Полулегальное продвижение радикального феминизма и квир-теории — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Полулегальное продвижение радикального феминизма и квир-теории

2017-06-29 231
Полулегальное продвижение радикального феминизма и квир-теории 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Согласно самому общему определению, термин «квир» используется для обозначения любой, не соответствующей традиционной, модели поведения и идентичности. В более узком смысле говорят о квир в связи с ЛГБТ-сообществом, а также теми, кто отвергает традиционные представления о природе гендера и сексуальности.

«Минск готов говорить о сексуальности» – в городе пройдет сразу два квир-фестиваля, 2015-02-12, http://citydog.by/post/queer-fests/

Инаковость (в первую очередь, сексуальную), отвержение традиционных ценностей (в первую очередь, патриархальной иерархии) продвигают и популяризируют через моду и культуру (цэ Эуропа).

Феминистсткий проект «Гендерный маршрут» (наиболее радикальный, связанный и с ЛГБТИК-движением

Лица: Ирина Соломатина, Татьяна Щурко, Ольга Бурко, Ольга Гапеева, Адар’я Гуштын…

социолог-исследовательница,

Феминистские итоги 2012 года: «Феминизм – это…»

http://gender-route.org/articles/sity/feministskie_itogi_2012_goda_feminizm_e_to/

«Гендерный маршрут» был создан креативной женской группой для продвижения идей феминизма в беларусском публичном пространстве.

!!! Мы выступаем против патриархата, гетеронормативности и традиционной политики определения идентичностей, против сексизма, гомофобии и дискриминации групп и людей, основанной на сексуальной и гендерной идентичностях.

 

!Феминизм – это активизм (очень активные, любят «культурные» эпатажные проекты, только что еще не разделись и кресты не пилили…)

В нашем понимании, феминизм и активизм не отделимы друг от друга. Критика патриархатной системы требует переосмысления вопроса, какие стратегии сопротивления и преодоления мы можем выработать.

Татьяна Щурко: Для меня особенно важным в этом году было то, что мы смогли консолидироваться с другими инициативами и организациями для продвижения гендерного и феминистского знания:

совместно с альтернативным арт-пространством ДК «Ля Мора» мы провели цикл открытых лекций.

В Беларуси гендерная теория и исследования почти не представлены в системе образования, те программы, которые есть в наших университетах, содержательно вызывают много вопросов. Совместно с Центром гендерных исследований ЕГУ мы организовали гендерную панель на II Международном Конгрессе исследователей Беларуси. (организовали панель –! как точно сказано)

Объединившись с правозащитным проектом «ГейБеларусь», мы смогли провести конференцию «Квир-сексуальность: политики и практики».

К Международному дню борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин совместно с ОО «Радислава» мы приняли участие в велопрогулке «Не изобретай велосипед – позвони!». Во время акции раздавались информационные буклеты с телефонами экстренной помощи в случае столкновения с проблемой домашнего насилия, а также памятка, как себя вести в экстремальной ситуации.

 

!Феминизм – это подрыв церковно-государственного союза

В последнее время государство стало позволять церкви влиять на социальную политику в нашей стране, прикрываясь словами о возрождении христианских ценностей. Православная церковь все чаще начинает вмешиваться в работу различных социальных институтов, пытается оказывать влияние на политику государства. Церковь всеми силами пытается сделать свою позицию и идеологию общепринятой, особенно посредством усиления своего влияния.

Например, в этом году был подписан Меморандум о взаимопонимании между Союзом сестричеств милосердия БПЦ и Фондом ООН в области народонаселения (ЮНФПА). Это значит, что одна из структур БПЦ официально приступает к реализации проекта «Развитие национального потенциала РБ в целях противодействия домашнему насилию в условиях достижения гендерного равенства». Как уже отмечалось, насилие в отношении женщин остается широко распространенными явлением в Беларуси и принимает разнообразные формы: убийство, изнасилование, избиение, эмоциональное насилие, психологические манипуляции, преследование, оскорбление, унижение, непристойные телефонные звонки, ограничение активности, сексуальные домогательства на рабочем месте и т.п. Но почему беларусские женщины, страдающие от насилия, должны обращаться в церковный приют? Не потому ли, что сегодня БПЦ отведена «роль хранительницы нравственных и культурных ценностей беларусского народа»?

 

!Феминизм – это критика и развенчание псевдогендерного подхода

Реализуемая в Беларуси гендерная политика преследует две задачи: выполнение обязательств перед международным сообществом (в этом случае гендер выступает в роли показателя демократического развития страны) и решение проблемы семейно-демографической ситуации (которую можно выразить емким «заставить женщин рожать и работать»).

Анализ периодически происходящих государственных мероприятий показывает, что женщина в рамках этой политики представлена как мать и хранительница очага, которая способна еще быть профессионалом в области женских специальностей. Тут происходят трансформация и встраивание гендерного знания в определенно заданные и социально легитимные рамки. Преобладающим является поло-ролевой подход, который использует гендерные исследования как возможность пропагандировать значимость семьи и традиционные роли женщины в обществе.

Гендерная социализация современных детей также происходит в рамках поло-ролевого подхода, и именно отсутствие реальной образовательной политики в области гендерного равенства и разнообразия моделей (например, двухкарьерная семья) способствует воспроизводству гендерной дискриминации, ограничивает потенциальные возможности развития каждой личности, но особенно девочек. Подобные выводы мы можем сделать на основании наших исследований уровня гендерной компетентности основных участников образовательного процесса, школьных учебников и учебных пособий (как только при таком ограничении женщины смогли вклад свой внести...)

 

!Феминизм – это право самой решать, быть или не быть матерью (как будто кто-то за них это решать будет)

«Я мечтаю о мире,

где женщинам не обязательно иметь детей,

чтобы ощущать себя полноценно»,

«Мечты для женщин» – коллективный феминистский арт-проект по созданию открыток,

журнал «Antigone»

В постсоветской Беларуси материнство остается ключевым компонентом осмысления роли женщины в обществе.

Ответственность за прирост населения возлагается на женщин, (где это они нашли?) и государственная политика направлена на активизацию их репродуктивного поведения.

Все это подается как возврат к «традиционным ценностям беларусского народа». Соответственно, роль женщины в процессе воспроизводства переосмысливаются не как вопрос выбора, а как вопрос долга. (понятие «долг» феминисткам не знакомо) Тело женщины представляется как «тело нации», которое должно быть взято под опеку государства и церкви для возвращения в семью.

Представленная установка нуждается в основательной критике. Кроме того, важно критически переосмысливать понятие «правильного/нормального» материнства. Материнство является социальным институтом со своими правилами, четкими определениями и формулировками. И все это едва ли имеет отношение к «естественности», собственным желаниям и переживаниям женщин. (любят без- и малодетные тетеньки говорить от лица всех женщин)

Сегодня государство не в состоянии предложить женщине достаточных социальных и материальных гарантий при рождении детей. В такой ситуации именно муж становится важным экономическим ресурсом выживания семьи с детьми. Для женщины в современном беларусском обществе материнство превращается в проблему и требует тщательного планирования. Часто при выборе работы женщины ориентируются на те варианты, которые позволят лучше совместить материнство и трудовую деятельность. (и это очень дальновидно…) И это, конечно, государственный сектор с низкими зарплатами. (а вот это уже хуже, но это совсем другая история…)

 

!Феминизм – это борьба за репродуктивные права

Несмотря на формальную закрепленность ряда репродуктивных прав в Беларуси, эти права, во-первых, не всегда работают на практике, а во-вторых, часто оспариваются со стороны государства и иных субъектов публичного пространства (примером может служить введение ограничений на продажу оральных контрацептивов и применение репродуктивных технологий, попытки инициировать запрет на проведение абортов и др.). Наконец, в-третьих, репродуктивные права подвергаются моральной оценке и осуждению. Тем самым моральные нормы становятся политическими инструментами контроля репродуктивного поведения женщины. Такие шаги со стороны власти призваны еще сильнее подчеркнуть подчиненное положение женщины в обществе, где государство постоянно манипулирует женским телом. Воспринимаемая как «репродуктивный потенциал» и «демографический резерв», женщина вынуждена следовать за указаниями «сверху», не обладая возможностью самой распоряжаться полнотой репродуктивных прав.

В этом году, благодаря совместным усилиям журналистов и экспертов, удалось не допустить принятия парламентом законопроекта «О вспомогательных репродуктивных технологиях» с акцентом на то, что услуга ЭКО будет предоставляться только женщинам, находящимся в официальном браке. Однако само обсуждение такой возможности демонстрирует попытку введения новых различий и ограничений в правах в отношении незамужних беларусок, что является дискриминацией. (так вот кто постарался увеличить число матерей-одиночек…)

 

Феминизм – это борьба против гегемонной маскулинности, за равные права и возможности (взгляд через обиду)

Положение женщины зависит от концепций маскулинности, которые существуют в обществе. Категория «мужского» всегда маркируется в обществе как что-то «сильное», «доминантное», в то время как «женское», наоборот, осмысливается как «слабое» и «подчиняемое». Соответственно, концепции маскулинности нужны постольку, поскольку они призваны поддерживать существующую систему, гендерные иерархии и властные отношения, неравенство, определенный способ социального и экономического производства и воспроизводства.

Это проявляется, например, в неравном распределении обязанностей в приватной сфере. Выход женщины в публичную сферу и призыв разделять ответственность за приватную сферу с мужчиной вызывают сильное сопротивление. Причем существование жестких представлений о том, каким должен быть мужчина, продуцирует большое количество проблем и для самих мужчин: это проблемы со здоровьем, меньшая продолжительность жизни, рискованное поведение, зависимость от категорий «состоятельности-несостоятельности», «успешности-неуспешности».

 

!Феминизм – это равноправность разных типов сексуальных и гендерных идентичностей (а вот и суть феминизма)

В современной Беларуси распространены факты дискриминации по признакам сексуальной ориентации и гендерной идентичности. Это проявляется не только в искаженном понимании гендерной политики, которая поддерживает гендерную дискриминацию, но и в отсутствии зарегистрированных ЛГБТ-организаций в стране, а также в откровенно сексистских и дискриминационных заявлениях как на государственном, так и на повседневном уровне. Дискриминация может выражаться в умалчивании информации о разных вариантах гендерных и сексуальных идентичностей; в подчеркивании того, что есть «норма», а есть – «патология» (когда все другие, кроме гетеросексуальных, проявления артикулируются как «плохие» и «неправильные»); а также в ситуациях физического и морального насилия в отношении ЛГБТИ-людей (лесбиянок, геев, бисексуалов, трансгендеров и интерсексуалов).

В итоге в обществе поддерживается гетеросексуальность как единственный «нормальный» вариант сексуальности, а всё, что отклоняется от этой «нормы», патологизируется, маргинализируется и табуируется.

Поэтому мы считаем важным продвижение квир-теории, подрывающей подобную «норму». Понятие квир отсылает нас к незафиксированной сексуальной идентичности: «квир» – это отсутствие стремления определять себя в терминах той или иной стабильной идентичности.

 

http://gender-route.org/articles/inter/ramu_dolzhna_myt_ne_tol_ko_mama/

Есть ли отличия от процессов, которые идут в этой сфере (феминизма) в России?

ИС — Мне кажется, если сравнивать ситуацию в Беларуси с теми процессами, которые идут в настоящее время в России, можно с уверенностью сказать, что у нас не все так плохо. И в первую очередь это связано с нашим местом расположения. Мы ближе к Литве, где этап установления гендерного равноправия весьма продвинулся, где женщина — Дале Грибаускайте — занимает пост президента Литовской Республики.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.