Существует два варианта взаимодействия в конфликте – конкурентное, направленное на достижение собственных целей за счет партнера, и кооперативное, основанное на попытках договориться
Проблема психологического влияния является предметом внимания ряда публикаций Е. В. Сидоренко. С использованием работ отечественных и зарубежных авторов ею составлены классификации видов влияния
Вид влияния
| Определение
| Средства влияния
| |
1. Убеждение
| Сознательное аргументированное воздействие на другого человека или группу людей, имеющее своей целью изменение их суждения, отношения, намерения или решения
| Предъявление адресату ясных, четко сформулированных аргументов в
приемлемом для него темпе и в понятных
для него терминах (метод
развертывания аргументации). Открытое
признание как сильных, так и слабых
сторон предлагаемого решения, дающее
адресату понять, что инициатор сам
видит ограничения этого решения
(метод двусторонней аргументации).
Получение согласия на каждом
шаге доказательства (метод
положительных ответов Сократа)
| |
2. Самопродвижение
| Открытое проявление свидетельств своей компетентности и квалификации для того, чтобы быть оцененным по достоинству и благодаря этому получить преимущества при отборе кандидатов, назначении на должность и др.
| Реальная демонстрация своих
возможностей. Предъявление сертификатов
дипломов, официальных отзывов, патентов, печатных работ и др.
Раскрытие своих личных целей.
Формулирование своих запросов и условий.
| |
3. Внушение
| Сознательное, неагументированное воздействие на человека или группу людей, имеющее своей целью изменение их состояния, отношения к чему-либо и предрасположенности к определенным действиям
| Личный магнетизм.
Личный авторитет.
Уверенность вербального и невербального поведения.
Отчетливая, размеренная речь.
Использование условий и обстановки,
усиливающих суггестивное воздействие (приглушенное освещение, ритмические
звуки, ритуальные прикосновения и др.).
Выбор наиболее внушаемых партнеров.
| |
4. Заражение
| Передача своего состояния другому человеку или группе людей, которые каким-то образом (пока не нашедшим объяснения) перенимают это состояние или отношение. Передаваться или усваиваться состояние может как непроизвольно, так и произвольно.
| Высокая энергетика собственного
поведения.
Артистизм в исполнении действия.
Интригующее вовлечение партнеров в
выполнение действия.
Постепенное наращивание интенсивности действия.
Индивидуализировнаный взгляд в глаза. Прикосновение и телесный контакт.
| |
5. Пробуждение импульса к подражанию
| Способность вызывать стремление быть подобным себе. Эта способность может как непроизвольно проявляться, так и произвольно использоваться. Стремление подражать и подражание (копирование чужого поведения и образа мыслей) также может быть как произвольным, так и непроизвольным
| Публичная известность.
Демонстрация высоких образцов
мастерства.
Явление примеров доблести, милосердия,
служения идее.Новаторство.Личный
магнетизм.«Модное» поведение и
оформление внешности.Призыв к
подражанию.
|
6. Формирование благосклонности
| Развитие у адресата положительного отношения к себе.
| Проявления инициатором собственной незаурядности и привлекательности.
Высказывание благоприятных суждений
об адресате.Подражание адресату.
Оказание ему услуги.
|
7. Просьба
| Обращение к адресату с призывом удовлетворить потребности или желания инициатора воздействия
| Ясные и вежливые формулировки.
Проявление уважения к праву адресата
отказать в просьбе, если ее выполнение
неудобно ему или противоречит его
собственным целям.
|
8. Принуждение
| Требование выполнять распоряжения инициатора, подкрепленное открытыми или подразумеваемыми угрозами. Субъективно принуждение переживается: инициатором – как собственное давление, адресатом – как давление на него со стороны инициатора или обстоятельств
| Объявление жестко определенных сроков
или способов выполнения работы без
каких-либо объяснений или обоснований.
Наложение не подлежащих обсуждению
запретов и ограничений.Запугивание
возможными последствиями.
Угроза наказанием, в наиболее грубых
формах – физической расправой.
|
9. Деструктивная критика
| Высказывание пренебрежительных или оскорбительных суждений о личности человека и/ или грубое агрессивное осуждение, осмеяние его дел и поступков. Разрушительность такой критики состоит в том, что она не позволяет человеку «сохранить лицо»,
отвлекает его силы на борьбу с возникшими отрицательными эмоциями, отнимает у него веру в себя
| Принижение личности партнера по
общению (например, по формуле: «Да что
тебе объяснять, все равно ты не поймешь»).
Высмеивание того, что критикуемый не в
состоянии изменить: внешности,
социального и национального
происхождения, скорости реакций.
Высказывание справедливых критических замечаний адресату,
|
который находится в состоянии ошеломленности и подавленности неудачей.
| |
10. Игнорирование
| Умышленное невнимание, рассеянность по отношению к партнеру, его высказываниям и действиям. Чаще всего воспринимается как признак пренебрежения и неуважения, однако в некоторых случаях игнорирование выступает как тактичная форма прощения бестактности или неловкости, допущенной партнером
| Демонстративное пропускание слов
партнера «мимо ушей».
Невербальное поведение, указывающее на
то, что присутствие партнера не замечается.
Невыполнение обещаний или опоздание с
отсутствием попыток что-либо объяснить.
Молчание и отсутствующий взгляд в ответ
на вопрос, упрек или любое другое
высказывание партнера.
Внезапная смена темы разговора.
| |
11. Манипуляция
| Скрытое от адресата побуждение к переживанию определенных состояний, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей. важно, чтобы адресат считал эти мысли, чувства, решения и действия своими собственными, а не «наведенными» извне и признавал себя ответственными за них.
| Нарушение личного пространства,
Резкое ускорение или замедление темпа
беседы.
Поддразнивающие подзадоривающие высказывания (например: «Вряд ли ты сможешь это сделать» «Невинный» обман, введение в заблуждение.Замаскированные под малозначительные и случайные
высказывания оговор и клевета.
Преувеличенная демонстрация своей
слабости, неопытности,
неосведомленности, «глупости» для того,
чтобы пробудить у адресата стремление
помочь, сделать за манипулятора его
работу
«Невинный» шантаж («дружеские» намеки
на ошибки, промахи и нарушения,
допущенные адресатом в прошлом)
| |
| | | | | |