Педагогика русского зарубежья — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Педагогика русского зарубежья

2017-06-29 775
Педагогика русского зарубежья 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В 20-е гг. XX в. оформилась самостоятельная ветвь отечествен­ной педагогической мысли в среде русских эмигрантов в Западной Европе. Она воз­никла в результате вынужденной эмиграции видных деятелей науки и культуры, не поддерживающих идеи и принципы марксистско-ленинского мировоззрения. Среди них следует назвать Н.А. Бердяева, В.В. Зеньковского, И.А. Ильина, H.О. Лосского, С.И. Гессена, П.Н. Милюкова и др.

Видный теоретик педагогики зарубежья – Сергей Иосифович Гессен (1887-1950 гг.). Его капитальный труд – «Основы педагогики. Введение в прикладную философию» (1923 г.).

С 1924 г. С.И. Гессен – был профессором педагогического инсти­тута в Праге, организатором журнала «Русская школа за рубе­жом», а с 1934 г. и до конца своих дней заведовал кафедрой философии воспитания на педагогическом факультете Сво­бодного Польского университета в Варшаве.

В «Основах педагогики» С.И. Гессен доказывал, что в ос­нову педагогического знания должна быть положена фило­софия, что без осмысления основных проблем воспитания нельзя выйти на решение частных вопросов педагогики («педагогика в большей мере отражает на себе развитие философской мысли»). От­сюда и его вывод о том, что по сути своей педагогика явля­ется теоретическим обоснованием образовательной деятельности, основанной на философии.

Поскольку образователь­ная деятельность имеет дело с определенным «материалом», то педагог с необходимостью использует в своей работе данные таких наук, как физиология и психология. Однако С.И. Гессен считал, что не стоит преувеличивать зна­чение для педагогики этих наук. По его мнению, «задача всякого образования – приобщение человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности, права, хозяйства, превращение природного человека в культурного».

Отдельные разделы педагогики – теория нравственного воспитания, теория художественного образования, теория научного образования и пр. С.И. Гессену представлялись различающимися по целям, которые, в свою очередь, опре­делялись соответствующими разделами философии. В современной педагогике принято деление воспитания и по целям, и по особенностям «материала» воспитания, что, по С.И. Гес­сену, является недопустимым.

С.И. Гессен также ут­верждал, что нельзя считать особым видом образования и национальное образование. По его мнению, черты народного характера, трудноуловимые на практике и чрезвычайно изменчивые, не должны диктовать целей образованию. Народ и все его представители должны образо­вываться всесторонне, и не следует акцентировать внимание на одной стороне его культуры. Для любого народа и любого человека с философско-педагогической точки зрения цель воспитания одна – освоение общечеловеческих ценностей.

Цель обучения, с точки зрения С.И. Гессена, заключается не в передаче учащимся знания основ наук и выработке прак­тических умений и навыков и не в формировании рацио­нального мышления на основе овладения учениками логи­ческими приемами дедукции и индукции, а в вооруже­нии их методом науки (подготовка школьников к самостоя­тельной добычи знания, творческого применения их в жизни).

Василий Васильевич Зенъковский (1881-1962 гг.) видный психо­лог и педагог. В 1919 г. В.В. Зеньковскийбыл выслан за пределы советской страны и занимал поочередно должности профессора Белград­ского университета (1920-1923 гг.), директора Педагогического института в Праге (1923-1926 гг.), а с 1926 г. и до конца своих дней являлся профессором православного Богословского ин­ститута в Париже, руководил педагогическим кабинетом, воз­главляя Педагогическое бюро по делам русской зарубежной школы, и редактировал журнал «Вопросы религиозного вос­питания и образования». В 1942 г. он принял сан священника, а с 1944 г. был избран деканом Богословской академии.

Исходя из сугубо хрис­тианского мировоззрения, В.В. Зеньковский создал оригинальную философско-педагогическую систему.

В последний год пребывания в России он опубли­ковал работу «Социальное воспитание, его задачи и пути» (1918 г.). По его мнению, суть идеала социального воспитания должен составлять дух солидарности и братства, на основе которого развиваются единение и взаимопомощь различных социальных групп.

В зарубежный период своей деятельности В.В. Зеньковский опубликовал ряд работ собственно психолого-педагогическо­го характера: «Психология детства» (Лейпциг, 1924 г.), «Куре общей психологии» (Прага, 1925 г.), «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии» (Париж, 1955 г.), «Русская педагогика в XX веке» (Париж, 1960 г.), «На пороге зрелости» (Париж, 1955 г.) и др.

Главная задача воспитания, по мнению В.В. Зеньковско­го, заключается в том, чтобы помочь школьнику найти себя и, руководствуясь наставлениями учителя-пастыря, научиться творчески преображать свой «природный состав», направляя кдобру триединое существование в себе наследственности, социальности и, прежде всего, духовности. Под духовностью В.В. Зеньковский понимал ин­терес развивающегося человека к области абсолютного, сверх­человеческого, вечного.

В.В. Зеньковский сердцевину образованности русского православного человека обозначал как «пронизанность све­том Божием», а цель образования видел в стремлении вос­питателя «просветить и осветить» душу ученика.

Он особое внимание уделял проблеме разви­тия в ребенке сил добра и свободы, рассматривая ее как в историко-педагогическом, так и в религиозно-педагогическом аспекте. В.В. Зеньковский предлагал соединить оба эти под­хода, объединив их с христианским учением о человеке как «образе Божием» (добро) и о греховности человека (зло). Он считал, что путь нравственного воспитания – активное пре­одоление зла посредством раскрытия и укрепления светлых сил и устремлений ребенка.

В.В. Зеньковский полагал, что свобода духовно-нравствен­ного самосозидания личности ребенка не дана ему от природы, что ее следует целенаправленно воспитывать педагоги­ческими средствами. Учитель –воспитатель, развивающий в детях такое важнейшее личностное качество, как «восхожде­ние к свободе», опирается на внутренние духовные силы ребенка, на данный от Бога человеку «дар свободы» и помогает ему обрести личную свободу, раскрыть свой творческий по­тенциал. Педагогическая задача заключается в поиске спосо­бов соединения в душе ученика свободы с добром, с духов­но-нравственными ценностями христианского человечества.

Проблеме духовного самосовершенствования человека большое внимание уделял Иван Александрович Ильин (1882-1954 гг.). Он является автором более 40 книг и сотен статей по проблемам философии и религии. И.А. Ильин постоянно обра­щался к вопросам религиозного воспитания и духовного ста­новления человека.

Он высказывал мысль, что опора в образовании человека лишь на земные человеческие ценности – «дело глупейшее», поскольку лишает людей «духа любви», совести, жертвенно­сти, самодисциплины и т.д. Задача педагога – организовать общение ученика с Богом, что и явится основой формиро­вания чистой и «могучей» совести, а вследствие этого всей его нравственности, всех его добродетелей.

И.А. Ильин выделял два основных этапа в развитии детства:

- до 6 лет – период «душевной теплицы», когда задача воспитате­ля заключается в том, чтобы оберегать ребенка от душевных травм и наполнять его чистой любовью, радостью и красотой;

- от 7 лет и до полового созревания – период «душевного закала», когда следует развивать в подростке совесть, волю, самооблада­ние и другие качества личности, необходимые для ее духовного самосовершенствования.

На первое место, по мнению И.А. Ильина, в воспитании человека выходит формирование предметно-настроенной, но в то же время ориентированной на личное духовное самосовершенствование души, улучшение себя в соответствии с «абсолютными ценностями».

Путь духовного самосозидания каждой отдельной лично­сти неповторим, индивидуален, поскольку, по И.А. Ильи­ну, «человек есть личный дух». Для того чтобы укрепить внут­ренний духовный мир ребенка, педагогу необходимо помочь ученику научиться искусству самому осмысливать свой личный духовный и религиозный опыт.

Задача учителя, по мнению И. А. Ильина, заключается в том, чтобы организовывать этот субъективный духовный опыт де­тей, учитывая, что каждый ученик есть неповторимое само­бытное духовное существо. Воспитатель должен научиться уп­равлять процессом субъективного восхождения к духовному совершенству через содержание, формы и методы воспитания и образования, развивать в школьнике волю к индивидуально­му совершенствованию, формировать у него духовно-нравствен­ный характер (совесть, милосердие, дисциплинированность, правосознание и др.).

Таким образом, формирование духовного опы­та, согласно идеям русских зарубежных педагогов религиоз­ной ориентации – В.В. Зеньковского, И.А. Иль­ина и частично С.И. Гессена, следует понимать как задание свыше, как стремление при­близиться к Богу.

Вопросы и задания для самопроверки:

1. Охарактеризуйте развитие советской системы образования в 1917- 1920-е гг.

2. Заполните таблицу:

Таблица 15.1


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.