Все это предопределяет положительные стороны занятий плаванием. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Все это предопределяет положительные стороны занятий плаванием.

2017-06-19 234
Все это предопределяет положительные стороны занятий плаванием. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ.. 2

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 3

1.1. Общее положение. 3

1.2. Характеристика вида спорта. 5

1.3. Структура системы многолетней подготовки. 12

2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН.. 15

2.1. Продолжительность и объемы реализации Программы по предметным областям. 15

2.2. Соотношение объемов тренировочных нагрузок по разделам обучения. 17

2.3.Объем тренировочной и соревновательной деятельности…………………..18

2.4. Навыки в других видах спорта……………………………………………….21

3. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ... 25

3.1. Содержание и методика работы по предметным областям, этапам (периодам) подготовки 26

3.1.1. Область теории и методики физической культуры и спорта. 29

3.1.2. Область общей физической и специальной физической подготовки. 34

3.1.3. Область избранного вида спорта. 39

3.1.4. Область других видов спорта и подвижных игр. 82

3.2. Объемы максимальных тренировочных нагрузок и их интенсивность при реализации Программы. 84

3.3. Требования техники безопасности в процессе реализации Программы.. 85

 

4. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ЗАЧЕТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ.. 88

4.1. Комплексы контрольных упражнений для оценки результатов освоения Программы.. 88

4.2. Методические указания по организации промежуточной и итоговой аттестации обучающихся 92

4.3. Требования к результатам освоения программы, выполнение которых дает основание для перевода на программу спортивной подготовки. 96

5. ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.. 97

5.1. Список литературных источников. 97

5.2. Перечень аудиовизуальных средств. 97

5.3. Перечень Интернет-ресурсов. 98

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общее положение.

Дополнительная предпрофессиональная программа по плаванию составлена в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, Федерального Закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, №53 (ч.1), ст. 7598; 2013, №19. Ст. 2326), Федерального закона от 04.12.2007 №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Приказом Министерства спорта Российской Федерации от 12.09.2013г. № 731 «Об утверждении приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта», Приказом Министерства спорта Российской Федерации от 27.12.2013г. № 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта», Приказом Министерства спорта Российской Федерации от 12.09.2013 г. № 730 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам», Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей 2.4.4.3172-14, Федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта плавание, утвержденным Приказом Министерства спорта Российской Федерации от 03.04.2013г. №164 «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта плавание», Уставом МКУДО «Богучарская ДЮСШ».

Дополнительная предпрофессиональная программа по плаванию имеет физкультурно-спортивную направленность.

Образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации.

Форма обучения очная.

Формы проведения занятий: аудиторные (теоретические) и внеаудиторные. Формы промежуточной аттестации: контрольно-переводные нормативы (нормативы общей физической и специальной физической подготовки), зачет по теории и методике физической культуры и спорта, результаты участия в соревнованиях.

Основными задачами реализации Программы являются:

1) формирование и развитие творческих и спортивных способностей обучающихся, удовлетворение их индивидуальных потребностей в физическом, интеллектуальном и нравственном совершенствовании;

2) формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся;

3) формирование навыков адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации;

4) выявление и поддержка обучающихся, проявивших выдающиеся способности в спорте.

Решение перечисленных задач осуществляется на каждом возрастном этапе тренировки, исходя из конкретных требований, учитывающих специализацию и квалификацию пловцов.

В основу отбора и систематизации материала положены принципы комплексности, преемственности и вариативности. Принцип комплексности выражен в теснейшей взаимосвязи всех сторон образовательного и тренировочного процессов: теоретической, физической, технической, тактической и психологической подготовок, педагогического и медицинского контролей, восстановительных мероприятий. Принцип преемственности прослеживается в последовательности изложения теоретического материала по этапам обучения, в углублении и расширении знаний по вопросам теории в соответствии с требованиями совершенствования мастерства обучающихся, в постепенном, от этапа к этапу усложнении содержания тренировок, в росте объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, в единстве задач, средств и методов подготовки. Принцип вариативности дает определенную свободу выбора средств и методов, в определении времени для подготовки обучающихся. Исходя из конкретных обстоятельств, при решении той или иной педагогической задачи тренеры-преподаватели вносят свои коррективы в построение тренировочных циклов, занятий, не нарушая общих подходов.

Программа направлена на:

-отбор одарённых обучающихся;

-создание условий для физического образования, воспитания и развития обучающихся;

-формирование знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта, в том числе в плавании;

-подготовку к освоению этапов подготовки, в том числе в дальнейшем по программам спортивной подготовки;

-подготовку одаренных обучающихся к поступлению в образовательные организации, реализующие профессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта;

-организацию досуга и формирование потребности в поддержании здорового образа жизни.

Программа соответствует настоящим ФГТ и учитывает:

- требования Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта плавание;

- возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при занятиях плаванием.

Характеристика вида спорта

Понятие «плавание» включает в себя две составляющие: плавание как физическое действие и плавание как учебный предмет.

Плавание как физическое действие — способность (или умение) человека держаться на поверхности воды и передвигаться в заданном направлении без посторонней помощи и дополнительных приспособлений.

Ныряния, погружения и плавание под водой, в том числе с помощью различных средств (ласты, акваланг и др.), является уже производным от умения плавать, т. е. способности держаться на поверхности воды.

Плавание как учебный предмет — область знаний, которая включает гидродинамические и биохимические законы взаимодействия человека с водой, технику плавания, методику обучения и т. д. Данная область знаний, постоянно пополняющаяся и совершенствующаяся, используется для качественного проведения процесса обучения плаванию, организации учебных и тренировочных занятий, подготовки специалистов (учителей, тренеров, инструкторов) и их профессиональной переподготовки.

Вид плавания — одно из направлений (так называемая разновидность) активной физической деятельности человека в воде. Каждый из видов плавания характеризуется особыми движениями или способами передвижения в водной среде. А способ передвижения в воде определяет технику плавания.

Виды плавания: с портивное, оздоровительное, игровое, фигурное (художественное, синхронное), прикладное, подводное.

Спортивное плавание характеризуется системой специальной подготовки и участием в соревнованиях, которые проходят по определенным правилам. К классическому виду спортивных соревнований относят состязания в бассейнах стандартных размеров (ванны длиной 25 м и 50 м) путем преодоления различных строго регламентированных расстояний (дистанции) за определенное время. Основная задача пловца в спортивном плавании — подготовиться к скоростному преодолению дистанции и показать свой максимально возможный результат на соревнованиях. Саму дистанцию преодолевают различными строго регламентированными правилами соревнований способами.

Способы спортивного плавания: кроль на груди, кроль на спине, брасс, баттерфляй.

До сих пор во всех классификациях и правилах вместо кроля на груди упоминается способ вольный стиль, т. е. пловец может плыть любым способом без ограничений и даже менять его по ходу дистанции. Но так как способ кроль на груди является самым быстрым из существующих на сегодня, то пловцы используют именно его. По скорости самым быстрым является кроль на груди, затем баттерфляй, кроль на спине и брасс.

Программа соревнований на олимпийских играх включает плавание данными способами в бассейне 50 м на различные дистанции: вольный стиль (50, 100, 200, 400, 800 м для женщин и 50, 100, 200, 400 и 1500 м для мужчин), кроль на спине (100, 200 м), брасс (100, 200 м), баттерфляй (100, 200 м), комплексное плавание (200 и 400 м), включающее в себя преодоление равных отрезков дистанции разными способами, сменяющимися в четкой последовательности (сначала баттерфляй, потом кроль на спине, брасс, вольный стиль) и эстафетное плавание.

100 м каждый из пловцов плывет одним из четырех способов, которые также идут друг за другом в четкой последовательности (первый этап в комбинирован´200 м вольным стилем принимают участие четыре пловца, которые плывут поочередно вольным стилем одинаковый отрезок 100 м (200 м), в комбинированной же эстафете 4´100 м, 1-ый в эстафетном плавании начинается со способа кроль на спине, потом брасс, баттерфляй и вольный стиль).

В настоящий момент олимпийская программа по плаванию включает 32 номера (16 дистанций у мужчин и 16 — у женщин).

Программа чемпионатов мира и других международных соревнований несколько отличается от олимпийской, более того, в настоящее время проводятся отдельно соревнования в бассейнах 50 м и 25 м (на короткой воде), в связи с чем и мировые достижения регистрируются отдельно.

Спортивное плавание имеет свои разновидности. Например, марафонское проводится на открытой воде — дистанции 5, 10, 25 км. Существует зимнее плавание (в холодной воде) — объединившее в себе элементы закаливания (моржевания) и плавания на скорость. Плавание как один из видов входит в программу триатлона, не так давно включенного в олимпийскую программу. Также плавание на различные дистанции входит как обязательное упражнение в различные виды многоборья, например современное пятиборье (олимпийский вид), морское многоборье и др.

Оздоровительное плавание —использование особенностей плавательных движений и нахождения тела в воде в лечебных, профилактических, гигиенических, закаливающих, восстановительных, тонизирующих и др. целях. Способы плавания могут использоваться самые разнообразные — спортивные и самобытные. Плавание рекомендуется людям всех возрастов, за исключением случаев ограничения по состоянию здоровья. Однако именно плавание имеет минимум ограничений для людей с различными отклонениями в здоровье, по сравнению с другими видами физических упражнений, что связано со специфическими особенностями самого плавания. Во многих случаях плавание рекомендовано врачами и специалистами в качестве восстановительно-реабилитационных мероприятий, коррекции и т. д.

Оздоровительное плавание используется в системе физического воспитания человека на протяжении всей его жизни. Многие оздоровительные центры и лагеря расположены именно на морских побережьях и водоемах.

Игровое плавание — использование всевозможных подвижных игр в условиях водной среды. Игры вызывают большие эмоции, повышают активность, способствуют появлению инициативы, развивают координацию. Разнообразные игры и развлечения широко применяются в оздоровительных лагерях, при организации водных праздников. Одна из таких игр — водное поло — стала олимпийским видом спорта.

Фигурное (художественное, синхронное) плавание — совокупность различных комплексов движений, включающих элементы хореографии, акробатические и гимнастические комбинации. Может выполняться индивидуально и группами. Используется при организации водных праздников и представлений. Синхронное плавание является и отдельным видом спорта, входящим в олимпийскую программу соревнований.

Прикладное плавание — способность человека держаться на воде (то есть обладать навыком плавания) и производить в воде жизненно необходимые действия и мероприятия. Например, человек идет в бассейн, чтобы за какое-то время научиться плавать. Он не хочет быть спортсменом, он не хочет или не может заниматься оздоровительным плаванием, но он хочет овладеть навыком плавания, чтобы выжить в экстренной ситуации, оказавшись в воде, помочь пострадавшим и т. д. Прикладное плавание является частью профессиональной подготовки работников силовых и спасательных структур, людей, чья рабочая деятельность связана с водой. Многие из них сдают специальные нормативы по плаванию для определения своей профессиональной пригодности. Прикладное плавание подразделяется на виды:преодоление водных преград, ныряние, спасение утопающих.

Подводное — плавание человека под водой с помощью различных поддерживающих средств и приспособлений (не путать с нырянием). Большое распространение в настоящее время получил дайвинг как часть активного и экстремального туризма. Подводное плавание существует и как вид спорта.

Существенными особенностями плавания, отличающими его от других видов физических упражнений и движений человека, являются:

— нахождение тела в воде;

— горизонтальное положение тела;

— тело находится во взвешенном состоянии, без твердой опоры, то есть в условиях относительной невесомости.

Плавание, как и любые водные процедуры, совершенствует терморегуляцию, то есть образование и отдачу тепла организмом. Происходит закаливание организма, растет сопротивляемость неблагоприятным факторам внешней среды. Вот почему дозированное плавание может быть полезно людям, склонным к простудным заболеваниям.

Плавание в большей степени, чем гимнастические упражнения, улучшает работу внутренних органов, обмен веществ, деятельность желудка и кишечника, развивает сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Дополнительным фактором, тренирующим кровообращение, является активная «гимнастика» кровеносных и лимфатических сосудов: их просветы то уменьшаются, то расширяются, стремясь обеспечить организму оптимальный температурный режим.

В плавании практически нет статических нагрузок, поэтому оно в первую очередь рекомендуется тем, чья работа связана с постоянной позой: сидением, стоянием и т. д. Плавание предотвращает венозный застой, облегчая возврат венозной крови в сердце, поскольку горизонтальное положение пловца и отсутствие сил гравитации значительно способствуют этому. Вот почему плавание является лечебным фактором для больных с варикозным расширением вен, хроническими тромбофлебитами нижних конечностей.

Регулярные занятия плаванием стимулируют газообмен в легких больше, чем гимнастика: увеличивается экскурсия диафрагмы за счет большей глубины и частоты дыхания. Специалисты определили, что простое стояние в воде в течение 3–5 минут при температуре 24–25°С увеличивает глубину дыхания вдвое, а обмен веществ — на 50–75 %. Следовательно, плавание является незаменимым видом физической активности для лиц, страдающих избыточной полнотой. Уменьшение веса тела человека в воде, согласно закону Архимеда, позволяет с меньшими усилиями выполнять движения, что облегчает достижение поставленной цели. Кроме того, определенная плавность движений в воде разгружает опорно-двигательный аппарат людей, страдающих ожирением, предотвращая травмы мышц и суставов. Плавание является наименее травматичным видом физических упражнений.

Эффект «гидроневесомости», возникающий в воде, освобождает хрящевые межпозвоночные диски от постоянного сдавливания их позвонками. В раскрепощенном состоянии в дисках лучше происходят обмен веществ, питание, восстановительные процессы. Это оказывает оздоравливающее действие при распространенных сейчас остеохондрозах, позволяет исправлять дефекты осанки, искривление позвоночника. В детском возрасте улучшение обмена веществ в дисках способствует более интенсивному росту. Замечено, что у тех, кто занимается плаванием с детства, наиболее правильное телосложение.

Считается, что для лечения и профилактики начальных стадий нейроциркуляторной дистонии, гипотонической болезни и атеросклероза нет более эффективного средства, чем купание в прохладной (17–20°С) воде. При этом активно стимулируется эндокринная система, тонизируются нервные центры. Не менее важно также благотворное действие гидродинамического массажа тела и кровеносных сосудов, которое происходит при плавании.

При систематических занятиях плаванием у человека повышается тонус нервной и мышечной системы. Плавание приводит к образованию новых двигательных навыков. При систематических занятиях формируются стойкие двигательные стереотипы, связанные с улучшением условно-рефлекторных связей между различными системами организма. Плавание способствует также развитию мускулатуры, так как сопровождается активной деятельностью большинства скелетных мышц тела. Нагрузка на отдельные мышечные группы распределяется умеренно, создаются более благоприятные условия для их снабжения кислородом. Это связано с цикличностью плавания, т. е. строгим чередованием напряжения и расслабления мышц. Плавание способствует также увеличению объема мышечных волокон, развивает и воспитывает такие физические качества, как выносливость (в большей степени), силу, ловкость, гибкость, быстроту.

Таблица 1

Этапы подготовки в виде спорта плавание

Этапы подготовки Продолжительность этапов (в годах) Минимальный возраст для зачисления в группы (лет) Оптимальная наполняемость групп (человек)
Этап начальной подготовки (НП) 3 года   14-15
Тренировочный этап (Т) Базовой подготовки 2 года   10-14
спортивной специализации 3 года   8-10

Этап начальной подготовки (НП).

В группы начальной подготовки принимаются лица, желающие заниматься плаванием и не имеющие медицинских противопоказаний к данному виду спорта. В качестве основных критериев для зачисления обучающихся и перевода по годам обучения учитываются: состояние здоровья и уровень физического развития; освоение элементов начальной технической подготовки; выполнение норм общей физической подготовленности, освоение предусмотренного программой объема тренировочных и соревновательных нагрузок по годам обучения.

На этапе НП осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники избранного вида спорта, выбор спортивной специализации и выполнения контрольных нормативов для зачисления на учебно-тренировочный этап подготовки.

Основные задачи этапа:

· улучшение состояния здоровья и закаливание;

· устранение недостатков физического развития;

· привлечение максимально возможного числа детей и подростков к занятиям плаванием, формирование у них устойчивого интереса, мотивации к систематическим занятиям спортом и к здоровому образу жизни;

· обучение основами техники плавания и широкому кругу двигательных навыков;

· приобретение детьми разносторонней физической подготовленности: развитие аэробной выносливости, быстроты, скорости, силовых и координационных возможностей;

· воспитание морально-этических и волевых качеств, становление спортивного характера;

· поиск талантливых в спортивном отношении детей на основе морфологических критериев и двигательной одаренности.

Тренировочный этап (ТГ)

Тренировочные группы формируются на конкурсной основе лицами, прошедшими начальную подготовку не менее одного года, выполнившими переводные нормативы по общефизической и специальной подготовке.

Этот этап состоит из двух периодов:

· базовой подготовки (2 года обучения);

· спортивной специализации (3 года обучения).

Основные задачи этапа:

· укрепление здоровья, закаливание;

· устранение недостатков в уровне физической подготовленности;

· освоение и совершенствование техники плавания;

· планомерное повышение уровня общей, специальной физической и технической подготовленности, гармоничное совершенствование основных физических качеств с акцентом на развитие анаэробной выносливости;

· формирование интереса к целенаправленной многолетней спортивной подготовке, начало интеллектуальной, психологической и тактической подготовки;

· воспитание физических, морально-этических и волевых качеств;

· профилактика вредных привычек.

Наполняемость групп

В основу комплектования учебных групп положена научно обоснованная система многолетней подготовки с учетом особенностей развития и возрастных закономерностей становления спортивного мастерства. Перевод занимающихся в следующие группы обучения обуславливаются стажем занятий, уровнем общей и специальной физической подготовленности, состоянием здоровья, уровнем результатов.

Наполняемость тренировочных групп и объем тренировочной нагрузки определяется с учетом техники безопасности (таблица 1).

При необходимости объединения в одну группу обучающихся, разных по возрасту, уровню спортивной подготовленности, разница в уровне спортивной подготовленности не должна превышать двух спортивных разрядов. Продолжительность одного занятия не должна превышать:

· в группах начальной подготовки первого года обучения 2-х часов;

· в группах начальной подготовки свыше года и в тренировочных группах - 3-х часов;

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Учебный план многолетней подготовки пловцов - это основополагающий документ, определяющий распределение временных объемов основных разделов подготовки пловцов по возрастным этапам и годам обучения. При составлении учебного плана следует исходить из специфики плавания, возрастных особенностей пловцов, основополагающих положений теории и методики плавания. Чтобы план был реальным, понятным и выполнимым с решением задач, поставленных перед каждым этапом, изначально необходимо определить оптимальные суммарные объемы учебно-тренировочной и соревновательной деятельности по годам обучения. Затем, взяв за основу процентные соотношения отдельных видов подготовки из теории и методики плавания, по каждому возрасту, рассчитываем объемы (в часах), приходящиеся на отдельные виды подготовки.

Таблица 2

Примерный учебный план тренировочных занятий на 42 учебные недели

Предметные области Начальная подготовка (кол-во часов в неделю) Тренировочный (кол-во часов в неделю)
               
1. Теория и методика физической культуры и спорта                
2. Общая и специальная физическая подготовка                
Общая физическая подготовка                
Специальная физическая подготовка                
3.Избранный вид спорта                
Техническая подготовка                
Тактическая подготовка                
Интегральная подготовка                
Психологическая подготовка                
Восстановительные мероприятия и медицинское обследование                
Участие в соревнованиях                
Итоговая и промежуточная аттестация                
4.Другие виды спорта и подвижные игры                
Итого часов                
5. Спортивно-оздоровительный лагерь                
6.Самостоятельная работа обучающихся                

Таблица3

Режим тренировочной работы.

Расписание тренировочных занятий утверждается приказом директора школы после согласования с тренерско-преподавательским составом в целях установления более благоприятного режима тренировок, отдыха обучающихся.

При составлении расписания тренировочных занятий продолжительность одного тренировочного занятия рассчитывается в академических часах с учетом возрастных особенностей и этапа подготовки обучающихся:

На этапе начальной подготовки – до 2 часов

На тренировочном этапе - до 3 часов.

При проведении более одного тренировочного занятия в один день суммарная продолжительность занятий – до 8 академических часов.

Допускается проведение тренировочных занятий одновременно с обучающимися из разных групппо дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта.

При этом соблюдаются все, перечисленные ниже условия:

- разница в уровне подготовки обучающихся не превышает двух спортивных разрядов и (или) спортивных званий;

- не превышен максимальный количественный состав объединенной группы.

Медицинские, возрастные и психофизические требования к обучающимся

1). Медицинские требования.

Обучающиеся обязаны:

- проходить обязательные ежегодные медицинские осмотры;

- иметь медицинский допуск для участия в соревнованиях по виду спорта;

- соблюдать санитарно- гигиенические требования, предъявляемые к режиму дня, местам проведения тренировок и соревнований, одежде, обуви, питанию и восстановительным средствам.

Обучающиеся могут быть зачислены в спортивную школу, только при наличии документов, подтверждающих прохождение медицинского осмотра.

Обучающиеся должны быть физически здоровы и не иметь медицинских противопоказаний.

Медицинские показания и рекомендации обучающимся по виду спорта плавание:

- оценка спортивной формы, готовность к физическим нагрузкам;

- выявление наличия сопутствующих заболеваний, препятствующих достижению хороших результатов;

- подбор оптимального уровня нагрузок и режима тренировок;

- определение факторов риска возникновения на фоне физических нагрузок патологических состояний, в том числе угрожающих жизни – тромбозов, инфарктов, инсультов.

- поддержание здоровья спортсмена, оптимизации питания с целью достижения высоких результатов.

В целях предупреждения нарушения здоровья у спортсменов предусматриваются мероприятия:

- диспансерное обследование не менее 2-х раз в год (октябрь-ноябрь, май);

- дополнительный медицинский осмотр перед участием в соревнованиях, после болезни или травмы;

- контроль за использованием обучающимися фармакологических средств;

Существуют определенные требования к минимальному возрасту для зачисления в группы и продолжительности этапов (в годах) в виде спорта плавание. Минимальный возраст для зачисления в группы и рекомендуемая продолжительность обучения на различных этапах подготовки представлен в таблице 1 данной Программы.

К основным психофизическим качествам пловца относят:

- уверенность в своих действиях, четкое представление о своих возможностях и способность предельно мобилизовать их в условиях соревновательной борьбы;

- развитая способность к проявлению волевых качеств;

- устойчивость спортсмена к стрессовым ситуациям тренировочной и соревновательной деятельности;

В современном спорте деятельность сопряжена с многолетними и крайне интенсивными воздействиями стрессового характера, предельным напряжением психофизическихсил. Все это не может не сказаться на состоянии здоровья. Соревновательный процесс является одним из самых сильных стрессовых воздействий.

Планируемые показатели соревновательной деятельности по виду спорта плавание.

Соревнования различного ранга являются обязательной частью всей системы подготовки занимающихся. Исходя из различной значимости результатов выступлений на соревнованиях и степени их воздействия на психическую и двигательную сферы обучающихся, определяется ранг соревнований по значимости, месту в годичном тренировочном процессе, уровню квалификации участников и соответственно планируется тренировочный процесс. Это позволяет оптимизировать достижение и поддержание спортивной формы, избежать психологических травм, ускоряет психо-эмоциональное восстановление после соревнований.

В таблице 4 представлены планируемые показатели соревновательной деятельности с учетом этапа подготовки обучающихся.

Таблица 4

Планируемые показатели соревновательной деятельности

По виду спорта плавание

Виды Этапы и годы спортивной подготовки
соревнований этап начальной подготовки тренировочный этап (этап спортивной специализации) этап совершенствования спортивного мастерства этап высшего спортивного мастерства
  до года свыше года до двух лет свыше двух лет    
Контрольные 2-3 3-6 6-8 9-10 10-12 9-10
Отборочные - 2-3 4-5 5-6 6-8 6-8
Основные - - 2-3 3-4 5-6 12-14

 

Требования к участию обучающихся в спортивных соревнованиях:

- соответствие возраста и пола участника положению (регламенту) об официальных спортивных соревнованиях и правилам вида спорта плавание;

- соответствие уровня спортивной квалификации участника положению (регламенту) об официальных соревнованиях согласно Единой всероссийской спортивной классификации и правилам вида спорта плавание;

- выполнение плана подготовки;

- наличие соответствующего медицинского заключения о допуске к участию в спортивных соревнованиях;

- соблюдение общероссийских антидопинговых правил и антидопинговых правил, утверждённых международными антидопинговыми организациями.

Обучающиеся направляются школой на спортивные соревнования в соответствии с планом физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий и положениями (регламентами) о спортивных соревнованиях и спортивных мероприятиях.

Таблица 5

Содержание работы по предметным областям, этапам подготовки

Предметные области Этапы подготовки
НП-1 НП-2 НП-3 Т-1 Т-2 Т-3 Т-4 Т-5
Теоретические занятия                
1.Теория и методика физической культуры и спорта                
Место и роль физической культуры и спорта в современном обществе + + + + + + + +
История развития избранного вида спорта + + + + + + + +
Сведения о строении и функциях организма человека + + + + + + + +
Гигиенические знания, умения и навыки, режим и закаливание спортсмена. Основы спортивного питания + + + + + + + +
Оказание медицинской помощи, самоконтроль. Основы спортивного массажа. + + + + + + + +
Основы спортивной тренировки и тренировочного процесса + + + + + + + +
Основы техники выполнения упражнений по виду спорта + + + + + + + +
Методика обучения, планирование спортивной тренировки + + + + + + + +
Общая и специальная физическая подготовка, средства восстановления + + + + + + + +
Психологическая подготовка + + + + + + + +
Инструкторская и судейская практика       + + + + + +
Основы законодательства в сфере физической культуры и спорта (правила соревнований, ЕВСК, ФССП, антидопинговые правила) + + + + + + + +
Требования к оборудованию, инвентарю и спортивной экипировке + + + + + + + +
Требования к ТБ при занятиях избранным видом спорта + + + + + + + +
Практические занятия                
2.Общая физическая подготовка                
Общеразвивающие упражнения (в т.ч. разминка и заключительный этап УТЗ) + + + + + + + +
Упражнения на развитие основных скоростно-силовых качеств + + + + + + + +
3.Избранный вид спорта                
Специальная физическая подготовка + + + + + + + +
Инструкторская и судейская практика     + + + + + +
Восстановительные мероприятия + + + + + + + +
Контрольные испытания, участие в соревнованиях + + + + + + + +
4.Другие виды спорта и подвижные игры                
Легкая атлетика, гимнастика, акробатика, спортивные и подвижные игры + + + + + + + +
5.Самостоятельная работа обучающихся + + + + + + + +

 

Таблица 6

Тематический план теоретической подготовки в виде спорта плавание

 

Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.118 с.