Принципы организации спортизированного физического воспитания — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Принципы организации спортизированного физического воспитания

2017-06-25 332
Принципы организации спортизированного физического воспитания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Важное условие отбора содержания программы по предмету «Физическая культура» в школе – выделение общих организационно-методических принципов, выступающих в качестве основы при определении конкретного содержания программы:

а)принцип гармоничностиразвития личности обучающегося: в процессе спортизированного физического воспитания должны осваиваться интеллектуальные, нравственные, этические, эстетические, мобилизационные, коммуникативные ценности физической и спортивной культуры;

б) принцип активного формирования здоровья: приоритетной задачей физического воспитания и спортивной подготовки является формирование здоровья ребенка и подростка с использованием следующих организационно-методических положений:

в) обязательное соответствие акцентов тренирующих и воспитательных воздействий ритмам возрастного развития морфофункциональных, соматических, биомеханических, нейрогуморальных систем и психики ребенка;

г) своевременное развитие у обучающихся компонентов и видов координационных способностей и двигательных навыков, обеспечивающих высокий уровень культуры движений, их раскованность и надежность в экстремальных ситуациях, а также ускоренную адаптацию к возникающим новым требованиям среды.

д) принцип накопления потенциала социальной активности и толерантности: процесс освоения ценностей физической и спортивной культуры происходит в условиях строгого регламента выполнения упражнений в индивидуальной и коллективной форме, при понятной ответственности каждого за успешность действий коллектива.

е) принцип свободы выбора: ребенок вместе с преподавателем и своими родителями свободно выбирает вид спорта для занятий в специализированном классе и имеет право перехода в другую группу из числа имеющихся в образовательном учреждении [1, с. 48].

Структура учебной программы включает несколько частей и компонентов:

−концептуальная часть представляет собой цели и задачи, причины создания данной программы, основных изменений, дополнений и причин, вызвавших эти изменения;

−содержательная часть учебной программы включает в себя два взаимосвязанных компонента: базовый− определяет минимум содержания образования по физической культуре, рекомендованный Министерством образования Российской Федерации и состоит из таких видов физкультурной деятельности, как основы знаний, легкая атлетика, кросс, гимнастика (акробатика), волейбол, баскетбол; вариативный− формируется на основе углубленного изучения лыжного спорта.

Материал содержательной частиучебной программы включает в себя документы планирования:

− годовой план-график распределения учебных часов;

− тематический план учебного и тренировочного процесса; поурочные планы;

− примерные показатели двигательной и специальной подготовленности учащихся;

− план спортивно массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий;

− воспитательный план работы;

− в методической части указанны пути достижения поставленных в программе целей и задач, приведены формы и методы учебного процесса;

− диагностическая часть содержит критерии оценки по определению уровня физической и специальной подготовленности учащихся.

Реализация содержания спортивно ориентированной системы физического воспитания состоит из нескольких компонентов:

− содержание учебно-тренировочных занятий:

− формы организации;

− процесс обучения и тренировки;

− физическая нагрузка на занятиях;

− формы и методы контроля.

Задачиучебно-тренировочных занятий.

− укрепление здоровья и повышение работоспособности на основе всестороннего, гармонического, психического и физического развития ребенка;

− удовлетворение потребности в занятиях спортом;

− повышение уровня двигательной активности;

− овладение и совершенствование двигательными умениями и навыками и подготовка сборной команды школы для участия в соревнованиях по лыжным гонкам.

В содержание занятий входят: теоретическая, техническая, тактическая подготовка.

Теоретическая подготовка осуществляется непосредственно на занятиях в связи с решением задач физической, технической, тактической подготовки, а также в лекциях, беседах, самостоятельного изучения литературы; целью теоретической подготовки является повышение образованности спортсмена, формирование умения работать самостоятельно над специальными источниками.

Техническая подготовка является процессом формирования техники движений, свойственных данному виду спорта. Общая техническая подготовка направлена на овладение разнообразными двигательными умениями и навыками, специальная техническая подготовка - на достижение спортивного мастерства [2, с. 48].

Тактическая подготовка вооружает учащихся способами и формами ведения борьбы в процессе соревнований. В процессе тактической подготовки школьники овладевают тактическими приемами и действиями, тактическими знаниями.

Формы организации занятий: формой организации и проведения занятий по лыжным гонкам являются: – тренировочный урок, самостоятельные занятия, спортивно − массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия и спортивные соревнования.

Тренировочный урок, в отличие от обычного, более длителен, вариативен и зависит от особенностей вида спорта, этапа тренировки, направленности работы. Урок-тренировка включает в себя, также подготовительную часть (общая и специальная разминка), основную и заключительную часть, каждая часть которого содержит свои, определенные задачи.

Спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятиявключают в себя: спортивные праздники, дни здоровья и спорта, первенства школы, города и области по видам спорта, в зачет Спартакиады школьников.

Самостоятельные тренировочные занятия проходят без непосредственного участия преподавателя, но под его контролем.

Спортивные соревнования, как форма тренировочных занятий имеют важное педагогическое значение. Они стимулируют тренировочный процесс, содействуя улучшению учебной работы и являются важным средством пропаганды спорта и одним из способов обмена опытом тренировочной работы. Для рациональной тренировки существенное значение имеет совместная работа преподавателя и врача школы, который контролирует общее состояние здоровья школьника.

В процессе обучения школьники приобретают определенные знания, навыки и умения, исходя из данных педагогики, психологии и физиологии и других дисциплин.

Процесс обучения и тренировки состоит из 3-х этапов:

1) создание предпосылок, необходимых для осуществления намеченных целей и задач;

2) ознакомление с изучаемым материалом и первичное овладение им;

3) совершенствование знаний, качеств и умений.

Процесс обучения и тренировки осуществляется с учетом дидактических принципов и методов, которые определяют основное направление в организации и проведении учебно-тренировочных занятий.

Контроль за физическим развитием учащихся, уровнем физической и специальной подготовленности является важным условием спортивно ориентированного физического воспитания. Контроль за физическим развитиемучащихся осуществляется медицинскими работниками школы, ежегодно, учащиеся проходят медицинский осмотр узкими специалистами. Оценивая показатели физического развития (рост, вес, окружность грудной клетки, с учетом данных о заболеваниях), медицинские работники определяют группу здоровья. Информация о состоянии школьников фиксируется в классном журнале.

Периодический контроль используется для оценки физического состояния учащихся с помощью тестов: в начале и в конце каждого года у школьников регистрируются определенные показатели физической подготовленности, в начале и в конце каждого периода тренировки оцениваются определенные показатели специальной подготовленности (технической и тактической). На основании данных, полученных в начале учебного года, учителями корректируется процесс физического воспитания, разрабатываются специальные двигательные режимы и методические приемы для коррекции и профилактики отклонений Отслеживание и сравнительный анализ уровня физического развития, физической, специальной подготовленности и физического совершенства ведется учителем физического воспитания ежегодно, на основании разработанных «примерных показателях».

Мониторинг уровня физической подготовленности учащихся проводится ежегодно, с цельюнаблюдения, оценки, прогнозирования результатов физической подготовленности учащихся и активного вмешательства в процесс физического воспитания на основе полученной информацииМониторинг проводится методом тестирования двигательных возможностей учащихся (два раза: в начале и в конце учебного года).

2.2 Программа по спортизированному физическому воспитанию учащихся 5-6 классов на основе лыжной подготовки

 

Программа предназначена для спортизированной подготовки детей средствами лыжного спорта. В отличие от традиционных форм преподавания предмета «Физическая культура» в данной программе предусматриваются следующие принципиальные инновации:

- занятия проводятся три раза в неделю по два часа;

- занятия выносятся за рамки академического расписания и проводятся с учебно-тренировочной группой, а не с классом;

- ученик сам выбирает вид спорта, при этом предусматривается возможность перехода из одного вида спорта в другой;

- занятия проводит тренер-специалист;

- учебные занятия носят тренировочный характер.

Программа рассматривает основные и частные задачи спортивно ориентированного физического воспитания учащихся, учитывая особенности многолетней подготовки детей в лыжной подготовке, требования по теоретической, технической, физической подготовленности учащихся, а также контрольные нормативы, вопросы воспитательной работы, психологической подготовки, методы педагогического и врачебного контроля.

В программе учтены отдельно действующие положения программ по лыжной подготовке для общеобразовательных школ Министерства образования РТ и детских юношеских спортивных школ. Настоящая программа не ставит целью подготовку высококвалифицированных лыжников-гонщиков, способных достичь наивысших результатов. Ее цель становление физической культуры личности, формирование способности активно использовать средства физической культуры и спорта для сохранения и укрепления здоровья, физической подготовленности. вопросы воспитательной работы, психологической подготовки, методы педагогического и врачебного контроля.

В программе учтены отдельно действующие положения программ по лыжной подготовке для общеобразовательных школ Министерства образования РТ и детских юношеских спортивных школ. Настоящая программа не ставит целью подготовку высококвалифицированных лыжников-гонщиков, способных достичь наивысших результатов. Ее цель становление физической культуры личности, формирование способности активно использовать средства физической культуры и спорта для сохранения и укрепления здоровья, физической подготовленности.

Задачи:

− содействие повышению социальной роли лыжной подготовки как средства физической культуры в развитии личности и подготовке ее к жизни;

− формирование жизненно важных умений и навыков: мотивационно- ценностного отношения к средствам лыжной подготовки; установки на здоровый образ жизни и умение самостоятельно заниматься физическими упражнениями;

− овладение системой практических умений и навыков, составляющих основу культуры движений;

− вырабатывание потребности к регулярным занятиям для развития двигательных способностей, обеспечивающих общую физическую и функциональную подготовленность, всестороннее физическое развитие.

Можно предположить, что часть школьников, занимающихся по данной программе в старших классах, перейдет заниматься в ДЮСШ.

Организационно-методические указания. К спортивно ориентированной лыжной подготовке допускаются девочки и мальчики, желающие заниматься спортом и не имеющие медицинских противопоказаний. Комплектование учебных групп проводится методом случайных чисел и без предъявления требований к двигательным способностям учеников. Максимальный состав группы определяется с учетом требований техники безопасности по лыжной подготовке и не должен превышать 15 человек. Объем учебного времени на овладение программным материалом составляет 228 учебных часов в год (3 занятия в неделю по 2 академических часа). В программе представлен годовой план-график с распределением часов на основные виды подготовки в течение учебного года (таблица 1).

 

Таблица 1 − Учебный план спортивно ориентированного физического воспитания учащихся 5-6 классов по лыжной подготовке на весь период обучения (в часах)

№ п/п Содержание занятий Класс
   
1. Теоретическая и тактическая подготовка    
2. Техническая подготовка    
3. Практическая подготовка Общая физическая подготовка    
Специальная физическая подготовка    
Плавание    
  Всего:    

 

Теоретический материал

5 класс

1. Значение лыжной подготовки в жизни людей – 2 часа.

2. Техника безопасности при занятиях лыжной подготовкой. Помощь при ушибах, растяжениях. Гигиена, закаливание, режим тренировок. Питание, самоконтроль – 2 часа.

3. Лыжный инвентарь, выбор, хранение, уход за ним. Лыжные мази и парафины. Появление и первоначальное применение лыж – 2 часа.

6 класс

4. Правила соревнований по лыжным гонкам – 2 часа.

5. Крупнейшие международные соревнования по лыжным гонкам и биатлону – 2 часа.

6. Основы техники способов передвижения на лыжах – 2 часа.

7. Анализ техники классических лыжных ходов – 2 часа.

8. Контрольный урок – 2 часа.

Следует отметить, что теоретические занятия необходимо проводить в класс- ной аудитории. Каждый ученик делает записи в свою общую тетрадь, которая ведется на протяжении всего срока обучения в спортивно ориентированном классе. Планировать и проводить теоретические занятия лучше всего на периоды дождей или сильных морозов, но не чаще одного раза в неделю.

Техническая подготовка. Несмотря на многообразие способов передвижения на лыжах, основными элементами техники являются отталкивание ногами и руками, а ведущим навыком – равновесие на скользящей опоре. Практическая работа преподавателей и тренеров дает основание утверждать, что умение сохранять одноопорное равновесие в движении – ключ ко всему арсеналу технической подготовки лыжника. Это относится к классическим и коньковым лыжным ходам, а также к горнолыжной подготовке. Следовательно, научить учащихся одноопорному скольжению – основная задача начального этапа обучения. Только обучив детей скользящему ходу, следует приступать к обучению технике попеременного двухшажного хода, который, в свою очередь, содержит все основные элементы других лыжных ходов, поэтому изучению этого способа следует уделить особое внимание [3, с. 26].

Практическая подготовка. Программный материал реализуется через общую и специальную физическую подготовку.

Общая физическая подготовка(ОФП) на занятиях с учащимися 5-6 классов создает предпосылки для успешной реализации способностей в лыжных гонках при комплексном использовании общеразвивающих упражнений (ОРУ): легкой атлетики, гимнастики, спортивных игр и других видов спорта с варьированием их удельного веса и различной методикой их применения. Подбор, содержание применяемых упражнений и их дозировка зависят от возраста и уровня физического развития занимающихся, задач тренировочного периода и от материальной базы.

Специальная физическая подготовка(СФП) направлена на воспитание физических, волевых качеств и навыков, специфичных для лыжных гонок при тщательном освоении элементов специальных упражнений и при максимальном приближении их структуры к технике передвижения на лыжах. Упражнения следует разделять на подготовительные (для развития силы и силовой выносливости, выполняемые с использованием массы собственного тела, отягощений и внешних сопротивлений; при пере- движении на лыжах в совершенствовании техники), имитационные (роликовые коньки, лыжероллеры, тренажеры) и подводящие упражнения (ходы, переходы, подъемы, спуски и т.д.).

Рекомендуемый объем основных средств спортивно ориентированной лыжной подготовки для учащихся на занятиях представлены в таблице 2.

Таблица 2 − Рекомендуемый объем основных средств подготовки для учащихся 5-6 классов на занятиях лыжными гонками в экспериментальной учебной программе

Класс Общий объем циклической нагрузки (км) Бег (км) I-II зона Ходьба (км) Имитация (км) Лыжи (км) Циклическая нагрузка высокой интенсивности (км) III-IV зона ОФП (час)
               
               

 

Примечание: объем нагрузки у девочек уменьшается на 15-20%.

В лыжной подготовке наиболее эффективно использование нагрузок смешанного воздействия. В этом отношении нагрузка на занятиях, направленная на повышение уровня аэробных и анаэробных возможностей. Около 70 % учебного времени упражнения выполнялись с интенсивностью, при которой ЧСС была в пределах 120-170 уд/мин (таблица 3).

В зависимости от направленности занятия (учебное, учебно-тренировочное, тренировочное или контрольное) интенсивность тренировочных нагрузок юных спортсменов была различной.

 

Таблица 3 − Классификация интенсивности тренировочных нагрузок юных спортсменов

Интенсивность Зона % от соревновательной скорости ЧСС уд/мин
Низкая I < 75 120-150
Средняя II 76-90 150-178
Высокая III 91-105 179-189
Максимальная IV > 106 > 190

 

Учебное занятие проводится на уровне малой интенсивности и характеризуется не столько большим объемом физической нагрузки, сколько повышенным напряжением координационных и психических функций занимающихся.

Учебно-тренировочное занятие оказывает значительное воздействие в осиновом на психические функции занимающихся и состояние нервно-мышечного аппарата, при этом уровень работоспособности сердечно-сосудистой системы остается довольно высоким.

Занятие тренировочной направленности не исключает возможность разучивания новых упражнений, однако число их минимальное – не более одного-двух за тренировку. Это связано с необходимостью расширения арсенала базовых технических действий, которые являются основой для дальнейшего роста занимающихся. Нагрузка на тренировочных занятиях может быть различной: от малой (разгрузочной) до максимальной (ударной). Однако большинство этих занятий характеризуется высокими величинами объема и интенсивности нагрузки, что приводит к нервно-мышечному утомлению занимающихся, за исключением процессов внимания. Поскольку внимание занимающихся на данном занятии сохраняется на достаточно высоком уровне, то именно здесь целесообразно, по мнению К.В. Чедова, включать в тренировку идеомоторные задания, предусматривающие мысленное «проделывание» отдельных упражнений, соединений, комбинаций [4, с. 44].

Контрольное занятие характеризуется малыми величинами показателей нагрузки, что позволяет занимающимся сохранять высокий уровень работоспособности в течение всего занятия. Поэтому на данном занятии, на фоне незначительного утомления и относительно невысокого уровня психического напряжения занимающихся, появляется возможность проследить истинный уровень их подготовленности.

В программе «Спортивно ориентированное физическое воспитание учащихся 5-6 классов на основе лыжной подготовки» представлены типовые планы-графики распределения учебного материала по обучению технике способов передвижения на лыжах, план-схемы построения занятий, рекомендуемое количество стартов в лыжных гонках, контрольные тесты-упражнения для данных учащихся, модельные учебно-тренировочные уроки, модельные микроциклы и мезоциклы учебно-тренировочных занятий в зависимости от этапа подготовки.

Данная программа не включает в себя индивидуальную подготовку лыжников-гонщиков, а только тот объем практического и теоретического материала, который изучается в соответствии с учебным планом спортивно ориентированного физического воспитания учащихся 5-6 классов на основе лыжной подготовки.

Для усиления воспитательного воздействия предусматривались следующие методы: убеждения (беседа, дискуссия); приучения (соблюдение заданных норм и правил); суждения и оценки; поощрения и порицания; поручения, а также методы идеомоторных представлений; моделирования и программирования тренировочной и соревновательной деятельности.

 

 

Выводы по второй главе

Разрабатывая программу спортизированного физического воспитания для учащихся 5-6 классов, необходимо делать это, основываясь на общих организационно-методических принципах: принцип гармоничностиразвития личности обучающегося, принцип активного формирования здоровья, воздействий особенностям возрастного развития ребенка, своевременное развитие координационных способностей и двигательных навыков, принцип свободы выбора.

Программа включает несколько компонентов: концептуальная часть, содержательная часть, диагностическая часть.

Программа предназначена для спортизированной подготовки детей средствами лыжного спорта. В процессе реализации программы предусмотрено: увеличение количества часов занятий; вынесение занятий за рамки академического расписания, добровольность выбора вида спорта, тренировочный характер занятий.

В процессе занятий по разработанной программе обучающиеся проходят разделы: теоретическую и тактическую подготовку, техническую подготовку, в практической подготовке выделены разделы: общая и специальная физическая подготовка.

 

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.042 с.