Формирование квазипространственных — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Формирование квазипространственных

2017-06-29 260
Формирование квазипространственных 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

IV этап. Этот этап посвящен формированию, в первую оче­редь, числовых, временных и через них иных квазипростран­ственных и собственно лингвистических представлений. Та­ким образом, именно на этом этапе формируется общность пред­ставлений о количественных пространственно-временных понятиях и их соотношениях. Одновременно происходит за­крепление материала предыдущих этапов.

На подэтапе 4А чрезвычайно важной является возмож­ность закрепления (или овладения) числовым рядом через пос­ледовательное изображение тех или иных объектов в опреде­ленном направлении (слева-направо). Например: первым (в крайне левой позиции) изображается яблоко, вторым — гру­ша, третьим — банан и так до десяти изображений. После чего стрелкой (вектором) слева-направо анализируется направление, в котором рисовались предметы. Далее определяется то, что было нарисовано до какого-либо из изображений и, соответ­ственно, после него.

По аналогии и одновременно с этим анализируется число перед каким-либо (то есть предшествующее число) и число


после какого-либо или за каким-либо (то есть последующее число). Понятно, что каждому из нарисованных изображений присваивается номер, соответствующий порядку изображе­ния. При этом акцент делается на том, что, определяя число «за каким-либо», мы движемся по ходу вектора (стрелки), а определяя число «перед каким-либо», — против него. Точно так же проводится аналогия и отрабатывается понимание того, что число «перед каким-либо» находится слева от него в чис­ловом ряду, а число «после (него)» — справа от него в число­вом ряду.

После отработки этой темы детьми школьного возраста не­обходимо «опредмечивание» перехода через десяток, то есть работа над пропедевтикой трудностей определения разряднос­ти числа и устного счета с переходом через десяток.

Удобно использовать для этого схему в виде спирали,
каждое кольцо которой представляет собой соответствующий
десяток, то есть разряд числа. Особое внимание в данном
случае должно уделяться «направлению» движения по век­
тору увеличения числа: точно так же, как и в предыдущей
схеме, число за будет находиться по ходу стрелки, а число
перед, соответственно, — против направления вектора. Опыт
показывает, что такое «опредмечивание» разряда гораздо
проще и адекватнее для понимания сущности разрядности
числа, чем используемые в настоящее время «лесенки» или
«линейки».,.

Подэтап 4Б целесообразно начинать с анализа временного распорядка дня ребенка. Предварительно дается схема суток с опорой на вектор движения времени. Для этого анализирует­ся, что ребенок обычно делает в первую очередь после того, как он проснулся, что делает после этого и так далее.

После этого схематичным образом описывается распоря­док дня, дается четкое направление хода времени. Со зритель­ной опорой на схему у ребенка формируются понятия раньше, позже, соответственно — до и после на конкретном материале распорядка дня.

После чего на аналогичной схеме прописываются последо­вательности:


• времен года. Здесь анализируется, какое время года было до, какое — после, какое — между;

• дней недели;

• месяцев в году.

Параллельно отрабатывается понимание сложных времен­ных конструкций и возможность их актуализации. Например, понимание конструкций:

 

после какого времени года наступает

перед каким временем суток бывает... и т. п.

V этап. На этом этапе формируются навыки ориентировки
и анализа времени на циферблате стрелочных часов. Анализи­
руются представления что было раньше, что позже, что до...
что после...,
то есть что произошло вначале, что потом. В пос'
леднюю очередь, после сформированного анализа по этим пози­
циям, отрабатывается узнавание времени на всем циферблате.

VI этап посвящен формированию сравнительных степеней
прилагательных. Формируется понимание и анализ континуу­
мов качества (в рамках работы с антонимами).

На этом этапе прорабатывается пространство качества, на­чиная с уже знакомых и отработанных пространственных по­нятий, таких как: высокий-низкий, широкий-узкий, тонкий- толстый и т. п.

Далее проводится работа с эмоционально значимыми поня­тиями в парах понятий: добрый-злой, хороший-плохой через все пространство (континуум) заданного качества.

Аналогичным образом проводится работа по формированию сравнительных степеней прилагательных, наречий (маленький; лутъ больше, чем...; еще больше, чем...; большой и т. п.).

VII этап является завершающей частью программы и пред­ставляет собой серию заданий, в которых необходимо не толь­ко понимание, но и использование и формирование ребенком сложных речевых конструкций. Предполагается работа с ин­вертированными или пассивными речевыми конструкциями.


Далее в зависимости от возраста ребенка и задач постав­ленных психологом возможно продолжение работы с языковы­ми конструкциями уже на уровне анализа более или менее сложных текстов, их понимания, а в последующем и составле­ния рассказов, сказок, как совместно (то есть каждый ребенок добавляет одно предложение с использованием тех или иных «ключевых» слов и понятий), так и самостоятельно.

В дидактических материалах темы занятий распределе­ны по сериям следующим образом. Работа начинается с уров­ня тела (формирование схемы лица и тела: серия 1), переходя к уровню овладения анализом пространственных взаимоотно­шений объектов во внешнем пространстве (серия 2). Работа над овладением пространственными представлениями в речи (серия 3) и квазипространственными (языковыми) представ­лениями (серии 4, 5) должна осуществляться только при ус­ловии овладения и свободной ориентации ребенка на предыду­щих уровнях пространственных представлений.

Целесообразно проводить так называемое «Вводное заня­тие». На этом занятии сначала дети знакомятся друг с другом (если это не дети, воспитывающиеся или обучающиеся в одном коллективе) и с окружающей обстановкой. Затем им предлага­ется оценить, где они находятся и как можно словами объяс­нить, определить то место, где каждый из них в данный мо­мент находится. Подобное введение в работу можно провести в виде игры «Кто где находится», «Где я спрятался». Таким об­разом, дети знакомятся с понятием место в пространстве, оценивают, как это можно объяснить с помощью слов.


Раздел I ^


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.