МАКСИМОВИЧ-АМБОДИК-основ-к акуш-ва и гинек-и — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

МАКСИМОВИЧ-АМБОДИК-основ-к акуш-ва и гинек-и



БИДЛОО

Николай Ламбертович Бидлоо (1670-1735) родился в Голландии, в Амстердаме, в культурной, образованной семье; его отец Ламберт Бидлоо был аптекарем и ученым-ботаником, членом Амстердамского медицинского общества, вг. защитил диссертацию на тему «О задержке менструаций», стал доктором медицины и до 1702 г. занимался медицинской практикой в Амстердаме

С именем Н. Л. Бидлоо связано становление высшего мед. образования в России. Он в 1705 г. создал в Москве анатомический театр, где проводил вскрытия и вел занятия с врачами.

С 1706 г. и до конца жизни был главным доктором основанного Петром I «Московского гошпиталя» (ныне Главный клинический военный госпиталь им. акад. H. Н. Бурденко) и руководителем открытой при нем госпитальной школы .Бидлоо преподавал в школе анатомию на трупах и хирургию по программам, изложенным в 1710 г. в его рукописном труде («Наставление для изучающих хирургию в анатомическом театре»). По теоретической хирургии изучались: опухоли, высыпания, раны, переломы, вывихи, а из практической хирургии — 132 операции «от головы до пят». Он оставил рукописные учебники:» («Зерцало анатомии»), («Анатомический театр») и («Сокровище медико-практических лекций»).

Бидлоо, был хорошо знаком с проблемами хирургии и хирургической помощи. Как руководитель госпитальной школы, он с самого начала большое внимание обращал на науки, которые призваны были сформировать у молодых медиков практические навыки, мышление врача и хирурга. Он считал, что это были прежде всего анатомия (с физиологией) и хирургия, обучать которым своих воспитанников взялся он сам.

О Николае Бидлоо как об ученом, враче, хирурге (а также о содержании курса анатомии и хирургии, преподававшегося ученикам Московской госпитальной школы) позволяет судить его капитальный труд «Наставление для изучающих хирургию в анатомическом театре». Этот труд отлично отражал его солидный хирургический опыт и оправданно стал первым русским учебником хирургии. Хирургию Бидлоо считал неотъемлемой частью медицины и на деле подтверждал примат медико-хирургической подготовки будущих врачей. В соответствии с этим хирургия, учил он своих слушателей, это «предмет, созданный опытом, на основе познания и изучения хорошо сложенного человеческого тела, для восстановления и сохранения неестественно измененного случайными болезнями тела и красоты его, что достигается приложением рук извне, применением внутрь лекарств, а также инструментов».Считал, что к хирургии относится и «химия» (приготовление медикаментов в зависимости от особенности болезни), и «ботаника» (знание растений, цветов, корней, пригодных для приготовления лекарств).



Интересно определение, которое Бидлоо давал хирургу: «Хирург должен быть не слишком молод или стар, хорошо изучивший теорию науки и имеющий опыт в своем искусстве. Он должен обладать рассудительным умом, острым зрением, быть здоровым и сильным. Во время операции

быть внешне безжалостным, не сердитым, способным, славным, трезвым. Хирург не должен быть своенравным, дабы не слишком спешил при операции и по своей опрометчивости не бросал операцию посредине, не сердился на сказанное больным. Еще должен быть проворным, чтобы уверенно начинать операцию, не ленивым, а деятельным. Далее, чтобы хирург не гневался на больного, а старался расположить его к себе. Если надежда на спасение превышает опасность, тогда надо делать операцию. Но если опасность больше, то следует воздержаться от операции. Никогда не приступать к операции ради наживы, а лечить болезни по призванию. Далее, хирург не может начинать операцию, не посоветовавшись с коллегой или человеком, сведущим в этом искусстве».

В самом начале он давал представление о хирургической операции, которая, по его словам, есть «хирургическое вмешательство, сознательно и научно применяемое на больных частях человеческого тела, осуществляемое для сохранения, восстановления и красоты его и включающее четыре вида. 1. Соединение, чтобы срослось разъединение. 2. Разделение, когда что-то, неестественно сросшееся, должно быть вскрыто и разделено. 3. Удаление, когда что-то вросшее в тело было бы отрезано и отделено. 4. Протезирование - восстановление чего-либо недостающего. Эти вышеназванные вмешательства, или операции, производятся на мягких или твердых частях, снаружи и внутри».

Бидлоо подробно объяснял особенности каждого вида этих операций. Так, операции соединения он подразделял на сопоставление, достигаемое соединением разъединенных частей пластырями, подушечками, повязками, и шов, который накладывается на брюшину, желудок и т.д.



Операции разделения включали разрез, пункцию, прободение и прижигание; операции удаления - экстракцию щипцами, ремнями и другими способами, вырезание, разрез.

Операции протезирования предполагали возмещение (например, изготовление искусственной ноги), восстановление функции (например, приготовление золотой пластинки при сифилитическом поражении нёба), сохранение красоты (искусственный глаз, зубы), изменение неестественного строения (исправление начинающегося горба). Эти представления о различных оперативных вмешательствах, которые, скорее всего, производил и сам Бидлоо, вполне соответствовали передовому уровню тогдашней хирургии. Особое внимание в труде Бидлоо уделялось пиротехнии - использованию в хирургической практике различных прижиганий

ЩЕПИН И ШЕИН

К. И. Щепин (1728 - 1770) прожил короткую, но яркую и трудную жизнь. Он родился в Котельниче (ныне Кировская область). Окончив Вятскую семинарию в 1742 г., 14-летний подросток почти пешком добрался до Киева, чтобы учиться в Киево-Могилянской Академии. В дальнейшем он продолжил образование в Падуе и Лейдене, где в 1758 г. защитил докторскую диссертацию ("О растительной кислоте"). В ней рассказывается о значении диеты и растительных кислот пищи для здоровья и долголетия. Основой суждения ученого явились наблюдения за образом жизни крестьян и солдат России, а также опыт народной медицины. Физический труд, растительная пища, содержащая кислоты, и квас, благоразумное и редкое употребление мяса — вот что, по Щепину, способствует долголетию. Особое значение он придавал умеренному питанию и пище, содержащей растительные кислоты. Представляет интерес учение доктора о профилактике цинги и лечении больных этой болезнью. В то время наука не располагала знаниями о витаминах и их физиологической роли. Щепин подметил, что крестьяне России, употребляя зимой квашеную капусту, ржаной хлеб и настой хвои, не болеют цингой. Доктор полагал: содержащаяся в них растительная кислота предупреждает болезнь. На этой основе он предложил метод лечения и профилактики цинги.

К. И. Щепин разработал научные основы преподавания медицинских наук, создал программы по анатомии, патологии, хирургии. Особое внимание уделял анатомической подготовке врачей. Первый, русский по национальности, профессор-анатом К. И. Щепин ввел преподавание на русском языке, ориентируя учащихся на прочную клиническую вооруженность. Его девизом было "только тому обучать, что при практике можно использовать"*. Впервые использовал в своих лекциях данные по микроскопической анатомии. Читая курс анатомии на родном языке, Щепин впервые ввел русские, причем образные, анатомические термины. Например, сосцевидный отросток височной кости назвал “титишным”, пазухи — “норами”, основную кость — “седельной” и т. д. Впервые в истории учебных заведений ввел обязательное изучение анатомии на трупах и патологоанатомическое вскрытие трупов,изготовил анатомические преп-ты,ввел практику в аптеках. Преподавание хирургии поставил на анатомо-топографическую основу с отработкой всех операций на трупах. Ввел повторение пройденного материала с проверкой знаний за неделю и ежемесячные экзамены по каждой науке вместо существовавших экзаменов за треть года. Такая постановка основательно закрепляла знания учащихся. Будущий врач, по Щепину, должен получить в школе знания и навыки, необходимые для практики.Опровергал диктанты-расск.то ,что знал.»больных нельзя лечить по шаблону» объед-л анат и хир-ю

Мартын Ильич Шеин (1712-1762) происходил из людей простого звания и был сиротой. Учился он в Петербурге в архиерейской школе для сирот, которую основал и содержал за свой счет Феофан Прокопович. официально оформил свою принадлежность к медицине - сдал экзамены и получил звание подлекаря, при этом экзаменаторы особо отметили его «изящество в работах анатомии». В 1745 г. Шеин стал лекарем, сохранив за собой на некоторое время и статус рисовального мастера, а в 1758 г. его произвели в штаб.Он создатель 1го отечественного атласа анатомии . Он же в 1757 г. перевел на русский язык «Сокращенную анатомию» Гейстера, которая стала первым в России руководством по анатомии на русском языке. Его перевод на русский язык терминов положил начало созданию русской анатомической терминологии, которая до него не существовала

ШУМЛЯНСКИЙ

А. М. Шумлянский (1748-1795) был видным отечественным врачом . А. М. Шумлянский исследовал строение почечной ткани, впервые описал капсулу, которая окружает мальпигиевы клубочки и которой за рубежом неправильно присвоили имя Боумена. защитил диссертацию «О строении почек».. В своей диссертации А. М. Шумлянский описал особенности гистологического строения почек: извитые канальцы, сосудистые клубочки, капсулу, окружающую клубочек, доказал наличие прямой связи между артериальными и венозными капиллярами («шерстистыми ворсинками»). Тем самым он окончательно доказал существование замкнутого круга кровообращения, исключив гипотезу о «промежуточных пространствах». Установил наличие артерий и вен в оболочках и мозговом веществе почек, показал окончание артерий в сосудистых клубочках, прерывающих путь крови из артерий и вены. Шумлянский опроверг теорию Фредерика Рюиша, согласно которой почечные капилляры сообщаются с почечными канальцами.

В основе труда было положение о том, что человек и его жизнь является самым сложным образованием природы и что человеческий организм - наиболее важный объект естествознания.Метод инъекции сосудов Шумлянского — предложенный А. М. Шумлянским метод инъекции внутриорганных сосудов раствором резины в спирте.

БУШ

- основоположник,выдающийся хирург первой русской научной хирургической школы, Сын отставного солдата, медицине он учился в Кронштадтской госпитальной школе и Калинкинском медико-хирургическом институте, был военно-морским врачом, прозектором и оператором Кронштадтского адмиралтейского госпиталя. Став руководителем кафедры хирургии, И.Ф. Буш начал читать лекции не на латыни, а на русском языке, и сразу же обнаружил стремление поставить преподавание хирургии на практическую, клиническую основу. В 1806 г. он основал первую в России хирургическую клинику, по сути дела, палату в госпитале на 13 кроватей, через год в ней было уже 30 кроватей. Это позволило Бушу проводить клиническую подготовку студентов по хирургии. Его главный труд («Руководство к преподаванию хирургии») впервые был издан в 1807 г. Три тома этого «Руководства» были посвящены соответственно общей, частной и оперативной хирургии. В течение трети века «Руководство» Буша являлось основной книгой, по которой обучались хирургии русские студенты и врачи. Это был капитальный научный труд, в котором обобщались новейшие достижения хирургии, в том числе достижения и научно клинический опыт самого И.Ф. Буша. И. Ф. Буш — основоположник первой русской хирургической школы и отечественной травматологии. Он является автором более 40 научных работ

В первой части «Руководства», посвященной общей хирургии, Буш анализировал важнейший патологический процесс - воспаление, подробно описал симптоматику воспалительных заболеваний и наиболее рациональные способы лечения. В «Руководстве ...» была детально описана клиническая симптоматика разнообразных опухолей: липом («тучный нарост»), кист («мешочная опухоль»), сарком («мясной нарост»), гемангиом («губчатая кровяная опухоль»), рака, скирр и др.

Была детально описана клиническая симптоматика разнообразных опухолей. Рекомендовались как консервативные, так и особенно оперативные, но щадящие методы лечения. Много места отводилось ранам.

И.Ф. Буш внес важный вклад в развитие травматологии: ему, в частности, принадлежат ценные рекомендации начинать движения в суставах через две недели после повреждения, т.е. проводить раннее функциональное лечение. Всесторонне разобрал Буш вопросы лечения переломов и вывихов костей, в том числе огнестрельных переломов. Много внимания он уделил кожным, отоларингологическим, глазным, стоматологическим, гинекологическим и урологическим заболеваниям - все они входили тогда в хирургию. Основываясь на собственном опыте, И.Ф.Буш подробно описал все известные тогда формы гангрены -госпитальную, старческую и др.

 

ЗЫБЕЛИН

Видный российский ученый, педагог, первый русского профессор медицины Московского университета, действительного члена Российской академии наук (1784), сыгравшего важную роль в развитии гигиены в России, обучался медицине в Кенигсберге (Пруссия), а затем в одном из лучших университетов Европы того времени - Лейденском (Голландия), особенно славившемся в XVIII веке постановкой медицинского образования

Сознавал значение наглядности и практики в преподавании медицины, С. Г. Зыбелин начал сопровождать свои теоретические лекции демонстрацией экспериментов, а клинические - разбором больных. Именно с именем С. Г. Зыбелина связано в истории преподавания медицины в Московском университете два коренных начинания: показ эксперимента при чтении курса физиологии и патологии и демонстрация больных при чтении клинических лекций. В течение 40 лет (с 1764 до 1804 год) Московский университет не имел своих клиник. Практическое изучение медицины было оторвано от лекционного курса. Лекции по клиническим дисциплинам почти до конца XVIII века читались без показа больных. С.Г. Зыбелин был в университете первым профессором терапии, который в последнее десятилетие XVIII века ввел практические клинические занятия, "показывал разные случаи всяких болезней, упражнял как в распознавании болезней, так и в предусматривании следствий от них, присовокуплял притом и лечение оных" Зыбелин Семен Герасимович положил начало учению о профилактике болезней, указал в 1777 г. на важное значение телосложения в развитии и течении заболеваний. Большое значение он придавал вопросам гигиены быта, широко пропагандировал применение естественных факторов природы для закаливания и лечения организма. Письменное наследие Зыбелина состоит из 8-ми "Слов", произнесенных им в торжественных собраниях университета. В этих "Словах" говорится о применении науки к жизни, к нуждам и потребностям человека.

Рассуждая о происхождении человеческого организма, С. Г. Зыбелин высказывает предположение, что в природе все твердые тела некогда были жидкими. Плотность и твердость возникали постепенно, по мере потери теплоты. В качестве доказательства положения, что «все имеет рождение от жидкости», Зыбелин указывал на образование «плев» в крови, камней в желчном пузыре, а о живых существах писал: «... в начале рождения своего не что иное все были, как только одна капля жидкости». Почему жидкое тело становится плотным? Зыбелин считал, что все превращения есть результат действия «притягательной силы». И жизнь, и здоровье, по Зыбелину, возникают в результате взаимного движения твердых и жидких частиц. В клиническом учении Зыбелина основным было предупреждение болезней путем воздействия на организм режимом, улучшением санитарных условий жизни. Разработал ряд способов предупреждегния оспы,автор практических советов врачам-акушерам,основ-к педиатрии. .Зыбелин — один из организаторов борьбы с эпидемей чумы в Москве. Разработал важные практические меры по борьбе с оспой, лечению детских болезней закаливанием организма. Одна из самых знаменитых гигиенических работ Зыбелина — «Слово о вреде, проистекающем от содержания себя в теплоте излишней»

 

БАРСУК-МОИСЕЕВ

Барсук-Моисеев (Мойза) Фома Иванович - врач, переводчик. Первоначальное образование получил в Киево-Могилянской академии, где обучался философским наукам и иностранным языкам. После защиты диссертации "De respiratione" (о дыхании) был удостоен степени доктора медицины.Барсук-Моисееву принадлежит оригинальное сочинение «О превосходном блаженстве человеческом; философское рассуждение, Священным Писанием подкрепляемое» (1785), опубликованное под именем Фомы Мойзы и представляющее собой религиозно-мистический трактат, в котором ставятся проблемы происхождения и сущности человеческой природы и духа, содержания философских категорий; при этом рассуждения автора подкрепляются морально-этическими наставлениями. Барсук-Моисеев преподавал физиологию, патологию, терапию, семиотику и диететику, придерживаясь руководств Блуменбаха и Лудвига.

- 4) "Новый безопасный и весьма удобный способ лечить каменную болезнь, скорбут или цинготную болезнь, подагру, -труды

Сочинения:

  1. О превосходном блаженстве человеческом; философское рассуждение, Св. Писанием подкрепляемое
  2. Детский лечебник, сочинение в пользу детей написанное
  3. Путь к здоровью или наука сохранять свое здоровье.
  4. О влиянии воздуха, времен года и метеоров на здравие человеческое.

1) „О превосходном блаженстве человеческом; философическое рассуждение, подкрепленное Св. Писанием“.

2) Г. Гамбергер, „Способ лечить болезни“

3) Иоанна Рубелия, „Медицинская практика или наставление лечить болезни, по большей части случающиеся в общежитии“; перевод с лат. яз.

4) „Новый безопасный и весьма удобный способ лечить каменную болезнь, скорбут или цинготную болезнь, подагру, глисты, сухотку, чахотку и проч.; соч. Нафанаила Гулме, с прибавлением способа лечения от ядов всякого рода, взятого из соч. Соломона де Мецы“; перевод

5) Максимилиана Лохера „Практические наблюдения, которые производил он в больнице св. Марка над любострастною болезнью“; перевод с лат. яз.

6) „Надежные и удобные средства познавать и лечить кровавую харкотину, харканье кровью, кровавую рвоту и икоту“; из соч. Рудольфа Фогеля; перев. с лат.

7) „Путь к здоровью или наука сохранять свое здоровье“; перев. с франц. яз. 2 части

8) „Полный и всеобщий лечебник“ перевод с латин. яз. соч. Фридрикса Рибеля, 7 частей, с 24 анатомическими фигурами

9) „Описание целительного декокта Рихарда Ловера“, перев. с лат.

10) „Детский лечебник, соч. славного монтпельского врача. в пользу детей написанное“, перев. с лат., 2 части

11) „Слово о причинах и действиях страстей душевных, также о способе умерять и укрощать оные для благополучной и спокойной жизни“; перев. с лат. соч. Михаила Окидиана

 

САМОЙЛОВИЧ

Данила с.-Выдающийся русский украинский врач, основатель эпидемиологии в Русской империи. В это время в России шло значительное улучшение медицинской школы. Менялась методика преподавания, образование отходило от схоластического (не проверяемого опытом) пути, и все чаще будущих врачей обучали непосредственно у постелей больных. Даниил Самойлович, подобно остальным лекарским ученикам, перевязывал раны, дежурил по госпиталю, ставил шпанские мушки и пиявки, разносил назначенные доктором лекарства, слушал лекции в анатомическом театре и присутствовал при изготовлении медицинских препаратов.

Следуя за полком, занимался изучением распространения чумы. Он пришел к выводу, что болезнь разносится через контакт с больным, а не по воздуху. Следующим этапом врача стал поиск способов борьбы с эпидемией, охватившей к тому времени Молдову, Украину, Москву. Первый использовал микроскоп,с его помощью пытался узнать возбудителя чумы.Составил 1ое подробное клиническое описание чумы.Самойлович предложил делать противочумные прививки. А когда при монастыре была открыта больница для чумных, Самойлович начал внедрять первые методы эпидемиологии: сортировал больных, выдал медперсоналу специальные халаты и обувь, ратовал за профилактические меры при транспортировке больных. Конечно, во время исследований, врач и сам не избежал болезни – трижды он заражался чумой, но выжил. Большая заслуга Самойловича в том, что он разработал систему противоэпидемических мероприятий: изоляция заразившихся больных, специальная одежда для медперсонала, профилактические мероприятия при транспортировке больных, большая премия за сдачу зараженных вещей — вот лишь несколько из предложенных учёным противоэпидемических мер.

Кроме этого, Самойлович писал диссертацию по акушерству. В 1778 году вышло его пособие «Городская и деревенская повивальная бабка». Врач состоял в 12 зарубежных Академиях наук, но отечественные правители относились к нему всегда прохладно. Однако в истории русской медицины Самойлович по праву считается одним из основателей отечественной эпидемиологии.

 

РЕФОРМЫ КОНДОИДИ

Кондоиди Павел Захарович русский врач, один из организаторов медицинской службы русской армии,

Став во главе медицинской канцелярии (1753), П.З. Кондоиди провел реформу медицинского образования: были введены семилетнее обучение, экзаменационная система, клиническое изучение больных (составление истории болезни и пр.); в программу преподавания вошли физиология, женские и детские болезни, акушерство. Стремясь к тому, чтобы преподавание М. в русских школах не отставало от европейских унтов, П.З. Кондоиди в 1761 г. добился направления для усовершенствования в университеты Европы десяти лучших выпускников, которые вскоре защитили докторские диссертации и, возвратившись в Россию, стали воспитателями новых поколений отечественных врачей. С именем П.З. Кондоиди связаны также создание в 1756 г. первой русской медицинской библиотеки, организация школ повивального искусства, по его настоянию из-за границы начали выписывать учебные пособия и иностранные медицинские журналы.

В 1786 г. была проведена новая реформа медицинского образования. Госпитальные (медико-хирургические) школы были отделены от госпиталей, при которых они состояли, и преобразованы в самостоятельные учреждения — медико-хирургические училища. В этих училищах теоретическое обучение было усилено за счет практического, преобладавшего в госпитальных школах.

Создал первый в России подвижной (походный) госпиталь, ввёл специальное образование для акушерок, учредив школы "бабичьего дела" в Москве и Петербурге (1757), расширил и углубил программу обучения в госпитальных школах, регламентировал обязательное вскрытие трупов при обучении анатомии и усовершенствовал прозекторское дело; осуществил посылку для усовершенствования русских лекарей за границу, в результате чего были созданы отечественные кадры преподавателей высшей медицинской школы, составил первую русскую фармакопею для полевых аптек и военных врачей. Учредил учёные врачебные совещания (первое в России медицинское общество), организовал при Медицинской канцелярии первую публичную медицинскую библиотеку. установил их программы, точные сроки обучения и порядок экзаменов,запретил телесные наказания, издал первый русский список врачей, учредил акушерские школы (школы «бабичьего дела») в Петербурге и Москве (1757).

с 1758 г. в Москве существовала акушерская школа (впоследствии преобразованная в Повивальный институт при Московском императорском воспитательном доме), руководимая профессором-акушером Иоганном Фридрих Ом Эразмус с титулом "доктор бабичьего дела".

помимо анатомии обя­зательными предметами становятся физиология, акушерство и женские болезни. В 1786 г. госпитальные школы переименова­ны в медико-хирургические училища, затем в академии, к 1798 г. уже было выпущено 3000 врачей.

Добился установления профессорских должностей в госп.шк.

 

ОСОБЕННОСТИ ВЫСШЕГО МЕД.ОБРАЗОВАНИЯ-18 В.

Госпитальные школы. перваяМоск.госп шк-1707.Пример доктора Бидлоо. Решено было открыть в стране новые госпитальные школы - две в Петербурге, при сухопутном и адмиралтейском госпиталях и одну в Кронштадте, при адмиралтейском госпитале. В 1736-1737 гг. в этих госпиталях ра- ботал шотландский хирург Джон Кук.

В подготовке врачебных кадров и развитии практической медицины в России XVIII в. большую роль сыграли госпитальные школы (1707), открытые на базе госпиталей, и медицинский факультет Московского университета (1764).

Первая госпитальная школа была открыта при постоянном сухопутном госпи­тале в Москве (1707), руководить которой был назначен голландский врач Николай Бидлоо, «ближний доктор его царского величества»,2 ученик Г.Бургава, племянник анатома, атласом которого пользовался сам Петр I. Открытие госпиталя и школы является частью реформ первой четверти XVIII века, проводимых в России в области государственного управления, экономики и культуры. Такие школы были открыты на базе и других госпиталей.

В 1754 г. П. 3. Кондоиди был разработан и утвержден новый учебный план, по к-рому на 1-м и 2-м годах обучения в Г. ш. изучались анатомия (с элементами гистологии), фармация и рисование; на 3-м году к этим предметам прибавлялась физиология; на 4-м изучались физиология и патология (включая патологическую анатомию); на 5-м и 6-м— физиология, патология, оперативная хирургия и проводилась медикохирургическая практика. На 7-м учащиеся проходили клин, практику в госпитале и изучали в аптеке приготовление лекарств. Ученики в Г. ш. изучали также судебную медицину, а с 1763 г. акушерство, женские и детские болезни.

Учащиеся присутствовали на вскрытиях. В первые годы существования в школах остро чувствовался недостаток пособий. в русских госпитальных школах обучение носило практический характер, проводилось в значительной мере у постели больного, стали вестись прообразы истории болезни – «скорбные листы»

Для получения звания лекаря, после прохождения общеобразовательной подготовки (славяно-греко-латинская академия или духовное училище), в госпитальной школе необходимо было учиться 5-7, а иногда и 11 лет. В программу преподавания были включены все теоретические и практические медицинские дисциплины в большем объеме, чем на медицинских факультетах иностранных университетов. Через 3 года после сдачи экзаме­нов ученику присваивалось звание подлекарь (среднее между врачом и фельдшером), а по окончании седьмого года подлекаря производили в ле­кари. Обучение проводилось на практике, в больничных палатах.

В каждой госпитальной школе был анатомический театр с музеем, библиотека, ботанические огороды.Среди анатомических препаратов были препараты и с пато­логией зубочелюстной системы, а среди инструментов были инструменты для проведения зубоврачебных опера­ций (на голове, губах, деснах, языке). В библиотеках госпиталей были книги и диссертации по вопросам зубоврачевания.

Учащиеся Г. ш. вели записи наблюдений у постели больных. проверки знаний учащихся проводились экзамены как в течение курса, так и при выпуске из школы. Требовалось показать не только достаточную теоретическую подготовку, но и усвоение практических навыков (демонстрация анатомических препаратов и хирургических инструментов, накладывание повязок на фантомах и больных, производство операций на трупах, прописывание рецептов, приготовление лекарств).
В 1710 году Н.Л.Бидлоо написал труд «Наставление для изучающих хирургию в анатомическом театре», содержание которого позволяет судить о первой программе преподавания научной хирургии в России. «Наставления» состоят из 4-х частей: часть I названа в точном соответствии с оригиналом рукописи, состоит из нескольких глав и начинается с определения понятия «хирургия»: « это предмет, созданный опытом, на основе познания и изучения хорошо сложенного человеческого тела, для восстановления и сохранения неестественно измененного случайными болезнями тела и красоты его, что достигается приложением рук извне, применением внутрь лекарств, а также инструментов».

Н.Л.Бидлоо относит к хирургии анатомию, химию, ботанику и четыре вида оперативных вмешательств: соединение, разделение, удаление, протезирование. Заключительная часть этой главы представляет своеобразный свод хирургической деонтологии, значение которого трудно переоценить. Остальные главы - это перечисление приемов оперативной техники, в т. ч. и на сосудах. Часть II рукописи представляет описание хирургических операций «от головы до пят», а также показания и противопоказания к ним. Часть III состоит из глав, посвященных лечению болезней костей, в частности рахита, а также лечению сифилиса. Часть IV включает в себя индексы, или каталог анатомических предметов. По «Наставлениям» Н.Л.Бидлоо учащиеся обучались в госпитальной школе.

Характерными особенностями госпитальных школ XVIII века являлись: высокий общеобразовательный уровень учащихся, приходивших из учебных заведений духовного ведомства, знание латинского языка, философии, трудов греческих и римских писателей и философов, демократическое происхождение.

Врачи, получившие образование в госпитальных школах, занимали ведущее место в русской медицине, некоторые из них стали преподавателями в этих школах, а позднее в университете.

К концу XVIII в. в связи с возрастанием требований к подготовке врачебных кадров, госпитальные школы были преобразованы в медико-хирургические училища (1786), а затем в медико-хирургические академии (1798) в Петербурге и Москве с более обширными программами и новым учебным планом.

Медицинский факультет был открыт в 1764 ,не было клинического преопдавания,анатомии,вскрытия

МЕДИКО-ХИРУРГИЧЕСКИЕ УЧИЛИЩА — высшие медицинские учебные заведения, существовавшие в России в конце 18 в. и готовившие врачей для армии, военно-морского флота и гражданской службы. М.-х. у. возникли в результате реорганизации госпитальных школ в 1786 г. и находились в ведении медицинской коллегии . Было создано три М.-х. у.— Московское, Петербургское и Кронштадтское. Существовавшее с 1783 г. в Петербурге Калинкинское М.-х. у., преподавание в к-ром велось на нем. языке, было ликвидировано в 1802 г., не сыграв существенной роли в развитии мед. образования и науки в России; учащиеся были переведены в медико-хирургическую академию

Каждое училище имело три кафедры: 1) анатомии, физиологии и хирургии; 2) патологии, терапии и мед. практики; 3) ботаники, materia medica (лекарствоведение) и химии. Имелись курсы рисования и латинского языка. В 1787 г. во всех М.-х. у. была организована четвертая кафедра — акушерства, женских и детских болезней, а с 1793 г. введено преподавание математики и физики. Учащихся в училища набирали гл. обр. из воспитанников духовных семинарий; после двух лет обучения им присваивалось звание подлекаря, а по окончании полного курса обучения (7 лет) — лекаря. В 1795 г. было утверждено разработанное С. С. Андреевским и Я. О. Саполовичем «Предварительное постановление о должностях учащих и учащихся», согласно к-рому был установлен пятилетний срок обучения. На первых трех курсах изучались математика, физика, химия, ботаника, анатомия, физиология, materia medica, рецептура, патология, терапия, хирургия и секционный курс. Окончание их давало право на звание подлекаря. На четвертом курсе изучались хирургия и акушерство. После сдачи экзаменов четвертого курса учащимся присваивалось звание кандидата хирургии. На пятом году обучения учащиеся обязаны были сделать четыре крупных операции на трупе и приготовить два анатомических препарата, кроме того, учащиеся дежурили в клинической палате, вели больных, имели под наблюдением учащихся третьего года обучения, представляли на рассмотрение профессора составленные самостоятельно истории болезни. По окончании полного курса выпускникам присваивалось звание лекаря (см.).

Наибольшее значение придавалось наглядности обучения. Так, профессору химии и ботаники предписывалось «производить перед глазами их учащихся действия на опытах, о котором говорил перед тем на словах»; профессору физиологии — «изъяснять физиологию во всей ее подробности, которая не только словами, но произведением физиологических опытов над живыми скотами сопровождаться долженствует». Профессора избирались «ученым собранием»; кандидат на должность профессора обязан был представить оригинальную научную работу, прочитать пробную лекцию на русском языке и ответить на вопросы по своей специальности. Для подготовки к профессорской должности при кафедрах устанавливались должности адъюнкта.

в медико – хирургических училищах устанавливался пятилетний срок обучения. Учащиеся первых трех курсов изучали общеобразовательные предмет, а также анатомию, рецептуру, физиологию, хирургию, окулистику и другие специальные дисциплины. На четвертом и пятом курсах были, в основном, практические занятия и дежурства в клинических палатах госпиталей. После успешной сдачи экзаменов выпускники училища получали звания лекарей.

В этих специализированных медицинских учебных заведениях была хорошая материальная база: анатомические театры, физические и химические лаборатории, ботанические сады, обширные библиотеки. Теоретическая подготовка учащихся сочеталась с медицинской практикой, что позволяло им сразу после окончания училищ выполнять обязанности лекарей и фармацевтов в полном объеме. Многие выпускники отправлялись на службу в русскую армию и на флот, которые в ходе почти постоянных войн и конфликтов несли людские потери.

 

Калинкинский унверситет. В Петербурге существовало еще одно медицинское учреждение, предназначенное для облегчения получения лекарских дипломов детьми иностранцев, проживавшими в России. Это был Калинкинский медико-хирургический институт. Он был организован в 1783 г., преподавание там велось на немецком языке, и только акушерство читалось параллельно на русском и немецком языках. Практику слушатели проходили в родильном отделении Калинкинской больницы на 20 коек, которое являлось по сути первой в России акушерской клиникой.

При царствовании Екатерины II, в 1789 году, был дан Устав повивальным бабкам, по которому к "бабьичему занятию" допускаемы были только испытанные в знаниях и принесшие особую Присягу. Требовались от них также доброе поведение, скромность, неболтливость и трезвость - "дабы во всякое время в состоянии были дело свое исполнять". Важно отметить, что присяжные бабки "недостаточным родильницам" должны были "услуживать безденежно"...

 

 

БИДЛОО

Николай Ламбертович Бидлоо (1670-1735) родился в Голландии, в Амстердаме, в культурной, образованной семье; его отец Ламберт Бидлоо был аптекарем и ученым-ботаником, членом Амстердамского медицинского общества, вг. защитил диссертацию на тему «О задержке менструаций», стал доктором медицины и до 1702 г. занимался медицинской практикой в Амстердаме

С именем Н. Л. Бидлоо связано становление высшего мед. образования в России. Он в 1705 г. создал в Москве анатомический театр, где проводил вскрытия и вел занятия с врачами.

С 1706 г. и до конца жизни был главным доктором основанного Петром I «Московского гошпиталя» (ныне Главный клинический военный госпиталь им. акад. H. Н. Бурденко) и руководителем открытой при нем госпитальной школы .Бидлоо преподавал в школе анатомию на трупах и хирургию по программам, изложенным в 1710 г. в его рукописном труде («Наставление для изучающих хирургию в анатомическом театре»). По теоретической хирургии изучались: опухоли, высыпания, раны, переломы, вывихи, а из практической хирургии — 132 операции «от головы до пят». Он оставил рукописные учебники:» («Зерцало анатомии»), («Анатомический театр») и («Сокровище медико-практических лекций»).

Бидлоо, был хорошо знаком с проблемами хирургии и хирургической помощи. Как руководитель госпитальной школы, он с самого начала большое внимание обращал на науки, которые призваны были сформировать у молодых медиков практические навыки, мышление врача и хирурга.






Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.023 с.