Глава 2. Ребенок и компьютер — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Глава 2. Ребенок и компьютер

2017-06-25 214
Глава 2. Ребенок и компьютер 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Попробуй отними*.*

Компьютер — заветная мечта каждого современного мальчишки. Да и многие родители считают «умный ящик» неотъемлемой составляющей достойного качества жизни, а потому покупают его ребенку и дают деньги на игры в компьютерных клубах, которые в последние годы стали очень популярны. Но в среде врачей и психологов все чаще раздаются голоса тревоги, предупреждающие о негативных последствиях этого модного увлечения и даже приравнивающие его к наркомании.

В 2007 году издательство «Христианская жизнь» выпустило книгу «Ребенок и компьютер», написанную группой детских психологов, собравших разнообразный и богатый материал по результатам своего практического опыта. В последние годы к ним стали часто обращаться родители, чьи дети перестали нормально учиться, стали агрессивны, неуправляемы, неконтактны. И во всех случаях это было связано с появлением дома компьютера или увлечением ребенка компьютерными играми.

Практически все родители, обращающиеся к ним за помощью, хотя бы краем уха слышали о том, что компьютерные игры — вещь для детей и подростков вредная. Но тут же заявляют о невозможности изменить ситуацию. Дескать, ничего не поделаешь, привычка. Попробуй отними — такое будет вытворять! Да и куда спрятать компьютер? Вещь в наше время необходимая, без нее не обойтись. Не говоря уж о том, что в школе есть такой предмет — информатика. Когда говоришь, что на уроке информатики компьютер используется в качестве рабочего инструмента, а вовсе не для игр, родители возражают: этот «инструмент», хочешь— не хочешь, приходится держать дома.

Компьютерные игры формируют у детей психологию сверхчеловека

Но что такое компьютерные игры? Я никогда не играла ни в одну из компьютерных игр и только от авторов книги «Ребенок и компьютер» узнала, что главная цель в них — убийство, основное действие — тоже убийство. Чего стоят одни только восклицания дошкольника, сидящего за пультом домашнего компьютера! У матерей стынет сердце, когда из детской комнаты доносится тоненький голосок: «Меня убили! Я убит!»

И самой мне приходилось наблюдать, как 11-летний ребенок — внук моей приятельницы — буквально метался после игры по квартире в ужасе от своего проигрыша или какого-то страшного поражения в игре. Чего только не делали его близкие, чтобы лишить свое эмоциональное чадо этих игр, но игры тянули его как магнитом, и подросток изыскивал самые невероятные способы обмана и манипуляции ради возможности вновь включить ноутбук.

По мнению серьезных специалистов в области психологии, компьютерные игры заслуживают серьезного исследования, ибо они подспудно формируют у современных детей психологию сверхчеловека. А что еще может получиться из ребенка, который уничтожает отдельных людей или даже целые города и государства простым нажатием кнопок? И страшно то, что в компьютерных играх граница условности недопустимо сдвинута в сторону реализма. Недаром сейчас принято говорить о виртуальной реальности.

Как пишут авторы книги, «степень увлеченности компьютерными играми прямо пропорциональна психологическому дискомфорту ребенка. Иными словами, чем больше у мальчика психологических трудностей в жизненной реальности, тем глубже он погружается в виртуальную. Конечно, уход от реальности в мир фантазий, грез и игры всегда был присущ людям с тонкой, ранимой психикой. Но чтение книг и творчество требуют немалых усилий. А тут все по дешевке, почти задаром! Научился быстро нажимать на кнопки — и ты король.

Интерес лежит за пределами игры

Когда вы слышите, что ребенок ничем, кроме компьютерных игр, не интересуется, не обманывайтесь словом “интерес”. Не может у интеллектуально полноценного ребенка вызывать устойчивый интерес то, что так однообразно и легко достижимо. Интерес в другом. Он лежит за пределами игры и называется жаждой власти.

Стихия редукционизма— а попросту говоря, примитивности — захлестывает земной шар. И на Западе дети мало читают и до отупения смотрят телевизор или играют в компьютерные игры. И там у многих разумных взрослых это вызывает тревогу. В Германии, например, многие образованные и обеспеченные родители не держат дома ни видео, ни компьютер, ни игровую приставку, чтобы у детей не было соблазна. Но там реализации “сверхчеловеческих” претензий мешают крепкое государство, исполняющиеся законы, дееспособные полицейские службы. У нас же разгулу своеволия сейчас ничто не препятствует.

Мир компьютерных игр заманчив, красочен и моден! Его усиленно рекламируют и в роскошных глянцевых журналах, и по радио, и по телевизору. Кто может устоять перед таким соблазном? Дети, по крайней мере, не могут. И в последние годы все больше родителей сетуют на то, что их чада слишком много времени проводят за компьютером, пренебрегая уроками, чтением книг, рисованием, посещением кружков и общением с друзьями. Особенно волнуются мамы. Ведь компьютерные игры буквально нашпигованы всякой нечистью: монстрами, скелетами, привидениями, киборгами, злобными орками, людоедами... Ну, а дети под предлогом борьбы со злом настраиваются, точнее сказать — программируются, на садизм.

Неудивительно, что многие дети, насытив свою фантазию этими страшными образами, начинают пугаться темноты, жалуются на кошмарные сны, не соглашаются оставаться одни в комнате.

Однако страшное не только пугает. Оно еще и завораживает. Особенно когда происходит не с тобой, а с кем-то другим. Взрослые люди тоже любят пощекотать себе нервы “ужастиками”, но только психика у них устойчивей. Кроме того, движущиеся изображения на цветном экране сами по себе, независимо от содержания игры, обладают определенным гипнотическим эффектом. А музыка этот эффект усиливает еще больше. Вы, наверное, и по себе замечали, как трудно бывает оторваться от экрана телевизора. Он притягивает, словно магнит. И ведь знаешь, что показывают муру, а встать и выключить — сил нет. С компьютером то же самое.

Воспитательный эффект от подавляющего большинства компьютерных игр, мягко говоря, сомнителен, ибо их смысл почти всегда сводится к убийству. А где-то ребенка могут заодно приобщить и к реалиям уголовного мира».

Реализм — одна из главных приманок

В компьютерных играх все очень натуралистично. Там реализм — одна из главных приманок.

«Невероятная по красоте графика. Кругом лишь трупы, кровавые ошметки плоти и лужи крови... За стенами слышатся жуткие вопли и звуки отрываемых рук и ног. Разряды электричества, хлюпанье крови, рев монстра и скрежет когтей. Дверь открывается, и... нам в лицо летит оторванная нога, демонстрируя свои незаурядные аэродинамические свойства», — так расписывают достоинства очередной игры рекламодатели фирмы «Страна игр». И многие дети изо дня в день насыщаются таким «питательным бульоном». И сцены насилия прочно застревают в подсознании ребенка.

Детские врачи уже обратили внимание на то, что световые мелькания на компьютерном дисплее навязывают свои ритмы коре головного мозга. В результате у детей, увлекающихся компьютерными играми, могут возникнуть судороги и эпилептоидные приступы. Какое-то время тому назад в Японии разразился скандал, связанный с тем, что компьютерная графика в мультфильме спровоцировала у маленьких японцев массовые эпилептические припадки!

Жуткий эксперимент над японскими младенцами

А не так давно мне рассказали о жутком эксперименте, проведенном над детьми в той же Японии. Будучи наиболее прогрессивной страной в мире по созданию всевозможных хай-тек технологий, японцы задумали вырастить еще и популяцию сверхчеловека с суперразвитыми способностями, что называется, с младых ногтей. Для этого они поставили перед младенцами, которые только-только научились сидеть, по ноутбуку и стали обучать их пользоваться кнопками, смотря на яркую картинку экрана. Через монитор же ребенок подключался к различным развивающим играм, к получению разнообразной и, как казалось экспериментаторам, полезной информации.

Результат эксперимента был трагичен. Прилипшие к экранам детишки уже не захотели от него отлипать. Они не начали ползать, ходить, говорить, исследовать окружающий мир и хоть как-то включаться в социум. Весь внешний мир перестал их интересовать после информационного допинга, полученного с экрана. И совершенно исчезла естественная детская потребность в освоении остального пространства. Так и не научившись перемещаться и даже элементарно обслуживать себя, эти дети не стали полноценными людьми, не говоря уж о проблемах со здоровьем, связанных с отсутствием движений, столь необходимых в детском возрасте. По сути, юные участники эксперимента оказались потерянными для общества людьми, которые так и не смогли выполнить ни своего земного, ни небесного предназначения...

Удовольствие достигается без усилий

Детских психиатров других стран, с более классическим способом вхождения детей в виртуальный мир, волнует еще и то, что любители компьютерных игр привыкают находиться в так называемом пассивном возбуждении, когда удовольствие достигается без усилий, просто путем возбуждения подкорковых структур, заведующих этой эмоцией. Это оказывает расслабляющее влияние на личность, отбивает инициативу, действует как наркотик. Недаром такие дети ничем другим не интересуются, становясь как бы придатком к компьютеру.

Состояние компьютерной зависимости дезадаптирует ребенка, вышибает его из жизни. Притом вышибает полностью, поскольку у него не остается других интересов, кроме игры. Она становится доминантой, как наркотик у наркомана. Дети, увлекшиеся компьютером, становятся повышенно раздражительными, если их лишают «наркотика», начинается ломка. Кроме того, длительная работа за компьютером, как и наркомания, вызывает выраженную асте- низацию психики. То есть психика уже не в состоянии переносить нагрузки, которые она могла переносить раньше. Отсюда проистекают симптомы в виде раздражительности, бессонницы, колебания настроения, агрессивности, импульсивности, повышенной утомляемости.

Роботизация мышления

Компьютер искажает мышление ребенка, учит мыслить не творчески, а технологически. Есть задача, итог и комплекс средств, при помощи которых можно решить эту задачу. Все! Таким образом, мышление ребенка программируется, творческие способности не развиваются. Происходит роботизация мышления, уходят эмоции, сострадание, человечность — то, что раньше всегда было присуще детям. Поэтому для развивающегося ребенка компьютер вреден. Чем позже мальчик или девочка за него сядут, тем лучше.

В науке сейчас появилось описание новых видов зависимостей, в том числе зависимости от компьютера и телеэкрана, которые, по мнению некоторых психологов, так же, как любые иные (алкогольная, наркотическая и т. д.), крайне отрицательно сказываются прежде всего на личности человека, вызывают нарушения социального взаимодействия и деградацию нравственной сферы.

Да и как иначе? Вот сюжет только одной игры, которая предназначается для детей от 5 до 7 лет. По экрану разгуливают шикарные рыже-полосатые кошки. На заднем плане — стена какого-то заброшенного здания, зияющая пустыми оконными проемами. Нажатие кнопки — и одна из кошек летит на стену. Если она попадает в оконный проем, то исчезает, а если на стену — вместо кошки на стене появляется густое пятно крови...

Вторая игра предназначается подросткам старше 14 лет. Она очень натурально демонстрирует то, что на бандитском жаргоне называется «замочить». Такие игры и называются соответственно— «мочилками». И «стрелялки», и «мочилки» «распечатывают» архетип «смерть». Смерть становится явлением обыденным и заурядным; психологи назвали этот феномен танатизацией детского сознания (от греческого tanatos — смерть).

Еще один деструктивный архетип, о котором пишут авторы книги «Ребенок и компьютер», — архетип «ада». «В сознании игрока активируются с помощью определенных символов “входы” в глубокие подземелья психики, которые хранят память о временах самого темного язычества, ведовства и сатанинского поклонения тьме. К таким символам относятся, например, голова осла, перевернутый христианский крест или падший ангел — обнаженная женщина с крыльями за спиной и с рогами на голове». Все эти символы есть, оказывается, во многих играх.

Особенно увлечены компьютерами так называемые «проблемные дети»: с заниженной самооценкой, плохо успевающие в школе, испытывающие трудности в общении со сверстниками, дети с задержкой психоэмоционального развития, с гиперактивностью, повышенно возбудимые и т. п. Чем больше у ребенка психологических барьеров в жизненной реальности, тем глубже он погружается в виртуальную.

«В действительности такой ребенок не умеет практически ничего: ни дать сдачи обидчику, ни залезть на дерево, ни подтянуться на турнике, ни затеять с соседями по двору игру в казаков-разбойников. Но ему это и не нужно! Зачем, когда есть гораздо более легкий способ ощутить себя суперменом?

Вот и растут дети физически ослабленными, боящимися реальной жизни. Притязания у них завышены, а волевой потенциал, необходимый для того, чтобы добиться желаемого результата, маловат. При малейшей трудности они пасуют, не доводят дело до конца и именно поэтому зачастую плохо учатся, не любят читать, не проявляют интереса к творчеству. В результате несоответствия завышенных притязаний ребенка его реальным возможностям в душе возникает внутренний конфликт, дискомфорт. И как следствие — еще большая невротизация. Компьютер же дает “проблемным” детям шанс уйти от неприятной реальности и почувствовать себя победителями. Беда только в том, что виртуальная реальность затягивает и действует на психику как наркотик».

Удивительно, что и печальный опыт старших детей, уже зависимых от компьютера, некоторых родителей зачастую не останавливает. Приехав в Ростов-на-Дону в первый раз, я снимала комнату у моложавой пенсионерки, которая очень переживала, что вынуждена была отправить 14-летнего внука (по совместному решению с его мамой, конечно) в Суворовское училище. Иного способа оторвать парня от компьютера женщины не нашли — ни спорт, ни учеба его уже не увлекали, а их беспокойства за его здоровье и психику подросток просто не понимал. Мне удалось познакомиться с парнем, когда он приезжал к бабушке на выходные дни. Хороший такой парнишка, только утром, едва встав с постели, прямо в халате он садился в скрюченной позе у монитора, и даже еду ему приносили в комнату... Когда же бабушка робко предлагала внуку заняться чем-либо другим, он раздраженно спрашивал: «Чем? Не книжки же читать ты мне предлагаешь? Читай сама их, если хочешь...»

Когда же в гости к бабушке привели младшую внучку пяти лет, я с удивлением отметила, что она во всем подражает старшему брату. Девочка вполне умело управляла мышью, находя в Интернете мультики и детские песенки, а мама сидела рядом или занималась своими делами. На мой вопрос, зачем вы это делаете, флегматичная мама ответила: «Но мы же недолго. У нас все под контролем...»

Картина «компьютерной болезни»

Но даже если ребенок не становится компьютерным наркоманом, «умный ящик» все равно разрушительно действует на его здоровье. Вот что пишут по поводу физиологических проблем авторы книги «Ребенок и компьютер»:

«В первую очередь страдает зрение... Риск появления или прогрессирования уже имеющейся близорукости возрастает. У ребенка может возникнуть компьютерный зрительный синдром, напоминающий конъюнктивит: глаза краснеют, и ощущение такое, как будто в них насыпали песок... Ребенок замыкается в виртуальном мире и не получает навыков общения, а это пагубно влияет на психику...

У особо эмоциональных игроков даже подскакивает давление. Аркадные игры провоцируют агрессивность. Работоспособность — и интеллектуальная, и физическая — резко снижается, потому что длительное сосредоточение на плоскости компьютерного экрана сильно перегружает зрительные анализаторы, а через них оказывает угнетающее воздействие на нервную систему в целом, отнимая у ребенка ресурсы, необходимые для умственных занятий и общения, для решения задач развития.

Соматические расстройства проявляются в общем недомогании, ослаблении иммунитета и в болезнях, обусловленных сидячим образом жизни (геморрой, запоры и т. д.). Избыточный уровень электромагнитных полей и излучений провоцирует появление или обострение онкологических заболеваний.

Сильно поражается и опорно-двигательный аппарат. Помимо остеохондроза позвоночника выявлены так называемые профессиональные заболевания при плохой постановке кисти. Они отмечаются у художников, машинисток, мультипликаторов, пианистов, работников конвейеров и... заядлых пользователей компьютером. У последних это болезни, которые возникают из-за неудобного положения рук при продолжительной работе на неправильно расположенной клавиатуре компьютера.

Страдают также центральная нервная система и психика. Наблюдаются невротические реакции: снижение концентрации внимания, ухудшение памяти и сна, усиление возбудимости и раздражительности, утомляемость, головная боль».

Стойкие духовные нарушения — результат виртуальной реальности

Крайне опасны и стойкие духовные нарушения вследствие энергоинформационного воздействия компьютера на личность. Во-первых, это погружение в мир иллюзий и греховных страстей, а во-вторых — психологическая зависимость от виртуальной (мнимой, искусственно созданной) реальности.

Профессор-невропатолог с большим стажем работы священник Анатолий Берестов утверждает, что человеку, сидящему у экрана компьютера, виртуальный мир порой кажется куда более реальным, нежели мир окружающий. Он входит в искусственную реальность, а та, в свою очередь, вживляется в его сознание, становится частью его «я». Со временем грань между выдуманным и существующим мирами стирается, и люди словно живут в двух мирах сразу. Отсюда — духовное раздвоение сознания на реальное и виртуальное.

По мнению отца Анатолия, компьютерная программа «Киберсекс» заменяет естественную, физиологическую близость полов «на компьютеризированный онанизм и половые извращения». С помощью «Киберсекса» и взрослые, и подростки испытают сексуальные наслаждения в любой момент, с кем и как угодно. Действительно, компьютер в измененном сознании человека уже не воспринимается как бездушный прибор.

После того как эта пагубная привычка сформировалась и закрепилась, создать крепкую семью или избежать развода проблематично.

Я лично знаю несколько семей, в которых великовозрастные дети не хотят жениться и не собираются заводить свою семью, проводя все свободное время у компьютера. Их мамы жалуются уже не только на отсутствие внуков, но и на фактическое отсутствие сына (дочери), которые вроде бы и есть, но не здесь, а там, в виртуальном пространстве, при этом ничего и никого другого уже просто не замечая.

Срастаясь с компьютером, ребенок постепенно превращается в безвольную биологическую машину, по существу — в придаток к компьютеру.

Вспомним слова апостола Иоанна Богослова: «Бог есть любовь». Значит, кибермания, лишая ребенка способности к разнообразным проявлениям любви, не только делает его психологически неполноценным, но и отчуждает от Бога.

Если компьютер все-таки куплен...

Для соблюдения правил компьютерной безопасности нужно с самого начала установить жесткие правила пользования и взаимодействия с ним: полчаса, максимум час в день. На самом деле и этого много. Врачи говорят, что 6-7-летние дети могут без ущерба для здоровья заниматься за компьютером не более 10 минут. Ученики

2- 3-го класса — 15 минут. В 4-6-м классе норму можно повысить до 20 минут, в 8-9-м — до 25 минут, и только в 10-11-м — до получаса.

■ Надо также установить «закон расстояния»: для игровых приставок — не менее 2 метров, для персональных компьютеров — 30-40 см.

■ Необходимо соблюдать и «временной закон» — не играть перед сном, сразу после еды и, разумеется, вместо сна, подвижных игр, помощи по дому, несделанных уроков и даже просто прогулки на улице.

■ В комнате, где стоит компьютер, должно быть достаточно много живых растений и свежего воздуха.

■ Нужно контролировать содержание игр: исключать сюжеты с насилием, жестокостью, сексуальной распущенностью, нездоровым азартом, оккультно-сатанинской тематикой и прочими нравственно отрицательными темами.

Мудрые родители стараются, чтобы интерес ребенка к компьютеру с самого начала был не потребительским, а научно-познавательным.

Ваш ребенок, конечно, проявит недовольство, но ему надо популярно объяснить, что подолгу сидеть перед дисплеем вредно для здоровья. Услышав знакомую мотивировку, он, скорее всего, не будет сильно возмущен этими ограничениями.

■ Не ставьте компьютер в детской. Это предрасполагает к бесконтрольному пользованию. А если вы будете каждые две минуты заглядывать в комнату, проверяя, чем занимается ваш ребенок, он сочтет, что вы за ним шпионите.

■ Для снижения дозы электромагнитного излучения стол, на котором стоит компьютер, должен быть не меньше 60 см в ширину. Старые модели мониторов намного утомительней для глаз, чем современные, выпущенные известными фирмами.

■ Следите также за тем, чтобы ребенок во время работы за компьютером не сидел спиной к окну: блики на экране портят зрение.

■ Заинтересовывайте ребенка другими играми, в которых нет демонических образов, гипнотического эффекта и программирования поведения человека.

И хорошенько взвесьте свои силы, прежде чем ввязываться в авантюру с приобщением ребенка к миру компьютерных игр и Интернета.

Да, пока ребенок маленький, вы, скорее всего, добьетесь соблюдения режима. Но в подростковом возрасте, когда даже послушные дети нередко становятся строптивыми и своевольными, ваше чадо почти наверняка начнет превышать установленные вами временные нормы, будет хитрить или даже открыто скандалить. А за те годы, пока он послушно играл по полчаса в день, у него уже возникнет компьютерная зависимость...

Как бы вы отреагировали, если бы вам предложили ежедневно давать ребенку наркотик, но только в небольших дозах, «чтобы он не привык»? А ведь компьютерная зависимость сродни наркотической, это вовсе не гипербола.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.