Рабочая книга «Защита детей от насилия и жестокого обращения»/ Под ред. Е.Н. Волковой, Т.Н. Балашовой, – Н.Новогород: Изд-во ООО «Папирус», 2004 г. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Рабочая книга «Защита детей от насилия и жестокого обращения»/ Под ред. Е.Н. Волковой, Т.Н. Балашовой, – Н.Новогород: Изд-во ООО «Папирус», 2004 г.

2017-06-25 582
Рабочая книга «Защита детей от насилия и жестокого обращения»/ Под ред. Е.Н. Волковой, Т.Н. Балашовой, – Н.Новогород: Изд-во ООО «Папирус», 2004 г. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Рабочая книга «Защита детей от насилия и жестокого обращения»/ Под ред. Е.Н. Волковой, Т.Н. Балашовой, – Н.Новогород: Изд-во ООО «Папирус», 2004 г.

 

 

Рабочая книга «Защита детей от насилия и жестокого обращения» предназначена для специалистов, работающих по предотвращению насилия и жестокого обращения с детьми. Материалы книги дадут возможность ознакомиться с различным опытом работы по защите детей от насилия и жестокого обращения (как зарубежным, так и отечественным); расширить профессиональные возможности за счет использования новых технологий работы по предотвращению насилия и жестокого обращения с детьми; эффективно использовать стратегии и тактики межпрофессионального взаимодействия в ходе осуществления помощи семье и детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

 

© Нижегородский ресурсный

центр «Детство без насилия и жестокости»

© Волкова Е.Н.

© Глуздова О.В.

© Исаева О.М.

© Серегина И.А.

На весах времени взвешивает жизнь милосердие и жестокость, боль и бесстыдство.

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ НАСИЛИЯ И ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ

Глава 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ ОТ НАСИЛИЯ И ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ

 

В последнее время большие усилия тратятся на разработку и внедрение мер, направленных на решение проблем асоциального детства. Между тем, эти проблемы, несомненно, являющиеся весьма острыми и требующими незамедлительных решений, являются следствием гораздо более глубинных для нашего общества проблем. У истоков детских наркомании и алкоголизма, асоциальных поступков, преступлений стоят проблемы насилия и жесткого обращения с ребенком. Испытав на себе те или иные элементы насилия (да еще чаще всего от людей, которые считались самыми близкими), человек, как правило, становится либо подавленным и неспособным занять в жизни активную созидательную позицию, либо агрессивным, озлобленным на окружающий мир. Особенно отчетливо это проявляется у детей, механизмы регуляции и контроля собственного развития у которых еще не сформированы, а только находятся в стадии становления. Озлобленный и подавленный ребенок - "идеальный материал" для пополнения армии преступников и жертв. Насилие и жестокое обращение, пренебрежение нуждами детей в настоящее время считается одной из важнейших проблем общественного здоровья и ведущей причиной детского травматизма и детской смертности, асоциального поведения детей, нарушения психического, личностного и физического развития.

Сегодня мы можем утверждать, что насилие — определяющая характеристика общественной реальности в России. Речь идет не только о теперь уже постоянных “горячих точках”, где гибнут люди, тема насилия становится центральной для средств массовой информации, для обыденного общения и обращения с детьми.. Оно незаметно поселилось в наших семьях, проявляясь в самых разных формах (от угрожающих интонаций до бесконтрольных действий), оно прокралось в школы и детские сады, заполнило улицы.

Однако, было бы несправедливым утверждать, что насилие над детьми – только российская проблема. К сожалению, сегодня во всем мире отмечается тенденция роста насильственных действий в отношении детей. Более того, жестокое отношение к детям пронизывает всю историю развития человечества.

Американский историк Ллойд Демоз в своей работе «Психоистория приводит примеры того, что «история детства – это кошмар, от которого мы только теперь стали пробуждаться. Чем глубже в историю – тем больше у ребенка вероятность быть убитым, брошенным, избитым, терроризированным и сексуально оскорбленным». Дети, если им удавалось вырасти, воспроизводили механизмы взаимоотношений взрослых и детей, повторяя ужасы собственного детства.

От зарождения человеческой истории и до IV века н.э. детоубийство не считалось нарушением правовых и моральных норм. Первобытные родители приносили собственных детей в жертву, сами съедали их. Главнейшим «методом» воспитания была жестокость. За непослушание детей в античности швыряли в реку, в помойную яму, сажали в кувшин, чтобы уморить голодом, оставляли на обочине дороги. Ребенка, который не был безупречен по форме или размерам своего тела, который слишком много или слишком мало кричал, или просто был не нужен, как правило, убивали. Детей приносили в жертву, замуровывали в стены домов и городов, чтобы они были крепче.

Считается, что христианство принесло в историю человечества новое мировоззрение и новое отношение к детям. Умерщвление детей стало рассматриваться европейским законом как убийство в 374 году н.э. Церковь противодействовала детоубийству, считая недопустимой встречу их души с душами родителей – их убийц. Однако, в христианской Европе в течение длительного времени сохранялось жестокое и пренебрежительное отношение к детям. Книга Л.Демоза изобилует примерами избиения, насилия и убийства детей. В XVI веке сохранялась торговля детьми, использование их в качестве залога исполнения политических или долговых обязательств. В России жестокое обращение с ребенком считалось вполне допустимым. М. Ломоносов описал процедуру домашнего крещения, на котором он присутствовал: «…большой каменный зал дома, где должно было произойти крещение, не отапливался сутки, а воду взяли прямо из колодца … ребенок кричал как резаный, из всех сил, прерываясь только в короткие промежутки, когда переводил дух после полного погружения …. Он впал в бессознательное состояние, развились судороги и лихорадка …». Во время крещения в проруби священники, бывало, роняли детей в воду. Матери при этом, должны были ликовать, так как считалось, что при этом младенец попадал прямо на небеса (Бакшутова Е.).

Для того, чтобы держать детей под контролем, чтобы «сделать их менее опрометчивыми и непослушными», часто прибегали к запугиванию. Перед детьми держали изображения ночных демонов и ведьм, всегда готовых их украсть, съесть и разорвать на куски.

Обычной практикой вплоть до ХХ века считалось воспитание и развитие ребенка не собственными родителями, а в семьях кормилицы или воспитателей. Известное воспитательное и, как считалось, прогрессивное учреждение для детей в XIX веке в России - Царскосельский Лицей – представляло собой закрытый интернат, где воспитывались мальчики с 6 лет, практически лишенные контактов с матерью и отцом. Насколько эмоционально тяжело было находиться в Лицее, можно только догадываться по ряду косвенных данных, таких, например, как попытки воспитанников к самоубийству.

В XVIII-XIX веках в Европе бедных детей отдавали в зависимость в работные дома. В романах Чарльза Диккенса описываются ужасные условия, в которых работали дети. Дети должны были работать наравне со взрослыми: 5-6 летние дети работали нередко по 14-16 часов в день. Хозяин использовал длинные, острые колья, чтобы маленькие полусонные работники не заснули.

Мнение, что младенцы и дети – всего лишь нечувствительная движимость, которая не может реагировать на что-либо или помнить, сохранялась до начала XX века.

Считается, что в XX-м веке возникло иное отношение к детям, которые достойны лучших условий существования, заботы и всесторонней защиты со стороны каждого государства.

Однако, действительность не оправдала этих надежд. Первая и Вторая мировые войны, гражданская война в России, социальные потрясения, голод, разруха – таковы главные вехи XX-го века, повлекшие за собой:

· сиротство детей в огромных размерах;

· массовую беспризорность и безнадзорность;

· еще более жестокое обращение с детьми.

Именно в начале ХХ века во многих странах стали предприниматься попытки к созданию действенной системы защиты детей от насилия и жестокого обращения. Основными предпосылками создания такой системы явились организационные и правовые меры Мирового сообщества, направленные на защиту права ребенка на полноценную жизнь.

В 1924 году Лига Наций принимает Женевскую декларацию, призывающую мужчин и женщин всего мира создавать для ребенка условия для его нормального духовного и физического развития. В 1945 году. Генеральная Ассамблея ООН создает Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). В 1948 год. Генеральная Ассамблея ООН принимает Всеобщую декларацию прав человека, провозгласившую право на защиту семьи со стороны общества и государства, и что дети имеют право на особую заботу и помощь. В 1959 год. Генеральная Ассамблея ООН принимает Декларацию прав ребенка, где предусматривались наиболее важные принципы:

· ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения;

· равенство прав всех без исключения детей без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи;

· ребенок имеет права гражданские (право на имя, гражданство, обязательное и бесплатное образование), а также на первоочередную помощь и защиту – особенно от всех небрежного отношения, жестокости и эксплуатации;

· ребенок «… для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственность своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности». Малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью;

· на обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществления особой заботы о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию.

В 1989 году принята Конвенция ООН «О правах ребенка», ратифицированная Съездом народных депутатов СССР в 1990 году.

Конвенция занимает особое место:

· во – первых, ее основные положения касаются общечеловеческих проблем. Не случайно ее называют «Великой хартией вольности для детей» или «Мировой Конституцией прав ребенка»;

· во-вторых, она имеет особое значение для России – позволяет возродить понимание семьи как непреходящей ценности, а также изменить сложившееся веками патриархальное представление о подчиненном положении несовершеннолетнего в семье;

· в-третьих, принципиальные положения Конвенции явились основой для разработки норм Семейного, Уголовного и Гражданского Кодексов некоторых государств – членов ООН, в частности – России;

· в-четвертых, юридическая техника составления норм Конвенции настолько гибка, что позволяет государству любого уровня развития, учитывая свои особенности и возможности, обеспечивать права каждого ребенка. Так, в 1996 году Конвенцию ратифицировали 90% всех государств - членов ООН.

На рубеже XIX-XX веков появились первые учреждения для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. В Германии после Первой мировой войны были открыты детские приюты и госпитали для детей, потерявших родителей. В России в тяжелые годы революции и гражданской войны были открыты детские дома для детей - сирот. Н.К Крупская, обсуждая вопросы организации детских домов в России, считала, что самыми важными задачами является создание в детском доме таких условий развития ребенка, которые позволяли бы ему полноценно развивать и в физическом, и в умственном, и в личностном планах. На весь мир известен опыт детских воспитательных колоний А.С.Макаренко. В 30-40 годах ХХ века в России и в Венгрии создаются первые дома младенца, где воспитываются дети раннего возраста, оставшиеся без матери.

В 20-х годах ХХ века начала интенсивно развиваться детская психология, раскрывающая основные закономерности развития ребенка в норме и патологии. Российскими учеными, среди которых, несомненно, наиболее значительным считается Л.С.Выготский, было показано, что нормальное развитие ребенка связано с удовлетворением основных его потребностей в познании, общении и содержательной активности. Большое внимание в работах отечественных и зарубежных ученых уделялась изучению психолого-педагогических условий развития ребенка, в семье, детском доме, школе, детском саду.

Начало современного научного пред­ставления о проблеме насилия над детьми было положено в 1961 году, когда на ежегод­ном собрании Американской Академии Педиатрии H.Kempe провел всесторонний анализ синдрома избитого ребенка. В своей фундаментальной работе автор подробно представил педиатрические, психиатрические, рентгенологичес­кие и юридические аспекты проблемы и впервые привел сводные статисти­ческие данные о распространении насилия над детьми в США (Григович И.Н.).

В настоящее время в мировой литературе опубликованы статьи, монографии, руководства по тем разделам медицины, соци­ологии, юриспруденции, которые отражают специфику проблемы насилия и жестокого обращения с ребенком (Гуггенбюль Н., Хассен С., Шапиро Б.Ю., Сидоренкова ТА., Либоракина М.И.).

Во второй половине XX века, после того, как была установлена приро­да так называемых необъяснимых повреждений у детей, был выявлен «Синдром избитого ребенка» и к жестокому обращению были отнесены и другие виды насилия над детьми, в том числе: сексуальное, психическое и запущенность.

С 70- годов ХХ века появились специальные научные исследования, посвященные изучению проблемы насилия и жестокого обращения с детьми. Эти исследования направлены на изучение состояния и причин насилия над детьми (B. Bonner, S.Schmidt), разработку программ терапии, направленных на предотвращение насилия в семье (L.M. Swisher, M. Chaffin,) разработку и проведение программ помощи детям, пережившим психическую травму, детям с посттравматическим синдромом (S. M. Simpson, J. F. Silovsky, E. Brown, M. Kees), разработку программ ранней профилактики насилия (S. A. Sternlof, S. F. Allen).

В современной зарубежной и отечественной литературе жестокое обращение, как правило, рассматривается как одна из возможных причин асоциального детства (С.А. Беличева, Е.Н. Волкова, Е.М. Вроно, И.Н. Григович, В.Е. Дружинин, P.H. Клайберг, А.А. Реан, А.А. Северный, Б.Ю. Шапиро, Т.И. Шульга, G.G.Conger, A. Guggenbuhl, R.Soonets, A.C.Huston, G. Kagan): увеличивается количество детей, которые остаются вне се­мьи, беспризорных и безнадзорных детей (Г.С. Абрамова, С.А. Беличева, А.В. Бабушкин, М.И. Буянов, А.Я. Варга, Н.В. Вострокнутов, Е.М. Вроно, С.Н. Ениколопов, И.В. Дубровина, В.Е. Каган, И.О.Калачева, Г.Ф. Кумарина, Л.М. Митина, А.А. Реан, В.С.Собкин, И.И. Соковня, С.С. Степанов и др.), а также количество детей, имеющих недостатки в психическом и физическом развитии (Б.Л. Альтшуллер, Л.Ю. Данилова, Р.П. Дименштейн, Н.М. Иовчук Я.Л. Коломинский, А.Л. Лихтарников, В.И. Лопатина, М. Роомелди, А.А. Северный, В.В. Стребиж, Н. Л. Хананашвили, Т.И. Шульга и др.)

В настоящее время Мировое сообщество признает проблему насилия, жесткоого обращения и пренебрежения нуждами детей как одну из самых острых и актуальных проблем современного мира. Всемирная организация здравоохранения и Международное общество по предупреждению насилия над детьми и пренебрежения их нуждами (ISPCAN) объединяют усилия специалистов для безопасности создания действенной системы защиты детей от насилия, жестокого обращения и пренебрежения их нуждами

 

Глава 2. ФЕНОМЕН НАСИЛИЯ И ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ

Виды насилия

Физическое насилие

Мотивация насильника

 

Существует большое многообразие мотиваций сексуальных преступлений в отношении детей. В соответствии с мотивацией сексуального акта выделяется несколько типов преступников.

Первый тип — сексуально озабоченные индивиды. Отец проявляет явный бессознательный сексуальный интерес к дочери, часто с раннего детства, в большинстве случаев до 6-летнего возраста. Имеется в виду инцест между дочерью и отцом; отно­шения между отцом и сыном не рассматриваются. Такой отец совершает огромное количество актов злоупотребления в тече­ние долгого периода времени, часто сексуально пенетрирует жертву, обычно серьезно повреждая ребенка.

Такие индивиды обычно чрезвычайно сексуализированы, испытали крайнюю степень насилия и в своем собственном развитии.

Второй тип — регрессивные подростки. Это мужчины, так­же проявляющие бессознательный сексуальный интерес к доче­рям. Но этот интерес начинает проявляться только тогда, когда дочь приближается к пубертату или уже достигнет его. Такие мужчины выглядят и ведут себя как подростки, освобождающие свое сексуальное возбуждение и озабоченность в пубертатном возрасте.

Третий тип — инструментальные сексуально удовлет­воряющиеся мужчины. Эти мужчины не испытывают сексуаль­ного влечения непосредственно к дочери, но используют дочь для сексуального удовлетворения, фантазируя или думая в это вре­мя о совсем другом партнере, часто о взрослом. Они испытывают мощное чувство вины или стыда, и преступная сексуальная активность обычно спорадическая.

Четвертый тип — эмоционально зависимые, одинокие и депрессивные мужчины. Для них сексуальное пробуждение не является первичным аспектом, который возбуждает их, но злоупотребление удовлетворяет их потребность в близости и успокоении. Они стремятся ментализировать качество отно­шений с жертвой.

Пятый тип — гневные, взрывчатые мужчины. Преступни­ки этого типа общаются с женой. Они редко показывают сексу­альный интерес к жертве. Первичный фокус — это гнев к жене, иногда к ребенку. Гнев к жене провоцирует пренебрежение, от­каз и в конечном итоге насилие над ребенком.

Сексуальное посягательство и насилие по отношению к детям и подросткам встречается в самых различных культурах и в разные времена, существует во всех слоях общества, но выявляется преимущественно в бедных семьях.
Отмечающийся рост обращений по поводу сексуальных посягательств в психологические центры в последнее время связан, вероятно, как с увеличивающейся информированностью населения о возможности получения помощи в таких ситуациях, так и ростом сексуального насилия (социально-экономические проблемы общества, способствующие привлекательности силовых методов решения личных проблем, слабая юридическая защита пострадавших).

 

Эмоциональное насилие

Система правовых норм,

регулирующих вопросы защиты прав ребенка в Российской Федерации

 

Нормы международного права, ратифицированные

Российской Федерацией

Конвенция ООН о правах ребенка от 20.11.89, ратифицированная Советским Союзом (Россией как правопреемницей) 15 сентября 1990 года.

 

Конституция РФ

В статье 17 главы 2 признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, в статье 38 главы 2 декларируется, что детство находится под защитой государства.

 

Семейный Кодекс

В статье 54 главы 11 ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет, каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Ребенок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всесторонне развитие, уважение его человеческого достоинства.

Статья 56 главы 11 устанавливает право ребенка на защиту своих прав и законных интересов. Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных Семейным Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом. Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.

В этой же статье установлено право ребенка на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих). При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.

Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровья ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

В этой же главе предусмотрены другие права ребенка:

  • на общение с родителями и другими родственниками,
  • право ребенка выражать свое мнение,
  • право ребенка на имя, отчество и фамилию,
  • имущественные права ребенка

 

Уголовный Кодекс РФ предусматривает ужесточение наказания за преступления, совершенные над несовершеннолетними, и предусматривает специальные статьи за жестокое обращение над детьми

Например, в соответствии со статьей 156 неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним

наказывается

  • штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда (далее – МРОТ) или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца,
  • либо ограничением свободы на срок до трех лет,
  • либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

 

Законы субъектов РФ

Закон г. Москвы от 03.10.01 №43 «Об уполномоченном по правам ребенка в городе Москве»

 

По защите прав ребенка

 

По вопросам защиты и обеспечения реализации прав детей Россия в 90-е годы прошлого века сделала большой шаг вперед - присоединившись к Конвенции ООН о правах ребенка. Таким образом, декларативно уже сейчас Россией признаны те же принципы в отношении прав детей, что и во всем демократическом мире. Разработаны и внесены поправки в Семейный Кодекс, Уголовный Кодекс РФ, принят Федеральный закон о гарантиях прав ребенка. Началось формирование правовой базы субъектов Российской Федерации, активизировалась работа в органах власти местного самоуправления.

Однако в России до сих пор эти нормы скорее декларированы, чем применимы на практике. На наш взгляд основные причины этого:

· устоявшееся веками отношение к ребенку как подчиненному,

· нежелание вводить проверенной на мировой практике системы специализированной ювенальной юстиции,

· недостаток бюджетных средств.

В Соединенных Штатах Америки уже в 60-х годах XX века принимаются специальные законы, предотвращающие жестокое обращение и пренебрежение нуждами ребенка. Таким образом, формирование правовых норм было начато на 30 лет раньше, чем в России. Конгресс США направлял на решение этого вопроса средства, несравнимо большие, чем в России. США является родиной специализированных ювенальных судов, доказавших на практике свою эффективность при рассмотрении дел с участием несовершеннолетних. В законодательстве штатов разработаны процедурные вопросы выявления и расследований случаев жестокости, насилия и иных преступных действий в отношении детей, применяется опыт междисциплинарных специалистов, работающих по предотвращению насилия и жестокого обращения с детьми.

В 1992 году Россия как правопреемница СССР представила свой первый Доклад о выполнении государством-участником принципов Конвенции о правах ребенка. Комитет ООН по правам ребенка рассмотрел Доклад в 1993 году и потребовал от России

· создать работающие механизмы рассмотрения жалоб детей на нарушения их прав;

· обеспечить фундаментальное право каждого ребенка на семью;

· принять законы о введении специальной детской (ювенальной) юстиции.

В 1998 году Россия представила в Комитет второй Периодический государственный доклад о реализации Российской Федерацией Конвенции о правах ребенка. Комитет на своем заседании от 23.09.99 констатировал, что Россия проигнорировала рекомендации Комитета 1993 года и не выполнила ни одного из этих требований.

Комитет рекомендовал России предпринять все необходимые меры, для того, чтобы ускорить процесс реформирования законодательства, особенно с целью

· введения ювенальной юстиции и ювенального уголовного процесса,

· защиты прав детей-инвалидов, защиты детей от алкоголизма, наркомании и токсикомании,

· защиты детей от порнографии,

· защиты детей от всех видов насилия и злоупотребления, включая насилие в семье,

· и введения стандартов и механизмов контроля в отношении детских учреждений всех типов.

Комитет выразил озабоченность широким распространением в России жестокого обращения с детьми в семье и пренебрежением родительскими обязанностями, широким распространением насилия в отношении женщин и его влиянием на детей.

Комитет рекомендовал обратить особое внимание на проблему дурного обращения, пренебрежения и насилия, включая сексуальное, в отношении детей как в семье, так и вне семьи.

Комитет призвал Россию разработать благоприятные для ребенка процедуры подачи и рассмотрения жалоб детей, выявления и расследований случаев жестокости, насилия и иных преступных действий в отношении детей, уголовного преследования и соответствующего наказания виновных.

 

По вопросам защиты прав детей Россия в 90-х годах ХХ века сделала большой шаг вперед, присоединившись к Конвенции ООН о правах ребенка. Таким образом, декларативно уже сейчас Россией признаны принципы в отношении прав детей, что и во всем демократическом мире. Разработаны и внесены поправки в Семейный Кодекс, Уголовный Кодекс РФ, принят Федеральный закон о гарантиях прав ребенка.

Однако в отсутствии разработанных подзаконных механизмов в России до сих пор эти нормы скорее декларированы, чем применимы на практике.

 

Глава 2. СЛУЖБЫ ПОМОЩИ, ПРОФИЛАКТИКИ И РЕАБИЛИТАЦИИ

К службам помощи, профилактики и реабилитации относят:

  • службы кризисного реагирования (кризисные центры для детей или центры временного пребывания, кризисный телефон доверия);

 

  • службы,
  • несущие функции опеки и попечительства (детские дома,

 

 

  • интернаты,
  • дома ребенка
  • , приемные семьи);
  • службы
  • реабилитации и помощи (социально-психологические центры
  • , юридические консультации
  • , поликлиники
  • , детские больницы
  • , центры социальной реабилитации);

 

  • службы
  • организации досуга (детские клубы
  • , дома творчества
  • , музыкальные школы
  • , спортивные школы и секции).

 

 

Специалисты утверждают, что современный этап развития помощи детям и подросткам, пережившим насилие и жестокое обращение, представляет собой стремительно и разнопланово развивающееся явление. Этот процесс при всей своей важности и позитивности, к сожалению, не лишен ряда недостатков. В России существуют организации и службы, чья деятельность либо напрямую связана с проблемой защиты детей от насилия и жестокого обращения, либо косвенно помогает решать эту проблему. Однако, эта деятельность при всей своей важности и позитивности, к сожалению, не лишена недостатков. К ним следует отнести:

  • рассогласованность (методологическую, организационную и методическую) в деятельности множества существующих и вновь возникающих центров, организаций, служб и т. д.;
  • ведомственные барьеры, препятствующие решению проблемы предотвращения насилия над детьми;
  • ограниченный опыт взаимодействия специалистов разных профилей;
  • неразработанность подходов к подготовке квалифицированных кадров для этих служб;
  • отсутствие навыка у специалистов работать "под задачу", командой;
  • неумение распределять и нести коллективную ответственность;
  • недостаточное количество этих служб в пересчете на количество детского населения России;
  • недоступность служб для части населения в силу территориальной удаленности или платности предоставляемых услуг.

 

Большинство служб из необходимых для функционирования системы защиты детей от насилия и жестокого обращения в России существуют. Однако, количество этих служб является недостаточным для всех детей, нуждающихся в специализированной помощи. Чаще всего в экстренной ситуации, угрожающей жизни ребенка, его изымают из семьи и помещают в больницу, отдают родственникам или в приют временного пребывания. Сравнение доступности мест для постоянного размещения пострадавшего ребенка в России и некоторых странах восточной Европы приведено на диаграмме 1.

 

 

Диаграмма1 Выбор мест для постоянного размещения детей (Б.Боннер, Т.Балашова, М.Чаффин, Р.Сонетс, 2001г.)

 

Эти результаты показывают, что служб, необходимых для размещения детей, в России недостаточно. Отчасти это происходит из-за отсутствия достоверной статистики о ситуации насилия над детьми в России.

Известно, что первым шагом в реализации профессиональных скоординированных действий по предотвращению жестокого обращения с подростками является получение достоверной информации о состоянии проблемы в данном городе, районе и т.п.. Однако, как показывает опыт, информация о состоянии проблемы насилия над детьми, оказывается весьма противоречивой, если использовать статистику различных служб и ведомств. Конечно, задача получения достоверной информации является сложной и по объективным причинам. Во-первых, сама проблема насилия и жестокого обращения с человеком субъективно и объективно сложна для диагностики, поскольку сильно нагружена эмоциональными переживаниями и экспериментатора, и испытуемого. Во-вторых, в силу особенностей российского менталитета факты большинства насильственных действий скрываются человеком. Кроме того, нет четких границ определения насильственных или ненасильственных действий.

В ежегодных государственных докладах "О положении детей в Российской Федерации" приводятся статистические данные, характеризующие критическое положение детей в современной России: рост количества детей, оставшихся без попечения родителей; рост количества детей с задержкой психического развития; высокий уровень количества детей и подростков, совершивших преступления и стоящих на учете в подразделениях по предупреждению правонарушений несовершеннолетних; рост наркомании и алкоголизма среди несовершеннолетних. Однако, эти данные часто содержат противоречия о той или иной ситуации с детьми, поскольку данные приводятся из статистики нескольких ведомств и они не согласуются между собой: например, данные о количестве детей и подростков в том или ином регионе России не являются едиными в системе образования, здравоохранения; количество детей, растущих без попечения родителей в органах опеки и попечительства и ведомствах здравоохранения различны; не стыкуются сведения о детях и подростках, больных алкоголизмом и наркоманией, существующие в здравоохранении и органах внутренних дел. Кроме того, часто данные отчетов одного ведомства говорят об относительном благополучии детей, в то время как данные другого ведомства показывают, что это далеко не так: например, данные министерства образования показывают, что количество детей, не посещающих школы незначительно, в то время как по данным отделов внутренних дел большинство подростков, совершивших преступления и правонарушения нигде не учатся; данные министерств здравоохранения показывают, что растет число детей, больных венерическими заболеваниями, а по данным отделов внутренних дел количество сексуальных преступлений над детьми незначительно.

Эти расхождения являются следствием основной проблемы в организации действенной помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию – проблемы рассогласованности деятельности существующих и вновь возникающих организаций, служб и т. д. и ведомственных барьеров, препятствующих решению проблемы предотвращения насилия над детьми.

Вместе с тем, в России фактически отсутствуют службы, необходимые для полноценного функционирования системы защиты: например, институт приемной семьи, специализированные междисциплинарные центры по предотвращению насилия и жестокого обращения с детьми, не развита система доступной юридической помощи и защиты для детей и подростков, и т.д.).

Следует заметить, что в последнее десятилетие в России и в мире увеличилось количество общественных и негосударственных организаций, занимающихся проблемами асоциального детства.

 

Вот некоторые из них:

Нижегородский ресурсный центр «Детство без насилия и жестокости» создан в 1999 году при поддержке Института "Открытое общество" (фонд Сороса) и Нижегородского государственного педагогического университета в результате реализации проекта подготовки междисциплинарных команд для служб помощи семьям и детям, переживших насилие. Миссия центра: нахождение, открытие и использование информационного, профессионального и человеческого ресурсов для предотвращения насилия и жестокости среди людей. Основные цели и задачи деятельности:

§ Профилактика подростковой преступности и многопрофильная реабилитация детей, подростков и семей «группы риска» в Нижегородском регионе

§ Организация системы консультативной и реабилитационной помощи подросткам и семьям «группы риска»

§ Координация работы существующих и создаваемых многопрофильных служб помощи;

§ Обеспечение условий для непрерывного профессионального роста и повышения квалификации сотрудников этих служб

Достижения в работе:

В Нижегородской области создана и функционирует сеть общественных организаций по предотвращению жестокого обращения с детьми с координационным центром в Нижнем Новгороде;

Разработана модель подготовки межведомственной междисциплинарной команды для малых городов;

Разработана модель ресурсного центра для крупного промышленного города;

Разработаны и апробированы программы повышения квалификации специалистов психологов, социальных работников, социальных педагогов.

В Нижегородской области с сентября 1999 года по февраль 2002 года были созданы 11 междисциплинарных команд, оказывающих помощь семьям и детям, пережившим насилие. В ходе работы команды успешно взаимодействуют с органами местного самоуправления; организуют взаимодействие с ведомствами и учреждениями, работающими в данном проблемном поле.

Как показало время, эти организации восполняют существенный пробел в образовательной и социальной инфраструктуре малых городов Нижегородской области. По сути, эти организации сегодня являются своеобразными центрами медико-психолого-педагогической и социальной помощи и реабилитации детям, молодежи и взрослому населению. Это особенно важно в силу удаленности этих городов от областного центра и ограниченного количества специалистов психологов, психиатров, юристов.

 

Центр поддержки детей, подвергшихся насилию (г. Тар


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.12 с.