Культура как сфера духовного производства — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Культура как сфера духовного производства

2017-06-19 7388
Культура как сфера духовного производства 5.00 из 5.00 10 оценок
Заказать работу

В сфере духовного производства формируется культура, без которой не могут функционировать ни хозяйство, ни по­литика, ни социальные отношения. Культура составляет, та­ким образом, содержание духовного производства. В общем виде культура - это процесс и продукт духовного производства как система по созданию, хранению, распространению и освоению духовных ценностей, норм, знаний, представлений, значений и символов. Она формирует духовный мир общества и человека, обеспечивает общество в целом дифференцированной системой знаний и ориентации, необходимых для осуществления всех видов деятельности.

Чтобы произвести свой продукт, духовное производство включает в себя и материальные элементы (финансы, изда­тельства, научное оборудование, школы, театры, храмы, музеи, средства массовой информации и т.д.), кадры специали­стов (духовенство и светская интеллигенция) и социальные институты (церковь, учебные заведения, научные центры).

Для того чтобы культурные творения стали достоянием многих, их необходимо сохранять и репродуцировать. Со­хранению отобранных культурных творений служат... архи­вы, музеи, библиотеки, картинные галереи. Распространение ценностей культуры осуществляется, прежде всего, че­рез общественную систему образования... От количества учебных заведений, качества обучения, квалификации пре­подавательского состава, от доступности всех видов обра­зования широким массам населения во многом зависит уро­вень духовной жизни общества. Важную роль играют средства массовой информации. Это радио и телевидение, театры, музеи, филармонии, клубы, библиотеки, лектории, выставки и т.д.

Ерасов Б. Т. Социальная культурология. М., 1996. С. 79, 83—85.

 

С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые части текста и озаглавьте каждую из них. Могут быть выделены следующие смысловые части.

 

С2. Какие две функции, выполняемые культурой в общест­ве, приведены в тексте?

С3. Какие три составляющие духовного производства на­званы в тексте?

 

С4. Проиллюстрируйте двумя примерами влияние средств массовой информации (СМИ) на распространение культурных ценностей.

 

С5. В государстве Т. существовала система всеобщего обязательного бесплатного образования. Это государство отличалось высоким уровнем общей грамотности населения. После проведения социально-экономических реформ в государстве Т. был осуществлен переход к всеобщему бесплатному национальному образованию. Все прочие ступени образования стали платными. Сохранит ли государство Т. высокий уровень образованности населения? Приведите положение текста источника, подтверждающее ваш ответ.

 

С6. Автор текста считает, что для того, чтобы достижения культуры стали достоянием многих, их необходимо целенаправ­ленно сохранять и репродуцировать. Согласны ли вы с этой точ­кой зрения? С опорой на текст и знания обществоведческого курса приведите два аргумента (объяснения) своего мнения.

 

 

1 вариант

Ответы на задания итоговой контрольной работы

По обществознанию

Класс

Часть 1

№ задания Ответ
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

 

Часть 2

№ задания Ответ
   
   
   
   
   

Часть 3

С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые части текста и озаглавьте каждую из них. Могут быть выделены следующие смысловые части.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Могут быть выделены следующие смысловые части: 1) взаимодействие культуры и духовного производства; 2) сохранение и распространение достижений культуры. Возможны иные формулировки пунктов плана, не иска­жающие сути основной идеи фрагмента, и выделение допол­нительных смысловых блоков.  
Выделены две смысловые части текста  
Выделена одна смысловая часть текста  
Смысловые части текста не выделены или ответ неправильный  
Максимальный балл 2

 

С2. Какие две функции, выполняемые культурой в общест­ве, приведены в тексте?

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
В правильном ответе должны быть названы следующие функции культуры в обществе: 1) она формирует духовный мир общества и человека; 2) обеспечивает общество системой знаний и ориентации, необходимых для осуществления всех видов деятельности.    
Названы две функции культуры в обществе  
Названа одна функция культуры в обществе  
Функции культуры в обществе не названы или ответ неправильный  
Максимальный балл 2

С3. Какие три составляющие духовного производства на­званы в тексте?

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
В правильном ответе должны быть отмечены следующие составляющие: 1) материальные элементы; 2) кадры специалистов; 3) социальные институты.    
Названы три составляющих духовного производства  
Названы две составляющих духовного производства  
Названа одна составляющая духовного производства или ответ неправильный  
Максимальный балл 2

 

С4. Проиллюстрируйте двумя примерами влияние средств массовой информации (СМИ) на распространение культурных ценностей.

 

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
В ответе приведены примеры: 1) тематика, стиль и содержание транслируемых теле-радиопередач оказывают влияние на слушателей и зрителей, формируют их вкус; 2) с помощью телевидения зрители могут познакомиться с произведениями искусства, которые находятся на боль­шом отдалении от них (например, в других странах).    
Приведены два примера влияния СМИ на распространение культурных ценностей  
Приведён один пример влияния СМИ на распространение культурных ценностей  
Примеры влияния СМИ на распространение культурных ценностей не приведены или ответ неправильный  
Максимальный балл 2

 

 

С5. В государстве Т. существовала система всеобщего обязательного бесплатного образования. Это государство отличалось высоким уровнем общей грамотности населения. После проведения социально-экономических реформ в государстве Т. был осуществлен переход к всеобщему бесплатному национальному образованию. Все прочие ступени образования стали платными. Сохранит ли государство Т. высокий уровень образованности населения? Приведите положение текста источника, подтверждающее ваш ответ.

 

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
В ответе должно быть указано, что государство Т. не со­хранит высокого уровня всеобщей образованности своих граждан, поскольку образование станет доступным только состоятельным слоям населения. Приведено положение текста: «Распространение ценностей культуры осуществляется, прежде всего, через общественную систему образования... От количества учебных заведений, качества обучения, квалификации преподавательского состава, от доступности всех видов образования широким массам населе­ния во многом зависит уровень духовной жизни общества».    
Приведен правильный ответ на вопрос и положение из текста  
Приведён правильный ответ на вопрос или положение из текста  
Ответ на вопрос не приведен или приведен неверно  
Максимальный балл 2

 

С6. Автор текста считает, что для того, чтобы достижения культуры стали достоянием многих, их необходимо целенаправ­ленно сохранять и репродуцировать. Согласны ли вы с этой точ­кой зрения? С опорой на текст и знания обществоведческого курса приведите два аргумента (объяснения) своего мнения.

 

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) выражено мнение учащегося; 2) приведены два аргумента (объяснения), например: в случае согласия с авторской точкой зрения может быть, указано, что - необходимо стремиться продемонстрировать достиже­ния культуры максимальному количеству людей, чтобы они имели представление о них. А для этого следует репродуциро­вать произведения искусства; - произведения искусства, как правило, созданы давно и разрушаются с течением времени. Поэтому их следует целе­направленно сохранять; в случае несогласия с авторской точкой зрения может быть указано, что - при создании репродукции не передаются настроение и эмоции автора произведения, а только внешний вид произве­дения искусства, то есть не происходит полного ознакомления с ним; - в процессе сохранения произведения искусства, его кон­сервации или реставрации нередко получается новое произве­дение, несущее отпечаток личности реставратора, а не автора. Могут быть приведены другие аргументы (объяснения) и примеры.      
Приведено мнение обучающегося и два аргумента для его подтверждения  
Приведено мнение обучающегося и один аргумент для его подтверждения  
Приведено мнение обучающего, но без аргументов для его подтверждения  
Мнение обучающегося не приведено, аргументы не названы  
Максимальный балл 3

 

Итоговая контрольная работа по обществознанию. 2 вариант

 

А1. В узком смысле слова под обществом надо понимать

1) политическую организацию данной страны 2) социальную организацию данной страны

3) танцевальный коллектив 4) часть материального мира


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.