Автоматизированные информационные системы судов и органов юстиции — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Автоматизированные информационные системы судов и органов юстиции

2017-06-19 1367
Автоматизированные информационные системы судов и органов юстиции 2.00 из 5.00 1 оценка
Заказать работу

Министерство юстиции РФ играет ведущую роль не только в обеспечении информатизации регионов, но и контроле развития законодательства субъектов Федерации. Еженедельно (а иногда ежедневно) из Министерства юстиции РФ в регионы направляются новейшие нормативные правовые акты, получаемые из законодательных и иных органов, а также директивные материалы Министерства. Из регионов в порядке обратной связи поступают акты регионального законодательства. Функцией Министерства юстиции РФ является проведение юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции РФ и федеральным законам. Для обеспечения этой функции создана интегрированная база данных "Правотворчество". Автоматизированная информационная подсистема "Правотворчество" представляет собой экспертную систему, включающую правовые базы данных и базы знаний, она позволит более эффективно и качественно выполнять задачи и функции законопроектной деятельности, возложенные на Минюст России. Основным информационным ресурсом системы правовой информации Министерства юстиции РФ являются базы данных правовых актов. Ресурс включает в себя несколько массивов информации: компьютерные базы данных "Фонд", "Эталон", фонд правовых актов на бумажных носителях. Особенностью баз данных правовой информации "Фонд" и "Эталон" является качественная обработка правовых актов, возможность внесения изменений в правовые акты в соответствии с текущей правотворческой деятельностью, оперативное предоставление пользователям по телекоммуникационным каналам как актуальной редакции текста правового акта, так и нужной пользователю версии на любую дату. Все эти особенности имеют весьма существенное значение для повышения оперативности и качества информационно-правового обеспечения законодательной деятельности как на федеральном, так и на региональном уровнях. "Эталон" так же предоставляет статистические данные о работе судов, информацию о деятельности Министерства юстиции РФ, сведения о зарегистрированных в данном Министерстве общественных и религиозных объединениях и др. В системе правовой информации Министерства юстиции РФ особое место принадлежит информационным ресурсам судебной практики и правовой статистики, данные, которых во многом отражают результативность функционирования всей правоохранительной системы и позволяют законодателю работать с оперативной информацией и вести информационно-аналитические исследования состояния правопорядка с тем, чтобы обеспечить адекватное правовое регулирование либо оценить эффективность существующего правового регулирования в данной области. В целях удовлетворения информационных потребностей органов государственной власти (равно и других субъектов правовой системы) Министерством юстиции РФ был проведен анализ существующих глобальных справочных систем по законодательству, в результате которого была выделена Общемировая информационно-правовая сеть (Global Legal Information Network - GLIN), функционирующая на базе Библиотеки Конгресса США. Архивы GLIN включают в себя основные нормативные правовые акты практически всех стран мира в электронном виде, на бумажных носителях, фотопленках. В настоящее время ведутся работы, направленные на перевод максимального количества документов в машиночитаемую форму и предоставление информации посредством сети Интернет. Перспективный план развития сети предусматривает, что в скором времени проект GLIN будет работать по принципу распределенной обработки и хранения информации. Во многих государствах уже созданы и функционируют рабочие станции, которые имеют прямой выход со своего сервера в Интернет и обеспечены необходимыми для хранения больших массивов информации аппаратными средствами. В целях создания рабочей станции на базе Научного центра правовой информации при Министерстве юстиции РФ, который в соответствии со своими обязанностями является центральным узлом информационно-телекоммуникационной системы Министерства юстиции РФ, в настоящее время проводится соответствующий комплекс мероприятий. Еще одним важным направлением деятельности Министерства юстиции РФ в области информационно-правового обеспечения субъектов правовой системы являются налаживание международного информационного обмена и участие информационного ресурса Министерства юстиции РФ в международных системах правовой информации. Одной из таких систем является информационно-правовое пространство Содружества Независимых Государств, которое строится на основании Концепции, утвержденной решением Совета глав правительств от 18 октября 1996 г. На основании Положения о Министерстве юстиции РФ Минюст РФ осуществляет обмен правовой информацией с иностранными государствами, координирует деятельность по созданию национальных банков данных законодательства государств-участников СНГ. Деятельность Министерства юстиции РФ в области информатизации правовой сферы учитывает международные стандарты и нормы, применяемые в этой области. Информационные системы Министерства юстиции РФ строятся с учетом перспективы интеграции в различные международные информационные системы, как этого требуют явно прослеживающиеся сегодня тенденции согласовываться с решением задач планирования государственной социально-экономической политики.

Важным направлением информатизации судебной системы является создание автоматизированной системы Судебного департамента (АС СД) - ключевого звена единой информационной инфраструктуры судов.Основными объектами АС СД являются:

· - центральный аппарат Судебного Департамента;

· территориальные управления (отделы) Судебного департамента;

· верховные суды республик, краевые и областные суды;

· суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов;

· районные суды;

· военные суды;

· мировые судьи.

В соответствии с Концепцией информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента комплексы средств автоматизации и их прикладное программное и информационное обеспечение создаются в рамках следующих функциональных подсистем АС СД:

1. Подсистема информационной поддержки принятия решений и контроля их исполнения в системе Судебного департамента (шифр подсистемы - "Управление").Подсистема включает в свой состав программно-информационный комплекс "Корпоративный справочник Судебного департамента", обеспечивающий хранение и отображение справочных сведений по запросам руководства судов и органов Судебного департамента. 2. Подсистема организационного обеспечения деятельности судов и территориально-объектового контроля (шифр подсистемы - "Организационное обеспечение").В подсистеме организуется обобщение данных территориально-объектового контроля по всем видам обеспечения деятельности судов, а также поддерживается в актуальном состоянии справочная информация о пользователях корпоративной сети Судебного департамента, такая, как наименование судов или органов Судебного департамента, их реквизиты, рабочие телефоны, e-mail, факс суда или органа Судебного департамента, каталог доступных информационных ресурсов и другая служебная информация. 3. Подсистема финансового обеспечения деятельности судов и органов Судебного департамента (шифр подсистемы - "Финансы"). Подсистема включает в свой состав:

средства программного и информационного обеспечения бухгалтерского учета и отчетности, средства обработки оборотных балансов и формирования сводной отчетности судов общей юрисдикции и органов Судебного департамента;

· комплекс программ и баз данных для задач экономического анализа и прогнозирования различных ситуаций;

· комплекс средств, обеспечивающих решение задач финансирования судов и органов Судебного департамента, учета выделенного объема финансирования, расчета заработной платы, формирования бюджета и контроля его исполнения.

4. Подсистема автоматизированного решения задач материально-технического (ресурсного) обеспечения деятельности судов. В подсистеме организуется автоматизированный учет информации о нормах обеспечения, потребностях, наличии и движении различных ресурсов в судах и органах Судебного департамента (шифр подсистемы - "Ресурсы"). 5. Подсистема информационно-правового обеспечения деятельности судов и органов Судебного департамента. Подсистема должна обеспечить доступ к системам правовой информации, а также ведение баз данных по судебной практике (шифр подсистемы - "Право"). 6. Подсистема судебной статистики (шифр подсистемы - "Статистика«). 7. Подсистема автоматизированного делопроизводства и документооборота органов Судебного департамента (шифр подсистемы - "Делопроизводство-СД"). 8. Подсистема автоматизированного решения задач управления кадрами (шифр подсистемы - "Кадры").В подсистеме реализуются задачи кадрового обеспечения деятельности судов и органов Судебного департамента, задачи социального обеспечения судей, в том числе пребывающих в отставке, членов их семей, а также государственных служащих. Создаются, а также обновляются базы данных "Штатное расписание", "Кадры", "Социальное страхование". 9. Подсистема автоматизированного решения задач капитального строительства, эксплуатации зданий и сооружений судов и органов судебного департамента (шифрподсистемы - "Строительство"). 10. Подсистема дистанционного обучения работников судов и органов Судебного департамента (шифр подсистемы - "Обучение"). 11. Подсистема учета обращений граждан, обработки сообщений и контроля исполнения поручений (шифр подсистемы - "Обращения"). 12. Подсистема взаимодействия с органами государственной власти и доступа к информационным ресурсам информационно-телекоммуникационной системы специального назначения (ИТКС), создаваемой в интересах органов государственнойвласти (шифр подсистемы - "Взаимодействие ИТКС"). 13. Подсистема информационного обеспечения международного сотрудничества (шифр подсистемы - "Сотрудничество"). 14. Технологическая подсистема "Ведомственная информационная сеть (ВИС) на основе Общероссийского Технического Информационного Канала (ОТИК)". 15. Подсистема технологического и методического обеспечения работы судов и органов Судебного департамента (шифр подсистемы - "Техпомощь"); 16. Подсистема ведения программно-информационных и телекоммуникационных стандартов Судебного департамента (шифр подсистемы - "Стандарт СД"). 17. Подсистема отображения картографической информации и формирования отчетных документов для анализа деятельности судов с использованием средств географической информационной системы - ГИС (шифр подсистемы - "ГИС СД"). Подсистема включает в себя программное обеспечение ГИС с интерфейсом, ориентированным на использование в деятельности СД, набор электронных карт, а также комплект технических средств, необходимый для выпуска графических документов (территориально-распределенные статистические данные, административно-территориальные границы для районных судов и участков мировых судей).

Информационные ресурсы и системы

Федеральный уровень:

- вэб-сайты высших судов, Совета судей Российской Федерации и Судебного департамента;

- бюллетени высших судов с обобщениями судебной практики;

- информационный бюллетень Судебного департамента (мониторинг публикаций СМИ о деятельности судебной системы).

Региональный уровень:

- вэб-сайты областных и им равных судов, окружных арбитражных судов, управлений Судебного департамента;

- бюллетени областных и им равных судов, окружных арбитражных судов, управлений Судебного департамента с обобщениями судебной практики

- информационные бюллетени управлений Судебного департамента (мониторинг публикаций СМИ о деятельности судов);

- архивы областных, им равных и районных судов.

Кроме этого, перспективным направлением является создание систем автоматизированного сбора судебных решений, которые обеспечивают доступ к судебной информации не только для судей, но и для иных пользователей - юристов, представителей науки, средств массовой информации и т.д.

 

Автоматизированные информационные системы Министерства внутренних дел РФ

Информация, используемая в органах внутренних дел, содержит сведения о состоянии преступности и общественного порядка на обслуживаемой территории, о самих органах и подразделœениях, их силах и средствах. В дежурных частях, у оперработников, участковых инспекторов милиции, следователœей, сотрудников экспертно-криминалистических подразделœений, паспортно-визовых аппаратов, других подразделœений на документах первичного учета͵ в учетных журналах и на других носителях накапливаются массивы данных оперативно-розыскного и оперативно-справочного назначения, в которых содержатся сведения:

· о правонарушителях и преступниках;

· о владельцах автомототранспортных средств;

· о владельцах огнестрельного оружия;

· о событиях и фактах криминального xapaктера, правонарушениях;

· о похищенных и изъятых вещах, предметах антиквариата;

· а также другая информация, подлежащая хранению.

Службы и подразделœения органов внутренних дел характеризуются данными:

· о силах и средствах, которыми располагает орган;

· о результатах их деятельности.

Перечисленные выше сведения используются при организации работы подразделœений и принятии практических мер по борьбе с преступностью и правонарушениями.

В информационном обеспечении органов внутренних дел центральное место занимают учеты, которые используются для регистрации первичной информации о преступлениях и лицах, их совершивших.

Учёт - это система регистрации и хранения информации о лицах, совершивших преступления, о самих преступлениях и связанных с ними фактах и предметах.

Учёт подведомственных МВД России преступлений охватывает 95% криминальных проявлений и дает достаточно полную картину оперативной обстановки в стране и ее регионах.

В целом по России в последние годы с помощью информации, содержащейся в учетах, раскрывается от 19 до 23% совершаемых преступлений, или почти каждое четвертое от общего числа по линии уголовного розыска.

При МВД СССР в 1971 ᴦ. был создан Главный научный информационный центр управления информацией (ГНИЦУИ), впоследствии переименованный в Главный информационный центр (ГИЦ), а в МВД, УВД были созданы информационные центры (ИЦ).

Главный информационный центр - самый крупный банк оперативно-справочной и розыскной информации в системе МВД России. На него возложена задача обеспечения органов и учреждений внутренних дел различной информацией - статистической, розыскной, оперативно-справочной, криминалистической, производственно-экономической, научно-технической, архивной. Это уникальные, многопрофильные централизованные массивы информации, в целом насчитывающие около 50 млн учетных документов.

В пофамильной оперативно-справочной картотеке на судимых лиц сосредоточено свыше 25 млн учетных документов, а в дактилоскопической картотеке - 17 млн. ГИЦ располагает уникальной базой данных на машинных носителях, содержащей статистические отчеты МВД, ГУВД, УВД, УВТД по 50 формам.

Информационные центры МВД, УВД являются важнейшим звеном в системе информационного обеспечения органов внутренних дел Российской Федерации. На них ложится основная нагрузка в обеспечении информационной поддержки органов внутренних дел в раскрытии и расследовании преступлений, розыске преступников.

Информационные центры являются головными подразделœениями в системе МВД, УВД, УВТД в области информатизации: обеспечении статистической, оперативно-справочной, оперативно-розыскной, криминалистической, архивной и иной информацией, а также компьютеризации и построения региональных информационно-вычислительных сетей и интегрированных банков данных. Информационные центры выполняют возложенные на них обязанности в тесном взаимодействии с подразделœениями аппаратов МВД, УВД, УВТД и горрайлинорганами, а также ГИЦ МВД России.

С помощью учетов получается информация, которая помогает в раскрытии, расследовании и предупреждении преступлений, розыске преступников, установлении личности неизвестных граждан и принадлежности изъятого имущества. Οʜᴎ формируются в горрайлинорганах, ИЦ МВД, ГУВД, УВД по территориальному (региональному) принципу и образуют федеральные учеты ГИЦ МВД России. Вместе с тем, учеты имеются в паспортных аппаратах.

Наряду с учетами в органах внутренних дел ведутся экспертно-криминалистические централизованные коллекции и картотеки, которые создаются и хранятся в экспертно-криминалистических центрах (ЭКЦ) МВД России (федеральные) и экспертно-криминалистических управлениях (ЭКУ) МВД, ГУВД, УВД (региональные). Коллекции и Картотеки ЭКУ и ЭКЦ ориентированы прежде всœего на обеспечение раскрытия и расследования преступлений.

Накапливаемая в учетах, коллекциях и картотеках оперативно-справочная, розыскная и криминалистическая информация именуется криминальной.

Учёты классифицируются по функциональному и объектовому признакам.

Функционально учеты разделяются на три группы:

· оперативно-справочные;

· розыскные;

· криминалистические.

По объектовому признаку учеты разделяют на три группы:

· лиц;

· преступлений (правонарушений);

· предметов.

Основная оперативно-справочная и розыскная информация формируется в горрайлинорганах. Часть ее осœедает на месте, а другая - направляется в ИЦ и ГИЦ для формирования единого банка данных.

Информационная база системы МВД построена на принципе централизации учетов. Ее составляют оперативно-справочные, розыскные и криминалистические учеты и картотеки, сосредоточенные в ГИЦ МВД России и ИЦ МВД, УВД, УВДТ, и локальные учеты горрайлинорганов. В целом их массивы оцениваются примерно в 250-300 млн учетных документов.

Централизованные оперативно-справочные, криминалистические и розыскные учеты располагают следующими сведениями о гражданах России, иностранцах и лицах без гражданства:

· судимость, место и время отбывания наказания, дата и основание освобождения;

· перемещение осужденных;

· смерть в местах лишения свободы, изменение приговора, амнистия, номер уголовного дела;

· место жительства и место работы до осуждения;

· задержание за бродяжничество;

· группа крови и дактилоформула осужденных.

Дактилоскопический учет позволяет устанавливать личность преступников, арестованных, задержанных, а также неизвестных больных и неопознанных трупов. Дактилоскопические картотеки насчитывают 18 млн дактилокарт. В них поступает свыше 600 тыс. запросов, по которым выдается около 100 тыс. рекомендаций. Информация картотек способствовала раскрытию преступлений или установлению лица в 10 тыс. случаев.

Учёты органов внутренних дел исходя из способа обработки информации подразделяются на три вида: ручные, механизированные, автоматизированные.

Автоматизированные учеты состоят из ряда автоматизированных информационно-поисковых систем (АИПС). Накопление и обработка криминальной информации с помощью АИПС реализуются в региональных банках криминальной информации (РБКИ).

Основные АИПС и их краткая охарактеристика, назначение и возможности:

· АИПС ʼʼКАРТОТЕКАʼʼ - автоматизированный пофамильный и дактилоскопический учет, служит для получения сведений о гражданах Российской Федерации, иностранцах и лицах без гражданства; о судимости, месте и времени отбывания наказания, дате и основании освобождения, о смерти в местах лишения свободы, об изменении приговора, амнистии; о месте жительства и месте работы до осуждения; о розыске лиц, задержанных за бродяжничество; перемещении осужденных; группе крови, дактилоскопической формуле.

· АИПС ʼʼОПОЗНАНИЕʼʼ выдает информацию о лицах, пропавших без вести, неопознанных трупах, неизвестных больных и детях - гражданах Российской Федерации, СНГ и лицах без гражданства.

· АИПС ʼʼФР-ОПОВЕЩЕНИЕʼʼ обеспечивает учет преступников, разыскиваемых по искам предприятий и организаций (государственных должников) или граждан (неплатильщиков алиментов), пропавших без вести, отрабатывает запросы на лиц, находящихся в федеральном розыске, а также готовит циркуляры на объявление или прекращение розыска.

· АИПС ʼʼОРУЖИЕʼʼ позволяет вести учет yтраченного (похищенного, утерянного) и выявленного (изъятого, найденного, добровольно сданного) вооружения (стрелковое оружие, гранатометы, артиллерийские системы и другое вооружение).

· АИПС ʼʼАВТОПОИСКʼʼ содержит информацию о легковых и грузовых автомобилях, автобусах, полуприцепах отечественного и иностранного производства со следующими установочными данными - государственный номер, номера двигателя, кузова и шасси. В информационных центрах МВД, УВД дополнительно осуществляется регистрация мотоциклов, мотороллеров и мотоколясок.

· АИПС ʼʼАНТИКВАРИАТʼʼ выдает сведения об утраченных и выявленных предметах, представляющих историческую, художественную или научную ценность. К ним относят археологические находки, предметы древности, антропологические и этнографические предметы, исторические реликвии, художественные произведения и предметы искусства.

· АИПС ʼʼВЕЩЬʼʼ информирует пользователя о похищенных и изъятых номерных вещах, а также документах, ценных бумагах общего государственного обращения в связи с совершенными преступлениями.

· АИПС ʼʼСЕЙФʼʼ позволяет осуществлять сбор, обработку и выдачу информации о преступлениях, при совершении которых взламывались металлические хранилища.

· Сегодня начато внедрение автоматизированных информационно-поисковых систем ʼʼДОСЬЕʼʼ и ʼʼНАСИЛИЕʼʼ.

· АИПС ʼʼДОСЬЕʼʼ позволяет подучить сведения об особо опасных рецидивистах, ʼʼворах в законеʼʼ, ʼʼавторитетахʼʼ преступного мира и др.: установочные данные, приметы, место работы, место жительства, связи, привычки и т.д.

· АИПС ʼʼНАСИЛИЕʼʼ обеспечивает такими сведениями о тяжких нераскрытых и раскрытых преступлениях, связанных с насилием против личности, как предмет посягательства, место, время и способ совершения, описание изъятых следов и др.

· Для учета правонарушений, совершенных иностранцами и лицами без гражданства, разработана и функционирует АИПС ʼʼКРИМИНАЛ-Иʼʼ, включающая пять подсистем:

· АИПС ʼʼКриминал-И Аомпрактикаʼʼ содержит сведения об иностранцах и лицах без гражданства, совершивших административные правонарушения;

· АИПС ʼʼКриминал-И Преступлениеʼʼ выдает сведения о происшествиях и преступлениях с участием иностранцев и лиц без гражданства;

· АИПС ʼʼКриминал-И ДТПʼʼ обеспечивает сведениями об иностранцах и лицах без гражданства, участниках ДТП на территории России;

· АИПС ʼʼКриминал-И Розыскʼʼ содержит данные о находящихся в розыске или разысканных иностранцах;

· АИПС ʼʼКриминал-И Наказаниеʼʼ содержит сведения об иностранцах и гражданах России, постоянно проживающих за границей, находящихся под следствием, арестованных или отбывающих наказание на территории Российской Федерации.

· Примерами АИСС, применяемых для проведения оперативной и учетно-аналитической работы в горрайорганах и МВД республик, являются:

· АИСС ʼʼСВОДКАʼʼ - позволяет работать с базой данных, создаваемой по поступающей в органы внутренних дел оперативной информации о происшествиях и преступлениях, осуществлять поиск в БД по реквизитам, а также вести статистическую обработку данных, составлять отчеты при поступлении запросов и после исполнения документов;

· АИСС ʼʼГАСТРОЛЕРЫʼʼ - предназначена для автоматизированной обработки оперативными подразделœениями УВДТ и ОВДТ информации о лицах, представляющих оперативный интерес для органов внутренних дел на транспорте, и их связях; о похищенных на транспорте, неразысканных или добровольно сданных вещах, имеющих индивидуальные номера или характерные особенности;

· АИСС ʼʼГрузы-ЖДʼʼ - разработана для автоматизированного сбора, хранения и выдачи информации о фактах хищения груза и багажа на желœезнодорожном транспорте, по которым возбуждены уголовные дела, а также о раскрытых хищениях грузов;

· АИСС ʼʼНАРКОБИЗНЕСʼʼ - предназначена для сотрудников отдела по незаконному обороту наркотиков. Использование системы межзадачных связей позволяет выявлять лица, их связи с событиями, друг с другом, оружием и адресами, проходящими по разным видам учетов;

· АИСС ʼʼКартотека-Регионʼʼ - предназначена для работы с пофамильными учетами осужденных, разыскиваемых и задержанных за бродяжничество лиц;

· АИСС ʼʼСПЕЦАППАРАТʼʼ - предназначена для работы со спецаппаратом и позволяет планировать oпeративно-розыскные мероприятия на базе быстрого и качественного обеспечения их крайне важно й информацей. Можно, к примеру, быстро найти круг лиц, проходящих по однотипным фактам из массива спецсообщений, способам совершения преступлений, адресам и т.п.

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.077 с.