Тема I. Теоретические основы семьи как единицы анализа у детей в норме и с отклонением в развитии. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Тема I. Теоретические основы семьи как единицы анализа у детей в норме и с отклонением в развитии.

2017-06-29 388
Тема I. Теоретические основы семьи как единицы анализа у детей в норме и с отклонением в развитии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Что составляет предмет психологии семьи и семейного консультирования детей в норме и с отклонением в развитии?

2. Можно ли говорить о междисциплинарном характере психологии семьи? Почему?

3. Как связаны теоретические задачи психологии семьи и семейного консультирования детей в норме и с отклонением в развитии и виды деятельности семейного психолога?

4. Какие трудности испытывает семья в своем развитии и функционировании?

5. Назовите неблагоприятные тенденции в развитии детско-родительских отношений в современной семье.

Литература:

1. Андреева Т. В. Семейная психология. СПб.: Речь, 2004.

2. Голод С. И. Семья и брак, историко-социологический анализ. СПб.: Петрополис, 1998.

3. Гребенников И. Ф. Основы семейной жизни. М.: Просвеще­ние, 1991.

4. Елизаров А. Н. Основы индивидуального и семейного психо­логического консультирования. М.: Ось—89, 2003.

5. Леей Д. Семейная психотерапия, история, теория и практика. СПб.: Аима, 1993.

Мишина Т. М. Семейная психотерапия и динамика «образа семьи» // Психогигиена и психопрофилактика: Сб. науч. тр. / Под ред. В. К. Мягер, В. П. Козлова, Н. В. Семеновой-Тянь-

Тема 2. Концепция семейного воспитания детей в норме и с отклонениями в развитии.

Вопросы к семинарским занятиям:

1. Какие концепции семейного воспитания предполагались в различные исторические эпохи?

2. В чем суть теории семейного кризиса?

3. Что такое теория нормализации семейной жизни?

4. Назовите основные положения концепции «Особые дети в России».

Литература:

1. Аккерман Н. Роль семьи в появлении расстройств у детей //Семейная терапия. Хрестоматия. Э. Г. Эйдемиллер, Н. В. Алек­сандрова, В. Юстицкис (сост.). СПб.: Питер, 2000.

2. Аллан Д. Ландшафт детской души. СПб.; Мн.: Диалог — Ло-таць, 1997.

3. Мастпюкова Е.М., Московкина A.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для вузов / Под ред. В.И.Селиверстова. — М.,2003.

4. Спиваковская А. С. Психотерапия, игра, детство, семья. М.: Апрель-Пресс; ЭКСМО-Пресс, 2000. Т. 2.

Тема 3. Ребенок с различными видами дизонтогенеза в семье.

1. Какова роль семьи в воспитании ребенка сразличными видами дизонтогенеза.

2. Какое значение в воспитании ребенка с различными видами дизонтогенезаимеет позиция родителей.

3. Какую помощь семье ребенка с различными видами дизонтогенезамогут оказать специалисты.

4. Каковы общие стратегии нормализации жизни семьи ребенка с различными видами дизонтогенеза.

5. Какие рекомендации может дать специалист родителям, имеющего ребенка с различными видами дизонтогенеза.

6. Назовите проблемы родителей, имеющих детей с различными видами дизонтогенеза.

Литература:

1. Буянов ММ. Ребенок из неблагополучной семьи. — М., 1983.

2. Воспитание слабовидящего ребенка в семье / Под ред. В.П. Ермакова, А.А. Щегловой. — М., 1986.

3. Гогин М.Г. Семейное воспитание глубоко умственно отсталых детей.// Дефектология. — 1973. — № 6.

4. Ипполитова МЛ., Мастюкова Е.М., Бабенкова РД. Воспитание де­тей с церебральным параличом в семье. — М., 1985.

5. Краузе М.П. Дети с нарушениями развития: психологическая помощь родителям: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ М.П. Краузе. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.

6. Лангмейер И., Матейчек 3. Психическая депривация в детском воз­расте. — Прага, 1984.

7. Мастпюкова Е.М., Московкина A.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Под ред. В.И.Селиверстова. — М.,2003.

 

Модуль 2. Психологическая помощь семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями.

Тема 2.I. Теоретические аспекты психологической помощи семье ребенка с ограниченными возможностями.

На чем базируется консультирование семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями. Актуальность развития данной научной помощи. Основные социальные проблемы.

Областью деятельности практического психолога является широкий круг проблем, относящихся к срединному звену трехчлена: физическое (body), психоэмоциональное (mind) и духовное (spirit).: проблемы, в которых отражаются особенности психической жизни человека как социального существа, равно как и особенности сообщества, в которых отражается психологическая специфика его функционирования.

Основные виды работы практического психолога

- психологическое просвещение;

- психологическая профилактика;

- психологическое консультирование;

- психологическая диагностика;

- психологическая коррекция.

Тема 2.2. Содержание психологической помощи семье ребенка с ограниченными возможностями

Содержание психологической помощи может быть представлено следующим образом (Г.С. Абрамова):

• Оказание клиенту помощи через сообщение ему объективной психологической информации - психодиагностика. Особенность этого вида помощи состоит в том, что психолог несет ответственность за достоверность информации и форму ее сообщения клиенту. Клиент же сам вырабатывает отношение к этой информации и сам принимает решение о ее использовании.

• организованное воздействие на клиента с целью изменения показателей его активности и соответствий с возрастной нормой психического развития - психологическая коррекция. Психолог работает с такими по­нятиями, как возрастная норма освоения какого-либо вида деятельности и индивидуальный темп ее освоения.

• помощь в достижении целей личностного разви­тия психически нормальным людям для достижения ими различных целей - психологическое консультирование.

активное воздействие психотерапевта на лич­ность клиента с целью ее восстановления или реконструкции – психотерапия.

Методы семейной диагностики: сбор наиболее важной информации.

Прогностические рисуночные методики. Семейная генограмма. Несколько кратких советов психологу для сбора необходимой информации. Первичное интервью. Интервью с детьми. Раздельное консультирование членов семьи. Совместное консультирование детей и родителей.

Основы семейного психологического консультирования.

Общие сведения о психологическом консультировании. Развитие практики семейного консультирования. Теоретические основы семейного консультирования. Основные принципы семейного консультирования. Цель, направления и технология семейного консультирования. Организация консультативной беседы и техники ее проведения. Основные этапы психологического консультирования семьи. Консультирование по отдельным проблемам семьи (драки детей в семье, проблемы с туалетом, едой, детские страхи и т.д.). Консультирование родителей, имеющих детей с отклонениями в развитии.

Тема 2.3. Концепция психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии

Теоретические основы организации психологической работы с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии

Теоретико-методологическим обоснованием организации системы психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, являются известные положения отечественной дефектологической науки: культурно-историческая теория Л. С. Выготского; теории деятельности А. Н. Леонтьева, C. Л. Рубинштейна; теория отношений Б. Г. Ананьева, М. М. Кабанова, В. Н. Мясищева; теория личности и концепции неврозов В. Н. Мясищева; учение об акцентуациях характера К. Леонгарда и A. E. Личко.

Концепция психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, включает концептуальные положения, принципы, цели, задачи и направления деятельности специалистов.

Важнейшим теоретическим положением, определяющим роль социальных условий в психическом развитии ребенка, выступает положение о специфическом пути развития ребенка как особом процессе присвоения социально-культурного опыта во взаимодействии с миром взрослых (Л. С. Выготский, A. B. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин). Социальная среда (в данном случае внутрисемейная атмосфера) выступает не просто как внешнее условие, а как источник развития ребенка. В процессе взаимодействия ребенка со взрослыми (родителями, лицами, их замещающими) возникают, развиваются и интериоризируются различные формы психической деятельности (A. H. Леонтьев), зарождаются и формируются личностные качества.

Важное значение в построении концепции психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, имеют базовые положения ряда теорий и исследований:

· психолого-педагогические закономерности развития ребенка с психофизическими нарушениями есть результат сложного процесса его социализации (Т. А. Власова, Л. С. Выготский, В. И. Лубовский, Д. Б. Эльконин);

· развитие в условиях дизонтогенеза требует создания специальной коррекционно-развивающей среды (К. C. Лебединская, В. В. Лебединский, И. Ю. Левченко, В. И. Лубовский, Е. М. Мастюкова, М. С. Певзнер, В. Г. Петрова, С. Я. Рубинштейн, У. В. Ульенкова).

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.