Результаты контрольного эксперимента — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Результаты контрольного эксперимента

2017-06-29 602
Результаты контрольного эксперимента 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Приобретение конфликтной компетентности происходит в течение всей жизни, в тесной связи с возрастным развитием. Однако к настоящему времени не разработан вопрос о психологическом содержании и становлении конфликтной компетентности как о ресурсе, то есть возможном средстве развития общения в подростковом возрасте. Это затрудняет проектирование образовательных условий и оценку эффективности программ, ориентированных на приобретение ресурсов позитивного личностного развития в подростковом возрасте и общения как фактора, обеспечивающего данное развитие [19].

Конфликтная компетентность подразумевает способность занять активную, управляющую позицию в конфликте. И это отнюдь не означает, особенно в сфере личностных или межличностных конфликтов, снижения значимости конфликта, «притупления» остроты его переживания. Конфликтная компетентность - это способность к конструктивному самоопределению в конфликте, его творческому переживанию, напряженному внутреннему поиску и продуктивному разрешению [13].

Специфическое содержание конфликтной компетентности в интимно-личностном общении определяется, с нашей точки зрения, его главным законом - взаимностью доверия, принятия и сопереживания, а также психологической близостью, значимостью участников. Известно, что этические, ценностные компоненты присутствуют в любом акте общения, явно или неявно представленные в виде отношения к другому человеку, участнику взаимодействия, определяя его характер [13].

Следовательно, важным показателем компетентности в личностном общении выступает способность и в ситуации конфликта сохранять отношение к другому как равному и равноценному. Это предполагает выраженную ориентацию на партнера и способность к восстановлению и поддержанию диалога в ситуации конфликта, так как именно диалог соответствует субъект-субъектному общению и условию взаимности [36].

В связи с этим, является актуальным разработка программы, способствующая развитию конфликтной компетентности подростков. Развивающая программа проводится с подростками экспериментальной группы, состав и особенности которой представлены в таблице 5 (Приложение Г). В экспериментальную группу вошли испытуемые, у которых отмечается уровень конфликтности: выше среднего и высокий, в то же время, наблюдается стратегия поведения в конфликтах – «Акула» (в количестве 15 человек).

В основе программы мы выделяем следующие составляющие:

- способность обнаруживать, адекватно понимать и готовность преодолевать противоречия, «разрывы» в общении;

- способность занимать разрешающую рефлексивно-эмпатийную позицию в конфликте;

- способность удерживать в конфликте отношение к сверстнику, отвечающее принципу субъект-субъектности;

- ориентация на сверстника и учет его позиции, интересов, мотивов, возможностей в конфликтном взаимодействии;

- готовность и способность восстанавливать и поддерживать межличностный диалог [43].

Цель: снижение уровня конфликтности и расширение репертуара стратегий поведения в конфликте.

Задачи:

-создание условий для открытого доверительного общения, эмоциональной поддержки;

-развитие коммуникативных навыков; навыков саморегуляции, необходимых для конструктивного взаимодействия в конфликте;

- формирование теоретических представлений о конфликте и различных стратегиях поведения в конфликте;

-формирование навыков и приемов эффективного поведения в ситуациях конфликтного взаимодействия и способов нахождения решения в конфликтных ситуациях за счет расширения репертуара стратегий поведения в конфликте и гибкости в их использовании в зависимости от ситуации.

Система развивающих мероприятий состоит из специально подобранных упражнений, ролевых игр и групповых занятий.

Стоит отметить, что в работе с подростками наиболее эффективной является групповая форма, так как с точки зрения психокоррекционного и развивающего результата этот выбор обусловлен большими потенциальными возможностями. Работа в группе позволяет подросткам приобрести ряд важнейших качеств, таких как: умение вырабатывать совместное решение; терпимость к другим мнениям и позициям; необходимость поиска компромиссов; способность аргументировано отстаивать свою точку зрения; стремление к диалогу; умение строить общение с учетом эмоционального состояния, общей атмосферы [32].

Система развивающих мероприятий, состоит из8 занятий, частота проведения- 2 раза в неделю (приложение Д).

Каждое занятие включает в себя:

1. Вводная часть: приветствие, разминка, вводная беседа и пр.

2. Основная часть: игровые упражнения, мозговой штурм, тренинговыеупражнения, ролевые и деловые игры и пр.

3. Заключительная часть: релаксационные упражнения, рефлексия, обратная связь.

Результаты работы позволили сформулировать рекомендации для педагогов и родителей:

· вмешиваться в конфликт со стороны взрослых целесообразно не столько для того, чтобы устранить его, сколько оказать помощь подростку в познании самого себя, своего сверстника, своего учебного коллектива;

· прежде чем вмешиваться в конфликт, необходимо узнать причины его возникновения, иначе вмешательство может приобрести педагогически негативный характер;

· конфликтная ситуация и конфликт при умелом использовании механизмов управления могут стать эффективными средствами воспитательного воздействия;

· для снижения уровня конфликтности в подростковой среде необходимо проведение психокоррекционных мероприятий;

· формируя конфликтную компетентность, необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности подростка.

После завершения развивающей программы был проведенконтрольный эксперимент с подростками экспериментальной группы и применялись те же методики, что и на констатирующем этапе:тест «Оценка уровня конфликтности личности» и опросник«Как вы действуете в условиях конфликта» (метафорический вариант В.П. Пугачев).

Сначала мы сравнили результаты до и после проведения программы развития конфликтной компетентности по тесту «Оценка уровня конфликтности личности». Данные представлены в таблице 6 (приложение Е), таблице 5 и на рис. 3.

Таблица 5

Уровни конфликтности

подростков экспериментальной группы до и после проведения программы конфликтной компетентности

№ п./п. Уровень конфликтности «До» «После»  
Количество человек % Количество человек %
1. очень низкий (14–17)        
2. низкий (18–20)       13,3
3. ниже среднего (21–23)        
4. чуть ниже среднего (24–26)       26,6
5. средний (27–29)       33,3
6. чуть выше среднего (30–32)       6,6
7. выше среднего (33–35)   53,3    
8. высокий (36–38)   46,6    
9. очень высокий (39–42)        

 

Рис. 3. Сравнительные результаты (в %) уровней конфликтностиподростков экспериментальной группы до и после проведения программы развития конфликтной компетентности

 

Анализируя полученные данные, проведем сравнительную характеристику уровней конфликтности подростковэкспериментальной группы до и после проведения программы развития конфликтной компетентности. До проведения развивающей программы, доминирующими уровнями конфликтности являлись: выше среднего (53,3%) и высокий (46,6%), после проведения развивающих мероприятий, данные показатели стали равны нулю.

После проведения программы развития конфликтной компетентности преобладающим уровнем конфликтности в экспериментальной группе является – средний (33,3%).

Помимо этого, уровень чуть ниже среднего составляет 26,6% после проведения программы. Отмечается, что к уровню ниже среднего относятся 20% испытуемых экспериментальной группы, наряду с тем, что до проведения специальных мероприятий данный показатель был равен нулю.

Стоит обратить внимание, что после проведения развивающей программы результаты 2 человек (13,3%) относятся к низкому уровню конфликтности подростков экспериментальной группы.

Таким образом, можно сделать вывод, что после проведения программы развития конфликтной компетентности, уровень конфликтностиподростков экспериментальной группы снизился.

Сравнив уровни конфликтности, мы повторно провели с подростками экспериментальной группы диагностику поведенческой стратегии в ситуации конфликта при помощи опросника «Как вы действуете в условиях конфликта» (метафорический вариант В.П.Пугачева), результаты которого представлены в таблице 7 (приложение Е), таблице 6и на рис. 4.

Таблица 6

Доминирующие стратегии поведения подростков экспериментальной группы до и после проведения программы развития конфликтной компетентности

№ п./п. Стратегия поведения «До» «После»
Количество выборов % Количество выборов %
1. «Черепаха»       13,3
2. «Акула»       6,6
3. «Медвежонок»       13,3
4. «Лиса»       33,3
5. «Сова»       33,3

 

Рис. 4. Стратегии поведенияподростковэкспериментальной группы в ситуации конфликта до и после проведения программы развития конфликтной компетентности

 

Таким образом, из полученных данных можно сделать вывод, что у большинства подростков экспериментальной группы после проведения программы развития конфликтной компетентности доминирующими являются две стратегии поведения в ситуациях конфликта: «Лиса» и «Сова» (33,3%), то есть подростки предпочитают стратегию открытой и честной конфронтации и идут на компромисс в конфликтных ситуациях.

Некоторые из подростков экспериментальной группы придерживаются стратегий поведения в ситуации конфликта как: «Черепаха» и «Медвежонок» (13,3%), то есть, испытуемые в некоторых случаях отказываются от достижения личных целей, таки от участия во взаимоотношениях с окружающими. Помимо этого, соответствуют стратегии сглаживания острых углов («Медвежонок»).

Стоит обратить внимание, что если до проведения развивающей программы все испытуемые экспериментальной группы придерживались силовой стратегии поведения в ситуации конфликта - «Акула», то после проведения развивающих мероприятий, лишь один человек (6,6%) следует данной стратегии.

Следовательно, сравнивая полученные результаты до и после проведения программы развития конфликтной компетентности, можно сделать вывод, что отмечается расширенный репертуар стратегий поведения в конфликте подростков экспериментальной группы после проведения развивающей программы.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2

 

В экспериментальном исследовании участвовали 40 подростков 5-8 классов, в возрасте 11-14 лет; были определены методики исследования: тест «Оценка уровня конфликтности личности» и опросник«Как вы действуете в условиях конфликта» (метафорический вариант В.П. Пугачев).

Таким образом, анализируя данные методик, можно выявить взаимосвязь между уровнем конфликтности и стратегией поведения в конфликтных ситуациях. У испытуемых подростков 5-8 классов преобладающими уровнями я конфликта являются средний и выше среднего (22,5%), а доминирующими стратегиями поведения являются «Акула» (35,7%) и «Сова» (28,5%). В частности, у подростков среди пятиклассников доминирующим уровнем является высокий (33,3%) и при этом ведущая стратегия поведения в конфликтных ситуациях является силовая - «Акула» (58,3%).

Среди шестых классов преобладает два уровня конфликтности: высокий и ниже среднего (28,5%), при этом большинство подростков предпочитают стратегию открытой и честной конфронтации – «Сова» (40%).

У восьмиклассников средний и выше среднего (35,7%) уровень конфликтности, при этом две доминирующие стратегии: «Акула» (37,5%) и «Сова» (31,2%).

У семиклассников ведущая стратегия поведения в конфликте является «Сова» (33,3%) и соответственно уровень конфликтности – средний (30%).

С целью развития конфликтной компетентности подростков была разработана и реализована программа. На основе констатирующего диагностического среза из общей группы подростков было выбрано 15 человек,которые составили экспериментальную группу с уровнем конфликтности: выше среднего и высокий, в то же время, у данных подростков наблюдается стратегия поведения в конфликтах – «Акула».

До проведения развивающей программы, доминирующими уровнями конфликтности являлись: выше среднего (53,3%) и высокий (46,6%), после проведения развивающих мероприятий, данные показатели стали равны нулю.

После проведения программы развития конфликтной компетентности преобладающим уровнем конфликтности в экспериментальной группе является – средний (33,3%).

После проведения программы развития конфликтной компетентности доминирующими являются две стратегии поведения в ситуациях конфликта: «Лиса» и «Сова» (33,3%), то есть подростки предпочитают стратегию открытой и честной конфронтации и идут на компромисс в конфликтных ситуациях.

Следовательно, сравнивая полученные результаты до и после проведения программы развития конфликтной компетентности, можно сделать вывод, что отмечается расширенный репертуар стратегий поведения в конфликте подростков экспериментальной группы после проведения развивающей программы.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная выпускная квалификационная работа была ориентирована на изучение и развитиеконфликтной компетентности подростков.

В связи с поставленной целью в первой главе нашего исследования рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической литературе, в результате чего было выявлено, что:

1. Не существует единой универсальной теории конфликта. Сегодня понятие конфликта не принадлежит к определенной области науки или практики. Разные дисциплины наделяют понятие конфликта своим содержанием.

2. Обобщение научных подходов дает возможность понимать под компетентностью сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции теоретических знаний, практических умений и значимых личностных свойств, что обеспечивает эффективное выполнение профессиональной деятельности.

3. За основу нашего исследования мы взяли определение Б.И. Хасана, а именно, конфликтная компетентность представляет собой умение удерживать противоречие в продуктивной конфликтной форме, то есть способность к разрешению конфликта.

4. Подростковый возраст определяет специфические особенности конфликтных ситуаций и формирование стратегий и способов их преодоления. Особенности подросткового периода проявляются в том, что реальные жизненные ситуации приобретают субъективно конфликтное содержание и специфические для подросткового возраста стратегии их преодоления.

5. У подростков доминирует ситуативное поведение в конфликтных ситуациях, в меньшей степени представлено защитное, и в отдельных случаях - конструктивное.

6. Особенности развития конфликтной компетентности в подростковом возрасте свидетельствуют о необходимости организации специальной работы по формированию положительного опыта взаимодействия подростков в ситуациях конфликта.

Анализ теοретических полοжений позвοлил представить результаты экспериментального исследования, проведенной на базе Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Павловская средняя школа» Сухобузимского района Красноярского края. В исследовании принимали участие 40 подростков 5-8 классов, в возрасте 11-14 лет. Для достижения цели нами были выделены следующие методики как инструментарий для нашего исследования:тест «Оценка уровня конфликтности личности» и опросник«Как вы действуете в условиях конфликта» (метафорический вариант В.П. Пугачев).

Исходя из анализа экспериментального исследования, можно сделать ряд выводов:

1. У испытуемых подростков 5-8 классов преобладающими уровнями конфликта являются средний и выше среднего (22,5%), а доминирующими стратегиями поведения являются «Акула» (35,7%) и «Сова» (28,5%). В частности, у подростков среди пятиклассников доминирующим уровнем является высокий (33,3%) и при этом ведущая стратегия поведения в конфликтных ситуациях является силовая - «Акула» (58,3%).

2. Среди шестых классов преобладает два уровня конфликтности: высокий и ниже среднего (28,5%), при этом большинство подростков предпочитают стратегию открытой и честной конфронтации – «Сова» (40%).

3. У восьмиклассников средний и выше среднего (35,7%) уровень конфликтности, при этом две доминирующие стратегии: «Акула» (37,5%) и «Сова» (31,2%).

4. У семиклассников ведущая стратегия поведения в конфликте является «Сова» (33,3%) и соответственно уровень конфликтности – средний (30%).

5. С целью развития конфликтной компетентности подростков была разработана и реализована программа. На основе констатирующего диагностического среза из общей группы подростков было выбрано 15 человек, которые составили экспериментальную группу с уровнем конфликтности: выше среднего и высокий, в то же время, у данных подростков наблюдается стратегия поведения в конфликтах – «Акула».

6. До проведения развивающей программы, доминирующими уровнями конфликтности являлись: выше среднего (53,3%) и высокий (46,6%), после проведения развивающих мероприятий, данные показатели стали равны нулю. После проведения программы развития конфликтной компетентности преобладающим уровнем конфликтности в экспериментальной группе является – средний (33,3%).

7. После проведения программы развития конфликтной компетентностидоминирующими являются две стратегии поведения в ситуациях конфликта: «Лиса» и «Сова» (33,3%), то есть подростки предпочитают стратегию открытой и честной конфронтации и идут на компромисс в конфликтных ситуациях.

Таким образом, после проведения программы развития конфликтной компетентности, уровень конфликтности подростков экспериментальной группы снизился и у них отмечается расширенный репертуар стратегий поведения в конфликте.

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Анцупов А.Я., Шипилов А. И. Конфликтология: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2008. 496 с.

2. Барканова О.В. Социально-психологический тренинг для подростков и старшеклассников: учебное пособие / О.В. Барканова.; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2013. 255 с. (электронное издание).

3. Башкин М.В. Конфликтная компетентность личности: диссерт. … канд. психол. наук. Ярославль, 2009. 127 с.

4. Бодалев А.А. Психология личности. М.: Инфра, 2009. 215 с.

5. Борисова И.В., Новикова Ю.П. Способы поведения в конфликте учащихся-подростков // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2014. С.

6. Братченко С. Л. Межличностный диалог и его основные атрибуты // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл, 1997.

7.Братченко С. Л. Межличностный конфликт как общение // Конфликт в конструктивной психологии: Тезисы докл. и сообщ. II науч.-практ. конф. по конструктивной психологии. Красноярск, 1990. С. 27-31.

8.Войтова С.Л., ЗубатЕ.Н.Конфликтология. С-Петербург: СПб, 2000. 93 с.

9.Волчек В. В. Конфликтная компетентность // Молодой ученый. 2014.

10.В мире подростка / Под ред. А.А. Бодалева. М.: Медицина,1980. 252 с.

11.Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Эксмо, 2005. 1136 с.

12.Галустова О.В. Конфликтология в вопросах и ответах: учебное пособие. М.: Проспект, 2006.

13.Гришина Н. В. Психология конфликта. СПб: Питер, 2012.312 с.

14.Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций. М.: ЭКСМО, 2001. 130 с.

15.Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социологические исследования. М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2000. № 5 С. 20-38.

16.Дмитриев А. В. Конфликтология. М.: Гардарики, 2008. 199 с.

17.Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. СПб.: Питер, 2004. 188 с.

18.Ершов А.А. Личность и коллектив: межличностные конфликты в коллективе и их разрешение. М.: Просвещение, 2000. С. 50-79с.

19.ЖуравлевА. Л., ВоловиковаМ. И., РебекоТ.А.. Психология человека в современном мире. Том 6. Духовно-нравственное становление человека в современном российском обществе. Проблема индивидуальности в трудах отечественных психологов (Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна, 15-16 октября 2009 г.) / Ответственные редакторы: А. Л. Журавлев, М. И. Воловикова, Т.А. Ребеко. М.: Институт психологии РАН, 2009. 412 с.

20.Зайцев А. К. Социальный конфликт. М.: Академия, 2008. 192 с.

21.Землянушкина О. О. Конфликты между детьми и их разрешение. Занятие для подростков // Школьный психолог. 2001. № 43. С. 12 – 13.

22.Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. 238 с.

23.Иванова В.Ф. Социология и психология конфликтов. М.: ИНФРА,2000. 65 с.

24.Кашапов М.М. Основы конфликтологии: учебное пособие. Яросл.гос.ун-т. Ярославль: ЯрГУ. 2006.

25.Кон И.С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1999. 255 с.

26.Котова Е.В. Основы тренинговой работы: учебное пособие. Красноярск, 2009.

27.Крутецкий В.А. Психология. М.: Просвещение, 2008. 201 с.

28. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. М.: Просвещение, 2003. 199 с.

29.Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2011. 544 с.

30.Куницина В.Н. Социальный интеллект и социальная компетентность. СПб.: СпбГУ, 2007. 34 с.

31.Курбатов В.И. Конфликтология. Ростов-на-Дону, 2007. 455 с.

32.Макшанов С.И. Психология тренинга. Теория. Методология. Практика: монография. СПб.: Образование, 2007.

33.Мухина В.С. Возрастная психология: учебник для студентов вузов. М.: Академия, 2009. 320 с.

34.Наконечная О.В. Психологические детерминанты конфликтности подростков. М.: Просвет, 2010.

35.Пашкова О.В. Конфликтологическая компетентность // Ярославский психологический вестник. Выпуск 9. Москва; Ярославль, 2002. с.25-50.

36.Петровская Л. А. К вопросу о природе конфликтной компетентности // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1997. №4. С. 41-45.

37.Петровский В. А. Принцип ведущей деятельности и проблема личностно-образующих видов деятельности при переходе от детства к взрослости // Психологические условия и механизмы воспитания подростков: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Д.И. Фельдшьтейн. М.: Б.и., 1983. 276 с.

38.Покусаев В.Н. Профилактика и пути решения конфликтов в инновационной школе. Волгоград: Перемена, 2001. с. 79

39.Реан А.А. Психология подростка. СПб.: Еврознак, 2009. 337 с.

40.Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: учеб.пособие для студ. высш. пед. заведений. М.: Издат. центр, 2000. 184 с.

41.Самсонова Н.В. Конфликтологическая культура специалиста и технология ее формирования в системе вузовского образования: Монография. Калининград: Изд-во КГУ, 2002. 308 с.

42.Севостьянов О.В. Развитие компетентности конструктивного разрешения конфликтов у подростков.// Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2014.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.