Теоретические основы проверки организации бухгалтерского учета и достоверности бухгалтерской отчетности — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Теоретические основы проверки организации бухгалтерского учета и достоверности бухгалтерской отчетности

2017-06-29 530
Теоретические основы проверки организации бухгалтерского учета и достоверности бухгалтерской отчетности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....3

1 СОДЕРЖАНИЕ ПРОВЕРКИ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ДОСТОВЕРНОСТИ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ…………..…5

1.1 Теоретические основы проверки организации бухгалтерского учета и достоверности бухгалтерской отчетности………………………………………..…5

1.2 Нормативно-правовое регулирование проверки организации бухгалтерского учета и достоверности бухгалтерской отчетности …………..…13

1.3 Состояние, проблемы и перспективные направления развития проверки организаций бухгалтерского учета и достоверности бухгалтерской отчетности ………………………………………………………………………..….18

2 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕРКИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ДОСТОВЕРНОСТИ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ...25

2.1 Характеристика субъекта контроля и организация внутреннего контроля организаций……………………………………………………………....25

2.2 Организация проверки документооборота хозяйственных операций……………………………………………………………………………..39

2.3 Организация проверки делопроизводства бухгалтерии………………40

2.4 Проверка соответствия основных положений учетной политики действующему законодательству…………………………………………………..43

2.5 Проверка бухгалтерской отчетности…………………………………...51

2.6 Основные направления совершенствования проверки организации бухгалтерского учета и достоверности бухгалтерской отчетности в организации…………………………………………………………………………..60

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...68

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..69

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………...72

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Важнейшим источником информации об имущественном и финансовом положении организации, а также о результатах ее хозяйственной деятельности является бухгалтерская отчетность. Доверие пользователей к информации, содержащейся в публикуемой отчетности, можно обеспечить только при условии использования приемлемых для них принципов подготовки отчетных данных. Решающим условием достоверности бухгалтерской отчетности является не технология и технические приемы традиционного бухгалтерского учета, а методы оценки статей финансовых отчетов и исчисления чистой прибыли. Заинтересованность организаций в представлении отчетности, отражающей реальное финансовое состояние, очевидна, поскольку это необходимое условие привлечения извне финансовых и иных ресурсов, установления долгосрочных отношений с партнерам.

В данной курсовой работе будет рассмотрена тема «Контроль состояния бухгалтерского учета и отчетности».

Актуальность темы курсовой работы объясняется тем, что бухгалтерская отчетность предприятия должна быть достоверной - то есть включать только действительные цифры и данные, поскольку только достоверность бухгалтерской отчетности делает ее пригодной для управления предприятием, для разработки и совершенствования стратегии его развития.

Задачами курсовой работы являются:

- раскрыть теоретические основы проверки организации бухгалтерского учета и достоверности бухгалтерской отчетности;

- перечислить нормативно-правовое регулирование проверки организации бухгалтерского учета и достоверности бухгалтерской отчетности;

- определить состояние, проблемы и перспективные направления развития проверки организаций бухгалтерского учета и достоверности бухгалтерской отчетности;

- раскрыть характеристику субъекта контроля и организация внутреннего контроля организаций;

- раскрыть организацию проверки документооборота хозяйственных операций;

- раскрыть организацию проверки делопроизводства бухгалтерии;

- раскрыть проверку соответствия основных положений учетной политики действующему законодательству;

- раскрыть проверку бухгалтерской отчетности;

- определить основные направления совершенствования проверки организации бухгалтерского учета и достоверности бухгалтерской отчетности в организации.

Объектом исследования выбран ОАО Племенной завод «Тимоново».

Предметом изучения темы будет являться состояние аналитического учета всех его средств и источников их образования с точки зрения своевременности его осуществления, полноты и достоверности учетных и отчетных данных.

В 1 главе будут рассмотрены теоритические основы и нормативные документы применяемые при проведении контроля состояния бухгалтерского учета и достоверности бухгалтерской отчетности.Во 2 главе будет рассматриваться контроль состояния первичного учета и организация документооборота.

Теоретической и методологической основой работы явились нормативные правовые акты Республики Беларусь, научные труды и учебные пособия по бухгалтерскому учету, анализу, контролю, материалы периодической печати, а также регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская отчетность ОАО Племенной завод «Тимоново».

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОВЕРКИ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ДОСТОВЕРНОСТИ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Таблица 2.2 – Способы и методы ведения бухгалтерского учета

Объект учетной политики Существующие методы ведения учета
   
1. Погашение стоимости основных фондов 1. Равномерная амортизация 2. Ускоренная амортизация 3. Амортизация с применением понижающих коэффициентов 4. Индексация износа основных средств
2. Погашение стоимости нематериальных активов 1. Исходя из расчета использования актива в течение 10 лет 2. Исходя из срока полезного использования актива, устанавливаемого предприятием 3. Исходя из срока использования актива, оговоренного соответствующим документом
4. Учет производственных запасов 1. По фактической себестоимости приобретения (заготовления) 2. По учетным ценам (плановая себестоимость приобретения (заготовления), средние покупные цены и др.) с использованием счетов 10 "Материалы", 15 "Заготовление и приобретение материалов", 16 "Отклонение в стоимости материалов"
5. Включение стоимости материальных ресурсов в состав себестоимости продукции, работ, услуг 1. По методу ЛИФО (по ценам последнего приобретения) 2. По методу ФИФО (по принципу первая партия на приход – первая в расход) 3. По средневзвешенным ценам 4. По учетным ценам с учетом отклонений от их фактической стоимости
6. Учет затрат на производство и калькулирование фактической себестоимости продукции 1. Нормативным методом 2. Позаказным методом 3. Попередельным методом с элементами нормативного
7. Списание общехозяйственных расходов 1. В дебет счетов учета затрат по основному и вспомогательному производствам 2. В части условно-постоянных расходов – в дебет счета
Продолжение таблицы 2.2
   
  учета реализации продукции, работ, услуг
8. Учет незавершенного производства 1. По прямым статьям затрат 2. По стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов 3. По фактическим производственным затратам 4. По нормативной (плановой) производственной себестоимости
9. Распределение общепроизводственных и общехозяйственных расходов между объектами калькулирования 1. Пропорционально сумме расходов на оплату труда производственных рабочих 2. Пропорционально прямым материальным и трудовым затратам 3. Пропорционально иным (кроме оговоренных в п. 1, 2) прямым статьям затрат 4. Пропорционально полученной выручке от реализации продукции, работ, услуг
10. Учет выпущенной продукции 1. Произведенная продукция отражается на счете 40 по фактической себестоимости ее производства
11. Учет и оценка готовой продукции в аналитическом учете 1. По плановым ценам продукции 2. По отпускным ценам
12. Учет товаров 1. По покупной стоимости 2. По продажным ценам с отражением торговой надбавки (скидки) на балансовом счете 42
13. Определение выручки 1. По мере оплаты покупателем (заказчиком) отгруженных от реализации продукции ему ценностей (работ, услуг) 2. По мере отгрузки ценностей (работ, услуг) и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов
14. Учет финансовых результатов 1. Отражение реализации по выполненным и оплаченным при выполнении этапам на основании промежуточных актов приемки-сдачи долгосрочных договоров работ 2. Отражение реализации при поступлении оплаты в целом за законченную работу
15. Переоценка валютной кредиторской задолжен- ности по расчетам с поставщиками и подрядчиками 1. На дату совершения хозяйственной операции и на дату составления бухгалтерской отчетности (баланса) (на последнее число отчетного месяца) – по мере изменения курсов валют (если изменение курса признается хозяйственной операцией, подтверждаемой первичным бухгалтерским документом)
16. Создание за счет себестоимости резервов предстоящих расходов и платежей 1. Резервы создаются 2. Резервы не создаются
17. Создание резерва по сомнительным долгам (только при использовании метода признания прибыли по отгрузке) 1. Резервы создаются 2. Резервы не создаются
Окончание таблицы 2.2
   
18. Образование за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, фондов специального назначения Фонды образуются по нормативам, оговоренным в уставе, либо в коллективном договоре. Использование фонда накопления отражается по субсчету "Фонд накопления" Фонды не образуются

 

Примечание – разработка автора на основе изученной специальной экономической литературы и нормативной правовой документации

 

Следует подчеркнуть, что приведенный в таблице перечень не является исчерпывающим.

При разработке учетной политики субъект хозяйствования должен стремиться к формированию такой политики, которая бы обеспечивала достижение оптимальных, с точки зрения стратегии развития предприятия, конечных результатов финансово-хозяйственной деятельности.

Выбору учетной политики должны предшествовать:

- анализ текущего финансового состояния предприятия;

- анализ изменений действующего законодательства и других нормативных актов, влияющих на те или иные аспекты учетной политики предприятия;

- оценка стратегии и перспективы развития субъекта хозяйствования в очередном финансовом году;

- определение ключевых целей, достижению которых должна способствовать избранная предприятием учетная политика;

- анализ существующих способов и методов ведения бухгалтерского учета и оценка эффективности их применения в конкретных условиях хозяйствования;

- определение наиболее эффективных методов учета, позволяющих реализовать стратегические задачи предприятия, в том числе повышение его финансовой устойчивости, уменьшение налоговой нагрузки и т.п.;

- выявление проблемных вопросов, связанных с ведением бухгалтерского учета, регламентируемых либо неоднозначно регламентируемых действующим законодательством, определение подходов и механизмов их решения.

На выбор и обоснование учетной политики влияют следующие основные факторы:

- организационно-правовая форма и форма собственности субъекта хозяйствования (общество с ограниченной ответственностью, полное товарищество, акционерное общество, государственное, совместное или иностранное предприятие и т.д.);

- отраслевая принадлежность и вид деятельности (промышленность, строительство, наука и научное обслуживание, транспортные перевозки и иные виды услуг, торговля, снабженческая и другие виды посреднической деятельности и т.д.),

- организационная структура и структура управления субъектом хозяйствования (концерн, объединение, предприятие, подразделение или филиал предприятия и т.п.);

- степень зависимости от головного управляющего органа (полная либо частичная самостоятельность в принятии решений, в распоряжении денежными средствами и имуществом, в вопросах ценовой политики, выбора партнеров и т.д.);

- показатели, характеризующие объемы и эффективность деятельности субъекта хозяйствования (объем производства продукции (выполнения работ, оказания услуг), товарооборот, среднесписочная численность, рентабельность и т.д.);

- стратегия развития субъекта хозяйствования (краткосрочные и долгосрочные цели и задачи экономического и технического развития предприятия, возможности инвестирования, организации совместной деятельности и т.д.);

- наличие материально-технической информационной базы для организации системы учета на предприятии (обеспеченность компьютерной и оргтехникой, средствами связи и иными техническими средствами, необходимыми для передачи и обработки бухгалтерских данных);

- взаимосвязь с внешним миром, в том числе взаимоотношения с иностранными партнерами (доля экспорта и импорта в общих объемах поставок товарно-материальных ценностей, степень зависимости от экспортно-импортных операций и т.д.);

- соотношение с системой налогообложения (ставки налогов, освобождение от различного вида налогов и неналоговых платежей, льготы по налогообложению);

- форма организации расчетов с контрагентами (осуществление операций преимущественно на бартерной (товарообменной) либо денежной основах, работа на условиях предварительной либо последующей оплаты, по договорам купли-продажи либо договорам комиссии (консигнации) и т.п.);

- степень подготовленности руководящих кадров, а также бухгалтерского персонала для работы в тех или иных условиях хозяйствования.

Контролер проверяет правильность оформления учетной политики предприятия. Она может быть оформлена как приказ руководителя предприятия или же как положение по учетной политике, утвержденное и введенное в действие соответствующим приказом. Учетная политика должна быть утверждена в начале нового отчетного года. Копия учетной политики представляется в инспекцию Министерства по налогам и сборам по месту постановки предприятия на учет [4, с. 101].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой работе были описаны принципы, предмет и метод финансового контроля, объекты и субъекты финансового контроля. Охарактеризованы виды контроля в зависимости от различных признаков: организационных форм, целевой направленности, подведомственности, времени проведения, источников информации, методов контроля, назначения проверки.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность – это совокупность обобщенных и взаимосвязанных показателей об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее деятельности за отчетный период.

Она составляется по данным бухгалтерского учета и является завершающим этапом учетного процесса.

Отчетность представляет собой информацию о состоянии активов, источников их образования, об обязательствах, доходах, расходах, финансовых результатах, направлениях использования прибыли и т.д.

Перед проверкой организации необходимо составить план и программу проведения проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности. Планирование аудита должно определить наиболее важные направления аудита и способствовать более эффективному распределению обязанностей среди аудиторов, проводящих аудиторскую проверку. Внутренний аудит подразумевает проверку соблюдения установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежности функционирования системы внутреннего контроля.

Был сделан вывод, что качественный и своевременный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности позволит не только своевременно обнаружить негативные явления в деятельности организации, но и оперативно разработать меры по устранению недостатков.

Также в заключении хотелось бы отметить, что бухгалтерский учет и отчетность ведется строго в соответствии с законодательными и нормативными документами, имеющими разный статус. И хотя одни из них обязательны к применению (Закон «О бухгалтерском учете и отчетности», положения по бухгалтерскому учету), а другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии), ведение бухгалтерского учета и составление отчетности может производиться только на их основании, т.к. любые несоответствия или отступления будут оценены контролирующими органами как нарушение законодательства.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....3

1 СОДЕРЖАНИЕ ПРОВЕРКИ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ДОСТОВЕРНОСТИ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ…………..…5

1.1 Теоретические основы проверки организации бухгалтерского учета и достоверности бухгалтерской отчетности………………………………………..…5

1.2 Нормативно-правовое регулирование проверки организации бухгалтерского учета и достоверности бухгалтерской отчетности …………..…13

1.3 Состояние, проблемы и перспективные направления развития проверки организаций бухгалтерского учета и достоверности бухгалтерской отчетности ………………………………………………………………………..….18

2 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕРКИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ДОСТОВЕРНОСТИ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ...25

2.1 Характеристика субъекта контроля и организация внутреннего контроля организаций……………………………………………………………....25

2.2 Организация проверки документооборота хозяйственных операций……………………………………………………………………………..39

2.3 Организация проверки делопроизводства бухгалтерии………………40

2.4 Проверка соответствия основных положений учетной политики действующему законодательству…………………………………………………..43

2.5 Проверка бухгалтерской отчетности…………………………………...51

2.6 Основные направления совершенствования проверки организации бухгалтерского учета и достоверности бухгалтерской отчетности в организации…………………………………………………………………………..60

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...68

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..69

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………...72

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Важнейшим источником информации об имущественном и финансовом положении организации, а также о результатах ее хозяйственной деятельности является бухгалтерская отчетность. Доверие пользователей к информации, содержащейся в публикуемой отчетности, можно обеспечить только при условии использования приемлемых для них принципов подготовки отчетных данных. Решающим условием достоверности бухгалтерской отчетности является не технология и технические приемы традиционного бухгалтерского учета, а методы оценки статей финансовых отчетов и исчисления чистой прибыли. Заинтересованность организаций в представлении отчетности, отражающей реальное финансовое состояние, очевидна, поскольку это необходимое условие привлечения извне финансовых и иных ресурсов, установления долгосрочных отношений с партнерам.

В данной курсовой работе будет рассмотрена тема «Контроль состояния бухгалтерского учета и отчетности».

Актуальность темы курсовой работы объясняется тем, что бухгалтерская отчетность предприятия должна быть достоверной - то есть включать только действительные цифры и данные, поскольку только достоверность бухгалтерской отчетности делает ее пригодной для управления предприятием, для разработки и совершенствования стратегии его развития.

Задачами курсовой работы являются:

- раскрыть теоретические основы проверки организации бухгалтерского учета и достоверности бухгалтерской отчетности;

- перечислить нормативно-правовое регулирование проверки организации бухгалтерского учета и достоверности бухгалтерской отчетности;

- определить состояние, проблемы и перспективные направления развития проверки организаций бухгалтерского учета и достоверности бухгалтерской отчетности;

- раскрыть характеристику субъекта контроля и организация внутреннего контроля организаций;

- раскрыть организацию проверки документооборота хозяйственных операций;

- раскрыть организацию проверки делопроизводства бухгалтерии;

- раскрыть проверку соответствия основных положений учетной политики действующему законодательству;

- раскрыть проверку бухгалтерской отчетности;

- определить основные направления совершенствования проверки организации бухгалтерского учета и достоверности бухгалтерской отчетности в организации.

Объектом исследования выбран ОАО Племенной завод «Тимоново».

Предметом изучения темы будет являться состояние аналитического учета всех его средств и источников их образования с точки зрения своевременности его осуществления, полноты и достоверности учетных и отчетных данных.

В 1 главе будут рассмотрены теоритические основы и нормативные документы применяемые при проведении контроля состояния бухгалтерского учета и достоверности бухгалтерской отчетности.Во 2 главе будет рассматриваться контроль состояния первичного учета и организация документооборота.

Теоретической и методологической основой работы явились нормативные правовые акты Республики Беларусь, научные труды и учебные пособия по бухгалтерскому учету, анализу, контролю, материалы периодической печати, а также регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская отчетность ОАО Племенной завод «Тимоново».

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОВЕРКИ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ДОСТОВЕРНОСТИ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Теоретические основы проверки организации бухгалтерского учета и достоверности бухгалтерской отчетности

Контроль – комплексное изучение деятельности организаций и их структурных подразделений, экономической эффективности и законности осуществляемых хозяйственных операций, достоверности учетной информации и бухгалтерской отчетности, состояния объектов контроля. Контроль охватывает все стороны финансово-хозяйственной деятельности организаций, в основе которой лежат принципы документального и фактического контроля.

Контроль (от фр.contrôle) – проверка чего-либо. В дословном переводе с французского означает «список, ведущийся в двух экземплярах; пересмотр, проверка чего-либо».

Сущность финансового контроля состоит в установлении законности, экономической эффективности и целесообразности совершенных организацией хозяйственных операций.

Контроль позволяет принимать управленческие решения и выявлять фактическое состояние дел в проверяемой организации [1, с. 4].

Рассмотрим подходы к определению сущности понятия «контроль» с точки зрения различных авторов (таблица 1.1)

 

Таблица 1.1 - Подходы к определению сущности понятия «контроль»

Название литературного источника / автор, год Определение
   
Указ Президента Республика Беларусь № 510 от 16 декабря 2009 г Контрольная проверка - проверка устранения проверяемыми субъектами нарушений, выявленных в результате проведения предыдущей проверки [2]
Ревизия и аудит / С.А. Апенченко, 2014 Контроль - составная часть деятельности людей по управлению экономикой – представляет собой надстроечную категорию. Он выступает как внутренне присущая социалистической экономике функция управления [1, с. 18].
Контроль и аудит / В.А. Хмельницкий, 2006. Контроль - система наблюдения за процессом функционирования управляемого объекта и проверки его фактического состояния с целью оценки обоснованности и эффективности принятых управленческих решений и результатов их выполнения, выявления отклонений от этих решений. Устранения неблагоприятных явлений и при необходимости
Продолжение таблицы 1.1
   
  информирования о них компетентных органов [4, с. 6].
Ревизия и аудит / Г.М. Пупко, 2009 Контроль – это проверка исполнения тех или иных хозяйственных решений с целью установления их достоверности, законности и экономической целесообразности [5, с. 10].
Децентрализация без потери контроля / Е.А. Кочерин, 1991 Хозяйственный контроль - это систематическая, конструктивная деятельность руководителей, органов управления, направленная на приближение фактического исполнения к запланированному результату [6, с. 14].
Ревизия и контроль в акционерных обществах и товариществах / В.И. Венедиктова В.И., 1995. Контроль означает комплексное изучение различных аспектов деятельности акционерных обществ: экономической эффективности и законности осуществляемых хозяйственных операций, достоверности учетной и отчетной информации о хозяйственных и финансовых действиях при сопоставлении с фактическим состоянием объектов контроля [7, с. 2].
Бюджетный контроль в Российской Федерации / Р.Г. Сомоев,1998 Контроль, будучи одной из форм управленческого цикла, представляет собой систему наблюдения, сопоставления, проверки и анализа функционирования управляемого объекта с целью оценки обоснованности и эффективности принимаемых и принятых управленческих решений, выявления степени их реализации, наличия отклонений фактических результатов от заданных параметров и нормативных предписаний и принятия решений по их ликвидации [8, с. 5].
Общий менеджмент / А.К. Казанцев, 1999 Контроль – постоянный процесс, обеспечивающий достижение организацией принятых целей развития путем своевременного обнаружения возникающих в ходе производственно - хозяйственной деятельности объектов управления проблем (отклонений от плановых заданий, нормативов, стандартов) и изменений внешней среды [9, с. 138].
Ревизия и аудит / В.Н. Лемеш, 2007 г. Контроль (от фр.contrôle) – проверка чего-либо. В дословном переводе с французского означает «список, ведущийся в двух экземплярах; пересмотр, проверка чего-либо» [1, с.7]
Аудит / А.Д. Шеремет, 2006. Контроль - важная функция управления. Это объективное явление в экономической жизни общества, а в сфере управления финансовыми средствами – неотъемлемая часть системы регулирования финансовыми отношениями [10, с. 44]
Аудит / Н.Т. Белуха, 2000 Контроль - это система наблюдения и проверки соответствия процесса функционирования объекта управления принятым управленческим решениям, установление результатов управленческого влияния на управляемый объект путем выявления отклонений, допущенных в ходе выполнения этих решений [11, с. 17]
Менеджмент / Р.Л. Дафт, 2001 Контроль - управленческая функция, предполагающая наблюдение за действиями работников, точным следованием организации по выбранному курсу и достижением поставленных целей, а также внесение необходимых корректив [12, с. 800]
Управленческий учет / Т.И. Карпова, 2001. Контроль – проверка осуществления планов со стороны руководителя, менеджера – состоит из определения состояния объекта; сопоставления фактических результатов с плановыми;
Окончание таблицы 1.1
   
  пересмотра планов, если становится явным, что они не могут быть выполнены; выявление отклонений от запланированного и регулирования [13, с. 40]
Финансовый контроль и аудит / М.С. Шидловская, 2001. Контроль является самостоятельной функцией управления и одним из важнейших элементов рыночной экономики [14, с. 5]
Организация системы государственного финансового контроля в Российской Федерации: Теория и практика / В.В. Бурцев, 2002. – 495с. Контроль - совокупность следующих действий: 1) определение фактического состояния или действия управляемого звена системы управления организацией; 2) сравнение фактических данных с требуемыми, т.е. с базой для сравнения, принятой в организации либо заданной извне, либо основанной на рациональности; 3) оценка отклонений, превышающих предельно допустимый уровень, на предмет степени их влияния на аспекты функционирования организации; 4) выявление причин данных отклонений [15, с. 30]
Финансовый контроль / В.М. Родионова, 2002. Контроль - неотъемлемая часть системы регулирования, одна из форм обратной связи, благодаря которой субъект, управляющий системой, получает необходимую информацию о её действительном состоянии, что позволяет ему правильно оценивать фактически сделанное, выявлять отклонения от цели и связанные с этим нежелательные последствия [16, с. 14]
Менеджмент / М.П. Переверзев, 2002. Контроль представляет собой процесс обеспечения достижения организацией своих целей [17, с. 167]
Аудит и финансовый анализ / В.З. Шевлоков 2002. Контроль - это неотъемлемая составная часть деятельности по управлению экономикой, функция, внутренне присущая управлению экономикой, подчиненная решению задач, стоящих перед управляющей системой [18, с. 5]
Основы менеджмента / Г.Я. Гелштейн, 2003 Контроль - процесс определения, оценки и информации об отклонениях действительных значений от заданных или их совпадении и результатах анализа [19, с. 90]
Аудит / Т.Г. Шешукова, 2005 Контроль — одна из функций управления, представляющая собой систему наблюдения и проверки функционирования управляемого объекта с целью оценки обоснованности и эффективности принимаемых управленческих решений, выявления степени их реализации, обнаружения и предупреждения отклонений и неблагоприятных ситуаций [20, с. 30]

 

Примечание – разработка автора на основе изученной специальной экономической литературы и нормативной правовой документации

 

Таблица 1.2 – Анализ подходов авторов к определению сущности понятия «контроль»

Автор Проверка исполнения тех или иных хозяйственных решений с целью установления их достоверности, законности и экономической целесообразности Функция управления. Это объективное явление в экономической жизни общества, а в сфере управления финансовыми средствами – неотъемлемая часть системы регулирования финансовыми отношениями Система наблюдения за процессом функционирования управляемого объекта и проверки его фактического состояния с целью оценки обоснованности и эффективности принятых управленческих решений
1.Указ Президента Республика Беларусь № 510 от 16 декабря 2009 г + - -
2. В.А. Хмельницкий, Т.А. Гринь - - +
3. И.А. Белобжецкий - + -
4.Г.М.Пупко + - -
5.Е.А.Кочерин - + -
6. В.И. Венедиктова + - -
7. Р.Г. Сомоев - + -
8. А. К. Казанцев - + -
9. В.Н. Лемеш - + -
10. Н. Т. Белуха - + -
11. А.Д. Шеремет - + -
12. Р. Л. Дафт - + -
13. Т.И. Карпова + - -
14. М.С.Шидловская - + -
15. В.В.Бурцев - + -
16.В.М.Родионова, В.И.Шлейников - - +
17.М.П.Переверзев, Н.А.Шайденко, Л.Е. Басовский - - +
Итого 4(23,5%) 10(58,8%) 3(17,7%)

Примечание – расчеты автора на основе данных таблицы 1.1

 

Из таблицы 1.2 видно, что в экономической литературе 58,8% авторов определяют понятие «контроль» как функцию управления, 23,5% - как проверку организации, 17,7% - как систему наблюдения.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что контроль как функция управления позволяет своевременно выявить и устранить те условия и факторы, которые не способствуют эффективному ведению производства и достижению поставленной цели. Он помогает скорректировать деятельность предприятий или отдельных его подразделений, дает возможность установить, какие именно службы и подразделения, а также направления его деятельности способствуют достижению намеченных целей и повышению результативности деятельности предприятия.

В зависимости от того, кто осуществляет контроль, что контролирует­ся и каковы цели, различают основные направления контроля.

По организационным формам контроль подразделяется на государственный (вневедомственный), ведомственный, аудиторский, внутрихозяйственный и общественный.

Государственный контроль осуществляют органы государственной власти и управления, административные органы. Он обеспечивает ин­тересы государства и общества.

Целью государственного контроля является проверка:

- правильности и своевременности формирования и исполнения бюджетных и внебюджетных фондов;

- соблюдения действующего законодательства в области налогообложения, валютной, таможенной и банковской деятельности;

- состояния, целевого и эффективного расходования государственных финансовых ресурсов;

- законности и рациональности использования государственного имущества;

- правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности бухгалтерской, финансовой и статистической отчетности.

Аудиторский контроль осуществляется независимыми специализированными аудиторскими организациями или аудиторами - индивиду­альными предпринимателями, имеющими лицензию на указанный вид экономической деятельности, с целью выражения независимого мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности. Аудиторский контроль является независимым и представляет интересы всех пользо­вателей финансовой отчетности. Аудит не подменяет государственного контроля финансовой и хозяйственной деятельности аудируемых лиц, осуществляемого в соответствии с законодательством.

Внутрихозяйственный контроль осуществляется отдельными работниками, службами, комиссиями самой организации. Он защищает интересы организации. Внутрихозяйственный контроль направлен на повышение эффективности функционирования организации.

Ведомственный (или внутриведомственный, внутрисистемный) кон­троль организуется контрольно-ревизионными службами министерств, ведомств и других вышестоящих органов. Министерства, комитеты и другие органы управления осуществляют контроль за деятельностью подведомственных им организаций. Ведомственный контроль представ­ляет интересы ведомства и осуществляется путем проведения комплекс­ных проверок (ревизий) и тематических проверок в подведомственных организациях.

Общественный контроль проводится различного рода представите­лями общественных организаций (например, общество защиты прав по­требителей). Он решает узко направленные вопросы (например, по месту жительства, работы, членства и др.).

По целевой направленности государственный контроль подразделя­ется на общегосударственный, отраслевой и специальный.

Общегосударственный осуществляется в масштабах всей республи­ки органами государственной власти, центральными органами контроля и управления.

Отраслевой контроль организуется по отраслевому признаку: транс­порт, торговля, общественное питание и т.п.

Специальный контроль осуществляют специализированные инспекции. Они проводят проверку соблюдения установленного порядка организации и ведения тех или иных хозяйственных операций, входящих в их компетен­цию, контролируют соблюдение действующих норм и правил, обеспечи­вающих эффективную и безопасную работу предприятий (Госархивнадзор, Проматомнадзор).

По подведомственности контроль подразделяется на вневедомствен­ный и ведомственный.

Вневедомственный контроль осуществляется специалистами контрольных служб независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности проверяемых субъектов (например, Комитет государст­венного контроля Республики Беларусь).

Ведомственный контроль проводится вышестоящим органом по принципу ведо


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.