Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2017-06-26 | 637 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Уровни исследований в социальной психологии, ее методы.
В социальной психологии различают следующие уровни исследований: экспериментально-эмпирический, теоретический и философско-методологический.
Экспериментально-эмпирический уровень представляет собой процесс сбора первичной информации, фиксирующей социально-психологические факты, и описание полученных данных, обычно в рамках определенных теоретических построений.
Теоретический уровень исследования обеспечивает объяснение данных экспериментально-эмпирического изучения путем соотнесения их с результатами других научных работ.
Философско-методологический уровень социально-психологического исследования, рассматривает структуру этой системы и ее элементы
Этот уровень исследования дает обобщение полученных данных.
методы социальной психологии следующим образом:
1. Методы эмпирического исследования:
Наблюдение.
Опрос.
Беседа.
Бессловесная коммуникация.
2. Специализированные социально-психологические методы:
Групповая оценка личности.
Эксперимент.
Метод социометрических измерений.
Методы моделирования.
Контент-анализ.
Оценочная биополяризация.
3. Управленческо-воспитательные методы:
Социально-психологический тренинг
------------------------------------------------------------------------------------------------
Метод наблюдений, виды наблюдений, типичные ошибки наблюдателя
Наблюдение – это научно целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта.
Задачами наблюдения могут быть предварительная ориентировка в объекте, выдвижения гипотезы, ее проверка, уточнение результатов, полученных с помощью других методов, иллюстрация. Объектом наблюдения являются отдельные лица в
|
различных ситуациях общения, большие и малые группы, общности.
Наблюдаемые ситуации бывают естественными и экспериментальными, управляемыми и неуправляемыми
Предметом социально-психологического наблюдения служат вербальные и невербальные акты поведения отдельного человека, группы или нескольких групп в опосредованной социальной среде и ситуации. Наблюдаются:
- речевые акты, их содержание, последовательность
выразительные движения, экспрессия лица, глаз
движение, перемещения
физическое воздействие: касание, толчки, удары
- сочетание перечисленных признаков.
Различают наблюдения включенное, когда наблюдатель становится членом исследуемой группы, и невключенное, «со стороны»; открытое и скрытое; полевое и лабораторное.
По упорядоченности наблюдения могут быть случайными и систематическими, сплошными и выборочными; по характеру фиксации – констатирующими и оценивающими, а также смешанного типа
.
Наблюдение применяется главным образом при исследовании малых групп и первичных коллективов
.
Однако наблюдению присущи и свои недостатки. Установки, интересы, психологические состояния, личностные особенности психолога могут весьма чувствительно влиять на результаты наблюдения
.
Длительное наблюдение приводит к усталости, адаптации к ситуации, вызывает чувство монотонности, что увеличивает опасность неточных записей.
Проблема надежности наблюдения
сводится
к устранению ошибок личностного и психологического происхождения в самом восприятии психолога.
Обычно наблюдение применяется вместе с другими методами социальной психологии: экспериментом, опросом, анализом документов.
.
Психолог может находиться под влиянием наблюдаемых лиц.
Наблюдение требует наблюдательности, умения видеть. Зоркость, свежесть взгляда
Методы опроса и анкетирования в психосоциальной
Работе.
|
Опрос – это метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном (беседа, интервью) или опосредованном (анкета) социально-психологическом взаимодействии исследователя и опрашиваемого. Источником информации в данном случае служит словесное или письменное суждение человека.
Широкое использование данного метода объясняется его универсальностью, сравнительной легкостью применения и обработки данных. Исследователь в короткий срок может получить информацию о реальной деятельности, поступках опрашиваемого, информацию о его настроениях, намерениях, оценках окружающей действительности.
Одна из трудностей, с которой сталкивается исследователь, применяющий методы опроса – это обеспечение достоверности и надежности полученных данных. Информация, которую получает опрашивающий, носит субъективный характер, так как зависит от степени искренности отвечающего, его способности адекватно оценивать свои поступки и личностные качества, а также других людей, происходящие события и т.д. Поэтому данные, полученные в результате опроса, следует сопоставлять с данными, полученными другими методами (эксперимент, наблюдение, анализ документации и т.д.).
Опрос может быть групповым и индивидуальным; устным и письменным.
Анкетирование – это проведение опроса в письменной форме. Для этого используется набор структурно организованных вопросов (анкета). Преимущество данного метода заключается в возможности проведения исследования большой группы людей одновременно и в сравнительной легкости статистической обработки данных.
Составление анкеты – это сложный процесс, требующий от исследователя определенного уровня профессионального мастерства, четкого понимания целей предстоящего исследования. По форме вопросы анкеты делятся на: открытые (ответ формируется самим отвечающим в свободной форме) и закрытые (в формулировке вопроса содержится перечень возможных вариантов ответов); прямые (формулируются в личной форме) и косвенные (формулируются в безличной форме).
При составлении анкеты (плана интервью) следует придерживаться ряда общих правил и принципов:
- формулировка вопросов должна быть ясной и точной, их содержание понятным отвечающему, соответствующим его знаниям и образованию;
- сложные и многозначные слова должны исключаться;
|
- вопросов не должно быть слишком много, поскольку теряется интерес из-за возрастающей усталости;
- включать вопросы, проверяющие степень искренности.
Бессловесное общение
Невербальное общение
Бессловесные реплики
Виды беседы
Беседы различаются в зависимости от преследуемой психологической задачи. Выделяют следующие виды:
* Терапевтическая беседа
* Экспериментальная беседа (с целью проверки экспериментальных гипотез)
* Автобиографическая беседа
* Сбор субъективного анамнеза (сбор информации о личности субъекта)
* Сбор объективного анамнеза (сбор информации о знакомых субъекта)
* Телефонная беседа
Существуют два важных аспекта, связанных с умением выслушать. Во-первых, каждый человек испытывает потребность общаться с другим человеком по важным для него делам. Во-вторых, наша склонность поддерживать других или соглашаться с ними зависит от того, насколько они выслушивают нас. Можно смело утверждать, что качество отношений между людьми в немалой степени зависит от умения выслушать и услышать.
Рефлексивное слушание
Рефлексивное слушание — стиль ведения беседы, в котором предполагается активное речевое взаимодействие психолога и респондента.
Рефлексивное слушание используется с целью осуществления точного контроля правильности восприятия полученной информации. Использование данного стиля ведения беседы может быть связано с личностными свойствами респондента (к примеру, низкий уровень развитости коммуникативных навыков), необходимостью установить то значение слова, которое имел в виду говорящий, культурными традициями (этикет общения в культурной среде, к которой принадлежат респондент и психолог).
Четыре основных приёма поддержания беседы и контроля получаемой информации:
1, Выяснение (использование уточняющих вопросов)
2, Перефразирование (формулировка высказанного респондентом своими словами)
3, Словесное отражение психологом чувств респондента
4, Резюмирование
Нерефлексивное слушание
Нерефлексивное слушание — стиль ведения беседы, в котором используется лишь необходимый с точки зрения целесообразности минимум слов и техник невербальной коммуникации со стороны психолога.
|
Нерефлексивное слушание применяется в тех случаях, когда существует необходимость дать субъекту выговориться. Оно особенно полезно в ситуациях, где собеседник проявляет желание выразить свою точку зрения, обсудить волнующие его темы и где он испытывает трудности в выражении проблем, легко сбивается с мысли вмешательством психолога и ведёт себя закрепощённо в связи с разницей в социальном положении между психологом и респондентом.
Психосоциальный работник должен знать эти параметры, уметь их задавать, формировать и тем самым уметь управлять процессом общения. Превращение знания об этих характеристиках общения в умение их использовать в разговоре, беседе, споре, собеседовании, переговорах, т.е. владеть коммуникативной техникой, составляет важное профессиональное качество психосоциального работника
Профессионал должен уметь выслушать и понять, объяснить и доказать, спросить и ответить, убедить и переубедить, создать атмосферу доверительности в беседе и делового настроя в собеседовании, найти тонкий психологический подход к клиенту, разрешить конфликт, снять напряжение.
Психосоциальный работник в области теории и практики общения должен:
- знать речевой этикет и уметь его использовать;
-уметь формулировать цели и задачи делового общения;
- организовать и управлять общением;
-анализировать предмет общения, разбирать жалобы;
-ставить вопросы и конкретно отвечать на них;
- владеть навыками и приемами делового общения, его тактикой и стратегией;
-уметь вести беседу, деловой разговор, спор, диалог, переговоры и т.п.;
-уметь анализировать конфликты, кризисные ситуации, конфронтации и разрешать их;
Это всего лишь малая толика чисто профессиональных навыков, без которых нет и не может быть профессионала.
-уметь с помощью «слова» осуществлять психотерапию, снимать стресс, страх, адаптировать клиента к соответствующим условиям, корректировать его поведение.
Самораскрытие.
Эффективное межличностное общение почти всегда требует некоторой степени самораскрытия. Сам процесс знакомства включает изучение людьми друг друга. Самораскрытие в широком смысле означает сообщение биографических сведений о себе, обмен мыслями и чувствами.
Понятие агрессии.
В академическом определении агрессия определяется как негативное и асоциальное поведение, которое имеет мало отношение к психическому здоровью и благополучию.
». Классическое определение характеризует агрессию как «реакцию, наносящую вред другому организму».
Четкое определение, в котором принимаются во внимание указанные соображения предлагает использовать термин «агрессия» для описания «любого вида поведения, нацеленного на причинение вреда или оскорбление другого живого существа, которое стремится избежать такого обращения».
|
Биологические объяснения.
Основное ее предположение заключается в том, что организм беспрерывно накапливает агрессивную энергию.
Психологические объяснения.
Насилие в семье.
Существуют три основных вида семейного насилия: насилия над детьми (физического, сексуального и эмоционального), насилия по отношению к партнерам и жестокого обращения с пожилыми.
Сексуальная агрессия.
Юридические определения сексуального нападения конкретизируют те виды сексуальной агрессии, которые образуют состав уголовных преступлений (например, изнасилования или попытки изнасилования), исследовательские же дефиниции охватывают обширный диапазон методов принуждения и сексуальных действий.
Парадигмы
1) тренинг как своеобразная форма дрессуры, при которой жесткими манипулятивными приемами при помощи положительного подкрепления формируются нужные паттерны поведения, а при помощи отрицательного подкрепления «стираются» вредные, ненужные, по мнению ведущего;
2) тренинг как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков эффективного поведения;
3) тренинг как форма активного обучения, целью которого является прежде всего передача психологических знаний, а также развитие некоторых умений и навыков
в процессе любого тренинга можно выделить три основных стадии: начальную, рабочую и конечную.
4) тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.
-------------------------------------------------------------------------------
Здесь и теперь».
Этот принцип ориентирует участников тренинга на то, чтобы предметом их анализа постоянно были процессы, происходящие в группе в данный момент 2.Искренность и открытость. Самое главное в группе – не лицемерить и не лгать. 3.Принцип Я.
Основное внимание участников должно быть сосредоточено на процессах самопознания, на самоанализе и рефлексии. 4.Активность. В группе отсутствует возможность пассивно «отсидеться». 5.Конфиденциальность. Все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, должно оставаться внутри группы – естественное этическое требование
Семейная психотерапия.
Семейная психотерапия представляет собой особый вид психотерапии, направленный на коррекцию межличностных отношений и имеющий целью устранение эмоциональных расстройств в семье,
Объектом семейной психотерапии является не только дисгармоничная семья, но и семья, находящаяся в кризисе
Общие цели разных моделей семейной психотерапии можно представить следующим образом: изменение в семье ряда представлений о предъявляемой проблеме трансформация взглядов членов семьи на их проблему от индивидуально-личностного к системному подходу создание альтернативных моделей разрешения проблем через прямое или косвенное вмешательство;
Семейный диагноз, представляя собой клиническую основу семейной психотерапии, требует от клинициста знания системного подхода и умения собрать анамнестические сведения.
Реконструкция семейных отношений. Хотя трудно отделить диагностическую и терапевтическую части при проведении семейной психотерапии, в системной семейной психотерапии условно выделяют следующие ее этапы: объединение психотерапевта с семьей, присоединение его к предъявляемой ею структуре ролей; формулирование терапевтического запроса; реконструкция семейных отношений.
Поддержка заключается в сохранении семейной структуры и уважении семейных правил. Принято начинать опрос с главы семьи или инициатора обращения
Каждый должен получить шанс высказаться о проблеме
. Позиция психотерапевта нейтральна на первом этапе
--------------------------------------------
Предупреждение.
Частота суицидов продолжает возрастать, несмотря на достигнутые в последнее время успехи в изучении психических заболеваний и оказании психиатрической помощи.
Всякая попытка суицида или самоповреждения должна приниматься всерьез; следует сделать все для того, чтобы лицам, совершающим эти действия, была оказана профессиональная помощь
Уровни исследований в социальной психологии, ее методы.
В социальной психологии различают следующие уровни исследований: экспериментально-эмпирический, теоретический и философско-методологический.
Экспериментально-эмпирический уровень представляет собой процесс сбора первичной информации, фиксирующей социально-психологические факты, и описание полученных данных, обычно в рамках определенных теоретических построений.
Теоретический уровень исследования обеспечивает объяснение данных экспериментально-эмпирического изучения путем соотнесения их с результатами других научных работ.
Философско-методологический уровень социально-психологического исследования, рассматривает структуру этой системы и ее элементы
Этот уровень исследования дает обобщение полученных данных.
методы социальной психологии следующим образом:
1. Методы эмпирического исследования:
Наблюдение.
Опрос.
Беседа.
Бессловесная коммуникация.
2. Специализированные социально-психологические методы:
Групповая оценка личности.
Эксперимент.
Метод социометрических измерений.
Методы моделирования.
Контент-анализ.
Оценочная биополяризация.
3. Управленческо-воспитательные методы:
Социально-психологический тренинг
------------------------------------------------------------------------------------------------
|
|
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!