В России за ними с 1993г. утвердилось название субъектов федерации. В разных государствах их число неодинаково: от двух в Танзании до 89 в Российской Федерации. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

В России за ними с 1993г. утвердилось название субъектов федерации. В разных государствах их число неодинаково: от двух в Танзании до 89 в Российской Федерации.

2017-06-25 227
В России за ними с 1993г. утвердилось название субъектов федерации. В разных государствах их число неодинаково: от двух в Танзании до 89 в Российской Федерации. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Федеративная форма государственного устройства обладает следующими признаками:[31]

1. Территория федеративного государства в политико-административном отношении не представляет собой единого целого. Она состоит из территорий субъектов федерации. Составными частями федеративного государства могут быть субъекты и несубъекты федерации. В последнем случае это – публично-территориальные образования, не имеющие статуса субъектов федерации. Такое положение существует не всегда. В составе некоторых федераций есть только субъекты (Мексика и Германия), но в иных наряду с субъектами есть несубъекты. В США это – федеральный округ Колумбия, ассоциированный штат Пуэрто-Рико. В Индии наряду с 25 штатами есть семь союзных территорий. Несубъекты есть в Австралии, Канаде. Субъекты федерации в разных государствах имеют неодинаковые названия, но обычно в одном и том же государстве используется один термин (штаты в Индии, провинции в Канаде, кантоны в Швейцарии). Во многих федерациях составные части не имеют названия “государство”. Однако с точки зрения основ правового статуса, они не отличаются от тех субъектов, которые в других федерациях называются государствами. Концепция государственного суверенитета тесно связана с государством. В условиях современного взаимозависимого мира, происходящей интеграции и глобализации была признана допустимость самоограничения государственного суверенитета на началах взаимности при вступлении в межгосударственные союзы и создания наднациональных органов. Государственным суверенитетом обладает только федерация. Независимо от того, характеризуются субъекты федерации в конституциях или иных актах как государства или нет, они на деле являются государственными образованиями, не имеющими государственного суверенитета. Во всех федерациях, если ее субъекты могут вступать в контакты с иностранными государствами, или их субъектами, они делают это с разрешения или с ведома соответствующих органов федерации, и только по вопросам, не имеющим политического характера. Некоторые из субъектов имеют довольно много подобных соглашений и представительств. Штаты в США, провинции Канады, земли Германии создали за рубежом около 200 таких представительств.[32]

2. Субъект федерации, как правило, наделяется учредительной властью, т. е. ему предоставляется право принимать собственные конституции. Наделение субъектов федерации учредительной властью обычно закрепляется в соответствующих положениях союзной конституции. Однако федеративные конституции устанавливают принцип субординации, согласно которому конституции субъектов федерации должны полностью соответствовать союзным конституциям. В Швеции каждый кантон и полукантон имеет свою конституцию. Согласно ст.6 Федеральной конституции,[33] кантоны обязаны испрашивать у конфедерации гарантию для своих конституций: она дается при соблюдении этими конституциями следующих трех условий: в них не должно содержаться ничего противоречащего предписаниям Федеральной конституции; они должны обеспечивать осуществление политических прав в соответствии с республиканскими формами; …должны приниматься народом…[34]

3. Субъекты федерации наделяются в пределах установленной для них компетенции правом издания законодательных актов. Эти акты действуют только на территории субъекта федерации и должны соответствовать союзному законодательству. Принцип приоритета общефедерального закона является всеобщим для всех без исключения федераций. Например, в Российской Федерации законы и иные правовые акты республик не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Федерации и совместного ведения.[35]

4. Субъект федерации может иметь свою собственную правовую и судебную систему. Конституция союза и соответствующего государственного образования определяет порядок организации, процедуру и пределы юрисдикции судебных органов субъекта федерации. Обычно независимо от числа членов федерации судебная система строится по единому образцу. Наиболее типичный пример- судебные системы 50 американских штатов.

5. Одним из формальных признаков федерации является наличие двойного гражданства. Каждый гражданин считается гражданином союза и соответствующего государственного образования. Система двойного гражданства закрепляется конституциями большинства федеративных государств. В США двойное гражданство закрепляется разделом 2 статьи 4 и разделом первым 14-ой поправки к конституции. Соответствующие положения содержатся в конституциях ФРГ, Швейцарии. Австрии. Так, по ст. 43 Федеральной конституции Швейцарии каждый гражданин кантона является швейцарским гражданином.[36]

6. Длительное время обязательным признаком федеративной формы государственного устройства считалась двухпалатная структура союзного парламента (бикамерализм). Например, Швейцарский парламент состоит из двух палат: нижней – Национального Совета и верхней – Совета кантонов. Согласно ст. 84 конституции, обе палаты должны рассматривать все вопросы, которые по Конституции относятся к компетенции Конфедерации и не вверены другой федеральной власти.[37] Исключения из общего правила появились только после Второй мировой войны в связи с образованием молодых государств. Согласно Конституции РФ “Федеральное собрание - парламент РФ - является представительным и законодательным органом РФ. Федеральное собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.”[38]

Концепция суверенитета субъектов федерации всегда была связана с правом их выхода (сецессии) из состава федерации. В советской концепции государственного суверенитета союзных республик именно нормы конституции о праве выхода считались важнейшим доказательством сохранения ими государственного суверенитета. Однако в современном конституционном праве эти положения не приняты. В США право сецессии было отвергнуто вскоре после гражданской войны, Когда Верховный суд постановил, что союз США нерасторжим. Война с кантонами – ее цессионистами, была и в Швейцарии в 1947 г. Их силой заставили вернуться в конфедерацию.

Проблема сецессии в союзном государстве простого решения не имеет. Только в отдельных федерациях сецессия прямо запрещена или прямо разрешается. В большинстве основных законов данный вопрос не оговорен. В одних странах это умолчание подразумевает запрет выхода из федерации. В других федерациях его следует расценивать, как нежелание юридически подготавливать процедуру распада союза. В первом случае субъекты федерации безвозвратно отчуждают союзу право распоряжаться их судьбой. Во втором - федерация не имеет фактической возможности запретить штатам или землям, эмиратам или султанатам выходить из ее состава. Если считать суверенитет основой государственности, то можно предположить, что выход из федерации в принципе не исключен и его можно выполнить юридически корректно. Суверен вправе выбирать и устанавливать наиболее предпочтительную для себя форму государственности. Он также вправе отказаться от прежнего государственного устройства, в создании которого принимал участие.[39]

С точки зрения структуры различают симметричные и асимметричные федерации. В первом случае в состав федерации входят только однопорядковые субъекты (например, земли в Австрии, Германии, эмираты в ОАЭ), несубъектов – федеральных территорий, владений и других – в ее составе нет. Абсолютно симметричная федерация предполагает полное равенство субъектов, их одинаковый статус и полномочия. В мире таких федераций нет. В Германии земли представлены неодинаково в верхней палате. Каждая земля располагает не менее чем тремя голосами; земли с населением свыше 2 млн. имеют 4 голоса, земли с населением свыше 6 млн. – 5 голосов, земли с населением свыше 7 млн. – 6 голосов.[40]

Асимметричной федерацией является Индия. Помимо штатов, в индийскую федерацию входит еще такая специфическая форма значительно ограниченной автономии, как союзная территория. Семь существующих в настоящее время союзных территорий имеют набор органов управления, аналогичный штатам, хотя их автономия уже.

Создание федераций в зарубежных странах проходило по-разному. Некоторые из них созданы на основе союза, объединения независимых государств (например, образование Танзании на основе объединения Танганьики и Занзибара в 1964 г.), объединения или вступления в союз государственных образований или политических единиц, имевших фактически, но не юридически, некоторые признаки государственности (штаты в США, кантоны в Швейцарии, эмираты в ОАЭ). Многие федерации образовались “сверху”, актами государственной власти (Индия при реорганизации федерации в 1956 г., современный Пакистан на основе конституции 1973г.). Первая группа стала называться федерациями на основе союза или договорными федерациями.

Американская федерация имеет договорную природу: эта федерация была создана 13 штатами, первоначально согласившимися на конфедерацию с сохранением своего суверенитета. Однако в дальнейшем штаты, сохранив многие традиции самостоятельности, по существу утратили свой суверенитет и не обладают правом выхода из состава США.

Вторая группа федераций – это федерации на основе автономии или конституционные федерации. Субъекты таких федераций не обладают суверенитетом, зачастую не имеют собственных конституций, их границы иногда изменяются актами центральных органов. При этом мнение субъектов должно быть выслушано, но оно имеет лишь консультативный характер.

Деление федераций на указанные две группы в современных условиях имеет преимущественно исторический характер. После распада социалистических федераций не стало конституций, где говорится о суверенитете субъектов и оправе выхода. Подавляющее большинство федераций основаны фактически на принципах автономии их составных частей.[41]

 

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.