Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2017-06-19 | 419 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое» ипраздничную стихиру.
Примечание. В праздники Рождества Христова, Богоявления, Преображения, Неделю ваий, а также в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы празднуемый в седмичные дни, после чтения 50-го псалма, на «Слава» и на «И ныне» поется праздничная стихира или припев, соответствующий празднику.
После окончания пения праздничной стихиры, по Уставу (см.: Типикон, гл. 2 и 15) диакон долженпроизносить молитву: «Спаси, Боже, люди Твоя…», ту же что и на литии. Но в современной богослужебной практике чтение этой молитвы обычно опускается и полиелей заканчивается возгласом священника: «Милостию, и щедротами, и человеколюбием…» (см.: Служебник,Последование утрени). Но если лития не совершалась, тогда диакон, после того как занесёт Евангелие в алтарь,выходит южной дверью на солею, становится напротив иконы Спасителя и после окончания пения праздничной стихиры произносит молитву: «Спаси, Боже, люди Твоя…» (см.: Служебник, Последование вечерни, Лития).
Во время пения праздничной стихиры, а если лития не совершалась,тогдав конце чтения молитвы: «Спаси, Боже, люди Твоя…», диакон инаходящиеся в алтаре пономари с уготованным для помазывания сосудом со святым елеем и кисточкой (а также не служащие священнослужители) выходят через боковые двери на солею и становятся лицом к иконостасу, ожидая окончания пения стихиры. На возгласе священника: «Милостию, и щедротами…» все, стоящие на солее, вместе с диаконом крестятся, кланяются священнику, идут на средину храма и становятся с правой стороны аналоя с праздничной иконой.
Хор: «Аминь» и начинает петь канон.
|
Священник идёт к аналою с иконой праздника, совершает два поясных поклона, снимает головной убор, целует икону, берет у пономаря кисть и помазует себя святым елеем[58]. Затем он надевает головной убор, крестится третий раз и становится немного спереди от аналоя лицом на восток.
Вслед за священником к иконеподходит диакон, также крестится, целует её и подходит к священнику для помазания. После помазания онцелуют правую руку священника. Далее священнослужители крестятся и кланяются друг к другу. Диакон заходит через царские врата в алтарь, крестится, целует престол, снова крестится, кланяется священнику через открытые царские врата и становится на свое место справа от святого престола.
Священник становится слева от аналоя лицом на юг и помазывает святым елеем церковнослужителей и народ[59].
Пономари во время помазания раздают молящимся благословенный хлеб (если совершалась лития) и следят за тем, чтобы поклонение иконе и помазание святым елеем происходило благоговейно и по чину.
После окончания помазания священник отдаёт кисть пономарю, совершает поклонение перед иконой и уходит, обходя аналой с правой стороны, в алтарь через царские врата. Войдя в алтарь, он крестится, целует престол и Евангелие, снова крестится и становится на свое место перед святым престолом. Диакон закрывает царские врата.
При служении нескольких диаконов. Два первых диакона со свечамистановятсяпозади аналоя и участвуют в каждении со священником. Остальные диаконы становятся на шаг позади священника, с правой и левой стороны от него. При этом диаконы, участвующие в каждении, действуют таким же образом, как и при каждении с одним диаконом (см. выше), т. е.становятся напротив священника с зажжёнными свечами лицом к нему, и всякий раз отвечают на его поклон при каждении своим поясным поклоном. После каждения праздничной иконы с четырёх сторон, диаконы впереди священника входят в алтарь и идут на горнее место: старший диакон южной стороной, а второй северной стороной и становятся за престолом лицом на запад. Далее совершается каждение святого престола с четырёх сторон, таким же образом как совершалось каждение аналоя с праздничной иконой. После каждения святого престола совершается каждение горнего места и всего алтаря. При каждении южной части алтаря старший диакон идёт впереди священника, а второй позади. При каждении северной части алтаря второй диакон идёт впереди священника, а старший позади. Таким же образом совершается каждение молящихся лиц в алтаре. Затем диаконы выходят впереди священника на солею: старший диакон южной стороной, а второй северной стороной и становятся лицом к алтарю. При каждении царских врат они вместе кланяются к той створке врат, которая кадится священником, одновременно кланяясь вместе с ним. Далее они становятся перед царскими вратами и поворачиваются лицом на восток: старший диакон становится справа от священника, а второй слева от него. При каждении правой стороны иконостаса старший диакон идёт впереди священника, а второй позади. При каждении левой стороны иконостаса второй диакон идёт впереди священника, а старший позади. При этом все повороты совершаются лицом на восток, к алтарю. Затем снова возвратившись к царским вратам, они поворачиваются лицом на запад и совершают каждение клиросов и народа. Далее спускаются на середину храма, и совершают каждение всего храма: старший диакон идёт впереди священника, а второй позади. После этого, не поднимаясь на солею, они кадят местные иконы Спасителя и Божией Матери, возвращаются к аналою с праздничной иконой и кадят её спереди, диаконы при этом снова становятся позади аналоя лицом к священнику. В конце пения величания диаконы со свечами идут правой и левой стороной и становятся междуаналоем и священником лицом на запад. С вященник кадит диаконов и отдают старшему диакону кадило. Старший диакон принимает кадило, кадит священника и вместе со вторым диаконом поворачивается лицом к алтарю; диаконы отдают кадила и свечи пономарям. В это же время впереди их перед аналоем становится третий диакон и произносит малую ектению. На возгласе: «Яко благословися имя Твое и прославися Царство Твое…» все они вместе со священником, при произнесении слов: «Отца и Сына и Святого Духа», крестятся в сторону алтаря, кланяются священнику и друг другу. Старший и третий диаконы идут на свои места (справа и слева от священника), а второй диакон идёт в алтарь северной дверью. Поклонившись святому престолу в алтаре, он становится с южной его стороны и ожидает окончания пения антифона.
|
|
После окончания антифонов старший диакон произносит: «Вонмем. Премудрость», а второй диакон выносит Евангелие и произносит прокимен. После прокимна третий диакон произносит: «Господу помолимся», а второй диакон произносит: «Всякое дыхание…» (со стихом). «И о сподобитися нам…» произносит старший диакон, а также помогает второму диакону открыть Евангелие. Третий диакон произносит: «Премудрость, прóсти, услышим Святаго Евангелия», а старший диакон помогает священнику снять головной убор, показывает ему положенное зачало ипроизносит: «Вонмем». После прочтения Евангелия второй диакон относит его в алтарь через царские врата, проходя справа от аналоя, и полагает его на престоле. Затем он крестится, целует Евангелие и святой престол, кланяется священнику и становится около престола на обычном диаконском месте.
В конце пения праздничной стихиры (а если была лития, то в концечтения молитвы «Спаси, Боже, люди Твоя…»), находящийся в алтаре второй диакон вместе с пономарями (а также, если есть не служащие священнослужители) выходят через боковые двери на солею и становятся лицом к иконостасу, ожидая окончания пения стихиры. На возгласе священника: «Милостию, и щедротами, и человеколюбием…» все стоящие на солее, вместе со вторым диаконом крестятся, кланяются священнику, идут на средину храма и становятся с правой стороны аналоя с праздничной иконой.
После помазания диаконы целуют правую руку священника, кланяются ему и заходят в алтарь.
При служении одним священником без диакона. Перед началом пения полиелея священник открывает царские врата, выходит на средину храма, принимает кадило и свечу от пономаря и поет величание. Далее по такому же чину, как и с диаконом (см. выше) он совершает каждение алтаря и всего храма. Затем на средине храма перед аналоем с праздничной иконой он произносит малую ектению с её возгласом, а после окончания антифонов здесь жепроизносит возгласы: «Вонмем. Премудрость», прокимен (со стихом), «Господу помолимся», возглас: «Яко свят еси, Боже наш…» и «Всякое дыхание…» (со стихом). После возгласа: «И о сподобитися нам…» священник заходит через открытые царские врата в алтарь. Здесь перед святым престолом он возглашает: «Премудрость, прóсти, услышим Святаго Евангелия. Мир всем», и повернувшись лицом на запад, благословляет народ через открытые царские врата.
|
Хор: «И духови твоему».
Священник поворачивается лицом к алтарю, снимает головной убор, открывает Евангелие и возглашает: «От Матфея (или Марка, Луки, Иоанна) Святаго Евангелия чтение».
Хор: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе».
Свещеносцы со свечами идут впереди с вященника с Евангелием и также входят в алтарь северной и южной дверями. Далее они идут на горнее место ставят свечи позади престола, и становятся несколько поодаль от свечей с правой и левой стороны престола лицом друг к другу.
Священник произносит: «Вонмем» и читает положенное евангельское зачало.
После прочтения Евангелия хор поет: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе».
Священник крестится, целует раскрытое Евангелие, отдаёт свечу пономарю, закрывает Евангелие, надевает головной убор и целует край святого престола. Затем он выходит через открытые царские врата на средину храма и становится перед аналоем с праздничной иконой.
Свещеносцы после прочтения Евангелия поворачиваются лицом на восток, крестятся и кланяются священнику и отходят на свои места.
Священник после окончания пения стихиры по 50-м псалме на средине храмавозглашаетвозглас: «Милостию и щедротами…» (еслиже лития не совершалась, то он вначале читает молитву: «Спаси, Боже, люди Твоя…»). Далее он совершает два поясных поклона, снимает головной убор, целует икону, берет у пономаря кисть и помазует себя святым елеем, отдаёт кисть пономарю, надевает головной убор, крестится третий раз, становится слева от аналоя лицом на юг и помазывает святым елеем церковнослужителей и народ. Справа от него становится пономарь с сосудом со святым елеем и кисточкой. После окончания помазания священник отдаёт кисть пономарю, совершает поклонение перед иконой и уходит, обходя аналой с правой стороны, в алтарь через царские врата. Войдя в алтарь, он крестится, целует престол и Евангелие, снова крестится, закрывает царские врата и становится перед святым престолом.
Во время помазывания на средине храма священник прерывается для произношения малых ектений (здесь же перед аналоем с праздничной иконой), а также для совершения каждения на 8-ой песни канона.
|
Катавасия поётся после каждой песни канона.
После 3-й, 6-й и 9-й песни канона во время пения катавасиидиакон выходит на солею перед царскими вратами для произнесения малой ектении: «Паки и паки…». Если священник в это время ещё помазывает на средине храма, тогда диакон, сотворив поклон святому престолу, выходит на ектению северной дверью, становится слева от царских врат, крестится, кланяется священнику, поворачивается на восток и возглашает ектению.Священник произносит возглас на средине храма, совершая поклон к алтарю. Диакон на возгласе крестится, кланяется священнику, и возвращается в алтарь северной дверью.
На 8-ой песни канона диакон совершает полное каждение храма. Если священник в это время ещё помазывает, то благословение на каждение диакон берет на солее, выходя и заходя северной дверью.
После окончания пения катавасии 8-ой песни канона диакон (а если его нет, то священник), став у иконы Божией Матери (слева от Царских врат), возглашает: «Богородицу и матерь Света в песнех возвеличим». Головной убор перед возглашением снимается[60].
Примечание. В двунадесятые Господские и Богородичные праздники на 9-й песни вместо «Честнейшую» поются праздничные припевы. 1-й припев, по традиции, возглашает диакон (а если его нет, то священник), совершающий каждение. Но каждение на 9-й песни канона на утрени никогда не отменяется.
После 9-ой песни канона малая ектения и читаются светильны праздника.
Примечание. В двунадесятые Господские и Богородичные и храмовые праздники на пение хором светильна после 9-ой песни канона по традиции открываются царские врата.
Далее хор поет: «Всякое дыхание да хвалит Господа…».
Чтец читает: «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы.
Хор поет стихиры на хвалитех, если есть «Слава» то стихиру праздника, «И ныне» богородичен Минеи или стихиру праздника. Если же стихиры на «Слава» нет, то «Слава, и ныне» богородичен Минеи или стихира праздника.
Во время пенияна «И ныне» стихиры или богородична священник становится перед престолом, а диакон (а если его нет, то сам священник) открывает царские врата и становится на свое место справа от священника. После окончания пения священник возглашает велегласно с воздетыми руками: «Слава Тебе, показавшему нам свет» и совершает поясной поклон перед святым престолом.
Хор поет великое славословие: «Слава в вышних Богу…».
После окончания славословия поётся Трисвятое и сразу же тропари по Уставу, «Слава, и ныне» богородичен.
Во время пения богородична диакон выходит северной дверью на солею и произносит сугубую ектению: «Помилуй нас Боже…» (см.: Служебник,Последование утрени).
После возгласа священника: «Яко Милостив и Человеколюбец…» диакон тут же на солеепроизносит просительную ектению: «Исполним утреннюю молитву нашу Господеви» (см.: Служебник,Последование утрени).
При служении одним священником без диакона. Эти ектении он произносит не на амвоне, а перед святым престолом.
При служении нескольких диаконов. Два диакона во время пения богородична вместе кланяются святому престолу и священнику, друг другу и выходят на солею. Старший диакон выходит южной дверью, становится перед местной иконой Спасителя и произносит здесь сугубую ектению и «Премудрость», а второй северной дверью, становится перед местной иконойБогородицы ипроизносит просительную ектению. В алтарь они возвращаются таким же образом: старший южной дверью,а второй северной дверью и вместе кланяются святому престолу, священнику и друг другу.
Священник пред престолом произносит возглас: «Яко Бог милости и щедрот и человеколюбия еси…» (см.: Служебник,Последование утрени).
Хор: «Аминь».
Во время этого возгласа диакон отходит к местной иконе Спасителя.
Священник поворачивается через правое плечо на запад и преподаёт благословение молящимся в храме, со словами: «Мир всем».
Хор: «И духови твоему».
Диакон поднимает орарь также, как и на ектении и возглашает: «Главы наша Господеви приклоним».
Хор протяжно: «Тебе Господи».
Священник перед престолом тайно читает молитву главоприклонения: «Господи Святый, в вышних живый…», с возглашением (велегласно) возгласа: «Твое бо есть еже миловати…» (см.: Служебник,Последование утрени).
Хор: «Аминь».
Диакон, стоя на амвоне, возглашает: «Премудрость» и уходит в алтарь.
Хор: «Благослови».
Священник: «Сый благословен…» (см.: Служебник,Последование утрени).
Хор: «Аминь» и «Утверди, Боже…».
Священник: «Пресвятая Богородице, спаси нас» (см.: Служебник,Последование утрени).
Хор: «Честнейшую...».
Священник: «Слава Тебе, Христе Боже...» (см.: Служебник,Последование утрени).
Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды). «Благослови».
Священник становитсяв открытых царских вратах (не выходя на солею) и обратившись лицом к народу, произносит великий отпуст (см.: Приложения, Отпусты).
Хор поет многолетие: «Великаго Господина...».
Священнослужители крестятся, целуют святой престол (а священник и святое Евангелие), снова крестятся и кланяются друг другу. Диакон закрывает царские врата, задёргивает завесу, убирает лампаду и свечи, покрывает покрывалом святой престол и разоблачается, а священник снимает фелонь и становится на обычном месте перед престолом.
Первый час
Чтец читает: «Приидите, поклонимся…» (трижды) и далее псалмы: 5, 89 и 100. «Слава, и ныне». «Аллилуиа» (трижды). «Господи помилуй» (трижды).
Далее «Слава», тропарь празднику, «И ныне», богородичен часа: «Что тя наречем…» и стихи часа: «Стопы моя направи…», «Избави мя от клеветы…» и «Да исполнятся уста…».
Трисвятое по «Отче наш…».
Священник в алтаре произносит обычный возглас: «Яко Твое есть Царство…».
Чтец: «Аминь» и кондак праздника, «Господи, помилуй» (40 раз) и молитву: «Иже на всякое время…». Во время чтения этой молитвысвященник дваждыкрестится, целует край престола и Евангелие, снова крестится, выходит северной дверью на солею и становится против царских врат.
Чтец: «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче».
Священник возглашает: «Боже, ущедри ны…».
Чтец: «Аминь».
Священник поворачиваетсяк иконе Спасителя и читает вслух молитву: «Христе, Свете истинный…» (см.: Служебник,Последование утрени).
Затем священник обращается к иконе Божьей Матери, а хор поетпотрадиции кондак: «Взбранной Воеводе…» или кондак праздника.
Священник: «Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава тебе».
Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови».
Священник на солее, обратившись лицом к народу, произносит малый отпуст: «Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери, Преподобных и Богоносных Отец наших и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец».
Хор поет: «Господи, помилуй» (трижды).
Священник возвращается в алтарь через южную дверь, крестится, целует край престола и Евангелие, снова крестится и затем разоблачается.
|
|
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!