Тема 14 Организация и проведение контроля в процессе обучения — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Тема 14 Организация и проведение контроля в процессе обучения

2017-06-26 547
Тема 14 Организация и проведение контроля в процессе обучения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1 Контроль: функции, формы, требования. Оценка

2 Общая характеристика видов и способов опроса

3 Тест для определения результатов обучения

 

Обязательным компонентом образовательного процесса является контроль результатов деятельности обучаемого и педагога. Контроль представляет собой совокупность действий, позволяющих выывить качественно-количественные характеристики результатов обучения. В образовательном процессе контроль выполняет ряд функций:

1) информационную - свидетельствует о степени усвоения изу­чаемого материала, развитии способностей, приобретении знаний, умений, навыков;

2) диагностическую - определяет образовательный результат в зависимости от личностныгс приращений знаний, умений, навыков;

3) мотивационную - стимулирует активность в учебе, побуждает к самостоятельной работе;

4) воспитательную - формирует адекватную самооценку учебной деятельности.

Полученная в результате контроля информация используется для анализа успеваемости группы, курса, факультета и принятия решения о предоставлении стипендии. Для выполнения контроля следует при­держиваться определенных требований:

1. Контроль должен носить всесторонний характер, охватывая все разделы программы и обеспечивая проверку знаний, умений и навыков по данной дисциплине.

2. Индивидуальный характер контроля, учитывающий особенно­сти личных качеств студентов.

3. Систематичность, регулярность стимулирует непрерывный процесс обучения, стремление к новым, более высоким результатам.

4. Доброжелательность, доверие, незлобливость, что снимает на­пряжение в аудитории.

Объективность, справедливость оценки отражает адекватность уровня знаний, навыков, умений; нельзя увязывать оценку результа­тов деятельности с оценкой личности. 6. Разнообразие форм и методов контроля оценка репродуктив­ной и продуктивной деятельности студента. Репродуктивная память включает узнавание и воспроизведение усвоенной информации. Продуктивная - это эвристическое и творческое использование учеб­ного материала. Эвристический уровень предполагает самостоятель­ное «производство» субъективно новой информации. Творческий уровень - получение объективно новой информации.

Каждый образовательный курс имеет стандарт, где сформулированы требования к уровню подготовки студентов данного учреждения. Сте­пень усвоения студентами учебного материала отражает оценка. Спосо­бы выражения оценки различны - это устные суждения преподавателя, письменные качественные характеристики. О качестве знаний и навыков студентов судят на основании ряда критериев:

во-первых, полнота, измеряемая знанием программного материала; во-вторых, глубина, характеризующаяся совокупностью осознан­ных существенных связей между составными частями материала;

в-третьих, структурированность - осознание иерархии и последо­вательности некоторой совокупности знаний;

в-четвертых, гибкость - готовность к самостоятельному поиску методов исследования, самостоятельному осознанному толкованию материала;

в-пятых, обобщенность - способность студента подвести кон­кретные знания под обобщения;

в-шестых, конкретность - готовность показать конкретное как проявления обобщенного.

С учетом вышеописанных критериев в традиционной системе оценки определяют четыре уровня: 1) владеет в полной мере учеб­ным программным материалом и применяет на репродуктивном и продуктивном уровнях; 2) достаточно полное знание учебно- программного материала и применение на репродуктивном уровне; 3) недостаточное знание основного учебно-программного материала и ошибки в применении; 4) отсутствие знаний по значительной части основного учебно-программного материала.

Преподаватель обязан разъяснить обучаемому критерии оценки и обучить навыкам самооценки. Оценку необходимо отличать от от­метки. Если оценка представляет собой качественный параметр ре­зультатов деятельности, то отметка - это количественный параметр, система знаков в виде числа, буквы, кодовых сигналов.

В системе высшего образования используются следующие формы контроля:

• предварительный - позволяет получать сведения об исходном уровне знаний студентов;

• текущий - отражает степень восприятия текущего материала;

• промежуточный - оценивает ход изучения данной дисциплины через определенные интервалы времени;

• итоговый - завершает изучение той или иной дисциплины.

В учебном процессе при изучении экономических дисциплин ис­пользуются разнообразные методы контроля!. Во-первых, устная про­верка знаний, где происходит прямое общение преподавателя и сту­дента. Во-вторых, письменный контроль, позволяющий одновремен­но контролировать деятельность всей группы и развивать навыки письменного изложения мыслей. В-третьих, смешанный метод, соче­тающий в себе устную и письменную проверку знаний, например, защита курсовых и дипломных работ.

 

 

2 Общая характеристика видов и способов опроса

 

Основная форма организации контроля в структуре обучения - опрос. Опыт показывает, что при редком опрашивании учащиеся пе­рестают готовиться к занятиям, запускают материал. Постоянный доброжелательный контакт стимулирует систематическую подготов­ку к занятиям, приобретение новых знаний, навыков.

Посредством опроса обогащается язык, развивается речь, мыш­ление, способность к анализу, обобщениям, оцениванию. Опрос по­зволяет регулировать усвоение учебного материала, подготавливает почву для последующего восприятия знаний. Преподаватель прове­ряет собственную работу, правильность применяемых методов.

Опрос является такой же полноценной частью занятия, как и объ­яснение.

Вопросы должны формулироваться таким образом, чтобы сту­денты видели конечную цель изучения темы, осознавали результаты собственной деятельности. Для этого следует руководствоваться тре­бованиями к составлению вопросов:

1) вопрос должен быть ясным, четким, без дополнительных разъ­яснений;

2) он должен касаться основных, решающих моментов темы, что­бы проникнуть в сущность изучаемых явлений;

3) активизировать мыслительную деятельность, развивать навыки высоких уровней познания.

Опрос может проводиться в начале занятия, в конце и даже в се­редине. Различают следующие виды опроса:

1) текущий связан с проверкой усвоения и закрепления того ма­териала, который непосредственно изучается;

2) обобщающий - опрос, подводящий итоги по текущей теме, разделу или курсу. Связан с повторением, углублением и обобщени­ем пройденного материала.

В зависимости от количества опрашиваемых субъектов опрос де­лят на индивидуальный, фронтальный и комбинированный.

Индивидуальный опрос состоит в следующем. Ставится вопрос перед группой и через некоторое время заслушивается ответ студен­та. Затем преподаватель предлагает дополнить и откорректировать ответ, если в этом есть необходимость. Преимущества индивидуаль­ного опроса состоят в том, что учащийся учится отвечать системно, структурированно, логически стройно, развивает языковую культуру. Однако при индивидуальном опросе пассивна почти вся аудитория, за исключением нескольких активных участников.

Фронтальный опрос охватывает проверкой многих учащихся, держит в напряженном внимании всех студентов, вырабатывает спо­собность к точному и краткому ответу, приучает к последовательно­сти и обоснованности изложения. Однако студенты не учатся развер­нутому ответу, где отрабатываются переходы от одной мысли к дру­гой, вскрывается вся глубина знания студента.

Комбинированный опрос предполагает одновременную работу группы студентов. Один отвечает устно, остальные письменно. При таком виде контроля охватывается большая студенческая аудитория и проверяется широкий диапазон знаний и умений. Затраты для пре­подавателя велики: охватить тему в целом и одновременно отобрать основные положения для проверки ограниченного диапазона знаний. Кроме этого он должен контролировать группу и тех, кто отвечает.

Способы опроса также различны, как и его виды. Например, бе­седа, упражнение, зачет, экзамен, эссе, тест. В беседе путем поста­новки системы вопросов проверяется пройденный материал и сту­денты подводятся к пониманию нового материала. Вопросы с раз­вернутыми ответами измеряют, как правило, ограниченный диапазон знаний, но требуют от учащихся анализа и организации информации, решения задач, использования других навыков высоких уровней по­знания. Узкие вопросы используются, когда требуется осветить ши­рокий диапазон знаний и получить конкретные ответы.

Экзамены проводятся в устной или письменной форме, иногда комбинированной. Это формы промежуточного и итогового контроля по дисциплине. Экзамен может выступать как итоговая форма контроля за весь период обучения.

Методические рекомендации к экзамену:

1) дополнительные вопросы задаются с целью уточнить знания, а значит, и оценку студента;

2) при обнаружении шпаргалки предлагается убрать источник; при повторном нарушении предлагается либо поставить «неудовле­творительно», либо заменить билет, либо провести индивидуальное собеседование по всей программе;

3) при пространном ответе, не по существу вопроса, следует задавать конкретные вопросы, чтобы четко обозначился уровень знаний;

4) если полный ответ не состоялся и студент молчит, ожидая под­сказки, надо предложить ему закончить ответ, чтобы не дать пищу для разговора о предвзятости преподавателя.

В процессе устного экзамена или зачета открыта возможность для корректировки отметки. Иногда это усложняет работу препода­вателя, так как студенты пользуются этой возможностью, выпраши­вая хорошие отметки.

Такой недостаток снимает письменная контрольная работа.

В учебном процессе все шире используются письменные работы: эссе и тесты. Существуют различные типы эссе с учетом определен­ный целей. В практике преподавания экономических дисциплин рас­пространены причинно-следственное, сравнивающее и аргументи­рующее эссе. В причинно-следственном эссе размышления сосредо­тачиваются на условиях, факторах или ситуации и оцениваются при­чины и полученный эффект. Например, при изучении темы курса по экономической теории «Рынок и рышочный механизм» можно пред­ложить студентам написать сочинение «При какой экономической системе я бы хотел(а) жить и почему?».

Сравнивающее эссе фиксирует сходство и различие предме­тов, явлений. Например: «Сравните командную и смешанную экономики».

Аргументирующее эссе обосновывает мнение относительно предмета исследования. В курсе методики преподавания экономиче­ских дисциплин студенты пишут сочинение на тему: «Использование модели активного обучения при разработке учебного курса».

Для каждого эссе следует предложить критерии оценки качества письменной работы. Например, сочинение оценивается по следую­щим критериям:

1) четкость передачи главной идеи;

2) организованность и продуманность мысли;

3) эффективность набора слов;

4) стройность и разнообразие предложений;

5) правильность орфографии и пунктуации.

В практике преподавания экономических дисциплин широко представлены тестовые задания.

 

3 Тест для определения результатов обучения

 

В экономических дисциплинах широко распространенной фор­мой контроля является тест. В дидактической литературе по-разному определяется понятие «тест». В педагогической теории измерения проводится различие между тестом, тестовым заданием и заданием в тестовой форме.

Задание в тестовой форме должно отвечать следующим требова­ниям:

• цель;

• краткость;

• технологичность;

• логическая форма высказывания;

• определенность места для ответов;

• одинаковость правил оценки ответов;

• правильность расположения элементов задания;

• одинаковость инструкции для всех испытуемых;

• адекватность инструкции форме и содержанию задания [1, с. 10-15].

Педагогически тест (англ. test - испытание, исследование) - это система параллельных заданий возрастающей трудности, специфиче­ской формы, которая позволяет качественно и эффективно измерить уровень и структуру подготовленности испытуемых.

Тест рассматривается как единство метода, результатов, полу­ченных определенным методом и интерпретированных результатов

[1, с. 19].

Тест состоит из тестовых заданий, которые отвечают требовани­ям к заданиям в тестовой форме и дополнительно:

1) известной трудности;

2) дифференцирующей способности (достаточной вариации тес­товых баллов);

3) положительной корреляции баллов задания с баллами по всему тесту [1, с. 17].

Все три понятия - задание в тестовой форме, тестовое задание и тест соответствуют трем основным этапам разработки педагогиче­ских тестов. Первый этап начинается с разработки заданий в тесто­вой форме. На втором этапе осуществляется статистическая проверка заданий с целью обоснования их в качестве тестовых. Третий этап - это разработка теста.

В педагогической практике используется иное определение теста. Тест - это контрольное задание, отражающее степень усвоения дея­тельности определенного уровня в сочетании с определенной систе­мой измерения и оценки качества усвоения.

Тест состоит из задания на деятельность данного уровня и этало­на. Эталон отражает полное и правильное выполнение действия. По эталону определяется число р - количество существенных операций, ведущих к решению теста. Если сравнить ответ студента по числу правильных операций А с эталоном р, то можно рассчитать коэффи- ^ А

циент усвоения: KL = р.

Этот показатель легко сопоставляется с любой шкалой оценки [3, с. 36-38]. В соответствии с европейскими образовательными стан­дартами при KL < 0,7 процесс обучения считается незавершенным и обучающийся обязан возвратиться к изучению данного учебного ма­териала. А при KL > 0,7 процесс обучения считается завершенным.

В соответствии с образовательными целями определяются уров­ни усвоения учебного материала: репродуктивный и продуктивный. Последние используются для конструирования различных типов тес­тов [3, с. 36-38]. Репродуктивный уровень предполагает узнавание (воспроизведение с подсказкой) и воспроизведение без подсказки знаний и умений. Приведем примеры тестов данного уровня по эко­номическим дисциплинам.

Тесты на узнавание: опознание, различение, классификация и со­ответствие.

Тест-опознание предполагает выделение объекта, его обозначе­ние и помещение в условие теста. Студент сличает объект, его обо­значение и делает выбор из альтернативы «да» - «нет». Например: монетарная рестрикция - это уменьшение предложе­ния денег:

 

Да Нет

 

Эталон: «Да», число операций в тексте р = 1.

Тест на различение - это избирательные тесты, выполняются в условиях, когда стоящие рядом варианты ответов затрудняют выбор правильного решения.

Например: отличие от конкурентной фирмы монополист:

а) может назначать любую цену на свой продукт;

б) может произвести любой объем продукции и продать ее по любой цене;

в) при данной кривой рыночного спроса выбирает комбинацию цены и объема выпуска, которая дает максимум прибыли;

г) сталкивается с совершенно эластичной кривой спроса.

Эталон: а) нет; б) нет; в) да; г) нет; где р= 4.

Тесты на классификацию и соответствие являются разновидно­стью тестов на различение. Например, соотнесите следующие типы маркетинга с состоянием спроса:

1) конверсионный; а) негативный;

2) развивающий; б) избыточный;

3) ремаркетинг; в) полный;

4) синхромаркетинг; г) колеблющийся;

5) поддерживающий; д) сниженный;

6) демаркетинг; е) формирующийся.

Эталон: 1) - а; 2) - е; 3) - д; 4) - г; 5) - в; 6) - б; (р = 6).

В практике тестирования используются фасетные задания, когда в задании используются два вопроса.

Пример:

Автор экономической теории

1) прав собственности;

2) общественного выбора;

а) Оливер Уильямсон;

б) Рональд Коуз;

в) Торстейн Веблен;

г) Джеймс Бьюкенен.

Эталон: 1б и 2г (р = 2).

Тесты на воспроизведение изучаемого материала предполагают отсутствие опоры на помощь или подсказку извне.

Тест-подстановка, в котором намеренно пропущены слово, фраза, формула или другой элемент текста.

Пример:

Задание: Перечислите недостающие признаки идеальной моде­ли - совершенной конкуренции.

Эталон: 1) множество продавцов и покупателей; 2) однородность товаров; 3) симметричность информации; 4) неограниченность дос­тупа на рынок; 5) независимость действий (р = 5).

Конструктивные тесты требуют самостоятельного создания ответа.

Пример:

Задание: Назовите основные организационно-правовые формы бизнеса.

Эталон: 1) единоличное владение; 2) партнерство; 3) корпорация (р = 3).

Тест «типовая задача» предполагает использование известной процедуры (правила, формулы, алгоритма) и получение необходимо­го ответа на поставленный в задаче вопрос.

Пример:

Задание. Предположим, производственная функция Q = 4KL0'5 (K = 12, L = 36).

Рассчитать средний физический продукт труда.

Эталон: 1) Q= 4-12-3605 = 288; 2) APL= ------- = 8 (р = 2).

При выполнении тестов репродуктивного уровня демонстрирует­ся знание способов деятельности применительно к изученным в про­цессе обучения ситуациям. Никакой новой информации студент не добывает. Такого рода тесты широко используются в предваритель­ном и текущем контроле.

Эвристическая деятельность может реализоваться, если требуется соответствующее предварительное преобразование или условия задачи, или самого правила. Речь идет о нетиповой задаче, нетиповом вопросе.

Пример: Проанализируйте влияние девальвации белорусского рубля на уровень ВВП.

Эталон: 1) выявить влияние девальвации на конкурентоспособ­ность белорусских экспортеров продукции; 2) определить влияние девальвации на цены импортируемых ресурсов; 3) представить мак­роэкономическое равновесие.

С учетом уровня сложности задания р увеличивается в несколько раз.

Если эвристическая деятельность ориентирована на решение но- выгс для студента ситуаций, то творческая - на получение объективно новой информации. В таких тестах отсутствует готовый эталон и о качестве его решения может судить только эксперт.

В учебном процессе по экономическим дисциплинам распро­странены тесты репродуктивного уровня. Такого рода тестирование имеет свои достоинства и недостатки. Преимущества тестов заклю­чаются в том, что с помощью последних охватывается широкий диа­пазон знаний и вся аудитория одновременно подвергается проверке на усвоение программного материала. Тесты легко оценивать. Пре­подаватель экономит время при их проверке.

Тесты имеют недостатки. Узость вопросов не позволяет раскрыть всей глубины знаний, ограничивает ответ обучаемого, недостаточно развивает логическую и языковую культуру. Тесты допускают уга­дывание.

Представляется, что в каждом конкретном случае в соответствии с образовательными целями преподаватель сам выбирает вид и фор­му опроса, которая адекватно отражает результаты образовательного процесса.

 

Вопросы для самопроверки

1. Каковы функции контроля в образовательном процессе?

2. Какие требования предъявляются к учебному контролю?

3. Назовите критерии определения качества знаний и навыков.

4. Чем отличается оценка от отметки?

5. Какие формы и методы контроля используются в учебном процессе преподавания экономических дисциплин?

6. Для чего нужен опрос?

7. По каким признакам классифицируют опрос?

8. Что собой представляет тестовое задание?

9. Структурируйте тестовые задания по уровню усвоения знаний, навыков и умений.

 

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.061 с.