ОРГАНИЗАЦИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА РУБЕЖОМ — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

ОРГАНИЗАЦИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА РУБЕЖОМ



Особенности научно-технической политики в США

Опыт управления наукой в США представляет значительный интерес, поскольку речь идет о крупнейшем в мире высокопроизводительном и разветвленном научно-техническом комплексе (НТК), тесно интегрированным со сферой образования, отраслями экономики и отдельными правительственными органами.

Он включает: исследовательские центры университетов, промышленных корпораций, национальные государственные лаборатории, независимые бесприбыльные исследовательские организации, мелкие и средние коммерческие и инженерные фирмы, всевозможные кооперативные организации.

Среди главных особенностей механизма формирования и реализации научно-технической политики (НТП) в США следует назвать:

· конкурентный принцип выделения ресурсов;

· стимулирующее действие механизмов рыночной конкуренции на готовность потенциальных потребителей внедрить разработки;

· академические свободы и автономия университетов в выборе направлений исследовательской деятельности;

· тесная связь исследовательской деятельности с преподаванием и подготовкой кадров;

· патентная политика и законодательство, создающие мощные стимулы к изобретательской и инновационной деятельности;

· гибкий хозяйственно-правовой механизм, допускающий широкое разнообразие форм организации индивидуальной и кооперативной деятельности в сфере НИОКР и освоения их результатов.

Принципы управления научной деятельностью в США

Роль правительства заключается в том, что оно обеспечивает эффективность механизмов автономного функционирования НТК, организует деятельность по формированию национальной НТП. Через свои органы оно направляет процесс выработки решений о приоритетных направлениях развития науки и техники в национальном масштабе; через госбюджет — мобилизует и распределяет на науку и технику национальные ресурсы; посредством дифференцированной налоговой политики воздействует на выделение частным сектором средств на НИОКР.

Национальный научный фонд (ННФ) - единственное в федеральном правительстве агентство, функционирование которого полностью посвящено развитию науки и техники. Руководящим органом ННФ является Национальный научный совет (ННС), в состав которого входят советник президента по науке и технике и ведущие деятели науки и техники (президенты университетов, вице-президенты компаний по науке и технике, ведущие ученые и инженеры).



ННФ главным образом финансирует программы фундаментальных исследований (ФИ) в университетах, кооперативных исследовательских фирмах и в малом бизнесе. ННФ производит оценку поступающих заявок и принимает решение о выделении средств. Почти все средства из бюджета ННФ направляет на финансирование программ.

Решения о выделении средств принимаются на основе независимой экспертизы, выполняемой учеными по всей территории страны. Более 50 тыс. ученых и инженеров участвуют в этой работе каждый год. Мнения экспертов концентрируются и обсуждаются в специализированных Комитетах научно-технических советников, состоящих из представителей науки и техники. Контроль за эффективностью расходования средств осуществляется в виде отчетов о результатах исследований. В дополнение к этому ННФ отслеживает публикации, подготовленные по результатам финансировавшихся исследований, а также частоту цитирования этих работ в дальнейшем. Помимо этого в ННФ действует специальная программа оценки эффективности затрат, в соответствии с которой каждая из научно-исследовательских программ раз в три года подлежит обязательной проверке внешними специалистами на предмет выяснения того, насколько хорошо осуществляется управление ею.

Научные ассоциации

Выполнение коммуникативной функции внутри научного сообщества, а также между ним и внешними заинтересованными сторонами берут на себя научные ассоциации. Они посредничают, и сами участвуют в национальной кооперации между разными исследовательскими организациями внутри страны и с привлечением иностранных институтов. Организуют семинары, симпозиумы, научные выставки; осуществляют передачу научной информации через свои издания; выдают исследовательские гранты; присуждают премии , проводят другие мероприятия по подготовке научных кадров и т. д.

В США существуют 3 вида научных ассоциаций: ассоциации по дисциплинарному принципу; ассоциации, представляющие всю науку; междисциплинарные ассоциации для решения крупных проблем.



Наука в крупных корпорациях

Одна из основных проблем управления научной деятельностью в крупных промышленных фирмах заключается в совмещении рентабельного производства с активным проведением НИОКР. Преимущественная ориентация на собственные силы в условиях административно-хозяйственной формы организации всей деятельности корпорации ведет нередко к истощению научно-технического задела, вялому течению инновационных процессов. Преобладающее значение приобретают количественные показатели - число ученых и инженеров в подразделениях, объем научных публикаций и т.п. Это служит основой для возникновения своеобразного слоя «научной бюрократии», заинтересованной в обманчивом характере статистики.

Фундаментальные исследования в структуре инновационного процесса в наибольшей степени обладают отличительными свойствами от нововведений. Это неопределенность конечной цели и путей ее достижения. Максимально возможный «человеко-обусловленный» характер фундаментальных исследований, отсутствие взаимозаменяемости исполнителей, их уникальность. Это особенная система ценностей и мотивов деятельности, ученых и т. п. Все это приводит к тому, что к отделам фундаментальных исследований в корпорациях применяются специфические методы управления, отличные от методов, свойственных механистической системе.

Исследовательские университеты

Исследовательские университеты — это учреждения, основной целью которых является проведение исследований, углубление и передача знаний. В отличие от стран, где созданы самостоятельные административные структуры, специализирующиеся либо только на проведении НИОКР, либо на подготовке научных, преимущество исследовательского университета состоит в обеспечении организационного единства обеих важнейших функций, на основе которого осуществляется теснейшая взаимосвязь между непосредственными их исполнителями.

Федеральное правительство проводит политику концентрации ресурсов на финансировании ведущих ученых, работающих в престижных университетах, преднамеренно создавая таким образом «элитарные центры» в исследованиях.

Широкое привлечение к проведению ФИ студентов является формой существования исследовательского университета.

Финансирование НИР

Денежные средства на выполнение ФИ поступают от федерального правительства, правительств штатов, местных органов власти, частных промышленных компаний, университетов, благотворительных обществ. Бюджетное финансирование федерального правительства является основным источником средств, стимулирующих развитие теоретической науки. Оно покрывает 65 % университетских расходов на ФИ и 60% аналогичных затрат в неакадемическом секторе. Государство не покупает готовые пакеты научных результатов, а вкладывает капитал в науку и образование для поддержания мирового лидерства в этих областях.

В отличие от бюджетного финансирования целых исследовательских институтов, которые представляют собой жесткие организационные структуры и где распределение средств производится исходя из многих иных помимо собственно научных соображений, система финансирования отдельных проектов имеет большие преимущества. Выдача денег малой группе под конкретный проект — гораздо более гибкая форма, ориентированная на получение конечного результата. Именно ей американская фундаментальная наука обязана своим мировым лидерством. Эти две системы финансирования оказывают противоположный эффект на концентрацию сил внутри исследовательской организации. При комплексном финансировании институт стремится создать как можно более мощный штат администраторов (директор, начальники отделов), обладающих одновременно высокой научной компетентностью. Реальную власть над ресурсами имеет тот, кто занимает руководящую административную должность. Поэтому ученые стремятся поскорей достичь этих постов. При проектной форме финансирования, наоборот, деньги адресуются ученому, а не организации. Поэтому руководство организации в очень незначительной степени контролирует и влияет на их распределение. Ученые же неохотно занимают административные должности.

Эти различия в конечном итоге отражаются на мобильности научных кадров. При первой из двух упомянутых систем финансирования исследователи имеют все основания оставаться длительное время в одной и той же организации, развивая отношения с коллегами и начальством, и постепенно подниматься по должностной лестнице до достижения влиятельных позиций, когда он может воздействовать на направления научной деятельности института и решать вопросы о распределении средств. Но к этому времени наиболее продуктивный творческий период оказывается уже позади. При второй системе финансирования ведущий исследователь - получатель гранта - может при желании свободно перейти в другую, более подходящую, с его точки зрения, исследовательскую организацию. При этом грант переводится вместе с ним. В случае необходимости грант под проект может быть продлен.

Финансирование малых групп, ведущих ФИ одновременно во многих областях и по многим направлениям, более выгодно не только в научном, но и в экономическом отношении, поскольку возможная неудача в каждом случае касается относительно небольших финансовых вложений. Работа по той же проблеме нескольких конкурирующих исследовательских коллективов не позволяет упустить время на исправление допущенных ошибок и выбор более подходящих научных методов. Поэтому альтернативность объектов финансирования делает фундаментальную науку менее ресурсоемкой при одновременном сохранении широты фронта и качества исследований.






Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.009 с.