Управление силами и средствами на пожаре в здании повышенной этажности — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Управление силами и средствами на пожаре в здании повышенной этажности

2017-06-19 1562
Управление силами и средствами на пожаре в здании повышенной этажности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Опыт работы пожарных свидетельствует о том, что тушение развившегося пожара в ЗПЭ требует привлечения значительного количества личного состава, пожарной техники, в том числе специального назначения, и подачи большого количества огнетушащих веществ. В каждом гарнизоне пожарной охраны задача по определению численности сил и средств, высылаемых по первому сообщению о пожаре на ЗПЭ, должна быть решена еще до пожара.

Число пожарных подразделений, высылаемых по первой заявке на пожар в ЗПЭ, зависит от этажности, назначения, местонахождения здания в городе, степени противопожарной защиты, а также характера принятой заявки о пожаре (открытый пожар, пожар на нескольких этажах сразу, сильное задымление здания, опасность для людей и т. п.). При составлении расписания выезда пожарных частей на ЗПЭ целесообразно предусматривать выезд не менее четырёх автоцистерн, автомобиля газодымозащитной службы, автолестницы (коленчатого подъёмника), автонасоса высокого давления. Численность сил и средств, высылаемых «автоматически», определяют при составлении и практической отработке планов пожаротушения.

Любому виду работы пожарных подразделений на пожаре в ЗПЭ предшествуют такие ответственные операции, как приём сообщения о пожаре и принятие решения о высылке необходимых сил и средств для его тушения.

Наращивание сил и средств на пожаре в ЗПЭ производится при получении повторных заявок о нём и с признаками развития пожара по площади и высоте, с просьбами об оказании помощи людям, отрезанным огнём и дымом от основных путей эвакуации из горящего ЗПЭ, а также по требованию РТП. При развившемся пожаре в ЗПЭ принимают решение о вводе в расчёт резервной пожарной техники и вызове к месту службы личного состава гарнизона, свободного от несения дежурства в пожарных частях.

Старший дежурной смены ЦУС при получении от РТП сообщения об объявлении повышенного номера вызова и после высылки необходимых сил и средств обязан сообщить о пожаре дежурным службам города (милиции, скорой помощи, водопроводной, энергетической, газовой и др.) с целью высылки дежурного персонала и техники на пожар.

Активные действия по тушению пожара принимаются сразу же по прибытии пожарных подразделений к месту вызова. Первый прибывший РТП обязан немедленно сообщить на ЦУС обстановку на пожаре по внешним признакам; обеспечить сбор данных о сложившейся обстановке и наличии опасности для людей путём опроса представителей администрации и граждан; уточнить наличие автоматических средств тушения, внутреннего противопожарного водопровода, противодымной защиты и их работоспособности, на основе чего принять решение о проведении спасательных работ, тушении пожара и вызове дополнительных сил и средств. При принятии решения на проведение спасательных работ и организацию тушения пожара РТП обязан использовать план тушения пожара на данный объект.

Перед уходом в разведку первый РТП должен отдать распоряжение на расстановку своих и прибывающих сил и оставить для их встречи связного с радиостанцией. Связной встречает пожарные подразделения, сообщает прибывшим начальникам караулов задачи, поставленные перед ними первым РТП, и уже принятые меры по развёртыванию и проведению спасательных работ.

Пожар в ЗПЭ представляет собой особый вид пожара, тушение которого, как правило, связано с участием большого числа подразделений и проведением спасательных работ, поэтому особое значение приобретает чёткая работа штаба пожаротушения. Основными задачами штаба пожаротушения являются: встреча и расстановка, в соответствии с решением РТП, пожарных подразделений; контроль за обстановкой на пожаре; организация надёжной радио- и проводной пожарной связи с участками работ; обеспечение бесперебойного водоснабжения участков; создание резерва пожарных подразделений на случай осложнения оперативной обстановки и организации подмены личного состава, работающего при высокой температуре и плотном задымлении; организация контрольно-пропускных пунктов и постов безопасности газодымозащитной службы; создание резерва воздушных и кислородных баллонов, и регенеративных патронов; ГСМ, пожарных рукавов, штурмовых лестниц; организация и взаимодействие с дежурными службами города и администрацией горящего здания; информирование представителей органов местного самоуправления, руководства МЧС и МВД.

Для успешной работы штаба пожаротушения в его состав, кроме сотрудников пожарной охраны, включают инженерно-технический персонал объекта, представителей газовой, энергетической и водопроводной служб города, скорой медицинской помощи, милиции, ГИБДД, воинских частей и других организаций. Из числа инженерно-технического персонала объекта в состав штаба обязательно включают главного инженера объекта, энергетика, специалистов, хорошо знающих систему дымоудаления, лифтовое хозяйство и внутреннее водоснабжение здания. Все члены штаба должны иметь нарукавные повязки с должностной маркировкой или другие отличительные знаки, выделяющие их среди общей массы личного состава.

 

 

В штабном автомобиле и автомобиле связи должно вывозиться всё оборудование, снаряжение, экипировка и документация, необходимые для организации работы штаба: средства пожарной связи и освещения, изолирующие аппараты, боевая одежда, нарукавные повязки, планы пожаротушения, штабной стол с необходимыми приспособлениями, часами, планшетами; чертёжные принадлежности, экспонометры, расчётные таблицы, памятки для служб жизнеобеспечения, магнитофон с кассетами, мегафоны.

Место для штаба пожаротушения выбирают с учётом возможно более полного обзора места пожара, работающих пожарных подразделений и на безопасном расстоянии от стен горящего здания, чтобы личный состав штаба не мог быть травмирован падающими стёклами и другими предметами. Место штаба пожаротушения ограждают стойками, между которыми натягивают веревку, ленту или цепь. В дневное время место штаба обозначают флагом с надписью «Штаб», а в ночное время, кроме общего освещения, выставляют мигающий маяк.

Практика тушения развившихся пожаров в ЗПЭ показывает, что, в связи с большим числом одновременно решаемых задач, в помощь начальнику штаба пожаротушения необходимо назначить не менее двух заместителей. Это позволяет наладить более чёткую работу штаба и высвободить его начальника для ведения оперативной работы на пожаре. Один из заместителей должен следить за изменением обстановки на пожаре и осуществлять контроль выполнения указаний РТП, другой - вести оперативную документацию и поддерживать связь с участками на пожаре, с тылом и ЦУС.

Целесообразно назначить из числа сотрудников пожарной охраны ответственных за проведение спасательных работ, соблюдение правил охраны труда и техники безопасности, организацию газодымозащитной службы и пожарной связи, обеспечение бесперебойной работы пожарной техники, организацию питания и создание необходимого резерва личного состава, а также защиту материальных ценностей от воды и её откачку из здания. При подаче воды к месту пожара с различных направлений необходимо выделить в помощь начальнику штаба необходимое число помощников, хорошо знающих противопожарное водоснабжение на данном участке города.

На первом этапе тушения пожара в ЗПЭ деятельность штаба пожаротушения должна быть направлена на осуществление единого руководства спасанием людей из здания, изыскание и использование всех средств и способов проведения спасательных работ и недопущения паники.

При наличии плана тушения пожара начальник штаба осуществляет расстановку сил и средств, в соответствии с ним, конкретизируя задачи подразделений, исходя из складывающейся обстановки. Осуществляя постоянный контроль выполнения поставленных РТП задач, штаб пожаротушения должен своевременно осуществлять перегруппировку сил и средств, сосредоточивая их на решающих участках проведения спасательных работ или тушения пожара.

В целях создания необходимых условий для развёртывания пожарных подразделений, предотвращения несчастных случаев с людьми и прекращения доступа посторонних в горящее здание, штабу пожаротушения необходимо во взаимодействии с органами внутренних дел обеспечить оцепление места пожара, снятие или ограничение движения в этом районе общественного и индивидуального транспорта, организовать размещение и оказание медицинской помощи эвакуированным и обеспечить охрану материальных ценностей. Для обращения к гражданам, передачи общих указаний личному составу пожарных подразделений, вызова представителей различных служб города и объекта, по периметру здания и на этажах устанавливают громкоговорящие установки с выносом микрофона в штаб пожаротушения. В ночное время обеспечивают освещение места пожара, используя для этого автомобили освещения и соответствующие службы города.

Тушение пожаров в ЗПЭ требует большого расхода воды. Поэтому штабом пожаротушения должна быть поставлена задача представителям водопроводной службы города максимально повысить давление в городских водопроводных линиях. На месте пожара в зависимости от оперативной обстановки должно быть сосредоточено необходимое число автомобилей скорой помощи.

Успешному тушению пожара способствует: чёткая организация связи управления, и, особенно, радиосвязи штаба пожаротушения с начальниками участков работ, тылом, и ответственными должностными лицами. Это позволяет штабу пожаротушения эффективно использовать личный состав подразделений, своевременно передавать распоряжения РТП, получать донесения о ходе проведения спасательных работ и тушения пожара. Рекомендуется в штабе пожаротушения устанавливать автомобильную радиостанцию, а все участки работ обеспечивать носимыми радиостанциями. При большом количестве работающих на пожаре подразделений обеспечить надёжную радиосвязь даже при соблюдении строгого режима переговоров трудно. Поэтому целесообразно, при нескольких выделенных гарнизону радиочастотах, одну из них использовать для ведения переговоров на крупных пожарах. При этом заранее устанавливают порядок и правила работы на этой специально выделенной радиочастоте.

Для последующего разбора тушения пожара и анализа оперативно-тактических действий пожарных подразделений важно заранее отработать всю документацию, иметь в штабе соответствующие бланки, схемы и приспособления. Здесь помогает специально изготовленный раскладной стол, поверхность которого следует разграфить, исходя из числа пожарных подразделений и возможного числа участков на пожаре, нанести таблицу требуемого и выполненного объёмов работ; на столе должно быть место для нанесения схемы пожара и расстановки пожарных автомобилей на городском водопроводе.

Стол должен иметь пеналы для чертёжных приспособлений и инструмента, шкафчик для бланков учёта сил и средств, справочных и расчётных таблиц.

По прибытию на пожар сотрудников испытательной пожарной лаборатории, начальник штаба пожаротушения должен поставить перед ними конкретные задачи по изучению работы противодымной защиты и противопожарного водоснабжения, особенностей проведения спасательных работ, применения пожарной техники, средств связи, пожарно-технического вооружения и снаряжения, установить причину пожара.

При возникновении пожара в ЗПЭ на тушение прибывают силы и средства по повышенному номеру вызова. При этом первый РТП является основным звеном в системе управления пожарными подразделениями.

Правильный первоначальный тактический замысел тушения пожара обеспечит быстрейшую локализацию и ликвидацию пожара, и спасание людей с минимальными материальными потерями и человеческими жертвами.

РТП, осуществляя управление силами и средствами, несёт полную ответственность за успешное тушение пожара. В своей практической работе он опирается на штаб пожаротушения и другие органы управления (начальников участков, старших на позициях). Они помогают ему организовать оперативно-тактические действия и постоянно управляют подразделениями в ходе тушения пожара.

РТП принимает решение, ставит задачи подчинённым, организует взаимодействие и даёт указания по организации управления и всестороннего обеспечения оперативно-тактических действий на пожаре.

Структурная схема деятельности РТП при управлении силами и средствами на пожаре представлена на рис. 4.5.

На основе решений РТП организуется работа подчинённых ему органов управления, направленная на качественное выполнение предстоящих задач.

РТП должен находиться вместе с подчинёнными ему подразделениями, лично влиять на ход оперативно-тактических действий и своей выдержкой, силой воли, спокойствием и разумной настойчивостью служить примером для всего личного состава.

РТП должен проявлять настойчивость в достижении поставленной цели, трезво оценивать сложившуюся обстановку и принимать решения без спешки, но по возможности быстро и в минимально короткое время. Он всегда должен чётко знать, что, когда и каким способом предстоит сделать.

Чем меньшим временем располагает РТП, тем с большей тщательностью следует подходить к отбору вопросов, которые предстоит решать ему лично.

Каким бы подготовленным и тактически грамотным ни был РТП, он один не в состоянии руководить подчинёнными на пожарах в зданиях повышенной этaжнocти, где имеет место большой объём работы по управлению силами и средствами на пожаре, а время на её выполнение ограничено. В этих условиях особенно проявляется необходимость умелого использования РТП в работе подчинённых органов управления.

При тушении пожара в ЗПЭ по решению РТП создаются участки тушения (УТ). Участок тушения (выполнения поставленных задач) представляет собой часть территории, на которой сосредоточены силы и средства, объединённые поставленной задачей и единым руководством. УТ создаются по месту ведения (этажи, лестничные клетки, пути эвакуации, противопожарные преграды и т. д.) или видам оперативно-тактических действий (спасание, тушение пожара и т. д.). УТ могут одновременно обеспечивать тушение пожара и спасание пострадавших.

Для организации и проведения спасательных работ по периметру здания, особенно по пожарным лестницам, с разных сторон создают участки тушения и придают им необходимое количество спасательных средств. Оперативно-тактические действия на участке возглавляет его начальник. В отдельных случаях при развившихся пожарах в зданиях с коридорной планировкой участки создают на нескольких этажах со стороны одной лестничной клетки. Для координации работы пяти и более УТ организуют сектора и назначают начальников секторов из наиболее опытных сотрудников. Начальники УТ и секторов назначаются РТП.


 

 

Рис. 4.5. Структурная схема деятельности РТП

 

На пожарах в ЗПЭ создаётся штаб пожаротушения - основной орган управления силами и средствами.

Сведения о пожаре штаб получает путём личного наблюдения его сотрудников за действиями подразделений пожарной охраны на пожаре, общением сотрудников штаба с командирами подразделений, получением докладов об обстановке на участках, из данных разведки.

С получением задачи на пожаре штаб выполняет значительную часть работы по планированию оперативно-тактических действий, обеспечивает доведение задач до исполнителей.

 

При работе штаба пожаротушения его сотрудники выполняют основные функции:

• проводят сбор, обработку и анализ данных об обстановке на пожаре;

• передают необходимую информацию РТП и диспетчеру гарнизона;

• определяют потребность в силах и средствах, подготавливают соответствующие предложения для РТП;

• обеспечивают контроль выполнения поставленных задач;

• организуют подготовку и обеспечивают ведение оперативно-тактических действий по тушению пожара;

• ведут учёт сил и средств на пожаре, производят расстановку их по участкам (секторам), ведут документацию, предусмотренную руководящими документами;

• занимаются созданием на пожаре резерва сил и средств;

• обеспечивают работу газодымозащитной и службы связи на пожаре;

• обеспечивают мероприятия по правилам охраны труда личного состава на пожаре;

• реализуют меры по поддержанию готовности сил и средств, участвующих в тушении пожара;

• обеспечивают взаимодействие с аварийными, аварийно-спасательными формированиями и службами жизнеобеспечения населённых пунктов и объектов, привлекаемыми к тушению пожара.

Для умелого управления силами и средствами на пожаре в ЗПЭ необходимо знать обстановку, в которой оказались подразделения при выполнении поставленной задачи. Учитывая, что обстановка быстро меняется, штаб пожаротушения должен непрерывно заботиться о сборе, изучении и обобщении данных о развитии пожара, действиях подразделений, опасных факторах пожара, возможности их возникновения на участках тушения.

На основе обобщения и анализа данных обстановки, штаб подготавливает выводы и предложения по использованию имеющихся сил и средств и докладывает РТП. В соответствии с решением РТП, штаб осуществляет планирование оперативно-тактических действий и проводит намеченные мероприятия по организации тушения. Должностные лица штаба своевременно, не ожидая запросов, а также при внезапных изменениях обстановки докладывают данные в вышестоящие органы управления.

Своевременное получение данных и быстрое доведение задач до подразделений невозможно без устойчивой связи. Поэтому постоянной заботой штаба пожаротушения в любых условиях остаётся организация оперативной связи.

Являясь основным органом управления силами и средствами на пожаре, штаб обеспечивает согласованную работу всех подразделений и взаимодействующих служб, направляя их усилия на выполнение решений РТП.

Успешное выполнение должностными лицами штаба на пожаре своих задач зависит от их профессиональной подготовленности, опыта, психологической совместимости и сработанности с РТП и другими должностными лицами органов управления. В той же мере сотрудникам штаба пожаротушения должны быть присущи: дисциплинированность, исполнительность, способность проявлять самостоятельность и творчество.

 

Исключительно велика в этом роль начальника штаба (НШ), являющегося заместителем РТП, модель деятельности которого представлена на рис. 6.6. Он доводит решение РТП и его указания до всех должностных лиц на пожаре, привлекает их к совместной разработке мер по организации и обеспечению оперативно-тактических действий. В свою очередь они докладывают начальнику штаба все основные данные о положении и состоянии подчинённых, согласовывают с ним свои планы по их использованию при тушении пожара. Только при условии согласованной работы, а также деловых взаимоотношений между всеми должностными лицами на пожаре, создаются нормальные условия для функционирования системы управления.

Начальник штаба выступает в роли организатора работы всей системы управления. От его подготовленности, опыта, умения направлять работу подчинённых зависит чёткая и согласованная работа всех органов управления.

При создании на пожаре в ЗПЭ штаба пожаротушения, на его начальника возлагается ответственность за поддержание высокой профессиональной готовности органов управления, организацию и обеспечение непрерывной связи с подчинёнными и взаимодействующими силами, вышестоящим руководством, за состояние разведки и исполнение мероприятий по всем другим видам обеспечения. Только начальнику штаба на пожаре предоставляется право отдавать от имени РТП распоряжения всем лицам, подчинённым РТП, а в случаях, не терпящих отлагательства, самостоятельно вносить изменения в принятые решения.

Правильные взаимоотношения РТП и начальника штаба пожаротушения, их сработанность, понимание друг друга - важнейшее условие организованной работы всех подразделений, участвующих в тушении пожара.

Неотъемлемой обязанностью начальника штаба является руководство подчинёнными должностными лицами. Он направляет их работу, помогает и подсказывает, как нужно выполнять свои задачи, следит за своевременным представлением ими донесений и различных отчётов о деятельности на пожаре.

В процессе тушения пожара начальник штаба работает непосредственно вместе с РТП по принятию решений, производит расчёты времени на организацию оперативно-тактических действий, разрабатывает оперативные документы.

Однако он один не в состоянии вовремя выполнить все задачи штаба. В этих случаях он назначает помощников. От степени их подготовленности к выполнению своих обязанностей зависит успех работы штаба пожаротушения в целом.

Вся работа в современных условиях должна проходить в высоком темпе, с затратой минимального времени на выполнение каждой поставленной задачи.

Задачи материально-технического обеспечения тушения пожара решает начальник тыла, который входит в состав штаба и непосредственно подчиняется НШ.

Начальник тыла (НТ) обязан организовывать работу тыла на пожаре, в том числе:

• проводить разведку водоисточников, выбор насосно-рукавных систем, встречу и расстановку на водоисточники пожарной техники;

• сосредотачивать резерв сил и средств, необходимый для тушения пожара;

 

• обеспечивать бесперебойную подачу огнетушащих веществ, при необходимости организовывать доставку к месту пожара специальных огнетушащих веществ и материалов;

• принимать меры к обеспечению личного состава боевой одеждой и средствами защиты органов дыхания;

• организовывать своевременное обеспечение пожарной техники горюче-смазочными и другими эксплуатационными материалами;

• контролировать исполнение работ по защите магистральных рукавных линий;

• организовывать, при необходимости, восстановление работоспособности пожарных машин и оборудования, пожарно-технического вооружения;

• обеспечивать ведение соответствующей документации;

• обеспечивать личный состав при длительной работе питанием, питьевой водой, сухой одеждой, а также организовывать отогревание личного состава при работе в условиях низких температур;

• обеспечивать защиту имущества, оборудования и помещений от воды, проливаемой при тушении пожара.

Модель деятельности начальника тыла на основе его обязанностей представлены на рис. 4.7.

Для успешной работы тыла на пожаре ему придаются рукавные и водозащитные автомобили, топливозаправщики, авторемонтные мастерские, легковые и грузовые автомобили.

В ходе тушения пожара НТ составляет схему расстановки пожарных автомобилей на водоисточники и подготавливает необходимые сведения начальнику штаба на пожаре для заполнения карточки тушения пожара. Начальник тыла наносит на схему расстановку сил и средств до разветвлений.

В ряде случаев на пожаре создаются условия, вызывающие необходимость в усилении тыла:

• возможность прибытия и развёртывания подразделений на пожаре с различных направлений;

• подвоз и перекачка воды от отдалённых водоисточников при неудовлетворительном водоснабжении.

В этих случаях РТП или НШ должен выделить в помощь НТ несколько человек начальствующего состава, а также транспорт и средства связи.

В состав штаба пожаротушения также включаются ответственные за проведение спасательных работ, организацию работы газодымозащитной службы, соблюдение правил охраны труда и др. Они назначаются из числа руководящего состава гарнизона и подчиняются РТП и начальнику штаба. В их обязанности входит контроль соблюдения личным составом правил охраны труда при проведении спасательных работ, при работе на высотах, при работе звеньев ГДЗС, а также напоминание этих правил личному составу подразделений, принимающему участие в тушении пожара.

 

 

 

Рис. 4.6. Модель деятельности начальника штаба на пожаре

 

 

 

Рис. 4.7. Модель деятельности начальника тыла на пожаре

 

 

4.9. Требования к разработке планов пожаротушения на здания повышенной этажности

Учитывая сложность тушения пожаров в ЗПЭ, необходимо составлять на эти здания планы пожаротушения. Разработке плана пожаротушения на ЗПЭ должны предшествовать изучение его в оперативно-тактическом отношении и сбор необходимых сведений и материалов. Оперативно-тактическое изучение ЗПЭ проводится с целью детального ознакомления с особенностями архитектурно-планировочного и конструктивного решения здания, системами пожарной защиты.

При изучении ЗПЭ решаются вопросы организации и тактики тушения пожара в конкретных условиях в зависимости от планировочного решения этажей, лестничных клеток, системы противопожарного водоснабжения, высоты здания, наличия пожарных лифтов, возможности установки автолестниц. При разработке планов тушения пожара могут быть использованы планы эвакуации на случай пожара в ЗПЭ.

 

Учитывая особенности развития и тушения пожаров в ЗПЭ, рекомендуется в дополнение к общей методике составления планов тушения отражать в них следующие основные вопросы:

• на генеральном плане показывать: подъезды к зданию пожарных автомобилей; контур здания с входами, стационарными пожарными лестницами и ориентацией расположения здания к прилегающим улицам; соседние и примыкающие строения, их высоту и расстояние от ЗПЭ; возможные места установки автолестниц и коленчатых подъёмников с указанием радиуса и высоты их действия; пути эвакуации и рассредоточения людей на местности; наружную сеть городского водопровода с пожарными гидрантами (диаметр сети и гарантийный напор в ней); водоёмы с указанием их вместимости; места выхода трубопроводов для подключения магистральных линий от автонасосов с целью подачи воды во внутренний пожарный водопровод;

• на поэтажных планах, включая подвалы и технические этажи, показывать цветом или условными обозначениями в соответствии с требованиями ГОСТ эвакуационные пути; выходы из помещений в коридоры, фойе, вестибюли и пути движения по ним до выхода на лестничную клетку или непосредственно наружу; расположение средств пожаротушения - пожарных кранов, огнетушителей, спринклерных, дренчерных, пенных и газовых установок пожаротушения (помещения, оборудованные автоматическими системами пожаротушения, закрашивают голубым цветом, а помещения с пожарными извещателями - жёлтым);

• на поэтажных планах отмечают красным цветом помещения, в которых нельзя применять воду при тушении пожара (электрощитовые, трансформаторные подстанции, электронно-вычислительные машины и другое оборудование, находящееся под высоким напряжением);

• на поэтажных планах указывают размещение помещений пожарной охраны, узлов управления спринклерной системой, насосных станций, стационарных установок газового и пенного тушения, радиоузлов, диспетчерских, вентиляционных агрегатов противодымной защиты и местных электрощитов управления ими, пожарных лифтов, места установки задвижек на внутреннем пожарном водопроводе.

В текстовой части плана необходимо указать: оптимальные пути эвакуации людей, приёмы и способы проведения спасательных операций, возможные варианты применения АЛ, АКП, с каких сторон здания и по какой этаж можно их применять; порядок вынужденной эвакуации людей с этажей, превышающих высоту выдвижения автолестниц и коленчатых подъёмников; возможность использования лифтов для проведения спасательных работ и подъёма пожарных на верхние этажи здания; схемы развёртывания пожарных подразделений, способы прокладки рукавных линий и возможные места установки рукавных разветвлений при возникновении пожара в любой из зон здания.

В плане следует отразить характеристику здания: его этажность, общую высоту, площадь застройки; населённость этажа и здания в целом; наличие обслуживающего персонала в дневное и ночное время; предел огнестойкости основных несущих и ограждающих конструкций; наличие горючих материалов в отделке помещений, в наружных навесных панелях и в теплоизоляции покрытия; обеспеченность здания пожарной связью; вид системы экстренного оповещения, её размещение и порядок приведения в действие.

Должна быть подробно изложена пожарная защита ЗПЭ: производительность пожарных насосов и способы их включения; число и диаметр пожарных кранов на этаже и в здании в целом; автоматические средства извещения и тушения пожара (тип, производительность, защищаемая площадь по каждому виду оборудования). При описании противодымной защиты ЗПЭ необходимо указать лестничные клетки и лифты, в которых при пожаре создаётся избыточное давление, места размещения шахт дымоудаления, способы приведения противодымных систем в действие.

Изложить вопросы эвакуации людей: описать лестничные клетки и их типы, защищённость путей эвакуации от задымления при пожаре, наличие наружных пожарных лестниц, возможность перехода из одной секции в другую по балконам и лоджиям, а также с этажа на этаж по вертикальным пожарным лестницам, соединяющим балконы или лоджии; возможность эвакуации людей на покрытие здания; общее расчётное время эвакуации людей из здания. С учётом специфики каждого ЗПЭ необходимо производить расчёт и определять тип и количество пожарной техники, которую должен высылать диспетчер ЦУС сразу же по получении первого сообщения о пожаре.

 

Составной частью плана пожаротушения должны быть рекомендации и памятки:

РТП - об особенностях проведения разведки и способах эвакуации людей, возможности применения для спасания специальной техники, направлениях подачи сил и средств к месту пожара, количестве и расположении участков работ;

начальнику штаба пожаротушения — график сосредоточения сил и средств по времени, состав штаба пожаротушения, схемы радио- и проводной пожарной связи, а также расстановки сил и средств на местности, текст по предотвращению возможной паники и другие дополнительные меры применительно к особенностям ЗПЭ;

начальнику тыла — схемы расстановки автомобилей на пожарные гидранты и подачи воды в верхние этажи здания, число и диаметр пожарных рукавов в здании, тип рукавных головок, таблица возможного отбора воды из городской сети, места подключения автомобилей к внутреннему противопожарному водопроводу ЗПЭ, место размещения насосной станции, разделительных задвижек и узлов управления спринклерных и дренчерных систем.

Отдельным разделом в оперативном плане является экспериментальная часть, в которой излагают результаты практической отработки действий пожарных подразделений по развёртыванию и подаче пожарных стволов на высоту, по эвакуации людей из здания. На титульном листе плана пожаротушения должны быть точно указаны наименование и адрес объекта, кем утверждён и с кем согласован план, привлекаемые силы (номер вызова пожара), даты корректировок плана с указанием должности и фамилии производившего корректировку.

К составлению планов пожаротушения необходимо привлекать весь опытный начальствующий состав гарнизона пожарной охраны. После составления плана пожаротушения его качество проверяется при проведении пожарно-тактического учения.


ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон от 21.12.94 г. 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

2. «Методические рекомендации по тушению пожаров в зданиях повышенной этажности».: МЧС России.- 2006 г.- 32 с.

3. «Методические рекомендации по составлению планов и карточек тушения пожаров» Письмо № 43-1965-18 от 19 июля 2005 г.30 с.

4. Организационно-методические указания по тактической подготовке начальствующего состава федеральной противопожарной службы МЧС России.: 2007 г.- 50 с.

5. «Методические рекомендации по изучению пожаров. МЧС России 2007 г. 50 с.

6. И.Ф. Кимстач, П.П. Девлишев, Н.М. Евтюшкин. Пожарная тактика. – М.: Стройиздат, 1984. – 590 с.

7. Таблица по интенсивности подачи огнетушащих веществ при тушении пожаров передвижной техникой. НПБ-201-96.

8. ГОСТ 12.1.004-91. ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования.

9. ГOCT 12.1.033-81. ССБТ. Пожарная безопасность. Термины и определения.

10. НПБ 240-97. Противодымная защита зданий и сооружений. Методы приёмо-сдаточных и периодических испытаний.

11. Савельев П. С. Пожары-катастрофы. - М.: Стройиздат, 1983 - 431 с.

12. Повзик Я. С. Пожарная тактика. - М.: ЗАО «Спецтехника», 1999. -416 с.

13. Боевой устав пожарной охраны МВД РФ.

14. Рекомендации об особенностях ведения боевых действий и проведения первоочередных аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров на различных объектах / ГУГПС МВД России. -М., 2000. - 62 с.

15. НПБ 169-01. Техника пожарная. Самоспасатели изолирующие для защиты органов дыхания и зрения людей при эвакуации из помещений во время пожара. Общие технические требования. Методы испытаний.

16. НПБ 302-2001. Техника пожарная. Самоспасатели фильтрующие для защиты органов дыхания и зрения людей при эвакуации из помещений во время пожара. Общие технические требования. Методы испытаний.

17. Артемьев Н. С, Даниленко А. С, Теребнёв В. В. Расчёт сил и средств для тушения пожаров в зданиях повышенной этажности // Сб. тр.: Стационарные и передвижные средства борьбы с пожарами / ВИПТШ МВД СССР. - М., 1985.

18. Артемьев Н. С, Бадер Ю. А. Расчёт требуемого количества сил и средств на тушение пожара в ЗПЭ // Сб. учеб.-метод. материалов: Применение ЭВМ при подготовке специалистов пожарной охраны / ВИПТШ МВД РФ. - М., 1994.

19. Артемьев Н. С, Даниленко А. С, Харисов Г. Х. Спасание людей на пожаре способом выноса на руках и с помощью спасательной веревки // Матер. конф. «Пожарная безопасность - 97» / МИПБ МВД РФ. - М., 1997.

20. Бондарев В. Ф., Бороздин С. А., Лобов Д. А. Проведение спасательных работ с использованием передвижной пожарной техники // Пожаровзрывобез-опасность. - 2004. - № 2. - С. 50-53.

21. Теребнёв В. В., Теребнёв А. В. Управление силами и средствами на пожаре / Под ред. Е. А. Мешалкина; Академия ГПС МЧС России. - М., 2003. -261 с.

22. Теребнёв В. В., Теребнёв А. В., Подгрушный А. В., Грачёв В. А. Тактическая подготовка должностных лиц органов управления силами и средствами на пожаре: Учеб. пос. / Академия ГПС МЧС России. - М., 2004. - 288 с.

23. Алёхин Е. М., Брушлинский Н. Н., Вагнер П. и др. Пожары в России и мире. Статистика, анализ, прогнозы. - М.: Изд-во «Калан», 2002. - 157 с.

24. Брушлинский К. К., Соколов С. В., Вагнер П. Проблемы пожаров в мире в начале 21 столетия // Пожаровзрывобезопасность. - 2003. - № 1. - С. 7-14.

25. Логинов В., Дымов С, Дёмин А. Спасательные устройства // Пожарное дело. - 2004. —№ 7.

26. Кашевник Б. Л. Безопасность людей при пожарах. Проблемы спасания людей при чрезвычайных ситуациях в многоэтажных зданиях // Пожаровзры вобезопасность. - 2003. - № 2. - С. 34-38.

27. Шурин Е. Т. Самошин Д. А. Результаты экспериментов по определению некоторых параметров эвакуации мобильных людей при пожаре // X на-уч.-техн. конф. «Системы безопасности» / Академия ГПС МВД России. - М., 2001.-С. 114-117.

28. Левин В. Н. К вопросу обеспечения безопасности людей при пожарах // Пожаровзрывобезопасность - 2003. - № 4. - С. 37-39.

29. Теребнёв В. В. Справочник РТП. - М.: Пожкнига, 2004. - 248 с.

30. Теребнев В.В. Подгрушный А.В. Пожарная тактика. – Екатеринбург «Колан-Форт» 2007. – 538 с.

31. Теребнев В.В., Артемьев Н. С, Подгрушный А.В.. Здания повышенной этажности. - М.: Пожнаука, 2006. - 237 с.


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. АНАЛИЗ СТАТИСТИКИ ПОЖАРОВ

1.1.Проблемы пожаров в конце XX и начале XXI века

1.2.Гибель людей при пожарах

2. ПОЖАРЫ В ЗДАНИЯХ ПОВЫШЕННОЙ ЭТАЖНОСТИ

2.1. Классификация зданий.

2.2.Примеры пожаров в зданиях повышенной этажности

2.3.Выводы по тушению пожаров в зданиях повышенной этажности

3. СПАСАНИЕ ЛЮДЕЙ ИЗ ЗДАНИЙ ПОВЫШЕННОЙ ЭТАЖНОСТИ

ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

3.1. Анализ спасательных средств

3.2. Надувное тормозящее устройство «Спасатель»

3.3. Устройство «Спасате


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.115 с.