Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Межсетевые экраны внутри локальной сети и на стыках с глобальной сетью.

2017-06-19 991
Межсетевые экраны внутри локальной сети и на стыках с глобальной сетью. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Межсетевой экран(firewall, брандмауэр) представляет собой программную или программно-аппаратную систему, которая устанавливается на границе охраняемой вычислительной сети и осуществляет фильтрацию сетевого трафика в обе стороны, разрешая или запрещая прохождение определенных пакетов внутрь локальной сети (в периметр безопасности) или из нее в зависимости от выбранной политики безопасности.

Межсетевой экран, защищающий сразу множество (не менее двух) узлов, призван решить две задачи:

1. Ограничение доступа внешних (по отношению к защищаемой сети) пользователей к внутренним ресурсам корпоративной сети. К таким пользователям могут быть отнесены партнеры, удаленные пользователи, хакеры и даже сотрудники самой компании, пытающие получить доступ к серверам баз данных, защищаемых межсетевым экраном. 2. Разграничение доступа пользователей защищаемой сети к внешним ресурсам. Решение этой задачи позволяет, например, регулировать доступ к серверам, не требуемым для выполнения служебных обязанностей.

Все межсетевые экраны используют в своей работе один из двух взаимоисключающих принципов:

Разрешено все, что не запрещено в явном виде

Запрещено все, не разрешено в явном виде

Классификация

Существуют два основных типа МСЭ: пакетные фильтры и шлюзы приложений. При этом оба типа могут быть реализованы одновременно в одном брандмауэре.

Пакетные фильтры (packet filter) представляют собой сетевые маршрутизаторы, которые принимают решение о том, пропускать или блокировать пакет на основании информации в его заголовке.

Пакетные фильтры работают с информацией в заголовках IP, ICMP, TCP и UDP- пакетов.

Правила фильтрации пакетов задаются на основе следующих данных:

название сетевого интерфейса и направление передачи информации;

IP-адреса отправителя и получателя;

протокол более высокого уровня (используется TCP или UDP);

порт отправителя и получателя для протоколов TCP и UDP; • опции IP (например, блокировка маршрутизации от источника);

тип сообщения ICMP.

При определении правил фильтрации необходимо придерживаться одной из двух стратегий

политики безопасности:

Разрешить весь трафик, не запрещенный правилами фильтрации.

Запретить весь трафик, не разрешенный правилами фильтрации.

С точки зрения безопасности более предпочтительной является вторая стратегия.

Пакетные фильтры классифицируются на фильтры без памяти и фильтры с памятью (динамические).

Фильтры без памяти фильтруют информацию только исходя из информации в заголовке рассматриваемого пакета.

Динамические же пакеты учитывают при фильтрации текущее состояние соединений, формируя таблицы входящих и исходящих пакетов, и принимают решение на основании информации в нескольких взаимосвязанных пакетах.

Главным недостатком пакетных фильтров является невозможность осуществления фильтрации пакетов по содержимому информационной части пакетов, то есть по данным, относящимся к пакетам более высокого уровня. Этот недостаток может быть устранен путем использования шлюзов приложений (application gateway, proxy-server).

Proxy-серверы работают на прикладном уровне, обеспечивая работу той или иной сетевой службы. Proxy-серверы принимают запрос от клиента и направляют его во внешнюю сеть от своего имени, разрывая таким образом нормальный сетевой трафик. Поэтому брандмауэр в виде шлюза приложений может быть реализован на компьютере всего с одним сетевым интерфейсом.

Клиент формирует запрос на сервер какой-либо службы в Internet (например, запрос на внешний Web-сервер). Запрос поступает на proxy-сервер (конфигурация брандмауэра должна быть такова, чтобы все запросы к какой-либо службе в Internet обязательно поступали на соответствующий proxy-сервер). Приняв запрос от клиента, proxy-сервер проверяет его по заданным правилам фильтрации содержимого пакета и, если запрос не содержит запрещенных параметров, формирует пакет с запросом уже от своего имени (со своим обратным адресом) внешнему серверу. Ответ от внешнего сервера поступает, очевидно, на имя proxy-сервера. Пройдя проверку, аналогичную запросу, ответ может быть принят либо отвергнут. Если ответ принят -ответ направляется на адрес клиента, первоначально сформировавшего запрос.

Фильтрация содержимого может осуществляться по множеству параметров:

IP-адрес отправителя и получателя;

запрашиваемый URL;

наличие вложений (приложения Java, компоненты ActiveX) и т.п.

время запроса и другие, в зависимости от используемого proxy-сервера.

Важной функцией современных proxy-серверов является трансляция сетевых адресов (Network Address Translation, NAT), которая подразумевает замену адреса клиента в запросе во внешнюю сеть на собственный адрес (или несколько адресов) proxy-сервера. Это позволяет скрыть от посторонних структуру внутренней сети, список используемых в ней адресов. С другой стороны это позволяет иметь на всю локальную сеть лишь один легальный IP-адрес, который должен быть присвоен proxyсерверу. Рабочие станции внутри сети могут иметь любые IP-адреса, в том числе и те, которые запрещено использовать во внешней сети. NAT может быть организована по статической и динамической схеме. При статической трансляции адрес клиента в локальной сети привязывается к конкретному адресу, который транслируется во внешнюю сеть. Динамическая трансляция предполагает наличие диапазона доступных внешних адресов и при каждом запросе клиента proxyсервер выделяет один из свободных адресов для представления клиента во внешней сети, по окончании транзакции этот адрес возвращается в список свободных и может быть использован в дальнейшем для передачи запроса другого клиента. Развитием идеи NAT стала трансляция адресов портов (Network Address Port Translation, NAPT), когда один и тот же IP-адрес распределяется при трансляции на несколько пользователей и каждому пользователю сопоставляется в отправляемом во внешнюю сеть пакете уникальная комбинация IP-адреса и номера порта отправителя. Иными словами, различным пользователям сети proxy-сервер сопоставляет один и тот же IP-адрес, но присваивает различные номера портов в исходящих запросах.

Современные proxy-серверы выполняют обычно еще одну важную функцию – кэширование информации. Информация, пришедшая на proxy-сервер, сохраняется на локальных запоминающих устройствах, и при очередном запросе клиента запрашиваемая им информация сначала ищется в локальной памяти, и только если ее там нет - запрос передается во внешнюю сеть.

Коммутаторы

Данные устройства, функционирующие на канальном уровне, не принято причислять к классу межсетевых экранов, т.к. они разграничивают доступ в рамках локальной сети и не могут быть применены для ограничения трафика из Internet. Однако, основываясь на том факте, что межсетевой экран разделяет доступ между двумя сетями или узлами, такое причисление вполне закономерно.

 

Многие производители коммутаторов, например, Cisco, Nortel, 3Com, позволяют осуществлять фильтрацию трафика на основе MAC-адресов, содержащихся во фреймах, пытающихся получить доступ к определенному порту коммутатора.Однако, практически все современные сетевые карты позволяют программно изменять их MAC-адреса, что приводит к неэффективности такого метода фильтрации. Поэтому существуют и другие параметры, которые могут использоваться в качестве признака фильтрации. Например, VLAN, которые разграничивают трафик между ними - трафик одной VLAN никогда не пересекается с трафиком другой VLAN. Более "продвинутые" коммутаторы могут функционировать не только на втором, но и на третьем, четвертом (например, Catalyst) и даже седьмом уровнях модели OSI (например, TopLayer AppSwitch).

 

73. Антивирусная защита и выявление подготовки и попыток реализации атак.

Антивирусная защита

С момента появления первого персонального компьютера, ставшего доступным широкому кругу пользователей, берет свое начало история компьютерных вирусов. Оказалось, что персональные компьютеры и программное обеспечение, распространяющееся на различных сменных носителях, предоставляют идеальные условия для внедрения, размножения и функционирования компьютерных вирусов.

К сожалению, обычные пользователи, как правило, не достаточно осведомлены о том, что собой представляют компьютерные вирусы, как они проникают в компьютеры и компьютерные сети, и какой ущерб способны нанести. Между тем, организовать надежную защиту компьютера от вредоносных программ, не располагая необходимыми знаниями о принципах функционирования и распространения компьютерных вирусов, проблематично. Даже самые лучшие антивирусные программы окажутся бесполезными, если они будут использоваться неправильно.

Компьютерным вирусом называется один из видов программ, уникальным свойством которого является его способность к размножению в среде операционной системы, так называемая саморепликация. Также вирусы способны испортить или полностью удалить все файлы и данные на вашем компьютере, а также причинить ущерб или даже полностью уничтожить операционную систему.

Согласно общепринятой классификации, можно различить три основных типа компьютерных вирусов:

Традиционный вирус - это компьютерная программа, которая проникая в компьютер, начинает размножаться в среде операционной системы и вызывает различные неприятности и сбои, например, уничтожает пользовательские данные и файлы. Ярким примером такого рода вирусов является вирус под названием I Love You!, который в 2000 году причинил ущерб, равный приблизительно 8 миллиардам долларов США.

Черви, попадающие в компьютер через сеть, заставляют программы рассылки электронной почты отправлять письма, зараженные вирусом, по имеющимся в записной книжке адресам. Так, например, в 2003 году действовал червь под названием Blaster, который инфицировал более 1 миллиона компьютеров по всему миру.

Троянская программа не наносит непосредственного вреда компьютеру, зато, проникнув в систему, позволяет хакерам получать доступ к имеющейся в нем информации, базам данных, перехватить управление компьютером и т.д. Используя троянского коня QAZ в 2002 году хакеры получили доступ к секретным программным кодам компании Microsoft.

Многие современные вирусные программы способны сочетать в себе все эти три качества. Именно таким стал вирус, под названием SoBig, который в августе 2003 года заразил около трети всех писем, передаваемых по электронной почте.

На сегодняшний день накоплены огромные базы компьютерных вирусов, насчитывающие сотни тысяч различных вредоносных программ. Каждый день появляется несколько сотен новых вирусов, поэтому одним из главных факторов успешной антивирусной защиты является актуальность антивирусного программного обеспечения.

Компьютерные атаки и технологии их обнаружения

До сих пор нет точного определения термина "атака" (вторжение, нападение). Каждый специалист в области безопасности трактует его по-своему. Наиболее правильным и полным я считаю следующее определение.

Атакой на информационную систему называются преднамеренные действия злоумышленника, использующие уязвимости информационной системы и приводящие к нарушению доступности, целостности и конфиденциальности обрабатываемой информации.

Устраним уязвимости информационной системы - устраним и возможность реализации атак.

На сегодняшний день считается неизвестным, сколько существует методов атак. Говорят о том, что до сих пор отсутствуют какие-либо серьезные математические исследования в этой области. Но еще в 1996 году Фред Коэн описал математические основы вирусной технологии. В этой работе доказано, что число вирусов бесконечно. Очевидно, что и число атак бесконечно, поскольку вирусы - это подмножество множества атак.

Модели атак

Традиционная модель атаки строится по принципу " один к одному " или " один ко многим ", т.е. атака исходит из одного источника. Разработчики сетевых средств защиты (межсетевых экранов, систем обнаружения атак и т.д.) ориентированы именно на традиционную модель атаки. В различных точках защищаемой сети устанавливаются агенты (сенсоры) системы защиты, которые передают информацию на центральную консоль управления. Это облегчает масштабирование системы, обеспечивает простоту удаленного управления и т.д. Однако такая модель не справляется с относительно недавно (в 1998 году) обнаруженной угрозой - распределенными атаками.

В модели распределенной атаки используются иные принципы. В отличие от традиционной модели в распределенной модели используются отношения " многие к одному " и " многие ко многим ".

Распределенные атаки основаны на "классических" атаках типа "отказ в обслуживании", а точнее на их подмножестве, известном как Flood-атаки или Stormатаки (указанные термины можно перевести как "шторм", "наводнение" или "лавина"). Смысл данных атак заключается в посылке большого количества пакетов на атакуемый узел. Атакуемый узел может выйти из строя, поскольку он "захлебнется" в лавине посылаемых пакетов и не сможет обрабатывать запросы авторизованных пользователей. По такому принципу работают атаки SYN-Flood, Smurf, UDP Flood, Targa3 и т.д. Однако в том случае, если пропускная способность канала до атакуемого узла превышает пропускную способность атакующего или атакуемый узел некорректно сконфигурирован, то к "успеху" такая атака не приведет. Например, с помощью этих атак бесполезно пытаться нарушить работоспособность своего провайдера. Но распределенная атака происходит уже не из одной точки Internet, а сразу из нескольких, что приводит к резкому возрастанию трафика и выведению атакуемого узла из строя. Например, по данным России-Онлайн в течение двух суток, начиная с 9 часов утра 28 декабря 2000 г.

крупнейший Internet-провайдер Армении "Арминко" подвергался распределенной атаке. В данном случае к атаке подключились более 50 машин из разных стран, которые посылали по адресу "Арминко" бессмысленные сообщения. Кто организовал эту атаку, и в какой стране находился хакер - установить было невозможно. Хотя атаке подвергся в основном "Арминко", перегруженной оказалась вся магистраль, соединяющая Армению с всемирной паутиной. 30 декабря благодаря сотрудничеству "Арминко" и другого провайдера - "АрменТел" - связь была полностью восстановлена. Несмотря на это компьютерная атака продолжалась, но с меньшей интенсивностью.

Этапы реализации атак

Можно выделить следующие этапы реализации атаки:

1. предварительные действия перед атакой или "сбор информации", 2. собственно "реализация атаки",

3. завершение атаки.

Обычно, когда говорят об атаке, то подразумевают именно второй этап, забывая о первом и последнем. Сбор информации и завершение атаки ("заметание следов") в свою очередь также могут являться атакой и могут быть разделены на три этапа (см. рис.5).

Рисунок 5. Этапы реализации атаки

Cбор информации - это основной этап реализации атаки. Именно на данном этапе эффективность работы злоумышленника является залогом "успешности" атаки. Сначала выбирается цель атаки и собирается информация о ней (тип и версия операционной системы, открытые порты и запущенные сетевые сервисы, установленное системное и прикладное программное обеспечение и его конфигурация и т.д.). Затем идентифицируются наиболее уязвимые места атакуемой системы, воздействие на которые приводит к нужному злоумышленнику результату. Злоумышленник пытается выявить все каналы взаимодействия цели атаки с другими узлами. Это позволит не только выбрать тип реализуемой атаки, но и источник ее реализации. Например, атакуемый узел взаимодействует с двумя серверами под управлением ОС Unix и Windows NT. С одним сервером атакуемый узел имеет доверенные отношения, а с другим - нет. От того, через какой сервер злоумышленник будет реализовывать нападение, зависит, какая атака будет задействована, какое средство реализации будет выбрано и т.д. Затем, в зависимости от полученной информации и желаемого результата, выбирается атака, дающая наибольший эффект. Например:

SYN Flood, Teardrop, UDP Bomb - для нарушения функционирования узла;

CGI-скрипт - для проникновения на узел и кражи информации; PHF - для кражи файла паролей и удаленного подбора пароля и т.п.

Традиционные средства защиты, такие как межсетевые экраны или механизмы фильтрации в маршрутизаторах, вступают в действие лишь на втором этапе реализации атаки, совершенно "забывая" о первом и третьем. Это приводит к тому, что зачастую совершаемую атаку очень трудно остановить даже при наличии мощных и дорогих средств защиты. Пример тому - распределенные атаки. Логично было бы, чтобы средства защиты начинали работать еще на первом этапе, т.е. предотвращали бы возможность сбора информации об атакуемой системе. Это позволило бы если и не полностью предотвратить атаку, то хотя бы существенно усложнить работу злоумышленника. Традиционные средства также не позволяют обнаружить уже совершенные атаки и оценить ущерб после их реализации, т.е. не работают на третьем этапе реализации атаки. Следовательно, невозможно определить меры по предотвращению таких атак впредь.

В зависимости от желаемого результата нарушитель концентрируется на том или ином этапе реализации атаки. Например: для отказа в обслуживании подробно анализируется атакуемая сеть, в ней выискиваются лазейки и слабые места;

для хищения информации основное внимание уделяется незаметному проникновению на атакуемые узлы при помощи обнаруженных ранее уязвимостей.

Рассмотрим основные механизмы реализации атак. Это необходимо для понимания методов обнаружения этих атак. Кроме того, понимание принципов действий злоумышленников - залог успешной обороны сети.

1. Сбор информации Первый этап реализации атак - это сбор информации об атакуемой системе или узле. Он включает такие действия как определение сетевой топологии, типа и версии операционной системы атакуемого узла, а также доступных сетевых и иных сервисов и т.п. Эти действия реализуются различными методами.

Изучение окружения

На этом этапе нападающий исследует сетевое окружение вокруг предполагаемой цели атаки. К таким областям, например, относятся узлы Internet-провайдера "жертвы" или узлы удаленного офиса атакуемой компании. На этом этапе злоумышленник может пытаться определить адреса "доверенных" систем (например, сеть партнера) и узлов, которые напрямую соединены с целью атаки (например, маршрутизатор ISP) и т.д. Такие действия достаточно трудно обнаружить, поскольку они выполняются в течение достаточно длительного периода времени и снаружи области, контролируемой средствами защиты (межсетевыми экранами, системами обнаружения атак и т.п.).

Идентификация топологии сети

Существует два основных метода определения топологии сети, используемых злоумышленниками:

изменение TTL (TTL modulation),

запись маршрута (record route).

По первому методу работают программы traceroute для Unix и tracert для Windows. Они используют поле Time to Live ("время жизни") в заголовке IP-пакета, которое изменяется в зависимости от числа пройденных сетевым пакетом маршрутизаторов. Для записи маршрута ICMP-пакета может быть использована утилита ping. Зачастую сетевую топологию можно выяснить при помощи протокола SNMP, установленного на многих сетевых устройствах, защита которых неверно сконфигурирована. При помощи протокола RIP можно попытаться получить информацию о таблице маршрутизации в сети и т.д.

Многие из этих методов используются современными системами управления (например, HP OpenView, Cabletron SPECTRUM, MS Visio и т.д.) для построения карт сети. И эти же методы могут быть с успехом применены злоумышленниками для построения карты атакуемой сети.

Идентификация узлов

Идентификация узла, как правило, осуществляется путем посылки при помощи утилиты ping команды ECHO_REQUEST протокола ICMP. Ответное сообщение ECHO_REPLY говорит о том, что узел доступен. Существуют свободно распространяемые программы, которые автоматизируют и ускоряют процесс параллельной идентификации большого числа узлов, например, fping или nmap.

Опасность данного метода в том, что стандартными средствами узла запросы ECHO_REQUEST не фиксируются. Для этого необходимо применять средства анализа трафика, межсетевые экраны или системы обнаружения атак.

Это самый простой метод идентификации узлов. Однако он имеет два недостатка.

Многие сетевые устройства и программы блокируют ICMP-пакеты и не пропускают их во внутреннюю сеть (или наоборот не пропускают их наружу). Например, MS Proxy Server 2.0 не разрешает прохождение пакетов по протоколу

ICMP. В результате возникает неполная картина. С другой стороны, блокировка ICMP-пакета говорит злоумышленнику о наличии "первой линии обороны" - маршрутизаторов, межсетевых экранов и т.д.

Использование ICMP-запросов позволяет с легкостью обнаружить их источник, что, разумеется, не может входить в задачу злоумышленника.

Существует еще один метод идентификации узлов - использование "смешанного" режима сетевой карты, который позволяет определить различные узлы в сегменте сети. Но он не применим в тех случаях, в которых трафик сегмента сети недоступен нападающему со своего узла, т.е. этот метод применим только в локальных сетях. Другим способом идентификации узлов сети является так называемая разведка DNS, которая позволяет идентифицировать узлы корпоративной сети при помощи обращения к серверу службы имен.

Идентификация сервисов или сканирование портов

Идентификация сервисов, как правило, осуществляется путем обнаружения открытых портов (port scanning). Такие порты очень часто связаны с сервисами, основанными на протоколах TCP или UDP. Например:

открытый 80-й порт подразумевает наличие Web-сервера,

25-й порт - почтового SMTP-сервера,

31337-й - серверной части троянского коня BackOrifice,

12345-й или 12346-й - серверной части троянского коня NetBus и т.д.

Для идентификации сервисов и сканирования портов могут быть использованы различные программы, в т.ч. и свободно распространяемые. Например, nmap или netcat. Идентификация операционной системы

Основной механизм удаленного определения ОС - анализ ответов на запросы, учитывающие различные реализации TCP/IP-стека в различных операционных системах. В каждой ОС по-своему реализован стек протоколов TCP/IP, что позволяет при помощи специальных запросов и ответов на них определить, какая ОС установлена на удаленном узле.

Другой, менее эффективный и крайне ограниченный, способ идентификации ОС узлов - анализ сетевых сервисов, обнаруженных на предыдущем этапе. Например, открытый 139-й порт позволяет сделать вывод, что удаленный узел, вероятнее всего, работает под управлением ОС семейства Windows. Для определения ОС могут быть использованы различные программы. Например, nmap или queso.

Определение роли узла

Предпоследним шагом на этапе сбора информации об атакуемом узле является определение его роли, например, выполнении функций межсетевого экрана или Webсервера. Выполняется этот шаг на основе уже собранной информации об активных сервисах, именах узлов, топологии сети и т.п. Например, открытый 80-й порт может указывать на наличие Web-сервера, блокировка ICMP-пакета указывает на потенциальное наличие межсетевого экрана, а DNS-имя узла proxy.domain.ru или fw.domain.ru говорит само за себя.

Определение уязвимостей узла

Последний шаг - поиск уязвимостей. На этом шаге злоумышленник при помощи различных автоматизированных средств или вручную определяет уязвимости, которые могут быть использованы для реализации атаки. В качестве таких автоматизированных средств могут быть использованы ShadowSecurityScanner, nmap, Retina и т.д.

2. Реализация атаки

С этого момента начинается попытка доступа к атакуемому узлу. При этом доступ может быть как непосредственный, т.е. проникновение на узел, так и опосредованный, например, при реализации атаки типа "отказ в обслуживании". Реализация атак в случае непосредственного доступа также может быть разделена на два этапа:

проникновение;

установление контроля.

Проникновение

Проникновение подразумевает под собой преодоление средств защиты периметра (например, межсетевого экрана). Реализовываться это может быть различными путями. Например, использование уязвимости сервиса компьютера, "смотрящего" наружу или путем передачи враждебного содержания по электронной почте (макровирусы) или через апплеты Java. Такое содержание может использовать так называемые "туннели" в межсетевом экране (не путать с туннелями VPN), через которые затем и проникает злоумышленник. К этому же этапу можно отнести подбор пароля администратора или иного пользователя при помощи специализированной утилиты (например, L0phtCrack или Crack).

Установление контроля

После проникновения злоумышленник устанавливает контроль над атакуемым узлом. Это может быть осуществлено путем внедрения программы типа "троянский конь"

(например, NetBus или BackOrifice). После установки контроля над нужным узлом и "заметания" следов, злоумышленник может осуществлять все необходимые несанкционированные действия дистанционно без ведома владельца атакованного компьютера. При этом установление контроля над узлом корпоративной сети должно сохраняться и после перезагрузки операционной системы. Это может быть реализовано путем замены одного из загрузочных файлов или вставка ссылки на враждебный код в файлы автозагрузки или системный реестр. Известен случай, когда злоумышленник смог перепрограммировать EEPROM сетевой карты и даже после переустановки ОС он смог повторно реализовать несанкционированные действия. Более простой модификацией этого примера является внедрение необходимого кода или фрагмента в сценарий сетевой загрузки (например, для ОС Novell Netware).

Цели реализации атак

Необходимо отметить, что злоумышленник на втором этапе может преследовать две цели. Во-первых, получение несанкционированного доступа к самому узлу и содержащейся на нем информации. Во-вторых, получение несанкционированного доступа к узлу для осуществления дальнейших атак на другие узлы. Первая цель, как правило, осуществляется только после реализации второй. То есть, сначала злоумышленник

создает себе базу для дальнейших атак и только после этого проникает на другие узлы. Это необходимо для того, чтобы скрыть или существенно затруднить нахождение источника атаки.

3. Завершение атаки

Этапом завершения атаки является "заметание следов" со стороны злоумышленника. Обычно это реализуется путем удаления соответствующих записей из журналов регистрации узла и других действий, возвращающих атакованную систему в исходное, "предатакованное" состояние.

Классификация атак

Существуют различные типа классификации атак. Например, деление на пассивные и активные, внешние и внутренние, умышленные и неумышленные. Однако дабы не запутать вас большим разнообразием классификаций, мало применимыми на практике, предлагаю более "жизненную" классификацию:

Удаленное проникновение (remote penetration). Атаки, которые позволяют реализовать удаленное управление компьютером через сеть. Например, NetBus или BackOrifice.

Локальное проникновение (local penetration). Атака, которая приводит к получению несанкционированного доступа к узлу, на котором она запущена. Например, GetAdmin.

Удаленный отказ в обслуживании (remote denial of service). Атаки, которые позволяют нарушить функционирование или перегрузить компьютер через Internet. Например, Teardrop или trin00.

Локальный отказ в обслуживании (local denial of service). Атаки, которые позволяют нарушить функционирование или перегрузить компьютер, на котором они реализуются. Примером такой атаки является "враждебный" апплет, который загружает центральный процессор бесконечным циклом, что приводит к невозможности обработки запросов других приложений.

Сетевые сканеры (network scanners). Программы, которые анализируют топологию сети и обнаруживают сервисы, доступные для атаки. Например, система nmap.

Сканеры уязвимостей (vulnerability scanners). Программы, которые ищут уязвимости на узлах сети и которые могут быть использованы для реализации атак. Например, система SATAN или ShadowSecurityScanner.

Взломщики паролей (password crackers). Программы, которые "подбирают" пароли пользователей. Например, L0phtCrack для Windows или Crack для Unix.

Анализаторы протоколов (sniffers). Программы, которые "прослушивают" сетевой трафик. При помощи этих программ можно автоматически искать такую информацию, как идентификаторы и пароли пользователей, информацию о кредитных картах и т.д. Например, Microsoft Network Monitor, NetXRay компании Network Associates или LanExplorer.

Компания Internet Security Systems, Inc. еще больше сократила число возможных категорий, доведя их до 5:

Сбор информации (Information gathering).

Попытки несанкционированного доступа (Unauthorized access attempts).

Отказ в обслуживании (Denial of service).

Подозрительная активность (Suspicious activity).

Системные атаки (System attack). Первые 4 категории относятся к удаленным атакам, а последняя - к локальным, реализуемом на атакуемом узле. Можно заметить, что в данную классификацию не попал целый класс так называемых "пассивных" атак ("прослушивание" трафика, "ложный DNSсервер", "подмена ARP-сервера" и т.п.).

Классификация атак, реализованная во многих системах обнаружения атак, не может быть категоричной. Например, атака, реализация которой для ОС Unix (например, переполнение буфера statd) может иметь самые плачевные последствия (самый высокий приоритет), для ОС Windows NT может быть вообще не применима или иметь очень низкую степень риска. Кроме того, существует неразбериха и в самих названиях атак и уязвимостей. Одна и та же атака, может иметь разные наименования у разных производителей систем обнаружения атак.

Одной из лучших баз уязвимостей и атак является база данных X-Force, находящаяся по адресу: http://xforce.iss.net/. Доступ к ней может осуществляться как путем подписки на свободно распространяемый список рассылки X-Force Alert, так и путем интерактивного поиска в базе данных на Web-сервере компании ISS.

Заключение

Не будь уязвимостей в компонентах информационных систем, нельзя было бы реализовать многие атаки и, следовательно, традиционные системы защиты вполне эффективно справлялись бы с возможными атаками. Однако программы пишутся людьми, которым свойственно делать ошибки. Вследствие чего и появляются уязвимости, которые используются злоумышленниками для реализации атак. Однако это только полбеды. Если бы все атаки строились по модели "один к одному", то с некоторой натяжкой, но межсетевые экраны и другие защитные системы смогли бы противостоять и им. Но появились скоординированные атаки, против которых традиционные средства уже не так эффективны. И тут на сцене и появляются новые технологии - технологии обнаружения атак. Приведенная систематизация данные об атаках и этапах их реализации дает необходимый базис для понимания технологий обнаружения атак.

Средства обнаружения компьютерных атак

Технология обнаружения атак должна решать следующие задачи: • Распознавание известных атак и предупреждение о них соответствующего персонала.

"Понимание" зачастую непонятных источников информации об атаках.

Освобождение или снижение нагрузки на персонал, отвечающий за безопасность, от текущих рутинных операций по контролю за пользователями, системами и сетями, являющимися компонентами корпоративной сети.

Возможность управления средствами защиты не-экспертами в области безопасности.

Контроль всех действий субъектов корпоративной сети (пользователей, программ, процессов и т.д.).

Очень часто системы обнаружения атак могут выполнять функции, существенно расширяющие спектр их применения. Например,

Контроль эффективности межсетевых экранов. Например, установка системы обнаружения атак после межсетевого экрана (внутри корпоративной сети) позволяет обнаружить атаки, пропускаемые МСЭ и, тем самым, определить недостающие правила на межсетевом экране.

Контроль узлов сети с неустановленными обновлениями или узлов с устаревшим программным обеспечением.

Блокирование и контроль доступа к определенным узлам Internet. Хотя системам обнаружения атак далеко до межсетевых экранов и систем контроля доступа к различным URL, например, WEBsweeper, они могут выполнять частичный контроль и блокирование доступа некоторых пользователей корпоративной сети к отдельным ресурсам Internet, например, к Web-серверам порнографического содержания. Это бывает необходимо тогда, когда в организации нет денег на приобретение и межсетевого экрана и системы обнаружение атак, и функции МСЭ разносятся между системой обнаружения атак, маршрутизатором и proxy-сервером. Кроме того, системы обнаружения атак могут контролировать доступ сотрудников к серверам на основе ключевых слов. Например, sex, job, crack и т.д.

Контроль электронной почты. Системы обнаружения атак могут использоваться для контроля неблагонадежных сотрудников, использующих электронную почту для выполнения задач, не входящих в их функциональные обязанности, например, рассылка резюме. Некоторые системы могут обнаруживать вирусы в почтовых сообщениях и, хотя до настоящих антивирусных систем им далеко, они все же выполняют эту задачу достаточно эффективно.

Лучшее использование времени и опыта специалистов в области информационной безопасности заключается в обнаружении и устранении причин реализации атак, скорее чем, в обнаружении самих атак. Устранив причины возникновения атак, т.е. обнаружив и устранив уязвимости, администратор тем самым устраняет и сам факт потенциальной реализации атак. Иначе атака будет повторяться раз за разом, постоянно требуя усилий и внимания администратора.

Классификация систем обнаружения атак

Существует большое число различных классификаций систем обнаружения атак, однако самой распространенной является классификация по принципу реализации:

host-based, то есть обнаруживающие атаки, направленные на конкретный узел сети,

network-based, то есть обнаруживающие атаки, направленные на всю сеть или сегмент сети.

Системы обнаружения атак, контролирующие отдельный компьютер, как правило, собирают и анализируют информацию из журналов регистрации операционной системы и различных приложений (Web-сервер, СУБД и т.д.). По такому принципу функционирует RealSecure OS Sensor. Однако в последнее время стали получать распространение системы, тесно интегрированные с ядром ОС, тем самым, предоставляя более эффективный способ обнаружения нарушений политики безопасности. Причем такая интеграция может быть реализовано двояко. Во-первых, могут контролироваться все системные вызовы ОС (так работает Entercept) или весь входящий/исходящий сетевой трафик (так работает RealSecure Server Sensor). В последнем случае система обнаружения атак захватывает весь сетевой трафик напрямую с сетевой карты, минуя операционную систему, что позволяет уменьшить зависимость от нее и тем самым повысить защищенность системы обнаружения атак.

Системы обнаружения атак уровня сети собирают информацию из самой сети, то есть из сетевого трафика. Выполняться эти системы могут на обычных компьютерах

(например, RealSecure Network Sensor), на специализированных компьютерах (например,

RealSecure for Nokia или Cisco Secure IDS 4210 и 4230) или интегрированы в маршрутизаторы или коммутаторы (например, CiscoSecure IOS Integrated Software или Cisco Catalyst 6000 IDS Module). В первых двух случаях анализируемая информация собирается посредством захвата и анализа пакетов, используя сетевые интерфейсы в беспорядочном (promiscuous) режиме. В последнем случае захват трафика осуществляется с шины сетевого оборудования.

Обнаружение атак требует выполнения одного из двух условий - или понимания ожидаемого поведения контролируемого объекта си


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.11 с.