Диктант – одна из основных форм проверки орфографической грамотности. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Диктант – одна из основных форм проверки орфографической грамотности.

2017-06-19 451
Диктант – одна из основных форм проверки орфографической грамотности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Текс учащимся диктуется так, как он напечатан в образце, т.е. если в образце есть числительные и они указаны числами, то и учащиеся должны написать их числами, если в образце указаны прописью, то и учащиеся пишут их прописью.

2. Название диктанта записывается с большой буквы. Точка после названия не ставится.

3. Автор текста (если таковой указан) записывается в конце диктанта в скобках, так как это указано в образце. Указание автора обязательно. После скобок точка не ставится.

 

Критерии оценки диктанта.

При оценке диктанта следует учитывать следующие параметры:

1. грамотность написания текста;

2. аккуратность работы.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических

ошибок.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических ошибок и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

 

1. При оценке диктанта, изложения (сочинения) исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки;

· в переносе слов;

· на правила, которые не включены в школьную программу;

· на ещё не изученные правила;

· в словах с непроверяемыми гласными и согласными, над которыми не проводилась специальная работа;

· в передаче авторской пунктуации.

2. Исправляются, но не учитываются описки, неправильное написание, искажающие звуковой облик слова.

3. Важно учитывать характер ошибки (грубая ошибка или негрубая). К негрубым относятся ошибки:

· в исключениях из правил;

· в написании слитного или раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

· в случаях раздельного и слитного написания НЕ с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

· в написании Ы и И после приставок;

· в случаях трудного различения НЕ и НИ;

· в собственных именах нерусского происхождения;

· в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

· в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

4. Необходимо учитывать повторяемость ошибок: если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

5. Учитываются однотипные ошибки (однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических и фонетических особенностях данного слова): первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая последующая подобная ошибка учитывается самостоятельно.

ПРИМЕЧАНИЕ: Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму.

6. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

7. При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.

 

7.

Требования к оформлению сочинения

 

1. Тема сочинения записывается без кавычек. Исключения составляют те темы, названия которых представляют собой цитату.

2. Эпиграф (прозаический и стихотворный) записывается в правой стороне листа, в кавычки не заключается. Фамилия автора строк, взятых эпиграфом, записывается строкой ниже и не заключается в скобки. Если автор сочинения хочет указать ещё и название произведения, из которого взят эпиграф, то это название следует писать в кавычках в той же строке, что и фамилию автора, поставив после фамилии запятую. Эпиграф пишется по – желанию.

3. Слово План пишется после эпиграфа, если таковой имеется, или же сразу после темы, посередине строки. После слова План не ставится точка. План в сочинении обязателен!

4. План состоит из трёх частей: вступления, основной части, заключения, которые обозначаются римскими цифрами.

После римских цифр ни точка, ни скобка не ставится. Основная часть должна быть развёрнута, то есть содержать не менее трёх пунктов, обозначенных арабскими цифрами (без скобок), после которых ставится точка (например: 2.1., 2.2.).

Пункты основной части (один, два или все) также могут быть развёрнуты, то есть иметь подпункты, обозначенные буквами, после которых ставится скобка (не менее двух подпунктов). Если сочинение большое по объёму, то развёрнутыми в плане могут быть и вступление, и заключение.

5. При переносе формулировки частей сочинения, пунктов или подпунктов на следующую строку место под римскими, арабскими цифрами, буквами остаётся свободным.

6. После формулировки любой из частей сочинения ставится точка. Следующая формулировка пишется с заглавной буквы. Так же расставляются знаки препинания и при написании формулировок пунктов основной части, вступления, заключения, не имеющих подпунктов. Если же пункт (пункты) имеет (имеют) подпункты, то после формулировки такого пункта ставится двоеточие, а после формулировок подпунктов точка с запятой. Формулировки подпунктов в этом случае пишутся со строчной буквы. После формулировки последнего подпункта ставится точка, и формулировка следующего пункта или следующей части начинается с заглавной буквы.

7. Формулировки частей сочинения, пунктов должны нести максимум информации, которую можно заключить в короткой фразе, поэтому в плане недопустимы формулировки типа «Стихотворение А.Блока «Незнакомка», «Образ Настёны», так как они расплывчаты и представляют собой скорее тему сочинения, а не пункт плана. Исходя из замысла сочинения, следует сделать формулировки более ёмкими, например «Размышление А.Блока о боли и сострадании в стихотворении «Незнакомка», «Образ Настёны – нравственный идеал повести Г.Распутина «Живи и помни».

8. В формулировках плана недопустимы глаголы в любой форме, кроме формы инфинитива. Нельзя писать: «А.Пушкин является гордостью не только русского народа, но и всего человечества». Следует сформулировать пункт плана таким образом: «А.Пушкин – гордость не только русского народа, но и всего человечества».

9. Нежелательны в формулировках плана вопросительные предложения.

10. Если автор составляет цитатный план или использует цитаты в некоторых формулировках, то следует цитату заключить в кавычки, а фамилию автора записать после цитаты и заключить её в скобки.

11. В соответствии с планом в сочинении должны быть выделены абзацы (части и пункты).

12. Сочинение пишется после плана с красной строки.

13. Даты в сочинении следует писать цифрами: век – римскими, год, число – арабскими, любые другие числительные рекомендуется писать прописью. Записывать век арабскими цифрами не следует, хотя такая запись не является поводом для снижения отметки за сочинение.

14. При оформлении цитат следует руководствоваться пунктуационными правилами, изложенными в учебнике русского языка. Поэтические цитаты, в которых сохраняется стихотворная строка, записываются посередине листа и без кавычек.

15. Сочинение должно быть написано аккуратно разборчиво.

 

Основные требования к сочинениям

 

1. Содержание сочинения должно соответствовать теме.

2. Полнота раскрытия темы является одним из основных критериев оценки сочинения.

3. Основная мысль сочинения должна прослеживаться во всех его частях.

4. Части сочинения должны быть соразмерны, то есть вступление и заключение, вместе взятые, не должны превышать ¼ части работы.

5. План в сочинении обязателен, его отсутствие является поводом для снижения оценки за содержание работы.

6. Преимуществом работы следует считать умение автора сопоставлять героев разных произведений, проводить аналогии, использовать в сочинении цитаты, привлекать для доказательства своих мыслей фольклорный, литературный и литературоведческий материалы, критические статьи – то есть всё, что демонстрирует широту кругозора, глубину знаний автора сочинений, оригинальность его мышления.

7. Цитаты, использованные в сочинении, должны быть введены таким образом, чтобы был ясен их исток. При этом цитата должна подтверждать или продолжать мысль автора сочинения, а не повторять её.

8. Сочинение должно быть личностным, оригинальным, то есть в нём должна прослеживаться авторская оценка описываемого.

9. Содержание должно излагаться последовательно, логично.

10. Работа должна отличаться стилевым единством и выразительностью речи (при оценке сочинения учитываются богатство словаря и разнообразие языковых конструкций, грамматического строя речи, яркость, образность, живость, эмоциональность в изложении материала).

11. В сочинении не должно быть фактических ошибок, связанных с биографией писателя, историей создания произведения, историческими событиями, героями и т.д.

12. Повторение слов в слово предложений, фраз, абзацев и т.д. из вступительных статей к книгам писателей, критической литературы, учебников, литературоведческих статей недопустимо, если это не цитата, оформленная по всем правилам синтаксиса.

13. Недопустимо списывание сочинения из тех сборников, которых так много издаётся в последнее время.

14. Эпиграф к сочинению желателен, но не обязателен.

 

 

Нормы оценки сочинений

Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность.

Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

· соответствие работы ученика теме и основной мысли;

· полнота и глубина раскрытия темы;

· правильность фактического материала;

· последовательность, логичность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитываются:

· разнообразие словаря и грамматического строя речи;

· стилевое единство и выразительность речи;

· число речевых недочётов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных, грамматических.

Объём сочинения:

9 класс – 3-4 страницы;

ЭССЕ. СТРУКТУРА ЭССЕ

Жанр эссе находится в постоянном развитии и становится особенно востребованным в настоящее время, когда обществу требуется конкурентоспособная личность.

Эссе – это прозаическое сочинение, имеющее композиционную цельность и логическую последовательность. Эссе должно выражать личное мнение по данной проблеме, дополненное примерами из художественных текстов, средств массовой информации и личного жизненного опыта.

Целью написания эссе является развитие умения учащихся творчески осмысливать выбранную тему, выражать свое мнение и суждение по поставленной проблеме, аргументируя свою позицию.

Задачи:

1. Уметь последовательно и логически верно передавать собственное суждение.

2. Уметь аргументировать, приводя примеры соответствующей теме.

3. Показать навыки ассоциативного и критического мышления.

4. Показать грамотное орфографическое, пунктуационное, стилистическое написание текста.

5. Показать разнообразие словарного запаса.

Отличительные признаки эссе:

- прозаическое произведение;

- небольшой объем;

- субъективные впечатления и размышления автора;

- композиционная цельность;

- образность и цитирование.

В отличие от сочинения эссе трактует одну частную тему и передает «индивидуальные впечатления, суждения, соображения автора о той или иной проблеме, о том или ином событии или явлении».

Эссе свойственно преобладание впечатлений, а не фактов, непринужденность, эмоциональность изложения, смешение речевых, стилистических пластов. Оно ориентируется на разговорную речь, которая обеспечивает легкость, доверительность обращения к читателю.

Существует несколько видов эссе.

По содержанию: философские, литературно-критические, исторические, художественные, публицистические.

Обязательные компоненты эссе:

· осмысление предложенной темы

· выделение проблемы

· формулирование идеи эссе в виде тезиса (тезисов)

· аргументация авторской позиции

· авторская оценка темы и выбранной проблемы

Свободная форма эссе позволяет располагать обязательные компоненты в произвольном порядке.

· Осмысление темы

Ученик, опираясь на личный опыт, собственное видение, объясняет свое понимание темы, используя в качестве доказательства примеры из художественных произведений.

· Выделение проблемы

Тема текста позволяет выделить ту или иную проблему, подлежащую обсуждению. При этом необязательно, чтобы ученик принял позицию, обозначенную в теме.

· Формулирование идеи эссе

Рекомендуется идею эссе представить в виде тезиса (тезисов). Тезисом может быть авторская мысль, цитата, фразеологизм, пословица, поговорка, риторическое восклицание.

· Аргументация Тезис (тезисы) требует аргументации.

Аргументы – это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнения ученых, на литературные произведения и др. Фактический материал может быть отправной точкой в размышлениях автора. В эссе используется не менее двух аргументов из любых вышеперечисленных источников. Аргументы должны быть вескими и убедительными.

· Авторская оценка темы и выбранной проблемы

Для эссе характерно кольцевое обрамление, поэтому важно в конце работы вернуться к заявленному тезису (тезисам), чтобы дать оценку проблеме.

 

Примечание: оригинальным считается то эссе, в котором автор сумел заинтересовать читателя свободной организацией композиции, неожиданным сцеплением фактов, ассоциаций, афористичностью языка, новизной выводов.

 

Рекомендации для учащихся по работе над эссе:

Для написания интересного эссе необходимо помнить, что оно предполагает понимание цели написания, ярко выраженную авторскую позицию по предложенной теме, искренность, эмоциональность, умение пользоваться изобразительно-выразительными средствами языка, приводить широкий спектр аргументированных доводов и суждений, показывая высокий интеллектуальный уровень знаний. Несмотря на свободную форму организации композиции, структура эссе предполагает такие части, как введение, основная часть и заключение.

В отличие от сочинения эссе трактует одну частную тему и передает «индивидуальные впечатления, суждения, соображения автора о той или иной проблеме, о том или ином событии или явлении». Эссе свойственно преобладание впечатлений, а не фактов, непринужденность, эмоциональность изложения, смешение речевых, стилистических пластов. Оно ориентируется на разговорную речь, которая обеспечивает легкость, доверительность обращения к читателю (таблица 1).

Таблица 1 – Отличие эссе от сочинения

  Эссе Сочинение
Определение разновидность очеркового жанра или вид творческой работы, представленной в форме аргументированного рассуждения и отражающей субъективную авторскую позицию по отношению к общественно значимой проблеме социального, морально-этического, научного, культурно-исторического плана творческая работа по заданной теме, которая может быть выполнена как описание, повествование, рассуждение или анализ художественного текста, литературных образов, эстетических концепций
Цель побудить читателей к размышлению, вызвать у них эмоциональный отклик на прочитанное благодаря убедительности и яркости изложения развить навыки устной и письменной речи, связанные с умением формулировать собственные суждения по проблемным вопросам, анализировать отдельные явления, факты или фрагменты текста, излагать мысли в логической последовательности, производить обобщения и делать выводы
Способ раскрытия темы субъективная авторская позиция объективный анализ
Композиция свободная структурированная

 

Существует несколько видов эссе.

По содержанию: философские, литературно-критические, исторические, художественные, публицистические.

Обязательные компоненты эссе:

· осмысление предложенной темы

· выделение проблемы

· формулирование идеи эссе в виде тезиса (тезисов)

· аргументация авторской позиции

· авторская оценка темы и выбранной проблемы

Свободная форма эссе позволяет располагать обязательные компоненты в произвольном порядке.

Ø Осмысление темы

Ученик, опираясь на личный опыт, собственное видение, объясняет свое понимание темы, используя в качестве доказательства примеры из художественных произведений.

Ø Выделение проблемы

Тема текста позволяет выделить ту или иную проблему, подлежащую обсуждению. При этом необязательно, чтобы ученик принял позицию, обозначенную в теме.

Ø Формулирование идеи эссе

Рекомендуется идею эссе представить в виде тезиса (тезисов). Тезисом может быть авторская мысль, цитата, фразеологизм, пословица, поговорка, риторическое восклицание.

Ø Аргументация

Тезис (тезисы) требует аргументации. Аргументы – это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнения ученых, на литературные произведения и др. Фактический материал может быть отправной точкой в размышлениях автора. В эссе используется не менее двух аргументов из любых вышеперечисленных источников.

Аргументы должны быть вескими и убедительными.

Ø Авторская оценка темы и выбранной проблемы

Для эссе характерно кольцевое обрамление, поэтому важно в конце работы вернуться к заявленному тезису (тезисам), чтобы дать оценку проблеме.

Примечание: оригинальным считается то эссе, в котором автор сумел заинтересовать читателя свободной организацией композиции, неожиданным сцеплением фактов, ассоциаций, афористичностью языка, новизной выводов.

Рекомендации для учащихся по работе над эссе:

Для написания интересного эссе необходимо помнить, что оно предполагает понимание цели написания, ярко выраженную авторскую позицию по предложенной теме, искренность, эмоциональность, умение пользоваться изобразительно-выразительными средствами языка, приводить широкий спектр аргументированных доводов и суждений, показывая высокий интеллектуальный уровень знаний.

Несмотря на свободную форму организации композиции, структура эссе предполагает такие части, как введение, основная часть и заключение.

Вводная часть

· В вводной части автору достаточно включить 1-2 абзаца, состоящих из 2 и более предложений, которые позволят привлечь внимание читателя, подвести его к проблеме, которой посвящено эссе.

· Можно начать с цитаты или яркой фразы. Для привлечения внимания можно использовать риторические вопросы, сравнительную аллегорию, когда неожиданный факт или событие связывается с темой эссе.

Основная часть

· Основная часть состоит из тезиса (тезисов) и нескольких аргументов.

· Тезис необходимо оформить в виде короткой законченной мысли, которую хочет донести автор до читателя эссе.

· Рекомендуется включать слова и словосочетания, позволяющие дополнить высказывания необходимой информацией, характерные для данного типа текста.

Заключение

· В заключительной части автору необходимо сделать выводы и подвести итоги.

· Заключение и вступление должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении резюмируется мнение автора).

· В заключении можно использовать слова и словосочетания, позволяющие подвести итог и сделать резюме.

Успешность написания эссе зависит от четко составленного плана для организации своих мыслей (написание плана в окончательной редакции работы не требуется), установления связей между ними, от систематической практики и от умения интегрировать знания и навыки, полученные из различных предметных областей, а также знание художественных текстов.

Форма проведения эссе. На написание эссе по родному языку и литературе отводится 3 астрономических часа. На выбор будет предложено 10 тем эссе: 5 литературных тем, 5 свободных тем.

Рекомендуемое количество слов – 250-300 слов. Участникам экзамена разрешается пользоваться хрестоматиями, текстами произведений, орфографическими, толковыми словарями, энциклопедическими словарями крылатых слов и выражений.

II КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЭССЕ

Эссе учащихся оценивается по критериям, представленным в Таблицах 2-6.

 

Таблица 2 ­­– Критерии оценивания содержания эссе

Критерии Дескрипторы Баллы
Глубина раскрытия темы и убедительность суждений 2 балла убедительное осмысление предложенной темы  
эссе не соответствует основной теме  
выделение проблемы  
неверно выделена проблема или проблема не обозначена  
Аргументация 3 балла наличие аргумента(-ов) из художественного произведения, соответствующего теме эссе  
отсутствие аргумента(-ов) из художественного произведения  
наличие аргумента(-ов) из других источников, подтверждающего позицию автора  
отсутствие аргумента(-ов) из других источников, подтверждающего позицию автора  
наличие индивидуальной позиции автора  
отсутствие индивидуальной позиции автора  
Композиционная цельность и логичность 3 балла наличие композиционной цельности, части высказывания логически связаны, мысль последовательно развивается  
нарушена композиционная цельность  
наличие внутренней логики, умение идти от частного к общему, от общего к частному  
нарушена последовательность изложения мысли во всех частях работы, нет внутренней логики  
оригинальность (интересные сцепления, неожиданные повороты), новизна выводов  
не продемонстрирован индивидуальный и творческий подход  
Речевая культура 2 балла использование художественно-изобразительных средств и стилистических фигур  
однообразие грамматического строя речи, бедный словарь  
эмоциональность, живость речи  
низкое качество речи  
Максимальный балл  

Таблица ­– 3 Шкала перевода баллов в отметку

Балл Оценка
9-10  
7-8  
4-6  
0-3  

Таблица 4 – Критерии оценивания грамотности и фактической точности речи эссе

Критерии Дескрипторы Баллы
Орфография 3 балла орфографических ошибок нет или допущена 1 негрубая ошибка  
допущено 1-2 ошибки  
допущено 3-5 ошибок  
допущено более 5 ошибок  
Пунктуация 3 балла пунктуационных ошибок нет или допущена 1 ошибка  
допущено 2-3 ошибки  
допущено 4-5 ошибок  
допущено более 5 ошибок  
Соблюдение грамматических норм 2 балла грамматических ошибок нет или допущена 1 ошибка  
допущено 2-3 ошибки  
допущено более 4 ошибок  
Соблюдение речевых и стилистических норм 2 балла стилистических и речевых ошибок нет или допущена 1 ошибка  
допущено 2 - 3 ошибки  
допущено более 3 ошибок  
  Максимальный балл  

Таблица 5 – Шкала перевода баллов в отметку

Балл Оценка
9-10  
7-8  
4-6  
0-3  

III ПРИМЕРЫ УЧЕНИЧЕСКИХ ЭССЕ С КОММЕНТАРИЯМИ

 

Счастье и …сила

Люди хотят быть счастливыми и сильными. Это их естественная потребность. Но что значит быть счастливым и сильным? Есть ли

какая-то связь между счастьем и силой? Можно ли быть счастливым без силы? Что есть сила? Какая сила делает человека счастливым?

Сильный человек, по-моему, умеет встретиться с превратностями, бедами судьбы лицом к лицу и не отвернуться, вступить с ними в борьбу. Сильный человек – это тот, кто умеет справиться с собственными недостатками, слабостями, тот, кто умеет быть благородным, щедрым даже тогда, когда ему хуже всех…

В прошлом году мы с одноклассниками посетили выставку казахстанского художника А. Бауэра, который рисует свои картины, держа кисть зубами. Ни паралич конечностей, ни вынужденное одиночество, ни безденежье не смогли сломить его дух! Он очень любит жизнь и с готовностью делится этой любовью с нами. Думаю, что его внутренняя сила делает счастливым не только его, но и всех окружающих.

Есть другая сила – сила разрушающей власти. Она и счастье – «две вещи несовместные». В повести С. Симашко «Емшан» рассказывается, как желание власти разрушило человека и его жизнь. Главный герой этого произведения, чтобы стать всемогущим султаном, воспользовался законом зла: «кто сильный, тот и прав». Унижая всех, кто стоял на его пути, он шел к своей цели всегда прямо («бесплодны люди, не умеющие смотреть прямо»). Он отказался от любви, дружбы, семьи, ибо они, по его мнению, делают человека слабым. Он смеялся над теми, в глазах которых угадывал бога: «Бог раздваивает мысли». Всех людей делил на сильных, шакалов и слабых. Бейбарс добился своей цели, но счастлив ли он? Нет! В конце жизни к нему приходит ощущение запаха горькой травы емшан с той земли, на которой он родился. И у него сдавило горло, он заплакал. Заплакал, потому что, отказавшись от добра ради силы над людьми, отказался от жизни, которая невозможна без близких, родных, любви, дружбы.

Люди хотят быть счастливыми и сильными… Это возможно, но при одном условии: у сильного человека должно быть доброе сердце. Об этом нужно помнить!

Комментарии к эссе.

Автор данной работы использует разнообразные возможности эссе-рассуждения. Начинает эссе с ряда риторических вопросов, демонстрирующих неоднозначность сцепления таких понятий, как счастье и власть. Размышляя, ученик следует своей внутренней логике: сначала идет от общего к частному, затем от частного к общему. В качестве аргументов выступают обращения к жизни и литературе. В конце эссе ученик обращается к тезису, заявленному им в первом предложении («Люди хотят быть счастливыми и сильными»), чтобы дать свою оценку рассматриваемой проблеме и продемонстрировать еще одну особенность эссе – кольцевую композицию. Данная работа – полемически-острый, напряженный диалог автора с самим собой, поэтому она имеет ярко выраженное личностное начало. Ей свойственна афористичность речи, образность, смешение особенностей публицистической речи и аналитических размышлений, контрастность суждений, характеров, разнообразие синтаксических конструкций. Выразительность мысли и речи достигается афористическими высказываниями («у сильного человека должно быть сильное сердце»), фразеологизмами («лицом к лицу»), лексическими повторами, вводными конструкциями, вопросно-ответной формой изложения, цитатным материалом из разных источников.

Рекомендуем обращение к литературному аргументу делать менее затянутым.

Критерии Баллы
  Умение вычленить тему, проблему  
  Композиция  
  Аргументация  
  Речевая культура  

Количество баллов (10 баллов) соответствует оценке «отлично».

Критерии Баллы
  Орфография  
  Пунктуация  
  Соблюдение грамматических норм  
  Соблюдение речевых и стилистических норм  

В эссе отсутствуют орфографические, пунктуационные, грамматические ошибки, по русскому языку количество баллов (10 баллов) соответствует оценке «отлично».

 

«На, получай Шарикова…»

 

Глядя на небо, люди мечтали летать, как птицы, быстро передвигаться, иметь все в благосостоянии. Так возникли сказки о коврах-самолетах, сапогах-скороходах, скатерти-самобранке, чудо-печке, которая сама печет. А настойчивая человеческая мысль постепенно превращала мечты в действительность.

Человечество пришло в 21 век с поражающими воображение научными достижениями. Эти достижения настолько внушительны, что превосходят самые смелые проекты писателей-фантастов. Обычными стали полеты в космос, компьютеры, робототехника, видео. С их помощью человечество получило неограниченные возможности.

Принято считать, что научно-технический прогресс двигает общество вперед. Но действительно ли это так? Всегда ли прогресс оказывает эффект на жизнь человека? Безусловно, человечество в своем развитии достигло огромных успехов. Но, мне кажется, чем сильнее становится человек, тем тревожнее ожидание будущего. Что с нами произойдет, куда мы движемся? Представим себе неопытного водителя, который с бешеной скоростью мчится на своем автомобиле. Как приятно осознавать, что мощный мотор подвластен каждому твоему движению. Но внезапно шофер с ужасом понимает, что не может остановить машину. Человечество похоже на такого водителя, который мчится в неведомую даль, не зная, что ждет его впереди. Примером этому может служить повесть Булгакова «Собачье сердце». Профессором Преображенским движет жажда познания, стремление изменить природу. Но прогресс оборачивается страшными последствиями, он хочет создать и воспитать интеллигентного человека из собаки. Но эксперимент провалился, так как Шариков не поддается образованию и воспитанию. В нем сохранились инстинкты собаки и проявились привычки невежественного пролетария Клима Чугункина, от которого были пересажены семенные железы и гипофиз мозга. Он становится своим среди себе подобных, примазавшихся к революции. От них он перенимает наглость, грубость, склонность к насилию. Я думаю, что доктор поступил правильно, вернув Шарикова в «собачью шкуру». Я считаю, что необдуманное вмешательство в природу ради научного открытия может привести к непоправимым последствиям.

В наше время проводится множество экспериментов, которые нередко приводят к отрицательным результатам. Например, экологическая катастрофа, связанная с Аральским морем, озоновые дыры из-за многочисленных космических полетов, и этот список можно продолжать.

Подводя итог, хотелось бы сказать о том, что к проведению любого научного эксперимента нужно подходить очень ответственно, так как это может привести к необратимым последствиям для жизни всего человечества.

 

Комментарии

Данная работа соответствует теме, но вступительная часть несколько затянута. Тезисы сформулированы в соответствии с выбранной учеником проблемой.

В эссе есть внутренняя логика, микротемы выделены абзацами. Аргументируя свою точку зрения, автор обращается к повести «Собачье сердце» М. Булгакова и к фактам современной жизни. Но позицию автора индивидуальной, оригинальной назвать нельзя. Отсутствуют интересные сцепления, неожиданные повороты. Мысли достаточно предсказуемы. Они не отличаются яркостью, которую обеспечивают композиционные средства, стилистические фигуры, тропы. Автор уместно использует стилистический прием-параллелизм (« Но внезапно шофер с ужасом понимает, что не может остановить машину. Человечество похоже на такого водителя, который мчится в неведомую даль, не зная, что ждет его впереди»). Не хватает эмоциональности, непосредственности, открытости, живости речи. Есть замечания по речевой культуре: «с помощью их человечество получило неограниченные возможности», «оказывает эффект на его развитие», «иметь всё в благосостоянии», «Но прогресс…хочет создать и воспитать интеллигентного человека из собаки».

Критерии Баллы
  Умение вычленить тему, проблему  
  Композиция  
  Аргументация  
  Речевая культура  

Количество баллов (9 баллов) соответствует оценке «отлично».

В эссе отсутствуют орфографические, пунктуационные, грамматические ошибки, по русскому языку количество баллов – 10, что соответствует оценке «отлично».

 

Критерии Баллы
  Орфография  
  Пунктуация  
  Соблюдение грамматических норм  
  Соблюдение речевых и стилистических норм  

 

Счастье человека в семье

Семья – это важная часть нашей жизни. Конечно же, для каждого оно имеет разное значение. У кого-то семья ассоциируется с теплыми чувствами, у кого-то с домашним уютом. Для меня семья означает безграничную любовь к моим родным и близким. Приоритетом моей жизни будет семья, а потом уж работа, здоровье, деньги. Променяв свою семью на что-то, ты теряешь что-то важное в своей жизни. Кто поддержит тебя в трудную минуту жизни? Кому ты будешь нужен, если у тебя нет семьи? Я думаю, что семья – одно из проявлений счастья человека.

Возьмем, к примеру, художественную литературу. Мой любимый писатель - Лев Николаевич Толстой. В автобиографической повести «Детство» он рассказывает о своей семье, о ее традициях, о теплоте взаимоотношений, о взаимопонимании. Как были счастливы братья, когда была жива их мама. И как все изменилось в их семье, когда ее не стало. Отчужденность отца, жалость окружающих, чувство одиночества Николеньки, пустота в гости нн ой по утрам – показатели несчастливой семьи. Из дневников Толстого мне известно, что он очень любил свою семью: ему нравилось, когда во время работы над произведением его дети ползали по нему, задавали смешные вопросы, окружая его со всех сторон. В это время, я думаю, рождалось элементарное, но в то же время сложнейшее чувство любви к своей семье, у отца к детям, у детей к отцу и друг к другу. Любовь, ради которой человек может пожертвовать всем!

А что бы Вы сделали ради своей семьи? Конечно же, ответ очевиден. «Всё!» - ответят многие. Но не все, потому что, к сожалению, не у каждого ребенка в нашей стране, даже в нашем маленьком городке, есть семья. Вместе со мной в школе учатся дети из детского дома. Печаль в том, что они не почувствовали на вкус любовь родителей – мамы и папы. Я считаю, что это главное в жизни, потому что именно в семье воспитывается чувство доброты, любви, забот


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.097 с.