Глава 3. Опытно-экспериментальная — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Глава 3. Опытно-экспериментальная

2017-06-20 397
Глава 3. Опытно-экспериментальная 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

В данной главе представлены эмпирические данные проводимого эксперимента.

 

Цель эксперимента: выявить соответствия типов рифм, представленных в учебниках «Русское слово 3 класс» (издательство Коолибри, В.Горецкий, М.Матсина, Н.Пароль, 2006) с типом рифм, сочинённых учащимися одной из школ города Нарва.

 

 

3.1. Описание эксперимента: Первый этап эксперимента заключался в опросе учителей одной из школ города Нарва в 2014 году. Им было задано 4 вопроса, касающихся изучения стихосложения в их классах.

Второй этап эксперимента проводился с 2014 по ноябрь 2015 в одной из школ города Нарва, на базе 2-го класса. В исследовании было задействовано 13 мальчиков и 12 девочек. Целью второго этапа было получить стихотворный материал учащихся для исследования на предмет выявление типов рифм и проведения соответствии с данными, полученными в ходе теоретического исследования литературы (учебников) се рии «Русское слово» 1-3 классов.

Методы исследования

 

Нами использовался метод анализа:

· анализ, классификация и обобщение данных результатов творческой работы учеников 2-го класса без использования личных данных учащихся.

· качественная и количественная обработка экспериментальных данных методом математической статистики, графического анализа обработки данных с использованием лицензионных пакетов прикладных программ Microsoft Office: Word, Excel.

 

 

Процедура: эксперимент состоял из 5 уроков в II классе. Первый и второй этапы состояли из двух уроков, третий этап – из трёх.

 

Измерительное средство: анкеты учителей, рифма,

 

Рассматриваемые вопросы исследования:

 

Вопрос №1: Способность учеников к рифмовке слов

Вопрос №2: Способность учеников к сочинению стихотворений

Вопрос №3: Корреляция типов рифмосочетаний учебников «Русское слово 1 класс», «Русское слово 2 класс», «Русское слово 2 класс, часть 2», «Русское слово 3 класс» и типов рифмосочатений, сочинённых учениками 2-го и 3-го классов

 


Результаты эксперимента

 

МАЛЬЧИКИ:
0. По у ́лицам – лу ́жицу – неточная, составная (ИССЛЕДОВАНИЕ 2014 ГОДА) (дактилическая)
1. Хулига ́н – хулига ́н – точная, тавтологическая (мужская)
2. Хулига ́н – лома ́л - неточная, бедная (мужская)
Плутыши ́ – коржи ́ – точная (мужская)

3. – (ни одной рифмы)

4. Хулига ́нит – уважа ́ет – неточная, бедная (женская)
Плуты ́ш – малы ́ш – неточная, бедная (мужская)
Никого ́ – его ́ – точная, (мужская)

5. Хулига ́н – по поля ́м – неточная, составная (мужская)

О ́ленька – Ко ́леньку – точная (дактилическая)

Забыва ́ют – теря ́ют – неточная, бедная (женская)

6. Ма ́льчик – па ́льчик – точная (женская)
Малы ́ш – слы ́шь – точная, богатая (мужская)

Гуля ́л - обзыва ́л – неточная, бедная (мужская)

7. Плуты ́ш – малы ́ш – неточная, бедная (мужская)

8. Хулига ́н – мальчуга ́н – точная, богатая (мужская)
Плуты ́ш – малы ́ш – неточная, бедная (мужская)

9. – (ни одной рифмы)

10. Хулига ́н – пуга ́л – неточная, бедная (мужская)

Плуты ́ш – насмеши ́шь – неточная, бедная (мужская)

Нака ́занная - обма ́занная – точная (дактилическая)

Забыва ́ют - пуга ́ют – точная, богатая (женская)

11. Хулига ́ н - пуга ́л – неточная, бедная (мужская)

Дружи ́ ть – дружи ́ ть - точная, тавтологическая (мужская)

12. Хулига ́н - два ́ – неточная, бедная (мужская)
Озорно ́й – под водо ́й – неточная, приблизительная, составная (мужская)

13. Хулига ́ н – Ива ́ н – неточная, бедная (мужская)

Плуты ́ ш – ши ́ ш – точная (мужская)

Малы ́ ш – ли ́ шь – точная, богатая (мужская)
Отрица ́ ют - понима ́ ют – неточная, бедная (женская)


ДЕВОЧКИ:

1. Хулига ́н - гоня ́л – неточная, бедная (мужская)

Плуты ́ш - малы ́ш – неточная, бедная (мужская)

Плуты ́ ш - глупы ́ш – неточная, бедная (мужская)
Де ́ вочка – в ле ́ нточке – рифмопара, составная (дактилическая)

Обо мне ́ - зиме ́ – рифмопара: неточная, приблизительная (мужская)

2. Гуля ́ет - пуга ́ет – точная (женская)

Гуля ́л - упа ́л – точная (мужская)

Вну ́чка - воню ́чка – точная, богатая (женская)

Обо мне ́ – зиме ́ – рифмопара: неточная, приблизительная (мужская)
3. Плуты ́ ш – малы ́ ш – неточная, бедная (мужская)

4. – (ни одной рифмы)

5. Малы ́ ш – плуты ́ ш – точная (мужская)

6. Приби ́ли - накорми ́ли – точная, небогатая (женская)

7. Хулига ́н – пуга ́ л – неточная, бедная (мужская)

Обокра ́л - обижа ́л – неточная, приблизительная (мужская)

Одна ́ – у окна ́ – рифмопара: составная, приблизительная (мужская)

8. Плуты ́ ш - малы ́ ш – точная (мужская)

Посту ́ пки – злые шу ́ тки – рифмопара: составная, приблизительная (женская)

Добре ́й - зле ́й – неточная, небогатая (мужская)

Ребё ́нок - львё ́нок – точная (женская)

9. Обижа ́л - уважа ́л – точная (мужская)

10. Хулига ́ н - напуга ́ л – неточная, приблизительная (мужская)

Не убежа ́ ла – наказа ́ ла – составная, приблизительная (женская)

11. Плуты ́ ш – малы ́ ш – точная (мужская)

12. Плуты ́ ш – малы ́ ш – точная (мужская)


Рис. 1 Результаты опроса учителей

Опрос учителей показал, что из 14 учителей только 1 занимался непосредственно работой с рифмой, сочинением небольших стихотворений. Занимался он этим как коллективно так и индивидуально, при этом отметил, что такая работа детям нравится.

 

Исследование, проведённое в 2014 году, показало, что в учебниках начальной школы серии «Русское слово» обнаруживаются разные типы рифм, что даёт нам возможность предполагать и то, что данные типы рифм будут использоваться учащимися в сочинении своих текстов.

Рис.2 Типы рифм учебников начальной школы серии «Русское слово»

Проведённый эксперимент, показал, что среди мальчиков, учащихся во 2D классе, наиболее распространённым оказались неточная бедная (47%), точная (21%) и неточная составная (14%) (Рис.3). Это отчасти соотносится с результатами анализа учебников, который показал, что больше всего в учебниках распространены типы рифм «собственно точная», «собственно приблизительная».

Рис.3 Таблица рифмосочетаний (мальчики), выраженная в процентах

В количественном соотношении результаты анализа стихотворений мальчиков выглядят так:

 

Таблица рифмосочетаний (мальчики)
Неточная, составная  
Точная, тавтологическая  
Неточная, бедная  
Точная  
Точная богатая  
Неточная, приблизительная, составная  

Рис. 4 Таблица рифмосочетаний мальчики (количественное выражение)

 

Проведённый эксперимент показал, что среди девочек разброс по сочинённым рифмосочетаниям больше. Также нами было отмечено, что девочки используют тот тип рифмосочетаний, который в учебниках представлен не был. Это рифмопара.

Рис.5 Таблица рифмосочетаний (девочки), выраженная в процентах

 

Среди девочек наиболее распространены точная рифма, что соотносится с результатами анализа учебников начальной школы серии «Русское слово» (с 1-го по 3-ий классы),


В количественном отношении рифмосочетания, сочинённые девочками выглядят так:

Таблица рифмосочетаний (девочки)
Неточная бедная  
Рифмопара  
Неточная приблизительная  
Точная  
Точная богатая  
Точная небогатая  
Неточная, небогатая  
Составная приблизительная  

Рис.5 Таблица рифмосочетаний (девочки). Количественное выражение

 


Выводы

 

 

Вывод по первому вопросу: ученики способны к рифмовке слов

Вывод по второму вопросу: большинство учеников способны сочинять стихотворения, но лишь только тогда, когда с ними была проведена пропедевтическая работа, и когда им задана определённая тема и слова, к которым они могут придумать рифму.

Вывод по третьему вопросу: гипотеза о том, что ученики используют в своих текстах типы рифм, предлагавшиеся им в учебнике по чтению (литературе) полностью подтвердилась: за основу рифм в собственных поэтических текстах ученики берут рифмы, представленные в учебнике. Но также нами было отмечено, что имеет место собственное рифмотворчество, так как не все типы рифм, сочинённые учащимися представлены в учебнике. При этом их наличие зафиксировано в трудах стиховедов, филологов и литературоведов, изученных в рамках семинарской работы.

 

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.