Собрание рукописей типа II. Беседа 57. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Собрание рукописей типа II. Беседа 57.

2017-06-29 106
Собрание рукописей типа II. Беседа 57. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Два голоса

 

Мы в Боге живём и Богом живём,

Как воздухом дышим, как воду мы пьём.

Так мир постигаем, и Смысл бытия.

За Богом идём мы, молитву творя.

 

Внутри человека Премудрость живёт.

Нас внутренний Голос по жизни ведёт.

Его, заглушая, встречаем преграды.

А Он нас влечёт, и вручает награды.

 

Любовь – это дар, Бог его нам даёт.

И жизнь – это дар, Бог к блаженству зовёт.

Свобода не в том, чтоб творить своеволье,

А в том, чтоб за Богом идти своей волей.

 

Не может Любовь нас по жизни влачить,

Она призывает, и зов Её чист.

Кто в Боге и с Богом, тот прямо идёт,

Сомненья отбросив, он верой живёт.

 

А вражеский голос враждует на Бога,

Он душу терзает, плутает дорогу.

И так заморочит мозги человеку,

Не видит, бедняга, что гибнет навеки.

 

Нас мир увлекает шипением гада:

Вы – боги, и ждёт вас земная награда.

Христос не Спаситель, Машиах придёт,

Он тысячу лет вам блаженства несёт.

 

Божественный Голос кто вдруг позабудет,

Тот Каину сыном духовно пребудет.

Его увлечёт дух нечистый во ад.

Там вечно и будет, весь горд и рогат.

 

Ад – место безместное жизни без Жизни.

Там Голоса нет, ад оставил Всевышний.

Возжаждет кто смерти, и станет искать,

То вечности хватит ошибку понять.

 

Всё в мире от Бога, и Богом живёт.

И всяким дыханием Бога поёт.

Его прославляет вся жизнь мирозданья.

И живы мы Богом, Его мы созданья.

 

монах Харитон (Евстигнеев)

Трясыйся стеня

«стеня и трясыйся, в тревоге, будеши на земле» (Быт. 4, 12)

Шумный город толпой говорливой

Пробегает, трясыйся стеня.

Дел своих суетой хлопотливой

Кое-как завершает спеша.

 

Отлежаться! К утру быть готовым

В омут дел очертя с головой

Окунуться! И к вечеру снова

Возжелать обрести свой покой…

 

День за днём в суете так проходит…

За дела платят крохи-гроши…

Призрак пенсии где-то там бродит…

Смысла жизни в делах не ищи…

 

В телевизор мечты раздувают,

Всем понятно, что мыльны они,

Все зевают, но рты раскрывают…

А затем лишь уносят гробы…

 

Снова траур лишь в звуках оркестра,

Снова память лишь в камне креста,

Донесли тело лишь до погоста,

А душа где обрящет Христа?

 

Вместе с телом и душу зарыли,

Похмелились в застолье слезя…

За делами Христа позабыли…

И живём лишь, трясыйся стеня…

 

монах Харитон (Евстигнеев)

Осмысленное чтение

 

Ум ведает замыслы (логосы) Божии. Т.е. смыслы вещей, понятий, процессов, всего, что есть, творится и происходит в Мироздании.

Ум – это духовная сила. Она жива и действует только тогда, когда питается Благодатью.

Осмысленное чтение подразумевает чтение Благодатное. В процессе осмысленного чтения происходит стяжание Благодати.

 

«При таких занятиях, − наставляет святитель Феофан,− постоянно должно содержать в мысли главную цель — усвоение истин и возбуждение духа Благодатью». В этих словах заключена главная особенность духовного труда – стяжание личностью Благодати.

«Если это не приносится чтением или беседою, то они — праздное чесание вкуса и слуха, пустое совопросничество. Если общение или научение совершается с умом, то Благодать и истины запечатлевает, и дух возбуждает, и одно помогает другому. Если же отступается от правого образа, то нет ни того, ни другого».

Дух человеческий поражается духом нечистым. В человеке возбуждается гордость и самомнение. Тогда Дух Истины отступает, а нечистый дух внушает: «человек – это звучит гордо!».

Работа с духовно-нравственным наследием святых отцов научает придерживаться правила: «не даёт что Благодати, то не Божье, а от тати».

 

 

«Душа приснодвижна и на одном стоять не в силах» (п.6). Она постоянно настраивается то на одно, то на другое. Иногда она, как проходной двор, всякую мысль впускает, не разбирая, что хорошо, а что для неё плохо и разрушительно.

Чтобы постоянно пребывать в Боге, душа должна постоянно слышать Его Голос, впускать Его в себя и жить Им.

«Дух дышит, где хочет, и Голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рождённым от Духа» (Ин. 3:6)

См. Толкование на Ин. 3:6

«Он дышит в душах светлых, сияющих и божественных, которые со всем усердием жаждут служить Ему. И если подчиняются этому достойному поклонения Духу, то Он сначала дарует им страх Божий и теплоту (сердечную). Когда (эти дары) обнаруживаются в душах, тогда Дух уже творит в них ненависть ко всему миру и ко всем пагубным предметам (мирских) вожделений: золоту, серебру, прелестным украшениям тела, отцу, матери, жене и чадам. (Вместо них Дух) творит в человеке дело Божие, которое слаще меда и медовых сот, делая сладостным для человека все Божие, то есть труд поста, бодрствования, безмолвия, служения (ближним) и милостыни.

Когда же (Дух) научит человека всему этому, тогда Он отдаёт его на искушение. И всё, что было для человека до этого сладостным, становится тяжким и мучительным. Многие из подвергающихся подобному искушению, не имея (духовного) опыта, не выдерживают тяжести (испытаний) и становятся плотскими. О них (Апостол) Павел говорит: «Начав духом, теперь оканчиваете плотью? Столь многое потерпели вы неужели без пользы?» (Гал. 3, 3

-4.) (Перенесенное) же без пользы есть (напрасно) понесенные ради Бога труды: когда (человек) полностью отчаивается в них и отступает, тогда он не только лишается мзды за свои труды, но и подвергается тяжким наказаниям, ибо пренебрег он горней Силой и не избрал Её».

Прп. Макарий Великий

ПУТЬ К САМОМУ СЕБЕ

Снова стать человеком

Знания нужно испытать делом

Путь к истинной цели

Задача составителей

 

Свою задачу составители КУРСА видели в том, чтобы донести целостное мировоззрение духовно-нравственного наследия современному читателю, в образной системе нашего времени, трепетно сохранив точность слова и дух творений, руководствуясь следующим наставлением святителя Игнатия (Брянчанинова): «Усвой себе мысли и дух святых отцов чтением их писаний. Святые отцы достигли цели – спасения. И ты достигнешь этой цели по естественному ходу вещей. Как единомышленный и единодушный святым отцам, и ты спасёшься» [1].

 

Мудрые советы

«В науке нет широкой столбовой дороги, и только тот может достигнуть её сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по её каменистым тропам». Следуя этому мудрому совету, запасёмся мужеством, терпением и понуждением себя. Это же внушает и пророк Давид: «Мужайтеся, − говорит он,− и да крепится сердце ваше, уповающие на Господа» (Пс. 30,25). Не самонадеянность укрепляет, а твёрдое упование на Господа. При такой уверенности, идущий не может не чувствовать, что встал на твёрдую дорогу, что путь его освещается свыше и ограждает его безопасностью. Вот откуда источник мужества и крепости сердца!

Конечная вершина познания нам известна – созерцание извечной Божественной полноты – Пресвятой Троицы. Она доступна каждому человеку в состоянии обожения. Тогда, по слову Григория Богослова, достигшие его «будут сонаследниками … Царства Небесного».

 

Поэтическое напутствие

 

Тем, кто избрал предлагаемый путь и «карабкается по каменистым тропам» изучения антропологических наук, даруем такое поэтическое напутствие.

 

ЗАПОВЕДЬ СЫНУ [4]

Будь сам собой, когда хулой презренной

Тебя поносят на глазах у всех.

И Богу верь наперекор вселенной,

А тем, кто слаб, − не помяни их грех.

Будь крепким, если Божье слово

Калечит плут, чтоб уловить глупцов,

И ложью рушит жизнь твою, и снова

Тебе придётся всё воссоздавать с основ.

Умей отдать ты в радостной надежде

Кому-то всё, что накопил трудом,

Всё раздарить и нищим стать, как прежде,

Но никогда не пожалеть о том.

Умей принудить душу, дух и тело

Тебе служить, когда в твоей груди

Горит любовь, а всё вокруг истлело,

И только сердце говорит: «Иди!»

Успеха не желай, трудись не уставая.

Пусть лгут лжецы – не снисходи до них;

Умей прощать и не кажись, прощая,

Великодушней и мудрей других.

Не будь лукав, беседуя с царями,

Останься честным, говоря с толпой.

Храни любовь с друзьями и врагами.

И пусть молитва сдружится с тобой.

Твори, дерзай, не став рабом мечтанья.

Будь трезвым, мысли не обожествив.

Равно встречай успех и поруганье,

Не забывая, что их голос лжив.

О цели жизни каждое мгновенье

Ты помни, не забудь вовек!

И снова мир ты примешь во владенье,

И снова станешь, сын мой, – человек!

 

 

Контрольные вопросы

1. Как человек постигает Истину?

2. Кто получает дары Божии «по силе своего жития»?

3. Кому оставлены наставления в писаниях святых отцов?

4. К чему приводит неправильное чтение святых Отцов?

5. В чём состоит главная особенность духовного труда?

6. Каковы основные опасности духовного труда?

7. Чем отличается истинная наука от науки ложной?

8. Где находится конечная вершина познания?

9. Зачем человеку владеть мирозданием?

10. Почему человеком нужно становиться заново?

 

Литература

1. Игнатий (Брянчанинов), святитель. О чтении святых отцов. Соч., т. 1. С. 117

2. Иерофей (Влахос), митрополит. «Одна ночь в пустыне святой горы» СТСЛ, 2003. ― С.92

3. Пьер Жан Беранже (1780—1857). «Безумцы».

4. «ЗАПОВЕДЬ СЫНУ» монах Харитон (Евстигнеев). По мотивам перевода М. Лозинского "IF". "ЗАПОВЕДЬ". Р. Киплинга. А. Зверев. «Редьярд Киплинг "IF". Вглубь одного стихотворения». Иностранная Литература, № 1, 1992.

 

Два голоса

 

Мы в Боге живём и Богом живём,

Как воздухом дышим, как воду мы пьём.

Так мир постигаем, и Смысл бытия.

За Богом идём мы, молитву творя.

 

Внутри человека Премудрость живёт.

Нас внутренний Голос по жизни ведёт.

Его, заглушая, встречаем преграды.

А Он нас влечёт, и вручает награды.

 

Любовь – это дар, Бог его нам даёт.

И жизнь – это дар, Бог к блаженству зовёт.

Свобода не в том, чтоб творить своеволье,

А в том, чтоб за Богом идти своей волей.

 

Не может Любовь нас по жизни влачить,

Она призывает, и зов Её чист.

Кто в Боге и с Богом, тот прямо идёт,

Сомненья отбросив, он верой живёт.

 

А вражеский голос враждует на Бога,

Он душу терзает, плутает дорогу.

И так заморочит мозги человеку,

Не видит, бедняга, что гибнет навеки.

 

Нас мир увлекает шипением гада:

Вы – боги, и ждёт вас земная награда.

Христос не Спаситель, Машиах придёт,

Он тысячу лет вам блаженства несёт.

 

Божественный Голос кто вдруг позабудет,

Тот Каину сыном духовно пребудет.

Его увлечёт дух нечистый во ад.

Там вечно и будет, весь горд и рогат.

 

Ад – место безместное жизни без Жизни.

Там Голоса нет, ад оставил Всевышний.

Возжаждет кто смерти, и станет искать,

То вечности хватит ошибку понять.

 

Всё в мире от Бога, и Богом живёт.

И всяким дыханием Бога поёт.

Его прославляет вся жизнь мирозданья.

И живы мы Богом, Его мы созданья.

 

монах Харитон (Евстигнеев)

Трясыйся стеня

«стеня и трясыйся, в тревоге, будеши на земле» (Быт. 4, 12)

Шумный город толпой говорливой

Пробегает, трясыйся стеня.

Дел своих суетой хлопотливой

Кое-как завершает спеша.

 

Отлежаться! К утру быть готовым

В омут дел очертя с головой

Окунуться! И к вечеру снова

Возжелать обрести свой покой…

 

День за днём в суете так проходит…

За дела платят крохи-гроши…

Призрак пенсии где-то там бродит…

Смысла жизни в делах не ищи…

 

В телевизор мечты раздувают,

Всем понятно, что мыльны они,

Все зевают, но рты раскрывают…

А затем лишь уносят гробы…

 

Снова траур лишь в звуках оркестра,

Снова память лишь в камне креста,

Донесли тело лишь до погоста,

А душа где обрящет Христа?

 

Вместе с телом и душу зарыли,

Похмелились в застолье слезя…

За делами Христа позабыли…

И живём лишь, трясыйся стеня…

 

монах Харитон (Евстигнеев)

Осмысленное чтение

 

Ум ведает замыслы (логосы) Божии. Т.е. смыслы вещей, понятий, процессов, всего, что есть, творится и происходит в Мироздании.

Ум – это духовная сила. Она жива и действует только тогда, когда питается Благодатью.

Осмысленное чтение подразумевает чтение Благодатное. В процессе осмысленного чтения происходит стяжание Благодати.

 

«При таких занятиях, − наставляет святитель Феофан,− постоянно должно содержать в мысли главную цель — усвоение истин и возбуждение духа Благодатью». В этих словах заключена главная особенность духовного труда – стяжание личностью Благодати.

«Если это не приносится чтением или беседою, то они — праздное чесание вкуса и слуха, пустое совопросничество. Если общение или научение совершается с умом, то Благодать и истины запечатлевает, и дух возбуждает, и одно помогает другому. Если же отступается от правого образа, то нет ни того, ни другого».

Дух человеческий поражается духом нечистым. В человеке возбуждается гордость и самомнение. Тогда Дух Истины отступает, а нечистый дух внушает: «человек – это звучит гордо!».

Работа с духовно-нравственным наследием святых отцов научает придерживаться правила: «не даёт что Благодати, то не Божье, а от тати».

 

 

«Душа приснодвижна и на одном стоять не в силах» (п.6). Она постоянно настраивается то на одно, то на другое. Иногда она, как проходной двор, всякую мысль впускает, не разбирая, что хорошо, а что для неё плохо и разрушительно.

Чтобы постоянно пребывать в Боге, душа должна постоянно слышать Его Голос, впускать Его в себя и жить Им.

«Дух дышит, где хочет, и Голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рождённым от Духа» (Ин. 3:6)

См. Толкование на Ин. 3:6

«Он дышит в душах светлых, сияющих и божественных, которые со всем усердием жаждут служить Ему. И если подчиняются этому достойному поклонения Духу, то Он сначала дарует им страх Божий и теплоту (сердечную). Когда (эти дары) обнаруживаются в душах, тогда Дух уже творит в них ненависть ко всему миру и ко всем пагубным предметам (мирских) вожделений: золоту, серебру, прелестным украшениям тела, отцу, матери, жене и чадам. (Вместо них Дух) творит в человеке дело Божие, которое слаще меда и медовых сот, делая сладостным для человека все Божие, то есть труд поста, бодрствования, безмолвия, служения (ближним) и милостыни.

Когда же (Дух) научит человека всему этому, тогда Он отдаёт его на искушение. И всё, что было для человека до этого сладостным, становится тяжким и мучительным. Многие из подвергающихся подобному искушению, не имея (духовного) опыта, не выдерживают тяжести (испытаний) и становятся плотскими. О них (Апостол) Павел говорит: «Начав духом, теперь оканчиваете плотью? Столь многое потерпели вы неужели без пользы?» (Гал. 3, 3

-4.) (Перенесенное) же без пользы есть (напрасно) понесенные ради Бога труды: когда (человек) полностью отчаивается в них и отступает, тогда он не только лишается мзды за свои труды, но и подвергается тяжким наказаниям, ибо пренебрег он горней Силой и не избрал Её».

Прп. Макарий Великий

Собрание рукописей типа II. Беседа 57.

Объясняя Никодиму, что значит «рожденный свыше», Господь сказал: «Дух дышит, где хочет, и Голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит». Как никто не знает ни где дом дыхания ветра, откуда он приходит, ни конца его пути, куда он стремится, и никто не может ни помешать ему, ни измерить его, ни уловить. Равно, как и течение рек никто не может ни направить, ни сдержать, – то же самое и в душе: никто не может ни удержать свои мысли, ни помешать течениям ума, ни овладеть источником помышлений разума, ни узнать, откуда он исходит, ни сдержать там, куда уходит. Ибо где его нет? И здесь он пребывает, и вне ума и разума в дальних пределах. И если, говорит Господь, земное и лежащее у нас в руках таково и настолько непостижимо, то тем более рожденный свыше, вместивший Небесный Дух Господень и водимый Им во внутреннем человеке: насколько непостижимее его душа! Куда она стремится, вот, она уже там, потому что, когда она еще здесь, небесный и Божественный Дух, придя, увел ее в Небеса, и научил, и во всем эта душа непостижима.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.087 с.