Основные этапы конституционного развития России — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Основные этапы конституционного развития России

2017-06-26 424
Основные этапы конституционного развития России 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Первая Конституция России (в собственно юридическом смысле) была принята 10 июля 1918 г., хотя и до этого времени в России были известны такие акты конституционного значения как Манифест от 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка».

Победа Октябрьской революции 1917 г. в России привела к смене общественно-экономической формации, приходу к государственной власти новой политической силы. Это обусловило необходимость разработки и принятия конституции социалистического типа. Первая Советская Конституция была принята 10 июля 1918 года V Все­российским съездом Советов. Она закрепляла:

- диктатуру пролетариата и полновластие Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, устано­вление социалистической собственности на средства и орудия производства и ликвидацию эксплуатации чело­века человеком;

- установление полного национального равноправия и права наций на государственное самоопределение;

- создание новой системы государственных органов и принципов их организации и деятельности, равноправие трудящихся.

Конституция РСФСР 1918 года носила четко выраженный классовый характер, являлась средством юридического закрепления диктатуры пролетариата, полновластия трудящихся, руководимых рабочим классом. Она явилась образцом для конституций других независимых советских республик: Белорусской (1919 го­да), Украинской (1919 года). Азербайджанской (1921 года), Армянской (1922 года), Грузинской (1922 года). Конституция РСФСР содержала в себе серьезные предпосылки для последующего объединения республик в федеративное государство – СССР.

После образования Союза ССР в 1922 году на основе Декларации и Договора об образовании СССР была принята первая Конституция СССР 1924 года, а на ее основе Всероссийский съезд Советов 11 мая 1925 г. принимает новую Конституцию РСФСР 1925 года. Это была конституция одного из субъектов советского государства, закреплявшая факт вхождения России в СССР на федеративных началах и передачи ему части своих полномочий. Даль­нейшее конституционное развитие России шло на основе общесоюзной Конституции и в строгом соответствии с ней.

В середине 30-х годов в Советском Союзе было провозглашено построение основ социа­лизма. Социалистические общественные отношения ста­ли господствующими в экономике, политике, социально-культурной области. Вполне очевидно, что эти изменения требовали конституционного закрепления. В декабре 1936 года VIII Чрезвычайный съезд Советов СССР принял новую общесоюзную Конституцию, на основе которой в 1937 году была принята новая Конституция РСФСР. Оба документа отразили факт победы социализма в стране; закрепили господство социалистической системы хозяйства и социалистической собственности на орудия и средства производства; провозгласили перерастание государства диктатуры пролетариата в общенародное государство; установили конституционный принцип равенства граждан, отменили все ограничения избирательных прав; ввели новую систему представительных органов государственной власти; расширили конституционно закрепленный круг прав и свобод граждан. С точки зрения современного конституционализма и юридической техники эти конституции являлись прогрессивными. Однако, «де факте» служили юридическим прикрытием совершавшихся в стране в данный период политических репрессий[11].

Последней конституцией Советской России стала Конституция РСФСР 1978 года, созданная на основе Конституции СССР 1977 года. В отличие от своих предшественников это был весьма политизированный и идеологизированный документ, поскольку в ст. 6 закреплял руководящую и направляющую роль КПСС (авангард всего народа) в жизни общества. Государство при этом определялось как общенародное, а общество – как развитое социалистическое (преамбула). Однако, в целом это был неплохой закон, поскольку в нем действительно содержались концептуальные программные положения, фиксировались, причем недвусмысленно, цели и задачи, функции государства. Стоит отметить, что Конституция 1978 года со всеми ее плюсами и минусами послужила основой для разработки текста очередной Конституции России.

12 декабря 1993 года путем всенародного голосования была принята новая Конституция Российской Федерации, которая ознаменовала начало нового этапа конституционного развития нашей страны. Необходимость принятия этой конституции была обусловлена коренными преобразованиями в жизни российского общества. Сущность этих преобразований состоит в переходе от социалистической системы хозяйства к рыночной экономике, от авторитарной и монопартийной политической системы к политическому плюрализму и многопартийности.

Однако не стоит забывать о том, что Конституция РФ 1993 г. самая драматичная, поскольку «рождалась» в условиях острейшего политического кризиса, в условиях человеческих жертв.

История создания основного закона «нового» российского государства началась в 1990 г. I Съезд народных депутатов РСФСР принял постановление об образовании Конституционной комиссии для разработки новой Конституции России. Председателем комиссии стал Б.Н. Ельцин (в то время Председатель ВС РСФСР), его заместителем Р.И. Хасбулатов (в тот момент первый зам Председателя ВС РСФСР) и ответственным секретарем – Олег Германович Румянцев. Для работы над проектом Конституции была сформирована рабочая группа, в состав которой вошли депутаты от разных фракций: Л.Б. Волков, С.А. Ковалев, А.В. Ковлягин, И.В. Федосеев, Ф.В. Цанн-Кай-Си, В.Л. Шейнис, а также эксперты: Е.А. Данилов, В.Д. Зорькин, В.А. Кикоть, В.И. Лафитский, Л.С. Мамут, Б.А. Страшун. Первый проект был подготовлен уже к осени 1990 г. Сразу же развернулось его широкое обсуждение в СМИ, в государственных органах, учебных и научных учреждениях. Работа Конституционной комиссии продолжалась до событий октября 1993 г., при этом, текст проекта постоянно дорабатывался. Наряду с Конституционной комиссией над альтернативными проектами Конституции трудились различные рабочие группы. После того как Б.Н. Ельцин был избран на пост Президента РСФСР, он выступил со своим собственным проектом Конституции, обосновав данное решение в Указе от 12 мая 1993 г. «О мерах по завершению подготовки новой Конституции Российской Федерации». В тот же день Президент РФ издал Указ «О созыве Конституционного совещания и завершении подготовки проекта Конституции Российской Федерации». Речь шла по сути о доработке президентского проекта Конституционным совещанием. В качестве реакции Верховный Совет РФ сформировал комитет по конституционному законодательству. Эти события только усугубили противостояние между ВС РФ и Президентом России, но что особенно – раскололи состав рабочей группы Конституционной комиссии, которая продолжала свою работу: большая часть экспертов и некоторые депутаты перешли на сторону Президента России и приняли участие в работе Конституционного совещания. Таким образом, состязательность между проектами Конституции фактически стала формальной, что подтвердили дальнейшие события. Работа Конституционного совещания (на заключительном этапе в составе двух палат – Государственной и Общественной) продолжалась до начала июля 1993 г. 12 июля 1993 г. проект был одобрен Президентом РФ. Так получилось, что примерно в эти же дни свою версию представила и Конституционная комиссия. Оба проекта были направлены в регионы для согласования. Результаты оказались неожиданными - большинство регионов поддержали проект Конституционной комиссии. Б.Н. принял решение о согласовании проектов, подписав соответствующее распоряжение от 8 сентября 1993 г. Согласительный процесс оказался недолгим. 21 сентября 1993 г. Б.Н. Ельцин издал печально известный Указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» и «Обращение к гражданам России». Указ прерывал осуществление законодательной, исполнительной и контрольной функций Съезда народных депутатов и Верховного Совета. До начала работы нового парламента – Федерального Собрания РФ – и выполнения им соответствующих функций надлежало руководствоваться указами Президента и постановлениями Правительства. В таких условиях проект Конституционного совещания по сути превратился в безальтернативный. ВС РФ в своем постановлении оценил действия Президента (издание Указа «№ 1400») как государственный переворот. Дальнейшие события хорошо известны – уже 3 октября пролилась первая кровь, а 4 октября здание Верховного Совета было обстреляно танками, а руководство ВС – арестовано. В Москве на некоторое время было введено чрезвычайное положение. Президент РФ сконцентрировал всю полноту власти в своих руках и работа над проектом Конституции возобновилась. Естественно, о проекте, подготовленном Конституционной комиссией, равно как и о других проектах речи уже не шло. 15 октября 1993 г. Президент РФ издал Указ «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации», в котором был назначен день проведения голосования – 12 декабря.

12 декабря 1993 года состоялся референдум по принятию новой Конституции Российской Федерации. В нем приняло участие 58 187 755 зарегистрированных избирателей (54,8% от общего числа). За принятие Конституции из них проголосовало 32 927 630 избирателей (58,4%), против – 23 431 333 (41,6 %), что означа­ло принятие Конституции Российской Федерации. Фактически «за» Конституцию России проголосовала лишь четверть россиян[12]. Кроме того, по данным социологов «на референдум шли люди, в подавляющем большинстве не только не читавшие, но и не державшие в руках текст новой Конституции». Таких было более 50 % населения[13].

Вопрос 3. Конституция РФ: свойства, функции, структура

Как известно, Конституция любого государства с точки зрения ее сущности и предназначения является отражением объективных процессов обще­ственного развития, отражением сложившегося в обществе реального соотношения политических сил. Принципиальные изменения этого соотношения неизбежно влекут за собой изменения в содержании основного закона. Принципиально новые положения содержатся и в Конституции Российской Федерации 1993 года. В виду ограниченности жанра настоящей работы, перечислим и кратко охарактеризуем только основные из них.

По-новому закреплены основополагающие принципы общественного устройства, которые сформулированы в главе 1 «Основы конституционного строя». Нормы, содержащиеся в этой главе, практически полностью деидеологизированы в отличие от ранее действовавших аналогичных норм советского периода. Можно сказать, что большинство норм, образующих в совокупности первую главу – сплошные конституционные новшества. Практически любая норма первой главы наполнена новым «духом» и «буквой» закона. Например:

- Российская Федерация провозглашается демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления (ст. 1);

- носителем суверенитета и единственным источником власти объявлен многонациональный народ России (ст. 3);

- важнейшей составляющей конституционного строя становится признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, при этом, соблюдение и защита прав и свобод являются обязанностью государства (ст. 2).

- впервые в государственно-правовой практике закреплен принцип разделения властей (законодательная, исполнительная и судебная ветви), отвергавшийся советскими политиками в принципе (ст.10).

- впервые закреплено положение об особой защите государственной власти. В ст. 3 подчеркивается: «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону».

- в целях недопущения господства той или иной идеологии в обществе Конституция Российской Федерации 1993 года устанавливает принцип идеологического многообразия. Согласно ст. 13 «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Этот принцип дополняется признанием многопартийности, установлением равенства обществен­ных объединений перед законом и др.

Все положения, включенные в содержание главы 1 Конституции Российской Федерации, составляют основы конституционного строя Российской Федерации и находятся под повышенной правовой охраной даже по срав­нению с другими нормами Конституции. В частности, установлено, что никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя. Кроме того, предусмотрен особый поря­док изменения этих положений, которые не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.

Структура конституции РФ. В структурном отношении Конституция 1993 г. довольно традиционна, поскольку включает в себя, так же как и большинство конституций зарубежных стран преамбулу, 2 раздела, 9 глав, 137 статей (их составные части или «пункты»). Если говорить о содержании конституционных глав, то они, как и в большинстве стран, содержат в себе нормы, закрепляющие (регулирующие, охраняющие):

1. Основы конституционного строя (Глава 1);

2. Права и свободы человека и гражданина (Глава 2);

3. Государственно-территориальное (федеративное) устройство России Глава 3);

4. Основы организации, функционирования и взаимодействия органов государственной власти (Главы 4-7) – Глава 4 Президент Российской Федерации; Глава 5 Федеральное Собрание; Глава 6 Правительство Российской Федерации; Глава 7 Судебная власть.

5. Конституционные основы местного самоуправления (Глава 8).

6. Порядок внесения поправок или пересмотра Конституции (Глава 9).

Конституция как политико-юридический документ выполняет определенные функции, которые раскрывают ее социальное назначение и характеризуют основные направления ее воздействия на общественные отношения. С учетом сказанного выше, можно сделать вывод о трех важнейших функциях Конституции: юридической, политической и идеологической.

Юридическая функция Конституции заключается в том, что она, будучи основным законом, является важнейшим источником права, нормы которого обладают высшей юридической силой и лежат в основе, «цементируют» всю систему правового регулирования.

Политическая функция Конституции заключается в том, что политический процесс, в котором участвуют так или иначе все политические силы, осуществляется на основе правил, установленных Конституцией. Политика, политический процесс – это борьба. А Конституция – это свод правил, в пределах которых возможна политическая борьба[14].

Идеологическая функция Конституции заключается в том, что она выступает средством идеологического, духовного, воспитательного воздействия. Конституция играет большую воспитательную роль, устанавливая основы взаимоотношений государства и человека, государства и общества, базирующиеся на их взаимной ответственности.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.