Уровни исследований в социальной психологии, ее методы. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Уровни исследований в социальной психологии, ее методы.

2017-06-26 637
Уровни исследований в социальной психологии, ее методы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Уровни исследований в социальной психологии, ее методы.

В социальной психологии различают следующие уровни исследований: экспериментально-эмпирический, теоретический и философско-методологический.

Экспериментально-эмпирический уровень представляет собой процесс сбора первичной информации, фиксирующей социально-психологические факты, и описание полученных данных, обычно в рамках определенных теоретических построений.

Теоретический уровень исследования обеспечивает объяснение данных экспериментально-эмпирического изучения путем соотнесения их с результатами других научных работ.

Философско-методологический уровень социально-психологического исследования, рассматривает структуру этой системы и ее элементы

Этот уровень исследования дает обобщение полученных данных.

методы социальной психологии следующим образом:

1. Методы эмпирического исследования:

Наблюдение.

Опрос.

Беседа.

Бессловесная коммуникация.

2. Специализированные социально-психологические методы:

Групповая оценка личности.

Эксперимент.

Метод социометрических измерений.

Методы моделирования.

Контент-анализ.

Оценочная биополяризация.

3. Управленческо-воспитательные методы:

Социально-психологический тренинг

­­­­­------------------------------------------------------------------------------------------------

Метод наблюдений, виды наблюдений, типичные ошибки наблюдателя

Наблюдение – это научно целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта.

Задачами наблюдения могут быть предварительная ориентировка в объекте, выдвижения гипотезы, ее проверка, уточнение результатов, полученных с помощью других методов, иллюстрация. Объектом наблюдения являются отдельные лица в

различных ситуациях общения, большие и малые группы, общности.

Наблюдаемые ситуации бывают естественными и экспериментальными, управляемыми и неуправляемыми

Предметом социально-психологического наблюдения служат вербальные и невербальные акты поведения отдельного человека, группы или нескольких групп в опосредованной социальной среде и ситуации. Наблюдаются:

- речевые акты, их содержание, последовательность

выразительные движения, экспрессия лица, глаз

движение, перемещения

физическое воздействие: касание, толчки, удары

- сочетание перечисленных признаков.

Различают наблюдения включенное, когда наблюдатель становится членом исследуемой группы, и невключенное, «со стороны»; открытое и скрытое; полевое и лабораторное.

По упорядоченности наблюдения могут быть случайными и систематическими, сплошными и выборочными; по характеру фиксации – констатирующими и оценивающими, а также смешанного типа

.

Наблюдение применяется главным образом при исследовании малых групп и первичных коллективов

.

Однако наблюдению присущи и свои недостатки. Установки, интересы, психологические состояния, личностные особенности психолога могут весьма чувствительно влиять на результаты наблюдения

.

Длительное наблюдение приводит к усталости, адаптации к ситуации, вызывает чувство монотонности, что увеличивает опасность неточных записей.

Проблема надежности наблюдения

сводится

к устранению ошибок личностного и психологического происхождения в самом восприятии психолога.

Обычно наблюдение применяется вместе с другими методами социальной психологии: экспериментом, опросом, анализом документов.

.

Психолог может находиться под влиянием наблюдаемых лиц.

Наблюдение требует наблюдательности, умения видеть. Зоркость, свежесть взгляда

 

Методы опроса и анкетирования в психосоциальной

Работе.

Опрос – это метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном (беседа, интервью) или опосредованном (анкета) социально-психологическом взаимодействии исследователя и опрашиваемого. Источником информации в данном случае служит словесное или письменное суждение человека.

Широкое использование данного метода объясняется его универсальностью, сравнительной легкостью применения и обработки данных. Исследователь в короткий срок может получить информацию о реальной деятельности, поступках опрашиваемого, информацию о его настроениях, намерениях, оценках окружающей действительности.

Одна из трудностей, с которой сталкивается исследователь, применяющий методы опроса – это обеспечение достоверности и надежности полученных данных. Информация, которую получает опрашивающий, носит субъективный характер, так как зависит от степени искренности отвечающего, его способности адекватно оценивать свои поступки и личностные качества, а также других людей, происходящие события и т.д. Поэтому данные, полученные в результате опроса, следует сопоставлять с данными, полученными другими методами (эксперимент, наблюдение, анализ документации и т.д.).

Опрос может быть групповым и индивидуальным; устным и письменным.

Анкетирование – это проведение опроса в письменной форме. Для этого используется набор структурно организованных вопросов (анкета). Преимущество данного метода заключается в возможности проведения исследования большой группы людей одновременно и в сравнительной легкости статистической обработки данных.

Составление анкеты – это сложный процесс, требующий от исследователя определенного уровня профессионального мастерства, четкого понимания целей предстоящего исследования. По форме вопросы анкеты делятся на: открытые (ответ формируется самим отвечающим в свободной форме) и закрытые (в формулировке вопроса содержится перечень возможных вариантов ответов); прямые (формулируются в личной форме) и косвенные (формулируются в безличной форме).

При составлении анкеты (плана интервью) следует придерживаться ряда общих правил и принципов:

- формулировка вопросов должна быть ясной и точной, их содержание понятным отвечающему, соответствующим его знаниям и образованию;

- сложные и многозначные слова должны исключаться;

- вопросов не должно быть слишком много, поскольку теряется интерес из-за возрастающей усталости;

- включать вопросы, проверяющие степень искренности.

 

Бессловесное общение

Невербальное общение

Бессловесные реплики

Виды беседы

Беседы различаются в зависимости от преследуемой психологической задачи. Выделяют следующие виды:

* Терапевтическая беседа

* Экспериментальная беседа (с целью проверки экспериментальных гипотез)

* Автобиографическая беседа

* Сбор субъективного анамнеза (сбор информации о личности субъекта)

* Сбор объективного анамнеза (сбор информации о знакомых субъекта)

* Телефонная беседа

Существуют два важных аспекта, связанных с умением выслушать. Во-первых, каждый человек испытывает потребность общаться с другим человеком по важным для него делам. Во-вторых, наша склонность поддерживать других или соглашаться с ними зависит от того, насколько они выслушивают нас. Можно смело утверждать, что качество отношений между людьми в немалой степени зависит от умения выслушать и услышать.

Рефлексивное слушание

Рефлексивное слушание — стиль ведения беседы, в котором предполагается активное речевое взаимодействие психолога и респондента.

Рефлексивное слушание используется с целью осуществления точного контроля правильности восприятия полученной информации. Использование данного стиля ведения беседы может быть связано с личностными свойствами респондента (к примеру, низкий уровень развитости коммуникативных навыков), необходимостью установить то значение слова, которое имел в виду говорящий, культурными традициями (этикет общения в культурной среде, к которой принадлежат респондент и психолог).

Четыре основных приёма поддержания беседы и контроля получаемой информации:

1, Выяснение (использование уточняющих вопросов)

2, Перефразирование (формулировка высказанного респондентом своими словами)

3, Словесное отражение психологом чувств респондента

4, Резюмирование

Нерефлексивное слушание

Нерефлексивное слушание — стиль ведения беседы, в котором используется лишь необходимый с точки зрения целесообразности минимум слов и техник невербальной коммуникации со стороны психолога.

Нерефлексивное слушание применяется в тех случаях, когда существует необходимость дать субъекту выговориться. Оно особенно полезно в ситуациях, где собеседник проявляет желание выразить свою точку зрения, обсудить волнующие его темы и где он испытывает трудности в выражении проблем, легко сбивается с мысли вмешательством психолога и ведёт себя закрепощённо в связи с разницей в социальном положении между психологом и респондентом.

 

Психосоциальный работник должен знать эти параметры, уметь их задавать, формировать и тем самым уметь управлять процессом общения. Превращение знания об этих характеристиках общения в умение их использовать в разговоре, беседе, споре, собеседовании, переговорах, т.е. владеть коммуникативной техникой, составляет важное профессиональное качество психосоциального работника

Профессионал должен уметь выслушать и понять, объяснить и доказать, спросить и ответить, убедить и переубедить, создать атмосферу доверительности в беседе и делового настроя в собеседовании, найти тонкий психологический подход к клиенту, разрешить конфликт, снять напряжение.

Психосоциальный работник в области теории и практики общения должен:

- знать речевой этикет и уметь его использовать;

-уметь формулировать цели и задачи делового общения;

- организовать и управлять общением;

-анализировать предмет общения, разбирать жалобы;

-ставить вопросы и конкретно отвечать на них;

- владеть навыками и приемами делового общения, его тактикой и стратегией;

-уметь вести беседу, деловой разговор, спор, диалог, переговоры и т.п.;

-уметь анализировать конфликты, кризисные ситуации, конфронтации и разрешать их;

Это всего лишь малая толика чисто профессиональных навыков, без которых нет и не может быть профессионала.

-уметь с помощью «слова» осуществлять психотерапию, снимать стресс, страх, адаптировать клиента к соответствующим условиям, корректировать его поведение.

 

 

Самораскрытие.

Эффективное межличностное общение почти всегда требует некоторой степени самораскрытия. Сам процесс знакомства включает изучение людьми друг друга. Самораскрытие в широком смысле означает сообщение биографических сведений о себе, обмен мыслями и чувствами.

Понятие агрессии.

В академическом определении агрессия определяется как негативное и асоциальное поведение, которое имеет мало отношение к психическому здоровью и благополучию.

». Классическое определение характеризует агрессию как «реакцию, наносящую вред другому организму».

Четкое определение, в котором принимаются во внимание указанные соображения предлагает использовать термин «агрессия» для описания «любого вида поведения, нацеленного на причинение вреда или оскорбление другого живого существа, которое стремится избежать такого обращения».

Биологические объяснения.

Основное ее предположение заключается в том, что организм беспрерывно накапливает агрессивную энергию.

Психологические объяснения.

Насилие в семье.

Существуют три основных вида семейного насилия: насилия над детьми (физического, сексуального и эмоционального), насилия по отношению к партнерам и жестокого обращения с пожилыми.

Сексуальная агрессия.

Юридические определения сексуального нападения конкретизируют те виды сексуальной агрессии, которые образуют состав уголовных преступлений (например, изнасилования или попытки изнасилования), исследовательские же дефиниции охватывают обширный диапазон методов принуждения и сексуальных действий.

 

Парадигмы

1) тренинг как своеобразная форма дрессуры, при которой жесткими манипулятивными приемами при помощи положительного подкрепления формируются нужные паттерны поведения, а при помощи отрицательного подкрепления «стираются» вредные, ненужные, по мнению ведущего;

2) тренинг как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков эффективного поведения;

3) тренинг как форма активного обучения, целью которого является прежде всего передача психологических знаний, а также развитие некоторых умений и навыков

в процессе любого тренинга можно выделить три основных стадии: начальную, рабочую и конечную.

4) тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.

-------------------------------------------------------------------------------

 

Здесь и теперь».

Этот принцип ориентирует участников тренинга на то, чтобы предметом их анализа постоянно были процессы, происходящие в группе в данный момент 2.Искренность и открытость. Самое главное в группе – не лицемерить и не лгать. 3.Принцип Я.

Основное внимание участников должно быть сосредоточено на процессах самопознания, на самоанализе и рефлексии. 4.Активность. В группе отсутствует возможность пассивно «отсидеться». 5.Конфиденциальность. Все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, должно оставаться внутри группы – естественное этическое требование

Семейная психотерапия.

Семейная психотерапия представляет собой особый вид психотерапии, направленный на коррекцию межличностных отношений и имеющий целью устранение эмоциональных расстройств в семье,

Объектом семейной психотерапии является не только дисгармоничная семья, но и семья, находящаяся в кризисе

Общие цели разных моделей семейной психотерапии можно представить следующим образом: изменение в семье ряда представлений о предъявляемой проблеме трансформация взглядов членов семьи на их проблему от индивидуально-личностного к системному подходу создание альтернативных моделей разрешения проблем через прямое или косвенное вмешательство;

Семейный диагноз, представляя собой клиническую основу семейной психотерапии, требует от клинициста знания системного подхода и умения собрать анамнестические сведения.

Реконструкция семейных отношений. Хотя трудно отделить диагностическую и терапевтическую части при проведении семейной психотерапии, в системной семейной психотерапии условно выделяют следующие ее этапы: объединение психотерапевта с семьей, присоединение его к предъявляемой ею структуре ролей; формулирование терапевтического запроса; реконструкция семейных отношений.

Поддержка заключается в сохранении семейной структуры и уважении семейных правил. Принято начинать опрос с главы семьи или инициатора обращения

Каждый должен получить шанс высказаться о проблеме

. Позиция психотерапевта нейтральна на первом этапе

--------------------------------------------

Предупреждение.

Частота суицидов продолжает возрастать, несмотря на достигнутые в последнее время успехи в изучении психических заболеваний и оказании психиатрической помощи.

Всякая попытка суицида или самоповреждения должна приниматься всерьез; следует сделать все для того, чтобы лицам, совершающим эти действия, была оказана профессиональная помощь

 

Уровни исследований в социальной психологии, ее методы.

В социальной психологии различают следующие уровни исследований: экспериментально-эмпирический, теоретический и философско-методологический.

Экспериментально-эмпирический уровень представляет собой процесс сбора первичной информации, фиксирующей социально-психологические факты, и описание полученных данных, обычно в рамках определенных теоретических построений.

Теоретический уровень исследования обеспечивает объяснение данных экспериментально-эмпирического изучения путем соотнесения их с результатами других научных работ.

Философско-методологический уровень социально-психологического исследования, рассматривает структуру этой системы и ее элементы

Этот уровень исследования дает обобщение полученных данных.

методы социальной психологии следующим образом:

1. Методы эмпирического исследования:

Наблюдение.

Опрос.

Беседа.

Бессловесная коммуникация.

2. Специализированные социально-психологические методы:

Групповая оценка личности.

Эксперимент.

Метод социометрических измерений.

Методы моделирования.

Контент-анализ.

Оценочная биополяризация.

3. Управленческо-воспитательные методы:

Социально-психологический тренинг

­­­­­------------------------------------------------------------------------------------------------


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.056 с.