Хабаровский краевой музей имени Н.И. Гродекова. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Хабаровский краевой музей имени Н.И. Гродекова.

2017-06-29 222
Хабаровский краевой музей имени Н.И. Гродекова. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Хабаровский музей был открыт 19 апреля 1894 года в присутствии общественности города, представителей войск, научной интеллигенции и высших чинов. Как и любое новое дело в те времена, открытие сопровождалось молебном. Первая музейная экспозиция размещалась в помещениях аптечного склада по ул. Тихменёвской (ныне Серышева), который был в ведении Василия Николаевича Радакова, военно-медицинского инспектора Приамурского округа, увлечённого исследователя-орнитолога, убежденного сторонника организации в Хабаровске музея.

Именно Василий Николаевич был избран первым директором музея, а через год его сменил Василий Петрович Маргаритов – окружной инспектор училищ, исследователь археологии и этнографии Приамурского края.

Первые музейные коллекции сложились из многочисленных пожертвований активных членов Приамурского отдела Географического общества и жителей города. Так, В.Н. Радаков передал музею научно обработанную орнитологическую коллекцию, С.А. Монковский – коллекцию насекомых, М.С. Введенский – гербарий. И в последующем комплектование музейного собрания осуществлялось за счёт поступлений от представителей администрации, хабаровских учителей, врачей, предпринимателей. Следует назвать М.А. Соковнина, Е.В. Лопатина, А. Рождественского, В.И. Тюшева, С.Н. Таскина, Э. Нино и мн. др.

Особая заслуга в создании музея принадлежит Николаю Ивановичу Гродекову, генерал-губернатору и первому председателю Приамурского отдела Императорского Русского Географического общества (ПОИРГО). Им были пожертвованы большие личные средства на устройство музея, собраны богатейшие коллекции по этнографии, приобретены книги, картины, старинные монеты, положено начало художественному отделу. В 1902 году Приамурский отдел ИРГО обратился с ходатайством в Министерство внутренних дел о присвоении музею имени Гродекова и получил разрешение.

Помещение аптечного склада было временным пристанищем музея. Это понимали все, и уже на открытии говорили о необходимости построить новое здание. Вскоре было принято решение о строительстве специального здания для музея. Строительный комитет возглавил Н.И. Гродеков, эскиз здания выполнил Н.Ф. Александров, а проект и смету – инженер Л.О. Чайковский. Он же руководил строительством. Большинство средств на строительство музея было собрано из частных пожертвований горожан. В мае 1896 года в недостроенное ещё здание пе­ренесли музейные коллекции, которые насчитывали к тому времени свыше 10 тыс. предметов. В это же время к зданию музея была доставлена из-под Уссурийска 400-пудовая черепаха, высеченная из гранита. Она была частью надмогильного комплекса чжурчженского полководца Эсыкуя, жившего в средние века. Она и сегодня стоит перед историческим корпусом музея, став неотъемлемой частью городской среды и объектом городских легенд.

Официальные торжества в связи с открытием первой трети нового здания Хабаровского музея состоялись 6 декабря 1896 года. В адрес Приамурского генерал-губернатора С.М. Духовского по этому случаю пришла поздравительная телеграмма от Императора Николая II. В залах второго и третьего этажей была развёрнута экспозиция. Строительство здания и пополнение коллекций продолжалось. Наиболее ценным поступлением в музейное со­брание 1897 года стали два скелета морской коровы Стеллера.

В 1898 году к музею была пристроена вторая, центральная часть здания, в два этажа, в 1900 г. третья.

Торжество освящения всего здания музея состоялось 1 августа 1900 года и было приурочено к празднованию 50-летия водружения русского флага в устье Амура. Новый директор Семён Николаевич Ванков приобрёл для музея 10 старинных крепостных пушек, собрал дополнительные пожертвования на достройку музея. При нём была сооружена ограда вокруг музея из вкопанных в грунт орудий и оригинальной решётки, не сохранившихся до нашего времени. Экспозиционные залы площадью в 1160 кв.м свободно вместили в себя систематизированные коллекции. Музей по праву стал «украшением Хабаровска и самым обширным хранилищем в Приамурье». В этом же, 1900 году, Хабаровский музей принял участие во Всемирной выставке в Париже, на которой получил золотую медаль.

Благодаря увлечённости людей, которые стояли у истоков создания музея, разного рода науками, Хабаровский музей формировался как научно-исследовательское учреждение.

Тем не менее, свой первый, десятилетний, юбилей Гродековский музей встретил в состоянии некоторого упадка. Сказались последствия Русско-японской войны 1904-1905 годов. Пожертвования в музей почти прекратились, его деятельность, по словам современников, «не отличалась особой оживлённостью». Ассигнований едва хватало на ремонт перекрытий и печей. Естественнонаучные коллекции стали приходить в негодность. Оживление деятельности музея начинается с 1910 года, когда на пост директора избирается уже известный к тому времени путешественник и исследователь Владимир Клавдиевич Арсеньев.

«Арсеньевский» период в истории музея стал поистине его «золотым веком». Именно Арсеньев заложил те главные направления в работе музея, которые принесли ему славу и которые поныне составляют суть его деятельности.

Источником пополнения музейных коллекций стали ежегодные экспедиции. Этнографические, зоологические, археологические и другие сборы В.К. Арсеньева и его сподвижников представляют большой научный интерес и поныне. Арсеньев объединил вокруг себя научные силы Хабаровска и Приамурья. Он считал музейное дело всенародным, привлекая к сбору коллекций общественный актив. Постоянным соратником в экспедициях и коллегой по работе в музее стал преподаватель кадетского корпуса, замечательный ботаник Н.А. Десулави. Для обработки коллекций Арсеньев добился необходимых средств и пригласил препаратора В.В. Дом-бровского.

В.К. Арсеньев активно сотрудничал не только с местными исследователями, он установил широкие связи с учёными России и за­рубежья. Пребывая в должности директора музея, В.К. Арсеньев проявил себя как талантливый писатель, подарив миру замечательные книги «По Уссурийскому краю» и «Дерсу Узала». С 1918 года по возвращении из Камчатской экспедиции В.К. Арсеньев переехал во Владивосток, прервав свое пребывание на посту директора Хабаровского музея до октября 1924 года.

Четыре года Гражданской войны и два послевоенных были едва ли не самыми критическими в истории музея. В январе 1921 года было отменено официальное название «Гродековский музей Приамурского отдела Императорского Русского Географического общества». Штат музея сократился до директора и смотрителей-истопников. Были свёрнуты отделы истории, промышленно-экономический и искусств. Коллекции погибали от холода и сырости.

В 1920-е годы, войдя в систему Главнауки, музей активизировал научную деятельность. Возвращение В.К. Арсеньева на пост директора и привлечение им опытных специалистов помогло музею выйти из кризиса. В декабре 1924 года на работу в музей был принят зоолог А.И. Кардаков, из Иркутска приглашен известный таксидермист Г.Е. Сольский, из Ленинградского университета приехала молодой этнограф Н.А. Серк.

В 1926 году В.К. Арсеньев передал руководство музеем в руки Карла Яновича Лукса, уполномоченного Главнауки. Во второй половине 1920-х годов материальная база музея укрепилась. Здание подверглось капитальному ремонту, была оборудована рабочая комната с библиотекой для научных сотрудников, приобретена музейная мебель и оборудование для экспедиций. Широкий масштаб приобрела культурно-просветительная работа: проводились занятия в школьных краеведческих кружках, организовывались экскурсии по городу и краю, готовились выставки-передвижки, выставки к 10-летию Октября, к 70-летию Хабаровска и мн. др.

Однако в деятельности всех структур и учреждений стали всё заметнее проявляться черты прямого государственного вмешательства и диктата. Решения I музейного съезда в 1930 году призвали музеи активно внедрять в общественное сознание идеи марксизма-ленинизма. Приоритетной в экспозиционной работе каждого музея была объявлена тенденция «показа идей, а не вещей». Тем не менее, музей еще сохранял возможность для участия в исследовании научных проблем.

В 1930-е годы недостаточное финансирование, кадровая нестабильность, отсутствие специалистов привели музей в период затяжного кризиса. Стационарную экспозицию стали подменять временные и передвижные выставки. Не из­менило положение музея передача его в систему Академии наук с 1936 по 1938 год. Репрессии 1930-х годов усугубили кадровые проблемы. В 1937-1939 годы были арестованы шесть сотрудников, включая директора.

Ещё более ухудшилось положение музея в годы Великой Отечественной войны. Резко сократилось финансирование, но музей все военные годы продолжал принимать посетителей, организовывал экскурсии, сотрудники выступали с лекциями в самых отдалённых уголках края, вели циклы радиопередач и публикаций, проводил активную выста­вочную работу.

Ведущее место занимали выставки, посвящённые успехам Красной армии и военной истории страны.

После войны были изысканы средства на текущий ремонт здания, обновление экспозиций, проведена сверка наличия фондов. В 1946 году жители края получили возможность познакомиться с новой экспозицией отдела социалистического строительства. Тогда же была организована экспедиция с целью обследования мест в верхнем течении р. Хор, в результате которой в фонды музея поступило 150 этнографических предметов и гербарий из 200 видов растений.

60-70-е годы ХХ в. важные социально-эко­номические изменения в жизни страны, развитие туризма и международных контактов привлекли внимание к музеям со стороны государства. В истории Хабаровского краеведческого музея этот период также был ознаменован большими преобразованиями.

Директором Хабаровского музея стал известный в крае охотовед-биолог, писатель Всеволод Петрович Сысоев. Не меняя структуры музея, В.П. Сысоев внёс новые начинания в работу музея. Не­многочисленный трудовой коллектив, воодушевлённый идеями обновления, проделал большую работу по реэкспозиции всех отделов. Музейное собрание пополнилось такими ценными и неотъемлемыми от нынешнего образа музея экспонатами, как герб Российской Империи, этнографическая коллекция славян-переселенцев, берлога гималайского медведя с её обитателем, ствол тысячелетнего тиса и мн. др.

В 1975 году к основному корпусу было пристроено новое здание общей площадью 1650 кв. м, в котором разместилась уникальная панорама «Волочаевская битва», выполненная сотрудником «Студии военных художников им. М.Б. Грекова» (г. Москва) А.А. Горпенко и художником-баталистом С.Д. Агаповым.

В результате активной работы с посетителями, бурного развития внутреннего туризма резко возросла посещаемость Хабаровского краевого музея – 200 тыс. человек в год. Музей стал объектом показа для гостей самого высокого, правительственного уровня, посещавших край в 60-80-х годах ХХ века.

Успехи в работе Хабаровского краеведческого музея тех лет были отмечены высокими наградами. Он был удостоен звания «Лучший музей РСФСР», получил переходящее Красное Знамя Министерства культуры СССР. Но самой высокой наградой за труд для коллектива музея были слова благодарности как рядовых посетителей, так и высоких гостей. Выдающийся ученый-археолог, академик А.П. Окладников оставил восторженный отзыв о Хабаровском музее: «Нет лучшей книги о Дальнем Востоке, чем эта – музей!».

В 1980-е годы активизировалась научно-методическая работа музея. Приказом Министерства культуры РФ он был объявлен головным научно-методическим центром Дальневосточного региона. Музей стал активно влиять на развитие музейной сети края.

В сложный период 1990-х гг. Хабаровскому краевому музею необходимо было определить вектор развития, создать условия для экономического выживания. Новый директор Николай Иванович Рубан приложил значительные усилия для того, чтобы основой развития музея стала научно-исследовательская деятельность. Наряду с этим была активизирована работа по обновлению материальной базы музея.

В 1994 году – в год столетия музея – имя Гродекова было возвращено в название музея. В 1996 г. впервые была проведена научная конференция «Гродековские чтения». В 2000 г. музей был аккредитован как научное учреждение в Министерстве науки и технологий Российской Федерации.

Была обновлена экспозиция «Природа Хабаровского края», созданы новые экспозиции, посвящённые этнографии коренных народов Приамурья и событиям Гражданской войны на Дальнем Востоке России. В 1998 г. в отдельно стоящем здании, памятнике федерального значения «Доходный дом Б.П. Люббена», начал работу Музей археологии. Тогда же был открыт Детский музейный центр, чьи услуги, как показало время, оказались очень востребованы юными посетителями.

Завершение работы по созданию новой системы экспозиций во многом позволило музею победить в 2000 г. в конкурсе «Окно в Россию» и быть признанным «Музеем года» среди региональных музеев Российской Федерации.

В конце ХХ века активизировалось международное сотрудничество и расширилась география музейных экспедиций. Сотрудники музея побывали на Охотском побережье, в Николаевском, Тугуро-Чумиканском, Аяно-Майском районах. Хабаровский музей стал активно обмениваться вы­ставками и экспонатами с зарубежными музеями. Побывали в Хабаровске выставки из Японии – «Искусство айнов» (г. Сираой), «Аомори – сердце севера Японии» (г. Аомори), американского города Портленд – «Перекрестные течения Великого океана».

Открытие нового корпуса музея в 2008 году, создание в нем системы принципиально новых экспозиций – Музея Амура, включающего совре­менные инновационные технологии, интерактивного Детского музея, новых выставочных залов и современных фондохранилищ, улучшение технических условий функционирования музея – все это является итогом поступательного раз­вития музея. В 2011 году на базе музея состоялось расширенное заседание президиума Союза музеев России.

С 2010 по 2013 гг. в музее последовательно открылась серия исторических экспозиций, осуществлено несколько этапов реставрации живописного полотна панорамы «Волочаевская битва».

В 2011 г. музей впервые присоединился к Международной акции «Ночь в музее», а с 2014 г. стал участником всероссийской акции «Ночь искусств».

В год 120-летия музея (2014), прошел I-й Музейный форум Дальнего Востока «Музей – открытая книга для всех», было открыто 2 новые экспозиции – «Губернаторская гостиная» в здании Музейно-культурного центра «Амурский Утес» (1-я очередь) и интерактивная экспозиция «Лабиринты Подземья» в Музее археологии.

Приоритетными направлениями деятельности музея остаются научные исследования в области естественнонаучных дисциплин, археологии, этнографии, истории, литературоведения, культурологии, музеологии. Результаты научных исследований сотрудников публикуются в сборниках статей, каталогах, монографиях, материалах всероссийских и международных научных конференций, выставочных и экспозиционных решениях. Археологи музея продолжают проведение в различных районах Хабаровского края полевых исследований, развивается сотрудничество с археологами Токийского Университета и Университета Мэйдзи, Тохоку, Цукуба (Япония).

Музейное собрание к настоящему времени достигло более 430 тыс. экспонатов и продолжает активно пополняться. Развивается обмен выставками с региональными и федеральными музеями, реализуются выставочные проекты с международным участием.

Хабаровский краевой музей имени Н.И. Гродекова по-прежнему молод, увлечен жизнью и строит новые планы.

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.