Учет в организациях, осуществляющих розничную торговлю — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Учет в организациях, осуществляющих розничную торговлю

2017-06-25 500
Учет в организациях, осуществляющих розничную торговлю 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Товары, поступающие в подразделение, осуществляющего рознич­ную торговлю, должны иметь сопроводительные документы (счета- фактуры, товарно-транспортные накладные, накладные и др.). Если товар поступил в организацию без сопроводительных документов, то он принимается комиссией и оформляется приемным актом формы № ТОРГ-4.

Акт составляется в день поступления товаров на склад в двух экзем­плярах: первый экземпляр передают материально-ответственному ра­ботнику, принявшему товар; второй экземпляр передают в бухгалте­рию.

Приемка товара по количеству и качеству в подразделениях, осу­ществляющих розничную торговлю, осуществляется в соответствии с действующими нормативными документами на основании сопроводи­тельных документов и в зависимости от его характеристик.

Продовольственные товары, например, должны сопровождаться документами предприятия-изготовителя, подтверждающими качество и безопасность для здоровья человека, со ссылкой на дату и номер раз­решения, выданного учреждениями Госсанэпидемслужбы. Документы на импортную продукцию должны содержать отметку учреждений Го­сударственного санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации о прохождении гигиенической оценки пищевого продукта в установленном порядке.

Проверка продовольственных товаров должна заключаться не толь­ко во внешнем осмотре, но и в проведении экспертизы, сравнении поступивших сопроводительных документов с нанесенными на упа­ковку продукции датами изготовления, сроками хранения и т. п.

Если количество и качество поступивших товаров не совпадает с данными сопроводительных документов поставщика, то составляется акт об установленном расхождении по количеству и качеству при при­емке товарно-материальных ценностей формы № ТОРГ-2.

Акт составляется в двух экземплярах:

♦ первый экземпляр остается в организации;

♦ второй экземпляр направляется поставщику.

Организации, осуществляющие розничную торговлю, могут при­менять два варианта оценки товаров:

♦ фактической себестоимости (покупные цены);

продажные цены, включая торговую наценку.

Учет товаров в подразделениях, осуществляющих розничную тор­говлю, ведется на счете 41 «Товары», субсчете 2 «Товары в розничной торговле».

Сумма налога на добавленную стоимость по приобретенным това­рам учитывается на счете 19 «Налог на добавленную стоимость по при­обретенным ценностям» и принимается к вычету после оприходования товаров и оплаты поставщикам.

Счет 42 «Торговая наценка» применяется в подразделениях, осу­ществляющих розничную торговлю, если учет товаров ведется по про­дажным ценам.

Продажные цены — это цены, по которым товары продаются в роз­ницу. Они состоят из расходов на приобретение товаров и суммы на­ценки, устанавливаемой в организации. В продажные цены включают сумму налога на добавленную стоимость.

Для определения торговой наценки и продажной цены оформляют «Реестр розничных цен». Он предназначен для фиксирования торго­вой наценки и продажных цен по всему ассортименту товаров.

В реестре должны содержаться следующие показатели:

Реестр розничных цен утверждается руководителем организа­ции.

Изменение розничных цен производится на основании приказа ру­ководителя и оформляется инвентаризационной описью-актом.

Она должна содержать следующие показатели:

Инвентаризационная опись-акт должна быть заверена подписью руководителя организации.

Данные инвентаризационной описи-акта фиксируются в реестрах розничных цен.

Торговая наценка отражается на счете 42 «Торговая наценка». Пос­тупление товаров в подразделение, осуществляющего розничную тор­говлю в бухгалтерском учете отражается следующими записями:

Дебет счета 41 «Товары»

Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — оп­риходован товар, полученный от поставщика (на основании наклад­ной);

Дебет счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»

Кредит 60 — учтена сумма НДС по оприходованному товару (на ос­новании счета-фактуры);

Дебет 41

Кредит 42 «Торговая наценка» — начислена торговая наценка на оп­риходованные товары (на основании реестра розничных цен).

Организации, ведущие учет товаров по продажным ценам, дооценку или уценку товаров отражают с использованием счета 42«Торговая нацен­ка». В случае дооценки товаров в бухгалтерском учете делают запись:

Дебет счета 41

Кредит счета 42 — увеличена торговая наценка на товары.

В случае уценки производится запись:

Дебет 41

Кредит 42 — уменьшена торговая наценка на товары (сторно).

Если сумма уценки превышает размер торговой наценки, то воз­никшую разницу отражают записью:

Дебет 91-2 «Прочие расходы»

Кредит 41 — списано превышение суммы уценки товара над торго­вой наценкой.

Если в организации товары учитываются по покупным ценам и при этом уценка производится в пределах торговой наценки уцененного товара, ее результаты не отражаются в бухгалтерском учете. В бухгал­терском учете отражают лишь суммы уценки, которые уменьшают фактическую себестоимость товара (Дебет 91-2, Кредит 41).

Подразделения, занимающиеся розничной торговлей, могут заку­пать сельскохозяйственную продукцию, сырье, продовольствие и то­вары у физических лиц, индивидуальных предпринимателей, у субъек­тов малого предпринимательства, перешедших на упрощенную систему налогообложения, и у предприятий, являющихся плательщи­ками единого налога на вмененный доход. Приобретенные у них това­ры приходуются торговой организацией на соответствующих счетах бухгалтерского учета на всю стоимость предъявленного счета без воз­мещения суммы НДС.

При продаже товаров, не облагаемых НДС, облагаемый оборот оп­ределяется на основе полной стоимости реализуемых товаров, исходя из применяемых цен без НДС (за исключением случаев реализации сельскохозяйственного сырья, продовольствия и продукции, закуп­ленной у физических лиц, или результатов их переработки). При реа­лизации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, закупленных у физических лиц, или результатов их переработки сум­мы налога на добавленную стоимость определяются в виде разницы между ценой реализации и ценой приобретения без НДС.

Подразделения, осуществляющие розничную торговлю, реализую­щие сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие или результаты их переработки (в том числе на давальческой основе), за­купленные ими как у физических, так и у юридических лиц, должны вести раздельный учет покупной стоимости такой продукции, сырья и продовольствия, а также оборотов по их реализации. При отсутствии раздельного учета облагаемый оборот определяется на основе полной стоимости реализуемой продукции или результатов ее переработки без налога на добавленную стоимость, т. е. в общеустановленном порядке без определения разницы в ценах.

Подразделения, осуществляющие розничную торговлю, реализуют готовую продукцию и товары за наличный расчет. Денежные расчеты с населением производятся с обязательным применением контрольно­кассовых аппаратов.

Выручка от покупателей поступает в кассу торгового предприятия, ее размер определяется по показаниям счетчиков контрольно-кассо­вых аппаратов, зарегистрированных в книге кассира-операциониста. При этом выручка уменьшается на сумму, выданную покупателям из кассы по возвращенным чекам, оформленным актом. Выручка сдается материально-ответственным лицом в кассу по приходному кассовому ордеру. Корешок приходного кассового ордера является документом, подтверждающим объем продаж.

Выручка от продажи товаров в бухгалтерском учитывается по мере поступления денежных средств (Дебет 50 «Касса», Кредит 90 «Продажи»),

Одновременно (в том же месяце) списываются в дебет счета учета продаж:

а) стоимость проданных товаров по фактической себестоимости (с кредита счета «Товары», а по проданной готовой продукции — с креди­та счета «Готовая продукция»);

б) налог на добавленную стоимость, относящийся к проданным то­варам (Дебет 90, Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам»);

в) расходы на продажу, относящиеся к проданным товарам (Дебет 90, Кредит 44 «Расходы на продажу»);

г) кредитовое и дебетовое сальдо по счету 90 относится на счет «Прибыли и убытки».

Если организация ведет учет товаров по продажным ценам, то в конце месяца составляют расчет и определяют реализованную торго­вую наценку.

Сначала расчитывается средний процент торговой наценки (П) по формуле:

Затем рассчитывается реализованная торговая наценка, представ­ляющая собой выручку или валовой доход организации розничной торговли, по формуле:

Реализованная торговая наценка относится на продажи методом «красного сторно» и отражается записью:

Дебет счета 90 «Продажи»

Кредит счета 42 «Торговая наценка».

Расходы, связанные с приобретением, хранением и продажей това­ров учитывают на счете 44 «Расходы на продажу». По дебету этого счета отражаются следующие расходы:

а) транспортно-заготовительные расходы (ТЗР);

б) расходы по переработке, подсортировке, обработке, доработке, улучшению технических характеристик товаров и по приведению их в товарный вид;

в) расходы, связанные с продажей товаров, включая расходы по рекламе;

г) расходы по хранению товаров: оплата труда работников складов, суммы единого социального налога (взноса), амортизация, ремонт и содержание основных средств, используемых при хранении и переме­щении товаров, другие расходы, непосредственно связанные с хране­нием товаров (если на складе, кроме товаров, хранятся другие матери­альные ценности, расходы, относящиеся на товары, определяются пропорционально объему, весу или стоимости хранящихся материаль­ных ценностей, согласно решению организации, закрепленному в ее учетной политике);

д) затраты по содержанию подразделения, осуществляющего торго­вую деятельность: оплата труда персонала и отчисления по ней на соци­альные нужды; ремонт, отопление, освещение, водоснабжение зданий (помещений); амортизация основных средств; прочие расходы, непос­редственно связанные с содержанием указанного подразделения;

е) недостачи и потери от порчи товаров в пределах норм естествен­ной убыли.

Расходы на продажу по товарам ежемесячно списывают в полном размере в дебет счета учета продаж.

В случае если величина транспортно-заготовительных расходов, связанных с приобретением (заготовлением) товаров и доставкой их в организацию составляет значительный удельный вес в общем объеме выручки от продаж товаров (более десяти процентов), а также при их неравномерном уровне в течение года (продукция растениеводства, рыбной промысел и т. п.), то допускается пропорциональное распреде­ление указанных расходов между фактической себестоимостью про­данных в данном месяце товаров и их остатком на конец месяца. При этом доля, относящаяся на остаток непроданных к концу месяца това­ров, остается на счете «Расходы на продажу» и переходит на следую­щий месяц.

Расчет расходов на транспортировку, подлежащих отнесению на де­бет 90 счета, определяется аналогично расчету реализованной торго­вой наценки в два этапа. Во-первых, определяется процент транспорт­ных расходов (П) по формуле:

Во-вторых, определяется сумма транспортных расходов (ТРр) под­лежащих отнесению на счет 90 «Продажи» по формуле:

Выбор метода распределения расходов на продажу устанавливается организацией и закрепляется в ее учетной политике.

Пример отражения на счетах бухгалтерского учета поступления и реа­лизации товаров в подразделения, осуществляющих розничную торговлю при двух вариантах учета и оценки товаров приведен в табл. 17.

 

Поступление и реализация товаров и готовой продукции в органи­зациях, осуществляющих розничную торговлю, отражается в товарном отчете. Он состоит из двух разделов. В разделе «А» отражается движе­ние готовой продукции и товаров в продажных ценах, в разделе «Б» — движение наличных денег.

Товарные отчеты составляются за периоды, установленные в дан­ной организации, но они не должны превышать один календарный ме­сяц. Составление товарных отчетов обязательно к концу квартала, го­да, при проведении переоценки готовой продукции и товаров, инвентаризации, смене материально ответственного лица и ликвида­ции неторговой организации.

Товарный отчет с приходными и расходными товарными и денеж­ными документами представляется бухгалтерской службе организации в установленные сроки. Бухгалтер проверяет и принимает отчет и дела­ет об этом отметки на обоих экземплярах отчета. Первый экземпляр отчета с документами остается в бухгалтерской службе, второй экземп­ляр возвращается материально ответственному лицу.

При обнаружении ошибок бухгалтер вносит соответствующие ис­правления в оба экземпляра отчета. Материально ответственное лицо знакомится с исправлениями и при согласии с ними подтверждает его своей подписью с указанием исправленной суммы остатка готовой продукции, товаров и наличных денег на конец отчетного периода.

Бухгалтерская служба организации или отдел торговли в разделе «А» товарного отчета заполняет графы «По фактической себестоимос­ти» — по готовой продукции и товарам, после чего данные товарного отчета проводятся по бухгалтерскому учету.

К товарному отчету прилагается «Ведомость движения готовой продукции и товаров».

В ведомости отражаются поступления (приход) и расход готовой продукции и товаров, с указанием их наименований, отличительных признаков и номенклатурных номеров (если они имеются), единицы измерения, количества, цены и суммы по продажным ценам (включая НДС). Если приход или расход готовой продукции и товаров оформлен документами с отражением вышеуказанных показателей, они в ведо­мости могут отражаться с указанием только общих (итоговых) сумм.

В ведомости указываются итоговые суммы отдельно по приходу и расходу.

Данные по фактической себестоимости и (или) покупным ценам заполняются отделом торговли или бухгалтерской службой.

Учет движения товаров и готовой продукции в магазине осуществляет­ся в течение месяца (отчетного периода) в количественном выражении.

По окончании месяца (отчетного периода) бухгалтерской службой организации определяется фактическая себестоимость:

♦ остатка товаров (готовой продукции) на начало месяца;

♦ поступления товаров (готовой продукции) в течение месяца (от­четного периода);

♦ проданных в течение месяца (отчетного периода) товаров (гото­вой продукции);

♦ остатка товаров (готовой продукции) на конец месяца.

Информация о фактической себестоимости остатка товаров и (или)

готовой продукции на начало месяца может быть получена из данных товарного отчета предыдущего месяца — строка «Остаток на конец ме­сяца».

Данные о фактической себестоимости поступившей в течение ме­сяца (отчетного периода) в подразделение (магазин) готовой продук­ции формируются на основании отчетных калькуляций выпуска гото­вой продукции.

Фактическая себестоимость проданной в течение месяца (отчетно­го периода) готовой продукции и товаров, их остатка на конец месяца, определяется дополнительным расчетом:

Сф = П-К3, (33)

где Сф — фактическая себестоимость готовой продукции и товаров;

П — объем продаж готовой продукции и товаров за месяц (отчетный период) в про­дажных ценах;

К3 — коэффициент затрат.

Коэффициент затрат определяется как отношение суммы остатков готовой продукции и товаров в подразделении (магазине) на начало месяца и их поступлений в течение месяца (отчетного периода) по фактической себестоимости к сумме объемов продаж готовой продук­ции и товаров в магазине за месяц (отчетный период) и их остатков на конец месяца в продажных ценах.

Стоимость готовой продукции и товаров на конец месяца в про­дажных ценах рассчитывается по каждому наименованию, исходя из фактического количества остатка и цены последней продажи. Допус­кается применение варианта оценки остатков готовой продукции и то­варов в продажных ценах исходя из средневзвешенной цены этих цен­ностей, сложившейся за отчетный месяц (период). Выбор варианта оценки остатков готовой продукции и товаров на конец отчетного ме­сяца указывается организацией в ее учетной политике. Фактический остаток готовой продукции и товаров на конец месяца подтверждается инвентаризационной описью.

На основании проверенных отчетов о движении товаров произво­дятся записи в учетные регистры по счету 41 «Товары», субсчету 2 «То­вары в розничной торговле», 43 «Готовая продукция».

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.