. Так, кабинет М Тэтчер в Великобритании и правительство Г. Коля в ФРГ проводили распродажу государственного имущества и акций государствен­ных компании под лозунгами «демократи­зации капитала» и «распыления собствен­ности», создания «демократии собствен­ников». «Новая правоконссрвативная волна» в области экономической политики нс имела своей целью полную ликвидацию государ­ственного регулирования и переход к по­литике, ориентированной на автоматизм рыночного механична Она была лишь иным более консервативным вариантом государственного регулирования, сложив­шимся на рубеже 7о-80-х годов.

Снижение темпов экономического рос­та, эффективности и прибыльности произ­водства, инфляционные процессы обост­рили конкурентную борьбу среди про­мышленных и банковских групп и между центрами капитализма На передний план вышли задачи рационализации производ­ства на базе внедрения новейшей техноло­гии и перестройки отраслевой структуры Новая экономическая стратегия должна была служить решению этой задачи.

 

США с 1945 до конца 50-х гг.

После второй мировой войны США оказались в наиболее благоприятных условиях по сравнению с другими развитыми странами. Война не затронула американский континент, США не испытали тех бедствий и разрушений, которые обрушились на многие государства Европы и Азии. Невелики были и люд­ские потери. За годы войны США стали ведущей военной дер­жавой, создали мощный военный потенциал. К концу войны в вооруженных силах находилось 12 млн. человек. США распола­гали мощным военным и торговым флотом, имели первокласс­ную авиацию. Высокоразвитая промышленность и огромный научно-технический потенциал позволили стране стать первой в мире ядерной державой. Основные конкуренты США в капи­талистическом мире - Германия и Япония - были побежде­ны, а Великобритания и Франция в первые послевоенные годы попали в финансово-экономическую зависимость от США и не рассматривались как их основные конкуренты. Используя благоприятные возможности, США овладели новыми рынка­ми. Значительно увеличили экспорт товаров, еще больше уве­личили научно-технический потенциал. Они стали политиче­ским, экономическим и военным лидером западного мира. Экономическое развитие. Вторая мировая война стимули­ровала быстрое экономическое развитие США. Воздействие военной конъюнктуры было огромным. Начали широко исполь­зоваться новые виды топлива, синтетические и искусственные материалы. Осуществлялась массовая автоматизация производ­ства. Глубокие изменения произошли в развитии авиации и су­достроения. Государственно-монополистическое регулирование экономики, социально-реформистская деятельность государ­ства придали экономическому развитию стабильность. Изме­нилась отраслевая структура экономики США, успешнее ре­шались проблемы занятости населения.В первые послевоенные годы в США была успешно проведе­на конверсия военного производства. С конца 40-х годов устойчи­вый и непрерывный экономический рост стал отличительной особенностью функционирования экономической системы США.Несмотря на то, что в 50-е годы экономика США развива­лась медленнее, чем экономика других западных стран, по всем основным показателям они оставались подлинным экономи­ческим лидером.

ФРГ в 70-е-80-е гг.

В 1969 г., через 20 лет после образования ФРГ, Федераль­ным Канцлером впервые стал социал-демократ Вилли Брандт (1913-1992) - выдающийся политический деятель, с юноше­ских лет участвовавший в социал-демократическом движении. Произошли изменения во внутреннем развитии. Увеличились социальные льготы для значительной части населения. Возник­ли новые явления в политической жизни. Появились новые массовые движения. Самым значительным было движение в защиту окружающей среды, движение «зеленых». Получили распространение и левацкие организации - анархисты, маои-сты, неотроцкисты.

Значительные изменения произошли в международной деятельности ФРГ. Правительство В.Брандта разработало и ре­ализовало «новую восточную политику». Были признаны пос­левоенные границы в Восточной Европе. В 1970 г. был подписан договор с Советским Союзом. ФРГ обязалась рассматривать существующие границы как нерушимые. Аналогичные догово­ры были подписаны с Польшей и Чехословакией. Были уста­новлены межгосударственные отношения с ГДР. Взаимное при­знание немецких государств открыло им путь в ООН.

В начале 80-х годов произошла новая перегруппировка по­литических сил. СвДП поддержала ХДС/ХСС и вышла из коа­лиции с СДПГ. В 1982 г. Канцлером ФРГ стал христианский демократ Гельмут Коль. СДПГ оказалась в оппозиции. 4 мая 1983 г. Канцлер Г.Коль сделал правительственное заявление, в кото­ром изложил 7 тезисов, или программу консерваторов на бли­жайшую перспективу: 1) личная свобода, творческий труд, бла­госостояние для всех и социальная уверенность должны быть достигнуты благодаря духу и силе социального рыночного хозяй­ства; 2) мы хотим общества с человеческим лицом; 3) за форми­рование современного общества, идущего в ногу с научно-техническим прогрессом; 4) возвратить государство к сути сво­их задач - стоять на страже справедливости и следить за вы­полнением обязанностей граждан; 5) мы принадлежим к За­паду; 6) за политический союз Европы; 7) немецкая нация продолжает существовать, необходимо добиваться немецкого единства. Правительство Г.Коля начало осуществлять меропри­ятия, сходные с теми, которые уже начали проводить М.Тэт­чер в Великобритании и Р.Рейган в США. Были сокращены налоги и упорядочены государственные расходы, приняты меры по уменьшению государственной регламентации бизнеса, по стимулированию конкуренции. Начавшийся экономический подъем способствовал закреплению позиций правящей коали­ции на выборах в бундестаг в 1983 и 1987 г.

В декабре 1987 г. правительство приняло специальную про­грамму стимулирования экономики на 1988-1990 г. Она предус­матривала значительное сокращение подоходного налога и на­лога с корпораций, стимулирование инвестиционной деятельности. Планировалось выделение льготных кредитов на сумму 21 млрд. марок. Эти средства предназначались для рекон­струкции городов и защиты окружающей среды. На цели субси­дирования ставок по кредитам из государственного бюджета выделялось ежегодно 200 млн. марок. Правительство рассчитыва­ло, что новая программа позволит стимулировать капиталовло­жения на общую сумму приблизительно в 40 млрд. марок.

В 1989 г. в ГДР началась революция. Была восстановлена де­мократия. 9 ноября после вынужденной отставки Э.Хоннекера и его правительства была разрушена берлинская стена. Перегово­ры об объединении обеих частей Германии успешно заверши­лись. 3 октября 1990 г. было провозглашено образование единого германского государства. На внеочередных выборах в бундестаг в декабре 1990 г. правящая коалиция вновь одержала победу.

 

Италия в 70-е - 80-е гг.

Как и другие капиталистические стра­ны, Италия вступила в 70-е годы в условиях резко изменив­шейся экономической конъюнктуры. В 1974 г. ее также поразил глубокий экономический кризис. Почти полностью прекратил­ся рост производства, увеличилось число безработных, возрос дефицит внешней торговли. Цены резко пошли вверх. Все это легло тяжелым бременем на плечи трудящихся.Различные политические силы предлагали свои програм­мы выхода из кризиса. Быстро росло влияние ИКП. На парла­ментских выборах 1976 г. она добилась самого крупного в своей истории успеха. 34,4% избирателей отдали свои голоса комму­нистам. ИКП получила 227 мест из 630 в палате депутатов, только незначительно уступив христианским демократам. Однако под давлением союзников по НАТО лидеры ХДП отказались допу­стить коммунистов в правительство.Сложность и нестабильность политического положения таили в себе большие опасности. Создались благоприятные воз­можности для роста терроризма, как справа, так и слева. И неофашисты, и левацкие организации организовали массовый террор. С 1969 по 1981 г. от рук террористов в Италии погибли 186 человек. В 1978 г. жертвой террористов из «красных бригад» стал лидер христианских демократов Альдо Моро. Он был по­хищен в день, когда было подписано соглашение между ИКП и ХДП о поддержке коммунистами кабинета А.Моро, при ус­ловии, что правительство будет проводить согласованную обе­ими партиями программу. Полиция оказалась бессильной в по­исках А.Моро, а в мае его труп с признаками насильственной смерти был обнаружен в центре Рима. ИКП вышла из парла­ментского большинства, и впоследствии ее влияние в полити­ческой жизни итальянского общества уменьшалось.

 

Франция в 70-е - 80-е гг.

В конце 1969 г. президентом республики был избран Жорж Помпиду. Началась эволюция голлизма. Была ослаблена госу­дарственная регламентация социально-экономической жизни, расширилось социальное законодательство. Укрепились отно­шения с США. Франция больше не стала препятствовать вступ­лению Англии в «Общий рынок». Англия, Дания и Ирландия вступили в ЕЭС в 1973 г.В 1974 г. после смерти Ж.Помпиду президентом был из­бран Валери Жискар д'Эстен. Голлисты создали свое Объеди­нение в поддержку республики (ОПР), независимые - Союз за французскую демократию (СФД), социалистические группи­ровки объединились в рамках Французской социалистической партии (ФСП). Завершилась перегруппировка политических сил.

70-е годы были очень сложными для экономики Франции. В 1974-1975 г. Францию, как и другие развивающиеся страны, охватил экономический кризис. Падение производства сопро­вождалось инфляцией и ростом безработицы, снижением жиз­ненного уровня населения. В конце 1979 г. Францию поразил кризис перепроизводства. Обострились внутриполитические и социальные противоречия. В 70-е годы трудящиеся вели активную борьбу за улучшение своего положения. 1 декабря 1977 г. в общественной забастовке рабочих и служащих приняли учас­тие 5 млн. человек.

В международных отношениях Франция проводила внеш­неэкономический курс, определившийся при де Голе. Много позитивного было в советско-французских отношениях. Замет­ную роль играла Франция в подготовке и проведении Общеев­ропейского совещания в Хельсинки, в укреплении разрядки международной напряженности. Активно сотрудничала с запад­но-европейскими странами в рамках ЕЭС. Большое внимание она уделяла и африканским делам. Франция в 80 - 90-е годы. С конца 1979 до середины 1981 г. во Франции наблюдался кризис перепроизводства. Выход из него и дальнейшее экономическое развитие были непродолжительны­ми. Произошло обострение внутриэкономической обстановки. Усилилась забастовочная борьба трудящихся, охватившая в 1980 г. целые районы. В связи с предстоящими президентскими и пар­ламентскими выборами обострились все социально-экономиче­ские противоречия. В сложной политической борьбе на прези­дентских, а затем и парламентских выборах в 1981 г. победу одержали левые силы. Президентом стал социалист Франсуа Миттеран, предложивший коммунистам войти в состав прави­тельства. ФКП получила 4 министерских портфеля из 44.Совместная программа левых сил предусматривала значи­тельные социально-экономические реформы в интересах боль­шинства французов. Была осуществлена национализация 36 банков и 9 промышленных групп. Осуществилось повышение зарплаты, пособий по безработице, многодетности. Увеличи­лись пенсии и стипендии, усиливалось налогообложение круп­ного капитала. Рабочая неделя была сокращена до 39 часов, а оплачиваемый отпуск продлен до 5 недель. Однако остановить инфляцию не удалось. Продолжала расти и безработица.С 1983 г. правительство социалистов проводило политику «жесткой экономии». Она была сохранена с небольшими изме­нениями консерваторами в 1985-1988 г. и правительством со­циалистов, сформированным после выборов 1988 г. Политика «жесткой экономии» включала в себя сдерживание доходов населения, государственных расходов и регулирования кредит­но-денежной сферы - сначала путем административных зап­ретительных мер, а затем за счет поддержки конкуренции на рынках труда, товаров и денег.В конце 80-х годов французское правительство объявило о массовой приватизации предприятий, банков и страховых ком­паний. Один из путей приватизации - выкуп предприятий его работниками. За 1989 - 1992 г. было выкуплено около четверти всех предприятий с числом занятых от 500 до 1 тыс. человек.Десятый план экономического развития на 1989 - 1992 г. наметил дальнейшее достижение стабильности денежного об­ращения, снижения инфляции и поддержку конкурентоспо­собности экономики.

Во внешней политике усилились проатлантические тен­денции. Значительно активизировались ее связи с США. Фран­ция наращивала свои вооруженные силы, особенно ядерные, отказалась от полного прекращения ядерных испытаний. Пер­востепенное внимание Франция уделяла европейским делам, укрепляя отношения с ФРГ, Англией. Сложными и непоследо­вательными были отношения с СССР.

Индустриальное общество

В передовых капиталисти­ческих странах Запада к 60-м годам завершается создание зрелого индустриаль­ного общества, характерными чертами являются решающая роль в экономике и высокий уровень развития промышленно­сти, массовое поточное производство потребительских товаров для самых широ­ких слоев населения. топлива и энергии Динамичная экспансия производства потребительских товаров стимулировалась и обеспечивалась ростом доходов населения в результате увеличе­ния занятости и заработной платы, расхо­дов на социальные «ели и других мер го­сударства по улучшению положения тру­дящихся и по борьбе с бедностью. Это расширило совокупный спрос и создало массового покупателя товаров длительно­го пользования. Стремление к материаль­ному благополучию, ценности и стандарты «общества массового потребления» широко распространились, в чем немалую роль сыграли средства массовой инфор­мации возможности и эффективность воздействия которых на население необы­чайно возросли в век телевидения и радио. Стабильность и динамичность индустри­ального общества в немалой степени обеспечивались «социальным треугольни­ком» сотрудничества государства, бизнеса и профсоюзов. Повышение уровня жизни большинст­ва граждан позволило говорить о «госу­дарстве благоденствия», или «благосос­тояния» Отличительной его чертой при­знавался высокий уровень жизни, опреде­ляемый массовым потреблением, и соци­альной защищенности вследствие широ­кой социальной политики государства Достижение западным капитализмом ста­дии зрелого индустриального общества с массовым потреблением, бесспорно, яви­лось важной качественно новой стадией в его развитии.

 

ГДР в 1970-1980-х гг.

Весной 1971 г. Ульбрихт был освобожден «по собственной просьбе» с поста Первого секретаря ЦК СЕПГ, став почетным председателем партии. Новое руководство ГДР во главе с Эрихом Хонеккером отказалось от любого фрондерства в отношении СССР. Был взят курс на ужесточение идеологического контроля над обществом при сохранении активной экономической и социальной политики. Укрепляя единство в рядах СЕПГ и усиливая давления на некоммунистические партии, расширяя полномочия службы госбезопасности, Хонеккер пытался добиться социального спокойствия в обществе и за счет повышения уровня жизни. В 70-х гг. в ГДР периодически происходило повышение заработной платы и увеличение пенсионных выплат при сохранении стабильных цен, осуществлялось форсированное жилищное строительство. Несмотря на неблагоприятную мировую экономическую конъюнктуру, национальный доход в первой половине 70-х гг. вырос на треть.Режим Хонеккера существенно изменил отношение к общегерманскому вопросу. В 1971 — 1972 гг. был осуществлен прорыв в отношениях двух германских государств и решении проблемы Западного Берлина. Но поддержав эти новации, Хонеккер впоследствии взял курс на «обособление». Официально была принята концепция социалистической немецкой нации. Из новой редакции Конституции ГДР (1974 г.) было изъято упоминание о восстановлении единства Германии как цели государственной политики. Взамен было внесено положение о том, что ГДР — «неотъемлемая часть социалистического содружества», а союзнические отношения с СССР «вечны и нерушимы». Прошла широкая кампания по устранению из названий учреждений и организаций слов «Германия» и «германский».

Послевоенное урегулирование

Основные направления послевоенного мирного урегулирования были намечены во время войны ведущими державами ан­тифашистской коалиции. На конференци­ях руководителей СССР. США и Велико­британии в Тегеране. Ялте н Потсдаме, а также на совещании руководителей США. Великобритании н Китая в Каире были согласованы вопросы о территориальных изменениях, об отношении к побежден­ным фашистским государствам и наказа­нии военных преступников, о создании специальной международной организации для поддержания международного мирз н безопасности. Союзные державы решили оккупировать Германию, Италию и Япо­нию с целью искоренения милитаризма и фашизма. Территориальные захваты Германии, Италии, Японии и их союзников, осуществленные в 1930-егоды и в период второй мировой войны, аннули­ровались СССР. США и Англия заявили, что необходимо восстановить независимость Австрии и Чехословакии, вернуть Северную Трансильванню Румынии. Границу между Германией и Польшей союзники договорились провести по ли­нии рек Одер и Нейсе (Одра и Нисса) Восточная граница Польши должна была проходить по границе с Западной Украи­ной и Западной Белоруссией, вдоль линии Керзон;) Город Кенигсберг и прилегаю­щие к нему районы передавались Совет­скому Союзу. Более 6 миллионов немцев н венгров проживавших на территориях отошедших к Польше. Чехословакии и СССР, выселили с прежнего места жи­тельства. Германия и ее союзники должны были уплатить репараций странам став­шим жертвами фашистской агрессии. Великобритания США и СССР реши­ли освободить из под власти Японии вес территории, «которые она захватила при помощи силы и ограничить японский суверенитет четырьмя главными острова­ми. Многие согласованные между СССР, США и Англией меры были проведены в ж и нь еще в холе войны при заключении перемирий с бывшими союзниками Гер­мании - Италией. Румынией. Болгарией, Венгрией и Финляндией, - а также в ре­зультате безоговорочной капитуляции Германии и Японии Их полное осуществ­ление предполагало послевоенное сотруд­ничество между тремя великими держава­ми антифашистской коалиции - Советским Союзом, США н Великобританией, одна­ко после окончания войны и ликвидации опасности со стороны фашистского блока противоречия между ними значительно обострились.Сталинское руководство Советского Союза, исходившее из идеи о неизбежно­сти грядущей победы социализма над ка­питализмом, рассчитывало установить свой контроль в странах, освобо


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.