Особенности невербального поведения преподавателя в педагогической деятельности. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особенности невербального поведения преподавателя в педагогической деятельности.

2017-06-25 704
Особенности невербального поведения преподавателя в педагогической деятельности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Проблема невербального общения рассматривается в психологии с недавних времен. К ней обращались Х. Миккин, И.Н. Горелов, А. Пиз, и др. Она актуальна и для высшей школы и является частью педагогического общения. Анализ литературы показывает, что невербальное поведение:

– усиливает эмоциональную насыщенность сказанного;

– является показателем ролевых отношений;

– создает образ преподавателя и обучающегося;

– поддерживает оптимальный психологический климат на занятии.

Каналы невербальной коммуникации:

 

 

Акустическая   Экстра- просо- лингвис- дика тика Оптическая   кинесика Тактильно-кинестезическая   такесика Ольфакторная     запахи
-паузы -темп -кашель -тембр -вздох -высота -смех -громкость -плач   -поза - строение -жесты лица и -походка черепа -контакт - строение глазами туловища -мимика - рукопожатие - поцелуй - поглаживание - похлопывание - запах тела - запах косметики

Речь – основное средство обучения, однако взаимодействие осуществляется и с помощью невербальной коммуникации. Часто затянувшееся молчание педагога может стать хорошим дисциплинарным средством для расшумевшейся аудитории. Как невербальный сигнал молчание может означать:

– отсутствие взаимопонимания;
– согласие или несогласие совершать действие;
– привлечение внимания;
– придание весомости последующему высказыванию.

С помощью оценки непроизвольно возникающих выражений лица педагога студенты медицинского ВУЗа могут анализировать ход обследования больного, получая надежную опору при движении по скользким местам. Преподаватель может «хмуриться» при выявлении тревожных симптомов,

выражать «недоумение» при несоответствии жалоб больного и данных объективного и/или дополнительного исследования, иронизировать, когда больной говорит явную неправду и т.д. Наблюдение за лицом больного также дает важную информацию и педагог должен проинформировать об этом студента заранее. Например, больная с истерией может рассказывать о страшных муках и боли, но при этом отвлекаться на какие-то внешние стимулы и утрачивать на время страдальческую маску с лица. К невербальным средствам общения можно также отнести и автоматически воспринимаемые врачом патологические маски болезни, которые он изучает, будучи студентом. При проведении осмотра больного в палате, когда преподаватель не может открыто высказывать свои мысли, чтобы не вызвать эмоциональных изменений у больного или его родных, он пользуется мимикой. Каждый преподаватель использует собственную, яркую или скромную азбуку жестов, например, поднятый вверх указательный палец – «обратите внимание на слова больного, выявленный симптом!», покачивание

головой из стороны в сторону – «сомнение в честности больного», приподнятые вверх брови – «удивление».

Кроме того, невербальные аспекты общения играют существенную роль в регулировании взаимоотношений, установлении контактов и во многом определяют их эмоциональную атмосферу. При этом средства невербального общения всегда соответствующим образом задействованы в ходе учебно-воспитательного процесса, несмотря на то, что, как правило, педагог не осознает их значения. Практически бесконечное многообразие мимических движений (более 20000) дает возможность педагогу выразить свое

эмоциональное состояние и отношение к определенному студенту, его ответу или поступку: отразить интерес, понимание или равнодушие и т.д.

Необходимо отметить, что некоторые преподаватели, особенно не имеющие опыта, считают необходимым создавать «специальное выражение лица» для воздействия на студентов, характеризующееся строгим выражением с нахмуренным лбом, сжатыми губами, напряженной нижней челюстью, что,

по их мнению, облегчает управление коллективом. Однако исследования показывают, что студенты отдают предпочтение педагогам с доброжелательным выражением лица, с высоким уровнем внешней эмоциональности. Необходимо отметить, что существует некоторый оптимальный ритм обмена взглядами со студентами на семинаре, когда индивидуальный зрительный контакт чередуется с охватом глазами всей аудитории, что создает рабочий круг внимания. Чередование, переключение

взгляда важно и при выслушивании ответа. Известно, что размещение за столом студентов рядом друг с другом способствует нормальной совместной работе, сотрудничеству; размещение по диагонали создает ощущение непринужденности, определенной степени свободы; позиция лицом к лицу (напротив) может усилить напряженность и контроль друг за другом, вызывать на конфликт. Таким образом, верно выбранная дистанция и расположение коммуникантов относительно друг друга в пространстве, достаточно значимы, исходя из тех позиций, что они задают тон дальнейшему общению. Зона наиболее эффективного контакта – это первые 2-3 стола. Именно они попадают в личную или даже интимную (если педагог стоит вплотную возле учеников) зону на протяжении почти всего занятия.

Остальные учащиеся, как правило, находятся на публичном расстоянии от педагога (более 3,6 м по классификации зон общения). Если педагог непринужденно перемещается по классу, то он, меняя дистанцию, достигает проксемического (пространственного) разнообразия и равенства в общении с каждым студентом. Характер жестов преподавателя с первых минут создает определенный настрой в аудитории. Например, если движения порывисты и нервны, то в результате вместо готовности к занятию возникает состояние

напряженного ожидания неприятностей. Достижение конечной цели педагогического процесса возможно только при совместной деятельности преподавателя и студентов, которая предполагает не только воздействие педагога, но и обязательную обратную связь. Именно с помощью жеста преподаватель часто «включает» ее (вопросительный кивок головой, приглашающие жесты и т.д.), повышает ее интенсивность (жесты одобрения,

оценки) или завершает контакт. Жесты в комплексе с другими невербальными средствами общения могут использоваться преподавателем для обеспечения контроля за деятельностью студентов. С этой целью

чаще всего применяются оценивающие, регулирующие и дисциплинирующие жесты. Педагог должен обладать не только высокой языковой культурой, но и культурой невербального поведения, или культурой использования так называемых выразительных движений, поскольку известно, что различные виды невербального общения заключают в себе порой гораздо больше информации, чем слова.

 

Андрагогика: понятие, основные принципы андрагогики. Образовательные технологии при обучении взрослых.

Андрагогика - отрасль педагогической науки, раскрывающая теоретические и практические проблемы обучения, воспитания и образования взрослого человека в течение всей его жизни. Термин был впервые предложен немецким историком просвещения К. Каппом в 1833 г. Образование взрослых имеет особенности, связанные с возрастными, психологическими, социальными характеристиками взрослых. Андрагогика осуществляет древнейшую формулу обучения: non scholae, sed vitae discimus — учимся не для школы, а для жизни.

Основные положения андрагогики: 1. Обучающемуся принадлежит ведущая роль в процессе своего обучения (потому он не обучаемый). 2. Взрослый обучающийся стремится к самореализации, самостоятельности, к самоуправлению и осознает себя таковым. 3. Взрослый обладает жизненным опытом, который может быть использован в качестве важного источника обучения как его самого, так и его коллег. 4. Взрослый человек обучается для решения важной жизненной проблемы и достижения конкретной цели, рассчитывает на применение полученных в ходе обучения умений, навыков, знаний и качеств. 6. Процесс обучения взрослого организован в виде совместной деятельности обучающегося и обучающего на всех его этапах: диагностики, планирования, реализации, оценивания и, в определенной мере, коррекции. Современная наука выделяет следующие основные принципы андрагогики: приоритетность самостоятельного обучения, совместная деятельность обучающегося с одногруппниками и преподавателем при подготовке и в процессе обучения, использование имеющегося положительного жизненного опыта, корректировка устаревшего опыта и личностных установок, препятствующих освоению новых знаний, индивидуальный подход к обучению на основе личностных потребностей, элективность обучения (свобода выбора целей, содержания, форм, методов, источников, сроков, времени и места обучения) и др. Андрагогика предполагает смену приоритетности методов обучения: вместо лекционных преимущественно предусматривает практические занятия, дискуссии, деловые игры, кейсы, решение конкретных производственных задач и проблем. Кроме того, меняется подход к получению теоретических знаний. На первое место выходят дисциплины, содержащие интегрированный материал по нескольким смежным областям знаний (междисциплинарные дисциплины), например управление проектами.

Основные методы и технологии: задание по внеклассному чтению; мозговой штурм (собрать большое количество идей или решений проблемы без критики этих решений с последующим критическим обсуждением предложенных вариантов); изучение конкретных ситуаций; демонстрация и практика; обсуждение как техника совместного получения знания, идей и мнений о предмете; игры и имитации (моделирование); обсуждения с группой специалистов; деловая игра; семинар; короткий курс (интенсивная учебная работа на один или более дней по конкретному предмету) и электронное обучение и др.

Наиболее типичные ошибки, которые допускаются при обучении взрослых:

1. Развитие ради развития. 2. Развитие как развлечение. 3. Сокращение расходов на профессиональное развитие. В настоящее время отсутствует единая российская концепция образования взрослых людей, например такая, как в Германии, Финляндии, Швеции. В недостаточной степени проводятся соответствующие исследования как для общества в целом, так и для локальных образовательных задач. В связи с этим крайне необходимо объединение неформальных организаций и отдельных людей, интересующихся и занимающихся этой проблемой.

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.