История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Топ:
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2017-06-25 | 704 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Проблема невербального общения рассматривается в психологии с недавних времен. К ней обращались Х. Миккин, И.Н. Горелов, А. Пиз, и др. Она актуальна и для высшей школы и является частью педагогического общения. Анализ литературы показывает, что невербальное поведение:
– усиливает эмоциональную насыщенность сказанного;
– является показателем ролевых отношений;
– создает образ преподавателя и обучающегося;
– поддерживает оптимальный психологический климат на занятии.
Каналы невербальной коммуникации:
Акустическая Экстра- просо- лингвис- дика тика | Оптическая кинесика | Тактильно-кинестезическая такесика | Ольфакторная запахи |
-паузы -темп -кашель -тембр -вздох -высота -смех -громкость -плач | -поза - строение -жесты лица и -походка черепа -контакт - строение глазами туловища -мимика | - рукопожатие - поцелуй - поглаживание - похлопывание | - запах тела - запах косметики |
Речь – основное средство обучения, однако взаимодействие осуществляется и с помощью невербальной коммуникации. Часто затянувшееся молчание педагога может стать хорошим дисциплинарным средством для расшумевшейся аудитории. Как невербальный сигнал молчание может означать:
– отсутствие взаимопонимания;
– согласие или несогласие совершать действие;
– привлечение внимания;
– придание весомости последующему высказыванию.
С помощью оценки непроизвольно возникающих выражений лица педагога студенты медицинского ВУЗа могут анализировать ход обследования больного, получая надежную опору при движении по скользким местам. Преподаватель может «хмуриться» при выявлении тревожных симптомов,
|
выражать «недоумение» при несоответствии жалоб больного и данных объективного и/или дополнительного исследования, иронизировать, когда больной говорит явную неправду и т.д. Наблюдение за лицом больного также дает важную информацию и педагог должен проинформировать об этом студента заранее. Например, больная с истерией может рассказывать о страшных муках и боли, но при этом отвлекаться на какие-то внешние стимулы и утрачивать на время страдальческую маску с лица. К невербальным средствам общения можно также отнести и автоматически воспринимаемые врачом патологические маски болезни, которые он изучает, будучи студентом. При проведении осмотра больного в палате, когда преподаватель не может открыто высказывать свои мысли, чтобы не вызвать эмоциональных изменений у больного или его родных, он пользуется мимикой. Каждый преподаватель использует собственную, яркую или скромную азбуку жестов, например, поднятый вверх указательный палец – «обратите внимание на слова больного, выявленный симптом!», покачивание
головой из стороны в сторону – «сомнение в честности больного», приподнятые вверх брови – «удивление».
Кроме того, невербальные аспекты общения играют существенную роль в регулировании взаимоотношений, установлении контактов и во многом определяют их эмоциональную атмосферу. При этом средства невербального общения всегда соответствующим образом задействованы в ходе учебно-воспитательного процесса, несмотря на то, что, как правило, педагог не осознает их значения. Практически бесконечное многообразие мимических движений (более 20000) дает возможность педагогу выразить свое
эмоциональное состояние и отношение к определенному студенту, его ответу или поступку: отразить интерес, понимание или равнодушие и т.д.
Необходимо отметить, что некоторые преподаватели, особенно не имеющие опыта, считают необходимым создавать «специальное выражение лица» для воздействия на студентов, характеризующееся строгим выражением с нахмуренным лбом, сжатыми губами, напряженной нижней челюстью, что,
|
по их мнению, облегчает управление коллективом. Однако исследования показывают, что студенты отдают предпочтение педагогам с доброжелательным выражением лица, с высоким уровнем внешней эмоциональности. Необходимо отметить, что существует некоторый оптимальный ритм обмена взглядами со студентами на семинаре, когда индивидуальный зрительный контакт чередуется с охватом глазами всей аудитории, что создает рабочий круг внимания. Чередование, переключение
взгляда важно и при выслушивании ответа. Известно, что размещение за столом студентов рядом друг с другом способствует нормальной совместной работе, сотрудничеству; размещение по диагонали создает ощущение непринужденности, определенной степени свободы; позиция лицом к лицу (напротив) может усилить напряженность и контроль друг за другом, вызывать на конфликт. Таким образом, верно выбранная дистанция и расположение коммуникантов относительно друг друга в пространстве, достаточно значимы, исходя из тех позиций, что они задают тон дальнейшему общению. Зона наиболее эффективного контакта – это первые 2-3 стола. Именно они попадают в личную или даже интимную (если педагог стоит вплотную возле учеников) зону на протяжении почти всего занятия.
Остальные учащиеся, как правило, находятся на публичном расстоянии от педагога (более 3,6 м по классификации зон общения). Если педагог непринужденно перемещается по классу, то он, меняя дистанцию, достигает проксемического (пространственного) разнообразия и равенства в общении с каждым студентом. Характер жестов преподавателя с первых минут создает определенный настрой в аудитории. Например, если движения порывисты и нервны, то в результате вместо готовности к занятию возникает состояние
напряженного ожидания неприятностей. Достижение конечной цели педагогического процесса возможно только при совместной деятельности преподавателя и студентов, которая предполагает не только воздействие педагога, но и обязательную обратную связь. Именно с помощью жеста преподаватель часто «включает» ее (вопросительный кивок головой, приглашающие жесты и т.д.), повышает ее интенсивность (жесты одобрения,
оценки) или завершает контакт. Жесты в комплексе с другими невербальными средствами общения могут использоваться преподавателем для обеспечения контроля за деятельностью студентов. С этой целью
|
чаще всего применяются оценивающие, регулирующие и дисциплинирующие жесты. Педагог должен обладать не только высокой языковой культурой, но и культурой невербального поведения, или культурой использования так называемых выразительных движений, поскольку известно, что различные виды невербального общения заключают в себе порой гораздо больше информации, чем слова.
Андрагогика: понятие, основные принципы андрагогики. Образовательные технологии при обучении взрослых.
Андрагогика - отрасль педагогической науки, раскрывающая теоретические и практические проблемы обучения, воспитания и образования взрослого человека в течение всей его жизни. Термин был впервые предложен немецким историком просвещения К. Каппом в 1833 г. Образование взрослых имеет особенности, связанные с возрастными, психологическими, социальными характеристиками взрослых. Андрагогика осуществляет древнейшую формулу обучения: non scholae, sed vitae discimus — учимся не для школы, а для жизни.
Основные положения андрагогики: 1. Обучающемуся принадлежит ведущая роль в процессе своего обучения (потому он не обучаемый). 2. Взрослый обучающийся стремится к самореализации, самостоятельности, к самоуправлению и осознает себя таковым. 3. Взрослый обладает жизненным опытом, который может быть использован в качестве важного источника обучения как его самого, так и его коллег. 4. Взрослый человек обучается для решения важной жизненной проблемы и достижения конкретной цели, рассчитывает на применение полученных в ходе обучения умений, навыков, знаний и качеств. 6. Процесс обучения взрослого организован в виде совместной деятельности обучающегося и обучающего на всех его этапах: диагностики, планирования, реализации, оценивания и, в определенной мере, коррекции. Современная наука выделяет следующие основные принципы андрагогики: приоритетность самостоятельного обучения, совместная деятельность обучающегося с одногруппниками и преподавателем при подготовке и в процессе обучения, использование имеющегося положительного жизненного опыта, корректировка устаревшего опыта и личностных установок, препятствующих освоению новых знаний, индивидуальный подход к обучению на основе личностных потребностей, элективность обучения (свобода выбора целей, содержания, форм, методов, источников, сроков, времени и места обучения) и др. Андрагогика предполагает смену приоритетности методов обучения: вместо лекционных преимущественно предусматривает практические занятия, дискуссии, деловые игры, кейсы, решение конкретных производственных задач и проблем. Кроме того, меняется подход к получению теоретических знаний. На первое место выходят дисциплины, содержащие интегрированный материал по нескольким смежным областям знаний (междисциплинарные дисциплины), например управление проектами.
|
Основные методы и технологии: задание по внеклассному чтению; мозговой штурм (собрать большое количество идей или решений проблемы без критики этих решений с последующим критическим обсуждением предложенных вариантов); изучение конкретных ситуаций; демонстрация и практика; обсуждение как техника совместного получения знания, идей и мнений о предмете; игры и имитации (моделирование); обсуждения с группой специалистов; деловая игра; семинар; короткий курс (интенсивная учебная работа на один или более дней по конкретному предмету) и электронное обучение и др.
Наиболее типичные ошибки, которые допускаются при обучении взрослых:
1. Развитие ради развития. 2. Развитие как развлечение. 3. Сокращение расходов на профессиональное развитие. В настоящее время отсутствует единая российская концепция образования взрослых людей, например такая, как в Германии, Финляндии, Швеции. В недостаточной степени проводятся соответствующие исследования как для общества в целом, так и для локальных образовательных задач. В связи с этим крайне необходимо объединение неформальных организаций и отдельных людей, интересующихся и занимающихся этой проблемой.
|
|
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!