Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран.

2017-06-25 334
Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

История и общая характеристика науки конституционного права зарубежных стран.

Конституционное право зарубежных стран можно определить как систему правовых норм конкретной страны, регулирующих основы государственного и общественного строя, основы правового статуса личности, структуру, организацию и функционирование государственной власти и организацию местной власти.

Под основными элементами конституционного права понимаются общие принципы, институты и нормы.

К общим принципам относятся принципы, закрепленные в самом тексте конституции зарубежных стран. В их числе: народный суверенитет, народовластие; разделение властей; равноправие; гарантированность и неотчуждаемость основных прав и свобод; разнообразие форм собственности. Эти принципы имеют приоритетное основополагающее значение для всех других конституционн-правовых норм и институтов.

Под институтом конституционного права понимается совокупность близких по характеру и предмету правового регулирования норм. К конституционно-правовым институтам относятся: основы правового статуса личности, основы государственного и общественного строя, формы правления и государственного устройства, избирательное право и избирательные системы, организация государственной власти, основы местной власти и самоуправления.

Наука конституционного права – это часть правоведения, представляющая собой систему знаний о конституционно-правовых принципах, нормах и институтах, а также отношениях, породивших и регулируемых ими, о практике реализации правовых норм и институтов, об истории и закономерностях их развития, о различных конституционно-правовых взглядах и теориях.

Наука конституционного права изучает: конституционно-правовые нормы, институты и отношения, практику реализации конституционно-правовых норм и институтов, историю и теорию конституционализма в целом и в отдельных странах. При этом используются различные методы: формально-логический, системный, сравнительный, исторический, социологический, статистический и др.

В качестве самостоятельной научной дисциплины конституционное право сложилось во второй половине XIX века. В ее основе лежали политические воззрения таких философов XVIII столетия, как Д. Дидро, Т. Джефферсон, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо и др. Значительный вклад в развитие науки конституционного права внесли русские ученые А.Д. Градовский, М. М. Ковалевский, Н. Н. Кокошкин, Н. М. Коркунов, С. А. Муромцев, П. И. Новгородцев, М. А. Рейснер, Л. А. Тихомиров, Б. Н. Чичерин и многие другие.

Гражданские (личные) права и свободы граждан.

Многие конституции закрепляют значительное количество личных прав. В их числе следует отметить наиболее распространенные, типичные:

- право на жизнь, свободу, неприкосновенность, личную безопасность и т.п. Как правило содержание этих прав формулируется в нескольких статьях конституции;

- свобода мысли и совести, свобода идеологии;

- тайна частной жизни, неприкосновенность жилища, тайна переписки и других форм коммуникаций, право на доброе имя;

- свобода передвижения, поселения и проживания, право покидать территорию государства и право возвращаться.

Целый ряд личных прав связан с судебной защитой и отправлением правосудия. В их числе: презумция невиновности, запрещение смертной казни, закрепление гарантий и прав арестованного и осужденного и т.д.

Президентские республики.

 

Республика характеризуется выборностью главы государства, обычно это Президент. Республиканская форма правления начала устанавливаться в новое и новейшее время при господстве буржуазного строя и сегодня характерна для большинства государств. Источником власти является народ, в полной мере действует принцип разделения властей.

Республики подразделяются на президентские и парламентские, смешанные (полупрезидентские и парламенстко-президентские). В качестве разновидности республиканской формы правления некоторые авторы выделяют еще суперпрезидентские, монократические, теократические республики. Думается, что в данном случае более правильно говорить о политических режимах, существующих в таких республиках.

Президентская республика. Главой государства является Президент, избираемый народом (прямые выборы) или выборщиками (косвенные выборы), он возглавляет исполнительную власть, которая не несет ответственности перед Парламентом. Президент обладает правом отлагательного вето, для преодоления которого требуется квалифицированное большинство голосов Парламента. Характерным признаком является жесткое разделение властей. Президентские республики – США, страны Латинской Америки, некоторые страны Азии и Африки. По некоторым данным их в мире более 60.

Конституционные монархии.

Монархия в переводе с греческого означает единовластие. Монархии подразделяются на абсолютную или неограниченную и конституционную (ограниченную), которая в свою очередь делиться на дуалистическую и парламентарную. Глава государства – монарх – обладает особым юридическим статусом, его власть, как правило, является наследственной и пожизненной.

Абсолютная монархия характеризуется сосредоточением всей полноты власти в руках монарха (король, царь, великий герцог, эмир, султан и т.д.) Существование абсолютных монархий характерно для периода Средних веков при феодальном строе. В современном мире эта разновидность монархии встречается редко – например в Саудовской Аравии, Омане.

Дуалистическая монархия характеризуется отделением законодательной власти от исполнительной. Законодательную власть осуществляет избираемый подданными Парламент; исполнительная власть принадлежит монарху, которую он осуществляет сам или через формируемое им правительство. Судебная власть может принадлежать монарху или осуществляться самостоятельно. Монарх пользуется правом абсолютного вето на принятые Парламентом законы. Правительство подотчетно и ответственно только перед монархом. Парламент может оказывать воздействие на Правителство через государственный бюджет, который он принимает.

Парламентская монархия характеризуется наличием принципа разделения властей и признанием приоритета Парламента перед исполнительной властью. Монарх формирует Правительство, которое должно пользоваться доверием Парламента, глава Правительства назначается монархом из лидера партии парламентского большинства. Главный признак этой разновидности монархии – ответственность Правительства перед Парламентом. В случае выражения недоверия Правительству оно должно уйти в отставку. Правительство может предложить монарху распустить Парламент и назначить новые выборы. При этой форме правления монарх царствует, но не правит. Такая форма существует во многих европейских странах (Великобритания, Испания, Швеция, Бельгия и др.).

Право – это мера свободы класса и, соответственно, личности, обусловленная в конечном итоге материальными, экономическими отношениями общества и выражающаяся в форме правомочий либо правопритязаний на соответствующую долю материальных и духовных благ общества, а также в форме обязанности не посягать на права других лиц, государства и общества в целом.

Право как общеобязательное правило, подлежащее исполнению широким кругом лиц, должно быть знаемо ими. Поэтому государство должно:

· Изложить его в форме доступной для восприятия другими лицами;

· Обеспечить возможность для ознакомления с ним самых широких слоев населения.

Способы выражения и доведения решений правотворческих органов о принятии соответствующих норм права до заинтересованных лиц понимаются как источники права.

Современная нормотворческая практика знает следующие источники права:

1) Нормативно-правовой акт;

2) Судебный прецендент;

3) Правовой обычай;

4) Нормативный договор;

5) Религиозный текст.

Нормативно-правовой акт – это письменный документ, принятый правотворческим органом и содержащий нормы права (законы, постановления и распоряжения, декреты, инструкции, уставы предприятий и организаций). В свою очередь норма права понимается как установленное государственными органами или должностными лицами властное предписание, обладающие свойствами нормативности, формальной определенности и ясности.

Судебный прецендент – представляет собой судебное решение, имеющее обязательное значение при рассмотрении других аналогичных дел. Этот источник права имеет широкое применение в Англии, США, Канаде, Австралии, хотя его обязательная сила проявляется различным образом. Этот источник права противоречит принципу разделения властей. В Российской Федерации, Германии, Франции и других странах континентальной Европы судебный прецендент в качестве источника права не применяется.

Правовой обычай – особая форма права. Его специфика состоит в том, что закон, иной нормативно-правовой акт придает какому-либо обычаю общеобязательное значение.

В классовом обществе каждый класс имеет собственное право, которое не только отличается от права других классов, но и находится с ними в антагонистических отношениях.

Правовое государство – государство, где противоречия между личностью, обществом и государством решаются на основе закона.

Американский федерализм.

По форме государственного устройства США являются федерацией, которая объединяет в настоящее время 50 штатов. В состав государства входит федеральный округ Колумбия со столицей США городом Вашингтоном и несколько самоуправляющихся островных территорий (Гуам, Вирджинские острова и др.) и Пуэрто-Рико, имеющий статус «свободно присоединившегося государства». Каждый штат имеет свою территорию, но в своей совокупности они образуют единую территорию США, которой в соответствии с Конституцией вправе распоряжаться Конгресс США.

Американская федерация является договорной. Она была создана 13 штатами, первоначально согласившимися на конфедерацию с сохранением своего суверенитета. Так в 1781 году штты приняли конституционный документ «Статьи о конфедерации», который был пересмотрен и заменен Конституцией США.

Разграничение полномочий федерации и штатов происходит следующим образом. Конституция США (раздел 8, ст. I) установила перечень предметов ведения, относящихся к исключительной компетенции Конгресса. Все остальные предметы ведения относятся к компетенции штатов. В поправке 10 говорится, что «полномочия, не предоставленные Конституцией и пользование которыми не возбранено отдельным штатом, остаются за штатами или за народом». К ведению штатов относятся принятие своей конституции и законов, в том числе уголовных, гражданских; проведение выборов (в том числе проведение выборов Президента и Конгресса США); регулирование внутриштатной торговли; организация здравоохранения, образования, дорожного строительства; установление местных налогов; установление системы местного и системы судебных органов штата; охрана общественного порядка и др.

Вместе с тем Конституция США содержит норму (раздел 10 ст. I), ограничивающие полномочия штатов. Так ни один штат не может вступать в договоры, союзы и конфедерации; чеканить монету; выпускать кредитные билеты; принимать законы, нарушающие обязательства по договорам, а также жаловать дворянские титулы. Ни один штат не может без согласия Конгресса облагать пошлинами или сборами импорт или экспорт товаров, устанавливать какие-либо тоннажные сборы; содержать в мирное время войска или военные корабли; входить в соглашения или заключать договоры с другим штатом или иностранным государством, а также вступать в войну, если только он не подвергнется насилию или не находится в такой непосредственной опасности, при которой промедление недопустимо.

Важным является положение, зафиксированное в разделе 4 ст. IV, о том, что Соединенные Штаты гарантируют каждому штату республиканскую форму правления и охрану каждому из них от нападения извне, а по просьбе Законодательного собрания или исполнительной власти – и от внутренних насилий. На основании этой нормы Конгресс США в 1795 г. принял закон, которым предоставил Президенту право применять военную силу для подавления восстаний и беспорядков в любом из штатов. Причем решение Президента о введении войск на территорию штата не подлежит судебному пересмотру, что является своеобразным видом федеральной интервенции. Это право неоднократно использовалось Президентом. Только после Второй мировой войны оно использовалось 9 раз.

Конституционно-правовой статус штатов определяется Конституцией США и федеральными законами и конкретно регулируется в Конституции и законах самого штата. Каждый штат имеет систему своих органов государственной власти, которая действует в соответствии с принципом разделения властей. Каждый гражданин штата является одновременно гражданином США, каждый штат является равноправным.

Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран.

К предмету конституционного права относится регулирование важнейших общественных отношений, которые составляют основу государственного и общественного устройства, организацию государственной власти. В предмет его регулирования входят отношения между человеком, обществом и государством – то есть отношения, определяющие устройство государства, осуществление государственной власти.

Под методом конституционного права понимаются приемы, способы и формы правового регулирования общественных отношений. К ним относятся: установление, обязывание, дозволение, запрещение.

Конституционное право зарубежных стран можно определить как систему правовых норм конкретной страны, регулирующих основы государственного и общественного строя, основы правового статуса личности, структуру, организацию и функционирование государственной власти и организацию местной власти.

Под основными элементами конституционного права понимаются общие принципы, институты и нормы.

К общим принципам относятся принципы, закрепленные в самом тексте конституции зарубежных стран. В их числе: народный суверенитет, народовластие; разделение властей; равноправие; гарантированность и неотчуждаемость основных прав и свобод; разнообразие форм собственности. Эти принципы имеют приоритетное основополагающее значение для всех других конституционно-правовых норм и институтов.

Под институтом конституционного права понимается совокупность близких по характеру и предмету правового регулирования норм. К конституционно-правовым институтам относятся: основы правового статуса личности, основы государственного и общественного строя, формы правления и государственного устройства, избирательное право и избирательные системы, организация государственной власти, основы местной власти и самоуправления.

Эти институты подразделяются на подинституты. Например, институт организации государственной власти подразделяется на такие подинституты, как парламентаризм, глава государства, исполнительная власть, судебная власть, конституционный контроль.

Институт основ правового статуса личности подразделяется на подинституты: принципы правового статуса личности, гражданство, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, гарантии прав и свобод.

Конституционно-правовые нормы – это общеобязательные правила поведения, установленные государством в целях регулирования и охраны конституционно-правовых отношений, которые обеспечиваются при необходимости принудительной силой государства.

Нормы конституционного права, как нормы других отраслей, имеют внутреннюю структуру: гипотезу, диспозицию, санкцию. Однако во многих конституционно-правовых нормах отсутствует такой элемент как санкция.

Конституционно-правовые нормы принято классифицировать по следующим основаниям: по функциональной направленности – регулятивные и охранительные или запретительные, по способу регулирования – управомачивающие, обязывающие, отсылочные, по характеру регулирования общественных отношений – общего и конкретного регулирования., материальные и процессуальные, по действию во времени и пространстве – постоянные, временные, исключительные, действующие на всей территории страны или на части территории.

Источниками конституционного права являются нормативные правовые акты, в которых устанавливаются конституционно-правовые нормы, то есть та форма, в которой они становятся жизнеспособными.

К источниками конституционного права относятся: конституции, законы, которые подразделяются на конституционные, органические и обычные, нормативные акты главы государства, исполнительной власти, органов конституционного контроля, регламенты Парламента и его палат, решение органов местного самоуправления, в ряде стран – судебные преценденты, конституционно-правовые обычаи, международные и внутригосударственные договоры, а также общие принципы права, общепризнанные принципы и нормы международного права.

В отдельных странах к источникам конституционного права относят также доктрины известных ученых-юристов, своды религиозных правил, например в Иране источником права является шариат – свод норм мусульманского права.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.