Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Топ:
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2017-06-26 | 1940 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
В бухгалтерии для синтетического учета наличия и движения материалов используется счет 10 «Материалы».
К счету 10 «Материалы» могут быть открыты субсчета:
- 10-1 «Сырье и материалы»;
- 10-2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали»;
- 10-3 «Топливо»;
- 10-4 «Тара и тарные материалы»;
- 10-5 «Запасные части»;
- 10-6 «Прочие материалы»;
- 10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону»;
- 10-8 «Строительные материалы»;
- 10-9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности»;
- 10-10 «Специальная оснастка и специальная одежда на складе»;
- 10-11 «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации» и др.
На субсчете 10-1 «Сырье и материалы» учитывается наличие и движение:
- сырья и основных материалов, входящих в состав вырабатываемой продукции и образующих ее основу, или являющихся необходимыми компонентами при ее изготовлении;
- вспомогательных материалов, которые участвуют в производстве продукции или потребляются для хозяйственных целей, технических целей, содействия производственному процессу;
- сельскохозяйственной продукции, заготовленной для переработки, и т. п.
На субсчете 10-2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали» учитывается наличие и движение покупных полуфабрикатов, готовых комплектующих изделий, приобретаемых для комплектования выпускаемой продукции.
На субсчете 10-3 «Топливо» учитывается наличие и движение нефтепродуктов (нефти, дизельного топлива, керосина, бензина и др.) и смазочных материалов, предназначенных для эксплуатации транспортных средств, технологических нужд производства, выработки энергии и отопления.
На субсчете 10-4 «Тара и тарные материалы» учитывается наличие и движение всех видов тары (кроме используемой как хозяйственный инвентарь), а также материалов и деталей, предназначенных для изготовления тары и ее ремонта.
|
На субсчете 10-5 «Запасные части» учитывается наличие и движение приобретенных или изготовленных для нужд основной деятельности запасных частей, предназначенных для производства ремонтов, замены изношенных частей машин, оборудования, транспортных средств.
На субсчете 10-6 «Прочие материалы» учитывается наличие и движение отходов производства (обрубки, обрезки, стружка и т. п.); неисправимого брака; материальных ценностей, полученных от выбытия основных средств, которые не могут быть использованы как материалы, топливо или запасные части в данной организации (металлолом, утильсырье).
На субсчете 10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону» учитывается движение материалов, переданных в переработку на сторону, стоимость которых в последующем включается в затраты на производство полученных из них изделий. Затраты по переработке материалов, оплаченные сторонним организациям и лицам, относятся непосредственно в дебет счетов, на которых учитываются изделия, полученные из переработки.
Субсчет 10-8 «Строительные материалы» используется организациями-застройщиками. На нем учитываются наличие и движение материалов, используемых непосредственно в процессе строительных и монтажных работ, для изготовления строительных деталей, для возведения и отделки конструкций и частей зданий и сооружений, строительные конструкции, детали, а также другие материальные ценности, необходимые для нужд строительства.
На субсчете 10-9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности» учитывается наличие и движение инвентаря, инструментов, хозяйственных принадлежностей и других средств труда, которые включаются в состав средств в обороте.
На субсчете 10-10 «Специальная оснастка и специальная одежда на складе» учитывается поступление, наличие и движение специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, находящейся на складах организации или в иных местах хранения.
|
На субсчете 10-11 «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации» учитывается поступление и наличие специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды в эксплуатацию (при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, для управленческих нужд организации).
Учет материалов на счете 10 «Материалы» осуществляется по фактической себестоимости их приобретения (заготовления) или по учетным ценам. Принятый организацией способ учета материалов закрепляется в ее учетной политике. При первом варианте для учета операций по движению материалов используется только счет 10 «Материалы». При втором варианте кроме счета 10 «Материалы» используются счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей»
Рассмотрим порядок учета движения материалов на счете 10 «Материалы» при использовании названных вариантов учета.
Учет материалов на счете 10 «Материалы» по фактической себестоимости их приобретения (без использования счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей»). При данном варианте учета рекомендуется в рамках счета 10 «Материалы» обособленно на отдельном субсчете учитывать транспортно-заготовительные расходы, связанные с поступлением материалов в организацию.
Как отмечалось выше, материалы могут поступать в организацию в результате приобретения за плату, изготовления самой организацией, внесения учредителями в счет вклада в уставный капитал, безвозмездного получения, обмена на другое имущество.
При приобретении материалов за плату их фактическая себестоимость слагается из суммы затрат на приобретение. При этом стоимость материалов по цене приобретения отражают на счетах записью:
Дебет сч. 10 «Материалы»
Кредит сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
НДС, подлежащий уплате продавцу материалов, в фактическую их себестоимость не включается и учитывается отдельно на счете 19 «НДС по приобретенным ценностям» записью:
|
Дебет сч. 19 «НДС по приобретенным ценностям», субсчет «НДС по приобретенным материально-производственным запасам»
Кредит сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Затраты на доставку приобретенных за плату материалов, затраты на их погрузку-разгрузку и другие транспортно-заготовительные расходы отражают на счетах записями:
Дебет сч. 10 «Материалы», субсчет «Транспортно-заготовительные расходы»
Кредит сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Кредит сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»
Кредит сч. 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»
Кредит сч. 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и другие
– на сумму фактических затрат;
Дебет сч. 19 «НДС по приобретенным ценностям», субсчет «НДС по приобретенным материально-производственным запасам»
Кредит сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Кредит сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»
Кредит сч. 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»
Кредит сч. 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и другие
– на сумму НДС по транспортно-заготовительным расходам.
НДС относится к возмещаемым налогам, и порядок его учета и вычета при приобретении материалов определяется нормами гл. 21 НК РФ.
В соответствии с п. 4 ст. 168 НК РФ в расчетных документах и счетах-фактурах сумма НДС должна выделяться отдельной строкой.
При соблюдении условий, установленных гл. 21 НК РФ, организация-покупатель материалов впоследствии может предъявить указанные выше суммы НДС к вычету.
Вычет сумм НДС можно производить при наличии правильно оформленных первичных документов (в том числе счетов-фактур) и при условии, что приобретенные материалы предназначены для осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения.
Суммы НДС, подлежащие налоговому вычету, списываются с кредита счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», субсчет 19-3 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам» в дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет 68-1 «Расчеты по налогу на добавленную стоимость».
|
Установлено, что в случае несоблюдения указанных выше условий суммы НДС, предъявленные организации при приобретении материалов, не подлежат вычету и отражаются в бухгалтерском учете иным образом.
В частности, когда в первичных учетных документах (счетах, счетах-фактурах, накладных, приходных кассовых ордерах, актах выполненных работ и др.), подтверждающих стоимость приобретенных материалов, не выделена сумма НДС, то исчисление ее расчетным путем не производится. Стоимость приобретенных в таких случаях материалов, включая НДС, учитывается в целом на счетах учета материалов и в последующем списывается в установленном порядке на затраты производства.
Пример. Организация приобрела за плату у поставщика материалы на сумму 35 400 руб., в том числе НДС – 5400 руб. Затраты по доставке материалов на склад организации составили 2360 руб., в том числе НДС – 360 руб.
Материалы предназначены для использования в производстве продукции, облагаемой НДС. Все первичные учетные и расчетные документы оформлены правильно, и в них вы делена отдельной строкой сумма НДС.
№ п/п | Содержание операции | Корреспонденция счетов | Сумма, руб. | |
дебет | кредит | |||
Отражена стоимость приобретенных материалов согласно расчетным документам поставщика (без учета НДС) | 30 000 | |||
Отражена сумма НДС, предъявленная поставщиком материалов | 5 400 | |||
Отражена стоимость услуг транспортной организации по доставке материалов (без учета НДС) | 2 000 | |||
Отражена сумма НДС, предъявленная транспортной организацией | ||||
Произведена оплата поставщику за материалы (включая НДС) | 35 400 | |||
Произведена оплата услуг транспортной организации по доставке материалов (включая НДС) | 2 360 | |||
Предъявлены к вычету суммы НДС, уплаченные по принятым на учет материалам и транспортным услугам | 5 760 |
При изготовлении материалов самой организацией их фактическая себестоимость определяется исходя из фактических затрат, связанных с их изготовлением.
Для учета затрат на изготовление материалов и формирования их фактической себестоимости используются счета 20 «Основное производство» или 23 «Вспомогательные производства» в зависимости от того, где осуществляется изготовление материалов.
Суммы НДС по израсходованным материалам, выполненным работам и оказанным услугам, стоимость которых списывается на изготовление материалов, подлежат вычету в общеустановленном порядке.
На сумму фактических затрат на изготовление материалов делают запись:
Дебет сч. 20 «Основное производство» или 23 «Вспомогательные производства»
Кредит сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»
Кредит сч. 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»
|
Кредит сч. 10 «Материалы».
При передаче изготовленных материалов из производства на склад и их оприходовании делают запись:
Дебет сч. 10 «Материалы»
Кредит сч. 20 «Основное производство» или 23 «Вспомогательные производства»
При поступлении материалов от учредителей в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации их фактическая себестоимость, определяется исходя из денежной оценки, согласованной учредителями (участниками) организации, и фактических затрат организации на доставку материалов и приведение их в состояние, пригодное для использования.
При этом на счетах бухгалтерского учета делают следующие записи:
Дебет сч. 10 «Материалы»
Кредит сч. 75 «Расчеты с учредителями», субсчет 75-1 «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал»
– на согласованную стоимость полученных от учредителя материалов;
Дебет сч. 10 «Материалы», субсчет «Транспортно-заготовительные расходы»
Кредит сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками«.
Кредит сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»
Кредит сч. 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»
Кредит сч. 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и другие
– на сумму фактических затрат на доставку материалов и приведение их в состояние, пригодное для использования.
Суммы НДС, уплаченные по этим затратам, подлежат вычету в общем порядке.
Налоговым законодательством установлено, что стоимость материалов, поступающих от учредителей в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, не признается доходом организации и не подлежит обложению налогом на прибыль и налогом на добавленную стоимость.
Возможна ситуация, когда учредитель произвел вычет НДС при принятии материалов к учету, а впоследствии передал эти материалы в счет вклада в уставный капитал другой организации.
С 1 января 2006 г. в соответствии с п. 3 ст. 170 НК РФ в случае передачи таких материалов в качестве вклада в уставный (складочный) капитал другой организации передающая организация должна восстановить сумму НДС, ранее предъявленную к вычету по данным материалам.
Восстановление сумм НДС производится в том налоговом периоде, в котором материалы были переданы другой организации в качестве вклада в уставный капитал. Суммы НДС, подлежащие восстановлению в таких случаях, не должны включаться в стоимость передаваемых материалов и подлежат налоговому вычету у принимающей организации. При этом сумма восстановленного НДС должна указываться в документах, которыми оформляется передача материалов в уставный капитал организации.
При поступлении материалов по договору дарения или безвозмездно их фактическая себестоимость определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету и затрат организации на доставку материалов и приведение их в состояние, пригодное для использования.
При этом на счетах бухгалтерского учета делают следующие записи:
Дебет сч. 10 «Материалы»
Кредит сч. 98 «Доходы будущих периодов», субсчет 98-2 «Безвозмездные поступления»
– на рыночную стоимость безвозмездно полученных материалов;
Дебет сч. 10 «Материалы», субсчет «Транспортно-заготовительные расходы»
Кредит сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Кредит сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»
Кредит сч. 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»
Кредит сч. 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и другие
– на сумму фактических затрат на доставку материалов и приведение их в состояние, пригодное для использования.
Суммы по безвозмездно полученным материалам, учтенные на счете 98 «Доходы будущих периодов», субсчет 98-2 «Безвозмездные поступления», списываются в кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-1 «Прочие доходы» по мере списания материалов на счета учета затрат на производство (расходов на продажу).
Согласно налоговому законодательству активы (в том числе материалы), полученные организацией безвозмездно, относятся к внереализационным доходам и подлежат обложению налогом на прибыль.
Стоимость безвозмездно полученного имущества подлежит учету полностью в составе внереализационных доходов в том периоде, в котором оно фактически было получено организацией. Для целей налогового учета полученные материалы включаются в состав внереализационных доходов по рыночной стоимости, но не ниже затрат на производство (приобретение) аналогичных материалов.
При поступлении материалов по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, их фактическая себестоимость определяется исходя из стоимости активов, переданных или подлежащих передаче организацией, и фактических затрат организации на доставку материалов и приведение их в состояние, пригодное для использования.
При этом на счетах бухгалтерского учета делают следующие записи:
Дебет сч. 10 «Материалы»
Кредит сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
– на стоимость имущества, переданного в обмен на полученные материалы;
Дебет сч. 19 «НДС по приобретенным ценностям», субсчет «НДС по приобретенным материально-производственным запасам»
Кредит сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками«.
– на сумму НДС;
Дебет сч. 10 «Материалы», субсчет «Транспортно-заготовительные расходы»
Кредит сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Кредит сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»
Кредит сч. 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»
Кредит сч. 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и другие
– на сумму фактических затрат на доставку материалов и приведение их в состояние, пригодное для использования.
Таким образом, при рассматриваемом варианте учета материалов на счете 10 «Материалы» формируется фактическая себестоимость материалов, при этом транспортно-заготовительные расходы учитываются обособленно.
При отпуске материалов со склада для использования в производственных целях их стоимость в оценке по цене приобретения, исчисленная одним из предусмотренных ПБУ 5/01 способов, включается в затраты производства и отражается на счетах производственных затрат записью:
Дебет сч. 20 «Основное производство – на стоимость материалов, израсходованных на производство продукции;
Дебет сч. 23 «Вспомогательные производства» – на стоимость материалов, израсходованных во вспомогательном производстве;
Дебет сч. 25 «Общепроизводственные расходы – на стоимость материалов, израсходованных на обслуживание производственных основных средств и прочие аналогичные цели;
Дебет сч. 26 «Общехозяйственные расходы» – на стоимость материалов, израсходованных на общехозяйственные цели;
Дебет сч. 44 «Расходы на продажу» – на стоимость материалов, израсходованных на упаковку готовой продукции;
Кредит сч. 10 «Материалы – на общую стоимость всех израсходованных материалов.
С целью отражения в затратах производства фактических затрат, связанных с приобретением израсходованных материалов, в конце каждого месяца определяют транспортно-заготовительные расходы, приходящиеся на израсходованные за месяц материалы. Для этого сначала рассчитывают процент ТЗР за месяц. Расчет производят по формуле.
% ТЗР = (ТЗР на начало + ТЗР за период) / (Стоимость остатка материалов на начало периода + Стоимость поступивших материалов за период)
Тогда ТЗР, приходящиеся на израсходованные за месяц материалы, равны
Стоимость материалов, израсходованных за месяц х % ТЗР
Полученная величина ТЗР относится на те счета, на которые отнесена стоимость израсходованных материалов, записью:
Дебет сч. 20 «Основное производство»;
Дебет сч. 23 «Вспомогательные производства»
Дебет сч. 25 «Общепроизводственные расходы»
Дебет сч. 26 «Общехозяйственные расходы»
Дебет сч. 44 «Расходы на продажу»
Кредит сч. 10 «Материалы», субсчет «Транспортно-заготовительные расходы».
В результате указанных бухгалтерских записей израсходованные материалы будут учтены в затратах организации в оценке по их фактической себестоимости.
Учет материалов на счете 10 «Материалы» по учетной цене (с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей»). Как отмечалось, при этом варианте учета кроме счета 10 «Материалы» используются также счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей». При использовании этих счетов покупную стоимость материалов при их приобретении за плату, согласованную стоимость материалов при их получении от учредителей и т. д., а также все фактические затраты организации на доставку материалов и приведение их в состояние, пригодное для использования, первоначально отражают на счете 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» записью:
Дебет сч. 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»
Кредит сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Кредит сч 75 «Расчеты с учредителями», субсчет 75-1 «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал»
Кредит сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»
Кредит сч. 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»
Кредит сч. 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и другие.
Данная запись должна быть сделана на основании соответствующих первичных документов в момент их получения организацией вне зависимости от того, поступили фактически материалы на склад или нет. Таким образом, на счете 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» найдут отражение все материалы, как уже поступившие на склад, так и находящиеся в пути.
НДС по приобретенным материалов при этом учитывается в общеустановленном порядке на счете 19 «НДС по приобретенным ценностям», субсчет «НДС по приобретенным материально-производственным запасам».
При фактическом поступлении материалов и их оприходовании на складе на стоимость материалов в оценке по учетной цене делают запись:
Дебет сч. 10 «Материалы»
Кредит сч. 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей».
В результате на счете 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» поступившие материалы находят отражение по дебету в оценке по фактической себестоимости, а по кредиту в оценке по учетной цене. Сопоставляя дебетовые и кредитовые записи счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» определяют отклонения в стоимости материалов, которые отражают на счетах записью:
Дебет сч. 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей»
Кредит сч. 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей».
Счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», как правило, этой записью закрывается, сальдо он не имеет и в балансе не отражается. При наличии у организации материалов в пути счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» имеет сальдо конечное, которое показывает их стоимость.
При отпуске материалов со склада для использования в производственных целях их стоимость в оценке по учетной цене включается в затраты производства и отражается на счетах производственных затрат записью:
Дебет сч. 20 «Основное производство
Дебет сч.23 «Вспомогательные производства»
Дебет сч. 25 «Общепроизводственные расходы
Дебет сч. 26 «Общехозяйственные расходы»
Дебет сч. 44 «Расходы на продажу»
Кредит сч. 10 «Материалы».
В конце каждого месяца определяют отклонения в стоимости материалов, приходящиеся на израсходованные материалы. С этой целью рассчитывают процент отклонений за месяц.
% откл. = (Отклонение на начало месяца + Отклонение за период) / (Стоимость остатка материалов на начало + Стоимость поступивших материалов за период по учетной стоисмости)
Тогда отклонения в стоимости материалов, приходящиеся на израсходованные за месяц материалы, равны:
Стоимость материалов, израсходованных за месяц, х % отклонений в оценке по учетной цене
Полученная величина отклонений относится на те счета, на которые отнесена стоимость израсходованных материалов записью
Дебет сч. 20 «Основное производство
Дебет сч.23 «Вспомогательные производства»
Дебет сч. 25 «Общепроизводственные расходы
Дебет сч. 26 «Общехозяйственные расходы»
Дебет сч. 44 «Расходы на продажу»
Кредит сч. 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей»/
Счет 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей», как правило, имеет сальдо конечное, но в балансе он отдельно не отражается. При составлении баланса сальдо счета 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей» внесистемно (без записей на счетах, без составления бухгалтерских проводок) присоединяется к данным счета 10 «Материалы».
Учет неотфактурованных поставок и материалов в пути. Согласно п. 36 Методических указаний по учету материально-производственных запасов неотфактурованными поставками считаются материалы, которые поступили в организацию без расчетных документов.
Неотфактурованные поставки приходуются по учетным ценам.
Учетная цена может быть определена исходя из цены, указанной в договоре, или рыночной цены материалов.
В случае если организация использует в качестве учетных цен фактическую себестоимость материалов, то указанные материалы приходуются по рыночным ценам.
После получения расчетных документов по неотфактурованным поставкам их учетная цена корректируется с учетом данных, указанных в поступивших расчетных документах.
Если в поступивших расчетных документах фактическая цена материалов окажется ниже их учетной цены, то разница между учетной ценой и фактической ценой материалов, а также сумма НДС, относящаяся к этой разнице, сторнируются.
Если в отчетном месяце в организацию поступили расчетные и отгрузочные документы на материалы, но сами материалы не поступили, то такие материалы подлежат учету в конце месяца как материалы в пути.
Стоимость материалов, оставшихся на конец месяца в пути или не вывезенных со складов поставщиков, в конце месяца отражается по дебету счета 10 «Материалы» и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (без оприходования этих материалов на склад). В начале следующего месяца эти суммы сторнируются.
Учет недостач и порчи материалов, обнаруженных при их приемке материалов. В случае выявления при приемке недостачи материалов или их порчи их стоимость отражается на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» в порядке, предусмотренном п. 58 Методических указаний по учету материально-производственных запасов.
Сначала определяется величина недостачи в пределах норм естественной убыли.
Сумма недостачи и порчи материалов в пределах норм естественной убыли определяется путем умножения количества недостающих и/или испорченных материалов на договорную (продажную) цену поставщика. Другие суммы, в том числе транспортные расходы и НДС, относящиеся к ним, не учитываются.
Полученная величина отражается в учете записью:
Дебет сч. 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
Кредит сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Одновременно сумма недостачи или порчи списывается с кредита счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» на счета учета транспортно заготовительных расходов или отклонений в стоимости материалов записью:
Дебет сч. 10 «Материалы», субсчет «Транспортно-заготовительные расходы»
или
Дебет сч. 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей»
Кредит сч. 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
Если испорченные материалы могут быть использованы в организации или проданы (с уценкой), они приходуются по ценам возможной продажи. Одновременно на эту сумму уменьшается сумма потерь от их порчи.
Недостачи и порча материалов сверх норм естественной убыли учитываются по фактической себестоимости.
В фактическую себестоимость включаются:
- стоимость недостающих и испорченных материалов, определяемая путем умножения их количества на договорную (продажную) цену поставщика (без НДС). Если испорченные материалы могут быть использованы в организации или проданы (с уценкой), они приходуются по ценам возможной продажи, с уменьшением на эту сумму потерь от порчи материалов;
- сумма транспортно-заготовительных расходов, подлежащая оплате покупателем, в доле, относящейся к недостающим и испорченным материалам. Эта доля определяется путем умножения стоимости недостающих и испорченных материалов на процентное отношение транспортных расходов, сложившееся на момент списания, к общей стоимости материалов (по продажным ценам поставщика) по данной поставке (без НДС);
- сумма НДС, относящаяся к основной стоимости недостающих и испорченных материалов и к транспортным расходам, связанным с их приобретением.
На сумму фактической себестоимости недостачи и порчи материалов сверх норм естественной убыли, предъявляется претензия поставщикам или транспортной организации. При этом делается запись:
Дебет сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 76-2 «Расчеты по претензиям»
Кредит сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Аналогично учитываются претензии к поставщикам на суммы излишней оплаты, произведенные в связи с несоответствием цен, указанных в расчетных документах, ценам, предусмотренным в договоре (завышением цен), арифметических ошибок, допущенных в расчетных документах поставщика, и по другим подобным причинам.
Аналитический учет по субсчету 76-2 «Расчеты по претензиям» ведется по каждому дебитору и отдельным претензиям. При поступлении от поставщика материалов или денежных средств по ранее предъявленным претензиям делается запись
Дебет сч. 10 «Материалы»
или
Дебет сч. 51 «Расчетные счета»
Кредит сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 76-2 «Расчеты по претензиям».
Если к моменту обнаружения недостачи, порчи, завышения цен, других ошибок в расчетных документах поставщика расчеты не были произведены, то оплата производится за вычетом стоимости недостающих и испорченных по вине поставщика материалов, другого завышения сумм расчетного документа, о чем покупатель письменно сообщает поставщику. В этом случае неоплаченные суммы на счете учета расчетов по претензиям не отражаются.
Возможны случаи, когда отсутствуют основания для предъявления претензии и/или иска или суд отказал во взыскании сумм потерь с поставщиков или транспортных организаций. В этих случаях сумма, ранее отнесенная в дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 76-2 «Расчеты по претензиям», списывается на счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
В последующем недостача материалов в пределах норм естественной убыли списывается на затраты производства:
Дебет сч. 20 «Основное производство»
Дебет сч.23 «Вспомогательные производства»
Дебет сч. 25 «Общепроизводственные расходы»
Дебет сч. 26 «Общехозяйственные расходы»
Дебет сч. 44 «Расходы на продажу»
Кредит сч. 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
Недостача сверх норм естественной убыли списывается на виновное лицо, а при отсутствии виновного лица – на прочие расходы.
Согласно п. 61 Методических указаний допускается в случае поставки материалов, не соответствующих условиям договора по их качеству, оприходовать их по пониженным ценам, согласованным с поставщиком.
Учет прочего выбытия материалов. Прочее выбытие материалов в организации происходит в результате:
- продажи;
- безвозмездной передачи;
- передачи в качестве вклада в уставный (складочный) капитал других организаций,
- ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях,
- других причин.
Прочее выбытие материалов отражается в учете с использованием счета 91 «Прочие доходы и расходы». Для целей бухгалтерского учета стоимость выбывших материалов и расходы, связанные с продажей и иным выбытием материалов, относятся к прочим расходам, а поступления от продажи материалов к прочим доходам.
Порядок отражения операций по прочему выбытию материалов на счетах зависит от причины выбытия.
Учет выбытия материалов при их передаче в счет вклада в уставный капитал. Передача материалов в уставный капитал другой организации представляет собой один из видов финансовых вложений организации, рассчитанных на получение доходов от долевого участия в виде дивидендов.
Первичными документами, подтверждающими финансовые вложения организации в виде вклада в уставный капитал и служащими основой для отражения в бухгалтерском учете, являются:
- решение общего собрания учредителей и учредительный договор, в которых отражается денежная оценка имущества (материалов), вносимого учредителями в счет вклада в уставный капитал другой организации;
- документы (счета и счета-фактуры), подтверждающие расходы, связанные с передачей имущества в уставный капитал другой организации;
- платежно-расчетные документы, свидетельствующие об оплате указанных выше расходов и др.
Учет финансовых вложений организации в уставные капиталы других организаций осуществляется на счете 58 «Финансовые вложения», субсчет 58-1 «Паи и акции».
Вклад в уставный капитал другой организации оценивается по согласованной учредителями стоимости, если иной порядок оценки не предусмотрен законодательством Российский Федерации. Согласованная учредителями стоимость переданных материалов отражается в учете записью:
Дебет сч. 58 «Финансовые вложения», субсчет 58-1 «Паи и акции»
Кредит сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Фактическая себестоимость материалов, переданных в качестве вклада в уставный капитал, отражается записью
Дебет сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
Кредит сч. 10 «Материалы».
Пример. Предприятием в счет вклада в уставный капитал другой организации переданы материалы, фактическая себестоимость которых 80 000 руб. Денежная оценка материалов, согласованная участниками, составила 90 000 руб. В бухгалтерском учете составляются следующие проводки:
№ п/п | Содержание операции | Корреспонденция счетов | Сумма, руб. | |
дебет | кредит | |||
Отражены финансовые вложения в уставный капитал другой организации | 90 000 | |||
Списана фактическая себестоимость переданных материалов | 80 000 | |||
Отражена разница между согласованной стоимостью и фактической себестоимостью переданных материалов | 91/1 | 10 000 | ||
Отражается финансовый результат (прибыль) от передачи материалов | 91/9 | 10 000 |
В соответствии с п. 3 ст. 270 НК РФ расходы организации в виде вклада в уставный (складочный) капитал другой организации, относятся к расходам, не учитываемым в целях налогообложения прибыли.
Для целей налогового учета при передаче имущества в уставный (складочный) капитал вклад передающей стороны должен оцениваться по стоимости имущества, учтенного в налоговом учете передающей стороны. В этой же оценке учитывается имущество в налоговом учете у получающей стороны. Стоимость имущества должна быть подтверждена документально.
Для целей налогового учета вклады имуществом в уставный (складочный) капитал другой организации не признаются реализацией и не облагаются налогом на добавленную стоимость. Так как операции по передаче имущества в счет вклада в уставный (складочный) капитал другой организации не признаются объектом обложения налогом на добавленную стоимость, то суммы НДС, уплаченные по такому имуществу, не подлежат вычету. В соответствии с п. 2 ст. 170 НК РФ суммы НДС, предъявленные организации при приобретении материалов либо фактически уплаченные при ввозе материалов на территорию РФ, должны учитываться в стоимости материалов в случае, если они предназначены для передачи в уставный (складочный) капитал другой организации. В случае, когда организации заранее известно, что приобретенные материалы сразу же будут переданы в уставный (складочный) капитал другой организации, предъявленная поставщиком сумма НДС должна быть учтена в стоимости передаваемых материалов.
Пример. Организация приобрела материалы по стоимости 11 800 руб., в том числе НДС – 1800 руб. Материалы сразу же после их принятия к учету были переданы в уставный (складочный) капитал другой организации. Предъявленная поставщиком сумма НДС была учтена в стоимости передаваемых материалов.
№ п/п | Содержание операции | Корреспонденция счетов | Сумма, руб. | |
дебет | кредит | |||
&n
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима... Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах... Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим... Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при... © cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста. |