Связи туризма с системой знаний об окружающей среде и обществе — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Связи туризма с системой знаний об окружающей среде и обществе

2017-06-26 403
Связи туризма с системой знаний об окружающей среде и обществе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Три блока явлений/факторов, управляющих развитием туризма: природа, техника, общество. Ключевые компоненты этих блоков и изучающие их дисциплины, содержание и роль которых важно знать менеджерам экотуризма. Природоохранная функция экотуризма. Экотуризм и национальные парки. Основы российского природоохранного законодательства.

История экотуризма и его место в мировом туризме Критика негативных сторон развития массового туризма в экологическом и социальном аспектах. «Балеаризация» — оборотная сторона испанского туристского бума. Прямой и косвенный ущерб, нанесенный природе Африки охотничьими турами. Туризм как один из факторов экологического и социального кризиса в Альпах. Факторы формирования экотуризма. Первые эколого-туристские инициативы природоохранных организаций. Формирование эколого-туристских союзов и обществ. Появление специализированных туроператоров. Распространение экологичных технологий в индустрии туризма. Национальные и международные ведомства и организации.

Социальная и экономическая роль экотуризма Обеспечение полноценного и здорового отдыха как одна из приоритетных задач экологически ориентированного туризма. Познавательная и воспитательная функции экотуризма. Экотуризм как фактор экологически и социально устойчивого регионального развития. Экотуризм и устойчивый туризм — характерные примеры. Страны -лидеры в развитии современного экотуризма, австралийская и западноевропейская модели.

Эколого-туристские технологии

Механизмы воздействия туризма на окружающую среду. Отель, пансион, дом отдыха, турбаза, кемпинг как фокус туристской индустрии и как один из ключевых объектов ее экологизации. Строительные материалы и архитектура, обустройство территории, экологические тропы. Туристские перевозки и экологизация транспорта. Ресурсосбережение в туризме (вода, энергия, территория и др.). Экологичность продуктов питания. Устранение отходов, борьба с шумом. Туристское снаряжение.

Формирование эколого-туристского продукта Выявление предпосылок и рамочных условий. Эколого-социологический анализ, определение целевых групп, выбор адекватного типа продукта и постановка задач по его формированию. Построение тура или экскурсии (разработка маршрута, программы, содержания мероприятий и т.д.) в соответствии с критериями, определяющими экологичность турпродукта. Примеры из практики. Определение стоимости тура с учетом его экологических компонентов.

Экологические аудит и сертификация

Национальные и международные нормы состояния окружающей среды и допустимого воздействия на среду как база для экологического аудита. Экологические требования к осуществлению туристской деятельности. Принципиальная схема проведения аудита: его объекты и основные этапы. Технология аудита. Экологический аудит отелей. Аудит как путь к сертификации. Статус экологического сертификата в туризме. Объекты сертификации и их особенности. Подбор критериев для сертификации: опыт применения и общественный резонанс экологической сертификации в туризме.

Эколого-туристский менеджмент

 

Две основные проблемы эколого-туристского менеджмента, их конфликтность и необходимость компромисса. Эколого-туристский менеджмент в контексте регионального планирования и управления ресурсами. Построение системы менеджмента с учетом его генеральных задач. Специальные аспекты экологического менеджмента в основных сферах туристской деятельности и подразделениях туристских предприятий. Ключевые компоненты. Стратегическое планирование эколого-туристских программ и формирование экологической политики фирмы. Экологически ориентированная реклама туристского продукта.

Экологическая культура и будущее человечества

 

Окружающая среда на рубеже тысячелетий — глобальные проблемы человечества, концепции и модели развития. Формирование и содержание экологической культуры. Российская эколого-культурная традиция. Современная ситуация и перспективы для нашей страны и мира. Возможная роль экотуризма. Эколого-культурный туризм.

 

Глобализация современного туризма

и экологический императив

 

Туризм как глобальное явление и источник проблем: место в мировой экономике, темпы роста, масштабы социального и экологического воздействия. Преобладающие ныне глобальные тенденции. Продуктивные контр тенденции, адекватные экологическому императиву. Пределы развития экологического туризма в его узой трактовке.

Перспективы развития экотуризма в России

Эколого-туристские ресурсы России: их основные виды, включая природные, эколого-культурные и инфраструктурные. Региональная характеристика ресурсного потенциала, особенности природного и культурного наследия. Действующие и развивающиеся эколого-туристские предприятия, программы и проекты. Перспективные регионы, объекты и направления деятельности. Примеры и возможности международного сотрудничества. Российский потенциал на мировом рынке. Насущные проблемы и пути их решения.

ПЛАН ЛЕКЦИЙ И СЕМИНАРОВ

№ п/п Темы лекций Часы Темы семинаров Часы
  Экология и экологический подход. Базовые представления   Связи туризма с науками об окружающей среде и обществе  
  Содержание и формы экологического туризма (экотуризма)   Анализ путешествий студентов  
  История экотуризма и его место в мировом туризме. Роль национальных парков   Балеаризация» и другие примеры развития туризма. Слайды  
  Социальная и экономическая роль экотуризма   Баварская община Хинделанг. Национальный парк «Куршская коса». Слайд ы  
  Экология человека. Базовые, представления   Медико-экологическая информация для туристов и туроператоров  
  Эколого-туристские технологии — краткий обзор   Экологичны ли ваше жилье и жизнь?  
  Формирование эколого-туристского продукта   Оценка ресурсов московских парков. Анализ составленных студентами анкет  
  Экологические аудит и сертификация в туризме   Анализ студенческих отчетов о посещении туристской выставки  

 

  Эколого-туристский менеджмент. Генеральные задачи и инструменты   Разработка контрольных листов аудита и экологической программы для турфирмы (отеля)  
  Экологическая культура и будущее человечества   История цивилизаций и «вторая природа». Слайды  
  Глобализация в современном туризме и экологический императив   Региональная природная и культурная диверсификация. Слайды  
  Экологический туризм в городе. Потенциал Москвы   Городская экологическая экскурсия. Заказник «Воробьевы горы»  
13 России   Экскурсия в Музей землеведения МГУ и лекция о природе      
  Перспективы развития экотуризма в России   Ранжирование экотуристских регионов России  

 

 

Задания для самостоятельной работы

 

1. Отчет по теме «Мой летний отдых» или «Мои летние впечатления»

В отчете необходимо отразить ваши оценки того, насколько экологичными были ваш тур, или поездка, или пребывание где-либо во время летних каникул. Следует обратить внимание на организацию и содержание тура/поездки с позиций экотуризма и на экологическую ситуацию в той местности, где вы провели летнее время. Объем отчета — от 2 до 5 страниц. Срок сдачи — вторая декада октября.

2. Отчет о посещении выставки «Отдых» или иной туристской выставки.

Задание по работе на выставке и по структуре отчета прилагается. Объем отчета — от 3 до 6 страниц. Срок сдачи — третья декада октября.

3. Разработка эколого-социологической анкеты для опроса посетителей какого-либо из московских парков (или музея-усадьбы и т.п., расположенного недалеко от вашего дома или вам известного).

Образцы — анкета опроса местных жителей на территории и в окрестностях национального парка «Мещера», а также список тематических блоков для разработки анкеты на примере парка «Сокольники» (см. главу 11). Объем анкеты — от 2 до 4 страниц. Срок сдачи — вторая декада ноября.

4. Заполнение таблицы «Ранжирование регионов России по перспективам организации экотуров для туристов-москвичей»

Таблица для заполнения прилагается. Ваши оценки характеристик таблицы по всем указанным в ней регионам будут рассматриваться как экспертные. Если они вызовут у преподавателя вопросы, вы должны быть готовы их обосновать. Срок сдачи — первая декада декабря.

 

5. Курсовая работа

Работа может быть написана по выбору на одну из двух тем:

1) характеристика эколого-туристского потенциала какого-либо из районов, или городов, или регионов России. Общие принципы описания потенциала излагаются в главе 6, § 6.1 [см. также: Дроздов; Экотуризм на пути в Россию];

2) развернутая программа экологического тура или экскурсии, разработанная вами в соответствии с принципами экотуризма (источником могут служить литературные и иные материалы, заимствованные

разрешенным способом, но ваш личный вклад должен быть очевиден). Объем работы — от 5 до 7 страниц. Срок сдачи — вторая декада декабря.

Примечание. Все работы должны быть правильно оформлены: необходимо указывать название работы, автора, составить оглавление, пронумеровать страницы, привести список использованных источников.

Приложение к заданию 2

Общая часть

1. Ознакомиться с планом размещения стендов и списком участников выставки. Выбрать приоритетные стенды — по региональному признаку, по тематике, составить список тех, которые непременно следует посетить. Обязательно включить в список для посещения стенды, на которых представлена турпресса, а также другие информационные стенды и стенды учебных заведений. Не пропустить те, на которых продается или распространяется туристская литература.

2. Знакомясь с избранными для посещения фирмами (стендами),

выяснить

• «обслуживает» ли фирма какой-либо один (два-три) излюбленный регион, специализируется ли на определенном виде туров или

предлагает программы различного типа;

• действует ли она как турагент или как туроператор;

• сотрудничает ли с региональными администрациями, входит ли в какие-либо ассоциации, имеет ли постоянных партнеров по туруслугам (отели, перевозчики и т.п.);

• имеет ли филиалы и отделения в различных регионах.

3. Обратить внимание на турпредприятия, не являющиеся турагентами или туроператорами, но предлагающие те или иные услуги —

размещение, перевозки, снаряжение и т.п.

Специальная часть

4. Выявить фирмы и предприятия, предлагающие внутренний туристский продукт, обладающий той или иной мерой экологичное (по объектам, по технологиям, по программам). Обратить особое внимание

на региональные фирмы и предприятия (базы отдыха, пансионаты и т.п.). Охарактеризовать виды экологически ориентированных туров (программ), предлагаемых фирмой.

5. То же, но применительно к выездному туризму. В этом случае важно выяснить, предлагаются ли в дополнение к стандартным пляжным и тому подобным турам услуги эколого-туристской ориентации

(например, экскурсии) и учитывается ли каким-то образом экологическая благоприятность (неблагоприятность) местности, в которую направляются туристы — например, в рекламе, в цене и т.п.

6. Выявить фирмы, заинтересованные в организации недорогих молодежных образовательных туров.

Необходимо собрать адреса фирм и программы туров, выявить потенциальную заинтересованность фирм в проведении практики студентов.

По результатам посещения выставки каждый студент пишет отчет, характеризующий как специально исследованный стенд (стенды), так и выставку в целом. В отчете должны присутствовать систематизированные сведения по позициям 2, 3, 4 и 5 и общая характеристика выставки. Отчеты будут рассмотрены на семинаре, посвященном итогам посещения выставки.

Приложение к заданию 3

Разработайте анкету с конкретными вопросами для конкретного парка, расположенного поблизости от вашего дома или вам известного, подробно отразив в этих вопросах содержание всех рекомендуемых тематических блоков.

Предложите схему анализа результатов опроса с тем, чтобы использовать их для планирования экологических экскурсий и акций в избранном вами парке.

 

Приложение к заданию 4

Свойства каждого региона оцениваются по пятибалльной шкале, оценки суммируются, по сумме баллов устанавливается ранг региона. В таблице в качестве примера представлены оценки, выполненные конкретным экспертом

 

Примечания: Значения баллов: 1 — худшие показатели, 5 — лучшие. Ранги: 1 — высший, 4 — низший.

Ранг Название региона Количество охраняемых территорий Разнообразие ландшафтов Доступность по стоимости проезда Инфраструктура Экологическая

и климатическая благоприятность Популярность в последние годы Сумма баллов

2 Алтайский 5 4 3 2 5 3-4 2-3 24,5

4 Арктический 1 2 2-3 1 5 1 1 14

2 Байкальский 5 4 3 2 5 3 2-3 24

2 Дальневос-точный 4 4 2 3 4-5 4 2 23,5

4 Камчатский 1 4 1 1 5 2 1 15

1 Кавказский 3 5 3-4 4 3-4 5 4-5 28

3 Уральский 2 3 3-4 3 2 4 3 20,5

3 Северо-Европейс-кий 2 3 3-4 3 3 3 4 21

3 Центрально-Европейс-кий 2 1 5 3 1 4 3 21

 

Пример: краткая характеристика Байкальского региона

Байкальский регион, включенный ЮНЕСКО в список объектов мирового природного наследия, в эколого-туристском аспекте характеризуется следующими особенностями:

• высочайшей степенью аттрактивное, чрезвычайным биологическим и экосистемным разнообразием и уникальностью — в экосистеме озера из 1200 имеющихся видов более 1000 эндемичны, здесь соседствуют речные, озерные, лесостепные, таежные и тундровые, малоизмененные ландшафты гор и малых низменностей, а также сравнительно небольшие ареалы интенсивного хозяйственного освоения;

• значительным количеством особо охраняемых территорий; эколого-культурную ценность представляют небольшие территории традиционного природопользования и оригинальные инженерные сооружения (Кругобайкальская железная дорога);

• биоклиматической благоприятностью в летний период и существенными ограничениями зимой;

• удаленностью от центров формирования спроса и слабой инфраструктурной обеспеченностью, также ограничивающими эколого-туристский потенциал; вместе с тем наличие специалистов и опыта реализации эколого-туристских программ, а также мировая известность региона содействуют определенным успехам в развитии экотуризма на Байкале.

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что такое экология? Дайте ее определение, опишите ее предмет, задачи и структуру.

2. Как организована экосистема? Охарактеризуйте ее трофическую структуру, потоки биомассы и энергии.

3. Каковы положение и роль человека в биосфере в прошлом и в настоящем?

4. Что такое биологическое разнообразие и в чем смысл его сохранения?

5. Чем различаются австралийская и западноевропейская модели экотуризма? Каковы их базовые принципы?

6. Какие вы знаете формы экотуризма? Охарактеризуйте их особенности.

7. На чем основана экологическая критика стандартного массового туризма (приведите примеры)?

8. Как организовано мировое эколого-туристское сообщество? Назовите и охарактеризуйте основные структуры.

9. Какие страны лидируют в настоящее время в развитии экологического туризма? Какую долю составляет экотуризм в мировом туризме (а также в отдельных странах) по финансовому обороту? Каковы тенденции?

10. На чем основана общность целей экотуризма и охраны природы?

11. В чем состоит прямая экономическая выгода развития экотуризма для местного населения? Каковы косвенные выгоды?

12. Охарактеризуйте предмет и основные задачи экологии человека.

13. Как связаны демографические процессы и состояние окружающей среды в странах с различными социально-экономическими условиями?

14. Опишите социальное значение экотуризма, выделяя роль стран-доноров и стран-реципиентов.

15. Охарактеризуйте механизмы воздействия туризма на окружающую среду. Какие из них наиболее значимы для западноевропейских стран? Для стран Африки? Для приморских курортов?

16. Назовите и кратко охарактеризуйте основные эколого-туристские технологии.

17. Что такое допустимая рекреационная нагрузка на ландшафт и как она определяется?

18. Что такое экологические тропы и как они прокладываются?

19. Какие из форм туризма наиболее и какие наименее ресурсоемкие? Укажите примерные соотношения в потреблении воды между различными подразделениями крупного отеля.

20. Расположите используемые в туризме транспортные средства в ряд по увеличению их экологичности. По каким критериям оценивается экологичность транспорта?

21. По каким показателям можно судить о мере экологической благоприятности или неблагоприятности той или иной местности?

22. Каковы содержание и специфика территориального планирования в целях осуществления эколого-туристских программ?

23. Каковы основные этапы формирования эколого-туристского продукта?

24. Как следует строить и как использовать в планировании турпродукта эколого-социологические опросы?

25. Чем определяется цена на эколого-туристские услуги?

26. Каковы основные цели и этапы экологического аудита в туризме? Какие экологические сертификаты в туризме вам известны?

27. Как строятся и используются «контрольные листы» эколого-туристского аудита?

28. По каким экологическим критериям следует сертифицировать туристские сооружения, транспорт, маршруты, рекреационные местности?

29. В чем конфликтность двух основных проблем менеджмента в экотуризме? Каковы пути к компромиссу? Охарактеризуйте генеральные задачи экоменеджмента в туризме.

30. Каковы основные инструменты (ключевые компоненты) менеджмента в экотуризме?

31. Что такое эколого-туристские кодексы и каковы их основные типы?

32. Чем обусловлено возникновение глобальных экологических проблем человечества? Кратко охарактеризуйте основные из них.

33. Как формируется экологическая культура и каковы три ее основных компонента? Каким может быть вклад туризма в формирование экологической культуры?

34. В чем заключается концепция «устойчивого туризма»?

35. Каковы масштабы социального и экологического воздействия мирового туризма на окружающую среду? Опишите две основные противоборствующие тенденции в туризме, обусловленные его глобализацией.

36. Какие страны и регионы, на ваш взгляд, имеют наилучшие шансы противостоять негативным последствиям глобализации туризма? Каково положение России на мировом эколого-туристском рынке?

37. Сравните эколого-ресурсный потенциал северного, западного, южного и восточного секторов Подмосковья.

38. Назовите основные категории системы особо охраняемых природных территорий России. Какие из них предназначены для развития туризма?

39. Охарактеризуйте российские правовые основы охраны природы в туризме.

40. Какие формы экотуризма могут получить преимущественное развитие в России? Назовите три региона России, наиболее перспективные для экотуризма. Объясните свой выбор.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ

1. Анализ основных тенденций развития и форм экотуризма в различных странах и регионах.

1.1. Сравнительный анализ форм и стратегий развития экотуризма в разных странах (например, в Германии и Австралии).

1.2. Развитие экотуризма в национальных парках России: потенциальные возможности и современная практика.

2. Выявление эколого-ресурсного потенциала различных регионов и стран.

2.1. Эколого-туристские ресурсы и современное предложение эколого-туристского продукта в популярном эколого-туристском регионе (например, в Бразилии).

2.2. Районирование Московской области по эколого-туристскому потенциалу.

3. Образовательные программы в рамках эколого-туристскои деятельности.

3.1. Содержание и методика построения эколого-образовательных экскурсий выходного дня для школьников (на примере...).

3.2. Разработка экологической проблематики туристского похода в детском летнем лагере (на примере...).

3.3. Программа обучения гидов-экологов для национального парка (на примере...).

4. Формирование эколого-туристского продукта различных типов и применение принципов и методов туро рейтинга в экотуризме.

4.1. Проект организации молодежных экологических туров (например, во Францию).

4.2. Эколого-культурная программа выходных дней на территории Московской области (например, в Чеховском и Серпуховском районах).

5. Выявление целевых групп и другие аспекты маркетинга в экотуризме.

5.1. Эколого-социологическое изучение спроса на услуги фирмы (на примере...).

5.2. Разработка анкеты и проведение эколого-социологического опроса посетителей национального парка (на примере...).

6. Информационное обеспечение экотуризма.

6.1. Содержание и способы представления наглядной информации на экологической тропе (на примере...). Проект описания тропы и

буклета.

6.2. Разработка правил поведения туристов в национальном парке (на примере...).

7. Анализ влияния туризма на окружающую среду и разработка эко-технологий для туристских предприятий разного профиля.

7.1. Состояние экосистем в сфере влияния рекреационных предприятий и программа экологизации их деятельности (на примере...).

7.2. Проект организации замкнутого водопользования для рекреационной территории (на примере...).

8. Экономический анализ и бизнес-планирование в экологическом туризме.

8.1. Стоимость экологических компонентов турпродукта и ее учет в бизнес-плане турфирмы (на примере...).

9. Экологические аудит и сертификация в туризме.

9.1. Схема и содержание экологического аудита для дома отдыха (на примере...).

9.2 Критерии экологической сертификации музея-усадьбы (Архангельское, Абрамцево, другие подобные объекты).

10. Территориальное планирование в экологическом туризме.

10.1. Проект организации участка мирового природного и культурного наследия на территории Звенигорода и его окрестностей в целях развития эколого-культурного туризма.

10.2. Эколого-туристский каркас для Рузского района Московской области.

11. Разработка программ экологического менеджмента для турфирм

и для рекреационных территорий различной специализации.

11.1. Экостратегия российской фирмы, специализирующейся на въездном туризме.

 

КВЕБЕКСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПО ЭКОТУРИЗМУ

В рамках Международного года гор и экотуризма (2002), объявленного Организацией Объединенных Наций, под эгидой Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и Всемирной туристской организации (ВТО), 19—22 мая в Квебеке (Канада) при поддержке Управления по туризму Квебека (Тоитте Quebec) и Канадской туристской комиссии был проведен Всемирный саммит по экотуризму. В нем приняли участие более 1 тыс. делегатов из 132 стран, представляющих государственный, частный и неправительственный секторы.

Квебекский саммит явился кульминационным мероприятием, подводящим итоги проведенных в 2001 и 2002 гг. 18 подготовительных заседаний, в которых приняли участие более 3 тыс. представителей национальных и местных правительств, включая туристские, экологические и другие администрации, частные экотуристские предприятия и их ассоциации, неправительственные организации, учебные заведения, консультанты, межправительственные организации, а также представители коренных народов и местных сообществ.

В принятой на Саммите декларации обобщены результаты подготовительного процесса и дискуссий на самом Саммите. Несмотря на то что он является итогом многостороннего диалога всех участников экотуристского процесса, его нельзя рассматривать как окончательный документ. Его основная цель — определение программы дальнейших действий и предложение комплекса рекомендаций для осуществления экотуристской деятельности в контексте устойчивого развития.

Участники Саммита заявили, что Всемирный саммит по устойчивому развитию (ВСУР), который пройдет в августе/сентябре 2002 г. в Йоханнесбурге, станет ключевым мероприятием для определения международной политики в этой области на ближайшие 10 лет, и подчеркнули, что устойчивость туризма как ведущей отрасли должна стать приоритетом на ВСУР в связи со способностью туризма содействовать борьбе с бедностью и охране экосистем, которым грозит опасность. В этой связи участники Саммита обращаются к ООН, ее органам и правительствам-членам с призывом о распространении на ВСУР нижеследующей Декларации и других итогов Всемирного саммита по экотуризму.

Участники Всемирного саммита по экотуризму, осознавая ограниченность этого консультативного процесса для учета многообразия мнений всех участников туристского процесса, заинтересованных в развитии экотуризма, в особенности неправительственных организаций (НПО) и местных и коренных сообществ, признают, что экотуризм строится на принципах устойчивого туризма с учетом его воздействий на экономическую, социальную и природную среду. Экотуризм также включает в себя следующие специфические принципы, которые отличают его от более широкой концепции устойчивого туризма:

а) активное содействие сохранению природного и культурного наследия;

b) привлечение местных и коренных сообществ к планированию, развитию и осуществлению экотуристской деятельности, которая способствует повышению их благосостояния;

с) разъяснение туристам значения природного и культурного наследия посещаемых турцентров;

d) направленность на индивидуальных путешественников и организованные туристские группы небольшого размера.

 

Участники Саммита:

Признают, что туризм связан со значительными и сложными воздействиями социального, экономического и экологического характера, которые могут как приносить выгоды, так и наносить ущерб окружающей среде и местным сообществам,

Учитывают возрастающий интерес людей к поездкам на природу, как на суше, так и на море,

Признают, что экотуризм играет ведущую роль во внедрении практик устойчивости в туристском секторе,

Подчеркивают, что экотуризм должен содействовать повышению устойчивости всей туристской индустрии путем обеспечения экономических выгод для принимающих сообществ, активного содействия охране природных ресурсов, культурной интеграции принимающих сообществ и повышения информированности путешественников о необходимости охраны природного и культурного наследия,

Признают культурное разнообразие природных территорий, в особенности благодаря историческому присутствию местных и коренных сообществ, многие из которых сохранили свой образ жизни и традиции, на протяжении многих столетий подтвердившие свою устойчивость,

 

Отмечают, что финансирование защиты и управления биологически разнообразными и культурно насыщенными охраняемыми территориями является во всем мире недостаточным,

Признают, что устойчивый туризм может быть одним из основных источников доходов для охраняемых территорий,

Признают далее, что многие такие территории являются местом проживания людей, занимающихся сельским хозяйством, которые часто живут в бедности и не имеют адекватного медицинского обслуживания, а также испытывают недостаток в учебных заведениях, коммуникациях и другой инфраструктуре, необходимой для их подлинного развития,

Подтверждают, что различные формы туризма, особенно экотуризм, при условии управления на устойчивой основе могут представлять собой ценные экономические возможности для местного и коренного населения и его культуры, а также для охраны и устойчивого обращения с природой в расчете на будущие поколения,

Подчеркивают, что в то же время если туризм на природных и сельских территориях планируется, развивается и управляется неправильно, то он ведет к деградации природных ландшафтов, представляет собой угрозу дикой природе и биологическому разнообразию, а также ведет к загрязнению морских и прибрежных зон, ухудшению качества водных ресурсов, обнищанию, вынужденным перемещениям коренных и местных сообществ и размыванию культурных традиций,

Признают, что при развитии экотуризма должны признаваться и уважаться права коренных и местных сообществ на землевладение, включая их охраняемые, уязвимые и священные места, а также их традиционные знания,

Подчеркивают, что в целях достижения равномерных социальных, экономических и экологических выгод от развития экотуризма и других форм туризма на природных территориях, а также для сведения к минимуму или предотвращения возможных негативных воздействий необходимо разработать действенные механизмы планирования, которые позволят местным и коренным сообществам обозначить и регулировать на транспарентной основе использование подобных территорий на местном уровне, включая их право воздерживаться от участия в развитии туризма,

Отмечают, что микро- и малые предприятия, стремящиеся к решению этих социальных и экологических задач, часто функционируют в такой обстановке, которая не обеспечивает для этого нового специализированного сегмента достаточной финансовой и маркетинговой поддержки, и чтобы достичь этой цели, потребуется более глубокое понимание экотуристского рынка с помощью маркетинговых исследований на уровне туристских направлений, специализированных инструментов кредитования для туристских предприятий, грантов для внешних расходов, вознаграждений за использование устойчивых методик и инновационных технических решений, а также за счет особого внимания к повышению квалификации не только работников самих предприятий, но и государственных органов, а также тех лиц, которые предоставляют поддержку подобным предприятиям,

Признавая, что следует давать приоритет самоопределению и культурному суверенитету коренных и местных сообществ,

Признавая, что коренное население лучше всех осведомлено о вопросах, имеющих непосредственное отношение к устойчивости их территорий,

Признавая, что мощь экотуризма должна опираться не только на экономические обмены, но и на инструменты, позволяющие гарантировать права коренных народов и их экосистем, особо обеспечивая местный контроль. В свою очередь, экотуризм предоставляет развитому миру возможность глубже понять ценности, присущие этим народам и их экосистемам, включая принципы устойчивости,

Признавая значение надлежащего информирования посетителей о характеристиках и специфических особенностях посещаемых турцентров, а также роль туроператоров, журналистов и других представителей в этом процессе,

Понимая необходимость предотвращения дискриминации по расовым, половым или любым другим признакам в отношении участников экотуристского процесса — как потребителей, так и поставщиков,

Признавая, что посетители выбирая регион поездки, модель поведения и вид деятельности, несут ответственность за устойчивость посещаемого турцентра и за окружающую среду в целом и поэтому должны быть информированы о свойствах и чувствительности региона,

В свете вышеизложенного участники Всемирного саммита экотуризма, прошедшего 19—22 мая 2002 г. в Квебеке, разработали ряд рекомендаций для предложения правительствам, частному сектору, неправительственным организациям, общественным ассоциациям, учебным заведениям, исследовательским центрам, агентствам содействия развитию местным и коренным сообществам, заключающихся в том, чтобы:

А. Национальные, региональные и местные органы власти:

1) сформулировали национальную и местную экотуристскую политику и стратегии развития, которые соответствуют общим задачам устойчивого развития, на основе широкого консультационного процесса с прямыми или косвенными участниками экотуристского процесса;

2) в сотрудничестве с местными сообществами, частным сектором, НПО и другими участниками экотуристского процесса гарантировали охрану природы, местной культуры и особенно местных традиций, генетических ресурсов, права на землевладение, собственность и водные ресурсы;

3) обеспечили вовлечение в экотуристский процесс и активное участие в нем всех соответствующих ведомств на национальном, региональном и местном уровнях и необходимую координацию между ними (включая в случае необходимости создание межведомственных рабочих групп), содействуя при этом участию других представителей туристского процесса в принятии решений в сфере экотуризма. Для реализации целей и задач, поставленных этими разнообразными участниками туристского процесса, должны быть созданы адекватные бюджетные механизмы и соответствующая законодательная структура;

4) включили в вышеупомянутую структуру необходимые механизмы регулирования и мониторинга на национальном, региональном и местном уровне, в том числе объективные показатели устойчивости, согласованные всеми участниками туристского процесса и разработанные на основе анализа экологического воздействия, в целях предотвращения или снижения возможного негативного влияния на сообщества или природную среду. Результаты контроля должны быть общедоступны, учитывая тот факт, что данная информация позволит

туристам предпочесть туроператора, который соблюдает экотуристские принципы, тому, кто их не придерживается;

5) разработали механизмы для распределения на международной основе экологических расходов, связанных со всеми аспектами туристского продукта, включая международный транспорт;

6) наращивали потенциал на местном и муниципальном уровнях для использования таких инструментов управления, как зонирование, активное планирование землепользования не только на охраняемых территориях, но и в буферных зонах, а также на других территориях, где развивается экотуризм;

7) использовали уточненные и одобренные на международном уровне рекомендации по разработке сертификационных схем, экоярлыков и других добровольных инициатив, направленных на развитие устойчивого экотуризма, призывая частных туроператоров присоединиться к данным схемам и повышая их популярность среди потребителей. Данные сертификационные системы должны отражать региональные и субрегиональные критерии, наращивать потенциал и обеспечивать финансовую поддержку в целях повышения их доступности для малых и средних туристских предприятий. Для того чтобы данные схемы действовали, необходимо обеспечить мониторинг и надлежащую законодательную базу;

8) обеспечили для микро-, малых и средних туристских предприятий, которые являются основой экотуризма, техническую и финансовую поддержку, а также помощь в области развития людских ресурсов в целях содействия их развитию на устойчивой основе. Аналогичным образом соответствующая инфраструктура должна быть создана на территориях, обладающих экотуристским потенциалом, для стимулирования создания местных предприятий;

9) разработали соответствующие направления политики, планы менеджмента и ознакомительные программы для посетителей, а также выделили адекватные финансовые средства для охраняемых природных территорий в целях управления растущим потоком посетителей, охраны устойчивого использования уязвимых экосистем. Такие планы должны включать четкие нормы, прямые и косвенные маркетинговые стратегии, правила и средства контроля за социальными и экологическими воздействиями для <


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.191 с.