Тема № 1: лексическое значение. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Тема № 1: лексическое значение.

2017-06-20 155
Тема № 1: лексическое значение. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Лексикология.

Методические рекомендации к изучению курса

 

 

Курган 2013

Кафедра общего языкознания

 

Дисциплина: «Русский язык (теоретический курс): Лексикология».

Направления подготовки:

032700 «Филология». Профиль «Отечественная филология (русский язык и литература)»;

050100 «Педагогическое образование». Профиль «Русский язык и литература»

 

Составитель:

доцент, кандидат филологических наук Иванова Е.Е.

 

Утверждены на заседании кафедры 25.01. 2013 г.

 

 

Рекомендованы редакционно-издательским советом Курганского государственного университета в 2013 г.

 

ВВЕДЕНИЕ.

Лексикология – составная часть курса «Современный русский язык», одного из профилирующих курсов в системе подготовки специалиста по филологии.

Цель курса – овладение системой знаний по лексикологии современного русского языка.

Задача изучения дисциплины – приобретение студентами теоретических и конкретных системных знаний, прочных умений и навыков: формирование самостоятельного, творческого осмысления фактов языка с учетом тенденции в их развитии и нового истолкования в науке.

Курс базируется на дисциплинах «Введение в языкознание», «Старославянский язык», «Введение в славянскую филологию», «Историческая грамматика русского языка».

ТЕМА № 1: ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ.

План:

1.Лексическое значение слова. Понятие и значение. Аспекты лексического значения.

2. Внутренняя форма слова.

3. Метод компонентного анализа лексического значения.

4. Структура лексического значения.

Контрольные вопросы:

1. Что исследуется в семиологическом, структурно-семантическом и прагматическом, или функционально-стилевом аспектах значения?

2. Что такое идентификатор и конкретизатор?

3. Что такое денотативное и сигнификативное значение?

4. В какой зависимости находятся блоки сем грамматического и собственно лексического значения?

5. Какие слова называются мотивированными и немотивированными?

Практические задания:

1. С помощью словообразовательного и этимологического словаря с современной и исторической точки зрения определите мотивированные и немотивированные слова. Выделите корень слова. Если в словообразовательном словаре слово помещено в отдельной словарной статье, то оно является непроизводным. Если оно расположено в гнезде, - производным.

Шило, подснежник, колесо, окно, ровесник, сверстник, чернила, порошок, жатва, творог, дуло, боровик, устье, рубаха, метель, зелье, перстень, белье, сокровище, сугроб, полотенце, битва, свидетель, обличье, крыльцо, увалень, кружево, окрошка, валенок, жир, пир, сумерки.

Образец выполнения:

СУДЬБА – в современном русском языке в слове выделяется корень СУДЬБ-, оно немотивированное; с исторической точки зрения – корень СУД-, слово мотивированное: то, что суждено.

 

2. Сделайте компонентный анализ структуры основного лексического значения слов «лев», «брюки», «ярость».

Образец выполнения:

Ваза – «сосуд (обычно вытянутой формы или на ножке) для фруктов, цветов».

ГЗ
Категориально-грамматическая сема «предмет»  

Субкатегориально-грамматическая сема «конкретный»  

Лексико-грамматическая сема «неодушевленный» Лексико-грамматическая сема «единственный»

 

 

СЛЗ
Категориально-лексическая сема «сосуд»  

↙ ↙ ↘ ↘

Диффер.сема «вытянутой формы» Диффер.сема «на ножке» Диффер.сема «для фруктов» Диффер.сема «для цветов»

Радиально-цепочечная полисемия

ТЕМА № 8: СОДЕРЖАНИЕ СЛОВА.

План:

1. Психолингвистическое значение слова.

2. Лингвокультурологический анализ концепта.

Контрольные вопросы:

1.Что такое смысл слова?

2. В чем заключается метод свободного ассоциативного эксперимента?

3.Что такое метод направ­ленного ассоциативного эксперимента?

4. Что можно определить методом шкалирования?

5. Как проводится ассоциативный эксперимент?

6. Каковы этапы психолингвистического анализа слова?

7. Чем отличаются концептуальная и языковая картины мира?

8. Что такое концепт, ключевые концепты культуры, эквивалентная и безэквивалентная лексика?

9. Что является источниками и носителями национально-культурных коннотаций?

10. Какие этапы выделяются в лингвокультурологическом анализе концепта?

Практические задания:

1. Сделать психолингвистический анализ слова «Родина».

2. Сделать лингвокультурологический анализ концепта «весна».

 

ЗАДАНИЕ 1.

ЗАДАНИЕ 2.

Проанализировать семантическую структуру многозначного слова:

Варианты 1-10:

1.Дикий. 2. Зеленый. 3. Язык. 4. Ядро. 5. Щит.6. Чистый. 7. Черный. 8. Часть. 9. Час. 10 Число.

ЗАДАНИЕ 3.

В чем отличие омонимии от полисемии? Определите значение слова, подберите к нему омоним. Укажите тип омонимов (полные или частичные, гомогенные или гетерогенные, этимологические, словообразовательные или семантические). Приведите максимум доказательств омонимии слов.

Варианты 1-10:

1.Предлог. 2. Кулон. 3. Дождевик 4. Наряд 5. Нота. 6. Зверобой 7. Залог 8. Личный 9. Крепость 10. Месяц.

ЗАДАНИЕ 4.

Определите одно из значений, в котором данные слова являются синонимичными. Составьте синонимический ряд, определите доминанту синонимического ряда, установите различительные признаки каждого синонима по отношению к доминанте, тип синонимии.

Варианты 1-10:

1.Сильный, мощный. 2. Сообразить, разобраться. 3. Нехитрый, простой.4.Фривольный, двусмысленный. 5. Комический, потешный.6. Скорый, стремительный. 7. Стыд, позор. 8. Двоедушный, фальшивый. 9. Бесстрашный, смелый. 10. Бесцветный, серый.

ЗАДАНИЕ 5.

ЗАДАНИЕ 6.

ЗАДАНИЕ 7.

ЗАДАНИЕ 8.

ЗАДАНИЕ 9.

ЗАДАНИЕ 10.

Задание № 11.

Варианты 1 – 10.

1. Герой. 2. Грязь. 3.Даль. 4. Воля. 5. Судьба. 6.Суд. 7.Воскресенье. 8. Дождь. 9. Память. 10. Друг.

Основная литература

Бабенко Л.Г. Лексикология русского языка: Учебное пособие. - Екатеринбург: Изд-во Уральского гос ун-та, 2008.

Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык.- Изд. - 6е. –М.: Изд-во Логос, 2002.

Гвоздарев Ю.А. Современный русский язык: Лексикология и фразеология. – М.: Изд-во Феникс, 2009.

Диброва Е.И. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: В 2ч. Ч.1. –М.: Изд-во Академия, 2006.

Диброва Е.И., Касаткин Л.Л., Лекант П.А. Современный русский язык: Учебник.- Изд. 2-е. М.: Изд-во Дрофа, 2002.

Крысин А.П. Современный русский язык: Лексическая семантика. Лексикология. Фразеология. Лексикография.- М.: Изд. центр Академия.- 2007.

Лекант П.А., Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В., Крысин Л.П. Современный русский литературный язык. Новое издание.- М.: Изд-во Высшая школа, 2004.

Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык.- М.: Изд-во Айрис-Пресс, 2009.

Современный русский язык/ под ред. В.А. Белошапковой. – Изд.- 3е, М., 2003.

Современный русский литературный язык: Учебник/ под ред. В.Г. Костомарова и В.И. Максимова.-М., 2003.

Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология.- Изд.3. -М.: Высшая школа, 2001.

Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. – Изд.4. -М., 2009.

Дополнительная литература

Апресян Ю.Д. Лексическая семантика. // Ю.Д. Апресян Избранные труды. -М., 1995. Т. 1.

Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. -М., 1988.

Васильев Л.М. Современная лингвистическая семантика. -М.: Высшая школа, 1990.

Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. - М., 1996.

Виноградов В.В. Об омонимии и смежных явлениях // В.В. Виноградов. Избранные труды. Исследования по русской грамматике. -М., 1975.

Виноградов В.В. Основные типы лексических значений слов. Основные типы фразеологических единиц в русском языке // В.В. Виноградов. Избранные труды. Лексикология и лексикография. -М., 1977.

Гринев С.В. Введение в терминоведение. -М., 1993.

Калинин А.В. Лексика русского языка. - М., 1978.

Кронгауз М.А. Семантика: Учебник для вузов.- М.: Изд. центр «Академия». 2005.

Крысин Л.П. Социолингвистические аспекты изучения современного русского языка. -М., 1989.

Кузнецова Э.В. Лексикология русского языка. -М., 1989.

Курилович Е. Заметки о значении слова // Е. Курилович. Очерки по лингвистике. -М., 1962.

Лакофф Дж. Когнитивная семантика// Язык и интеллект. -М., 1996.

Лакофф Дж. Метафоры, которыми мы живем // Теория метафоры. -М., 1990.

Лихачев Д.С. Черты первобытного примитивизма воровской речи // Словарь тюремно-лагерно-блатного жаргона. - М., 1992.

Новиков Л.А. Семантика русского языка. -М., 1982.

Русский язык конца XX столетия (1985-1995). -М., 1996.

Яковлева Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира (модели пространства, времени и восприятия). -М., 1994.

Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика -М., 1977.

Словари

Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. -М., 1974.

Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С.А. Кузнецов. – СПб.: Норинт, 2001.

Большой толковый словарь официальных терминов: Более 8 000 терминов / Сост. Ю.И. Фединский. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», ООО «Транзиткнига», 2004.

Быков Б. Русская феня. Словарь современного интержаргона асоциальных элементов. -Смоленск, 1993.

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. –М., 1978-1980.

Красных В. И. Паронимы в русском языке. Самый полный толковый словарь.-М.: Изд-ва: АСТ, Астрель, 2010 г.

Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка / Под ред. Л.А. Новикова. –М., 1976.

Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Малый толковый словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1990.

Мельчук И.А., Жолковская А.К. Толково-комбинаторный словарь. –Вена, 1984.

Новый объяснительный словарь синонимов русского языка / Под общим руководством Ю.Д. Апресяна. –М., 1997. – Вып. 1.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. -М., 1975.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. –М., 1992.

Преображенский А.Г. Этимологический словарь русского языка. -М., 1958.

Словарь иностранных слов / Под ред. И.В. Лехина. -М., 1979.

Словарь новых слов русского языка (середина 50-х – середина 80-х гг.) / Под ред. Н.З. Котеловой. -СПб., 1995.

Словарь русских народных говоров / Под ред. Ф.П. Филина. -М., 1965.

Словарь русского языка XI-XVIII вв. / Под ред. С.Г. Бархударова. -М.: Наука, 1975.

Словарь русского языка XVIII века / Под ред. Ю.С.Сорокина. -М.: Наука, 1988.

Словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. А.И. Евгеньевой. –М., 1980-1984.

Словарь современного русского литературного языка: В 20 т. / Академия наук СССР. Институт русского языка. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Русский язык, 1991.

Словарь синонимов русского языка: В 2 т. / Под ред. А.П. Евгеньевой. -Л., 1970-1971.

Словарь современного русского литературного языка: В 17 т. –М.; Л., 1950-1965.

Толковый словарь русского языка. В 4 т. / Под ред. Д.Н. Ушакова. –М., 1935-1940.

Толковый словарь русского языка конца ХХ века. Языковые изменения. / Под ред. Г.Н. Скляревской. - СПб.: Фолио-Пресс, 1998.

Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. -М., 1964-1973.

Шанский Н.М. Краткий этимологический словарь русского языка. -М., 1975.

Электронные ресурсы

ЭБС вузовских изданий http://www.kgsu.ru/library.

Университетская библиотека онлайн: http://www.biblioclub.ru.

"Грамота.ру" - справочно-информационный портал www.gramota.ru.

"Philology.ru" - филологический портал – библиотека научных трудов по языкознанию и литературоведению www.philology.ru.

"Диалог" - ежегодный международный семинар по компьютерной лингвистике www.dialog-21.ru.

"Русский язык" www.traktat.com/language/book.

"Этимология" – сообщество community.livejournal.com/etymology_ru

Национальный корпус русского языка [Электронный ресурс] / http://www.ruscorpora.ru/

Фундаментальная электронная библиотека. Русская литература и фольклор [Электронный ресурс] / http://feb-web.ru/

Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ – русский язык для всех [Электронный ресурс] / http://www.gramota.ru/

Образовательный портал Национального корпуса русского языка [Электронный ресурс] / http://studiorum.ruscorpora.ru/

Русский филологический портал Philology.ru [Электронный ресурс] / http://www.philology.ru/

 

Вопросы к экзамену по лексикологии.

1. Предмет и задачи лексикологии русского языка. Разделы лексикологии. История лексикологии.

2. Лексическая семантика. Разделы лексической семантики.

3. Общая теория слова.

4. Слово как знак. Признаки слова. Отличие слова от других языковых единиц. Функции слова. Типы слов.

5. Лексическое значение слова. Понятие и значение. Аспекты лексического значения.

6. Метод компонентного анализа. Структура лексического значения.

7. Внутренняя форма слова. Мотивированные и немотивированные слова.

8. Парадигматические отношения в лексике. Словесные оппозиции.

9. Парадигматические отношения в лексике. Классы слов.

10. Семантическое поле. Структура семантического поля. Виды семантических полей.

11. Лексико-семантическая группа. Структура ЛСГ. Свойства слов одной ЛСГ.

12. Омонимия как проявление системных отношений в лексике. Явления, сходные с омонимией. Функции омонимов.

13. Типы омонимов. Словари омонимов.

14. Антонимия как проявление парадигматических отношений в лексике. Функции антонимов.

15. Классификации антонимов. Словари антонимов.

16. Синонимия как проявление парадигматических отношений в лексике. Функции синонимов.

17. Синонимический ряд. Классификации синонимов. Словари синонимов.

18. Паронимы как проявление системных отношений в лексике. Пути возникновения паронимов. Типы и функции паронимов. Словари паронимов.

19. Лексические конверсивы, их типы и функции.

20. Гиперо-гипонимическая парадигма.

21. Полисемия и моносемия. Функции слов в переносном значении.

22. Семантическая структура многозначных слов. Типы полисемии. Толковые словари русского языка.

23. Лексико-семантический вариант полисемичного слова. Типы ЛСВ.

24. Метафора, ее разновидности. Классификации метафоры.

25. Метонимия, ее разновидности. Классификации метонимии.

26. Содержание слова. Психолингвистическое значение слова.

27. Понятия концепта, языковой картины мира. Лингвокультурологический анализ концепта.

28. Предмет и задачи этимологии. Формирование лексического состава. Исторические и этимологические словари.

29. Исконно русская лексика, ее состав.

30. Заимствованная лексика. Признаки заимствований из неславянских языков. Функции заимствованной лексики.

31. Признаки старославянских заимствований. Классификация старославянизмов по их роли в современном русском языке. Функции старославянизмов.

32. Кальки и полукальки. Словари иностранных слов.

33. Процесс освоения иноязычных слов. Классификация заимствований по степени лексической освоенности. Функции экзотизмов и варваризмов.

34. Сфера употребления лексики. Общеупотребительная лексика. Лексика ограниченного употребления.

35. Территориально-ограниченная лексика. Диалектология. Виды диалектизмов, их функции. Диалектные словари.

36. Социально ограниченная лексика. Специальная лексика. Термины, номенклатурные наименования, профессионализмы. Терминологические словари.

37. Социально ограниченная лексика. Жаргонная лексика. Арго и сленг. Словари жаргонной лексики.

38. Активный и пассивный запас.

39. Устаревшая лексика. Архаизмы, их типы. Историзмы, их виды. Функции устаревших слов. Отражение устаревшей лексики в словарях.

40. Неология, ее предмет и задачи. Неологизмы, их типы и функции. Словари неологизмов.

41. Стилистическая дифференциация лексики. Стилистически нейтральная и стилистически маркированная лексика.

42. Стилистически маркированная лексика, ее отражение в словарях. Внелитературная лексика. Функции стилистически маркированной лексики.

43. Коннотативная лексика.

44. Лексическая синтагматика. Лексическая и грамматическая сочетаемость. Основной закон лексической синтагматики. Контекст. Семантические позиции слова. Синтагматические функции слова.

 

 

Иванова Елена Евгеньевна

 

 

Русский язык (теоретический курс): Лексикология.

Методические рекомендации к изучению курса

 

Направления подготовки:

032700 Филология. Профиль «Отечественная филология (русский язык и литература)»;

050100 «Педагогическое образование». Профиль «Русский язык и литература».

 

Редактор Н.Л. Попова

 

………………………………………………………………………………………

Лексикология.

Методические рекомендации к изучению курса

 

 

Курган 2013

Кафедра общего языкознания

 

Дисциплина: «Русский язык (теоретический курс): Лексикология».

Направления подготовки:

032700 «Филология». Профиль «Отечественная филология (русский язык и литература)»;

050100 «Педагогическое образование». Профиль «Русский язык и литература»

 

Составитель:

доцент, кандидат филологических наук Иванова Е.Е.

 

Утверждены на заседании кафедры 25.01. 2013 г.

 

 

Рекомендованы редакционно-издательским советом Курганского государственного университета в 2013 г.

 

ВВЕДЕНИЕ.

Лексикология – составная часть курса «Современный русский язык», одного из профилирующих курсов в системе подготовки специалиста по филологии.

Цель курса – овладение системой знаний по лексикологии современного русского языка.

Задача изучения дисциплины – приобретение студентами теоретических и конкретных системных знаний, прочных умений и навыков: формирование самостоятельного, творческого осмысления фактов языка с учетом тенденции в их развитии и нового истолкования в науке.

Курс базируется на дисциплинах «Введение в языкознание», «Старославянский язык», «Введение в славянскую филологию», «Историческая грамматика русского языка».

ТЕМА № 1: ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ.

План:

1.Лексическое значение слова. Понятие и значение. Аспекты лексического значения.

2. Внутренняя форма слова.

3. Метод компонентного анализа лексического значения.

4. Структура лексического значения.

Контрольные вопросы:

1. Что исследуется в семиологическом, структурно-семантическом и прагматическом, или функционально-стилевом аспектах значения?

2. Что такое идентификатор и конкретизатор?

3. Что такое денотативное и сигнификативное значение?

4. В какой зависимости находятся блоки сем грамматического и собственно лексического значения?

5. Какие слова называются мотивированными и немотивированными?

Практические задания:

1. С помощью словообразовательного и этимологического словаря с современной и исторической точки зрения определите мотивированные и немотивированные слова. Выделите корень слова. Если в словообразовательном словаре слово помещено в отдельной словарной статье, то оно является непроизводным. Если оно расположено в гнезде, - производным.

Шило, подснежник, колесо, окно, ровесник, сверстник, чернила, порошок, жатва, творог, дуло, боровик, устье, рубаха, метель, зелье, перстень, белье, сокровище, сугроб, полотенце, битва, свидетель, обличье, крыльцо, увалень, кружево, окрошка, валенок, жир, пир, сумерки.

Образец выполнения:

СУДЬБА – в современном русском языке в слове выделяется корень СУДЬБ-, оно немотивированное; с исторической точки зрения – корень СУД-, слово мотивированное: то, что суждено.

 

2. Сделайте компонентный анализ структуры основного лексического значения слов «лев», «брюки», «ярость».

Образец выполнения:

Ваза – «сосуд (обычно вытянутой формы или на ножке) для фруктов, цветов».

ГЗ
Категориально-грамматическая сема «предмет»  

Субкатегориально-грамматическая сема «конкретный»  

Лексико-грамматическая сема «неодушевленный» Лексико-грамматическая сема «единственный»

 

 

СЛЗ
Категориально-лексическая сема «сосуд»  

↙ ↙ ↘ ↘

Диффер.сема «вытянутой формы» Диффер.сема «на ножке» Диффер.сема «для фруктов» Диффер.сема «для цветов»

Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.114 с.