Архитектура Санкт-Петербурга первой трети 18 в — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Архитектура Санкт-Петербурга первой трети 18 в

2017-06-25 821
Архитектура Санкт-Петербурга первой трети 18 в 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Каменное Шатровое зодчество. Композиционные приёмы. Примеры.

Шатровые каменные храмы на Руси появились на рубеже XV – XVI веков. К этому виду храмов русское каменное зодчество шло от форм сводов каменных храмов, которые постепенно, с развитием строительства, все больше вытягивались вверх. Первым каменным шатровым храмом считается Вознесенская церковь в Коломенском, построенная в 1532г.

Основа всех шатровых храмов была примерно одинаковой: четверик, на который ставился небольшой восьмерик, служащий опорой для высокого восьмигранного шатра. Особенностью этого стиля было то, что храм не имел столпов и держался только на стенах, из-за чего слишком широкие шатры ставить было невозможно.

Шатровые храмы выполняли центральную роль в композиции, благодаря вытянутой структуре строения и значительной высоте. Но иногда они служили не центром композиции многопрестольного храма, а выполняли роль приделов к большим соборам.

На примере Собора Покрова на рву, можно указать на то, что шатер мог нести так же функцию торжественного возвышения, в честь значимого события. Он может возвышаться на кокошниках, выполняющих конструктивно несущую функцию и декоративную.

Уникальной постройкой, подражающей Прокровскому собору в Москве, был не сохранившийся пятишатровый собор Бориса и Глеба в Старице. Храм Бориса и Глеба состоял из примыкающих друг к другу восьмериков, увенчанных пятью шатрами, центральный из которых выделялся своей высотой. Храм окружала закрытая галерея, собор был богато украшен изразцами. Разобран в 1802 г.

Нарышкинское барокко. Композиционные приёмы. Примеры.

Нарышкинское барокко - новый этап в истории древнерусской архитектуры. Органичное слияние русской традиции с элементами западноевропейского зодчества.В последние десятилетия, а точнее даже в 90-х годах XVII в., в русской архитектуре появляется новый стиль, новое направление, которое условно именуется «московским», или «нарышкинским барокко».
Памятники, в которых особенно ярко проявились черты нового, составляют особую группу, причем главенствующее место в ней принадлежит центрическим ярусным храмам. Это стилевое явление конца XVII в. иногда условно называется московским барокко. Возникновению такого названия способствовал декоративный характер архитектурно-скульптурного убранства, широко использующего ордерные детали. Его распространение связано в первую
очередь с Москвой и Подмосковьемю Центричность и ярусность, симметрия и равновесие масс, известные по отдельности и ранее, сложились в этом стиле в определенную систему – вполне самобытную, но, учитывая примененные ордерные детали, близкую (во внешнем оформлении) стилю европейского барокко.
Типичные образцы «нарышкинского барокко» – церкви в подмосковных усадьбах знати. Это ярусные постройки (восьмерики или восьмерики на четверике, известные издавна) на подклете, с галереями. Последние перед барабаном главы восьмерик используется как колокольня. Здесь в измененном виде в полной мере давало себя знать русское деревянное зодчество с его ярко выраженной центричностью и пирамидальностью, со спокойным равновесием масс и органической вписанностью в окрестный пейзаж.
Наиболее ярким примером «московского барокко» является церковь Покрова в Филях (1693– 1695),


Белокаменные профилированные колонки на ребрах граней, обрамление окон и дверей подчеркивают это устремление всего архитектурного объема ввысь. Наиболее органично тип церкви-колокольни выражен в храме Покрова в селе Филях под Москвой. В необычайно гармоничной, полной динамизма и торжественности композиции чувствуется преемственность, идущая от столпообразных храмов XVI в. и их деревянных прототипов. В церкви Знамения в вотчине Б. Голицына Дубровицы (1690–1704), по плану близкой как будто церкви Покрова в Филях, намечается отход от принципов древнерусского зодчества и сближение с барочными европейскими
постройками. Общие тенденции русской архитектуры XVII в. к вертикальным композициям находят выражение в развитии колоколен, в которых тоже применяется ярусная структура.
Гражданское строительство. Сухарева башня. Земляной город к тому времени потерял фортификационное значение, и построенные в 1692—1695 гг. под наблюдением Михаила Чоглокова Архитектурные особенности: динамичность композиции; живописное богатство пластических форм, присущее древнерусскому зодчеству, сдержанное ордерной структурой.

Петропавловский собор

Первая деревянная церковь Петербурга заложена 16 мая 1703. Снаружи она была расписана «под каменный вид желтым мрамором» и имела колокольню-башню с курантами, на которой по праздникам поднимались флаги. Пожзе рядом с ним положил основание каменному собору в стиле барокко, автором которого был Доменико Трезини. Колокольню венчал деревянный золоченый шпиль. Для планировки и наружной отделки Петропавловского собора - образца раннего петровского барокко - характерны строгость и простота. Прямоугольное в плане вытянутое здание своей восточной, алтарной частью обращено к парадному входу в крепость - Петропавловским воротам. Фасад собора, повторяющий своими очертаниями и декором фасад ворот, подчеркивает его значение как своеобразного памятника в честь победы.

План собора отличался от традиционных планов русских церквей: это прямоугольное сооружение зального типа позолоты. Петропавловский собор напоминает скорее дворцовый светский зал, чем культовое помещение.

Исаакиевский собор

Первая неказистая церковь, однако, мало походила на нынешний многоколонный храм, увенчанный золоченым шпилем с крестом. Это было длинное деревянное здание с небольшой маковкой и одноярусной колокольней над входом. Оно было переделано в 1710 году из чертежного амбара, стоявшего на лугу против входа в Адмиралтейскую верфь.

августа 1717 года Петр I заложил на месте будущего «Медного всадника» каменный собор по проекту Г. И. Маттарнови, внешним видом напоминавший Петропавловский, - с двухъярусной колокольней, увенчанной высоким шпилем.

12. Генеральные планы 1716 - 1717 годов Санкт-Петербурга. Авторы, основные идеи.

В течение 1716 - 1717 гг. разработкой генпланов застройки и развития Санкт-Петербурга занимались два именитых архитектора - Трезини и Леблон.
По проекту Трезини центр столицы предполагалось разместить на Васильевском острове с целью обратить фасад города к Балтике, приблизив его таким образом к Европе. На острове главный архитектор Петербурга предлагал расположить управленческий и торговый центр города, окруженный бастионами.
В 1716 году из Франции в новую столицу России приехал королевский архитектор Леблон, на которого у Петра были большие надежды. Став новым главным архитектором Петербурга, Леблон получает поручение царя спроектировать еще один генплан.
В основе плана Леблона лежала та же идея Петра I разместить на Васильевском острове политический и торговый центр Петербурга. Леблон в своем проекте реализовал идею города-крепости, вписав территорию в геометрически правильную фигуру эллипса. Такая схема была основана на градостроительных традициях итальянских и французских теоретиков архитектуры. Формально предложенная форма эллипса плохо сочеталась с уже сложившимися реалиями — существовавшими на тот момент частями города. Реализация этого плана потребовала бы сноса или основательной перестройки уже созданных частей города. Также Леблон не оценил роли Невы в жизни и облике города.
В результате, проект Леблона разочаровал Петра и к реализации всё-таки был принят план Трезини.

Петровское барокко». Основные принципы. Перечислить с краткой характеристикой. Примеры.

Главные принципы петровского барокко — рационализм, простота и уравновешенность. Внешне здания петровского времени — это преимущественно прямоугольные, симметричные постройки. Центральная часть иногда возвышается над основной линией здания и украшается — портиком или скульптурой. Фасад чаще покрашен в красный цвет, а белым на нем выделены элементы архитектурных ордеров — как правило, это плоские русские «лопатки» или пилястры, а не классические колонны. Окна декорированы наличниками с «ушками» по углам.

Стены: плоские, требовали штукатурки и окраски.

Композиция: характерно выделение центра, использовались мансардное окно и арочные проемы. Главный вход был выделен, являлся осью симметрии.

Ордер: использовался тосканский ордер, колонны заменялись на лопатки (пилястры), наличники делались с утолщением. Углы здания оформлялись рустами.

Западноевропейское влияние на памятники петровского барокко.

Петропавловский собор

Кунсткамера

Растрелли. Основные постройки. Композиционные приёмы. Примеры.

Творчество Растрелли сформировалось под непосредственным воздействием русской культуры и русского зодчества.

В культовых постройках Б. Ф. Растрелли соединил элементы европейского барокко, усвоенного им в юности во время поездок в Европу, с русскими архитектурными традициями, отчасти почерпнутыми из репертуара нарышкинского стиля (форма луковичных глав, контрастное цветовое решение)

Постройки: Большой дворец в Петергофе

Смольный собор

Екатерининское барокко. Основные принципы. Перечислить с краткой характеристикой. Примеры.

Ситуация в русской архитектуре начинает быстро меняться. Пышное елизаветинское барокко казалось уже совсем не современным и дорогим. В промежутке между началом царствования Екатерины и наплывом французского классицизма все же сформировался своеобразный вариант барокко, который мы и называем екатерининским.

Архитектор Ринальди: Мраморный дворец, Китайский дворец, Павильон катальной горки.

Арихитектор Жан-Батист Валлен-Деламот (ранний классицизм): Академия художеств

3. Ринальди. Основные постройки. Композиционные приёмы.
Постройки
:
• Мраморный дворец


• Китайский дворец


• Павильон Катальной горки


Он отходит от основных принципов барокко, но, прокладывая пути к строгому классицизму, еще тесно связан с предыдущей архитектурной эпохой. Всем произведениям Ринальди свойственны черты переходного стиля. В них соседствуют элементы уходящего барокко и нарождающегося классицизма.
Для сооружений Ринальди характерны закругленные линии, стремление к смягчению строгих архитектурных форм, что придавало им особую живописность.
Ринальди очень легко вошел в русскую архитектурную традицию, так как для русского барокко были характерны большая простота и четкость композиционных решений, что облегчило переход к классицизму.

Кваренги. Основные постройки. Композиционные приёмы. Примеры.

Постройки:

Александровский дворец в Царском селе

здание Академии наук

Смольный институт

Кваренги один из представителей строгого классицизма в Русской архитектуре. Его постройкам присущи: строгая симметрия, сдержанность декора (почти его отсутствие), расположение колон в центре главного фасада, подчеркивающих центральную часть постройки, деление постройки на уровни при помощи междуэтажного карниза, однородная высотность здания.

Старов. Основные постройки. Композиционные приёмы. Примеры.

Постройки: Сухопутный шляхетский корпус

Троицкий собор Александро-Невской лавры
Таврический дворец

Росси. Основные постройки. Композиционные приёмы. Примеры.

Влияние древнеримской архитектуры.

Росси целиком отошёл от французских источников ампира. Росси отличало сочетание архитектурного и градостроительного подходов, смелое преображение городского пространства.

Дворцовой площадь со зданием Главного штаба

Сенатской площади со зданиями Сената и Синода

Михайловской площади с Михайловским дворцом

Завершающей вспышкой русского ампира в архитектуре явился кафедральный Исаакиевский собор О. Монферрана. Исаакивский собор. Пятиглавый собор в классическом стиле.

Силуэт здания собора, завершающий с западной стороны комплекс центральных площадей Петербурга, активно участвует в создании неповторимого архитектурного облика города. Следует отметить исключительно богатый наружный скульптурный декор храма и красочные интерьеры.

Таким образом, стиль ампир, обрамленный в начале и в конце периода двумя грандиозными храмовыми зданиями — Казанским и Исаакиевским соборами, завершил важнейший этап в развитии Санкт-Петербурга, во время которого были созданы множество уникальных архитектурных произведений.

Монферран. Основные постройки. Композиционные приёмы. Примеры.

Постройки:

Исаакивский собор. Пятиглавый собор в классическом стиле.

Александрийская коллона

19. Тома де Томон. Основные постройки. Композиционные приёмы. Примеры. Тома́ де Томо́н — французский архитектор, рисовальщик, представитель зрелого классицизма, работавший в России. Многочисленные проекты театров для Петербурга, выполненные Тома де Томоном, показывают широту замыслов зодчего и свидетельствуют о его высоком мастерстве в разработке композиционных приемов театральных зданий.

Очевидно, благодаря Леруа Тома де Томон пристрастился к архитектуре Древней Греции, что нашло достаточно яркое отражение в его творчестве в Петербурге. Так, например, здание Биржи на первый взгляд напоминает древнегреческий периптер.

Тома де Томон, перестраивая в 1806-1809 гг. дом графини Лаваль на Английской набережной, оформил его интерьеры в строгом и мощном дорийском стиле, напоминающем и Египет, а знаменитые гранитные львы у парадного подъезда этого дома настолько связаны с архаикой, что перекликаются с фигурами египетских сфинксов, находящихся напротив, через Неву у Академии художеств. Он сумел создать грандиозную композицию стрелки Васильевского острова с величественным зданием Биржи и ростральными колоннами.

В здании Биржи использован иной композиционный прием колоннады, свободно опоясывающей объем здания и «распространяющейся в окружающий ее пейзаж». Колонны расставлены мощно и широко (интерколумнии - расстояния между колоннами, оказались значительно шире, чем в античных постройках, что вынудило архитектора расположить в пролетах не один триглиф фриза, а два). Пространственный размах композиции усилен ростральными колоннами, по образцу древнеримских, но небывалой высоты (31,71 м), и гранитными спусками к воде. Колонны должны были служить маяками. Идея морского могущества России выражена аллегорическими скульптурами у подножия колонн. Они изображают великие реки: Волгу, Волхов (работа скульптора Ф. Тибо), Днепр и Неву (скульптор И. Камберлен). Скульптурные группы в аттиках восточного и западного фасадов Биржи - «Нептун» и «Навигация» - также (по последним данным) вероятнее всего исполнены фламандцем И. Камберленом. Эти произведения отличаются выразительной пластикой и романтическим монументальным стилем.

Тома де Томон предложил построить памятник в виде древнегреческого простиля с единственным зальным помещением и четырехколонным портиком, отмечающим главный вход. С целью достижения большей выразительности архитектор сумел здесь искусно сочетать композиционные основы греческой архитектуры с приемами, которыми пользовались римские архитекторы.

Постройки:

Стрелка Васильевского острова

Здание Биржи

Воронихин. Основные постройки. Композиционные приёмы. Примеры.

Постройки:

Собор Казанской Божией Матери в Санкт-Петербурге

Горный институт

Давая задание на постройку нового столичного собора, Павел I предписал строить новый храм наподобие собора св. Петра в Риме, одного из крупнейших памятников итальянского Возрождения. В сооружении римского собора, продолжавшемся свыше 100 лет, принимали участие самые прославленные мастера зодчества - от Браманте и Микель Анджело до Мадерна и Бернини. А. Н. Воронихин, однако, не пошёл по пути подражания римскому собору. Более того, сохранив основную схему храма с примыкающими к нему крыльями-колоннадами, русский зодчий создал произведение не только совершенно самостоятельное, но в основе своей глубоко противоположное идее и архитектурной концепции собора св. Петра. Этот последний представляет собой грандиозное храмовое здание, господствующее над прилегающей к нему площадью: при посредстве громадных колоннад пространство площади как бы охватывается храмом, целиком подчиняется ему. Совершенно иной была идея А. Н. Воронихина: своей главной задачей он считал создание торжественной площади, которая не подчиняется зданию собора, а имеет самостоятельное архитектурное значение. Корпус собора как таковой почти не виден, будучи скрыт мощными колоннадами, обрамляющими площадь. На первый план выступает, таким образом, градостроительная задача - создание архитектурного ансамбля городской площади. Именно к этому стремился А. Н. Воронихин. Подобно другим мастерам русской классической архитектуры конца XVIII и начала XIX вв., он думал, прежде всего, о городе как целом, а не об отдельном здании. Интересы архитектурного построения города были для него основными. И ему удалось создать не только монументальное здание нового собора, но и торжественный ансамбль площади.

Замысел А. Н. Воронихина был ещё более смелым: он запроектировал вторую колоннаду, которая должна была образовать ещё одну, симметричную первой, площадь по другую сторону собора. Эта часть проекта осталась неосуществлённой.

Закладка собора состоялась 27 марта (8 апреля) 1801 г., окончены работы были в 1811 г. По случаю освящения храма Воронихину был пожалован орден Св. Анны второй степени и пожизненная пенсия.

Каменное Шатровое зодчество. Композиционные приёмы. Примеры.

Шатровые каменные храмы на Руси появились на рубеже XV – XVI веков. К этому виду храмов русское каменное зодчество шло от форм сводов каменных храмов, которые постепенно, с развитием строительства, все больше вытягивались вверх. Первым каменным шатровым храмом считается Вознесенская церковь в Коломенском, построенная в 1532г.

Основа всех шатровых храмов была примерно одинаковой: четверик, на который ставился небольшой восьмерик, служащий опорой для высокого восьмигранного шатра. Особенностью этого стиля было то, что храм не имел столпов и держался только на стенах, из-за чего слишком широкие шатры ставить было невозможно.

Шатровые храмы выполняли центральную роль в композиции, благодаря вытянутой структуре строения и значительной высоте. Но иногда они служили не центром композиции многопрестольного храма, а выполняли роль приделов к большим соборам.

На примере Собора Покрова на рву, можно указать на то, что шатер мог нести так же функцию торжественного возвышения, в честь значимого события. Он может возвышаться на кокошниках, выполняющих конструктивно несущую функцию и декоративную.

Уникальной постройкой, подражающей Прокровскому собору в Москве, был не сохранившийся пятишатровый собор Бориса и Глеба в Старице. Храм Бориса и Глеба состоял из примыкающих друг к другу восьмериков, увенчанных пятью шатрами, центральный из которых выделялся своей высотой. Храм окружала закрытая галерея, собор был богато украшен изразцами. Разобран в 1802 г.

Нарышкинское барокко. Композиционные приёмы. Примеры.

Нарышкинское барокко - новый этап в истории древнерусской архитектуры. Органичное слияние русской традиции с элементами западноевропейского зодчества.В последние десятилетия, а точнее даже в 90-х годах XVII в., в русской архитектуре появляется новый стиль, новое направление, которое условно именуется «московским», или «нарышкинским барокко».
Памятники, в которых особенно ярко проявились черты нового, составляют особую группу, причем главенствующее место в ней принадлежит центрическим ярусным храмам. Это стилевое явление конца XVII в. иногда условно называется московским барокко. Возникновению такого названия способствовал декоративный характер архитектурно-скульптурного убранства, широко использующего ордерные детали. Его распространение связано в первую
очередь с Москвой и Подмосковьемю Центричность и ярусность, симметрия и равновесие масс, известные по отдельности и ранее, сложились в этом стиле в определенную систему – вполне самобытную, но, учитывая примененные ордерные детали, близкую (во внешнем оформлении) стилю европейского барокко.
Типичные образцы «нарышкинского барокко» – церкви в подмосковных усадьбах знати. Это ярусные постройки (восьмерики или восьмерики на четверике, известные издавна) на подклете, с галереями. Последние перед барабаном главы восьмерик используется как колокольня. Здесь в измененном виде в полной мере давало себя знать русское деревянное зодчество с его ярко выраженной центричностью и пирамидальностью, со спокойным равновесием масс и органической вписанностью в окрестный пейзаж.
Наиболее ярким примером «московского барокко» является церковь Покрова в Филях (1693– 1695),


Белокаменные профилированные колонки на ребрах граней, обрамление окон и дверей подчеркивают это устремление всего архитектурного объема ввысь. Наиболее органично тип церкви-колокольни выражен в храме Покрова в селе Филях под Москвой. В необычайно гармоничной, полной динамизма и торжественности композиции чувствуется преемственность, идущая от столпообразных храмов XVI в. и их деревянных прототипов. В церкви Знамения в вотчине Б. Голицына Дубровицы (1690–1704), по плану близкой как будто церкви Покрова в Филях, намечается отход от принципов древнерусского зодчества и сближение с барочными европейскими
постройками. Общие тенденции русской архитектуры XVII в. к вертикальным композициям находят выражение в развитии колоколен, в которых тоже применяется ярусная структура.
Гражданское строительство. Сухарева башня. Земляной город к тому времени потерял фортификационное значение, и построенные в 1692—1695 гг. под наблюдением Михаила Чоглокова Архитектурные особенности: динамичность композиции; живописное богатство пластических форм, присущее древнерусскому зодчеству, сдержанное ордерной структурой.

Архитектура Санкт-Петербурга первой трети 18 в

Петропавловский собор

Первая деревянная церковь Петербурга заложена 16 мая 1703. Снаружи она была расписана «под каменный вид желтым мрамором» и имела колокольню-башню с курантами, на которой по праздникам поднимались флаги. Пожзе рядом с ним положил основание каменному собору в стиле барокко, автором которого был Доменико Трезини. Колокольню венчал деревянный золоченый шпиль. Для планировки и наружной отделки Петропавловского собора - образца раннего петровского барокко - характерны строгость и простота. Прямоугольное в плане вытянутое здание своей восточной, алтарной частью обращено к парадному входу в крепость - Петропавловским воротам. Фасад собора, повторяющий своими очертаниями и декором фасад ворот, подчеркивает его значение как своеобразного памятника в честь победы.

План собора отличался от традиционных планов русских церквей: это прямоугольное сооружение зального типа позолоты. Петропавловский собор напоминает скорее дворцовый светский зал, чем культовое помещение.

Исаакиевский собор

Первая неказистая церковь, однако, мало походила на нынешний многоколонный храм, увенчанный золоченым шпилем с крестом. Это было длинное деревянное здание с небольшой маковкой и одноярусной колокольней над входом. Оно было переделано в 1710 году из чертежного амбара, стоявшего на лугу против входа в Адмиралтейскую верфь.

августа 1717 года Петр I заложил на месте будущего «Медного всадника» каменный собор по проекту Г. И. Маттарнови, внешним видом напоминавший Петропавловский, - с двухъярусной колокольней, увенчанной высоким шпилем.

12. Генеральные планы 1716 - 1717 годов Санкт-Петербурга. Авторы, основные идеи.

В течение 1716 - 1717 гг. разработкой генпланов застройки и развития Санкт-Петербурга занимались два именитых архитектора - Трезини и Леблон.
По проекту Трезини центр столицы предполагалось разместить на Васильевском острове с целью обратить фасад города к Балтике, приблизив его таким образом к Европе. На острове главный архитектор Петербурга предлагал расположить управленческий и торговый центр города, окруженный бастионами.
В 1716 году из Франции в новую столицу России приехал королевский архитектор Леблон, на которого у Петра были большие надежды. Став новым главным архитектором Петербурга, Леблон получает поручение царя спроектировать еще один генплан.
В основе плана Леблона лежала та же идея Петра I разместить на Васильевском острове политический и торговый центр Петербурга. Леблон в своем проекте реализовал идею города-крепости, вписав территорию в геометрически правильную фигуру эллипса. Такая схема была основана на градостроительных традициях итальянских и французских теоретиков архитектуры. Формально предложенная форма эллипса плохо сочеталась с уже сложившимися реалиями — существовавшими на тот момент частями города. Реализация этого плана потребовала бы сноса или основательной перестройки уже созданных частей города. Также Леблон не оценил роли Невы в жизни и облике города.
В результате, проект Леблона разочаровал Петра и к реализации всё-таки был принят план Трезини.

Петровское барокко». Основные принципы. Перечислить с краткой характеристикой. Примеры.

Главные принципы петровского барокко — рационализм, простота и уравновешенность. Внешне здания петровского времени — это преимущественно прямоугольные, симметричные постройки. Центральная часть иногда возвышается над основной линией здания и украшается — портиком или скульптурой. Фасад чаще покрашен в красный цвет, а белым на нем выделены элементы архитектурных ордеров — как правило, это плоские русские «лопатки» или пилястры, а не классические колонны. Окна декорированы наличниками с «ушками» по углам.

Стены: плоские, требовали штукатурки и окраски.

Композиция: характерно выделение центра, использовались мансардное окно и арочные проемы. Главный вход был выделен, являлся осью симметрии.

Ордер: использовался тосканский ордер, колонны заменялись на лопатки (пилястры), наличники делались с утолщением. Углы здания оформлялись рустами.

Западноевропейское влияние на памятники петровского барокко.

Петропавловский собор

Кунсткамера


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.078 с.