Боевой путь 46-го гвардейского бомбардировочного Таманского Краснознаменного ордена Суворова авиационного полка — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Боевой путь 46-го гвардейского бомбардировочного Таманского Краснознаменного ордена Суворова авиационного полка

2017-06-20 398
Боевой путь 46-го гвардейского бомбардировочного Таманского Краснознаменного ордена Суворова авиационного полка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

46-й Гвардейский бомбардировочный Таманский полк прошел славный боевой путь от Сальских степей и Дона до фашистской Германии.

На ночных бомбардировщиках «По-2» отважные летчицы вместе со всеми частями Военно-Воздушных Сил наносили сокрушительные удары по врагу, разрушая переправы и оборонительные сооружения, уничтожая технику и живую силу противника. Полк участвовал в наступательных операциях в районе Моздока, на реке Терек и на Кубани; содействовал освобождению Крымского полуострова, юродов Севастополя, Могилева, Белостока, Варшавы, Гдыни, Гданьска (Данцига); помогал наземным частям в прорыве обороны противника на Одере.

Собственное наименование «Таманский» полк получил за успешные боевые действия на прорыве оборонительной полосы «Голубая линия» на Таманском полуострове.

С мая 1942 года по 9 мая 1945 года полк произвел 24 тысячи боевых вылетов. Весь личный состав полка награжден орденами и медалями, 23 человека удостоены звания Героя Советского Союза.

За смелость, отвагу и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, полк награжден орденами Красного Знамени и Суворова 3-й степени. [123]

Марина Чечнева, Герой Советского Союза, командир эскадрильи. Первые бои

Первая боевая ночь! Она осталась в памяти каждой из нас. Боевой счет открывали командир полка Евдокия Давыдовна Бершанская со штурманом полка Софьей Бурзаевой. Следом за ними должны были вылететь командиры эскадрилий Серафима Амосова и Люба Ольховская со своими штурманами Ларисой Розановой и Верой Тарасовой.

Весь летный состав — штурманы, техники, вооруженцы — вышли в ту незабываемую ночь на аэродром. Присутствовало на старте и командование дивизии. Перед вылетом состоялся митинг. Открывая его, батальонный комиссар Евдокия Яковлевна Рачкевич скачала:

— Дорогие девушки, сегодня у нас первая боевая ночь! Сбылась наша мечта — скорее попасть на фронт и отомстить фашистам за нашу поруганную землю, за страдания детей и слезы матерей... Будем же беспощадными к врагу! Пусть каждая наша бомба упадет точно в цель!

Ольга Фетисова, комсорг полка, от имени комсомольцев поклялась все силы, а если потребуется, и жизнь отдать во имя победы.

Девушки-вооруженцы на первых бомбах написали: «За Родину!»

И вот лучшие экипажи улетели на свое первое боевое задание. Никто не ушел с аэродрома. Все с нетерпением стали ждать возвращения подруг. С нами остались и комиссар полка Евдокия Яковлевна Рачкевич, и начальник штаба Ирина Ракобольская, и парторг полка Мария Рунт. Все были взволнованны [124] — ведь полк сдавал первый настоящий экзамен. И мы верили, что он будет выдержан с честью.

Мы хорошо знали и любили своих старших подруг. Командир полка Бершанская — опытный летчик. До войны она работала инструктором, обучала молодежь этой трудной профессии. За многолетнюю безаварийную работу она в 1936 году была награждена орденом «Знак Почета». Соня Бурзаева перед войной закончила Херсонскую летную школу и, несмотря на свою молодость, считалась в полку лучшим штурманом. Прекрасные летчицы и Серафима Амосова и Люба Ольховская. Точно в назначенный срок первая приземлилась Бершанская. Выйдя из самолета, она доложила командиру дивизии о выполнении задания. Мы старались уловить каждое ее слово. При подходе к цели гитлеровцы открыли по самолету огонь, но Бершанская не свернула с курса. В самолете много пробоин. Сбросив бомбы, они выходят из огня. В такой же переплет попал и экипаж Амосовой.

Нет только самолета Любы Ольховской. С тревогой мы продолжаем ждать. Не хочется верить в плохое... Проходят два. три часа, а их все нет!.. Вот уже и утро. Никто из нас не уходит с аэродрома. Бершанская запрашивает соседей. Девушки с бледными, усталыми лицами толпятся у штаба. И вот приходит донесение: их сбили над поселком Красный Луч Луганской области. Война взяла от нас первые жертвы...

После гибели Любы Ольховской и Веры Тарасовой командиром эскадрильи назначили Дину Никулину, а штурманом — Женю Рудневу. Дина Никулина пришла в полк из ГВФ уже опытным летчиком, Женя Руднева — с третьего курса механико-математического факультета МГУ. В полку она быстро завоевала всеобщее уважение и любовь за глубокие теоретические знания, за спокойный, уравновешенный характер.

В следующую ночь весь полк выстроился на аэродроме. Бершанская объявляет задание, дает несколько советов по подходу к цели, по маневрированию при обстреле в прожекторах, а также устанавливает очередность вылета экипажей Вооруженны подвесили бомбы с надписью: «Мстим за боевых подруг Любу и Веру!» [125]

Мы с Ольгой Клюевой должны идти вслед за командиром нашего звена Татьяной Макаровой с интервалом в три минуты. Вот взлетает самолет Макаровой. Подруливаю к линии исполнительного старта и прошу взлет. Командир полка дает сигнал. Оля загрузила кабину осветительными бомбами и листовками так, что ей трудно повернуться. Сделав круг над аэродромом, мы берем курс на цель. В сердце только одно горячее желание — точнее сбросить первые бомбы, чтобы открыть счет мести. Обе спокойны. Волнение, которое мы ощущали на земле, исчезло.

В назначенное время пересекаем линию фронта и не слышим ни одного выстрела. Подходим к цели. Я чувствую, как сами собой стиснулись зубы — жду с земли ураганного огня и прожекторов. Но по-прежнему тишина. «В чем дело? — спрашиваю я Клюеву. — Почему фрицы молчат? Может, мы еще не дошли до цели?» Но впереди самолет Макаровой сбросил сабы, и нам хорошо видна цель. Высота 900 метров. Ольга пускает еще два осветительных саба. Делаю несколько заходов, и она, прицелившись, сбрасывает бомбы. Затем разворачиваемся и, все так же не чувствуя стрельбы, идем на аэродром.

В приподнятом настроении докладываю я о выполнении первого боевого задания. Счастливые и гордые, мы с Клюевой поздравляем друг друга с началом боевой работы. Но почему фрицы не стреляли по самолетам, так и не могли понять.

Так несколько ночей мы летали спокойно. Такого обстрела, который испытали наши первые экипажи, мы не встречали. Грешным делом, мы уже начали думать, что командование дивизии вводит нас в боевой строй постепенно и дает малоукрепленные участки. Лишь много дней спустя мы узнали, что немцы готовили на нашем участке фронта большое наступление, стягивали крупные силы для решительного удара на Сталинград, Грозный, Баку, а поэтому и не хотели демаскировать себя.

«Затишье» скоро кончилось.

В июле 1942 года нам предстояло вылететь на бомбежку живой силы и техники противника на станции Покровское, [126] вблизи Таганрога. Вместо Клюевой в заднюю кабину села штурман эскадрильи Лариса Розанова. Она часто для проверки вылетала с кем-нибудь из летчиц. Я и раньше, еще на тренировках, любила с ней летать. Лариса зарекомендовала себя как штурман, хорошо знающий свое дело. На земле она еще раз уточнила вместе со мной метеоданные и маршрут. Проверив бомбы, мы сели в самолет. На сердце было как-то радостно и хорошо. Это был мой семнадцатый боевой вылет, и очень хотелось, чтобы старший товарищ остался доволен мною.

Мы благополучно пересекли линию фронта, проходившую по реке Миус, и Розанова дала выход на боевой курс. Прицелившись, она сбрасывает сразу все бомбы. Не успели они взорваться, как все вокруг засветилось от прожекторных лучей. Тотчас же загрохотали зенитки. Не сразу осознав, что происходит, я попыталась установить, откуда стреляют, но лучи прожекторов ослепили меня. Я машинально отжала от себя ручку управления, и самолет пошел в пике. Тут я соображаю, какую неосторожность допустила — ведь можно врезаться в землю. Выравниваю машину и веду по приборам. То и дело слышу команду Розановой: «Влево! Вправо!» — а снаряды рвутся все ближе. «Держи скорость! Скорость! — кричит Лариса. — Еще вправо! Быстрей маневрируй!»

Я действовала автоматически. Не было ни волнения, ни страха. Только от напряжения до боли стиснула зубы. А фашисты остервенело обстреливают самолет. Кругом мрак. Только в перекрестке прожекторов мечется во все стороны наш маленький «По-2». Высота меньше 1 000 метров, скорость небольшая, а снаряды, нацеленные с упреждением, летят мимо. Однако долго так продолжаться не может. Уже десять минут летим мы в прожекторах. Тогда я снова даю ручку «от себя», увеличиваю скорость и на снижении ухожу в сторону вражеского тыла на запад. Зенитчики, видимо, решили, что сбили нас, начали [127] охотиться за другими самолетами. Развернувшись далеко за целью, я снова беру курс на свою территорию.

— Молодец, Марина! — раздается в трубке голос Ларисы.

Обратный путь был нелегок. Израненный самолет плохо слушался рулей, в довершение испортилась погода, пропала видимость, а до аэродрома еще лететь минут тридцать.

— Все в порядке! — подбадривает меня Лариса. — Идем правильно.

Вот, наконец, и аэродром. Перед третьим разворотом мигаю бортовыми огнями, запрашивая разрешение на посадку. Заруливаю на заправочную линию, выключаю мотор и минуты две, не шелохнувшись, сижу в кабине. От сильного переутомления нет сил даже шевельнуть пальцем. Наконец выбираемся и идем с Ларисой на командный пункт. Нас уже ждут.

— Товарищ командир полка, боевое задание выполнено! — рапортую я Бершанской.

Евдокия Давыдовна по-матерински обняла нас и расцеловала. Прилетевшие раньше девушки рассказали ей, в какой переплет мы попали, и решили, что нас сбили. Поэтому нас так радостно все встретили.

В ту ночь почти все экипажи попали под яростный огонь зениток, но потерь не было. Первое боевое крещение мы выдержали с честью. На разборе командование полка отметило наши успехи и поздравило все экипажи с хорошими результатами.

Наш самолет был быстро отремонтирован. Катя Титова, обслуживавшая наш экипаж, была опытным, знающим свое дело техником. Незадолго до войны она закончила Харьковское техническое училище. Катя любила свою профессию, и ее нежные девичьи руки безукоризненно готовили машину к каждому вылету.

В следующую ночь мы вновь поднялись в воздух, чтобы бомбить уже знакомую нам крупную железнодорожную станцию Покровское, где противник сосредоточил много техники и живой силы. Враг сильно укрепил станцию, но при этом допустил ошибку, строя всю систему противовоздушной обороны из расчета [128] действия против тяжелой авиации. Не зная первое время ни типа наших самолетов, ни нашей тактики, противник никак не мог понять причину малой эффективности своего огня.

Обычно мы делали так. Перед бомбежкой набирали высоту несколько больше требуемой и подходили к цели с приглушенным мотором, на планировании, чтобы не демаскировать себя заранее. Все время маневрировали, отклонялись то вправо, то влево, меняли высоту. Расчет наш строился на внезапности, и, как правило, своего мы добивались. Враг не знал, когда на его голову обрушатся очередные бомбы. Самое неприятное было — попасть в прожекторы. Но и против этого у нас выработалась своя тактика. Как только нас нащупывали, летчик переключался на приборы, а команду брал на себя штурман.

Ночные полеты очень изматывали — ведь иногда за ночь приходилось подниматься в воздух по нескольку раз. Девушки похудели, осунулись. Но зато с каждым вылетом росло наше мастерство, закалялись выдержка и воля.

С самого начала боевых действий на Южном фронте нашему полку пришлось воевать в тяжелых условиях. Стояли жаркие июльские дни 1942 года. С утра до вечера проходили жестокие бои дневной авиации. А когда наступали сумерки, начинали свою работу наши «По-2». Этот самолет создавался не для боевых действий, он не имел брони, которая защищала бы экипаж. И все-таки самолет этот как бомбардировщик ближнего действия принес армии большую пользу. Устойчивый в полете, легкий, простой в управлении, «По-2», наша «ласточка», как мы его нежно называли, не нуждался в стационарных аэродромах и мог летать почти в любую погоду, на небольшой высоте.

Особенно успешным оказывалось ночное бомбометание с этих маленьких машин не только по переднему краю, но и по коммуникациям гитлеровцев, по эшелонам, железным дорогам и станциям, по группам войск и скоплению техники, по самым мелким объектам. С наступлением темноты и до рассвета «По-2» непрерывно висели в воздухе, методически, через каждые три-пять минут сбрасывая бомбы на головы фашистов.

Наши наземные войска очень уважали и любили эти самолеты, и на протяжении всей войны полк получал много благодарственных писем от пехотных частей.

Во время тяжелого летнего отступления 1942 года мы оставили многие населенные пункты. Каждую ночь, выходя на задание, экипажи видели огни пожарищ на нашей земле. Горько и больно было смотреть на груды развалин, видеть бесконечные толпы унылых и измученных людей, которые шли на восток, не желая оставаться у фашистов. Но мы твердо верили, [129] что и на этом участке каши войска перейдут в решительное наступление.

Район действия полка менялся почти ежедневно. Менялась беспрерывно и линия фронта. Нужно было очень тщательно ориентироваться в воздухе, чтобы случайно не ударить по своим. А полку давали все более ответственные задания. Приходилось летать без отдыха, не зная сна. Мы уже не только бомбили, но становились и разведчиками. Днем, на самой малой высоте, часто на бреющем, шли наши тихоходные машины устанавливать связь или разведать линию фронта.

Несмотря на всю сложность обстановки, порядок в полку оставался образцовым. Все делалось быстро и точно. Чем труднее становилось летать, сражаться, тем лучше, слаженнее действовали экипажи.

Как-то вызвала меня к себе Бершанская. Нужно было срочно отвезти офицера связи в расположение наземных войск вблизи линии фронта. Я увидела перед собой запыленного, усталого человека. Оказалось, что самолет, на котором он летел, был атакован фашистским истребителем, летчик смертельно ранен, но успел посадить машину. Офицер чудом спасся.

Незадолго до наступления темноты мы вылетели и на бреющем направились к линии фронта. Офицер сидел на месте штурмана. Не успели мы отлететь и несколько километров, как на нас набросился истребитель. К счастью, он промахнулся на первом заходе. Не раздумывая, я сажусь прямо на проселочную дорогу. Не выключая мотора, я крикнула моему пассажиру, чтобы он отбежал подальше от самолета, а сама залегла с другой стороны. Фашист делает атаку за атакой, стараясь уничтожить наш самолет.

Неожиданная радость — появились наши истребители, возвращавшиеся с задания, и навязали фашисту воздушный бой. Но «храбрый» гитлеровец избегает боя и пытается уйти. Это ведь не то, что атаковать беззащитный «По-2». Но вряд ли ему удастся уйти. У нас нет времени следить за исходом боя. Мы взлетаем и скоро добираемся до назначенного пункта. Задание выполнено.

Гитлеровцы продолжали наступление. Позади дымились поля Ставрополья. Полку предстояло перебазироваться под Грозный, в станицу Ассиновскую. Впереди стеной вставал Кавказский хребет. Суровый и неприступный, он представлялся нам той самой линией, где будет остановлен и разбит враг. А пока немцы бомбили близлежащие Пятигорск, Минеральные Воды, лечебницы, санатории.

После ставропольских степей нас, признаться, пугали высокие горы. Все здесь казалось необычным. Мы не представляли, [130] как будем летать в горах, где нет привычных ориентиров, где и площадки-то под аэродром были похожи на «пятачки», окруженные высоким барьером.

С большим упорством занимались девушки, готовясь к боям в новых условиях. Ночи на Кавказе стояли темные — с трудом можно было увидеть землю и различать ориентиры. Иной раз возвращение на аэродром было тяжелее и сложнее, чем выполнение самого задания. Ведь вылетаешь при ясной погоде, а возвращаешься — аэродром закрыт туманом, и только ракеты указывают направление посадки. Кроме того, фашисты стянули сюда столько зенитной артиллерии, что каждый экипаж неминуемо попадал под обстрел. Поэтому командир полка Бершанская предложила новый метод бомбежки. «Немцы, — говорила она, — приспособились к нашим самолетам и научились ловить их в прожекторы. Нам необходимо изменить тактику. На укрепленные пункты уже опасно нападать поодиночке. Значит, надо летать парами. Один экипаж будет бить по цели, а другой — по огневым средствам. Только так мы сможем перехитрить врага».

Как раз в это время перед полком была поставлена задача вывести из строя переправу врага через Терек возле Моздока. Выполнить ее предстояло экипажу Нади Поповой со штурманом Катей Рябовой и мне с Ольгой Клюевой. Надя Попова должна была бомбить переправу, а мой экипаж — вызвать на себя заградительный огонь и прожекторы. Перед вылетом мы тщательно разработали все методы подхода и действия обоих экипажей. Мой самолет должен вылететь первым, а следом, через две минуты, — и Надин.

Подлетая к цели, мы попали в настоящий зенитный ливень. Отвлекая огонь на себя я змейкой начала уходить. В это время Надя Попова и Катя Рябова с планирования сбросили бомбы на переправу.

И так почти каждую ночь. Многие из нас стали уже закаленными в боях воинами. В длинные ноябрьские и декабрьские ночи иногда приходилось делать по восемь-десять боевых вылетов. [131] Летчики не вылезали из кабин, особенно когда нам давали «ночи максимум» — с максимальным количеством боевых вылетов на каждый экипаж. Штурманы докладывали о выполнении задания здесь же, у самолетов. Техники и вооруженцы молниеносно заправляли машины и подвешивали бомбы.

В одну из таких ночей нам предстояло бомбить Моздок. Почти у цели самолет заместителя командира эскадрильи Ольги Санфировой со штурманом Руфой Гашевой, схваченный лучами прожекторов, попал под обстрел зениток. Санфирова сделала все возможное, чтобы вырваться из ловушки, но безуспешно. Тогда она пошла на резкое снижение. Однако прожекторы упорно держали самолет в своих цепких лапах. В это время Нина Распопова со штурманом Ларисой Радчиковой были на подходе к той же цели и, увидев в перекрестке лучей самолет Санфировой, бросились на помощь. Распопова пошла в «атаку» на прожекторы и швырнула вниз бомбы. По-видимому, они попали в склад вооружения — на земле произошел сильный взрыв. Прожектористы переключились на самолет Распоповой. Начался ураганный обстрел. Санфирова и Гашева, уходя из-под обстрела, с высоты в 700 метров принялись бомбить зенитные батареи. Одна из батарей замолчала...

Пока шел этот неравный бой двух почти безоружных самолетов с зенитчиками, появились и другие наши экипажи. Все поспешили на помощь товарищам. Таня Макарова со штурманом [132] Верой Белик, видя, что самолет Распоповой находится под сильным обстрелом, намертво схваченный лучами прожекторов, попытались бомбами подавить огонь зенитных батарей. Но вдруг самолет резко начал снижаться и планировать в сторону своей территории. Понять, что произошло с машиной, было невозможно: то ли она подбита, то ли летчица ранена. Вновь подходившие экипажи один за другим продолжали бить по зенитным точкам, по прожекторам, по скоплению живой силы и техники противника. Отбомбившись, экипажи вернулись на аэродром. Первый вопрос: что случилось с Распоповой, вернулся ли самолет?

Самолета не было...

О том, что случилось с Ниной Распоповой и Ларисой Радчиковой, мы узнали уже значительно позже.

При обстреле был пробит бензобак, мотор заглох. Обеих ранило осколками снарядов. Тяжело раненная, Нина приказала штурману приготовить оружие и направила самолет прямо в Терек. Девушки знали, что им лучше утонуть, чем попасть живыми к фашистам. Истекая кровью, Нина собрала последние силы и резко развернула уже падающий самолет: кроме повреждения мотора, были разбиты и рули управления. Ей помог случайный восходящий воздушный поток, подхвативший машину. Неожиданно с перебоями заработал мотор, через две минуты он окончательно умолк. Но и это дало возможность самолету протянуть еще несколько километров вперед.

Нина чутьем определяет высоту и планирует все ниже и ниже. Вот машина, коснувшись земли, застывает на месте. Кругом тихо. Но вдруг на мгновение вспыхивает луч прожектора, открывается стрельба с двух сторон — экипаж приземлился на нейтральной полосе. Наши бойцы видели, как немцы обстреливали самолет, его резкое снижение, и делают все, чтобы спасти летчиков.

Девушки выбрались из самолета, забрали планшеты и поползли к своим окопам. Жаль было только оставлять машину, на которой они совершили уже около ста боевых вылетов. Но даже поджечь ее они не смогли — вытек весь бензин. С перебитыми ногами с трудом добралась, наконец, они до своих окопов. Первая их просьба — спасти самолет или, если это невозможно, уничтожить.

В медсанбате девушек оперировали и хотели отправить в тыловой госпиталь, но обе наотрез отказались и попросили доставить их в свой полк. Помню, как обрадовались мы их появлению. Нину и Ларису подняли из санитарной машины на руки и бережно пронесли в общежитие. Здесь они и рассказали нам о всех своих приключениях...

Скоро они подлечились и снова вернулись в строй. [133]

Галина Беспалова, штурман звена. Наперекор стихиям

Лето 1943 года. Шли бои на «Голубой линии». До сих пор сжимается сердце, когда вспоминаешь о погибших там Ире Кашириной, Лене Селиковой, Ане Высоцкой и других боевых подругах.

Летала я тогда с Лелей Санфировой. В одну из ночей, пройдя линию фронта, мы уже подходили к своей цели, как вдруг по небу лихорадочно забегали лучи прожектора.

— Ударим? — крикнула я Леле.

— Давай! — согласилась она.

Хорошо прицелившись, сбрасываю бомбы. Один прожектор гаснет.

— Есть! Ура!..

Леля сбавила обороты мотора, чтобы нас не было слышно. Но щупальцы прожекторов жадно потянулись к нам, и мы оказались в большом слепящем пучке света. Наступила напряженная, неприятная тишина. Столько света — и ни одного выстрела. В чем дело? Мы метались во все стороны, но выйти из цепких лап прожекторов было невозможно. И вдруг оглушительный удар, самолет вздрогнул; целая трасса снарядов прошила правую плоскость. Выше нас промелькнул истребитель с черной свастикой на хвосте.

Так вот в чем дело! Вот почему была такая зловещая тишина.

Леля крикнула:

— Смотри, Галя, сейчас будет делать следующий заход: он же видит, что не сбил! Попробуем выскочить из прожекторов. [134]

Но истребитель, видимо, попал в свои же лучи, его ослепило, и удар получился не точный, несмотря на то, что дистанция была минимальной.

Воспользовавшись этим, мы вошли в пикирование и, набирая скорость, стали уходить. Противник, очевидно, решил, что самолет подбит. Прожекторы долго провожали нас в затяжном; пике, а когда высота стала небольшой, начали гаснуть один за другим. Вышли из пикирования мы на высоте 200 метров и пройдя линию фронта, пошли на свой аэродром, в Ивановскую.

Еще во время обстрела в моторе начались выхлопы и какой-то странный стук. Мы очень испугались, но потом выяснили, что это открылась левая «щечка» капота и все время угрожающе хлопала. Мотор же работал безотказно.

Атака не повторилась, но нам все время казалось, что истребитель где-то тут, рядом, и мы очень боялись привести его на свой аэродром. Когда приземлились, то увидели в самолете много пробоин, особенно была повреждена правая плоскость, перебит лонжерон. Не успели мы сесть, к нам уже бежали девушки. Первой подбежала Гашева.

— Живы? — был первый ее вопрос. — А мы-то переживали! «Неужели, — думаем, — вам не удастся выпутаться и уйти от проклятого фашиста!»

Но все обошлось благополучно, если не считать повреждений в самолете, чем особенно была огорчена техник Тоня Вахромеева.

 

* * *

 

...Шли бои под Новороссийском. Как всегда, работали с большим напряжением. Как нигде, здесь было особенно опасно и трудно летать — кругом горы и море. Мощные потоки воздуха, вырываясь из ущелий, с огромной силой бросают наш легкий «По-2» на сотни метров вверх и вниз, беспощадно треплют его. Огромных усилий стоило удержать ручку управления.

Однажды я и Магуба Сыртланова (в полку ее все звали Мартой) вылетели на боевое задание. Целью был [135] перевал Волчьи Ворота северо-западнее Новороссийска. Мы же базировались южнее Новороссийска, на берегу моря. Маршрут лежал над морем. В восьми-десяти километрах от берега вдруг самолет начал быстро терять высоту. Не успели опомниться, как вместо 1200 метров стало 300, 200, 100 метров!

— Марта, это нисходящий поток! — крикнула я.

Огромные черные волны плыли под самолетом. И казалось, не было никакой силы, которая могла бы противостоять неумолимой стихии.

Спасательные куртки мы надевали очень редко; они мешали работать и лежали обычно на дне кабины. Так было и на этот раз. Инстинктивно я опустила руку, потрогала куртку. Вода приближалась с каждой секундой. Выступил холодный пот. Охватило бешенство от полной беспомощности, что ничего не можешь предпринять ради своего спасения.

— Марточка, дорогая, — прошу я подругу, — разверни самолет по направлению к берегу, хоть еще раз взглянуть на землю.

Какой она казалась сейчас дорогой и недосягаемой, эта земля, эти берега, эти темные силуэты гор!..

Ни слова не говоря, Марта осторожно развернула самолет носом к берегу. Еще несколько мгновений, все так же теряя высоту, неслись мы к воде и... вдруг стрелка высотомера с быстротой молнии стала отсчитывать 500, 800, 1 000, 1 200 метров!

О, спасение! Оказывается, совсем рядом был уже восходящий поток. Быстро набрав высоту, мы пошли прежним курсом. Удачно отбомбились и, все время маневрируя, вышли из зоны огня и вернулись на свой аэродром.

 

* * *

 

...Март 1945 года. Полк наш стоял в местечке Тухоля. Работа была напряженная, а погода, как назло, стояла отвратительная. Однажды ночью весь полк был поднят в воздух. Мы [136] с Юшиной Раей тоже взлетели и легли на курс. Шел снег. Вдали виднелось огромное зарево пожара. Это горели Данциг и Гдыня.

Отбомбившись, развернулись в обратный путь. Снег стал еще гуще, шел сплошной стеной. Включили АНО{3}. Не было видно ничего, всюду снег, снег и снег... Никаких видимых ориентиров. Шли только по компасу и по расчету времени. Рая начала уставать. Я старалась подбодрить ее: «По времени скоро должен быть аэродром». Но, увы, время шло, а аэродрома все не было...

Решили идти восточным курсом до Вислы, а там, возможно, пристроимся на какой-нибудь запасной аэродром. Трудно что-либо разглядеть в таком снегопаде, да еще ночью! Вислу найти не удалось. Неожиданно впереди мелькнул маяк. Это аэродром одного из соседних полков. Но, к великому огорчению, посадить они нас не смогли. Ракеты, которые они посылали нам с аэродрома, казались мутным пятном в молоке, и определить по ним расстояние до земли было трудно. А потом маяк совсем погас, перестали давать ракеты, и мы опять потеряли все. Опять кругом лишь один снег. Горючего оставалось все меньше и меньше. [137]

Нужно было принимать какое-то решение. Выбрать подходящую площадку не было времени, поэтому пришлось садиться гам, где только просматривалась земля.

Несколько раз пытались мы зайти на посадку, но, подсветив себе ракетой, обязательно обнаруживали впереди какое-нибудь препятствие.

Наконец мелькнул лесок, показалось несколько домиков, я рядом ровная небольшая полоска земли. Раздумывать нечего. Решаем садиться, хотя ясно представляем грозившую нам опасность: ведь где-то здесь находилась немецкая группировка войск, и, может быть, нас отнесло туда. Ориентировку мы давно потеряли, и что это за местность, кто здесь — неизвестно. Для подсвета расходую последнюю ракету, и Рая идет на посадку. Когда самолет остановился, прямо перед нами торчал телеграфный столб, а вверху целая сеть проводов.

Видимо, как говорят в народе, мы родились в рубашке. Стали прислушиваться — слух и нервы напряжены до предела. Мотор не выключаем: в случае опасности нужно взлететь, пусть даже горючего совсем мало. Но прошло много времени, никто не появился. Выключили мотор и стали ждать рассвета. Потом выяснилось, что дня два назад отсюда ушли немцы, а наших еще не было, селение пустовало.

К утру непогода утихла.

По карте мы восстановили ориентировку и вскоре были на своем аэродроме. А ночью — снова в бой! [138]

Наталья Меклин, Герой Советского Союза, летчик. Однажды ночью...

Маленькая Маринка хватает меня ручонками за волосы и, довольная, смешно морщит курносый носик. Мы с ней знакомы ровно год — с тех пор, как она появилась на свет.

Маринка похожа на маму: у нее такие же, как у Руфы, зеленоватые глаза с золотистыми искорками, такие же, только по-детски припухлые, губы, такой же подбородок.

— Она похожа на тебя, — говорю я Руфе, — твоя Марина Михайловна.

Когда я произношу это имя, я невольно вспоминаю Раскову. Наверное, в честь ее назвала так Руфа свою дочь. Но спрашивать об этом не хочется. Зачем? Мы все любили эту чудесную, обаятельную женщину, нашего первого командира. О ней остались у нас самые светлые воспоминания. Мы редко и мало говорим о Расковой. Так бывает, когда хочешь навсегда сохранить в памяти дорогой образ таким, каким он остался в твоем представление — от слов он может потускнеть, поблекнуть...

— Похожа? Ну, это полбеды... — улыбается Руфа и вдруг, вспомнив о чем-то, умолкает.

Я знаю, чего она не досказала: «Только бы не пришлось ей, Маринке, испытать войну. Ни ей, ни Вовке...»

То, что в 1941 году еще совсем девчонками мы ушли на фронт, никому из нас не казалось удивительным ни тогда, ни сейчас, спустя двадцать лет. Наоборот, это было естественно: тысячи девушек шли защищать Родину. Но дети... Нет, наши дети пусть не знают войны! Она не должна повториться!

И все же, когда я прихожу к Руфе, мы часто вспоминаем годы войны. Может быть, потому, что на фронте прошли наши [139] лучшие молодые годы. Вспоминается разное, большей частью хорошее, приятное, часто смешное. О трудном и тяжелом мы почти не говорим — это осталось у нас еще с военных лет, когда тревоги и опасности были частью нашей повседневной жизни.

Но сегодня я прошу Руфу подробнее рассказать мне о том вылете, когда ей удалось чудом спастись, выпрыгнуть с парашютом из горящего самолета.

Руфа укладывает Маринку спать, и мы с ней удобно устраиваемся на диване. Она заметно волнуется — я вижу это по ее лицу, по легкому вздрагиванию руки, потянувшейся за папиросой... Рассказать — значит частично вновь пережить. А это нелегко...

Вот что она рассказала мне...

«После всего происшедшего я как-то перестала ощущать жизнь. Ни на что не реагировала не могла ни есть, ни спать. Меня отправили в санаторий. У меня была «психотравма», как говорили врачи. Все дни я проводила у камина, глядя на огонь, не говоря ни слова. Уставившись в одну точку, я смотрела на языки пламени, трепетавшие на поленьях. Огонь то ярко вспыхивал, то медленно угасал, чтобы снова разгореться. И мне казалось, что я опять сижу в самолете, а пламя жадно лижет крыло, приближаясь к кабине..

Все, что случилось в ту ночь, никак не могло улечься в голове и стать прошлым. То мне казалось все тяжелым сном, го я вновь остро переживала отдельные моменты случившегося. И вот однажды, когда я, как обычно, сидела, тупо уставившись на огонь, обрывки воспоминаний как-то сами собой соединились в одно связное целое, и мне стало легче. Вечером я уснула и впервые за все это время проспала до утра. Через десять дней я снова вернулась в полк.

В ту памятную ночь 13 декабря 1944 года мы с Лелей Санфировой, уже сделав два вылета, летели в третий. Это [140] был мой 813-й боевой вылет. Бомбили мы тогда железнодорожную станцию Насельск, севернее Варшавы. Прицелившись, я сбросила бомбы. Снизу нас обстреляли. Развернувшись, Леля взяла курс домой. Далеко впереди поблескивала лента реки Нарев. Линия фронта была уже близко, когда я вдруг увидела, что загорелось правое крыло. Сначала я не поверила своим глазам и не могла понять почему. Ведь мы, кажется, благополучно вышли из обстрела. Несколько секунд Леля и я летели молча. Неприятно засосало под ложечкой. Вот так же тогда, на Кубани, полтора года назад, когда перестал работать мотор, мы с Лелей летели, теряя высоту, и знали, что не долетим до своих, сядем у противника. Неужели опять?.. Не хотелось верить. Но это не было сном. Огонь быстро расползался в стороны, приближаясь к кабине. Леля тянула время: хотела подлететь ближе к линии фронта. Но вот больше медлить нельзя, и я слышу Лелин голос:

— Руфа, быстрей вылезай! Прыгай!..

Инстинктивно ощупав парашют, я машинально начала выбираться из кабины. Все еще не верилось, что придется прыгать Обеими ногами встала на крыло — в лицо пахнуло горячей волной, обдало жаром. Успела лишь заметить, что Леля тоже вылезает, и меня сдуло струей воздуха. А может быть, я сама соскользнула в темноту ночи, не знаю. Падая, дернула за кольцо. Парашют почему-то не раскрылся, и я камнем понеслась в черную пропасть. Ужас охватил меня. Собрав последние силы, я еще раз рванула трос. Меня сильно тряхнуло, и надо мной раскрылся белый купол. Приземлилась благополучно. В темноте ничего не было видно. Отстегнув лямки, я высвободилась из парашюта и, отбежав в сторону, поползла. На земле стоял сильный грохот — казалось, стреляли сразу со всех сторон. Где-то близко раздавались взрывы, что-то ухало, свистело. Я нашла воронку от снаряда и спряталась в ней.

Первое, что я увидела, был наш пылавший в небе «По-2». Он беспорядочно падал, разваливаясь на части. Мне он казался тогда живым существом, боевым товарищем, принявшим смерть без крика, без стонов, как и подобает настоящему воину. Несмотря на холод, мне было жарко, лицо горело, мысли путались. «Где я? Куда идти? А Леля? Где она? Что с ней?» В висках стучало. Почему-то назойливо лез в голову один и тот же веселый мотив из «Севильского цирюльника». Нужно было успокоиться, сосредоточиться на главном. Я прислонилась к краю воронки, стараясь ни о чем не думать. Неприятный холодок пробежал по телу. Мысли, наскакивавшие перед этим одна на другую, пришли в порядок. Прежде всего — определить, где восток. Но как? Звезды не просматривались, небо было закрыто облаками. Значит, по приводным прожекторам. Их [141] было несколько, и все они работали по-разному. Сосредоточившись, я вспомнила, где каждый из них стоит и как работает. Начала считать повороты и качания лучей. Определившись, поползла на восток.

Мысль о Леле не покидала меня. Что с ней? Может быть, она ушиблась, сломала ногу и лежит одна, беспомощная? А может, ее схватили немцы? Я вспомнила случай на Кубани. Тогда мы ползли вместе. Вместе... как хорошо!..

Вдруг рука моя наткнулась на что-то холодное, металлическое. Предмет имел цилиндрическую форму. Я осторожно ощупала его и догадалась: «Мина!» Что же делать? Здесь минное поле. Я огляделась кругом, но ничего не увидела на -земле. Только сзади на небольшой горке, где я приземлилась, белел мой парашют.

Нужно ползти, ничего другого не придумаешь. Ползти, пока темно. И я снова двинулась в путь, шаря перед собой рукой, а потом палкой, как будто это могло спасти от внезапного взрыва. Вдруг передо мной возникла стена из колючей проволоки. Я попыталась подлезть под нее. И когда случайно посмотрела влево, то совсем близко при свете ракеты увидела небольшую группу людей — человека три-четыре. Они быстро шли, пригнувшись к земле, по направлению к белевшему в темноте парашюту. Я замерла на месте: «Свои или немцы?» Когда они прошли, я снова сделала попытку пробраться через проволоку. Долго возилась, исцарапала руки и лицо, порвала комбинезон. Наконец мне удалось преодолеть ее. Через некоторое время мне показалось, что впереди разговаривают. Подползла поближе, прислушалась. И вдруг совершенно отчетливо услышала русскую речь. «Свои!» Я встала и" громко крикнула: «Послушайте!» В ответ закричали: «Давай сюда, родная!» И сразу же другой голос: «Стой, осторожно! Тут мины!» Но я была уже в траншее.

Только тут я почувствовала, что устала. Ноги замерзли — унты были потеряны. На одной ноге остался меховой носок, другого не было. Его потом нашли и передали мне солдаты, ходившие к парашюту искать меня. По небольшому размеру носка они догадались, что на горевшем самолете летели девушки. Им, конечно, известно было, что на их участке фронта находится женский полк. В траншее меня окружили бойцы, дали горячего чаю, кто-то снял с себя сапоги и предложил их мне. Потом меня повели на КП. Мы долго шли по извилистой траншее, наконец пришли в блиндаж. Меня расспрашивали, я отвечала. Качали головой — чуть бы раньше прыгнуть, и снесло бы прямо к немцам. Ширина нейтральной поло


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.08 с.