Муниципально-правовая норма. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Муниципально-правовая норма.

2017-06-19 278
Муниципально-правовая норма. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Правовые нормы, закрепляющие и регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления, называются муниципально-правовыми нормами. В совокупности эти нормы образуют муниципальное право как отрасль права.

По своей сути муниципально-правовая норма - это официально установленное уполномоченным на то субъектом муниципально-правовых отношений предписание, дозволение или запрет, которое рассчитано на многократное применение и обеспеченное юридической санкцией.

Нормы муниципального права:

- устанавливают правовые положения и компетенцию субъектов муниципально-правовых отношений;

- определят формы и методы взаимоотношений межу собой субъектов муниципально-правовых отношений;

- регламентируют формы и методы осуществления местного самоуправления.

Муниципально-правовая норма, так же как и нормы других отраслей права, имеют свою структуру (внутреннее строение). Составляющими частями муниципально-правовой нормы являются:

Гипотеза - условия действия муниципально-правовой нормы;

Диспозиция - предписание, запреты, дозволения;

Санкция - мера ответственности.

По объекту правового регулирования муниципально-правовые нормы можно условно подразделить на нормы:

- закрепляющие местное самоуправление как одну из основ конституционного строя Российской Федерации;

- гарантирующие права и свободы гражданина, местное самоуправление как механизм осуществления народовластия.

К первой группе относятся конституционные положения об обязанности государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (статья 2); о праве народа осуществлять свою власть через органы местного самоуправления (часть 2 статьи 3); о запрете кому бы то ни было присваивать власть в Российской Федерации (часть 4 статьи 3); о праве граждан Российской Федерации участвовать в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей (часть 1 статьи 32); о праве граждан избирать и быть избранным в органы местного самоуправления (часть 2 статьи 32).

Ко второй группе относятся самостоятельность местного самоуправления в пределах предоставленных ему полномочий (статья 12); самостоятельное решение населением вопросов местного значения путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные органы местного самоуправления (статья 130); осуществление местного самоуправления с учетом исторических и иных местных традиций (статья 131); запрет на ограничение прав местного самоуправления (статья 133).

По конкретному содержанию и регулированию общественных отношений нормы муниципального права делятся на:

- общие (нормы, регулирующие общественные отношения общего характера);

- особенные (нормы, регулирующие общественные отношения в конкретной сфере).

По характеру содержащихся в них предписаний муниципально-правовые нормы делятся на:

- управомочивающие нормы (нормы-разрешения);

- обязывающие нормы (нормы-предписания);

- запрещающие нормы (нормы-запреты).

По предмету регулирования различают:

- материальные (нормы, которые юридически закрепляют комплекс прав и обязанностей, а также ответственность т.е. фактически статус субъектов муниципально-правовых отношений). Материальные нормы, например, закрепляют предметы ведения местного самоуправления или полномочия органов и должностных местного самоуправления;

-процессуальные (нормы, определяющие методы (способ, порядок, процедуры) деятельности по осуществлению местного самоуправления. Процессуальные нормы, например, закрепляют порядок подготовки и проведения муниципальных выборов и местного референдума или порядок привлечения выборного лица местного самоуправления к уголовной ответственности.

По предмету воздействия на субъектов муниципального права выделяют:

- обязывающие (нормы, предписывающие совершать определенные действия);

- запрещающие (нормы, предусматривающие запрет на совершение тех или иных действий);

- уполномочивающие (нормы, в которых выражается возможность адресата действовать в рамках установленных требований по своему усмотрению);

- стимулирующие (нормы, которые обеспечивают с помощью соответствующих средств должное поведение участников регулируемого правоотношения);

- рекомендательные (нормы, которые носят рекомендательный характер).

В зависимости от предела действия муниципально-правовые нормы бывают:

а) соответственно территориального масштабу:

- международные (действующие на территориях государств-участников международного соглашения);

- общегосударственные (действуют на всей территории Российской Федерации);

- территориальные (действующие только в пределах территорий субъекта Российской Федерации);

- межтерриториальные (действующие в границах нескольких государственно-территориальных, административно-территориальных образований);

- местные (действуют в пределах территории конкретного муниципального образования).

 

б) по действию во времени:

- срочные;

- бессрочные.

в) по кругу лиц:

- нормы, действие которых распространяется на юридических лиц;

- нормы, действие которых распространяется на граждан;

По степени определенности (категоричности) содержащихся в них предписаний муниципально-правовые нормы делятся на:

- императивные;

- диспозитивные.

Наибольше распространение, как показывает практика, получили диспозитивные правовые нормы, которые устанавливают какое-либо общее правило и дают муниципальным образованиям право отступать от него в случаях, предусмотренных правовым актами органов и должностных лиц местного самоуправления. Такие нормы можно встретить как в законах субъектов Российской Федерации, так и в федеральных законах.

По источникам муниципально-правовые нормы могут быть подразделены на нормы, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.