Спасание людей из зданий повышенной этажности — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Спасание людей из зданий повышенной этажности



Пожары, произошедшие в ЗПЭ, показывают, что осуществить эвакуацию всех людей до наступления в здании предельно допустимых значений опасных факторов пожара в большинстве случаев невозможно. Скорость распространения дыма и тепловых потоков настолько велика, что даже при работающей системе противодымной защиты люди могут быть блокированы в помещениях не только на этаже пожара, но и на других этажах.

Во время эвакуации людей и тушения пожара РТП должен постоянно поддерживать связь с центральным узлом пожарной связи (дежурно-диспетчерской службой). Люди, отрезанные огнём от путей эвакуации, часто звонят в пожарную охрану с просьбой о помощи. На дежурный состав ЦУС (ЦППС, ПСЧ) возлагаются задачи оказания посильной помощи гражданам. Для того, чтобы действия диспетчеров были эффективными, они должны пройти специальное обучение по приёму заявок о пожарах в ЗПЭ.

При поступлении заявки о необходимости оказания помощи дежурный диспетчер ЦУС (ЕДДС, ПСЧ) обязан (по возможности):

• установить местонахождение человека (корпус, подъезд, этаж, номер квартиры или гостиничный номер), которому необходима помощь; при обращении за помощью иностранцев руководствоваться соответствующими инструкциями, привлекать для уточнения ситуации переводчиков или знающих иностранный язык сотрудников;

• получить сведения об опасности, угрожающей жизни человека (задымление, высокая температура и т. д.);

• сообщить РТП о месте нахождения людей, жизни которых угрожает опасность;

• сообщить человеку, обратившемуся за помощью, о том, что пожарные подразделения направлены к месту пожара и в ближайшее время ему будет оказана помощь, и дать краткие рекомендации по мерам, которые следует принимать в возникшей ситуации;

• получить через заявителя сведения об опасности для жизни других людей, а также о возможности их самостоятельного передвижения;

• установить возможность использования для эвакуации существующих путей, а также зон (мест), где обеспечивается кратковременная безопасность пребывания людей, например балконы или лоджии с глухими простенками, зоны безопасности в зданиях последней постройки;

• указать людям возможные пути эвакуации;

• рекомендовать такие действия, как уплотнение притворов дверей, защиту органов дыхания, оказание помощи женщинам и детям;

• предупредить о недопустимости выпрыгивания из окон, расположенных на 3-м этаже и выше, и выхода на пути эвакуации, блокированные огнём и дымом;



• указать, при согласовании с РТП, возможные подручные средства спасания для осуществления перехода с этажа пожара на другие этажи;

• определить наиболее безопасные приёмы движения по задымленным помещениям и путям эвакуации;

• направить к месту пожара дополнительные силы и средства, необходимые для проведения спасательных работ;

• вести опросный лист на диспетчерском пункте при пожаре в ЗПЭ.

Пожарные подразделения по прибытию к месту пожара немедленно приступают к оказанию помощи людям. Учитывая особенности развития пожара в ЗПЭ, работы по эвакуации и спасанию людей следует осуществлять быстро. Эвакуация людей в первую очередь производится по незадымленным лестничным клеткам, пожарными лифтами, по маршевым лестницам и лестницам, соединяющим балконы и лоджии здания.

Время эвакуации по лecтничнoй клетке зависит от её высоты и конструктивно-планировочного решения, от натренированности, физической подготовленности и слаженности в работе личного состава пожарных подразделений. Результаты экспериментов по проведению спасательных работ в 28-этажном здании отражены в табл. 4.1.

В крайнем случае, допускается вывод людей через задымленные помещения в безопасные зоны с помощью аппаратов СК-4, запасных масок к противогазам, самоспасателей типа СПП-2,4, а также на балконы или лоджии с наветренной стороны здания. С подветренной стороны здания балконы и лоджии быстро задымляются, и пребывание на них небезопасно для людей. Это же относится к любым балконам и лоджиям в безветренную погоду. Спасательные работы можно проводить путём вывода людей к оконным проёмам с дальнейшим спуском их по автолестницам, при помощи спасательных верёвок, ручных пожарных лестниц и других специальных устройств или приборов. Однако обеспечить по автолестницам массовую эвакуацию из ЗПЭ невозможно, так как высота подъёма автолестниц ограничена и перестановка их в условиях пожара занимает много времени.



При решении РТП использовать для эвакуации людей автолестницы и коленчатые подъёмники, необходимо знать и учитывать их тактико-технические данные, и параметры работы.

На многих пожарах для эвакуации людей из ЗПЭ успешно использовался комбинированный способ применения автомобильных и ручных лестниц. Автомобильная лестница устанавливалась к горящему зданию и выдвигалась на максимальную высоту. Затем пожарные поднимались по ней со штурмовой лестницей и с её помощью проникали в вышележащие этажи.

Таблица 4.1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Действия Этаж Время, с
Подъём с первого этажа здания звена ГДЗС в составе 6 человек без включения в СИЗОД
То же, с включением в СИЗОД
Спуск на первый этаж здания звена ГДЗС в составе 4 человек со спасаемым (90 кг) без включения в СИЗОД
То же, с включением в СИЗОД
Спуск на первый этаж здания группы спасаемых из 8 человек в сопровождении трёх пожарных по не задымленной лестничной клетке

Путём подвешивания штурмовых лестниц на перила балконов (лоджий) можно оборудовать непрерывную цепочку по всей высоте ЗПЭ и проводить по ней спасание людей.

При этом необходимо обеспечить надёжную страховку спасаемых, для чего используют спасательные верёвки и выставляют на каждом балконе (лоджии) пожарных.

Определённые проблемы возникают при необходимости подвешивания штурмовых лестниц за подоконники, когда окна заполнены стеклопакетами. В таких случаях штабу пожаротушения и РТП требуется принимать зачастую нестандартные меры по вскрытию остекления для подвешивания лестниц.

В зависимости от обстановки на пожаре, когда все эвакуационные пути отрезаны огнём, возможна эвакуация людей на покрытие ЗПЭ или крыши прилегающих к нему зданий. В этом случае на покрытии вместе со спасаемыми людьми обязательно должны присутствовать пожарные, задача которых заключается в предотвращении паники и оказании необходимой помощи людям.

Людей, потерявших сознание и неспособных самостоятельно передвигаться, выносит личный состав пожарных подразделений. При наличии в здании иностранцев необходимо с момента прибытия на пожар принимать меры для отыскания переводчиков или знающих иностранные языки людей, с последующим привлечением их к работе в штабе пожаротушения.

Если РТП после проведения разведки убедится в отсутствии реальной угрозы для жизни находящихся в ЗПЭ людей, то спасание производить не следует. В этом случае необходимо принять меры для предотвращения паники, обратиться к гражданам непосредственно или через администрацию с успокаивающим заявлением.

Спуск людей из многоэтажного здания может осуществляться с помощью лифтов. При аварийных ситуациях, согласно норм пожарной безопасности, лифты и другие механические средства транспортирования людей, при определении расчётного времени эвакуации, не учитываются.

Как показали уроки пожаров, а также расчёты и пожарно-тактические учения, эвакуацию людей по лестницам можно считать безопасной только для зданий, не превышающих 10-12 этажей. При эвакуации из более высоких зданий на лестницах образуются людские потоки высокой плотности, что увеличивает время пребывания людей в горящем здании и делает эвакуацию небезопасной. Поэтому в аварийных условиях лестницы многоэтажных общественных зданий могут быть использованы только для частичной эвакуации. Так, в 20-этажных зданиях время движения при вынужденной эвакуации по лестнице составляет 15÷18 мин, в 30-этажных -25÷30 мин. Задержка эвакуации на 2 мин приводит к тому, что успешно могут покинуть здание только 13 % людей. Недостаточная надёжность систем противодымной защиты может сделать эвакуацию пешим порядком из высотных зданий невозможной, из-за нарастания смертельных параметров опасных факторов пожара на путях эвакуации.

Использование автолестниц и коленчатых подъёмников для спасания не всегда возможно, т.к. большинство пожарных частей в России оснащено автолестницами 30-метровой длины, что соответствует уровню 9÷10-этажного здания.

 

Таким образом, здания повышенной этажности с массовым пребыванием людей должны иметь, в качестве дополнительных средств эвакуации, специальные средства спасания, характеризующиеся высокой пропускной способностью, безопасностью, малым временем эвакуации и не требующие от людей специальных знаний и навыков для их использования.

Основным элементом, обеспечивающим безопасный спуск людей с высоты в спасательных устройствах, является эластичный рукав, принцип действия которого основан на создании достаточной силы трения между стенками рукава и одеждой спускающегося внутри него человека. Скорость спуска в рукаве может регулироваться непосредственно спасаемым за счёт изменения положения частей тела или спасателями, находящимися на земле: рукав можно отклонить от вертикали, закрутить или пережать руками. Спасательный рукав пригоден для спуска людей любого возраста, комплекции, физического и психического состояния. При пользовании спасательным рукавом люди не испытывают страха высоты.

Наиболее быстро и эффективно спасательный рукав может быть использован при его стационарном размещении в здании в зоне возможного потока или скопления людей.

Использование спасательного рукава на коленчатом подъёмнике позволяет существенно повысить производительность спасательных операций.

Основные препятствия по спасанию людей из зданий повышенной этажности следующие:

• отсутствие подъездных площадок, наличие стилобата по периметру здания, что затрудняет, а порой делает невозможным установку передвижных средств, предназначенных для спасания людей во время пожара;

• недостаток (или отсутствие) передвижных средств, необходимых для спасания людей с 14-го этажа и выше;

• продолжительная (20÷30 мин) установка автолестниц;

• отсутствие индивидуальных спасательных устройств;

• отсутствие возможности использовать лифты;

• недостаточная подготовленность личного состава пожарной охраны к организации и проведению массовых спасательных работ во время пожара.

Эвакуационные и спасательные работы проводят с учётом обстановки на пожаре, наличия сил и средств, психического состояния людей. Определяя количество дополнительных сил и средств, РТП должен оценить, какая обстановка на пожаре может сложиться к моменту прибытия и включения их в непосредственную работу.

Спасательные работы в случае угрозы жизни людей следует начинать немедленно и привлекать для этого максимально возможное количество сил и средств.

Эвакуацию и спасание людей предусматривают следующими способами:

• самостоятельный выход людей из здания (помещений) в безопасном направлении;

• вывод людей, в сопровождении или без него, по лестничным клеткам и наружным эвакуационным лестницам, а также через наружные переходы (лоджии, балконы) и люки в перекрытиях из секции в секцию, через балконные лестницы на ниже- и вышерасположенные этажи;

• вынос людей в безопасные места из зданий или внутри зданий (может проводиться способом «за руки-ноги», на плече, на руках, с помощью «крестовины»);

• спуск людей с применением спецтехники (автолестниц, коленчатых подъёмников, вертолётов), штурмовых и выдвижных лестниц, спасательных верёвок, индивидуальных спасательных устройств, спасательных рукавов.

При этом используются различные спасательные устройства — лестницы, крупные стационарные сооружения, канатно-спусковые устройства, желоба-спуски, амортизационные устройства, спасательные надувные прыжковые матрацы (подушки) и др.

Для спасания людей используют крыши соседних зданий с последующим переводом людей на лестничные клетки и выводом их из здания.

При массовой эвакуации по лестничным клеткам и переходам на путях эвакуации выставляют пожарных, которые должны обеспечить быстрое и организованное продвижение людей к выходам и не допустить паники.

При спасании людей из зданий повышенной этажности целесообразно в массовом порядке применять пожарные автолестницы, коленчатые автоподъёмники, выдвижные и штурмовые лестницы, спасательные рукава, верёвки и одновременно производить вывод и вынос пострадавших по коридорам и маршевым лестницам звеньями и отделениями ГДЗС. Выдвижные пожарные лестницы устанавливают со стилобатов и перепадов крыши сблокированных корпусов зданий, примыкающих к горящему, а штурмовые лестницы при необходимости подвешивают последовательно одна за другой по «цепочке», начиная с вершины выдвижной лестницы или коленчатого подъёмника. Для большей устойчивости используют штурмовые лестницы с двумя крюками. При этом у каждой штурмовой лестницы (на «цепочке») выставляют пожарного, который удерживает лестницу и оказывает помощь спасаемым в передвижении и переходе с лестницы на лестницу. Спасаемых обязательно страхуют верёвками.

При отыскании людей тщательно проверяют все помещения, особенно на горящих и вышерасположенных этажах, и заблокированные кабины лифтов. Чтобы избежать повторного осмотра помещений, их соответствующим образом помечают (можно в штабе пожаротушения, у диспетчера пожарной связи, на посту безопасности ГДЗС и т.д.).

В табл. 4.2 приведены результаты экспериментальных данных по спасанию людей с помощью спасательной верёвки со 2, 3, 4-го этажей здания с высотой этажа 2,7 м. В процессе эксперимента варьировали вес спасаемых и этаж спасания.

Полный цикл спасания одного человека тремя пожарными с этажа здания при помощи спасательной верёвки состоит из следующих последовательных элементов данной операции:

• движение пожарных с целью отыскания спасаемого;

• движение пожарных со спасаемым к проёму;

• вязка спасательного кресла;

• надевание спасательного кресла на спасаемого;

• спуск спасаемого до безопасной зоны;

• снятие верёвки со спасаемого и подъём её на этаж спасания.

Время, затрачиваемое на снятие спасательной верёвки, составляет около 8 с, на вязку спасательного кресла около 21 с, на подъём спасательной верёвки — 17 с.

Время спасания с помощью спасательной верёвки зависит от этажа спасания: чем выше этаж, тем больше затраты времени на спасание.

Таблица 4.2

Спасание людей из здания с помощью спасательной верёвки

 

Этаж Вес спасаемого, кг / время спасания, с
31,3
31,8 34,4

В табл. 4.3-4.4 приведены результаты по спасанию людей (способом выноса) по лестничным маршам. Время спасания существенно зависит от веса спасаемого и этажа спасания.

Полный цикл спасания одного человека двумя пожарными способом выноса включает:

• движение пожарных в вертикальном (по лестничной клетке) и горизонтальном направлениях к месту возможного нахождения людей (без спасаемого);

• отыскание спасаемого;

• движение пожарных со спасаемым в безопасную зону.

Таблица 4.3






Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.013 с.