Модели развития межличностной конфликтной ситуации — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Модели развития межличностной конфликтной ситуации

2017-06-19 599
Модели развития межличностной конфликтной ситуации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Существует простое деление взаимодействия в межличностном конфликте по типам:

- сотрудничество;

- кооперация;

- конкуренция.

Заметим, что эта модель (табл. 5) не учитывает описанные выше стили избежания и приспособления к требованиям оппонента в конфликте, охватывая только активные действия сторон.

Сотрудничество (ДИАЛОГ) представляет собой такой тип взаимодействия в конфликтной ситуации, при котором его участники стремятся к разрешению возникших между ними противоречий, ориентируясь при этом на сохранение позитивных отношений и опираясь на них в процессе взаимодействия.

Сотрудничество:

- развивается на основе прежнего позитивного опыта участников конфликта;

- основано либо на отсутствии разногласий в прошлом, либо на их успешном преодолении;

- связано с успешным взаимодействием людей.

Общение при сотрудничестве характеризуется следующими особенностями:

- в общении сохраняются неформальные компоненты, которые используются участниками для поддержания отношений;

- «противостоящая сторона» воспринимается как партнер;

- главным способом воздействия партнеров друг на друга являются поиск решения, удовлетворяющего обе стороны, попытки убеждения, аргументация и т. д.

Кооперация (ПАРИТЕТ) означает такой тип взаимодействия, участники которого стремятся к разрешению возникших между ними противоречий независимо от фактора взаимоотношений между ними, опираясь на формальные возможности решения проблемы (существующий порядок, предписания, нормы и т. д.).

При кооперации:

- из взаимодействия исключаются неформальные компоненты;

- противостоящая сторона воспринимается как оппонент;

- воздействие участников ситуации друг на друга осуществляется в формальных рамках (не убеждение, но апелляция к законам, к власти, к нормам).

Кооперация развивается на основе опыта прежних разногласий, которые не были успешно преодолены и закрепились у участников ситуации в виде опыта «недоговоренности». Стратегия, направленная, скорее, на достижение формальных решений и оставляющая нерешенными проблемы их отношений.

Конкуренция (БОРЬБА) – это такой тип взаимодействия в конфликтной ситуации, при котором участники не стремятся к разрешению существующих между ними противоречий. Целью их взаимодействия становится «победа» над противостоящей стороной, для чего применяются разнообразные средства, используемые при «борьбе с противником».

Конкуренция связана с опытом негативного взаимодействия, включавшего негативные эмоциональные компоненты – неприязнь, враждебность и т. д., актуализирующиеся в новой ситуации и превращающие ее в новый этап «борьбы» между индивидами.

При конкуренции:

- неформальные компоненты – выход за рамки формального общения – присутствуют, но «с отрицательным знаком», так как выполняют функцию проявления враждебности;

- противостоящая сторона воспринимается как «противник»;

- используемые средства воздействия участников конфликта друг на друга подчинены цели «победить"

 

Важная роль принадлежит установке, которая связана с ситуационным поводом, к которому относятся:

• характер ситуации;

• условия протекания конфликта;

• опыт отношения сторон.»

Характеристики прежнего опыта Позитивный опыт отсутствия разногласий или их успешного преодоления Опыт непреодоления разногласий и недоговоренности Опыт непреодоленных разногласий и негативного эмоционального взаимодействия
Отношение к новой ситуации Уверенность в возможности договориться; стремление к поиску взаимопонимания Отсутствие уверенности в возможности договориться; поиск формального выхода из ситуации Нежелание договориться; актуализация негативных чувств
Параметры взаимодействия:      
1. цель 2. неформальные компоненты в общении 3. восприятие противостоящей стороны 4. средства воздействия     5. тип взаимодействия Договориться Позитивные   Партнер   Использование неформальных компонентов (убеждение, аргументация, попытка договориться)   Сотрудничество (сохранение отношений) Решение проблемы Формализованное общение   Оппонент   Использование формальных компонентов; апелляция к формальному порядку     Кооперация Победить Негативные   Противник   Использование средств борьбы (силовой давление, эмоциональные удары, ловушки) Конкуренция  
Исход конфликта Конструктивное разрешение Неопределенный исход Деструктивный исход

 

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.