Экономическое учение А. Смита — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Экономическое учение А. Смита



Меркантилизм – первая школа обоснования рыноч­ной системы хозяйства. Исторические условия и эконо­мические предпосылки возникновения меркантилизма. Основные этапы в развитии меркантилизма.

Ранний и поздний меркантилизм. Экономические воззрения и представители. У. Стаффорд (Англия),
Г. Скаруффи (Италия), Т. Мен (Англия), И. Бехер (Германия)*, А. Монкретьен (Франция).Роль и место меркантилизма в развитии экономи­ческой теории и практики.

Школа физиократов: основное содержание, условия возникновения и развития. Экономические взгляды

Ф. Кенэ. Экономическая программа Ф. Кенэ в работе «Об­щие принципы экономической политики земледельче­ского государства и примечания к этим принципам». Историческое значение книги Ф. Кенэ «Экономическая таблица».

Экономические воззрения А. Тюрго: принцип деле­ния общества на классы, теория прибыли и ссудного процента, сущность наемного труда и его роли в произ­водстве.

Роль меркантилистов и физиократов в развитии экономической теории. Современные аспекты в исполь­зовании их идей в условиях перехода к рыночной эко­номике.

Исторические условия возникновения и общая ха­рактеристика классической политической экономии.

У. Петти, П. Буагильбер и их роль в развитии класси­ческой политической экономии.

А. Смит и его основные экономические идеи в ра­боте «Исследование о природе и причинах богатства народов». Отношение А. Смита к меркантилизму и физио­кратам.

Методология и предмет исследования в экономи­ческом учении А. Смита. Анализ разделения труда на мануфактуре*. Смитовская трактовка моти­вов и стимулов хозяйственной деятельности человека, оптимального сочетания личных, материальных и обще­ственных интересов. Концепции «естественного поряд­ка», «экономического человека», «невидимой руки». Политика экономического либерализма laissez faire, laissez passer.

Историческая роль и судьба экономического уче­ния А. Смита. Распространение экономического учения А. Смита за рубежом и в России*.

 

Тема 3. Основные направления развития

Экономической науки в странах Запада

В XIX – начале ХХ в.

 

Д. Рикардо – экономист эпохи промышленного переворота и продолжатель экономического учения А. Смита. Методология экономического учения Д. Рикардо в работе «Начала политической экономии и налогового обложения».

Исследование проблем экономического развития капитализма свободной конкуренции. Ж. Сисмонди как критик капитализма.



Отношение к классической политической эконо­мии. Ж. Сэй и его экономические взгляды в работах «Курс политической экономии», «Триединая формула», «Гармония интересов». Закон Сэя.

Исследование проблем занятости и безработицы. Работа Т. Мальтуса «Опыт о законе народонаселения».

Отношение к теории трудовой стоимости. Дж. Милль и его работа «Элементы политической экономии». Экономические взгляды Дж. Мак-Куллоха в работе «Начала политической экономии»*.

Анализ и оценка положения рабочего класса. Дж. Милль и его работа «Основы политической экономии и некоторые аспекты их приложения к социальной фило­софии». Н. Сениор и его теории: «теория воздержания» и «теория последнего часа». Ф. Бастиа и его концепция «все интересы гармоничны». Г. Ч. Кэри о «гармонии интересов» в работах «Принципы политической экономии» и «Основания социальной науки».

Предшественники исторической школы: А.Мюллер и Ф. Лист. Зарождение «исторической» школы Германии и этапы её развития Критика общезначимости экономических законов А. Смита и Д. Рикардо в «Национальной системе политической экономии» Ф. Листа.

Методология и основное содержание «старой» немецкой исторической школы (первая половина ХIХ в.). Сущность «исторического метода» В. Рошера, Б. Гильдебранда, К. Книса. Работа Рошера «Система народного хозяйства» о специфике национальной экономии, торговле и ремеслах, экономике земледелия, финансах и политике борьбы с бедностью*.

Особенности «новой» исторической школы Германии (вторая половина ХIХ в.). Г. Шмоллер о нормативном характере экономической науки, включении в неё психологии, социологии и географии; прославление монархизма, «мудрого и твердого правительства». Классификация экономической истории в работе К. Бюхера «Возникновение народного хозяйства». Использование дарвинистского принципа борьбы за существование в работе А. Шеффле «Строение и жизнь социальных тел». Немецкие экономисты о роли государства в преодолении «провалов» рынка и его основных функциях.



Экономическое учение К. Маркса. Методология и метод исследования в экономи­ческом учении К. Маркса. «Капитал» – основное эконо­мическое произведение
К. Маркса. Первый том «Капита­ла», структура, логика изложения и основные пробле­мы.

Теоретические проблемы второго и третьего томов «Капитала». Четвертый том «Капитала» («Теории приба­вочной стоимости») и его содержание*. Взаимосвязь и единство всех томов «Капитала».

Теория трудовой стоимости – исходный пункт эконо­мического учения К. Маркса. Двойственный характер труда, зак­люченного в товаре. Место и роль теории прибавочной стоимости в эко­номическом учении К. Маркса. Общая характеристика теории общественного воспроизводства капитала в экономическом учении К. Марк­са. Преемственность и взаимосвязь идей Ф. Кенэ с марксовой схемой общественного воспроизводства*.

Превращение прибавочной стоимости в прибыль и нормы прибавочной стоимости в норму прибыли. Стои­мость и издержки производства. Прибыль как превра­щенная форма прибавочной стоимости. Норма прибыли и факторы, влияющие на ее величину.

Роль и место экономического учения К. Маркса в создании социалистической экономики в СССР и дру­гих странах.

Современное отношение к экономическому учению К. Маркса.

Маржинализм. Формирование неоклассической экономической теории. Предшественники маржинализма Г. Госсен, Ж. Дюпюи, О. Курно, И. Тюнен. Общая характеристика австрийской экономической школы. Видные представители: К. Менгер, Ф. Визер, Е. Бем-Баверк.

Основные положения австрийской экономической школы: теория предельной полезности, теория произво­дительных благ, психологическая теория процента.

Работа Бем-Баверка «Капитал и прибыль». Субъективно-психологическая направленность теорий первого этапа маржинальной революции. Математические методы в экономических трудах У. Джевонса*. Роль и место австрийской школы в дальнейшем развитии экономической науки.

Совершенствование и мо­дификация количественной теории денег в работах А. Пигу и Дж. Робертсона. «Эффект реаль­ных кассовых остатков».

Второй этап маржинальной революции и его признаки. Основные экономические идеи А. Маршалла в работах «Экономика промышленности», «Принципы экономикс», «Деньги, кредит и торговля». Отношение к теории трудовой стоимости. Синтетическая теория ценности («стоимости»).

Дж. Б. Кларк – основоположник американской школы маржинализма. Экономические взгляды Дж. Б. Клар­ка в работах «Философия богатства» и «Распределение бо­гатства». Развитие фундаментальных идей А. Маршалла в теориях монополистической конкуренции
Э. Чемберлина и несовершенной конкуренции Дж. Робинсон.

Теория общественного развития Й. Шумпетера. Шведская (стокгольмская) экономическая школа: основные идеи и представители (К. Викселль, Г. Мюрдаль, Э. Линдаль, Э. Лундберг*).






Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.014 с.